Мёд, буза да пиво: что пил илья муромец, чтобы стать могучим богатырем

Последний русский бал — нож

Праздник по сценарию

Екатерина II демократизировала балы: при ней дворцовая контора начала выдавать билеты на дворцовые маскарады всем желающим. В год в Зимнем дворце проводили порядка восьми маскарадов, и на одно мероприятие могли выдать до 10 тыс. билетов. Гостей приглашали с запасом, понимая, что многие всё равно не явятся. Самый массовый праздник прошёл в 1776 г. — на нём было чуть меньше 3 000 человек, в том числе пришли около 300 представителей купеческого сословия. Для них отвели отдельный зал, но перемещаться между комнатами можно было свободно, и танцевали все вместе. Главным условием, которое нужно было соблюсти, оставался маскарадный костюм, маски же можно было носить по желанию.


Стефано Торелли «Портрет Екатерины II в русском костюме». (wikipedia.org)

Современники, кстати, отмечали, что всесословные балы при Екатерине отличались и большим разнообразием костюмов. Представители низших сословий, к примеру, приходили в национальных платьях, что делало общую картину даже живее и интереснее.

Но были и более закрытые балы-маскарады. Екатерина, например, любила такие праздники, на которых все дамы переодевались в мужское платье, а мужчины — в женское. Надо сказать, что кавалеры при этом выглядели комично, а вот женщины, напротив, могли смотреться и выигрышно. В частности, Екатерина знала, что мужское платье ей очень идёт.

Если Анна Иоанновна стремилась сделать праздники изысканными, но Екатерина II большое внимание уделяла, как сейчас сказали бы, целостности замысла, концепции. Чего стоит только празднование на Ходынском поле, устроенное в честь заключения Кучук-Кайнарджийского мира

Тогда проект составила сама императрица и велела архитектору Баженову: «Друг мой, в трёх верстах от города есть луг; вообразите себе, что этот луг — Чёрное море, что из города доходят до него двумя путями; ну, так один из этих путей будет Дон, а другой — Днепр; при устье первого вы построите обеденный зал и назовёте его Азовом; при устье другого вы устроите театр и назовете его Кинбурном».

Помимо больших концептуальных праздников устраивала императрица и обычные балы по воскресеньям. Танцевали, играли в карты, продолжалось всё часа два. После Екатерина покидала бал, а за ней расходились и остальные.

Хронология[править | править код]

Идея провести костюмированный бал родилась у императрицы Александры Фёдоровны перед новым 1903-м годом.
Бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 () февраля  года состоялся Вечер, а 13 (26) февраля непосредственно сам Костюмированный бал.


Николай II и Александра Фёдоровна

11 (24) февраля гости собирались в Романовской галерее Зимнего дворца, затем, шествуя попарно, приветствовали императорскую семью, совершив так называемый «русский поклон». Следом состоялся концерт в Эрмитажном театре, со сценами из оперы Мусоргского «Борис Годунов» (исполняли Фёдор Шаляпин и Медея Фигнер), из балетов Минкуса «Баядерка» и Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа (при участии Анны Павловой). После спектакля в Павильонном зале танцевали «Русскую». За ним последовал праздничный ужин, проходивший в Испанском, Итальянском и Фламандском залах Эрмитажа. Завершился вечер танцами.
13 () февраля  года состоялась вторая (основная) часть бала. Все участники нарядились в костюмы эпохи царя Алексея Михайловича. Так, например Николай II был одет в костюм царя («выходное платье царя Алексея Михайловича»: кафтан и опашень золотой парчи, царская шапка и жезл — ныне хранится в Оружейной палате), а императрица Александра Фёдоровна — в костюм царицы Марии Ильиничны. Придворные дамы были одеты в сарафаны и кокошники, а кавалеры появились в костюмах стрельцов или сокольничих. Среди 390 гостей присутствовали назначенные императрицей 65 «танцующих офицеров», также в одежде стрельцов или сокольничьих XVII века.


Гости бала


Офицеры Преображенского лейб-гвардии полка

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Общие вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально подготовленных трёх танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, и солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова. (Балу предшествовала генеральная репетиция 10 () февраля  года). Ужин сопровождался знаменитым Архангельским хором.

После окончания по пожеланию императрицы участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга (в снимках «Боассонна и Эгглера», «Рейссерт и Фличе», «Левицкий и сын», «К. Е. фон Ганн и Ко», Д. Асикритова, А. Ясвоина, Л. Городецкого и Е. Мразовской, Д. Здобнова, Ив. Войно-Оранского, Ренца и Ф. Шрадера, и других), которые создали в марте 1903 года одиночные портреты и групповые фотографии участников. В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце», содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определённую плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Также, в этих же костюмах некоторые гости появились на балу во дворце Шереметева, который состоялся 14 (27) февраля того же года.
Кроме того, подобный бал à la russe имел место 20 годами ранее, 25 января (6 февраля)  года во дворце Владимира Александровича и Марии Павловны; и 1894 году во дворце Шереметевых.

Ложка к обеду

Пиры отличались не только списком гостей, но и особой роскошью подачи блюд. Кстати, когда вы в следующий раз поднимете хрустальный бокал над фарфоровым блюдом, вспомните, что еще лет 200–300 тому назад ничего такого у наших предков не было. Знатные люди ели-пили из серебряной, а простые — из глиняной и деревянной посуды.

«Чайный набор», Жан-Этьен Лиотар, Wikimedia.org

Помните у А. Грибоедова в «Горе от ума»: «Не то на серебре — на золоте едал»? Речь шла, конечно, о знатном человеке XVIII века. В те времена фарфор в Европе только появился. Раньше его покупали в Китае за огромные деньги. А потом саксонцы из Мейсена (1708) разгадали тщательно охраняемый китайский секрет. И Китай потерял свою монополию. В середине XVIII века стали появляться фарфоровые заводы, в том числе русский Императорский.

КИТАЙ • Лапша удачи

На китайском новогоднем столе не бывает случайной пищи. Здесь верят в то, что «как встретишь год, так его и проведешь». Поэтому блюда в буквальном смысле начинены пожеланиями и символикой. В пельмени цзяоцзы кладут монетку — кто ее найдет, станет богатым. А само это слово переводится как «проводы старого и встреча нового». Суп с длинной лапшой значит долгую жизнь, поэтому его едят, ни в коем случае не измельчая макаронины (глотают их целиком). Запеченная рыба значит процветание, яйца — плодородие, апельсины — удачу и так далее. За столом нужно «наесть» себе хороший новый год.

В это же время начали производить хрустальную посуду. Одним из первых был русский завод в городе Гусь-Хрустальном. Сам хрусталь был известен еще со времен Древней Месопотамии, но бокалов и люстр из него до XVIII века не делали, только украшения. Еще одним революционным изобретением стал мельхиор — сплав меди с никелем. Он был очень похож на серебро, но стоил в разы дешевле. Благодаря этим изобретениям уже в XIX веке праздничная сервировка стола стала выглядеть так, как мы ее знаем сейчас: фарфоровая посуда, хрустальные бокалы и рюмки, столовые приборы из мельхиора или серебра.

Мельхиор изобрели французские химики Майо (Maillot) и Шорье (Chorier) в 1819 году и назвали Maillot-Chorier. Сплав стал активно применяться в Германии и в немецком языке превратился в Melchior. С этим именем он пришел в Россию.

Костюмированный бал 1903 года — самый известный маскарад последнего императора России

В 1903 году 11 и 13 февраля во время правления последнего русского императора Николая II состоялся знаменитый костюмированный бал в честь 290-летия правления дома Романовых.

Бал проходил в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге в два этапа.

Все гости были одеты в роскошные костюмы XVII века, «допетровских времен», которые были созданы по дизайну художника Сергея Соломко и с привлечением специалистов по этому историческому периоду.

Великий князь Александр Михайлович, который приходился двоюродным дядей императору, вспоминал, что «это был последний большой придворный бал в истории империи».

Николай II предстал перед знатью в выходном платье царя Алексея Михайловича Романова — в кафтане и опашне из золотой парчи, в царской шапке и с жезлом (ныне хранится в Оружейной палате).

Сшил костюм для Николая театральный костюмер Императорских театров И.И. Каффи, ему помогали две портнихи, чьи имена не сохранились.

Царскую шапку изготовили в шляпной мастерской братьев Брюно, поставщиков Высочайшего двора с 1872 года.

Императрица Александра Федоровна была одета как царица Мария Ильинична Милославская.

Для бала из Оружейной палаты Московского Кремля было выписано 38 подлинных предметов царских костюмов XVII века.

Из них для костюма Николая II было отобрано 16. В их числе были жемчужные запястья, принадлежавшие сыну Ивана Грозного царю Федору Иоанновичу.

В качестве дополнения к костюму использовали подлинный жезл царя Алексея Михайловича. Пуговицы и нашивки на костюме были русской работы XVII века.

Воспоминания очевидца: «Впечатление получилось сказочное — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».

По желанию императрицы лучшие фотографы Санкт-Петербурга сделали одиночные портреты участников бала-маскарада и групповые фотографии.

В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы «Дондорф» (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.

В культуре[править | править код]

  • В 1911 году на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) были разработаны эскизы для колоды игральных карт «Русский стиль» — с фигурами в костюмах, повторяющих костюмы участников бала. Карты были отпечатаны в Петербурге на Александровской мануфактуре, их выход приурочили к празднованию 300-летия дома Романовых.
  • Один из костюмов королевы Амидалы («Звёздные войны. Эпизод II. Атака клонов») — золотой дорожный костюм (Gold Travel Costume) основан на русском народном костюме с кокошником, известном на западе по снимкам с Костюмированного бала.
  • Режиссёр Александр Сокуров посвятил несколько минут в своём фильме «Русский ковчег» (2001) этому балу.

Костюмы[править | править код]

Костюмы для бала создавались заранее и, в основном, по специальным эскизам художника Сергея Соломко с привлечением консультантов, и стоили целые состояния. Современники также отмечают огромное количество драгоценностей, которыми были осыпаны гости.
Царь Николай II был одет в костюм царя Алексея Михайловича с подлинным царским жезлом. Эскиз костюма для царя был разработан директором Императорского Эрмитажа Иваном Александровичем Всеволожским и художником императорских театров Евгением Петровичем Пономаревым. Ткани (бархат и золотая парча) для «Малого царского наряда» были заказаны у поставщика высочайшего двора — братьев Сапожниковых, а шил наряд театральный костюмер императорских театров И. О. Каффи.
Дворцовый комендант, генерал-майор свиты, Владимир Николаевич Воейков оставил воспоминание о бале: «Впечатление получилось сказочное — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания».
После бал-маскарада в Санкт-Петербурге начался так называемый «русский бум», повысился интерес к национальным русским традициям в высшем обществе России.
На основе костюмов в 1911 году на немецкой фабрике «Дондорф» были сделаны эскизы игральных карт серии «Русский стиль» — с персонажами в костюмах участников бала (кроме пикового короля, сделанного по одежде царя Ивана IV Грозного). Позже, колоды карт были отпечатаны в Санкт-Петербурге на Александровской мануфактуре в 1913 году к празднованию трёхсотлетия дома Романовых.

Несколько костюмов, в которые были одеты участники этих празднеств, сохранились в фондах Эрмитажа. Они поступили в музей из различных источников: из дворцов, принадлежавших членам императорской фамилии (Зимнего и Ново-Михайловского), из особняков петербургской знати (Юсуповых, Голицыных, Бобринских).

Обман костюмера, портниха-урод и реквизит из Оружейной палаты

К работе немедленно приступили художники и портные: первые должны были создать эскизы для костюмов, вторые — воплотить творческие замыслы в жизнь. По воспоминаниям современников, дворянский Петербург в январе и начале февраля жил одними слухами о бале. Подогревало интерес к торжеству и то, что вид костюмов держался под строгим секретом. В борьбу за дизайн нарядов для императора и императрицы вступили две «группировки» — Теляковского и Всеволожского, каждый из которых имел своих художников-фаворитов. В итоге автором большого и малого «царских нарядов» стал Евгений Пономарев, любимец Всеволожского. В пользу Пономарева сыграло его стремление к исторической достоверности: с начала XX века художник занимался историей русского костюма и даже хотел представить свой труд Академии наук для получения Уваровской премии. Эскизы для других нарядов создал художник Сергей Соломко, который помимо живописи занимался костюмом и ювелирным делом и даже сотрудничал с фирмой Карла Фаберже. Правда, Соломко, в отличие от Пономарева, не был так авторитетен и порой подвергался резкой критике. Например, Игорь Грабарь называл его «генералом декадентства, упадничества и мистицизма».

Образ Алексея Михайловича был скорее собирательным, а для наряда Марии Милославской референсом стала икона «Кийский крест с предстоящими» 1671 года. Костюмы стоили невиданных денег. Только ткани, двух видов бархата и золотой парчи, для костюма Николая II было заказано на 437 рублей. Для сравнения: парадный офицерский мундир стоил в то время 70 рублей, а генерал Царской армии за командование дивизией получал 500 рублей в месяц. После того, как костюм был завершен, костюмер Императорских театров Иван Каффи выставил императору счет на более чем 2000 рублей, равнозначный стоимости автомобиля без дополнительной оснастки. Позднее оказалось, что Каффи завысил стоимость костюма, например вплел в кружево бисер вместо жемчуга. Костюмера чуть не уволили, но Николай после грандиозного успеха бала на радостях пощадил Каффи.

Работа кипела не только в петербургских театральных костюмерных и модных домах. Многие наряды для членов императорской семьи и великосветских персон были сшиты в московской мастерской Надежды Ламановой, которая поставляла одежду для императорского дома с 1898 года. В специальных чемоданах платья доставлялись на Николаевский вокзал, где спешно развозились по заказчикам. Кроме того, особо дотошные петербургские дамы начали совершать наезды в московский частный «Музей старины», основанный женой крупного землевладельца Натальей Шабельской, и изучали там украшения, ткани и фасоны русского народного костюма.

Связь поэзии Державина с искусством натюрморта

Встретив в критической литературе упоминание о фламандских живо писцах, мы решили обратиться к словарю по искусству: «Для фламандской живописи, развившейся в 17-18 веках на территории южных Нидерландов, характер но выполнение полотен для украшения дворцовых интерьеров, изображающих натюрморты, трактовка которых отличается повышенной декоративностью , пышностью».

Эта же пышность свойственна и пиршествам в изображении Державина. Здесь не только буйство красок, но и поэтизация самых простых блюд, таких как щи или домашний пирог. Радость жизни заставляет поэта воспринимать всю радугу красок (пурпур в ягодах, серебро трепещущих лещей), богатство ее звуков (рога зов, свист соловьев, коне й ржанье), чувствовать природу на ощупь (бархат-пух грибов). Время развития фламандской живописи в европейском искусстве и сам термин «натюрморт», появившийся в середине 18 века (его употребил Дидро в статье о французском живописце Шардене) совпадают со временем творчества Державин а. И в произведениях живописцев, и в стихах Державина в изображении еды, снеди значимость простых, обыденных предметов возрастает, она может подниматься до философского значения, когда изображение вещей приобретает самостоятельное художественное значение.

Представленная художником роскошь застолий обладает иногда и сложным подтекстом: здесь угадывается и лесть автора, поющего славу щедрому хозяину, и явная декоративность, введенная для приукрашивания дворцовой жизни, и внимательный глаз бытописателя, от которого не ускользнет ни одна мелочь. К тому же, как живописец, Державин достиг мастерства в изображении стола, введя ошеломляющую яркость красок, неисчерпаемое разнообразие форм и видов нарисованных предметов, даров земли и моря. При этом форма, фактура и цвет каждого предмета написаны тщательно и с любовью. Во многих стихотворениях Державин предстает не только как частный человек с его вкусами и пристрастиями, но и как поэт, который сумел сделать поэтическими самые обыкновенные предметы.

Более двух десятков лет, до начала 19 века, Державин стоял во главе русской поэзии, в его стихах жизнь звучала, сверкала всеми красками, поражала мельчайшими подробностями. Может быть, именно Державин впервые осознал, что искусство слова – это в первую очередь искусство детали. Предметами изображения становились яства и напитки, подробности обстановки комнаты и бытового поведения. «Картина жизни великолепна, и описание семейного о беда, гостеприимство соседа, описание съестных припасов возведено у Державина в достоинство поэзии, как у живописцев – в искусство натюрморта». Тем примечательнее, что от фламандской школы, от красочности материального мира Державин нелицемерно поднимает свой взор к небу и задумывается над тайнами человеческого бытия (ода «Бог»).

Родился, крестился, женился

Самые важные для нас события — те, что происходят в кругу родных и близких. Кто-то родился, кто-то женился, кого-то на службе повысили — все это отражается на жизни семьи. Чем не повод собраться и отметить как следует! Историки считают, что семейные праздники — самые древние. Потому у них бывает сложный и запутанный ритуал. Некоторые традиции такие архаичные, что их значения уже никто не помнит. Но мы все равно продолжаем их исполнять.

«Боярский свадебный пир», Константин Маковский, Wikimedia.org

Взять хотя бы свадебный пир. В честь женитьбы на Руси устраивали многодневное пиршество. Подразумевалось, что без него бракосочетание будет ненастоящим, даже если состоялось венчание. Часто такой пир был делом разорительным. И это не какая-то специфическая русская черта.

РОССИЯ • Двенадцать

12 месяцев в году. 12 святых дней после Рождества. 12 блюд ставили на традиционный русский рождественский стол. Постные, чтобы подкрепиться до первой звезды, — это сочиво (поэтому вечер перед Рождеством называется Сочельником), взвар, блины, винегрет. Само сочиво — сладкая «каша» с медом, сухофруктами, орехами — древний символ плодородия и благополучия. Взвар похож на компот, только его не варят, а заливают кипятком.

Еще были скоромные угощения — на само Рождество. В список обязательно входили гусь, поросенок с хреном, холодец, пирог с рыбой, сладкие караваи. В северных губерниях пекли имбирное печенье — козули. В Муроме делали тертые калачи (месили тесто в холоде, «терли» его на льду). И все Святки (12 дней) играли, гадали и ходили колядовать.

Кому на свадьбе «горько»?

На свадьбах молодоженам кричат: «Горько!» Раньше был такой ритуал: невеста подносила по очереди своим новым родственникам по рюмке спиртного. Гости кричали: «Горько!» — и жених с невестой должны были «подсластить вино» — поцеловаться. Но это настолько древняя традиция, что никто не помнит, откуда она взялась, а главное — откуда пришло само слово «горько». То ли от слова «горилка», то ли от игры «горка» (где все целовались), то ли чтобы обмануть злых духов и брак не был горьким по-настоящему.

Например, в традиции северо-американских индейцев был обычай под названием «потлач». В честь праздника вождь раздаривал гостям свое имущество, демонстрируя богатство и щедрость. Многие и сегодня устраивают свадебные пиры на последние деньги или залезают в долги, руководствуясь древним представлением, что «без богатой свадьбы не будет богатой жизни».

Главным блюдом на традиционной славянской свадьбе был каравай. Его готовили за несколько дней, и процесс имел сложный сценарий. Тесто делали женщины — обязательно здоровые и замужние, с несколькими детьми. А в печь его ставил женатый мужчина. Считалось, что это повлияет на будущее чадородие невесты.

ИТАЛИЯ • Дуэль кексов

Итальянцы делятся на два непримиримых клана. Одни считают, что настоящий рождественский кулич — это панеттоне, а другие — что пандоро. Оба варианта имеют древнюю историю. Панеттоне происходит из Милана. Есть легенда, что однажды у пекаря правителя города, Лодовико Сфорца, подгорел рождественский десерт. Весь праздник был под угрозой, и подмастерье по имени Тони решил спасти положение: он на скорую руку приготовил пирог из того, что нашел на кухне. В ход пошли даже цукаты. Герцогу выпечка понравилась, и «пан-де-Тони» стали готовить на каждое Рождество. Теперь мы знаем его под названием «панеттоне».

Его соперник пандоро — кулич в форме звезды с золотистым тестом — происходит из Вероны. Его готовили при дворе правителей делла Скала. Это было богатейшее семейство Италии. На праздники они покрывали хлеб тонкими золотыми пластинками, отсюда и название (oro в переводе с итальянского — «золото»). Впрочем, для того чтобы принять сторону в битве пандоро vs панеттоне, не обязательно погружаться в историю — достаточно попробовать знаменитые десерты. Если, конечно, вы этого еще не сделали.

Каравай украшался лепниной из теста: колосья — к достатку, гроздья ягод — к чадородию. Солнце и месяц обещали паре долгие годы жизни, пара лебедей — любовь и верность. Кстати, современный многоярусный кремовый торт тоже имеет древние корни. Только не русские, а английские. В средневековой Англии гости приносили на свадьбу круглые пироги и ставили их друг на друга. А молодожены должны были целоваться поверх всех этих ярусов.

Afterparty, открытки с императором и колода карт, которая победила время

Поскольку на балу 11 февраля не смогли присутствовать императрица-мать Мария Федоровна и Михаил Александрович, брат Николая II, было решено провести продолжение праздника 13 февраля, а также пригласить послов с их женами. Теляковский переживал, что появление императора в образе царя перед послами будет выглядеть странно, однако послы оказались в восторге от Николая. Великая княгиня Мария Георгиевна, наоборот, пристыдила дипломатов — они отказались от предложенного дресс-кода.

На следующий же день некоторые гости в тех же костюмах собрались у Шереметевых в Фонтанном доме. Рассказывали, что многим так полюбились наряды эпохи XVII века, что на все последующие балы они приходили только в них. На балу присутствовало бессчетное количество фотографов, поэтому в альбом, созданный Экспедицией заготовления государственных бумаг, вошли не все фотографии. Невошедшие снимки продавали в качестве сувенирных открыток на благотворительной ярмарке, организованной великой княгиней Елизаветой Федоровной. Всеволожский в дневнике отметил, что за четыре дня ярмарка принесла в фонд бедняков Москвы 103 000 рублей. Благодаря этим открыткам бал стал известен за пределами Москвы и Петербурга и стал культовым еще при жизни его участников. Некоторые костюмы после бала попали в коллекцию Эрмитажа и в другие музеи, а также в частные собрания.

В декабре 1903 года во французском Journal des voyages была опубликована статья о бале с фотографиями. Образ Александры Федоровны сравнили с императрицей Феодорой на византийской мозаике в базилике Сан-Витале в Равенне. Парижу еще предстояло пережить «русский бум» — через пять лет начались «Русские сезоны» Дягилева.

Многие фотографии из альбома сегодня колоризованы, однако это сделано без опоры на исторические свидетельства, и зачастую детали того или иного костюма имеют совсем другой цвет, нежели в оригинале. Например, сапоги Николая II были сделаны из желтого, а не из красного сафьяна.

Спустя десять лет специально к трехсотлетию дома Романовых Александровская мануфактура выпустила игральные карты «Русский стиль». Эскизы этой колоды, созданные в Германии, пережили весь XX век и по сей день остаются популярными даже в современной России.

Бальный регламент

При Павле I светская жизнь затихла, в частности, был закрыт знаменитый Английский клуб, но при Александре I всё вновь оживилось. И именно в начале 19 в. сформировалась чёткая структура проведения бала и дресс-код.

Мужчинам предписывалось приходить на бал в чёрном фраке и чёрных брюках (в первой половине 19 в. допускались также панталоны), жилет, галстук и перчатки должны были быть белыми. Дорогие жилеты шили из «пике» — хлопчатобумажной ткани с выпуклым узором, отсюда и «пикейный жилет». Штатским предписывалось надевать на бал ботинки. Военные могли прийти в мундире и сапогах, но без шпор. Если они планировали танцевать, то шпагу отстегивали и оставляли у швейцара.


Леонид Пастернак «Наташа Ростова на первом балу». (wikipedia.org)

В качестве украшений у мужчин были пуговицы, их делали из серебра, могли инкрустировать камнями. Запонки могли быть бриллиантовыми, а рукава фрака открывали манжеты, чтобы аксессуар видели окружающие. Также можно было иметь часы и лорнет.

Бальный костюм, который соответствовал всем правилам, стоил недешево, поэтому мужчины порой покупали билет на бал не в танцевальный зал, а на хоры, где стояли зрители.
Женская мода начала 19 в. питалась античными образцами. Лёгкие ткани, простые силуэты, открытые руки и декольте. Несмотря на то, что в бальных помещениях бывало прохладно, даме позволялось иметь при себе лишь шаль и перчатки. Непременным атрибутом наряда были веер, а также агенда — бальная книжка, в которую дамы записывали, с каким кавалером будут танцевать. В царствование Александра I в моду вошли так называемые «Александровские букеты». Их составляли из живых цветов, и первые буквы их названий должны были составить слово «Александр».


Бальная книжка. (wikipedia.org)

Туфли были тканевые без каблука на кожаной подошве. Их тоже делали своего рода украшением, расшивая серебром и золотом.

С 1834 г. дамы, являвшиеся ко двору, в том числе на бал, должны были иметь платья определённого цвета, это регламентировалось специальным указом. Статс-дамы и камер-фрейлины носили зелёный, наставницы великих княжон — синий и т. д. Приезжающие ко двору могли одеваться более свободно. Если в приглашении значилось, что на балу надо быть в «русском платье», то оно традиционно было белого цвета с золотым шитьём.

Был установленный порядок и в очерёдности танцев. Бал начинался с полонеза — официального, парадного, вальс настраивал на лирический лад, мазурка была воплощением бального веселья, а котильон — самым динамичным и демократичным. Танцевала в основном молодёжь. Считалось, что дамы переставали танцевать примерно в 30 лет, мужчины — в 35.


Первый бал Наташи Ростовой, кадр из фильма «Война и мир». (wikipedia.org)

Во второй половине 19 в. балы становятся более демократичными и разнообразными. Появилась традиция проводить благотворительные балы, устраивали «белые балы» для незамужних девушек и «розовые» для молодых замужних дам. Узким кругом могли собраться на танцевальный вечер, который проходил не под оркестр, а под фортепиано. В 1903 г. в Петербурге состоялся придворный костюмированный бал, который часто называют последним (хотя в 1904 г. прошёл ещё один). Он был по-настоящему роскошным и консервативным — именно таким, каким должен был бы быть последний придворный бал.

Вкус к развлечениям

Корнилович указывает, что к моменту воцарения Екатерины I неумение танцевать для девушки считалось большим пробелом в воспитании. Всё меньше становилась потребность в официальных ассамблеях или балах, всё больше праздников устраивали в частных домах.

Сложно поверить, но общество, которое ещё в начале 18 в. не могло понять, зачем все эти петровские нововведения, очень быстро вошло во вкус. Уже в 1734 г. в честь взятия Данцига был устроен праздник, который мы и сегодня назвали бы изысканным. Гости собрались в Летнем саду к часу дня. Дело происходило летом, поэтому причёски дам были убраны цветами. Анна Иоанновна обедала в гроте, а над расставленными столами для гостей натянули зелёную ткань. Колонны, которые поддерживали полог, увили цветами. Пить за столом при Анне Иоанновне было запрещено, так что приличия сохранялись до конца праздника. В качестве развлечения гостям предложили покататься на яликах, а вечером начались танцы.

Набор увеселений зависел от сезона. Зимой устраивали катание с гор, а в 1740 г. по приказу императрицы возвели известный по литературе Ледяной дом.

Елизавета Петровна любила повеселиться и часто проводила балы-маскарады. Они были очень эффектными, но излишне регламентированными, так что для искреннего развлечения времени оставалось немного. Например, танцевать на её маскарадах могли только гости в определённых костюмах, прочим доставалась роль наблюдателей. На ужин оставались далеко не все, а те, кто получал соответствующее уведомление.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: