Морской гамбит: затопление кораблей черноморского флота

Советский крейсер красный кавказ

Конструкция[править | править код]

Характеристики корабля

Стандартное водоизмещение 7560 т, нормальное — 8200 т, полное — 9030 т.

Размеры: наибольшая длина 169,5 м; наибольшая ширина 15,71 м; осадка: при нормальном водоизмещении на миделе (в середине) 5,93 м; при полном водоизмещении — 6,17 м носом, 6,59 м кормой.

Скорость при наибольшей суммарной мощности — 26 узлов. Дальность плавания: при скорости 26 узлов — 700 миль; при скорости 14 узлов — 1490 миль.

Высота над ватерлинией: верхней палубы — 2,6 м, палубы бака от форштевня до 20-го шпангоута — 5,65 м; палубы бака от 20-го шпангоута до кормовой переборки зa 72-м шпангоутом — 4,75 м; палубы юта — 2,5 м; ходового мостика — 12 м; командно-дальномерного поста — 31 м; клотика — 37 м.

Бронирование

Главный бортовой пояс из 75-мм крупповской цементированной стали: пояс от 0 до 133 шпангоута, шпация (расстояние между шпангоутами) 1200 мм. Бронеплиты длиной 6 метров, верхняя кромка пояса на уровне нижней палубы, нижняя кромка — на уровне платформ (межпалубных настилов) бортового коридора. Пояс высотой 2,1 м над водой при нормальном водоизмещении возвышался на 0,85 м.

Верхний броневой пояс бортов из крупповской цементированной стали толщиной 25-мм, как и нижний, от 0-го до 133-го шпангоута. Верхняя линия пояса на уровне верхней палубы, нижняя — на уровне важней палубы. Высота бортового пояса — 2,305 м.

Нижняя палуба от 0-го до 133-го шпангоута и от борта до борта из 20-мм брони, верхняя палуба от 45-го до 86-го шпангоута от борта до борта, за исключением трёх поясов у диаметральной плоскости (1/4 длины корабля в средине) — из 25-мм брони повышенного сопротивления. У диаметральной плоскости 20-мм броневая палуба из обычной стали (от 45-го до 86-го шпангоута, ширина бронирования — три пояса у диаметральной плоскости).

Траверс на 133-го шпангоуте от нижней до верхней палубы и замыкал верхний бортовой пояс из 25-мм крупповской нецементированной стали. 75-мм крупповская цементированная сталь от платформы до нижней палубы замыкала главный бортовой пояс. Броневые колосники в дымоходах и вентиляционных шахтах на уровне верхней палубы из 20-мм обычной стали, кожухи дымовых труб из 20-мм крупповской нецементированной стали от нижней до верхней палубы, элеваторы из 20-мм крупповской нецементированной стали выше верхней палубы.

Стены одноярусной боевой рубки из 125-мм крупповской цементированной стали, крыша — из 75-мм крупповской нецементированной стали, платформа рубки — 50-мм крупповской нецементированной стали, основание рубки от верхней палубы до платформы рубки — из 25-мм крупповской нецементированной стали, труба защиты приводов и проводов от верхней палубы до платформы рубки — из 75-мм кованной, термически обработанной стали. Башни и их барбеты — 25-мм.

Главная энергетическая установка

10 котлов Ярроу (барабанный котёл шатрового типа с изогнутыми трубками). В первоначальном проекте котлы имели смешанное нефтеугольное питание, но выполнены только под нефтяное. 4 турбины Парсонса (турбина реактивного принципа, требовали установки экономических турбин для крейсерского хода).

Запас топлива (мазута) — 930 тонн нормальный, 1000 тонн полный, 1050 тонн наибольший возможный.

ТОП 5

Экс-командующий ЧФ возглавил весь российский флот

В Севастополе троллейбус сбил молодого мужчину на пешеходном переходе

В какой отрасли Севастополя самые высокие зарплаты

В Севастополе в ходе ремонта повредили историческое здание

Семья экс-губернатора Севастополя пойдет под суд в Британии

Показать все новости

Семья экс-губернатора Севастополя пойдет под суд в Британии

В Севастополе троллейбус сбил молодого мужчину на пешеходном переходе

Севастопольцев хотят осчастливить цирком и парком тигров

Владимир Путин в Севастополе набрал 92,60% голосов

Стало известно, когда из Севастополя в Инкерман снова пойдут катера

Показать все новости

Концерт в «Метро»

На концерт на передовую московские артисты летели с двумя «вертушками» сопровождения, которые по пути отстреливали «тепловые ловушки».

Над лопастями чистое голубое небо, нещадно жарит солнце, раскаляя металл оружия, а под ногами — как будто мягкие горы, хоть танцуй по ним. Спустились ниже: плоская вершина горы усеяна сожжённой советской техникой, искорёженными танками, как будто на дворе 1942-й. После приземления, не останавливая лопастей, артисты выгрузились из вертолёта, сфотографировались с десантниками — это были бойцы дивизии будущего президента Чечни Джохара Дудаева, и спросили: «А где же зрители и где будем играть?».

Зрители спускались с дальней горки: все в пыльной форме. Они только вернулись из Панджшерского ущелья (где находилась половина учебных лагерей повстанцев), через которое поставлялась основная масса оружия для душманов и лазурита в Пакистан. Наши бойцы-снайперы сидели на вершинах гор и «ловили» это караваны повстанцев.

Артисты встретили военных в чистых костюмах и белых рубашках, Ольга Аросева была в шляпке «Моника». Юрий Васильев вспоминает, что было какое-то чувство нереальности. Но артисты своими выступлениями дарили военным радость, их долго ждали. А после концерта Аросевой солдаты принесли будет горных цветов, при том что вокруг сплошная пустыня.

История создания[править | править код]

Строительство было санкционировано в июне 1912 года по «Программе усиленного судостроения на 1912—1916 гг.».

В Техническом бюро РСО под руководством подполковника М. И. Сасиновского был разработан эскизный проект, а затем и вычерчены теоретический и общего устройства чертежи легкого крейсера для Чёрного моря. Они были высланы фирме «Дж. Браун» (в Клайдбанке) для изготовления модели и испытания её в бассейне, что и было выполнено в мае 1913 года.

Крейсер был заложен на заводе «Руссуд» («Русское судостроительное общество» в городе Николаев 19 октября 1913 года. Кодовое имя — проект «Балашка». Наблюдающий за постройкой — корабельный инженер Н. И. Михайлов. К июню 1916 года корабль довели до 48 % готовности (от сдаточной). 28 мая при попытке спуска на воду корабль вошел в воду только частью кормовой оконечности. Только через полторы недели, когда поднялась вода в реке, двумя паровозами, шестью домкратами, плавучим краном и мерами по смещению центра тяжести удалось столкнуть будущий крейсер в воду. В январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены при готовности 55 %.

Постройка корабля была прервана немецкими и украинскими властями, которые уволили рабочих завода и начали вывоз оборудования в Германию[источник не указан 3181 день]. Центральный комитет по строительству легких крейсеров в Петрограде, оставшись без заводов, был вынужден разослать своим контрагентам письма такого содержания:

Совет Труда и Обороны СССР в 1924 году принял решение о возобновлении строительства крейсера. Но решение тогда осталось на бумаге.

16 марта 1926 года Реввоенсовет принял разработанный в научно-техническом комитете проект достройки крейсера, для вооружения которого решено было взять с ушедших на слом балтийских кораблей восемь 203-мм орудий.

14 декабря 1926 года строившийся как «Адмирал Лазарев» (крейсер типа «Адмирал Нахимов», тот же «Светлана», только для Чёрного моря) корпус был переименован в «Красный Кавказ». Только в начале 1927 года недостроенный корпус поставили для очистки от ржавчины в док, который он покинул в апреле. Работы в минимальном объёме удалось начать только в сентябре, и только в мае 1929 года, после утверждения проекта достройки, они развернулись в полном объёме. План вооружения корабля новыми 180-мм дальнобойными орудиями руководство ВМС включило в «Программу строительства Морских сил РККА на 1926/27 — 1931 год», со сроком начала государственных сдаточных испытаний — 1 мая 1931 года (к празднику).

Строитель — Николаевский судостроительный завод (завод им. А.Марти — одноимённый с Ленинградской судостроительной верфью). Завод «Большевик» — изготовление 180-мм орудий. Ленинградский металлический завод — изготовление и монтаж башенных установок. Ижорский завод — броня башенных установок. Заведующий достройкой (главный строитель) — инженер Л. И. Попандопуло.

1 июня 1930 года крейсер вновь попал для проведения достроечных работ в док и 9 сентября покинул его (условная дата вторичного спуска на воду). Из-за очевидной невозможности достройки к назначенному сроку его переносят — раз, потом другой, затем ещё.

В 1931 году за успехи на военных манёврах корабль был награждён Орденом Трудового Красного Знамени ЗСФСР

25 января 1932 года на корабле был поднят военно-морской флаг, символизирующий его вступление в состав Морских сил РККА.

«Красный Кавказ» — последний из строившихся в царской России кораблей, достроенных уже при Советской власти.

Литература[править | править код]

  • Апальков Ю. В. Российский Императорский флот 1914—1917. — Москва: Моделист-конструктор, 1998. — 32 с. — (Морская коллекция. № 4 (22) / 1998). — 4300 экз.
  • Воробьев Борис. Прорыв. Рассказ.- с. 345—362 — Антология «Приключения 1975», — 496 с. — М.: Молодая гвардия, 1975 г. — 150 000 экз.
  • Гущин А. М. Осенённые гвардейским стягом. — Москва: Молодая гвардия, 1975. — 125 с.
  • Залесский Н. А. Ещё раз о крейсерах типа «Светлана». — Москва: Морской сборник, 1999. — (Морской сборник. № 10—12 / 1999).
  • Министерство обороны СССР. Корабли и вспомогательные суда Советского военно-морского флота (1917-1927). — Москва: Воениздат МО СССР, 1981. — 589 с. — (Справочник).
  • Министерство обороны СССР. Боевая летопись военно-морского флота (1941—1942). — Москва: Воениздат МО СССР, 1983. — 496 с. — (Справочник).
  • Министерство обороны СССР. Краснознамённый Черноморский флот. — Москва: Воениздат МО СССР, 1987. — 334 с. — 30 000 экз.
  • Скворцов А. В. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ» (1926—1945) / Ред. В. В. Арбузов. — СПб.: Галея Принт, 2005. — 105 с. — ISBN 5-8172-0098-8.
  • Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». — Л.: Судостроение, 1990. — 264 с. — (Замечательные корабли). — 60 000 экз. — ISBN 5-7355-0121-6.
  • Чернышев А. Гвардейские крейсера Сталина: «Красный Кавказ», «Красный Крым», «Червона Украина». — М.: Эксмо, Яуза, 2013.

Устройство

Корпус и компоновка

При модернизации существенно изменилась архитектура крейсера, что хорошо заметно при сравнении с однотипными «Красным Крымом» и «Червоной Украиной». Корпус «Красного Кавказа» отличал гладкий надводный борт (отказ от казематных 130-мм пушек сделал ненужными бортовые спонсоны) и пониженная на 1 метр высота баковой надстройки. У носовой оконечности высота корпуса была сохранена прежней, так что там образовался полубак. Бортам полубака придали развал в верхней части, а форштевень приобрёл «клиперский» изгиб — для улучшения мореходности. При размещении двух носовых башен с подбашенными отделениями пришлось убрать переднюю из трёх дымовых труб, а также сместить назад носовую надстройку вместе с боевой рубкой и фок-мачтой. Грот-мачта была также смещена в корму, кормовая надстройка ликвидирована и на освободившемся месте размещена пневматическая катапульта для самолётов.

Современная система управления огнём потребовала усилить мачты для размещения на них командно-дальномерных постов; обе мачты стали треногими и приобрели более массивный вид.

Силовая установка

Турбина системы Парсонса со снятой верхней крышкой

Переделки не оставили места для носового котельного отделения, так что его пришлось ликвидировать. Чтобы оставшиеся котлы смогли обеспечить турбинам прежнюю мощность — пришлось перейти со смешанного (угольно-нефтяного) на полностью нефтяное отопление, а также предусмотреть возможность форсировать котлы на полном ходу корабля. Отказ от угля позволил расширить объём нефтяных цистерн за счёт ненужных более угольных ям. В результате силовая установка крейсера состояла из 10 нефтяных котлов Ярроу и 4 паровых турбин Парсонса, напрямую (без ТЗА) работавших на 4 трёхлопастных винта.

Турбина системы «Броун-Бовери-Парсонс» (такого же типа, что стояли и на «Красном Кавказе») в разрезе

Бронирование

«Красный Кавказ» был защищён 75-мм нижним и 25-мм верхним бронепоясом по всей длине корпуса. Пояс дополняли две 20-мм броневые палубы сверху и 50-мм траверз со стороны кормы; башни главного калибра прикрывала 25-мм броня, а боевую рубку 75-мм.

Экипаж и обитаемость

При вступлении крейсера в строй штатная численность экипажа составляла 600 человек.
По мере модернизаций и насыщения корабля новым оборудованием и вооружением экипаж разрастался с неизбежным «уплотнением» жилых помещений. К 1944 году экипаж достиг 878 офицеров и матросов.

Обитаемость крейсера — по крайней мере, при вступлении в строй — выгодно отличала его среди прочих кораблей советского флота. Достаточно просторные матросские кубрики были оборудованы стационарными койками (не подвесными, как на более старых крейсерах), хорошо отапливались и вентилировались; имелся хорошо оснащённый медблок, бани и душевые для команды.

Личные впечатления Ильи Ильфа и Евгения Петрова об их каюте на крейсере «Красный Кавказ»

…В каюте были две металлические койки, одна над другой, два железных шкафа, выкрашенных под дуб, железный письменный стол (под дуб), умывальник с зеркалом, вешалка и железная полочка. Полочка тоже была разрисована под дуб. Чья-то домовитая душа на верфи решила придать бесчувственному металлу добродушный семейный вид. Из-за этого мы никогда не могли привыкнуть к боевой обстановке каюты, вечно стукались коленками о гремящие железные тумбы письменного стола и ходили в детских синяках и ссадинах…
Илья Ильф, Евгений Петров, советские журналисты и писатели, в 1933 году совершившие путешествие на борту «Красного Кавказа»

Лента новостей

В Севастополе не могут справиться с застройкой горы Аскети

Будет ли в Армении антироссийская цензура?

Прифронтовые зоны: как жить дальше

Национализированный пансионат в Крыму уйдёт с молотка

«Война – это много работы» – боец элитного подразделения про СВО и «Севастопольские письма»

Боррель предложит потратить 90% доходов с активов России на оружие ВСУ

В Севастополе осудили членов промышлявшей разбоями и вымогательством ОПГ

Как премьер Венгрии Орбан ведёт двойную игру с Трампом

Депутаты предложили отменить транспортный налог. Почему это недопустимо?

Браконьер из Крыма ответит по закону за 10-миллионный улов

Река и открытый храм скоро появятся на территории «Нового Херсонеса» в Севастополе

Во время строительства экскаваторщик сделал неожиданную археологическую находку

Президент Путин поручил ФСБ поименно искать и наказывать предателей из ДРГ

Жители респектабельного ЖК пожаловались на нашествие бомжей

В Севастополе облегчат жизнь брошенным собакам

Названы страны, которые сильнее всего сидят на антидепрессантах

Первый гвардейский крейсер

Война застала «Красный Кавказ» в Севастополе. Впервые по позициям противника крейсер открыл огонь 11 сентября 1941 г., подавив румынскую батарею на подступах к Одессе. Принял участие «Красный Кавказ» и в десантной операции у Григорьевки 21 сентября 1941 г. Осуществив высадку десанта, крейсер поддерживал наступление артиллерийским огнем. В дальнейшем корабль совершил несколько походов в осажденную Одессу, а в период эвакуации гарнизона города одним из последних кораблей покинул порт приняв на борт около 1800 человек из числа защитников города.

Самыми тяжелым испытанием для экипажа крейсера стало участие в высадке десанта на Керченский полуостров. 29 декабря в порту Феодосии «Красный Кавказ» попал под артиллерийский и минометный огонь, получив несколько прямых попаданий. 4 января 1942 г. следуя с десантом из Туапсе в Феодосию крейсер подвергся атаке немецких бомбардировщиков. Несмотря на то, что прямых попаданий удалось избежать, пять бомб разорвались в непосредственной близости от борта и корабль получил серьезные повреждения и с трудом вернулся в Туапсе. Корабль был поставлен на ремонт, который занял более семи месяцев. По опыту боевых действий было усилено зенитное вооружение крейсера. 3 апреля 1942 г. экипаж крейсера был удостоен звания гвардейского. К моменту присвоения гвардейского звания крейсер совершил 30 боевых походов, провел 32 стрельбы по позициям противника, отразил 67 авианалетов. перевез более 25 тыс. человек.
После завершения ремонта в августе 1942 г. «Красный Кавказ» принял участие в обороне Туапсе. К тому времени, наряду с Поти и Батуми, Туапсе служил одной из трех основных баз Черноморского флота. Так, только в период с 11 по 17 сентября 1942 г. крейсер совершил три похода из Поти в Туапсе, осуществляя переброску стрелковых частей. В октябре крейсер так же привлекался к перевозке войск и грузов. 20 октября корабль подвергся атаке четырех немецких торпедных катеров, выпустивших восемь торпед, которые прошли мимо цели. Всего за время обороны Туапсе «Красный Кавказ» осуществил транспортировку 9718 человек, доставил значительное число вооружения и других грузов.

В феврале 1943 г. «Красный Кавказ» был привлечен к огневой поддержке десанта под Новороссийском, выпустив по позициям противника 75 180-мм и 299 100-мм снарядов. В мае 1945 г. после очередного ремонта крейсер был переведен в Севастополь. 24 июня 1945 г. на Параде Победы в Москве среди знамен наиболее отличившихся частей гвардейский флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесен по Красной площади сводным полком наркомата ВМВ. В 1947 г. «Красный Кавказ» был переклассифицирован в учебный корабль, а осенью 1952 г. разоружен и превращен в корабль-цель. 21 ноября 1952 г. крейсер был потоплен у берегов Крыма при испытании противокорабельной ракеты.
Несколько иначе сложилась судьба двух других крейсеров. «Профинтерн», переименованный в «Красный Крым» прошел всю войну, был удостоен звания гвардейского и исключен из состава флота в 1957 г. Гораздо короче оказалась «биография» крейсера «Червона Украина», который погиб при отражении вражеского авианалета в Севастополе в ноябре 1941 г.

Список статей о кораблях Черноморского флота ВМФ СССР

Линейные корабли

  • Парижская коммуна (1921), бывш. «Севастополь», после 1943 года вновь «Севастополь»
  • Новороссийск (1948)

Крейсеры

Артиллерийские крейсера

  • Червона Украина (1922)
  • Красный Кавказ (1926)
  • Красный Крым (1913)
  • Ворошилов (1937)
  • Молотов (1939)
  • Фрунзе (1940)
  • Куйбышев (1940)
  • Дзержинский (1950)
  • Жданов (1950)
  • Адмирал Нахимов (1951)
  • Адмирал Ушаков (1952)
  • Михаил Кутузов (1952)
  • Легкий крейсер «Керчь» (1932)
  • Коминтерн (1901)
  • Противолодочный крейсер «Ленинград» (1965)

Ракетные крейсера

  • Москва (1982), до 1996 года «Слава»
  • Грозный (1961)
  • Адмирал Головко (1961)

Лидеры ЭМ и эскадренные миноносцы

Лидеры ЭМ

  • Москва (1934)
  • Харьков (1934)
  • Лидер «Ташкент» проекта 20И (1937)

Эскадренные миноносцы

  • Бдительный (1936)
  • Бдительный (1947)
  • Безбоязненный (1951)
  • Безжалостный (1949)
  • Беззаветный (1950)
  • Безотказный (1951)
  • Безудержный (1947)
  • Безукоризненный (1951)
  • Безупречный (1936)
  • Безупречный (1947)
  • Беспокойный (1950)
  • Беспощадный (1936)
  • Беспощадный (1949)
  • Бесследный (1953)
  • Бессменный (1951)
  • Бесстрашный (1947)
  • Бесшумный (1950)
  • Благородный (1953)
  • Блестящий (1952)
  • Бодрый (1935)
  • Боевой (1947)
  • Бойкий (1936)
  • Бравый (1952)
  • Буйный (1947)
  • Бурный (1948)
  • Бурливый (1953)
  • Бывалый (1952)
  • Быстрый (1936)
  • Быстрый (1948)
  • Дзержинский (1915)
  • Железняков (1915)
  • Занте (1915)
  • Калиакрия (1915)
  • Корфу (1915)
  • Левкас (1915)
  • Летучий (1928)
  • Лихой (1928)
  • Ловкий (1913)
  • Настойчивый (1954)
  • Напористый (1955)
  • Находчивый (1954)
  • Незаможник (1917)
  • Несокрушимый (1954)
  • Огневой (1940)
  • Огненный (1947)
  • Оживленный (1951)
  • Озаренный (1948)
  • Озорной (1948)
  • Отзывчивый (1950)
  • Отчаянный (1950)
  • Петровский (1915)
  • Пламенный (1954)
  • Пылкий (1951)
  • Сведущий (1952)
  • Свободный (1936)
  • Серьезный (1951)
  • Смышленый (1936)
  • Смышленый (1952)
  • Совершенный (1936)
  • Совершенный (1950)
  • Сознательный (1953)
  • Солидный (1951)
  • Сообразительный (1939)
  • Способный (1936)
  • Фрунзе (1911)
  • Шаумян (1915)

{`content`}

  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») II серии
  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХI серии
  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХIII серии
  • Подводные лодки типа Л («Ленинец») ХIII-1938 серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») III серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») V серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») V-бис
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») V-бис-2 серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») Х серии
  • Подводные лодки типа Щ («Щука») Х-бис серии

Подводные лодки типа П («Правда») IV серии

  • Подводные лодки типа М («Малютка») VI серии
  • Подводные лодки типа М («Малютка») VI-бис серии
  • Подводные лодки типа М («Малютка») XII серии
  • Подводные лодки типа М («Малютка») ХV серии
  • Подводные лодки типа С («Средняя») IХ серии
  • Подводные лодки типа С («Средняя») IХ-бис серии

Подводные лодки типа К («Крейсерская») ХIV серии

Знаки отличия

Орден Красного Знамени

За боевые заслуги 18 кораблям, частям и соединениям Черноморского флота присвоено гвардейское звание (среди них – крейсеры «Красный Кавказ» и «Красный Крым», эскадренный миноносец «Сообразительный», тральщик «Защитник», подводные лодки М-35, М-62, С-33, Щ-205, Щ-215, 2-я минно-торпедная авиадивизия), 59 награждены орденами (среди них – Севастопольская бригада подводных лодок, Севастопольская бригада торпедных катеров, линейный корабль «Севастополь», крейсер «Ворошилов», эскадренные миноносцы «Беспощадный», «Бойкий», «Железняков», «Незаможник», подводные лодки Л-4, М-111, М-117, С-З, Щ-201, Щ-209, 11-я штурмовая авиадивизия, Таманская морская стрелковая бригада), 44 частям и соединениям присвоены почётные наименования; тысячи черноморцев награждены орденами и медалями, свыше 200 удостоены звания Героя Советского Союза.

За боевые заслуги, массовый героизм и мужество в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верх. Совета от 7 мая 1965 года Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.

Вооружение и авиагруппа

Главный калибр

Главный калибр перестроенного крейсера составили новые 60-калиберные 180-мм орудия Б-1-К в четырёх одноорудийных башнях.

Кормовые башни главного калибра крейсера «Красный Кавказ»

Вес бортового залпа, несмотря на сокращение числа стволов, существенно увеличился (4*97,5=390 кг против 8*33,5=268 кг). При этом 180-мм орудия били почти вдвое дальше — до 211 кбт (39 км), против 122 кбт (22,3 км), которые обеспечивали 130-мм пушки. Вероятность поразить цель возросла благодаря башенному расположению и новой системе управления огнём. Техническая скорострельность новых пушек благодаря механизированному заряжанию почти не уступала первоначальным — 5-6 выстрелов в минуту на ствол против 6-8 для 130-мм.

Башня МК-1-180 «Красного Кавказа» в разрезе

Недостатком пушек главного калибра признавался их низкий ресурс (по 55 выстрелов полными зарядами на ствол), что было следствием высоких баллистических данных. Тем не менее, по главному калибру «Красный Кавказ» имел качественное превосходство над большинством лёгких крейсеров своего времени.

Вспомогательная и зенитная артиллерия

Зенитное вооружение по проекту сохранялось на уровне стандартов минувшей войны, в виде четырёх 76-мм зениток системы Лендера. При вступлении в строй эти пушки заменили на более новые 102-мм установки Б-2 и дополнили четырьмя 45-мм полуавтоматами 21-К. В 1934 году в Италии были закуплены вполне современные на то время спаренные 100-мм зенитные установки Минизини; 4 такие установки на «Красном Кавказе» заменили собою установки Б-2 и довели зенитные возможности крейсера до приемлемого на середину 1930-х годов уровня. Во время войны зенитное вооружение «Красного Кавказа» неоднократно усиливалось. 45-мм пушки уступили место более совершенным 37-мм, на месте демонтированной катапульты и самолётов появилось 6 дополнительных 37-мм установок.

Зенитное воружение «Красного Кавказа»: на переднем плане 37-мм автомат 70-К, далее видны 100-мм спаренные установки Минизини

В 1942 году при ремонте установили ещё две 100-мм спаренных установки Минизини, а на крышах возвышенных башен главного калибра были смонтированы полученные от англичан по ленд-лизу счетверённые 12,7-мм зенитные пулемёты «Виккерс». На корме, позади башен ГК, установили побортно две 76,2-мм зенитные установки 34-К.

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение, по первоначальному проекту включавшее в себя лишь 2 однотрубных установки, на «Красном Кавказе» возросло до 4 трёхтрубных 450-мм торпедных аппаратов.

На борт крейсер мог брать до 100 мин и до 55 глубинных бомб (после ремонтов и переоборудований число глубинных бомб уменьшилось до 40).

Авиационное вооружение

Авиационное вооружение «Красного Кавказа» по проекту включало в себя два гидроплана-разведчика КР-1 и пневматическую катапульту К-3. Фактически крейсер вступил в строй без катапульты, она была смонтирована лишь в 1935 г.; к 1938 г. все КР-1 были списаны по износу, и катапульту с «Красного Кавказа» во время ремонта 1939-1940 демонтировали.

Какой же я захватчик?

«На авиабазе в Баграме у нас было много концертов, — вспоминает Юрий Васильев. — И после первого концерта вышли на сцену 11 офицеров. В качестве подарка они нам вручили форму. Мне также подарили командирскую фуражку со звездой, я сразу отдал её Ольге Аросевой, как нашему командиру. Также выдали 30-килограммовые бронежилеты, мы всего один раз использовали — слишком тяжёлые, а форму надели».

Военные посоветовали артистам при движении колонны сидеть на броне бэтээра, поскольку, если граната попадёт внутрь бронемашины, то там всех размажет по стенке, а тех, кто на броне, — разбросает в стороны. Поэтому артисты сели на броню, а концертные костюмы спрятали внутрь машины.

«Когда сидишь на броне в военной форме, через кишлак проезжаешь… Дети бегут за тобой, кричат: „Шурави!”. Женщины смотрят. И неловкое чувство возникает, что ты захватчик», — рассказывает Юрий Васильев, поясняя, что с реальностью это чувство не имеет ничего общего.

Это ударило по сердцу и врезалось в память именно потому, что самоощущение себя в тот момент стало поперёк его главной ценности — искренности. Его просто «загримировали», облачив в военную форму, поместили в «декорации», и в этих условиях он был зрителем, а «артистами» были другие — российские военные и те, кто им противостоял.

Водка с ядом

Перед поездкой артистов предупредили, что в Афганистане очень плохая вода. Также предостерегли, что, если покупать водку в Кабуле, то её нужно проверять, потому что водку травили. Поэтому брали кусочек сахара и капали на него водкой. Если сахар синел, значит, водка отравленная.

Артистам сказали, чтобы с собой для дезинфекции взяли виски. Только виски. Но в 1986 году достать виски было невозможно, он не продавался, как сейчас, в магазинах. Пришлось через знакомых стюардов, которые летали за границу, достать этот дорогущий виски. А в ночь перед вылетом в Кабул, куда группу сопровождал подполковник Серов, вышел закон, что провоз алкоголя в Афганистан запрещён. И артисты оставили всё спиртное в Доме офицеров, не повезли, иначе бы его всё равно забрали.

Интересно, что возглавляла группу московских артистов уже ставшая известной на весь Союз Ольга Аросева («Кабачок „13 стульев”», «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники»). Она про антиалкогольный закон ничего не знала. И когда военные её узнали, то даже не досмотрели перед посадкой на борт, и всех остальных артистов не досмотрели, поскольку Аросева сказала, что это все с ней. В итоге в Афганистане алкоголь был только у неё.

Примечания

  1. В честь Михаила Лазарева, русского флотоводца и исследователя XIX века.
  2. В честь Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики (ЗСФСР), входившей тогда в состав СССР. Ещё во время постройки ЗСФСР приняла шефство над крейсером.
  3. В повреждённой башне пришёл в сознание один из комендоров, Василий Покутный. Обжигая руки и лицо, он сквозь клубы удушливого дыма добрался до горящего заряда, схватил картуз руками, вытащил его из элеватора и, навалившись всем телом, начал гасить пламя. Краснофлотец снова потерял сознание, но, вытащив заряд из элеватора, он предотвратил распространение пожара в погреб. Подоспела помощь — старший артэлектрик Павел Пилипко и комендор Пётр Пушкарёв. Броневая дверь башни была задраена, пришлось проникать внутрь через аварийный лаз. Открыв изнутри броневую дверь, Пушкарёв выбросил на палубу горящие заряды, а также вытащил наружу обожжённого Покутного.
  4. От имени экипажа клятву произносил командир крейсера, Алексей Матвеевич Гущин: «Именем героических советских моряков, памятью павших наших боевых товарищей, зверски замученных фашистами наших матерей, отцов и детей, принимая гвардейское знамя, клянёмся Родине и великому Сталину бить врага по-гвардейски, по-севастопольски. Будем высоко нести гвардейское знамя и никогда не спустим его перед врагом. За Родину, за Сталина! Смерть немецким оккупантам!»
  5. Приведены звания в период командования крейсером, для Н. Ф. Зайца — с 1935 года (до того командирам советского флота личные звания не присваивались).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: