Половцы история. половцы: степные ветры

История половцев: половцы и Киевская Русь

Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой смутой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

Как выглядели сами половцы?

Русское слово

Некоторые историки полагают, что в числе предков половцев были описанные китайцами «динлины»: люди, которые жили в Южной Сибири и были блондинами. Но авторитетный исследователь половцев Светлана Плетнева, неоднократно работавшая с материалами из курганов, не соглашается с гипотезой о «светловолосости» половецкого этноса. «Желтый» может быть самоназванием части народности, чтобы выделить себя, противопоставить остальным (в тот же период существовали, например, «черные» болгары).

По мнению Плетневой, основная масса половцев была кареглазой и темноволосой – это тюрки с примесью монголоидности. Вполне возможно, что среди них были люди разного типа внешности – половцы охотно брали в жены и наложницы славянок, правда, не княжеских родов. Князья своих дочерей и сестер степнякам никогда не отдавали. В половецких кочевьях были и русичи, попавшие в плен в битве, а также рабы.

Половцы

Нападения половцев

Изначально половцы стремились к союзу с русскими княжествами. Но по мере того, как их государство окрепло, они стали чувствовать себя более уверенно, и к началу 11 столетия уже регулярно нападали на южные границы Руси. Нападения всегда были жестокими и внезапными
. Кипчаки угоняли людей в рабство, забирали домашний скот, жгли дома и посевы.

Некоторая передышка случилась в середине 11 века, когда половцы были слишком заняты войнами со своими соседями по степи. Но вскоре набеги возобновились. Итоги их были печальными:

  • поражение князя Всеволода в Переяславле;
  • смерть в бою князя Изяслава;
  • неудача в битве войска, собранного тремя русскими князьями.

Трудные времена настали для русского народа. Изнурительные нападения кочевников не давали возможности вести сельское хозяйство и наладить мирную жизнь. Жестокие агрессоры убивали мужчин, женщин и детей забирали в рабство.

Одним из средств защиты южных границ княжеств были военные наемники-тюрки,
для которых строили укрепленные поселения.

Набеги: по приглашению и без

Мирное сосуществование долгим быть не могло. Первый раз «приидоша Половци на Русьскую землю воевати» в 1061 году. Хотя в наши дни не — которые историки будут опровергать сам факт монголо-татарского нашествия, исходя из того, что степняки зимой в набеги не ходят, воины хана Искала явились 2 февраля. Дружина Всеволода Ярославича потерпела неудачу, половцы пограбили Переяславское княжество и удалились.
В 1068 году вторглось большое войско под командованием хана Шарукана (Шару-хана). Армия двух Ярославичей — Всеволода и Изяслава — встретила врагов на реке Альте, но была разбита. На этот раз степняки решили пограбить всерьёз, вплоть до Киева и Чернигова и, пусть и случайно, повлияли на внутриполитические процессы в Киеве.
Собралось городское вече с требованием дать горожанам коней и оружие — сражаться с половцами. Митинг перерос в бунт, Изяславу пришлось бежать, киевляне освободили из тюрьмы князя Всеслава Полоцкого, надеясь, что тот возглавит ополчение. Впрочем, из города сбежал и Всеслав.
Вторжение Шарукана закончилось под Черниговом. Половцев ждал ещё один Ярославич — Святослав. 1 ноября 1068 года, на реке Снове, три тысячи русских воинов обратили в бегство двенадцать тысяч половцев. По одним летописям Шарукан попал в плен, по другим — какой-то другой хан. В любом случае половцы отступили от русских княжеств надолго.
В следующий раз половцы появились на Руси уже по приглашению. Зимой 1078 года Святополк Изяславич и Владимир Всеволодович, больше известный как Владимир Мономах, пошли очередным походом на полоцкого князя Всеслава и усилили дружину степняками. Сражения они выиграли, но детинец (кремль) Полоцка не взяли и только разорили окрестную территорию.


Половецкий шлем. (Wikimedia Commons)

Присутствие степных союзников, привычных к набегам, придало войне дополнительную жестокость. Так, в Минске, правда, тогда ещё небольшом городе, по словам Мономаха, не осталось «ни челядина (слуги), ни скотины». После этого «наводить» половцев на Русь стало обычным делом для враждующих князей.
Современники событий, в том числе и Владимир Мономах, признавали использование «поганых» безусловным грехом, но всё же использовали. Половцы были профессиональными воинами, а главное, в случае победы ханам не приходилось отдавать города для княжения. Они удовлетворялись добычей, которую можно увезти или угнать с собой.
Успех такой союз не гарантировал. Половцы не всегда соблюдали договоры. Так, в 1079 году братья Святославичи — Роман и Олег — повели половецкую армию на Чернигов. Под Переяславлем их встретил Владимир Мономах и договорился с половцами. Те удалились, Роман погиб, Олег был отправлен в Царьград, откуда лишь значительно позже вернулся на Русь.
Неплохо изучив географию Киевской Руси, половцы стали приходить уже без приглашения. В 1093 году на реке Стугне сошлась объединённая половецкая армия и войско трёх князей: Святополка, Ростислава и Владимира Мономаха. Половцы победили, а Ростислав при отступлении утонул в Стугне. Степняки ещё раз разбили русских возле Киева, после чего безнаказанно разграбили окрестности и увели множество пленных.
Святополк взял в жёны дочь хана Тугоркана, но и это не могло защитить Русь от набегов своевольных кочевников. И тогда лидером бескомпромиссной борьбы стал Владимир Мономах.

Почему Александр Невский и почему Ледовое побоище?

Миф об Александре Невском «создало» его житие, написанное в 80-е годы XIII века. Целью подобных произведений было не создать реальную биографию выбранного персонажа, а доказать его святость, показать его последовательный путь к спасению.

Житие Александра в этом плане намекало, что, хотя верховная власть на земле исходит от Бога, даже князь противиться каре свыше: он должен смиренно подчиниться воле «земного царя» — хана. Автор как бы оправдывал поступки князя в глазах тех, кто еще мог знать его лично.

Изображение Александра Невского из Лицевого летописного свода. Источник

Житийные повести строятся на определенных агиографических штампах, поэтому историки относятся к ним весьма критично. Так, житие Александра Невского пестрит заимствованиями из библейских и других текстов: «Александрии», «Троянской притчи», «Девгениева деяния» и «Истории Иудейской войны» Иосифа Флавия. Всё это нагромождение героики нужно, чтобы показать приверженность князя идеалам православия. И тут надо отдать должное агиографу. Противостояние князя шведам, которые привезли с собой на невские берега епископа, его категорический отказ принимать вероучение «латынян» даже под угрозой порабощения монголами автор жития выделяет, чтобы показать Невского последним защитником православного мира. За это он «прощает» князю все спорные поступки, хотя они менее противоречивыми от этого не становятся.

Плохое постепенно забылось, а хорошее запомнилось: к концу XV века за Александром начинает закрепляться слава героя, как и прозвище Невский (хотя позднее летописи награждали им и сыновей Александра Ярославича, которые никак не могли участвовать в битве 1240 года).

Сложившейся канонической оценки придерживались и дореволюционные историки, и их советские коллеги. Но вот Ледовое побоище долгое время для них было «темной лошадкой». Так, Ключевский вообще не счел нужным говорить о сражении в своих «Лекциях по русской истории». Но 80 лет назад значение побоища внезапно «осознали».

Упоминание о битве обнаружилось в выписках из исторических книг Карла Маркса: «Александр Невский выступает против немецких рыцарей, разбивает их на льду Чудского озера, так что прохвосты были окончательно отброшены от русской границы». В атмосфере ожидания Второй мировой войны это высказывание подхватили и советские историки.

Советский орден Александра Невского. Источник

Расселение славян и столкновения с кочевниками

Замечание 1

На протяжении $VIII-IX$ веков славяне весьма успешно боролись с кочевыми племенами степей. Поселения славян появлялись на Дону, Северном Донце, в степях Приазовья, на Тамани – таким образом распространение скотоводства сокращалось, поскольку славяне были земледельцами.

Невозможность заниматься скотоводством подрывала экономику кочевников. Активное заселение земель славянами влияло на самих кочевников, ассимилируя их, поскольку славяне находились на более высокой ступени развития.

Набеги венгров и болгар были эпизодическими, направленными на грабеж и захват пленных, но общей ситуации они переломить не могли. Так в Причерноморье устанавливалось господство славян.

Статья: Борьба с кочевниками на Руси

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

История: половцы и Киевская Русь

Новые южные соседи Киевской Руси половцы вскоре от добрососедства перешли к откровенной вражде, совершая разрушительные набеги на города и села Руси. Будучи отличными всадниками, и меткими лучниками, они внезапно нападали, засыпая неприятеля кучей стрел. Грабя, убивая, уводя людей в плен, они также быстро отступали обратно в степь.

Тем не менее, пока в Киевской Руси существовала династическая централизованная власть, набеги половцев были лишь временным неприятным явлением, для защиты от них возводились более крупные стены, строились замки, усиливались воинские дружины.

С другой стороны между половцами и Русью велась интенсивная торговля и даже завязывались дипломатические отношение, укрепить которые должны были династические браки – так половецкие ханы часто отдавали своих дочерей замуж за русских князей. Но что интересно, этот принцип работал только в одну сторону, поскольку сами русские князя своих дочерей замуж за половецких ханов не отдавали. Этому явлению есть несколько причин, главная из которых в том, что половцы не были христианами, и если дочка половецкого хана выходя замуж за нашего князя, одновременно принимала христианство, значит в представлении людей того времени совершалось дополнительное богоугодное дело. А вот выдать замуж крещеную дочь русского князя за «нехристя» уже не представлялось возможным.

Хрупкий нейтралитет между половцами и Русью затрещал по швам с наступлением первой большой смутой Киевской Руси: сыны Ярослава Мудрого: Изяслав, Святослав и Всеволод, как это водиться, начали борьбу за власть. Половцы сперва, как сказали бы в наше время «запаслись попкорном» наблюдая за княжескими междоусобицами из своих степей, пока некто князь Олег Святославович, племянник сынов Ярослава Мудрого не пригласил их непосредственно поучаствовать в «веселье». В своей борьбе за власть со своими дядями он использовал половцев как главную военную силу, заодно позволяя им вдоволь помародерствовать на землях Руси. За свой негодный поступок Олег Святославович получил прозвище «Олег Гориславович».

Вскоре традиция привлекать половцев в княжеские междоусобицы стала вредной привычкой многих князей, пока перед ними не предстала реальная опасность утраты собственных территорий. Конец княжескому и половецкому бесчинству смог положить только Владимир Мономах, который, во-первых, остановил княжеские междоусобицы, а во вторых, нанес сокрушительное поражение уже самим половцам. Для борьбы с ними Владимир Мономах выбрал новую эффективную тактику – атаковать их на их же территории, впервые выступив в поход на половецкие степи.

В отличие от половцев, опасных своими внезапными конными набегами, русские воины были сильнее в открытом бою, в результате легкая половецкая конница разбилась об сплоченный строй пеших воинов. Затем убегающих половецких всадников успешно добивали русские коники. Даже время похода против половцев было выбрано князем не случайно, ранней весной, когда половецкие лошади, отощавшие за зиму на подножном корму, были не такими резвыми, что давало еще одно дополнительное преимущество в борьбе против них.

Битва с половцами.

Еще несколько дополнительных походов князя Владимира Мономаха в половецкие степи надолго отбили у них охоту совершать набеги на русские земли, правда, со временем, при его приемниках, вторжения половцев возобновились.

В последующем Игорь Святославович, князь северский предпринял еще один знаменитый поход против половцев. Но как мы знаем поход князя Игоря на половцев закончился неудачно и стал основой для трагического исторического эпоса «Слово о полку Игоревым».

Все конфликты с половцами пришлось забыть, когда с востока пришла новая страшная угроза, монголо-татарская орда. Земли половцев первые оказались под ударом, и за помощью те обратились к русским князьям. И вот уже объединенные силы русичей и половцев с одной стороны, и монголо-татарская орда с другой сошлись в легендарной битве на реке Калке (современная Донецкая область), результатом которой стало сокрушительно поражение для наших войск и половецких союзников. После этого половцы рассеялись, часть их бежала на запад, где поселилась не территории Венгрии.

Было ли Ледовое побоище?

Информация о Ледовом побоище появилась не сразу после сражения, а спустя довольно длительное время. В Новгородской первой летописи старшего извода битве Невского и ливонцев отведено, грубо говоря, несколько абзацев. А в Старшей ливонской рифмованной хронике нет упоминания о том, что сражение происходило на озере.

По мнению историков, всерьёз воспринимать житие Александра Невского нельзя, поскольку оно является, скорее, литературным произведением, создатели которого не особо церемонились с достоверностью фактов. Другие работы, появившиеся позже, просто пересказывали летописи.

О том, что бой не мог происходить на льду, по мнению некоторых исследователей, говорит снаряжение воинов. Есть версия, что крестоносцы из-за своих доспехов были гораздо тяжелее, нежели бойцы Невского. И это не соответствует действительности. Пехота как явление станет массовой позже, во время Ледового побоища основную ударную силу обеих сторон составляли именно тяжеловооружённые всадники, и выводить две такие армии на лёд в апреле не решился бы ни один полководец.

Вызывает сомнения и рассказ о тонущих рыцарях. Ни в одной из ранних летописей об этом упоминаний нет. В Ливонской рифмованной хронике и вовсе говорится: «С обеих сторон убитые падали на траву». Есть несколько вариантов объяснения этой фразы. По одной версии, она является идиомой, означающей «пасть на поле боя». По другой, — хронист имел в виду, что речь идёт о камышах, торчащих из-подо льда (этой версии придерживался Караев). Значит, сражение происходило у самого берега.

Под сомнение поставлено и то, что русские воины гнали крестоносцев по льду несколько километров. Сторонники альтернативной версии Ледового побоища считают, что эта «сцена» была позаимствована летописцем из событий Раковорской битвы, произошедшей в 1268 году. По версии историка Игоря Данилевского, в Ледовом побоище такого быть не могло, поскольку сражение происходило в узком месте, где расстояние между берегами не превышало пары километров.

Историки склоняются к тому, что сражение на Чудском озере всё-таки было. Вот только оно не было настолько масштабным, как принято считать. С другой стороны, даже тысяча воинов с обеих сторон, учитывая характер того противостояния, являлось внушительной силой.

Особенности этнонима

Но почему русские решили называть половцев именно так? По мнению большинства исследователей, слово “половец” связано с существительным “полова” – “солома”. Вероятно, такое именование половцы получили из-за цвета волос, который в сравнении с обликом других кочевников действительно казался светлым, “соломенным”.

Другой вариант названия, кыпчаки, часто использовался тюркскими народностями. Если перевести это слово с татарского языка, получим – “колесница”. Именно этот аспект позволяет предположить, что половцы могли использовать боевые колесницы, что говорит о высочайшем уровне в военном деле, которого они сумели достичь. Кстати, есть и ещё одна версия, согласно которой “кыпчак” – это “удачливый” (в переводе с древнетюркского наречия).

Николай Константинович Рерих «Половцы», 1943 годМестонахождение: Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Отношение к женщинам

В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верб-лю-дами. Во время военных походов на плечи слабого пола взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изо-бражения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжа-лом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.

Киевская Русь и половцы: дружба или вражда

Добрососедских отношений не сложилось. Южные соседи перешли к откровенной вражде. Кочевники совершали постоянные набеги на города Руси, грабили их, убивали людей или уводили в плен, а потом также молниеносно, поскольку были отличными всадниками, возвращались в степь.

Атака половцев

Сдерживать нашествия и грабежи половцев помогала централизованная власть. В это период набеги были не такие регулярные, а князья единой Руси возводили укрепления, строили замки и усиливали свое войско для зажиты от народа степи.

Кроме того, между Киевской Русью и половцами велась активно торговля и начинали зарождаться дипломатические отношения. Для их укрепления заключались династические браки. Однако их характер имел свои особенности. Русские князья охотно брали замуж дочерей половецких ханов, ведь вступая в брак они принимали христианскую веру. Своих же дочерей за замуж за половцев не отдавали, так как в период средневековья считалось, что возможны только равные браки.

В итоге, такие хрупкие связи были полностью утрачены, как только Русь вступила в период междоусобных воин. Вначале половцы просто наблюдали за перетягиванием власти, а позже отдельные князья стали их активно привлекать в эту борьбу, взамен разрешали совершать грабежи.

Половецкие конные лучники

Утихомирить кочевников смог только Владимир Мономах, который пошел походом на половцев и атаковал врага на его территории. После князь совершил еще несколько походов, тем самым надолго утихомирил разбушевавшийся народ. Но со временем, после его смерти набеги половцев возобновились.

Последние взаимоотношение русичей с половцами связывают с легендарной битвой на реке Калке. Киевской Руси и степному народу угрожал общий враг – монголо-татарская орда. Чтобы противостоять ему, они объединились, однако потерпели сокрушительное поражение.

Бюст половецкого хана

Данное событие положило конец не только набегам половцем, но и их дальнейшему существованию на территории Руси. После разгрома монголами, половцы рассеялись. Часть бежали на запад и расселились на территории Венгрии, другие откочевали в Предкавказье. Встречаются их следы также на территории Болгарии.

Невская битва и поход Ливонского ордена на Русь

Швеция не являлась для Новгорода новым противником. Их стычки являлись вполне привычным делом, поскольку Прибалтика манила обе стороны. Когда в Новгороде княжил Александр Ярославович, стало известно, что шведы готовятся к вторжению. Князь воспринял эту новость серьёзно и приказал своим людям наблюдать за побережьем, чтобы появление врага не стало неожиданностью.

Предусмотрительность князя сыграла ключевую роль. Когда шведы остановились в месте впадения в Неву Ижоры, Александр внезапно атаковал противника и одержал очень важную победу. Триумф в Невской битве, произошедшей 15 июля 1240 года, был важен в психологическом плане. Новгородцы поняли, что с врагом из западных земель можно воевать.

Но радость от победы в Невской битве была преждевременна. В дело вступил Ливонский орден. Рыцари вторглись в Новгородскую республику. Пал Изборск, не помогла и псковская дружина, пришедшая на помощь. Затем противник подошёл к Пскову. Ослабленный город ничего не смог противопоставить крестоносцам. К тому же, там было много людей, лояльных ордену, и они открыли ворота. Крестоносцы отправились дальше, огнём и мечом прокладывая себе путь по новгородской земле.

Александра Невского в те тяжёлые времена в Новгороде не было. Он переругался с городской властью и обосновался в Переяславле-Залесском. Но когда рыцари вплотную подобрались к городу, новгородцы попросили у Ярослава прислать к ним своего сына для защиты. И князь сначала отправил к ним другого сына — Андрея. Но жители Новгорода требовали именно Невского. Александр согласился вернуться.


Александр Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672. (wikipedia.org)

В 1241 году Александр Невский во главе переяславской дружины, владимиро-суздальского ополчения и новгородских полков начал наступление. Он сумел отбить у крестоносцев захваченные города, а через год освободил и Псков, после чего уже вступил в чужие земли.

Авангард, наткнувшийся на войско крестоносцев, был разбит. И Александр решил дать противнику сражение на восточном берегу Чудского озера.

Половецкие “бабы”

О культуре половцев мы знаем не слишком много – в большинстве своём сведения исследователям “предоставляют” курганы. Над захоронениями представителей кочевых племён нередко можно было увидеть каменных “баб”. Какую функцию они выполняли? Существует версия, что такие изваяния помогали защитить могилы от злых духов и разбойников.

Несмотря на общую схожесть половецких “баб”, они значительно различаются по своему типажу. Археологи отмечают, что было несколько типов таких скульптур. Среди каменных “баб” выделялись мужчины (они часто усаты и с оружием), женщины с детьми, воины, женщины с кубками.

Парк-музей половецких баб, Луганск, ЛНР / romka_lommy / romka-lommy.livejournal.com

Половцы были орудием в междоусобной вражде

Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встре-тились не с единым государством, а с группой враждующих между собой кня-жеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовле-творяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.

Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позво-ляли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Вла-димиру удалось организовать первую экспедицию на территорию против-ника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой поли-тики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.

Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра
из Радзивилловской летописи. XV век

После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в на-чале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.

Даль-ней-шее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монго-лами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто пере-движение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла тор-гов-цев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособ-ствовал смещению центра исторического развития страны.

Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея

Культура и религия половцев. Половецкие бабы.

Культура половцев, как и многих других кочевых народов, не может похвастаться своим богатством и разнообразием, но, тем не менее, она оставила свои следы – половецкие каменные бабы. Эти бабы, пожалуй, единственный культурный след, оставленный половцами в истории.

Ученые историки до сих пор спорят о предназначение половецких баб, считается, что согласно половецким верованиям они были призваны «сторожить» мертвых и защищать живых. Причем интересно, что половецкие бабы это не обязательно каменные изображения женщины, среди них много и мужских лиц, да и вообще в тюркском языке этимология слово «баба» восходит к слову «бабал» — «пращур». То есть половецкие бабы представляют собой не столько почитание женщин, как почитание предков, и представляют собой своеобразные охранные обереги от душ умерших людей.

Все это согласуется с языческой религией половцев, которая представляла собой смесь шаманизма с тенгрианством (поклонением небу). Души мертвых в половецких верованиях наделялись особенной силой, способной как помогать, так и вредить живим. Проводником и посредником между миром живых и миром мертвых был человек с особенными духовными способностями – шаман, чье значение в половецком обществе было очень велико.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: