Подводная лодка к-3. первый атомоход советского флота

17 июля 1962 года советская атомная подводная лодка первой достигла северного полюса

Вооружение

Минно-торпедное вооружение

Торпеда 53-38

Торпеда 53-39

53-38, 53-38У и 53-39

В отличие от минного заградителя «Ленинец» на подлодках серии XIV постановщик и мины «ЭП-36» были расположены в специальной минно-балластной цистерне, а не в кормовых трубах. Устройство минно-балластной цистерны позволяло проникать в нее изнутри прочного корпуса через люк. Само минное устройство прошло испытания на подлодке «Форель». При постановке мины перемещались электролебедкой по рельсам и сбрасыванием под корпус через два люка, выполненных в легкой обшивке цистерны. Рукоятку рычага вывели на пост управления сбрасывания мин.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Пушка 21-К

Артиллерийское вооружение подводных лодок представляло собой два орудия Б-24ПЛ калибра 100 мм образца 1938 года и два полуавтоматических орудия 21-К калибра 45 мм образца 1933 года. Боезапас каждого 100-мм орудия составлял 200 патронов (по некоторым данным данные орудия являлись модернизированными и их боезапас составлял по 400 выстрелов). Боезапас 45-мм орудий — по 600 выстрелов, углом возвышения до 85 градусов. Часть патронов хранилась в ограждении рубки в специальных герметичных кранцах. 100-мм орудия устанавливались на поворотных площадках, имевших фальшборт с трех сторон. Чтобы увеличить углы обстрела кормовой 21-К в бортах выполнили откидные панели, которые в ходе войны заменили постоянными вырезами с фальшбортами. Зенитное вооружение усиливалось двумя выносными пулеметами «Максим» калибра 7,62 мм.

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

К. И. Малафеев у перископа ПЛ «К-3»

Подводная лодка была оснащена двумя перископами большой светосилы, также приспособленными для ведения фотосъемки. Оптическая длина составляла 8,5 м, ход — 4 м. Радиостанции подлодки были способны обеспечить устойчивую радиосвязь даже на дальних дистанциях. Основным средством получения от базы информации служил длинноволновый приемник «Дозор», передатчиком — коротковолновый «Скат». Передатчик «Окунь» фактически являлся резервным.
Подводная лодка «К-3» стала единственной из всей серии которую оснастили пневматическими сетепрорезателями «Краб-3». Всего было установлено восемь устройств: 4 в форштевне, 2 в диаметральной плоскости на верхней палубе и 2 на горизонтальных рулях. Работа сетепрорезателей не вызывала нареканий, однако в боевых условиях применения не нашли.

История подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол»

Создание советской атомной подводной лодки было одной из первоочередных задач в послевоенное время. Постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1952 года «О проектировании и строительстве объекта 627» было положено начало этому грандиозному проекту. Главным конструктором назначили Владимира Николаевича Перегудова.

Проектирование заняло один год, затем началось строительство АПЛ К-3.

Строить К-3 начали в сентябре 1955 года на заводе №402 в Молотовске (Северодвинск).

9 августа 1957 года К-3 спустили на воду, а через месяц запустили реакторы.

Впервые в СССР ход лодки под атомной установкой осуществился в июле 1958 года.

2 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием в Северодвинске. В октябре 1959 года перешла в Западную Лицу.

Итак, как первая АПЛ, «Ленинский комсомол» прошла много разных изменений за время службы. В походах она провела более 14 тысяч часов. Первые походы отчетливо давали понять, какие недоработки нужно устранить, какие параметры изменить, поэтому после каждого похода в конструкции что-то модернизировали.

Поход к Северному полюсу в истории К-3 самый продолжительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Это был июль 1962 года. Естественно, что все предыдущие походы, хоть и были короче и ближе, сыграли важную роль в подготовке к длительному походу. Они показали специалистам, что нужно сделать, чтобы не потерять АПЛ вместе с экипажем.

Кстати, свое название «Ленинский комсомол» атомная подводная лодка К-3 унаследовала после этого похода от другой подводной лодки, дизельной, которая в 1943 году погибла в одном из боевых походов.

В истории АПЛ К-3 есть и трагический момент. В сентябре 1967 года во время одного из боевых дежурств на судне случился пожар. Гибели судна, взрыва торпед удалось избежать, но в ту злополучную ночь погибло 39 членов экипажа К-3.

Из боевого состава флота лодка была выведена в 1988 году, а в 1991 окончательно вывели из состава Северного флота и направили на утилизацию.

К счастью, эта подводная легенда не стала грудой металла. В 2008 году было принято решение сделать из «Ленинского комсомола» музей. Наконец, в 2023 году К-3 стала одним из главных экспонатов Музея военно-морской славы в Кронштадте. До 27 декабря 2023 года «Ленинский комсомол» можно было посмотреть только с внешней стороны, а теперь можно пойти внутрь с увлекательнейшей экскурсией.

«Эффект начальства» и первый пуск реактора

В то время, когда К-3 заканчивала швартовные испытания, на «Севмаш» прибыл заместитель председателя Совета Министров СССР Дмитрий Устинов. Он хотел сократить время мероприятий и как можно быстрее провести следующий ответственный этап — физический пуск реактора. Нужно было исключить возможные осложнения. Дмитрий Федорович был достаточно информирован и спрашивал научного руководителя строительства АПЛ Анатолия Александрова о возможности пуска, мотивируя это тем, что все зависит только от академика.

Ответ Анатолия Петровича был таким: «У нас действительно все готово. Приступим к физпуску, как только вы уедете. Физический пуск — дело серьезное. Когда на нем присутствуют высокопоставленные лица, обязательно что-нибудь пойдет наперекосяк». Этот феномен он назвал «эффектом начальства». Другого ответа Устинов не добился и уехал. Физпуск реактора был назначен незамедлительно.

Глобальное присутствие

С К-3 начался серийный выпуск атомных подводных лодок проекта 627А «Кит». Всего в период с 1958-го по 1964-й год было построено 12 таких субмарин. Как свидетельствуют специалисты, первые советские атомные лодки, имея вдвое более мощную ядерную энергетическую установку и хорошие скоростные качества, чем у американских АПЛ, уступали им в скрытности. Но как бы там ни было, с проекта 627 «Кит» гонка подводных ядерных вооружений перешла в практическую плоскость.

Уже к 1961 году советский флот имел девять атомных лодок — четыре ракетных и пять торпедных. Тогда же начала складываться концепция глобального присутствия ВМФ СССР в стратегически важных районах Мирового океана, одной из форм которой стала боевая служба. Атомные подводные лодки совершали плавания в Северную и Центральную Атлантику, в Средиземное море, выполняли межтеатровые переходы между Северным флотом и Тихоокеанским подо льдами, активно осваивали Арктику.

К системному несению боевой службы советские подводники приступили в 1963 году, а с сентября 1966-го боевая служба стала непрерывной, как и холодная война.

Радиация на АПЛ от светознаков

Когда в декабре 1958 года на «Севмаше» заканчивались испытания К-3, то возникли вопросы по радиационной обстановке. Однако причиной послужил не реактор, а обилие светознаков постоянного свечения с добавками радия. Аварийная служба ВМФ отказалась их снимать, кроме того, поддержка была получена со стороны главнокомандующего Военно-морским флотом Сергея Горшкова. Тогда научный руководитель строительства Анатолий Александров и председатель государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению Борис Бутома отломали от одного знака кусочек и незаметно положили в карман Сергею Георгиевичу. На выходе из АПЛ сработала сигнализация. Побледневший вахтенный попросил главкома вернуться, пройти помывку и переодевание. После того как Горшкову открыли причину инцидента, все знаки были сняты.

Символ морской славы России

 – Обнинск мы называем родиной атомного подводного флота страны. Поэтому ветераны-моряки высказали пожелание создать в этом городе памятник всем морякам – первопроходцам атомного флота, используя ходовую рубку одной из списанных атомных подводных лодок первого поколения. Эти субмарины – свидетельство тому, что промышленность нашей страны даже в тяжелейших условиях послевоенного периода могла создавать сложнейшую технику, а моряки российского флота в любых обстоятельствах выполняли свой воинский долг.
Предполагали взять рубку АПЛ К-3. Но уже тогда ее готовили для создания музея. Поэтому по согласованию с руководством ВМФ и судоремонтного завода «Звезда» нам доставили с Дальнего Востока в Обнинск рубку АПЛ К-14 – также заслуженной подлодки первого поколения атомных субмарин. Она и стала основой мемориала «Первопроходцам атомного подводного флота», спроектированного заслуженным художником России Александром Шубиным.

А К-3 «Ленинский комсомол» как один из символов морской славы России теперь займет почетное место в музее в Кронштадте.

АПЛ К-3 – это технологический прорыв в области мирового подводного кораблестроения. Создание АПЛ К-3 открыло новую эпоху в освоении подводного мира, что сравнимо с геополитической значимостью запуска пилотируемого космического аппарата «Восток» с космонавтом № 1 Юрием Гагариным на борту.


Чтобы доставить субмарину к месту теперь уже постоянной стоянки, ее в районе Выборга погрузили на плавучий док, на котором она вернулась в Кронштадт. Затем подлодку размонтировали на две части, что было необходимо сделать для ее перевозки через город.


Фото предоставлены Олегом Фалеевым 
и из открытых источников.
Автор новости: Нина ЗАМАХИНА

Спасая экипаж и корабль

 – За время службы мне довелось с 1966 по 1968 год в составе второго экипажа под командованием Анатолия Жукова ходить в море на АПЛ К-3 «Ленинский комсомол», участвовал в учениях, в нескольких походах – всего более 60 суток. Дивизия, в составе которой были атомные подводные лодки проекта 627, базировалась в Западной Лице.
В 1967 году, когда АПЛ К-3 возвращалась на базу с боевой службы в Средиземном море, в носовом торпедном отсеке из-за образовавшегося порыва в одном из узлов системы гидравлики случился пожар. Командир второго отсека Анатолий Маляр, жертвуя в том числе и своей жизнью, закрыл дверь переборки изнутри горевшего отсека, чтобы не допустить распространения пожара по кораблю. Таков закон подводников. И подводная лодка самостоятельно вернулась в базу. Тогда погибло 39 моряков, посмертно они были награждены орденом Красной Звезды.
Вот тогда, в 1967 году, когда АПЛ К-3 готовилась уходить на боевую службу, я получил приказ заменить находившегося в отпуске командира боевой части первого экипажа и прибыл на корабль. Но за несколько часов до отхода командир вернулся, и я, пожав ему руку, остался на берегу. А когда корабль возвратился на базу, нашему экипажу довелось участвовать в ликвидации последствий аварии, выгрузке тел погибших членов экипажа. После чего подлодку перевели на Северодвинский завод, где она была отремонтирована в короткий срок и продолжила службу.

Описание конструкции

Корпус

Рабочий чертеж подводной лодки типа «К»

Конструкция подводной лодки «К-3» — двухкорпусная. Прочный корпус имел цилиндроконическую форму диаметром 5,7 м. Сборка осуществлялась при помощи клепки. Использовались стальные конструкции толщиной 18 — 22 мм. Прочная рубка подводной лодки размещалась над отсеком № 3 и представляла собой горизонтальный цилиндр (диаметр 2,3 м) со сферическими концевыми переборками. В ней был размещен главный командный пункт. Также она могла использоваться в качестве шлюзовой камеры. Переборки между отсеками 1-2, 2-3, 5-6 сферические. Переборка между отсеками 3-4 плоская. Все эти переборки были рассчитаны на давление 10 кгс/см2. Переборки между отсеками 4-5, 6-7 плоские, но рассчитаны на давление 2 кгс/см2. Концевые переборки — литые, сферические. При изготовлении легкого корпуса лодки использовались 6-мм стальные листы соединенные сваркой.
Корпус разделялся на семь отсеков в которых находились:
1. Носовой торпедный отсек, служащий для размещения 6 торпедных аппаратов, 10 запасных торпед на стеллажах, жилое помещение матросов;
2. Аккумуляторный, жилые помещения офицерского состава, кают-компания;
3. Центральный пост;
4. Аккумуляторный, кают-компания старшин, кубрик;
5. Главных дизельных моторов;
6. Вспомогательный дизель, главные электромоторы, жилое помещение матросов;
7. Кормовой торпедный отсек (2 торпедных аппарата размещенных горизонтально), жилое помещение матросов.
Отсеки № 1, 3, 6 и 7, представляли собой отсеки-убежища, которые были оборудованы постами аварийного продувания главного балласта.

Энергетическая установка и ходовые качества

Подлодка была оснащена двумя главными дизельными двигателями надводного хода типа 9ДКР (мощность каждого 4200 л. с. при 400 об/мин, разработаны ленинградским заводом «Русский дизель»), вспомогательным дизель-генератором (дизель 38К8 и генератор ПГ84/42) и двумя электродвигателями типа ПГ11 (мощность каждого 1200 л. с. при 235 об/мин). Аккумуляторные батареи типа «С» были разделены на 4 группы (соединение между собой параллельное) по 60 элементов, размещавшихся в трюмах отсеков № 2 и 4. Скорость подводных лодок типа «К» во многом зависела от состояния моря. По данным ГМШ, 20 узлов достигалось при волнении менее 3 баллов, при 4 баллах она составляла уже 18 узлов, при 5 — 11 уз., при 6 — 9 уз., при 7 баллах — 6 уз. При волнении более 8 баллов движение против волны под главными дизелями становилось невозможным, и необходимо было переключаться на вспомогательный дизель, обеспечивающий скорость не более 4 уз. Кроме того наблюдались значительные крены — до 35 градусов при волнении 7 баллов и до 55 в условиях шторма.

Вспомогательное оборудование

На субмарине имелось 14 балластных цистерн. Цистерны под номерами 3, 4, 7, 8 и 9 служили для хранения топлива. Общий максимальный запас топлива составлял 243 т. Цистерна № 14 размещалась внутри прочного корпуса под центральным постом и являлась минно-балластной. Управление кингстонами и клапанами вентиляции осуществлялось при помощи пневматических приводов дистанционно. Цистерны № 2, 12, 13 оборудовались шпигатами вместо кингстонов. Крышки люков открывались электроприводами. Носовые горизонтальные рули — складывающиеся. Горизонтальные рули в сложенном состоянии размещались вдоль борта надстройки. Отливные средства состояли из одного центробежного насоса М-125 и трех трюмных поршневых насоса ТП-18 (один — дифферентовочный). Для пополнения запасов сжатого воздуха служили два компрессора высокого давления (производительность каждого 15 л/мин). Имелся стабилизатор глубины без хода. Для провизионных цистерн впервые в отечественном подводном судостроении применили рефрижераторную фреоновую установку. Для пополнения питьевой воды имелось два элетроопреснителя (производительность каждого 40 л/ч).

Экипаж и обитаемость

Экипаж подводной лодки состоял из 10 офицеров, 20 старшин и 37 рядовых. На подводных крейсерах серии XIV были обеспечены лучшие условия обитаемости: для офицеров были оборудованы каюты, каждый старшина и рядовой имели отдельную койку. Старшины получили свою кают-компанию. Впервые на советских подлодках появились душевые и электрокамбуз.

Советский «Кит»

Проект пришлось срочно перерабатывать. В итоге лодка получила восемь носовых торпедных аппаратов с боезапасом в два десятка торпед. Среди них должны были быть и атомные: к тому времени их боевые части уже начали проходить испытания. А главным оружием лодки, как и планировалось, стала скорость. В Советском Союзе уже знали, что американские кораблестроители поместили новую энергетическую установку в корпус лодки, мало чем отличающийся от классических корпусов субмарин Второй мировой войны. Это существенно ограничивало их подводную скорость: у первой в мире атомной субмарины, «Наутилуса», она составляла 23 узла, у второй, «Сивулфа» – 20 узлов. Советские конструкторы сразу решили искать наиболее обтекаемую форму лодки нового типа. Поиски не были слишком долгими: как известно, самыми оптимальными формами для движения под водой обладают морские млекопитающие, в том числе киты. На них-то и стала похожа первая советская атомная субмарина, на испытаниях развившая подводную скорость в 28 узлов даже не на полном ходу. За свою форму, которую унаследовали и все последующие подлодки, первая атомная лодка получила у моряков уважительное прозвище «Кит».

Несмотря на множество проблем и сложностей, сопровождающих создание любого нового механизма, лодка К-3 пусть с опозданием, но была построена. Ее заложили 24 сентября 1955 года и спустили на воду два года спустя, а еще через год лодка вошла в состав ВМФ и впервые двинулась на атомном ходу. Основной и резервный экипажи первого атомохода, кстати, начали обучение в Обнинске еще в 1954 году. Чтобы моряки могли заранее изучить свой корабль, в их распоряжение предоставили не только первую в мире атомную электростанцию, но и специально построенный неподалеку от нее рабочий стенд с таким же реактором, как на подлодке. Кроме того, морякам приходилось проверять на себе и многие конструктивные и дизайнерские решения новой лодки, для чего строились деревянные макеты ее отсеков. И это позволило не только грамотно обустроить лодку, но и избежать многих проблем. Известен такой казус: рабочие места командира и штурмана в центральном посту были спроектированы так, что оба размещались спиной по курсу корабля, что для моряков попросту невозможно.

Строительство лодки и вся ее служба превратились в один длительный эксперимент, как это всегда бывает с кораблями, которые открывают новую эру. И прежде всего это касалось главной энергетической установки. Из трех вариантов, работу над которыми конструкторы начали по постановлению 1952 года – графитоводного, с жидкометаллическим носителем и классического водо-водяного, – в итоге выбрали третий вариант как наиболее проработанный. Но и с ним было немало хлопот и проблем, ведь все узлы и агрегаты строились и применялись впервые. Например, очень много проблем морякам доставляли парогенераторы первого контура, в которых циркулировала радиоактивная вода. На них постоянно появлялись микротрещины, из-за чего зачастую реактор нельзя было вывести на полную мощность, и лодка попросту не могла даже развить нормальную скорость. О том, что постоянные утечки в реакторном оборудовании вызывали повышенную радиоактивность воздуха на лодке, и говорить не приходится.

Имя первой АПЛ присвоено вершине хребта в Северном Ледовитом океане

Имя подлодки «Ленинский комсомол» носит одна из вершин подводного хребта в Северном Ледовитом океане. Это единственная географическая точка, названная в честь советской АПЛ.

В июле 1962 года впервые в истории отечественного ВМФ атомоход К-3 совершил первый длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Вместе с экипажем командир Лев Жильцов вел подлодку прямо к «макушке» Земли. В то время не было подробной карты с отметками глубин и подводных вершин. АПЛ передвигалась фактически вслепую и вглухую. Работать приходилось в тяжелейших условиях — толща льда отражала шумы собственных винтов, порождая слуховые иллюзии. В какой-то момент акустики заметили: глубина под килем резко снизилась. Специалисты изучили эхограмму. Так был обнаружен подводный хребет на дне Северного Ледовитого океана. Это стало крупнейшим географическим открытием ХХ века. Обнаруженную «новинку» позже назвали в честь известного гидрографа Якова Гаккеля, а вклад первой советской АПЛ в открытие отметили, назвав в ее честь одну из вершин подводного хребта.

Экипаж АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»

Источник изображения: Пресс-служба ПО «Севмаш»

Опытный образец

 – К-3 – первый советский подводный атомный корабль, и, конечно, в ходе его эксплуатации проявлялись многие технические неполадки. Чувствительные неприятности, к примеру, были в парогенераторах, где циркулировала горячая вода из реактора под давлением. Из-за больших тепловых перегрузок в трубках появлялись труднонаходимые микротрещины. Все это изучалось, учитывалось и совершенствовалось при создании других субмарин – в СССР было построено 13 подводных лодок проекта 627.
При этом, будучи головным и, по сути, опытным образцом, АПЛ К-3 прослужила 30 лет при типовом возрасте корабля 25 лет, ходила в море часто и эффективно. За время службы К-3 совершила шесть боевых служб, прошла 128 443 мили (семь раз вокруг Земли!), проведя в походах 14 115 часов (более 580 суток).

Гордость и трагедия К-3

По понятным причинам первой в Советском Союзе атомной подводной лодке пришлось быть не только объектом для испытаний различных технических нововведений для атомного флота. Ей довелось на своей стальной шкуре проверять возможности ядерных субмарин. Уже в 1959 году она начала регулярные плавания подо льдами – сначала под кромкой, а потом и под серьезным паковым льдом, в итоге дойдя до Северного полюса.

Это был третий дальний поход лодки К-3, состоявшийся 11-21 июля 1962 года. Прежде всего экипажу лодки предстояло подтвердить, что она и подобные ей корабли способны на длительные походы подо льдами. Кроме того, советским морякам предстояло пройти точку Северного полюса в подводном положении и подняться из-подо льда на поверхность. Все задачи были выполнены успешно, за 178 часов лодка прошла в подводном положении 1294 мили и трижды – 15, 18 и 19 июля – всплывала почти точно на полюсе. Это было не просто достижение: таким образом советские подводники подтвердили, что арктические льды не станут препятствием для атомных ракетных подлодок. А это означало, что при необходимости нанести ракетный удар можно и оттуда, существенно увеличив ударную дальность ракет. Таким образом, восстанавливался паритет, нарушенный в марте 1959 года, когда первое в мире всплытие на полюсе совершила американская лодка «Скейт».

Одними успехами служба К-3 «Ленинский комсомол», конечно, не ограничивалась. И хотя печальный счет авариям на советских атомных субмаринах открыла не она, а первый атомный ракетоносец К-19, события 8 сентября 1967 года привели к самым тяжелым на тот момент последствиям. Лодка уже заканчивала боевую службу в Норвежском море, когда в первых двух отсеках случился пожар, унесший жизни 39 моряков. Пострадал и остальной экипаж, когда, чтобы не допустить взрыва торпед, командир приказал уравнять давление в отсеках, и из первых двух внутрь лодки хлынул отравленный продуктами горения воздух. В итоге лодке пришлось возвращаться на базу в надводном положении. Позднее в ходе следствия выяснилось, что причиной трагедии стала то ли жадность, то ли глупость кого-то из рабочих, во время планового ремонта заменившего медную прокладку на гидравлической системе высокого давления на паронитовую (смесь асбеста с пластиком).

Несмотря на периодические проблемы, связанные с тем, что лодка эксплуатировалась в тяжелейших условиях, К-3 оставалась в боевом составе флота до октября 1987 года – почти три десятилетия! За это время она шесть раз выходила на боевые службы и за 14 тысяч ходовых часов прошла в общей сложности почти 129 тысяч миль, то есть почти шесть раз обогнула Землю по экватору. После того как подлодку окончательно списали, она долгое время ожидала решения своей участи. Из первого советского подводного атомохода хотели сделать музей, подобно тому, как стал музеем атомный ледокол «Ленин», но у Минобороны долгое время не было на это средств. И лишь осенью 2020 года было окончательно решено, что подлодка «Ленинский комсомол» перейдет на вечный прикол в Кронштадт, где станет главным элементом Музея военно-морской славы. Она это заслужила.

На «Остров фортов»

В лихие девяностые субмарину собирались утилизировать — «пустить на иголки». Спасти лодку удалось по инициативе командования ВМФ России, благодаря сотрудникам проекта «Остров фортов» и неутомимой энергии ветеранов флота.

В прошлом году К-3 из акватории судоремонтного предприятия «Нерпа» перевели на Кронштадтский морской завод, где ей практически полностью заменили обшивку лёгкого корпуса — за 64 года старый «китель» изрядно поизносился. Потом субмарине, общая длина которой составляет более 107 метров, предстоял сухопутный маршрут в специально построенный павильон. Ничего подобного в мире ещё не делалось, вот почему уникальная инженерно-логистическая операция вполне достойна Книги рекордов Гиннеса.

«Ленинский комсомол» — это не только памятник истории отечественного ВМФ и нашего подводного флота, но и памятник инженерам, конструкторам, кораблестроителям. Современная Россия продолжает традиции, заложенные создателями «Ленинского комсомола».

Но курс в океан этой могучей атомной громаде проложил «Ленинский комсомол».

Макет АПЛ разместили в пяти зданиях

При проектировании К-3 главный конструктор АПЛ Владимир Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков лодки

Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет атомохода длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому его разместили в пяти разных местах

На одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых с гигантской торпедой — в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы «Астория». Макеты сооружали из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом проектанты получали возможность видеть всю лодку как на ладони. Иногда приходилось прямо на макете ножовкой отпиливать одно «устройство» в виде деревянной чурки и переносить его на более удобное место.

Поход в неизведанное

Но поистине звёздным для ПЛА  К-3 стал поход в высокие полярные широты в июле 1962 года. К тому времени американские атомные подлодки, освоившие плавание подо льдами, с полной очевидностью показали преимущества использования субмарин в Арктическом бассейне. Лодкам здесь не страшны их традиционные враги: надводные корабли и авиация; в Арктике им могут быть противопоставлены только такие же корабли. И главное (не будем забывать – была в разгаре холодная война) – важнейшие стратегические центры СССР теперь оказывались в пределах досягаемости ядерного удара подводных ракетоносцев вероятного противника. Поэтому необходимо было срочно лишить ВМС США права быть монопольными властителями подлёдных глубин.

С учётом этих обстоятельств ПЛА К-3, экипажем которой теперь командовал капитан 2 ранга Лев Жильцов (бывший старпом командира, сменивший Л. Осипенко, убывшего к новому месту службы – авт.), была поставлена задача не только достичь вершины планеты, но и провести в экстремальных условиях испытания новой техники и оружия, особенно новейшей аппаратуры, разработанной для плавания ПЛ подо льдами. А также испытания боевых торпед, взятых с собой на случай экстренного всплытия.

… Шли в ещё неизведанное.Вместо подробной карты с изобатами глубин и отметками подводных вершин на столе штурмана лежала чистая карта-сетка. Шли не только вслепую, но и вглухую. Акустики работали в таких условиях, когда ледяной панцирь над головой отражал шумы собственных винтов, рождая слуховые иллюзии.

И вот однажды глубины под килем атомохода стали резко уменьшаться. Сбавили ход, и вовремя – на эхограмме эхолота вырисовалась подводная гора. Так был открыт гигантский подводный хребет на дне Ледовитого океана. Его впоследствии назвали именем известного советского океанографа Якова Гаккеля, выдвинувшего гипотезу о существовании в Арктике ещё одного подводного хребта. А подводная гора была названа именем ПЛА «Ленинский комсомол». 17 июля 1962 года в 6 часов 59 минут 10 секунд лодка достигла Северного полюса – первой из кораблей нашей страны!

Как вспоминают участники похода, когда ПЛА подходила к полюсу, нашлись шутники, которые посоветовали рулевому мичману Михаилу Луне свернуть немного с курса, чтобы субмарина с размаху «не погнула земную ось».

По свидетельству командира БЧ-1 (главного штурмана – авт.)  К-3 капитана 1 ранга в отставке О. Певцова, на полюсе «глубина 4 115 метров, температура забортной воды минус 2 С, толщина льда 4,5 метра. В течение полутора часов продолжали следовать в прежнем направлении, с целью перекрыть любые погрешности в знании места подводной лодки». Всплыть на «макушке» планеты не представилось возможным из-за сплошного пакового льда.

Но всплытие удалось осуществить на обратном пути, когда была найдена полынья. Более того, было разрешено «увольнение на полюс». В торосах был торжественно водружён Государственный флаг СССР. За три часа стоянки три боевые смены успели побывать на ледовом берегу. Как вспоминал Л. Жильцов, в этом увольнении «подводники ведут себя, как малые дети: борются, толкаются, бегают взапуски, взбираются на высокие торосы, перекидываются снежками».

(Всплыть точно в географической точке Северного полюса в сентябре 1963 года удалось впервые в мире экипажу ПЛА К-181 под командованием капитана 2 ранга Юрия Сысоева – подробнее см. «ПС» 2.10.2018 г. – авт.).

И вновь – под лёд. После всплытия к северу-востоку от Гренландии было получено распоряжение срочно идти в Йоканьгу (Гремиху).

«Встречаем легенду К-3 вместе!»

Руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Кронштадт. Остров фортов» Ксения Шойгу встретилась с жителями Кронштадта – участниками Всероссийской акции «Встречаем легенду К-3 вместе».
Она поблагодарила кронштадтцев за то, что 13 октября они пришли в Музей военно-морской славы, чтобы увидеть завершающий этап уникальной операции по транспортировке легендарной подводной лодки, за положительные эмоции и поддержку.
Каждому волонтёру глава администрации Кронштадтского района Олег Довганюк вручил благодарственный диплом и памятный жетон с символикой подводной лодки.
Напомним, более 200 кронштадтцев стали участниками акции «Встречаем легенду К-3 вместе».

Ксения Шойгу: «Спасибо за положительные эмоции и поддержку проекта по транспортировке К-3»

Вслед за «Наутилусом»

В середине прошлого века только атомные субмарины США бороздили просторы Мирового океана. У советского ВМФ первая АПЛ появилась через три года после ввода в строй американского атомного первенца — «Наутилуса». Могли бы сделать и раньше, ещё в конце сороковых, но курировавший атомную промышленность Лаврентий Берия решил, что сначала бомба, а всё остальное потом. И Сталин поддержал его, потому что сил на две ядерные программы у страны тогда не было.

wikipedia.org
Подводная лодка «Наутилус» в 1955 году.

Решение о разработке атомной подводной лодки в СССР приняли в сентябре 1952 года — Постановление Совмина СССР «О проектировании и строительстве объекта 627» (главный конструктор лодки В.Н. Перегудов, главный конструктор АЭУ Н.А. Доллежаль). Закладка опытовой атомной торпедной лодки (проект 627) состоялась в г. Молотовск (Северодвинск) на заводе №402 (ныне «Севмаш») 24 сентября 1955 года (к этому времени «Наутилус» установил уже не один рекорд, а в Вашингтоне разрабатывалась программа создания атомных подводных лодок с баллистическими ракетами). В разработке и строительстве нашей атомной субмарины участвовали около 135 НИО, КБ и заводов. Первым командиром был назначен капитан 1 ранга Л.Г. Осипенко.

1 июля 1958 года субмарина К-3 проекта 627 «Кит» (по классификации НАТО — November) вошла в состав ВМФ и стала третьей в мире атомной подводной лодкой и первой в мире ПЛ, несущей на борту ядерное оружие — 6 торпед с ядерной боеголовкой. В отличие от экспериментального «Наутилуса» К-3 являлась полноценным боевым кораблём.

К-3 получилась быстроходнее «Наутилуса»: на испытаниях, даже без выхода реакторов на полную мощность, был достигнут подводный ход в 28 узлов. Изначально лодка готовилась для атаки береговых военно-морских баз одиночной термоядерной торпедой большого калибра (Т-15), однако, за явной технической несостоятельностью и «бессмысленностью с военной точки зрения», проект был пересмотрен под традиционное торпедное вооружение. 23 июля 1959 года за успешное освоение новой техники командиру атомной подводной лодки капитану 1 ранга Леониду Гавриловичу Осипенко присвоили звание Героя Советского Союза.

wikipedia.org
Командир К-3 Герой Советского Союза Леонид Гаврилович Осипенко.

В 1961 году субмарина была включена в состав сформированной 3-й дивизии подводных лодок 1-й флотилии подводных лодок Северного флота с местом базирования — губа Малая Лопатка (Западная Лица). В 1962 году К-3 уже под командованием капитана 2 ранга Льва Михайловича Жильцова впервые в истории ВМФ СССР выполнила длительный поход под арктическими льдами и всплыла в районе Северного полюса.

Модернизации

В январе 1940 г. по распоряжению Кузнецова Н. Г., нового наркома ВМФ СССР, вернулись к разработке улучшенного проекта получившего обозначение «КУ» или «Крейсерская улучшенная». Работы поручили ЦКБ-18 под руководством Дерибина З. А. Основные изменения «КУ»: введение цельносварного корпуса и установка двигателей 10ДКР (мощность каждого 6000 л. с.). При этом, подводное водоизмещение должно было вырасти на 80 тонн, а надводное на 50—60 тонн. Надводная скорость должна была увеличиться до 24 узлов, а автономность до 60 суток. Эскизный проект «КУ» планировалось завершить в 1941 , а тех. проект — в 1942 году. Закладка первых двух лодок по новому проекту также планировалась на 1942 год. Однако данные планы оказались сорваны начавшейся ВОВ и дальнейшего развития подводные лодки тип «К» не получили.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: