Крейсер «аврора»: чем корабль прославился до легендарного выстрела

«Крейсер и два миноносца противника на дне»

Когда речь идет о военных потерях, нередко этот вопрос становится объектом жарких дискуссий. Не исключением стал и бой у Чемульпо, оценки японских потерь в котором весьма противоречивы.

Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем.

Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо» благополучно пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао.

Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама»? Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен.

Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно. По опыту русско-японской войны хорошо известно как японцы длительное время пытались скрывать свои потери, например, гибель броненосцев «Хацусе» и «Ясима», а ряд миноносцев, оказавшихся, видимо, на дне просто списали после войны как не подлежащие ремонту.

Израненный лев против гиен

Японцы надеялись быстро справиться с «Рюриком» и даже принудить его команду к сдаче крейсера. Но в этом они просчитались. Старый корабль, как умирающий от ран лев, дал последний бой свежим и полным сил «гиенам».

wikipedia.org
Лейтенант К.П.Иванов.

Японские крейсера, пользуясь неповоротливостью почти неуправляемого гиганта, держались у него за кормой и вели убийственный анфиладный (продольный) огонь. То немногое, что ещё оставалось на «Рюрике» целым, подверглось новым жестоким разрушениям. Кровь убитых и раненых текла ручьями, повсюду лежали изуродованные тела и отдельные их части. Никто, однако, даже не помышлял о сдаче.

По возможности маневрируя так, чтобы поймать врага в прицел последнего уцелевшего шестидюймового орудия, русский крейсер отстреливался. Два снаряда попали в цель, по одному в каждый японский корабль. Кроме того, было две попытки пуска торпед. Первая не удалась: японский снаряд по роковому стечению обстоятельств в последний момент попал в торпедный аппарат. Торпеда из другого прошла мимо цели.

wikipedia.org
Кормовой флаг крейсера «Громобой» после сражения.

Когда вышла из строя последняя шестидюймовая пушка, огонь продолжала вести единственная чудом уцелевшая малокалиберная. Причинить какой-то ощутимый вред крупным японским кораблям она не могла, но обозначала своей стрельбой продолжающееся сопротивление.

А когда японцы осмелели и подошли поближе, «Рюрик» неожиданно для них совершил резкий маневр и попытался таранить один из вражеских крейсеров. «Нанива» и «Такачихо» сразу же вновь отошли на почтительное расстояние.

Некоторые члены команды не хотели покидать тонущий корабль. Пришлось убеждать их и выводить из внутренних помещений чуть ли не силой. Те, кто был в состоянии, помогали эвакуировать раненых. Даже попугайчиков не забыли выпустить из клеток. Никакой паники, никакого малодушия и близко не наблюдалось.

На чудом уцелевшем фале по приказу Иванова подняли флажки, означавшие по морскому своду: «Погибаю, но не сдаюсь!» Андреевский флаг продолжал гордо реять над тонущим крейсером. Когда он носом вверх пошел ко дну, оказавшаяся в воде команда проводила «Рюрик» дружным криком «ура!».

vlms,ru
Последние минуты «Рюрика».

Встреча в проливе

Инструкции, полученные командиром отряда контр-адмиралом Иессеном, предусматривали, что в Корейский пролив Владивостокский отряд крейсеров должен войти на рассвете 14 августа. Это указание, отданное командующим флота в Тихом океане адмиралом Николаем Скрыдловым, сыграло еще одну роковую роль в событиях. Назначенный командующим после гибели адмирала Степана Макарова 31 марта 1904 года, Скрыдлов не успел попасть в Порт-Артур после начавшейся осады и командовал флотом из Владивостока, вынужденный принимать решения на основе телеграмм, попадавших туда с опозданием.

Броненосный крейсер «Громобой» во Владивостоке, зима 1903-1904 годов

Так случилось и на этот раз: к утру 14 августа, когда владивостокские крейсера, как им и было предписано, входили в Корейский пролив, в нем уже крейсировали корабли японской эскадры адмирала Хиконодзе Камимуры, состоявшей из четырех броненосных крейсеров «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате». Их главной задачей было отрезать пути к Владивостоку для прорвавшихся кораблей порт-артурской эскадры, а на деле они стали главными противниками отряда контр-адмирала Иессена.

В предрассветной темноте две эскадры разминулись друг с другом, и Владивостокский отряд крейсеров вошел в пролив, уверенный, что он пока чист от кораблей противника. То, что это не так, стало понятно ближе к пяти часам утра, когда русские крейсеры повернули на запад и вскоре разглядели в рассветных лучах японские броненосцы, идущие им наперерез.

Броненосный крейсер «Россия» во Владивостоке, осень 1904 года

В этот момент контр-адмирал Иессен допустил ошибку, которая стала залогом будущего поражения. Вместо того, чтобы подойти к японским кораблям на короткую дистанцию, при которой смогла бы эффективно действовать вся артиллерия русских крейсеров, в том числе и малокалиберная, он отдал приказ поворачивать на восток, а потом и еще южнее. Тем самым корабли Владивостокского отряда оказались стоящими бортом к японцам, подставив орудиям противника свои самые уязвимые места. И противник не замедлил воспользоваться столь удачной позицией.

Что произошло в октябре 1917 года?

25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года вооружённым путём было свергнуто буржуазное Временное правительство, созданное после ликвидации монархии. Вооружённая операция была организована партией большевиков в союзе с анархистами и левыми эсерами. В ней участвовали военнослужащие армии и флота, перешедшие на сторону Советов, и большевистские отряды боевиков (т. н. «красная гвардия»).

В результате было ликвидировано двоевластие в стране: вся власть перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которых представители упомянутых партий составляли большинство. Всероссийский съезд Советов сформировал новое правительство, названное «советским».

М. З. Шагал, «Революция», 1937 г.Фото: общественное достояние

Первоначально свержение Временного правительства называли Октябрьским переворотом, что полностью соответствует приведённому выше определению.

Одновременно большевики использовали выражение «Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде». Однако вряд ли можно считать восстанием втайне подготовленную скоротечную военную операцию, в которой не участвовали и не могли участвовать народные массы. Слово «восстание», естественно, использовалось, чтобы представить действия политически активных малочисленных групп как «живое творчество масс», вписавшись в марксистскую идею «пролетарской революции».

Также ещё с 1917 года авторы Октябрьского переворота называли его «пролетарской революцией». В 1930-е годы большевики внедрили единый термин «Великая Октябрьская социалистическая революция». Но очевидно, что за один месяц (а тем более, за одну ночь) в стране не могут произойти коренные изменения.

Литература

  • Материалы Центрального военно-морского музея.
  • «Аврора». — БСЭ. Изд. 2-е, т. 41. С. 117—118.
  • «Аврора»: альбом — Л.: Сов. художник, 1967.
  • Аммон Г. А., Бережной С. С. Героические корабли
    российского и советского военно-морского флота. — М.:
    Воениздат, 1981. С. 57.
  • Андреев В. Революционный держите шаг. — М., 1973.
    С.168-177.
  • Асеев Н. Земля и люди. — М.: 1961. С. 203.
  • Бадеев А. «Аврора».- В кн.: Отчий дом: сборник. —
    М.: «Мол. гвардия», 1978.
  • Балтийский флот. Исторический очерк. — М., Воениздат,
    1960.
  • Бартев Г. П. Балтийские зори. — Ярославль:
    Верхне-Волжское кн. изд-во, 1987.
  • Бартев Г. П. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по
    музею. — Л.: Лениздат, 1983.
  • Бартев Г. П., Мясников В. А. Страницы летописи «Авроры»:
    Документальный очерк. — Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд-во,
    1975.
  • Белкин С. И. Рассказы о знаменитых кораблях. — Л.:
    Судостроение, 1979.
  • Белышев А. Балтийская слава. — Калининград, 1959.
    С. 41-46.
  • Белышев А. Как это было (Воспоминания первого комиссара
    крейсера «Аврора»). — В кн.: Корабли-герои. — М., 1976.
    С. 106—107.
  • Березов П. Залп с «Авроры». — М.: Политиздат,
    1967.
  • Бурковский Б. В., Кулешов И. М. Крейсер «Аврора»:
    путеводитель по музею. — Л., Лениздат. 1967.
  • Бурковский Б. В. и др. Крейсер «Аврора»: путеводитель по
    музею. — Л.: Лениздат, 1979.
  • Буров А. В. Блокада день за днем. — Л., 1979. С.
    55, 63, 67, 388.
  • Буров В. Н., Юхнин В. Е. Крейсер «Аврора»: памятник
    отечественного кораблестроения. — Л.: Лениздат, 1987.
  • Великий Октябрь. Сборник документов. — М.: 1961. С.
    52</FONT>, 53, 327, 340, 351, 352.
  • Годунов М. Н. Крейсер «Аврора»: путеводитель по
    музею. — Л.: Лениздат, 1988.
  • Грищинский К. К. Герои рядом с нами. — Л.:
    Лениздат, 1982. С. 70-84.
  • Дубинкин В. Е. Комендор с крейсера «Аврора»:
    Документальная повесть. Воронежское кн.изд-во, 1936.
  • Козлов И. А., Шломин В. С. Северный флот. — М.,
    1966. С. 78, 83.
  • Крестьянинов В. Я. Цусимское сражение 14 — 15 мая
    1905 г. — СПб.: «Галея Принт», 1998. — ISBN
    5-8172-0002-3.
  • Летов Б. Корабли-герои. — М.-Л.:
    Детгиз</FONT>, 1950.
  • Максимихин И. А. Легендарный корабль. — М.:
    «Мол.гвардия», 1977.
  • Мельников Р. М. Корабли-памятники // «Человек. Море.
    Техника». — Л.: Судостроение, 1987. Сс. 301—321.
  • Моисеев. И. И. Список кораблей русского парового и
    броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). — М.: Воениздат,
    1948. С. 76.
  • Неволин А. С. Авроровцы. — М.: Воениздат,
    1987.
  • Поленов Л. Л. Крейсер «Аврора». Л.: Судостроение,
    1987.
  • Поленов Л. Л. «Аврора»: тайны столетней истории. —
    СПб.: «Нордмед-Издат», 1997. — (События, корабли, люди).
  • Пронин М. П. Легендарный крейсер. Л.: Лениздат,
    1957.
  • Тихоокеанский флот. — М.: Воениздат, 1966. С. 59, 62, 63,
    134, 270.
  • Чернов Б. М. Судьба высокая «Авроры». — М.:
    Политич. лит., 1983.
  • Харченко В. И. На «Авроре» бьют склянки. — М.: Изд.
    ДОСААФ, 1967.
  • Холодняк А. «Аврора». — Л., 1925.
  • Юнга Е. С. Крейсер «Аврора». — М.: Воениздат, 1949.
    </UL>

Тактико-технические характеристики

Кораблестроительные элементы
  • Водоизмещение — 11 280 т
  • Длина — 186,4 м
  • Ширина — 20,8 м
  • Высота по миделю — 42,5 м
  • Осадка наибольшая — 8,4 м
  • Мощность ГЭУ — газотурбинный, 4 × 22 500 л. с.
Ходовые характеристики
  • Скорость хода — 32 узла
  • Дальность плавания — 7500 миль
  • Автономность — 30 суток
  • Экипаж — 476 (510) человек
Вооружение
  • Противокорабельное — 16 пусковых установок комплекса «Вулкан» (боекомплект 16 ПКР П-1000)
  • Противолодочное — два торпедных аппарата, реактивные бомбовые установки РБУ-6000
  • Противолодочный вертолёт Ка-25/Ка-27
  • Противовоздушное — одна 130-мм установка АК-130, шесть — АК-630, две установки ЗРК «Оса-МА», восемь ЗРК С-300Ф «Форт»

Кульминация

Праздники. События. Персоны дня

07.11.2021: что важного мы отмечаем в этот день?

  • День проведения военного парада на Красной площади в Москве в 1941 году
  • День Октябрьской революции 1917 года в России
  • День Октябрьской революции в Республике Беларусь
  • День работников гражданской авиации в Беларуси
  • Дни истории и памяти предков в Кыргызстане
  • День информации и печати Кыргызстана
  • День работника социальной сферы Украины
  • День новой эры (обновления) в Тунисе
  • День рождения Бахауллы
  • Дедовские плачи в народном календаре

Узнать подробнее о каждом из перечисленных в нашем списке событий дня вы можете в ежедневной сводке Calend.ru «07 ноября — этот день в истории». Всего на ноябрь 2021 года приходится 231 праздник, из них только в России отмечается 32 государственных праздника. Полный перечень праздников месяца смотрите на странице Calend.ru «Праздники ноября 2021». Праздники декабря можно посмотреть здесь. Если вас интересуют православные праздники, смотрите нашу специальную подборку «Календарь православных праздников на 2021 год».

07.11.2021: самое интересное из хроники прошедших лет

  • 1341 год назад в Константинополе открылся VI Вселенский собор
  • 183 года назад родился Нестор Махно, украинский военный и политический деятель, известен как батька Махно
  • 177 лет назад родился Арсений Введенский, русский литературный критик, библиограф, историк литературы
  • 158 лет назад родился Хулиан дель Касаль, кубинский поэт, крупнейший представитель модернизма
  • 154 года назад родилась Мария Склодовская-Кюри, польский и французский физик и химик, дважды Нобелевский лауреат
  • 142 года назад родился Лев Троцкий, русский революционер еврейского происхождения, деятель коммунистического движения
  • 130 лет назад родился Дмитрий Фурманов, советский писатель, прозаик, автор романа «Чапаев»

Портрет Д. А. Фурманова работы Сергея Малютина, 1922 г., ГТГ. Фото: commons.wikimedia.org

В период Октябрьской революции писатель возглавляет революционный штаб большевиков. В Гражданской войне сражается в составе 25-й стрелковой дивизии Чапаева, затем возглавляет политическое управление IX-й Кубанской армии. При ликвидации Улагаевского десанта в 1920 году командует отрядом и получает сильную контузию. Позже за эту операцию Фурманов награжден Орденом Красного Знамени. Первая повесть писателя «Красный десант» вышла в 1921 году. В 1924-м Фурманов становится секретарем Московской ассоциации пролетарских писателей. Наибольшую известность получил роман Фурманова «Чапаев» (1923). Третье и последнее крупное произведение писателя «Мятеж» появилось в 1925 году.

  • 119 лет назад открылся первый вытрезвитель
  • 119 лет назад родилась Рина Зеленая, советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР
  • 118 лет назад родился Георгий Милляр, советский актер театра и кино, Народный артист РСФСР
  • 110 лет назад родился Михаил Янгель, советский ученый, конструктор в области ракетно-космической техники

Михаил Янгель. Фото: commons.wikimedia.org

С его именем связано возникновение принципиально нового направления в области ракетостроения. Он внес существенный вклад в развитие международного сотрудничества социалистических стран в области спутниковых исследований.

  • 108 лет назад родился Альбер Камю, французский писатель и журналист, Нобелевский лауреат
  • 104 года назад в России произошла Октябрьская революция
  • 103 года назад выпущены первые марки Советской России
  • 94 года назад родился Аркадий Шипунов, советский и российский конструктор оружия, профессор, академик РАН
  • 80 лет назад состоялся парад советских войск на Красной площади в Москве

Парад советских войск на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции Великой Отечественной войны. Именно на этот день по случаю запланированного захвата Москвы гитлеровской Германией было назначено торжественное прохождение по Красной площади немецких войск.

Полный список известных личностей, родившихся и ушедших из жизни в этот день, смотрите на страничке Calend.ru «Персоны дня: 7 ноября», а если вы хотите получить подробную сводку за весь месяц, переходите на страничку «Кто родился в ноябре». Специально для вас мы также подготовили подборку юбилеев знаменитостей, которые в ноябре 2021 года празднуют круглую дату, посмотреть ее можно здесь.

Если вы интересуетесь детальной хроникой событий, произошедших в ноябре, рекомендуем вам познакомиться с  подборкой «Памятные даты в ноябре. Хроника по годам».

Спасительный трос «Николая Чикера»

Нас накрыл мощный шторм. Сутки кое-как простояли, надеясь, что он утихнет. Но к вечеру ветер разыгрался с новой силой. Буксир в этих условиях — беспомощная шлюпка. Но моряки работали самоотверженно. Во время маневров при передаче троса с голландского буксира на норвежский погиб один из норвежцев. Лавировать вместе с огромной махиной было просто невозможно, с голландского буксира «Solano» подали сигнал «SОS».

На счастье, в тот момент недалеко оказалось российское судно «Николай Чикер». Капитан принял решение идти на помощь. Российские моряки сумели завести к нам на «Варяг» буксировочные концы Ф 86 мм. Предполагалось, что теперь авианосец удастся удержать. Но сначала не выдержали буксировочные концы, связывавшие «Solano» с «Варягом», а ночью лопнули и тросы с «Николая Чикера». Новые попытки их завести оказались тщетными. Шторм был просто ужасен.

К утру 4 ноября стало очевидным, что ситуация безнадежна.

Ни норвежский, ни голландский буксиры не сумели принять концы с «Варяга», их швыряло по волнам, а гибель матроса и вовсе вывела команды буксиров из равновесия. Более того, угроза нависла над самим теперь уже неуправляемым «Варягом», который несло на скалы.

Этот ад продолжался четыре часа, мы снова и снова выбрасывали аварийный буксирный конец. И наконец, на «Николае Чикере» сумели его принять!

Сейчас говорить об этом легко. Но в ту ночь мы отдали последние силы.

А потом еще более полутора суток российский буксир удерживал «Варяг», чтобы его не бросило на скалы.

Праздник от Бреста до Находки

Начались празднования этого дня уже 7 ноября 1918 года. В Москве и во всех губернских центрах, которые в разгар Гражданской войны контролировали большевики, люди выходили на демонстрации, проводились митинги и военные парады. 26 октября 1927 года Совнарком СССР принял решение, что торжества будут проходить в течение двух дней – 7 и 8 ноября. Примечательно, что в эти дни отдыхали все трудящиеся страны, кроме тех, кто работал на предприятиях безостановочного цикла.

К этому празднику готовились заранее. В Москве ещё за два-три месяца начинали согласовывать и готовить праздничное оформление. Каждое предприятие готовило именно свои элементы: флажки, гирлянды из цветов плакаты и транспаранты с лозунгами. В этом им помогал ЦК КПСС, который за две недели до праздника публиковал Призывы, рекомендованные для использования. А ещё каждое предприятие готовило тематические автоплатформы, которые были ярким украшением демонстрации трудящихся на Красной площади.

А ещё важным отличием этого праздника от тех, которые проводятся сегодня, были трудовые подарки. Каждый производственный коллектив старался порадовать родную страну своими успехами и отрапортовать,  что сделано досрочно. К этому дню украшались все города и посёлки. На фасадах домов и отдельных конструкциях вывешивались тематические плакаты, портреты вождей революции, государственные флаги. Как правило, всё оформление было готово и вывешивалось 5 ноября, а демонтировалось 9 ноября. Начинались трудовые будни.

Учебное судно[]

В 1906 году «Аврора» возвратилась на Балтику, став учебным судном Морского корпуса. Прошёл капитальный ремонт корпуса и механизмов в Санкт-Петербурге в 1906—1908 гг. с демонтированием торпедных аппаратов, установкой дополнительно двух 6-дм орудий вместо четырёх 75-мм, установкой рельс для постановки мин заграждения. 10.10.1907 г. переклассифицирован из крейсеров I ранга в крейсера.

С осени 1909 по весну 1910 «Аврора» совершила дальнее плавание с «гардемаринским отрядом» в Средиземном море и Атлантическом океане. Посетила порты Виго, Алжир, Бизерту, Тулон, Вильфранш-сюр-Мер, Смирну, Неаполь, Мессину, Суду, Пирей, Порос, Гибралтар, Виго, Шербур, Киль. Во время этого плавания в составе отряда Маньковского (4 крейсера) находлся в портах Греции в связи с угрозой совершения там военного мятежа.

С осени 1910 по весну 1911 года корабль находился во втором дальнем учебном плавании по маршруту Либава — Христианзанд — Виго — Бизерта — Пирей и Порос — Мессина — Малага — Виго — Шербур — Либава. С 1911 года состоял в бригаде крейсеров 1-го резерва.

С осени 1911 по лето 1912 года «Аврора» ходила в третье дальнее учебное плавание для участия в торжествах по случаю коронации короля Сиама (16 ноября — 2 декабря 1911 года), посетила порты Атлантического океана, Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

Файл:Гранитная стела крейсеру Аврора на Набережной Кросного Флота. 1939 год..jpg

Гранитная стела крейсеру на Набережной Красного Флота, 1939

Весной и летом 1912 года крейсер входил в состав международной эскадры «держав-покровительниц» Крита, стоял в качестве русского стационера в бухте Суда.

Последний бой

Недоделки при строительстве стали проявляться всё чаще. Ломалась машина крейсера, снизилась скорость. Всё это вынудило командование эскадры отправить корабль в корейский порт Чемульпо. Чтобы не перегружать машины, крейсеру для связи была прикомандирована канонерская лодка «Кореец».

24 января 1904 г. соединённый японский флот вышел в море, чтобы за пять дней до назначенного в Токио начала войны постараться нанести урон русским кораблям.  Корабли контр-адмирала Сотокити Уриу уже готовились принять капитуляцию русских кораблей в Чемульпо.

Учитывая это, русское командование 26 января отправило «Корейца» в Порт-Артур с сообщением о вероломном нападении японцев. Задание канонерская лодка не выполнила, так как была обстреляна японскими кораблями. Это было первое боевое столкновение в начинавшейся войне.

Японцы заблокировали залив и начали высадку десанта. 27 января контр-адмирал Уриу предложил иностранным кораблям покинуть Чемульпо, чтобы они не мешали бою с русскими кораблями. Командиры судов, стоявших в Чемульпо, провели совещание на борту английского крейсера «Талбот». Они осудили этот ультиматум и даже выразили протест. Командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга Всеволод Фёдорович Руднев заявил, что будет прорываться и примет бой. Зарубежные капитаны смогли выразить русским морякам лишь сочувствие, а вот командир крейсера «Талбот» коммодор Л. Бейли поступил по хорошо известному принципу «англичанка гадит». Он передал японцам планы русских моряков.

9 февраля «Варяг» и «Кореец» начали свой путь в бессмертие. Моряки иностранных судов выстроились на своих палубах и провожали наших моряков. Французский капитан 2-го ранга В. Сэнес писал: «Мы салютуем этим героям, шедшим так гордо на верную смерть».

Итоги этого трагического сражения хорошо известны. Фраза «Погибаю, но не сдаюсь» на долгие годы стала девизом русского флота. Крейсер «Варяг» ушёл в воды залива с развевающимся на мачте Андреевским флагом. Сегодня различные злопыхатели и фальсификаторы истории в разных вариантах пытаются умалить значение этого подвига. Но мы знаем, что победа осталась за русским крейсером, он ушёл на дно не от действий врага, а был затоплен после боя по решению офицерского состава. Русские моряки не стали военнопленными, они были спасены французами, англичанами и итальянцами в ответ на сигнал капитана «Терплю бедствие» (как потерпевшие кораблекрушения). Примечательно, что помощь русским морякам не оказали только американские моряки.

Революции 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух
революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими
завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную
агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую
война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и
команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта)
экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих
заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга
командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и
старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде
из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года
на крейсере стало известно о совершившейся Февральской
буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими
подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший
офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась
к восстанию.


Finnandi @ WikiCommons

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был
избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26)
марта по вопросу о форме правления в России единогласно было
принято решение, что такой формой является демократическая
республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая
обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия
к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со
стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле.
После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между
судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными:
офицеры не шли против команды в том, что касалось политических
убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части
порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая
обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и
Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в
тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению
Центрального комитета Балтийского флота уже практически
отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена
Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в
Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7
ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу
Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры»
захватила и свела Николаевский мост в
Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города.
25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры»,
произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму
Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.


Alexxx1979 @ WikiCommons

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта
вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о
роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных
началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле
осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В
1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года
крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии
боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и
большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были
сняты и отправлены в
Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков
крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по
домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на
долговременное хранение (законсервирован).


Cruiser «Aurora» — Alexander Zubkov 2 @ Flickr

Последний бой «Рюрика»

Когда стало очевидно, что русские корабли проигрывают бой, контр-адмирал Иессен отдал приказ «России» и «Громобою» идти на прорыв во Владивосток. Он рассчитывал, что таким маневром ему удастся отвлечь основные силы японцев от сильно поврежденного «Рюрика». И это действительно удалось, но не до конца. В погоню за двумя русскими крейсерами бросились четыре японских броненосца отряда адмирала Камимуры, но два более легких остались и продолжали обстреливать «Рюрик».

Повреждения, полученные японским броненосным крейсером «Ивате» во время боя в Корейском проливе после попадания снаряда с крейсера «Рюрик»

В конце концов сильно поредевший экипаж, командовать которым в этот момент пришлось одному из младших офицеров — лейтенанту Константину Иванову, принял решение затопить «Рюрик». Корабль с открытыми кингстонами отправился ко дну на глазах японских моряков с крейсеров «Нанива» и «Такачихо», которые и подобрали оставшихся в живых членов экипажа русского крейсера. Из-за того, что все шлюпки были разбиты, моряки держались на воде только за счет спасательных жилетов и деревянных обломков судна.

Крейсерам «Россия» и «Громобой» к вечеру того же дня удалось оторваться от японских броненосцев: те повернули назад, чтобы не оставлять без прикрытия Корейский пролив на случай, если кому-то из кораблей порт-артурской эскадры удастся прорваться на север. Несмотря на тяжелые повреждения, 16 августа они дошли своим ходом до Владивостока и встали на ремонт, который затем длился почти до конца войны.

Вид на полуют броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Результаты боя в Корейском проливе были неутешительными: Владивостокский отряд потерял один из крейсеров, 329 русских моряков были убиты и 617 ранены, еще около шестисот человек попали в плен. Японские корабли почти не получили тяжелых повреждений (не считая «Ивате»), а человеческие потери японцев были на порядок меньше: 44 убитых и 71 раненый. Такое соотношение определялось тем самым лучшим бронированием японских кораблей и неприспособленностью русских крейсеров к эскадренному бою.

Но поражение в этом бою не умаляет мужества и стойкости русских моряков, которые в течение пяти с лишним часов противостояли гораздо более сильному противнику и сумели достаточно потрепать его. К тому же свою главную задачу — связать боем корабли эскадры адмирала Камимуры — Владивостокский отряд крейсеров выполнил, и не его вина, что это случилось тогда, когда практический смысл такой схватки был невелик.

Повреждения броненосного крейсера «Россия» после боя в Корейском проливе, Владивосток, 16 (3 ст. ст.) августа 1904 года

Революции 1917 года[]

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. Взаимоотношения офицеров и команды на крейсере накалились до предела. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

Для осуществления демократических прав матросов на «Авроре» был избран судовой комитет. По результатам тайного голосования 3 (26) марта по вопросу о форме правления в России единогласно было принято решение, что такой формой является демократическая республика. На протяжении весны-лета-осени 1917 года политическая обстановка на корабле характеризовалась постепенной потерей доверия к Временному правительству России как со стороны матросов, так и со стороны офицеров. Росло влияние партии большевиков на корабле. После кровавых событий 27-28 февраля (13-14 марта) отношения между судовым комитетом и офицерами стали сравнительно нормальными: офицеры не шли против команды в том, что касалось политических убеждений, а судовой комитет не чинил офицерам препятствий в части порядка службы, дисциплины и работы на корабле.

Когда в октябре 1917 года вновь обострилась политическая обстановка в стране и конфликт между Временным правительством и Советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов зашёл в тупик, большая часть команды была на стороне РСДРП(б). По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооружённом восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года:
в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

28 ноября (11 декабря) 1917 года «Аврора» после ремонта вернулась во 2-ю бригаду крейсеров в Свеаборге. После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, который уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушло частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: