Нестор летописец. названный отцом истории древней руси

«повесть временных лет»: почему ее на самом деле не существует

«Повесть временных лет» 2 глава: краткое содержание — Начало княжения Святослава, сына Игорева

Ольга едет в Царьград. Её ум и мудрость покоряют Византийского царя, который решает одарить её богатыми подарками и предложить выйти за него замуж.

Ольга сообщает о своих языческих корнях и свадьба не состоится.

Царь договаривается с патриархом и они крестят Ольгу.

Но теперь Константин становится ей крестным, а женитьба не допускает такого брака, чтобы взять в жены крестную дочь.

Христианские законы этого не допускают.

Ольга едет опять в Киев, где остается до своей смерти. Свою оставшуюся жизнь она посвящает сыну Святославу, а затем и его детям.

Святослав, повзрослев, стал мужественным воином. В боях он преуспевал, брал один город за другим.

Его цель была Переяславец, где он и хотел впоследствии обосноваться.

Но болгары не захотели принимать его, что возмутило Святослава.

В гневе он стал угрожать грекам, что заберет у них Царьград, так же как и Переяславец.

Царь Византии решает задарить Святослава, но тот из даров берет только оружие.

Правил князь Святослав 28 лет. А затем был убит печенежским князем Курем.

Череп Святослава пошел на изготовление чаши, которая предназначалась для питья вина.

Власть Святослава перешла сыну Владимиру, который слыл похотливым развратником и язычником.

Много лет он не мог выбрать, какой же веры ему быть. И решил стать христианином. На это решение повлияла его женитьба на христианке (сестре одного из византийских царей).

Так Русь становится православной, а все языческие символы уничтожаются.

По всей Руси строятся церкви, люди крестятся, детей начинают обучать по книгам.

Только печенеги еще долгое время надоедали. Но Владимир с ними справился, обратившись к обманным методам.

Содержание

Композиционно выделяются вводная часть, которая лишена абсолютных дат, не имеет деления на погодные (годовые) статьи, и анналистическая часть, излагающая события в форме погодных статей.

Вводная часть содержит космографическую экспозицию — рассказ о разделе земли сыновьями Ноя с таблицей народов — подробным описанием «жребиев» каждого из них, а также рассказ о Вавилонском столпотворении и разделении языков

Среди потомков Иафета составитель летописи указывает славян и подробно описывает их расселение по Восточно-Европейской равнине, уделяя особое внимание племени полян. Летописец подчеркивает мудрость и нравственность полян, на земле которых расположен Киев

Повествование об основании Киева тремя братьями-полянами в главе с Кием и подчинения их потомков хазарами образует канву, на которую, перебивая друг друга, накладываются разнообразные сведения о древних восточно-славянских племенах, их происхождении, нравах и обычаях, описание пути «из варяг в греки» и легенда о посещении Среднего Поднепровья и Приильменья апостолом Андреем Первозванным.

Анналистическая часть, посвящённая в основном истории Руси, начинается со статьи 852 года. За точку отсчёта датированной истории Русской земли составитель взял начало правления византийского императора Михаила III, при котором народ русь совершил свой первый поход на Константинополь. С этого времени, по мнению летописца, «нача ся прозывати Руска земля». Эта дата, как и вся древнейшая хронология «Повести временных лет» является результатом искусственных калькуляций и исторически малодостоверна. Исключение составляет дата 912, которая была почерпнута из русско-византийского договора, в действительности заключённого в 911 году.

Сквозные темы основной части летописи составляют история династии Рюриковичей от призвания варягов (862) до начала правления в Киеве Владимира Мономаха (1113), в том числе Крещение Руси и христианское просвещение Русской земли, борьба русских князей с набегами кочевников — печенегов, торков и половцев (например, 1068, 1093 и 1096).

Рассказывается о призвании варягов (862), захвате Олегом Киева (882), киевских князе Игоре, княгине Ольге, князе Святославе, междоусобной борьбе сыновей Святослава, в которой победил Владимир. Рассказ о «испытании вер» Владимиром (986) включает краткое изложение библейской истории, так называемую «Речь философа». Повествуется об убийстве сыновей Владимира Бориса и Глеба их сводным братом Святополком (1015). Этот сюжет составил основу древнейших русских агиографических памятников — «Сказания о Борисе и Глебе» и «Чтении о житии и погублении Бориса и Глеба», написанного Нестором. Далее повествуется о победе над Святополком сына Владимира — Ярослава и его княжеении. Сообщается об организованной Ярославом активной переводческой и книгописной деятельности (1037). В рассказе о завещании Ярослава определялется главенствующая роль Киева и киевского князя, которому обязаны подчиняться остальные Рюриковичи (1054). В повествовании о Ярославе и его преемниках, сыновьях Изяславе (1054—1073), Святослав (1073—1078) и Всеволоде (1078—1098) включены обширные рассказы об основании Киево-Печерского монастыря (1051 и 1074) и игумене монастыря Феодосии (1074 и 1091). Впоследствии эти темы были развиты в Киево-Печерском патерике и Житии Феодосия. Заключительная часть повествует о княжении Святополка Изяславича (1093—1113). В статье 1097 года помещена вставка, драматический рассказ об ослеплении Святополком и Давыдом Игоревичем князя Василька Теребовльского. Вторая редакция завершена неоконченным рассказом о чудесном явлении в Киево-Печерском монастыре (1110). Третья редакция (по Ипатьевской летописи) содержит полный рассказ, затем следуют статьи 1111—1117 годов.

Летопись имеет ряд идейных противоречий. Так, утверждение, что Русская земля осталась в стороне от апостольской проповеди (983), явно противоречит легенде о путешествии на территорию будущей Руси апостола Андрея.

Предполагается, что один из редакторов «Повести временных лет» побывал в Ладоге и оставил самое древнее на Руси описание археологических находок, которое содержится в статье под 1114 годом: «Пришедшю ми в Ладогу, повѣдаша ми ладожане, яко сдѣ есть: „Егда будеть туча велика, находять дѣти наши глазкы стекляныи, и малы и великыи, провертаны, а другые подлѣ Волховъ беруть, еже выполоскываеть вода», от нихъ же взяхъ боле ста, суть же различь“». По мнению Д. С. Лихачёва, речь идёт о стеклянных бусинах, которые вымывались Волховом из древнейшего культурного слоя Ладоги.

Что известно о Несторе?

Имя вряд ли родовое. Он был монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печерская обитель, в стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI — начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 60 лет и считался глубоким старцем по тем временам.

Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты: 1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.

«Повесть» считается одним из самых ранних древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго десятилетия XII века (до финала своих собственных лет).

Однако на страницах дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было. Или оно не сохранилось. Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с безымянного упоминания её автора — черноризца Печерского монастыря. Поликарп, другой печерский монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину, датируемом XIII веком.

Современной наукой отмечается и не совсем обычная авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печерского» доподлинно.

Христианство в повести временных лет

Русь Первичная Хроники полны христианских тем и библейских намеков, что часто считается отражением монашеского авторства текста. Александр Коптев отметил, что, несмотря на отнесение к древневосточной славянской литературе, Летопись также принадлежит к жанру христианской литературы. Во введении летописец был посвящен исследованию библейского происхождения славянского народа, прослеживая его наследие до времен Ноя. Во многих случаях на протяжении всего текста летописец откровенно снисходительно обсуждает языческих славян, говоря: «потому что они были всего лишь язычниками и, следовательно, невежественными». Позже в Хрониках одним из важнейших моментов повествования является обращение князя Владимира в православное христианство, которое вызвало широкую христианизацию Киевской Руси..

Корсунская легенда

Согласно так называемой «Корсунской легенде», представленной в летописи непосредственно перед крещением Владимира, князь овладел греческим городом Корсунь (Херсонес ), расположенный на Крымском полуострове, в попытке получить определенные выгоды от императора Василия. После успешного завоевания города Владимиром он потребовал выдать «незамужнюю» сестру императора для брака с ним. Услышав известие из Корсуни, император Василий ответил, что «христианам не прилично выдавать замуж за язычников. Если вы креститесь, вы получите ее в жены, унаследуете Царство Божье и будете нашим товарищем в вере ». Легенда завершается принятием Владимиром христианства в Корсуне и его женитьбой на сестре императора, Анне Порфирогениты.

Археологические находки

На протяжении столетий после создания Летописи достоверность легенды подвергалась сомнению. широкие дебаты. Многие историки, антиквары и археологи пытались определить действительное место обращения Владимира, синтезируя текстовые свидетельства Летописи с материальными свидетельствами из Крыма. Их усилия стали известны в области исторической науки как «археология корсунской легенды». Эти поиски завершились при епархиальном управлении архиепископа Иннокентия (1848–57), когда в развалинах Херсонеса археологи откопали основания трех церквей и определили, что та, в которой находятся самые богатые находки, была якобы использовался для крещения киевского князя. Обнаруженных вещественных доказательств оказалось достаточно, чтобы с достаточной точностью определить реальное место событий легенды. В начале 1860-х годов Восточная Православная Церковь начала строительство Свято-Владимирского собора в Херсонесе, который трижды разрушался после первого возведения и каждый раз восстанавливался. Последний раз собор был разрушен во время Октябрьской революции и не восстанавливался до распада Советского Союза. Утверждалось, что, воздавая должное Владимиру Великому и его вкладу в Восточное Православие, собор служит цели подтверждения исторических связей России с Крымским полуостровом, сведения о которых сохранились в Хрониках.

О крещении Руси

Поскольку летопись была написана монахом, то ее содержание имеет очень много отсылок к Библии и пропитана духом христианства
.

Сам момент, когда князь Владимир принял крещение, в летописи является основным. Кроме того, князь до того, как принял крещение, описывается как человек, не сдерживавший себя в желаниях, совершавший неправедные с точки зрения христианства, поступки.

Также описывается момент, как его настигает божья кара за несоблюдение обета
– он ослеп и прозрел только после того, как крестился.

В «Повести временных лет», в главах, в которых говорится о крещении Руси, закладываются основы православной веры,
в частности, обосновывается, кто или что может быть объектом поклонения.

Летопись подводит основу под процесс крещения Руси, говоря о том, что только праведники, которыми считаются христиане, могут попасть на небо.

Также в летописи описывается начало распространения христианской веры в Руси
: что именно делалось, какие церкви строились, как совершалось богослужение, как была организована структура церкви.

Название

Традиционным названием летописи стали первые слова её заглавия. В Ипатьевской летописи: «Повѣсть временных лѣт черноризца Феодосьева манастыря Печерского, откуду есть пошла Руская земля…». В Лаврентьевской летописи: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земя, кто въ Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». В литературе предлагается несколько вариантов перевода этого названия: «Рассказ повременный о прошедших годах», «рассказ о мимолётных, быстро текущих годах прошлого», «повести минувших, прошедших лет». Кроме того, слово «временный» означает и «земной, преходящий (в противоположность загробному, вечному)».

И. Н. Данилевский предложил новую версию перевода, сделав иную разбивку текста на слова: «Се по вѣсти времяньных лѣт… (согласно его гипотезе, вместо «се повести» следует читать «се по вести») / Вот: до известия о последних временах — от происхождения Русской земли».

По предположению Г. Ланта и А. А. Гиппиуса выражение «временьные лѣта» является эквивалентом библейской парной формулы «времена и лета».

«Повесть временных лет» 1 глава «Так начнем повесть сию…»

Был потом. В живых осталось лишь семейство Ноя. Его три сына Сим, Хам и Иафет поделили землю на части и разошлись каждый по своим угодьям.

Сим пошёл на восток, Хам — на юг. Иафет занял северные и западные владения.

Население земли росло и преумножалось. Люди захотели построить башню до самого неба.

Языки их смешались. И рассеялся народ по всей обитаемой земле.

Потомки Иафета — славяне, они остановились на берегах реки Днепр.

Те, кто поселились в полях, стали называться поляне.

Те, кто в лесах — древляне.

В то время стало распространяться учение о Христе. Брат Петра Андрей проповедовал на берегах Черного моря.

Как-то раз он поплыл вверх по Днепру, чтобы добраться до Рима.

По пути он остановился в красивом месте, где поставил знак и помолился о благословении тех гор.

Он промолвил, что здесь будет великий город.

В народе полян жили три брата — Кий, Щек и Хорив. У них была сестра Лыбедь.

Они и построили на благословленном Андреем месте город Киев (в честь старшего брата).

Когда прошло уже не мало времени, а братья померли, к власти пришли хазары.

Они требовали от населения выплаты им дани. Поляне заплатили им дань мечами.

Хазаре удивились, для них это было знаком, что в будущем полянам другие народы будут платить дань.

852 год. То место стало называться Русской землей.

Много племен было в то время, между ними велись постоянно войны и междоусобицы. И устали народы воевать.

Решили они выбрать князя, который был бы общим для всех народов. И чтобы судить всех одинаково праведно.

Князем был выбран Рюрик, выходец из варягов.

Обосновался он в Новгороде.

Два его боярина — Аскольд и Дир пошли войной на греков. Но их ждало полное поражение.

Правитель Византии, промолившись всю ночь, на другой день созерцал сокрушительную бурю, в которой погибли все корабли противника. Лишь малая часть их вернулась домой, чудом уцелев.

879 год. Князь Рюрик умирает, а его власть передается Олегу (родственнику), потому что наследник сын Игорь еще мал.

Поэтому Олег должен был временно исполнять обязанности князя до взросления сына Рюрика.

Олег переехал в Киев и назвал этот город столицей.

Он стал собирать дань со многих народов, строил города, покорил Царьград.

Так как он везде побеждал, то его прозвали Вещим.

Хотя жизнь у князя Олега была мирна и спокойна, но он всегда помнил, что ему было предречено, что он погибнет от любимого коня.

Поэтому он велел не приводить к нему коня. И вот уж время прошло, и конь давно умер.

Олег только посмеиваться стал над пророчеством. Он даже специально пнул череп мертвого своего любимого коня.

Как вдруг из черепа выползла ядовитая змея и укусила Олега.

После этого Олег умер.

913 год. Игорь начал своё княжение. Древляне не стали слушаться его, но князь наложил на них ещё больший размер дани, выступив на них с войском.

Затем Игорь решил пойти на Византию, но проиграл сражение. Тогда Игорь укрепил свой флот и снова решил пойти в сражение.

Мощь войск Игоря произвела на Византийского царя большое впечатление, что он предложил Игорю богатую дань.

Игорь посоветовался со своими боярами и принял от Византийского царя дань. Но ему показалось, что этого маловато.

Вдобавок он даже хотел с древлян взять ещё дани, но те решили воспротивиться и убили князя.

Князь Игорь оставил после своей смерти жену Ольгу и маленького сына Святослава.

Древляне решили выдать вдову замуж за своего князя. но Ольга в гневе пошла на месть за мужа и уничтожила тех, кто убил её Игоря.

Автор

  1. Кто же он такой?

Нестор — монах, который на восемнадцатом году своей жизни решил прейти в обитель святого старца Феодосия Печерского. К сожалению, точная дата так и неизвестна, но ученые связывают это событие с концом десятых годов 11 столетия. По приданию Нестор пришел в храм будучи очень грамотным и образованным. Дело в том, что Нестор пришел из Киева, где жили самые умные и образованные люди Древнерусского государства, у которых Нестор видимо и научился грамоте. Он был обычным монахом до тех пор, пока не получил разрешение у наставника, Феодосия Печерского на веление истории государства Российского.

  1. Другие произведения Нестора.

Повесть временных лет — не первый труд Нестора. До нее автор выпустил Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романа и Давыда, где рассказывается о сотворении мира, о роли Всевышнего на человека. В произведении прослеживается тема нравоучения.

Далее Нестор выпускает Житие преподобного Феодосия Печерского, описывающее жизнь его наставника. Нестор восхваляет Феодосия Печерского и гордится тем, что был знаком с таким величайшим человеком. Он считал его идеалом и ставил в пример.

  1. Повесть временных лет.

Повесть временных лет принесла Нестору известность, сделав его отцом истории русской.

Начало княжения Изяслава в Киеве

По воле отца братья стали княжествовать каждый в своих городах.

Изяславу, который был старшим, во власть был отдан Киев.

Времена тогда были тяжёлые — кровопролитные войны, битвы разные.

Поганые половцы постоянно делали набеги, побеждая наших. Изяслав и Всеволод после первого же половецкого набега убежали в Киев.

Святослав спасался в Чернигове.

Жители Киева начали просить оружие и коней, чтобы снова сразиться, но князь отказался.

Поэтому народ разозлился и выжил Изяслава из города.

Князь же собрал войско и, прибыв в Киев, наказал бунтовщиков и снова воцарился в своей власти.

Неурожайный год наступил в Ростовской области. Из Ярославля прибыли волхвы с известием, что знают, где есть запасы.

Дескать, это всё жены запасы прячут.

Они тогда многих женщин поубивали, а имущество себе присвоили.

Об этих бесчинствах узнали киевские воеводы и велели привести пленных, которых тут же избили и бороды им повыдергали.

Потом их вывели перед народом и те из людей, у кого они родных поубивали, те их наказали самосудом.

Борис, сын Вячеслава, и Изяслав, сын Ярослава, погибают во время боя около Чернигова.

Все люди оплакивали князя, который всегда по-доброму к ним относился и поступал по справедливости.

Авторство хроники

Первое издание

Лео Моль

Традиция долгое время считала исходный сборник работой монаха по имени Нестор (ок. 1056 — ок. 1114); поэтому ученые говорили о Хрониках Нестора или о рукописи Нестора. Его сборник не сохранился. Нестор работал при дворе Святополка II Киевского (годы правления 1093–1113 гг.) И, вероятно, разделял проскандинавскую политику Святополка. Вероятная панскандинавская позиция Нестора была подтверждена польским историком и археологом Владиславом Дучко, который утверждал, что одна из центральных целей повествования Хроники состоит в том, чтобы «объяснить, как Рюриковичи пришла к власти на землях славян, почему династия была единственно законной и почему все князья должны прекратить свои внутренние распри и править в мире и братской любви ». Ранняя часть RPC содержит много анекдотических историй, среди которых:

  • о прибытии трех варяжских братьев,
  • основания Киева
  • убийство из Аскольд и Дир, ок. 882
  • смерть Олега в 912 году, «причиной» которой явилось предвиденное им
  • решительное месть, совершенное Ольгой, жена Игоря, из древлян, убившая ее мужа; (Ее действия защитили Киевскую Русь от древлян, не допустив, чтобы она вышла замуж за древлянского князя, и позволили ей исполнять обязанности регента, пока ее маленький сын не достиг совершеннолетия.)

Описание подвиги святых Кирилла и Мефодия среди славянских народов тоже составляют очень интересную сказку, и Нестору мы обязаны рассказом о кратком изложении Владимира Великого (правил с 980 по 1015 год) запретил поклонение Перуну и другим традиционным богам в Киеве.

Второе издание

В 1116 году текст Нестора был тщательно отредактирован игумен Сильвестр, добавивший свое имя в конце летописи. Поскольку Владимир Мономах был покровителем села Выдубичи (ныне район Киева), где находился монастырь Сильвестра, новое издание прославило Владимира и сделало его центральной фигурой более позднего повествования.. Эта вторая версия работы Нестора сохраняется в Лаврентьевском кодексе (см. § Сохранившиеся рукописи).

Третье издание

Третье издание вышло двумя годами позже и было сосредоточено на личности сына и наследника Владимира, Мстислава Великого. Автором этой редакции мог быть грек, так как он исправил и обновил много данных по византийским делам. Эта последняя редакция работы Нестора сохранилась в Ипатийском кодексе (см. § Сохранившиеся рукописи).

Повесть временных лет

Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.

Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.

Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.

Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»

История создания Повести временных лет

Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.

Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.

Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.

Жанр и особенности Повести временных лет

Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.

Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.

Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.

Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.

Содержание Повести временных лет

Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.

Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.

Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.

Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.

Таким образом, основу Повести временных лет составляют:

  • Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
  • Описание крещения Руси;
  • Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
  • Жития святых;
  • Описание войн и военных походов.

Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.

Где оригинал?

Его нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже не видел. Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей».

Начало княжения Ярослава в Киеве

В течение долгих трех месяцев два брата располагались по обеим сторонам Днепра.

Они все никак не решались выступать.

И вот в один день, когда Святополк со своей дружиной были в запое, Ярослав перебрался на их сторону и началась кровопролитная схватка.

Ярослав был на высоте, а Святополк, почувствовав свое поражение, убежал в Польшу.

Он долго не мог успокоиться своим поражением. Тогда он подговаривает Болеслава и поляков и выступает против Ярослава.

Теперь вся сила и победа на стороне Святополка, а Ярослав бежит в Новгород.

Через какое-то время уже Ярослав собирает войско и выступает в ответном бою.

Святополк теперь бежит к печенегам.

Ярослав становится отцом Владимира и наслаждается спокойствием в семье.

Но покой нарушает Мстислав, успокоить которого удалось лишь выделив ему часть земель по Днепру.

Ярослав становится отцом в третий раз. У него появляется на свет сын Святослав.

А затем четвертый сын Всеволод.

Когда Мстислав умирает, Ярослав становится полноправным властителем.

В годы его правления христианство расширяется, строятся многочисленные церкви и монастыри.

Ярослав дал волю развитию книжному чтению.

Перед смертью он завел серьёзный разговор с сыновьями, советуя им жить в мире друг с другом.

Он разделил между ними города и велел не нарушать границ своих владений.

Ярослав был похоронен в Киеве.

Начало княжения Всеволода в Киеве

Всеволод пришёл к власти в Киеве после отца и брата и стал князем над всей Русской землёй.

Многие годы он в попытках удержаться у власти выступал в разных войнах и междоусобицах.

Великое дело князя Ярослава продолжил Всеволод, настроив в городах православные церкви.

1093 год. И вновь на престоле новый князь. Князь Всеволод, внук Владимира, сын Ярослава.

Это был справедливый князь, очень верующий. Он не предавался ни похотям, ни пьянству.

Владимир, сын Всеволода, захотел встретиться со Святополком, претендовавшим ранее на престол в Киеве.

Он хотел разрешить все разногласия мирным способом.

Но этому не суждено было случиться из-за огромного половецкого войска, которые загородили путь своим продвижением на Русь.

Русские князья были повержены, а народ взят половцами в плен.

Понадобилось несколько лет, чтобы Святополку и Всеволоду удалось спасни народ из половецкого плена, а противника наказать по полной программе.

Об убиении Бориса

Власть после смерти Владимира переходит Святополку — его старшему сыну.

Многие стали выражать недовольство правлением Святополка. Народ требовал Бориса — младшего сына Владимира.

Святополк возненавидел Бориса и начал питать мысль о его убийстве.

Он даже начал подговаривать подданных своих и Борис был проткнут во сне копьями.

Святополк решил на всякий случай убить и другого своего брата.

Глеба заманили под предлогом отцовской болезни, но во время его поездки посланные Святополка зарезали его прямо на корабле.

Глеб был похоронен рядом с Борисом.

Святополк возгордился собой, что убил тех, кто мог бы стать наследником престола.

Но у него оставались еще и другие братья, которых он также решил убрать со своего пути.

Брат Ярослав узнал о таких зверствах со стороны брата, он собрал войско и пошел на Святополка.

Святополк собрал еще большее войско и тоже выступил на битву навстречу Ярославу.

С этой книгой читают

Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 годаЛомоносов Михаил Васильевич

Народ российский от времен, глубокою древностию сокровенных, до нынешнего веку толь многие видел в счастии своем перемены, что ежели кто междоусобные и отвне нанесенные…

3.2
 (11)

Танки второй мировой войны, 1939 — 1945 гг.. Энциклопедия в цветеРестен Жан

Эта фантастическая книга объединила в одном издании более 500 цветных рисунков, профилей и видов, составляющих обширное собрание работ Жана Рестена.Крупнейший…

4.33
 (6)

В бою обретешь ты право свое Михайловский Александр Борисович, Дешкин Игорь Эмильевич

Из за ошибки испытаний новой системы маскировки ,три корабля(буксир,танкер и бпк Адмирал Трибуц),попадают в 1904 год…

3.48
 (4)

«Второй войны я не выдержу…» Тайный дневник 1941-1945 гг.Кремлёв Сергей, Берия Лаврентий Павлович

Этот дневник никогда не предназначался для публикации. О его существовании знали единицы. Его оригинал подлежал уничтожению по личному приказу Хрущева, но фотокопии…

3.17
 (9)

Вооруженные силы Германии: 1933-1945 гг. Полный атлас: Сухопутные войска. Люфтваффе. Кригсмарине. Организация. Униформа. Знаки различия.Курылев Олег Павлович

Лучшая и самая подробная из книг, посвященных униформе Сухопутных войск Германии, Люфтваффе и Кригсмарине 1933-1945 гг.

Применение компьютерной графики и огромное…

3.18
 (4)

Хрущевская «Оттепель» 1953-1964 ггПыжиков Александр Владимирович

«Оттепель»… Именно так характеризуется этап развития нашей страны, связанный с именем Н. С. Хрущева

В 60-е годы нашего столетия это время привлекло особое внимание..

4.27
 (6)

Око Силы. Вторая трилогия. 1937 -1938 годыВалентинов Андрей

Незабываемый 1937-й Смерть, царящая в стране победившего социализма, не щадит никого — ни специалиста по загадочному древнему народу, ни работников НКВД, слишком…

4.68
 (5)

Око силы. Третья трилогия. 1991-1992 годыВалентинов Андрей

Незабываемый 1991 год… Наивные молодые люди спешат к бетонным стенам Белого дома, чтобы защитить российскую демократию. Но защищаться приходится им самим. Молодой…

4.2
 (3)

Продолжение по Ипатьевской летописи

Захотел Владимир выступить вместе со Святополком в борьбе с язычниками.

Дружина Святополка уговаривали, не идти в бой.

Но Владимир посовещался с братом и они решили в ходе длинного разговора выступить против половцев.

Эта битва была очень кровопролитной. Схватка между половецким войском и русскими была смертельной.

Потери были с обеих сторон очень большие.

Но русские так отважно воевали, что половцы напугались и бросились в бега. Русским удалось сокрушить ненавистного врага

Русским удалось сокрушить ненавистного врага.

Возвращение домой было славным, с одержанной победой. А молва о их славе распространилась по всем городам.

Люди увидели знамение, которое предвещало что-то плохое.

Они связали это с предвестием смерти Святополка.

И он совсем скоро очень сильно заболел, а в апреле умер.

Похоронен был в церкви святого Михаила, построенной им самим.

Люди скорбели по Святополку, а жена раздала все скопленные богатства сиротами, монастырям и попам.

Народ дивился такому щедрому поступку.

Через десять дней горожане отправили гонца за Владимиром Мономахом, чтобы он принял княжеский престол.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: