Павел третьяков

Как посещение эрмитажа перевернуло судьбу купца: малоизвестны факты из истории третьяковки

Училище для глухонемых детей и богадельня в русском стиле

Почти три десятка лет (1869-1898) Павел Третьяков возглавлял Попечительный комитет Арнольдо-Третьяковского училища для глухонемых детей. Ближайшими помощниками купца были члены его семьи — жена, брат, а позднее и дочери. Третьяковы не просто жертвовали деньги на училище. Они старались удовлетворить все нужды этой своеобразной школы, заботились об учениках, сами принимали экзамены, участвовали в разработке учебных планов. Именно они построили для училища добротное каменное здание, организовали ремесленные мастерские.

По завещанию Павла Третьякова в центре Москвы была построена обширная, оборудованная по последнему слову техники богадельня в русском стиле. Городской голова Николай Гучков писал в 1906 г.: «В распоряжении города нет лучше учреждения, чем Третьяковская богадельня»3.

Возрождение некрополя

Но и на этом история не закончилась. Вернулись к судьбе третьяковского некрополя уже в 2000-х годах силами Благотворительного фонда им. П. М. Третьякова. К этому времени семейный некрополь, оставленный без попечения Третьяковской галереи, уже действительно стал разрушаться. Удалось переоформить право ответственности за это захоронение на Третьяковскую галерею. В 2007 году при входе на Даниловское кладбище была установлена мемориальная доска. Комплекс надгробий удалось включить в список «выявленных объектов культурного наследия».

Но что представлял собой тогда этот «комплекс»? Пришлось заняться не просто реставрацией надгробий, но сначала изысканиями. Обнаружилось, в частности, что участок Третьяковых, ограждённый когда-то массивным гранитным цоколем, был серьёзно уменьшен за счёт посторонних захоронений ХХ столетия.

В паспорте захоронения значилось шесть могил, но старых памятников обнаружилось только три. Памятную надпись сохранило лишь одно надгробие — стела чёрного гранита с именами Михаила Захаровича и Александры Даниловны Третьяковых. Два других памятника рядом носили следы насильственного уничтожения имён, были видны отверстия от сорванных табличек. Тут пришлось поработать специалистам из криминалистической лаборатории, исследовались и старые любительские фотографии. Так было выявлено надгробие Михаила Третьякова (надгробный камень другого брата, Ивана, так и не нашли — возможно, он был просто украден). Решили высечь имена обоих братьев на одном сохранившемся надгробии.

Надгробие Елизаветы Третьяковой, мраморная колонна, было хорошо различимо на фотографиях 1910 года, так что проблем с его опознанием не было. Однако часть памятника была утрачена, а на фото он был виден лишь фрагментарно. Долго искали аналоги оформления, но в конце концов форму креста на памятнике удалось различить на одной из фотографий в семейном архиве.

Памятник старшим Третьяковым тоже имел утраты. В верхней части надгробия оказалась пустая ниша. По сохранившейся надписи «Господи, в руки твои отдаю дух мой», а также по аналогам, было решено, что в нише должно располагаться мозаичное изображение Спаса Нерукотворного.

Потерялась на Даниловском кладбище могила ещё одного представителя рода — Николая Сергеевича Третьякова. Сам факт его погребения здесь был зафиксирован дореволюционными изданиями, но вот кладбищенский архив, как выяснилось, сохранял данные только с 1940 года. Обнаружен памятник был совершенно случайно — в перевёрнутом виде, с нанесёнными на лицевую сторону посторонними фамилиями.

Коротко об истории создания Третьяковской галереи

Третьяковская галерея была создана в 1856 году. Ее создателем считается купец Павел Третьяков. Через 11 лет, в 1867 году галерею открыли для посетителей, а 1892 году хозяин подарил ее городу. Так из личного музея Третьяковка превратилась в государственную собственность.

Уже на тот момент поражал размах экспозиции – в 1892 году в коллекции насчитывалось более 1200 картин, 471 рисунков и около десятка различных скульптур.

В 1917 году, после окончания революции, Третьяковка была национализирована, после чего в ней стали появляться различные вещи, принадлежавшие частным коллекциям, как русским, так и зарубежным.

На текущий момент в галерее можно посмотреть около 180 тысяч различных экспонатов. В Третьяковской галерее представлены не только произведения русских и зарубежных художников, но и различные изделия из драгоценных металлов, имеющие историческую ценность.

Проект фасада Третьяковской галереи, 1900 год

Третьяковская галерея сегодня

К сожалению, последние новости все чаще связаны со скандалами, будь то передача «Троицы» Андрея Рублёва, смена директора или сроки окончания стройки новых корпусов. Тем не менее Третьяковская галерея остается крупнейшим музеем национального искусства и настоящим достоянием русской культуры. Недавний триумф выставки Врубеля подтверждает особый статус Третьяковки.

Успейте до 20 августа посмотреть выставку-маршрут в залах постоянной  экспозиции «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова». В ней участвуют 20 всем известных произведений. Идея проекта — показать, как менялось отношение к полотнам на протяжении XIX-XX столетий.

Впереди нас ждут масштабные выставочные проекты к 150-летию Н.К. Рериха и 200-летию мариниста А.П. Боголюбова, и самое ожидаемое событие — открытие новых корпусов на Кадашевской набережной в 2024 году.

Известные благотворители

Все знают о знаменитой Третьяковке — крупнейшей в мире галерее русской живописи. Но что известно широкой публике о ее создателях, братьях Третьяковых? Не так уж много, как ни странно. Что Павел Третьяков кропотливо собирал произведения русских художников, а Сергей — зарубежных. Что под занавес жизни оба пожертвовали свои собрания родному городу, Москве. Но галерея — далеко не единственное, что они создали на благо народа.

Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892) Третьяковы на протяжении всей жизни неустанно жертвовали на церковные нужды, заботились о сирых и обездоленных. Их жизненным кредо можно назвать слова Павла Михайловича из письма к дочери Александре: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь»2.

Братья поддерживали рублем художников, скульпторов, архитекторов. Причем не только маститых, но и начинающих, готовых писать картины за кусок хлеба. Благодаря Третьяковым всего за три десятилетия цены на русскую живопись существенно выросли. Художник из нищего оборванца превратился в уважаемого человека, получил возможность своими работами влиять на умы.

«Лён-батюшка» от братьев

Главным источником дохода купцов была Новая Костромская льняная мануфактура (НКЛМ), которую они основали в 1866 г. совместно с зятем Владимиром Коншиным и костромским купцом Константином Кашиным. НКЛМ производила льняные ткани превосходного качества. Продукция была востребована при императорском дворе и получала высшие награды на международных выставках.

Лён — исконно русский продукт. В народе его уважительно называли «лён-батюшка». На отечественном рынке он соперничал с иноземным хлопком. Растущей популярности хлопка способствовала его относительная дешевизна. Однако хлопок не обладал целым рядом уникальных качеств, присущих льняным материям. Это и гигроскопичность, благодаря которой под льняной простыней зимой тепло, а летом прохладно. И бактерицидные, ранозаживляющие, антиаллергенные свойства.

Русский народ посвятил льну немало поговорок: «Кто в лён одет, тот проживет сто лет», «Кто носит лён, тот в любви силен»…

Благодаря Третьяковым резко расширилось производство тканей, цены на лён заметно поднялись, и сеять эту культуру стало выгодно. Сырье для мануфактуры производили десятки тысяч крестьян из ряда нечерноземных губерний. И, конечно, сама мануфактура давала немало рабочих мест.

На мануфактуре Третьяковы наладили производство льняных холстов высочайшего качества. Тем самым позаботились о долговечности будущих живописных шедевров.

Из двух братьев старший, Павел, был несомненным лидером. Он брал на себя ответственность за каждое новое начинание, взвешивал все «за» и «против», претворял в жизнь общие идеи. Братья были людьми разного склада. Павел — вдумчивый, волевой, избегающий проводить время праздно. Сергей — легкий, общительный, любящий светские развлечения. Они прекрасно дополняли друг друга. Павел ценил мнение Сергея, дорожил его поддержкой. Сергей помогал брату во всем. Рука об руку они созидали все то, что, по их мнению, должно было прославлять Россию и ее талантливый народ.

Третьяковка в начале XX века

Еще в 1890-е годы, незадолго до своей смерти Третьяков приобрел у антикваров несколько икон, однако в галерее они впервые были выставлены только в 1903 году. Спустя два года, согласно решению Совета попечителей один из залов Третьяковки был полностью отведен для портретов художников-демократов, среди которых были В. Перов, И. Крамской, И. Прянишников, И. Репин и другие.

В 1913 году, после назначения на пост попечителя Третьяковской галереи И. Грабаря, изменилась концепция формирования экспозиции, теперь все картины были развешены в историко-хронологическом порядке. В это де время в городской управе Москвы активно обсуждался вопрос о том, стоит ли оставить галерею на прежнем месте, или лучше перенести картины в новое здание. В результате было принято решение исполнить волю основателя и оставить коллекцию там, где ее разместили изначально.

Интересные факты

1. Становление галереи, как коллекции купца Третьякова, началось с покупки западноевропейской живописи, а не произведений русских художников.
2. Мало кто знает, что младший брат Павла, Сергей, тоже поучаствовал в создании галереи.
3. Эмблема знаменитого музея – фасад здания. Он был выполнен по эскизу Васнецова.
4. В музее можно встретить картину «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». В 1913 году она подверглась «нападению» — человек, чью личность так и не смогли установить нанес несколько ударов острым ножом по полотну.
5. За все время существования Третьяковской галереи она закрывалась несколько раз – из – за краж и на время военных действий.

6. В 1999 году Галерее была подарена Чудотворная Икона Божьей Матери, которая, по преданию, смогла изавить Москву от нападения хана Махмет – Гирея.
7. Идея создания частной галереи огромного масштаба пришла купцу в голову после посещения известного петербургского Эрмитажа.
8. Картина, с которой все началось – «Стычка с финляндскими контрабандистами».
9. В 1891 году произошла первая кража из Третьяковки, в результате которой пропали 4 картины, 2 из которых удалось вернуть.
10. На знаменитой картине «Утро в сосновом бору» медведи нарисованы рукой друого художника. Однако, Шишкин стер скипидаром фамилию Савицкого, оставив всю работу за собой.

Биография[править]

Детство и юностьправить

Павел Третьяков родился 15  декабря 1832 года в Москве. Имя новорождённому дали в честь святого Павла Латрийского, день памяти которого приходится на 15 (27) декабря, так день именин Павла Михайловича Третьякова стал считаться датой его рождения.

Получил домашнее образование, с ранних лет начал приобщаться к семейному делу — торговле, со временем развивая его, открывая новые бумагопрядильные фабрики.

Общественная деятельностьправить

Павел Михайлович был не только предпринимателем, но и общественным деятелем и благотворителем, состоял в различных комитетах и обществах:

  • Московском купеческом обществе взаимного кредита;
  • Московском биржевом обществе;
  • Славянском комитете;
  • комитете московского общества любителей художеств;
  • комитете для оказания помощи семействам убитых, умерших от ран и изувеченных на поле брани воинов (—1886 годы);
  • попечительском совете Александровского коммерческого училища;
  • совете Московского коммерческого училища;
  • попечительском совете Арнольдовского училища глухонемых (1869—1898 годы).

С 1868 года являлся вольным общником императорской Академии художеств, а с 1893 года её действительным членом. Павел Михайлович Третьяков помогал деньгами образовательным учреждениям, строил новое здание для училища на Донской улице, жертвовал на стипендии в мещанских училищах.

Картина «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти Василия Худякова

По завещанию он внёс в советы учебных заведений средства, проценты с которых использовались на стипендии для студентов и учащихся Московского университета, Московской консерватории, Московского коммерческого училища, Александровского коммерческого училища, московских мещанских училищ. Московскому купеческому обществу он оставил часть капитала «для устройства мужской и женской богаделен в тех размерах, для каких будет достаточен капитал на устройство и на содержание призреваемых».

За участие в пожертвованиях в годы войны 1853—1856 годов был награждён бронзовой медалью на аннинской ленте. Кроме того, семья Третьяковых выделяла средства на призрение душевнобольных по почину городского головы, на устройство работ для нищих в городском работном доме, для устройства и содержания дома в Лаврушинском переулке «бывшего Крылова» бесплатных квартир для вдов и сирот русских художников, на постройку дома призрения для заслуженных престарелых чинов почтово-телеграфного ведомства и другие благотворительные цели. При Большой Костромской льняной мануфактуре были построены приют, больница, детский сад, школа. Павел Михайлович вложил финансовые средства в экспедицию Миклухо-Маклая в Новую Гвинею.

Поддерживал художников и собирал произведения русского искусства для создания общественной художественной галереи. В 1854 году Третьяков приобрел девять полотен голландских художников, затем стал покупать отечественные работы. Первыми приобретенными работами для будущей галереи в 1856 году считаются картины Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». В 1869 году Третьяков начал собирать галерею портретов​ выдающихся людей: «Александр Грибоедов» Крамского, «Михаил Глинка» Репина, «Нестор Кукольник» Брюллова, «Николай Гоголь» Моллера.

Первоначально приобретённые картины Павел Третьяков хранил в собственном доме, но коллекция пополнялась и ей требовалось больше места. В 1874 году он строит в Москве здание картинной галереи и через несколько лет открывает её для всеобщего посещения. 31 августа 1892 года Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о передаче в дар городу своего собрания, а также собрания Сергея Михайловича. В августе 1893 года официально открылась городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. Подарив художественную коллекцию городу, Павел Третьяков продолжил пополнять её картинами, рисунками и этюдами.

Смертьправить

Могила П. М. Третьякова на Новодевичьем кладбище

Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве 4 (16) декабря 1898 года, и погребён на Даниловском кладбище. В 1948 году вместе с братом Сергеем перезахоронен на Новодевичьем кладбище:

Здание Третьяковки

Первоначально коллекцию картин Павел Третьяков разместил в нескольких залах своего особняка. Однако после покупки в 1859 году этюдов и 140 работ Туркестанской серии В. Верещагина в особняке перестало хватать места. Остро встал вопрос о постройке отдельного здания.

В результате в 1874 году под руководством архитектора А. Каминского было закончено строительство двухэтажного здания, которое примыкало к особняку Третьяковых. Для большего удобства в здании был сделан отдельный вход для посетителей, а художественная коллекция была размещена в двух просторных залах. Впоследствии здание галереи несколько раз достраивалось.

После смерти основателя галереи весь особняк был реконструирован и оборудован под экспозиции, а в 1902-04 годах весь комплекс построек объединили, создав единый фасад, напоминающий древнерусский терем. Проектировал фасад В. Васнецов, а строительство возглавлял В. Башкиров.

С Даниловского на Новодевичье

Покой семейства Третьяковых потревожили в 1948 году, когда было принято решение о переносе праха обоих братьев-коллекционеров на Новодевичье кладбище. В это время в Москве разворачивалась целая кампания перезахоронений: Новодевичье становилось фактически официальным некрополем выдающихся людей страны (после, понятно, пространства у Кремлёвской стены — но это уже отдельная тема). Сначала перенос праха признанных выдающимися лиц осуществлялся с кладбищ, подлежавших закрытию. Затем пошёл вообще отовсюду.

Обоснование перезахоронения Третьяковых выглядело довольно странно: якобы надгробия «приходят в крайний упадок» и нуждаются в охране.

Перезахоронение состоялось 11 января 1948 года, о чём в архиве Третьяковской галереи имеется и соответствующий акт, и даже фотографии. Но на самом Даниловском история на этом не закончилась.

Памятник родителям Третьяковым по-прежнему находился на Даниловском кладбище. Вопрос — на каком месте он стоит и что под ним? По неясным причинам тогда же, когда прах Сергея и Павла Третьяковых переносили на Новодевичье, было решено перезахоронить отца, Михаила Третьякова, на место захоронения сына Павла, туда же перенести и памятник. В архивах не сохранилось упоминаний о перезахоронении матери, Александры Даниловны (как, собственно, и подтверждения факта действительного перемещения праха Михаила Захаровича Третьякова). Но памятник оказался перенесён.

Некрополь Третьяковых. Фото 2020 года

Современная деятельность

Здание Третьяковской галереи располагается в Лаврушинском переулке, доме под номером 10. Среднее количество посетителей насчитывает более полутора миллионов людей в год. Третьяковская галерея имеет несколько филиалов, в состав которого входит Инженерный корпус, несколько домов – музеев и даже храм в Толмачах. В 2014 году начались работы по возведению еще одного филиала, который будет располагаться в районе Кадашевской набережной.

В самой галерее представлено несколько экспозиций:

  • Искусство Древней Руси 12-17 веков;
  • Искусство 18 века;
  • Искусство 19 века;
  • Искусство начала 20 века;
  • Искусство СССР и сокровищница.

Сама галерея состоит из 106 залов, экспозиции в каждом из них тщательно подобраны по живописцам и эпохам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: