Как я ходил в унежму и вернулся обратно

Поморы: самые северные русские

Брус, глаголь, два кошеля

Так мог бы называться фильм Гая Ричи, родись он на Русском Севере, но режиссер англичанин, а так назывались жилые дома поморов. Основной материал для них — дерево: такие дома органично вписывались в природный ансамбль, дополняя его.

Разнообразие жилых построек на Севере очень велико, но их главная, уникальная особенность  объединение жилой и хозяйственной частей в одно сооружение — дом-двор. Такие дома обычно вмещали несколько изб (от 4 до 6), в них жили семьи, объединенные родством, именно поэтому северные дома принято считать родовыми гнездами.

Может быть интересно

Хозяйственная часть дома вмещала конюшни, хлева, сеновалы, навесы для инвентаря и колодцы. В условиях долгих и холодных зим такой дом позволял выполнять большинство хозяйственных работ, не опасаясь суровой стихии. От того, как были расположены жилая и хозяйственная части, зависел архитектурный тип дома: брус, глаголь или кошель.

Дом-брус. Фото из книги А. В. Ополовникова и Г. С. Островского. Русь деревянная. Образы русского деревянного зодчества. Издательство «Детская литература», Москва, 1970. Источник

Самый распространенный тип дома-комплекса — брус. Жилые и хозяйственные помещения в нем спланированы в вытянутый прямоугольный сруб наподобие бруса, покрытый единой двускатной крышей. Жилая часть всегда обращена лицом «к миру» (улице, дороге, водоему) и богато украшена, хозяйственная же часть выходит на задворки.

Дом-глаголь. Деревня Карпово, Кенозерье. Фото М. Зака. Источник

Второй тип называется глаголь — по форме плана, где жилая и хозяйственная части дома образуют букву Г.

Дом-кошель. Дом Ошевнева. Музей «Кижи». Источник

Самый интересный тип дома — кошель. Двор в нем стоит рядом с жилой частью и покрыт с ней единой двускатной крышей. Скаты кровли неодинаковые: короткий скат покрывает только половину жилой части, а длинный — вторую половину и весь двор. В отличие от бруса кошель обращен к миру не узким боковым фасадом, а широкой стороной. Эти дома-дворы огромны и впечатляют не только монументальностью, но и красотой замысловатых резных узоров.

Норвегия: пять веков на задворках Европы

В 1380-м году, в год, когда русские разбили хана Мамая на Куликовом поле, северная Скандинавия, потеряв в битве с чумой до половины населения, ослабленная и нищая, стала лёгкой добычей датской короны. Столицу (которая ныне Осло) нарекли Христианией. Но поскольку Дания — очень мелкий хищник (саму в любой момент сожрать могут), то пришлось соблюдать приличия — колонией часть Скандинавии официально не обозвали, а облекли всё это в форму унии. Так Норвегия вплоть до окончания наполеоновских войн (1814-й год) и пребывала отсталой провинцией на заднем дворе датского королевства. Мирная экспансия поморов в норвежские фьорды была невозможна! Да и вообще вплоть до окончания Второй мировой войны скалистые берега северной Норвегии наших купцов и мореплавателей не интересовали — пустые, холодные, бедные.

Костюм

Набор почтовых карточек «Народы России», «Поморы. Русские», 2017 г.

Фото: Центральный музей связи имени А. С. Попова, goskatalog.ru

«Из прибылей от всех этих сельдей, семги женское население Сумского Посада (село у Белого моря. – Прим. ред.) снаряжает свои роскошные одеяния. Не редкость, что сумлянка к Рождеству изготовляет себе наряд в 300 рублей стоимостью, вышивать они великие мастерицы», – так писал о нарядах поморок в 1880-е годы поэт и переводчик Константин Случевский.

«Роскошь» и «златотканые наряды», упомянутые Случевским, уместны были в праздники. А повседневной одеждой поморок были сорочка и сарафан домашнего изготовления. Впрочем, сорочка для ежедневной носки тоже украшалась – пышными рукавами, «колотьем» – ажурной белой вышивкой с мелким растительным узором, лентами, кружевом. «Борком» – то есть присборенными кружевами и лентами, отделывали и ворот рубахи. Вышивали узоры со сказочными существами и растениями на подолах рубах – они, кроме прочего, выполняли роль оберега.

Суперфуд Русского Севера

Северный крестьянин мог бы стать популярным healthy-lifestyle-блогером, ведь его рацион преимущественно состоял из рыбы, ягод, грибов и квашеного молока.

Крестьяне Севера совершенно не зависели от урожая на регулярной пашне:

Хлеб не был ключевой составляющей рациона и заменялся пихтовой и сосновой корой или болотными растениями. Основная причина, по которой крестьяне других регионов России не знали о полезных свойствах такого продукта, — практически полное отсутствие в Южной России болот.

Болото. Источник

Зачастую путешественники, бывавшие в северных губерниях, расценивали эту практику или как признак дикости, или как свидетельство крайней нужды. На самом же деле использование дикорастущих хлебозаменителей было широко распространено среди всего населения: от нищих безземельных крестьян до обеспеченных горожан.

Кроме ягод и грибов следует упомянуть сосновый сок, то есть молодой весенний сосновый луб:

Исландский мох также играл роль хлебозаменителя. Он горький на вкус и требует особого приготовления. Однако его употребление было сертифицировано и рекомендовано государством.

Рецепт приготовления исландского мха прост:

Вехка (белокрыльник болотный, прост. — «житница», «хлебник», «хлебница») являлась неотъемлемой частью рациона помора. От названия этого растения произошли имена 14 рек и озер Вологодской губернии, хотя гидронимы, основанные на названиях трав и растений, почти не встречаются. Способ приготовления вехки следующий: «Высушенное и вымоченное в воде корневище примешивается к ржаной муке и идет в хлеб, откуда и название хлебница». Достоинства вехки — большая биомасса на заболоченных площадях и быстрый цикл восстановления, она легко обнаруживается и просто собирается. Ежегодный нарост крахмалистого корневища составляет 40 сантиметров. До начала XIX века это растение занимало место картофеля в рационе поморов.

В рационе крестьян встречались также растущий по берегам манник, корневища ириса, кувшинка белая и кубышка желтая («одолень-корень», так как считалось, что она одолевает нечистую силу), рогоз, пшеничка, сырые стебли боба, печеные корневища чакана, корни таволги и сусака.

Обед помора состоял из редьки с квасом, соленых груздей и волнух, разведенных водой или вареных («грибницы»), брусники и толокна. Соленые рыжики вместо груздей и волнух считались изысканным блюдом и в ежедневном рационе присутствовали лишь у зажиточных людей. Они же употребляли в пищу соленую рыбу — уху из трески или сельди. Местные также включали в рацион овес и ячмень, много брюквы, грибов и ягод. Овес употреблялся в виде холодных щей (жидкой кашицы из овса) и киселя; капусту ели пареную, поэтому местное население не было знакомо с квашеной капустой и кислыми щами. Ячмень шел на хлеб и пироги. Каждая постная трапеза венчалась блюдом с брусникой. В непостные дни употребляется мясо и кислое молоко (творог, свернутый из молока посредством нагревания, сваливали ежедневно в одну кладь, где он закисал). Мясо ели редко, на столе его заменяла летятина (дичь). Перец и лук — единственные приправы на столе помора. Воскресный чай — для богатых. ⁠

Изба изнутри. Источник

Поморы. Кто сделал Север русским

Немногочисленным, но выносливым поморам принадлежит заслуга высшей, государственной важности

Что за этнохороним такой?

Как водится, начать следует с этимологии. «Поморы» – это этнохороним, то есть именование жителей определённой местности, которая соотнесена с тем или иным топонимом. Другие примеры – москвич, туляк.

В случае с поморами не надо ломать голову откуда произошло наименование. Скорее всего, от название западного берега Белого моря, где есть т.н. Поморские берега.  Известно, что большинство поморов – православные, а язык – русский с оригинальным диалектом и характерным произношением буквы «о».

Поморами стали называть русское население, селившееся около Белого моря.

Славянская колонизация севера

Историки констатируют: название «помор» возникло не позднее XII в. В течение XIV-XV вв. оно распространилось на юг и восток от западного берега Белого моря. Тогда «ничейные» земли Поморья взяла под свою опеку Новгородская Вечевая республика.

Считается, что славянская колонизация Севера началась в IX-XI вв. Резон в этом был: северный край оказался богат на пушнину, морского зверя, рыбу и птицу. Археологические находки и топонимика фиксируют следы проживания и славян, и финно-угров.

В антропологическом типе поморов преобладают славянские, но есть и финно-угорские черты. Несколько позднее свой вклад в формирование поморской общности внесли выходцы из Владимиро-Ростово-Суздальских земель, а ещё позднее викинги, в основном норвежцы.

Поморы сформировались на славянской основе, но включают в себя и другие этнокультурные элементы.

Чем и как промышляли

К XVI в. точно можно говорить о том, что поморы сформировались как этнографическое образование.

В XVII в. поморы плотно включились в систему всероссийского внутреннего рынка в качестве морской рыбо- и зверепромысловой области. Поморы развили бартерную торговли и вели дела не только с русскими, но и норвежцами. В обмен на дары севера они получали столь необходимый им хлеб.

Контакты с аборигенами проходили без особых конфликтов: просторов для промысла хоть отбавляй, а поводов к вражде было немного. Славянские поморы органично вкрапились в ареал расселения различных племен, сторожил Севера.

Северяне добывали «на экспорт» много рыбы и пушнины, этим и жили в непростых природно-климатических условиях.

Как Север освоили и не только его

После победы Ивана III над новгородцами на р. Шелони (июль 1471 г.) поморские земли стали частью Московского государства.

В XVII-XVIII вв. пассионарная деятельность поморов достигает наивысшего расцвета. К этому времени поморы обладали всем необходимым для продолжительных походов в Северный Ледовитый океан. Северяне осваивают новые территории. Среди них – Северная Сибирь, Новая Земля и Шпицберген.

Были проложены ставшие потом знаменитыми морские пути. «Ход в немецкий конец» шёл вдоль берегов Кольского и Скандинавского полуостровов. «Мангазейский морской ход» – от устьи реки Таз в северо-западной Сибири, а «Енисейский ход» – к устью р. Енисей. «Новоземельный ход» – к островам Новой земли, а «ход грумландский» к архипелагу Шпицберген. Открытие этих путей позволили поморам не только наладить торговлю соболиной и песцовой пушниной, но и расширить границы государства российского.

К середине XVIII в. поморы помогли России освоить Алеутские острова и Аляску.

Поморы внесли значительный вклад в расширение территории и рубежей Российской империи.

Этнос или субэтнос?

Иностранцы, посещавшие Поморье, дали такую характеристику местным: сдержанны, гостеприимны, доверчивы, трудолюбивы, немногословны. Пребывание вдали от основного ареала проживания русских сформировали у поморов отличительные черты. Они проявлялись и в быту, и в декоративно-прикладном творчестве, и в диалекте.

Но говорить о том, что поморы – это не русские, а самостоятельный этнос, всё же, наверное, нельзя. За столетия своей непростой деятельности поморы приобрели особенные черты, но остались частью русского этноса.

Во время всероссийской переписи населения 2002 г.

Хотя и сейчас есть активисты, ратующие за признание поморов отдельным народом, но их количество невелико. В то же время само слово «помор» стало брендом Архангельской области. О нём жители русского Севера заботятся с особой теплотой. Без неё на Севере, как известно, не выжить.

Литература:

Ломакин В. Цикл лекций «Поморье и поморы: история и современность. 2009.

Михалева А.В. Этнокультурное измерение регионального позиционирования архангельской области // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2013. № 4.

Земли, лесов — всего хватало, люди не пересекались

До описанной выше мирной русской колонизации на Севере тоже жили люди.

Со времён великого переселения народов — предтечи падения Римской империи — в наших лесах обосновались финно-угорские племена. Это была их северная, самая немногочисленная ветвь (остальные вместе с Алларихом вошли в Западную Римскую Империю, но к Риму не пошли, обосновавшись в Паннонии, на территории современной Венгрии, и стали мадьярами).

Ещё на территории области в лесах по берегам небольших рек селились племена Чуди Белоглазой — непонятно откуда взявшийся народ. Есть версия, что это наследники древних ариев, то ли специально оставленные хранить на Севере некое сокровенное знание, то ли потерявшие своих соплеменников.

Понятно, что необъятность территории стала фактором сохранения аутентичности и мирного взаимопроникновения таких разных народов. Даже если они и встречались, воевать не было смысла. Ибо реки кишели рыбой, а леса дичью.

Группы одних людей шли на Север дольше других и вознаграждались тем, что упирались в море. Дальше земли не было, и люди оставались жить близ побережья, насиживали места в устье Двины, осваивали мореплавание… И все эти люди были благодарны Богу, что свободны, что не гнетёт их крепостное право. Они говорили по-русски и называли себя русскими, добавляя к слову «русский» лишь место происхождения рода. Например, «новгородские мы».

«Жёнки, большухи», или Северорусский феминизм

Общество Русского Севера — это пример гендерно равной модели общежития среди прочих сообществ Руси. Здесь муж и жена грамотно распределяли обязанности — жили вупряг (наравне).

На период ожидания «мужиков» с промысла женщина оставалась полноправной домоправительницей и главой всей семьи, ее так и кликали — большухой. Поморские женщины ревностно относились к своему статусу и слово «баба» считали оскорбительным:

Жизнь на Русском Севере требует особого отношения к семейному укладу: поморы считают семью «высшей ценностью и олицетворением жизни согласной».

Поморские женки и поморская семья, 1887 год. Источник

Характер

Как и у любой другой национальности, у поморов есть свои особенности характера, которые сформировались на протяжении веков и отражают особенности их образа жизни и культуры. Одна из основных черт характера поморов — это трудолюбие. Их традиционное занятие — рыболовство — требует много усилий и труда, и поморы всегда были известны своей трудолюбивостью и настойчивостью в достижении своих целей. Также у поморов развито чувство солидарности и сообщественности, они традиционно живут в больших семьях и селах, где каждый участвует в общественной жизни и помогает друг другу в трудные моменты. Еще одной характеристикой поморов является уважение к природе и окружающей среде. Их образ жизни связан с морем и суровым климатом, и они всегда стремились сохранить баланс и гармонию с природой, чтобы получать от нее свои жизненно важные ресурсы.

Поморы имеют свой уникальный чувство юмора и склонность к самоиронии. Это связано с их традицией рассказывать шутки и анекдоты, чтобы поднять настроение в трудные моменты жизни.

А потом чистую историю испоганила советская интеллигенция…

А потом, значительно позже — в XX веке, т. е. спустя 11 веков, в Архангельске появились патриотически настроенные интеллигенты. Советская власть, напомним, стояла на дворе — гуманитарной интеллигенции расплодилось аж жуть. Толпа бездельников с удовольствием бы революцию совершила, да жаль — поздно родились: СССР отмечал своё 50‑летие стабильностью и непоколебимостью.

Так, в первой половине дня борясь с голодом, а во торой половине дня со сном, какой-то интеллигент и придумал идентифицировать поморов в отдельный этнос.

Причём идентификация поморов была произведена, следуя канонам марксизма-ленинизма и пролетарского интернационализма. Интеллигент этот взял за основу классификации данного этноса два главных принципа:

1.Условия труда и быта людей

2.Отношение к средствам производства — отсюда и пошёл тезис об отсутствии крепостного права.

И так получалось, что поморы из всех российских малых этносов наиболее близки были пролетариату, который спит и видит, как падут оковы. Интеллигент, видимо, не подозревал, что где-то у Печоры у реки живёт другой свободолюбивый и дружественный делу пролетарской революции народ — ненцы!

Творческий интеллигент, придумавший и обосновавший всю эту байду про поморов, потом стал лектором Общества «Знание», где и скурвился и спился. А из партии был выгнан за аморалку. А после и Советский Союз рухнул.

От Холмогор до Колы – 33 Николы

Никола — Морской бог. Так называли и называют поморы св. Николая Чудотворца, которого во всем мире признают покровителем мореплавателей. О том, на сколько был почитаем этот святой, свидетельствуют записи французского врача и путешественника де Ламартиньера, который в 1653 году посетил Русскую Лапландию. Жителей Колы он назвал «николаистами», поскольку «в каждом жилище видел икону Николая Угодника». Что не удивительно – Николая считали скорым помощником. Оказывается, когда молишься Богоматери и разным святым, они твою молитву понесут Богу, и уже от Бога получишь милость. Но Николе «вперед милость дана». Так что если дело срочное – лучше просить у Николая. Однако хоть святой исцелитель и освободитель, однако в поморском представлении он мстителен и обидчив будто языческий бог.

« Почему русские плюют именно через левое плечо

Известные поморы

Что касается знаменитостей, то тут поморы вышли на первый план среди многих других субэтносов русского народа. Их влияние распространяется как на науку, так и на искусство и религию. Но самыми главными представителями поморов можно назвать русских путешественников и землепроходцев.

Первые на незнакомых землях

Пожалуй, самым известным именем среди отважных поморских исследователей чужеземных краев до сих пор является имя Ермака. Ермолай Тимофеевич по кличке Токмак родился в селе Борок на Северной Двине. Несмотря на то что честолюбивый юноша был лично свободным человеком, как и все поморы, он подался на Волгу из-за голода на родной стороне, и в 1571 году уже сражался с крымских ханом Девлет-Гиреем. Вскоре за свою ратную храбрость молодой казак стал атаманом, участвовал в Ливонской войне 1581 года, а через год уже командовал флотилией для укрепления восточной границы владений купцов Строгановых. Хоть его отряд состоял всего лишь из шестисот человек, Ермаку удалось добиться больших успехов и даже захватить столицу Сибирского ханства Кашлык. К сожалению, через два года храбрый военачальник погиб из-за коварного плана хана Кучума, так и не дождавшись подкрепления из столицы. Это событие стало первым среди других путешествий отважных поморов в глубь Сибири и Дальнего Востока. Следом за Ермаком последовали Семен Дежнев, Ерофей Хабаров и управитель русской Аляски Александр Баранов.

Высокая культура

Всем прекрасно известна биография Михаила Васильевича Ломоносова, который прославился не только как физик и химик, но и как художник, создавший целые картины из смальты, а также как основатель современного русского литературного языка. Он родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии в 1711 году в семье владельца небольшого судна. Его отец перевозил на этом судне государственные и частные грузы, а также рыбачил и охотился. Как крестьянский сын, юный Михайло с молодости был обучен многим ремеслам, но грамоту освоил только в возрасте двенадцати лет, причем его первым наставником был Иван Шубный, отец другого известного помора, скульптора Федота Шубина. Как и Ломоносов, который был старше его почти на двадцать лет, Федот тоже был крестьянином, который с малолетства выделялся среди окружающих.

Источник вконтакте24.рф // Ломоносов М. В.

Но если Ломоносов был известен своими навыками чтения и письма, то Шубин практиковался в резьбе по кости и перламутру. Зимой 1759 года он отправился вместе с рыбным обозом в Петербург, где некоторое время подрабатывал себе на жизнь изготовлением безделушек, пока по протекции Ломоносова в 1761 году не попал в Академию художеств. Там он приобрел и усовершенствовал свои навыки в скульптуре с помощью лучших зарубежных учителей. В 1770 году этот талантливый помор получил звание академика за портретный бюст Екатерины II.

Становление поморов как народа

Непосредственно формирование народа из местных племён и новоприбывших поселенцев начинается приблизительно в XV-XVI веках. Большинство поморов занималось рыболовно-зверобойным промыслом.

Нередко в сезон строились несколько изб на побережье. Они вмещали несколько лодок, что были рассчитано на 7-10 человек. Со временем такие миниатюрные селения начинали разрастаться, становиться постоянными, что и дало начало появлению поморских деревень.

Рыбный промысел стал основным в регионе. Поморы успешно вели торговлю как с русскими, так и с норвежскими народами. Это позволяет им активно развивать отношения с соседними племенами, а также включиться в систему внутреннего рынка России уже в XVII веке.

Кроме того, у поморов были свои “хитрости”, что успешно использовались в рыболовстве. В своей книге “Морские промыслы на Мурмане” А.П.Энгельгардт пишет:

Поморы. Литография из альбома «Россия в картинах»

Поморы — северяне и переселенцы

Первыми поселенцами Севера стали саамы, которые оставили после себя памятники древнейшей культуры — наскальные рисунки и лабиринты в каменных пещерах. Нельзя исключать, что именно они составили часть предков современных поморов, однако гораздо более значимую роль в формировании нового народа сыграли жители другого региона.

В начале IX века начинается освоение северных земель новгородцами. Происходило оно медленно, а народ перебирался на новые территории неохотно — слишком бедными были почвы, слишком суровым климат. В 988 году на Руси было принято христианство, что закрепилось как господствующая религия.

Именно это стало толчком к массовым переселениям на север. Многие люди не хотели отказываться от прежних верований, кто-то подвергался гонениям, а потому вынужден был покинуть родные места и отправиться туда, где сможет чувствовать себя свободным человеком.

Юрий Васендин «Старый помор»

Поскольку в Поморье собиралось немало язычников, долгое время хранивших исконную религию, даже в XIX веке многие жители этих земель являлись приверженцами обрядов и традиций, что в центральной части России уже давно ушли в прошлое. Поморы славились своим мастерством изготовления различных оберегов и ритуальных предметов.

В XVII веке в Поморье появляется новая волна переселенцев. Теперь это были противники реформ патриарха Никона. Старообрядцы и староверы бережно хранили свою культуру, а потому даже сегодня некоторые обычаи поморов кажутся загадочными и близкими к старинным временам.

Магия моря

Таинственнее чужеродных земель, населенных карелами и лапландцами, для помора – только море. Царство смерти. И путешествие по нему – испытание смертью на «судах» – семантически напрямую связанных со страшным судом. Человек вступает в поединок со стихией, показывая на что способен. Настоящие герои-мореплаватели возвращаются домой «преображенными», а самозванцы погибают в морской пучине. При этом поморы относились к морю с большим уважением. Они никогда не говорили «погиб» или «утонул», а «море взяло», и осуждать его не людское дело. Море справедливо и его решение следует принимать – взяло, значит, так надо было.

Хранители русских древностей

Картина «Поморы», конец XIX – начало XX вв.

Фото: музей-заповедник «Зарайский кремль», goskatalog.ru

Поморы оказались главными хранителями не только древнего русского языка, но и фольклора. Например, былины кажутся нам «делами давно минувших дней». А на Русском Севере они вплоть до ХХ века исполнялись, по сути, ежедневно: во время артельной рыбной ловли, охоты; мамы и бабушки напевали их детям, попутно занимаясь домашними делами. Так в среде поморов формировались целые сказительские династии: Крюковы, Рябинины, Поздеевы…

В середине XIX века фольклорист и этнограф Павел Рыбников записал в поморских поселениях несколько сотен древних русских былин. До тех пор они считались исчезнувшим жанром.

Сохраняется сказительская традиция у поморов и в наши дни. Самая, пожалуй, известная ее представительница – Софья Николаевна Брусникина, которая собирает и исполняет традиционные поморские былины, сказки, песни, причитания и плачи. Есть в ее репертуаре и произведения Бориса Шергина (1893-1973), фольклориста, писателя, сказочника, художника – также родом из поморов.

Фото: Музей полярников им. В. И. Альбанова, goskatalog.ru
Книга Бориса Шергина, 1947 г.

Одежда

Поморы на протяжении нескольких столетий были инноваторами в русском традиционном костюме. Они первые повязали шейный платок и надели клетчатую рубаху. Было, что перенять из поморского гардероба и европейцам. В те времена не было более функциональной и продуманной одежды, которая подходила для мореходства по северным широтам. Элементы поморского костюма перенимали английские, голландские,  норвежские моряки. От них «поморские тенденции» распространялись по Западу. Это наверняка отметят те люди, кто пристально следит за развитием сегодняшней моды.

Цибака

Краеугольный камень поморского гардероба. Шапка-шлем с длинными до пояса ушами.

Совик

Поморская куртка с капюшоном. Совики шили только из шкур морских животных, поэтому они были весьма водостойкими.

Бузурунка

Короткая кофта из грубой серой шерсти. Ее поморы подглядели у голландских моряков, заходивших в Холмогоры. Название тоже происходит от голландского boezeroen – блуза. Интересно, что бузурунки вязали только мужчины.

Типаха

Летняя повседневная шапка. Шилась либо из сукна, либо из нерпичьей шкуры.

Окуток

Поморы стали первым российским народом, кто начал носить шейные платки. Подглядели это аксессуар северные мореходы у иноземных моряков.

Пестрядь

Рубаха в  крупную клетку из полос белого, синего и чёрного цвета. Напоминает «шотландку». Интересно, что на Руси только поморы носили клетчатые вещи. Возможно, сказались частые контакты с британскими моряками, которые начались с середины XVI века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: