Православная амнистия, или как сталин возродил церковь

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Его славные деяния будут жить в веках

Давайте посмотрим, как современники оценили его деятельность. Вот слово патриарха Алексия I перед панихидой по И. В. Сталину: здесь несложно увидеть, что патриарх говорил ровно то же, что нынешние строители главного храма Вооруженных Сил:

Публикация в Журнале Московской Патриархии, апрель 1953 г.

В том и проблема. Можно убрать Сталина из храма, но нельзя
убрать его из истории Российской Православной Церкви. Нельзя отделить дерево от
плодов.

Но никакого переосмысления так и не было сделано. Тогда в чем подвиг новомучеников, если правильным ответом было полностью подчиниться большевикам?

Церковь не может примириться с советской властью

Если же мы хотим реального почитания новомучеников, то мы
должны однажды начать честно рассказывать их историю. Рассказывать прихожанам,
семинаристам о противостоянии между иерархией официальной и иерархией святой. Говорить
о том, что даже когда церковные власти подчинились атеистическим властям, у
человека оставался выбор. И запрещения земные ничего не значат для небесной
святости.

Но это совершенно другой взгляд на Церковь, к которому
большинство не готово. Это совершенно другой взгляд на советский период нашей
истории, который тоже постепенно уходит в прошлое.

Сейчас постоянно говорят о советской нравственности, о том, что
коммунисты учили примерно тому же, что евангелисты. Но ведь новомученики
утверждали ровно обратное! В известном послании епископов, находящихся в ссылке
в Соловецком лагере, говорится о принципиальном расхождении между Церковью и советской
властью:

Новомученики считали, что нельзя признать «Советский Союз нашей
гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а
неудачи — наши неудачи». Это другое государство, вовсе не с христианскими
целями и методами. И тогда мы получим совсем другой взгляд на историю. И даже
Великая Победа оказывается не столь однозначным событием, поскольку именно
благодаря ей на 45 лет христианские государства Восточной Европы оказались под
властью атеистов…

Но наблюдая за эволюцией современных взглядов на нашу историю,
мы видим совсем другое.

В конце концов, существует же в нашей памяти позитивный образ Петра I, несмотря на его жестокость, собственноручно проводимые казни бунтовавших стрельцов, запрет давать работу или милостыню их женам и детям, обрекая их на голодную смерть

Нет, в памяти потомков сильная империя компенсирует погибшие жизни, а личной распущенности первого императора вообще не уделяется внимание. Я думаю, что-то подобное произойдет и со Сталиным

Может, не сейчас, но лет через 10.

Кто на самом выстрадал Великую Победу?

Народ выстрадал победу. Когда-то журнал «Безбожник» в июньском номере за 1941 г. написал: «Религия является злейшим врагом патриотизма. История не подтверждает заслуг церкви в деле развития подлинного патриотизма»  (Евстратов А. Патриотизм и религия II Безбожник, 1941, №6). Эти слова были сказаны за несколько дней до начала войны. Так у Церкви коммунисты пытались отобрать даже право на патриотизм.Власть дошла до того, что причислила к фашистам самого Митрополита Сергия! Об этом говорит дело, хранящееся в архиве НКВД в Москве. Согласно обвинениям, сфабрикованным против митрополита Сергия и его ближайшего сподвижника митрополита Алексия (Симанского), они и другие «церковники» входили вмосковский церковно-фашистский центр, готовивший «диверсионные кадры» и замышлявший «террористические акты против руководителей партии и правительства», в чем им коварно помогало английское посольство.О том, что власти не шутили, говорит расстрел по этому делу 4 октября 1937г. престарелого Нижегородского митрополита Феофана (Тулякова). Доблестные чекисты расстреляли бы и самого Предстоятеля, но тогда политическая целесообразность взяла верх.Когда же пришел час борьбы с гитлеровской чумой, главный антифашист и патриот сидел в Кремле, скованный нравственным параличом, а страну терзали   захватчики. Если из плена возвращались наши бойцы – в родной тыл – их ждал ГУЛАГ, забвение, смерть. Утраты, обиды, глубокое горе и всенародная скорбь, ранние седины матерей и вдов сопровождали войну. Сопровождали ее разрушенные храмы и поруганные святыни, холокост евреев и сожженная Хатынь, печи Бухенвальда и отчаянная храбрость простого солдата. «Чем ночь темней, тем ярче звезды – чем больше скорбь – тем ближе Бог» — поэтому всей грозной мощью поднялся народ на борьбу с тираном и сокрушил фашистского молоха. Ибо, по святоотеческому изречению: «Бог не в силе, а в правде». И как тут не вспомнить строки Марины Цветаевой:

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Причины уничтожения

В 1930-е в зарубежной историографии появилось религиозно-сравнительное объяснение тоталитаризма. Фактически это были первые попытки вывести в единое поле религиозные черты диктатур, на первый взгляд совсем не религиозных: например, советского коммунизма и германского нацизма. В предисловии к опубликованному в 1935 году в США сборнику «Диктатура в современном мире» редактор Г. С. Форд указал, что установленные сегодня режимы власти, в отличие от диктатур старого типа, стремятся создать сходную с религией узаконенную идеологию: «Диктаторы настоящего времени не происходят от тиранов и деспотов прошлого… диктаторы сегодня имеют новую и сильную технику массового контроля в виде пропаганды через радио, кино, прессу, образование и светскую религию их собственного производства».

Идея о религиозности тоталитарных режимов изложена и в работах немецкого экономиста А. Файлера. После посещения СССР он опубликовал книгу, в которой высказал мысль о том, что религиозный характер советского коммунизма проявляется в его решительной враждебности к религии. Он указывал и несколько других параметров: религиозное положение марксистской идеологии, структуру большевистской партии, сходную с церковной.

«Планомерное превращение детей в граждан нового государства, исполненных фанатизма и фанатической веры… это действительно новая церковь, которая планомерно проникает в сердца и головы», — пишет Файлер.

Естественно, что такая «церковь» нового типа не может терпеть конкурентов. 23 декабря 1946 года Сталин формулирует этот постулат конкретнее: «Марксизм — это религия класса».

Источник

С 1922-го выходят газета «Безбожник» и журнал «Атеист», с 1925-го существует Союз воинствующих безбожников, с 1926-го — журнал «Антирелигиозник». Процесс вымарывания церкви из повестки подкрепляется с другой стороны мощным научно-просветительским импульсом. Выходит «Наука и жизнь», проводятся общественные лекции, открываются дополнительные курсы. Тринадцатый пункт программы РКП(б) так: «Партия стремится к полному разрушению связи между эксплуататорскими классами и организацией религиозной пропаганды, содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду».

В Цареконстантиновской церкви в Москве в 1976 году был устроен общественный туалет.

На первой полосе «Атеиста» большими буквами пишут: «Религия — дурман для народа». Проводятся кампания по вскрытию мощей и кампания по изъятию церковных ценностей. Главенствующей «религией» государства становится атеизм. Естественно, что ему не нужны напыщенные и яркие соборы, всегда напоминающие о власти церкви и веры. С 1917 по 1987 год коммунисты уничтожат около 50 000 церквей и храмов. Страдали не только здания. Так или иначе — ссылкой в лагеря, арестом или смертью — были наказаны за свою религиозность почти полмиллиона человек.

Кто кому целует руку

Привычка приспосабливаться под требования любой государственной
власти никуда не исчезла. Более того, если в советский период власти насильно
подчиняли себе Православную Церковь, то сегодня сами православные стремятся
навязать государству свои услуги. Не решив проблему собственных воскресных
школ, настойчиво предлагаем заняться духовно-нравственным воспитанием светских
школьников. Не решив вопросов катехизации собственных прихожан, стремимся
ввести в армию капелланов.

Наверняка все видели тот видеоролик, где священник привычным
движением поцеловал руку Путину. Видели и гневную реакцию президента на
чрезмерные знаки внимания, ставшие нормой внутри церковной среды. Кстати
вспомним, что собственное изображение из храма Путин также попросил убрать.
Снова власть отказалась от тех излишних почестей, которые привычно воздала ей
церковная администрация.

Нынешняя эпидемия коронавируса многое изменит в нашем обществе.
Надежды многих православных на привилегированное место в социуме оказались
неоправданными: храмы закрыли наряду с другими эпидемиологически опасными
объектами. Мне кажется, сейчас самое время задуматься не только о
церковно-государственных отношениях, но и вообще о сложной церковной истории
последнего столетия. Если память новомучеников действительно важна для нас, то
надо честно говорить о том противостоянии, которое они вели не только с
государственной властью, но и с подконтрольной ей церковной иерархией.

Тогда можно будет задуматься о том, какими вообще мы видим
отношения Церкви и государства в новую эпоху. И, дай Бог, наконец продолжить
работу, начатую новомучениками на Поместном Соборе 1917–1918 годов. В этом, на
мой взгляд, и заключается реальное почитание их подвига.

Шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых людей. Были в этой колонне и священники

Угрюмый осенний день. Скорбной дорогой смерти под конвоем немцев и полицаев шла в Бабий Яр колонна измученных, избитых и голодных людей. Были в этой колонне и православные священники, приговоренные к смерти. Среди смертников был и архимандрит Александр (Вишняков).Рассказ о его трагической смерти записан по свидетельству очевидцев, чудом избежавших смерти: «Колонну разделили. Священников отвели вперед к краю обрыва. Архимандрита Александра вытолкали из общей группы и отвели метров за 30. Несколько автоматчиков бесстрастно и четко расстреляли группу священников. Затем украинские полицаи в вышитых сорочках и повязках на рукавах подошли к о.Александру и заставили раздеться его донага. В это время он спрятал в рот свой нательный крестик. Полицаи выломали два дерева и сделали из них крест. Пытались распять батюшку на этом кресте, но у них ничего не получалось. Тогда вывернули ему ноги и колючей проволокой за руки и ноги все же распяли на кресте. Затем облили бензином и подожгли. Так, горящим на кресте, его сбросили в обрыв. Немцы же в это время расстреливали евреев и военнопленных».Правду о гибели своего отца Гавриил Вишняков узнал от владыки Пантелеимона (Рудыка) в декабре 1941г. 

Сущность идеологии расового превосходства и гипертрофированного национализма гениально показал режиссер Михаил Ромм в киноэпопее «Обыкновенный фашизм». В этих распахнутых ужасом детских глазах – укор всему человечеству. Перефразируя Ф.М

Достоевского, сказавшего о непомерной цене слезы одного ребенка, как тут не вспомнить один из приказов Гитлера, где говорилось: «Принимая во внимание жестокие бои, происходящие на фронте, приказываю: позаботиться о донорах для офицерского корпуса армии. В качестве доноров можно использовать детей как наиболее здоровый элемент населения. Чтобы не вызывать особых эксцессов, использовать беспризорных детей и воспитанников детских домов»

Чтобы не вызывать особых эксцессов, использовать беспризорных детей и воспитанников детских домов».

1929 — 1942 годы

В начале 1929 года секретный циркуляр «О мерах по усилению антирелигиозной работы» приравнял борьбу с религией к классово-политической, открыв новый этап наступления на религию.

В мае 1929 года была принята новая редакция 4-й статьи Конституции РСФСР: «свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды» была заменена на «свободу религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды», тем самым положение верующих законодательно стало неравным с прочими гражданами.

Постановление правительства от 15 февраля 1930 года «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписало местным органам власти вести усиленный контроль за руководством религиозных общин.

Духовенство и верующие оказывали сопротивление антирелигиозной политике, иногда соединявшееся с борьбой против коллективизации. Только в 1930 году было зафиксировано 1487 массовых выступлений на религиозной почве.

После статьи Сталина «Головокружение от успехов» появилось постановление ЦК ВКП(б), обязавшее партийные организации на местах прекратить практику административного закрытия церквей.

В 1930—1931 года ряд постановлений и секретных писем правительства и Наркомфина был посвящен упорядочению налогового обложения духовенства, трудоустройству лиц, снявших сан. Увеличивалось налоговое обложение церковнослужителей.

В Союзе безбожников к ноябрю 1931 года числилось более 5 миллионов членов, выросли тиражи антирелигиозной литературы. Планировалось к 1937 году уничтожить религию.

К 1937 году на 58 % сократилось количество культовых зданий от дореволюционного количества. Однако верующие составляли большинство населения. Перепись показала, что 55,3 млн человек считают себя верующими (из 98,4 млн жителей в возрасте от 16 лет).

Конституция СССР 1936 года провозглашала равноправие граждан, включая «служителей культа»; однако по-прежнему за гражданами признавалась «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды».

Секуляризация задела и похоронные церемонии. Правила требовали переносить покойника только в гробу и конторы стали продавать больше гробов. Изменяются формы надгробий: кресты вытесняются нейтральными — прямоугольными стелами, плитами, обелисками.

Однако даже в 1930-е годы кладбища оставались местами, где проводились религиозные церемонии.

Война традиций

Одна из очевидных нелепостей нашего времени заключается в том, что некоторые страны вынуждены прописывать в своих конституциях природные нормы. К примеру, брак, которым считается только союз мужчины и женщины. С позиций здравого смысла это столь же занятно, как издавать закон, предписывающий принимать пищу через рот. Тем не менее государства, такие как Россия и Венгрия, эту традиционную ценность защищают на высшем уровне, чем вызывают гневные нарекания больших и прогрессивных соседей, у которых все совсем по-другому. Традиции и ценности бывают не просто разными, но враждебно разными – в Содоме они ведь тоже были. Если не хочешь, чтобы твою традицию придавила чужая, заставив в конце концов забыть, кто ты такой, приходится защищаться. И речь не только о биологических нормах. Тем, кто до сих пор считает, что любить родину, семью, помогать слабым и т. д. – общечеловеческие свойства, неплохо бы вспомнить наши девяностые с их улюлюканьем над «не вписавшимися в рынок», культом денег, которые есть мерило человека, гимнами отчужденности («ты никому ничего не должен») и презрением к «рашке» как одной из штатных добродетелей свободного россиянина.

Но когда страна осознает, что ее существование находится под угрозой, тогда она и начинает вспоминать о традиционных ценностях. Которые в корне своем – религиозные, только это иногда стесняются четко произносить. Именно на вере стоит гигантский пласт народной памяти (по сравнению с ним атеистическая эпоха – тонкая пленка), в котором осязаемыми историческими формами объяснено не только «что такое хорошо и что такое плохо», но и почему хорошо и плохо. Такой язык понятен всем, в том числе людям нерелигиозным, – потому что он родной.

Не захочешь говорить на родном, заставят на чужом. И тебя вскоре не будет.

А кроме того, война, тем более Отечественная, сама по себе – массовый подвиг бескорыстия и жертвы, в котором вопрос «ради чего» приобретает гигантский вес и требует постоянного ответа.

От авангарда до империи

При этом стоит помнить, что СССР за 22 довоенных года проделал путь от страны-авангардиста до почти консервативного государства. И этот путь совпадал с вхождением Сталина в абсолютную власть.

«Многие люди старшего поколения, с которыми приходилось общаться, помнят, какие чудовищные эксперименты проводились в школах со всякими бригадными методами обучения, какие эксперименты проводились над семьей и нравственностью, ведь предлагалось семью упразднить вообще, – рассказал порталу «Православие.ru» профессор МДА А. К. Светозарский. – Был необычайно легок развод, функционировали общества «Долой стыд»… Сталину как консерватору это не нравилось. Притом что он начинал как революционер-романтик, потом он этих романтиков, своих сподвижников, безжалостно уничтожил… У него были более традиционные представления о морали».

Сближение с культурной традицией началось намного раньше, чем с Церковью, – в школы возвращалась русская классика, возрождалась историческая наука, снимались фильмы о знаковых фигурах русской истории. После войны СССР перенимает атрибуты империи, начиная с мундиров, в которые переодевают всех, от школьников и почтальонов до инженеров и министров…

Разумеется, встречу с иерархами нельзя считать «симфонией» Церкви и государства, тем более самого вождя тайным христианином…

Но «почему-то» главный рупор атеизма журнал «Безбожник» закрыли в июне сорок первого. И обращение «братья и сестры» тоже не оговорка. Так традиционные ценности напоминали о себе.

Альфред Розенберг и истинное отношение нацистов к христианам

В нацистском лагере за церковную политику на оккупированных территориях отвечал Альфред Розенберг, возглавлявший Восточное министерство, являясь генерал-губернатором «Восточной Земли», как официально называлась территория СССР под немцами. Он был против создания общетерриториальных  единых национальных церковных структур и вообще убежденным врагом христианства. Как известно, нацисты использовали различные оккультные практики для достижения могущества над другими народами. Даже была создана таинственная структура СС «Ананербе», совершавшая вояжи в Гималаи, Шамбалу и другие «места силы», а сама организация СС была построена по принципу рыцарского ордена с соответствующими «посвящениями», иерархией и представляла собой гитлеровскую опричнину.  Его атрибутами стали рунические знаки: сдвоенные молнии, свастика, череп с костями. Тот, кто вступал в этот орден, облекал себя в черное облачение «гвардии фюрера», становился соучастником зловещей кармы этой сатанинской полусекты и продавал душу дьяволу. Розенберг особенно ненавидел католичество, считая, что оно представляет силу, способную противостоять политическому тоталитаризму. Православие же виделось ему как некий красочный этнографический ритуал, проповедующий кротость и смирение, что лишь на руку нацистам. Главное – это не допускать его централизации и превращения в единую национальную церковь.

Однако у Розенберга с Гитлером были серьезные разногласия, поскольку у первого в программе значилось превращение всех национальностей СССР в формально независимые государства под контролем Германии, а второй был принципиально против создания каких бы то ни было государств на востоке, считая, что все славяне должны стать рабами немцев. Других же надо просто уничтожить. Поэтому в Киеве в Бабьем Яру сутками не стихали автоматные очереди. Конвейер смерти здесь работал бесперебойно. Более 100 тысяч убиенных – такова кровавая жатва Бабьего Яра, ставшего символом Холокоста ХХ века.

Гестаповцы совместно с приспешниками-полицаями уничтожали целые населенные пункты, сжигая их жителей дотла. В Украине были не один Орадур, и не одно Лидице, уничтоженные гитлеровцами в Восточной Европе, а — сотни. Если, например, в Хатыни погибло 149 человек, в том числе 75 детей, то в селе Крюковка на Черниговщине было сожжено 1290 дворов, уничтожено более 7 тысяч жителей, из них – сотни детей. 

Тихий молитвенник

Тихая молитва преподобного Серафима Вырицкого в дни войны не прекращалась ни на минуту. С первых дней старец пророчил победу над фашистами. Он молился Господу о спасении нашей страны от захватчиков день и ночь, в своей келье и в саду на камне, поставив перед собой образ Серафима Саровского. Предаваясь молитве, он провел многие часы, прося Всевышнего увидеть страдания русского народа и спасти страну от врага. И чудо свершилось! Пусть и не быстро, прошло четыре мучительных года войны, но Господь услышал тихие мольбы о помощи и послал снисхождение, даровав победу.

Сколько людских душ было спасено благодаря молитвам незабвенного старца. Он являлся соединяющей нитью между русскими христианами и небесами. Молитвами преподобного был изменен исход многих важных событий. Серафим в начале войны предсказал, что жителей Вырицы минуют беды войны. И на самом деле, ни один человек из поселка не пострадал, все дома остались целы. Многие старожилы помнят удивительный случай, произошедший во время войны, благодаря которому церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, расположенная в Вырице, осталась невредимой.

В сентябре 1941 года немецкие войска интенсивно обстреливали станцию Вырица. Советское командование решило, что для правильной наводки фашисты используют высокий купол церкви и решили подорвать ее. Команда подрывников во главе с лейтенантом пошла в поселок. Подойдя к зданию храма, лейтенант приказал бойцам ждать, а сам пошел в здание для ознакомительного осмотра объекта. Через некоторое время из церкви послышался выстрел. Когда бойцы вошли в храм, они нашли там бездыханное тело офицера и лежащий рядом револьвер. Солдаты в панике покинули поселок, вскоре началось отступление, и церковь Промыслом Божьим осталась целой.

Иеромонах Серафим до принятия сана был известным купцом в Петербурге. Приняв монашеский постриг, он стал во главе Александро-Невской лавры. Православный народ очень почитал священнослужителя и со всех концов страны ехал к нему за помощью, советом и благословением. Когда старец переехал в 30-е годы в Вырицу, поток христиан не уменьшился, и люди продолжали посещать духовника. В 1941 году преподобному Серафиму было 76 лет. Состояние здоровья преподобного было не важным, он не мог самостоятельно ходить. В послевоенные годы к Серафиму хлынул новый поток посетителей. Многие люди в годы войны потеряли связь со своими близкими и, при помощи сверхспособностей старца, хотели узнать об их местонахождении. В 2000 году православная церковь причислила иеромонаха к лику святых.

Перед войной: 1939-1941 гг.

Советское руководство вскоре вынуждено было признать, что курс на уничтожение Московской Патриархии был ошибочным. Высокая религиозность населения СССР сохранялась, несмотря на отчаянную антирелигиозную пропаганду и репрессии против верующих. По данным Всесоюзной переписи 1937 г., «в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн. против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3% от всех выразивших свое отношение к религии. В действительности верующих было, конечно, еще больше»9. Религиозная жизнь, не находя легального выражения, уходила в подполье. Росло число катакомбников (не признававших Патриаршего Местоблюстителя) и полукатакомбников (условно признававших митрополита Сергия), совершавших тайные богослужения10. В 1940 г. в официальной партийной прессе прямо признавалось, что «закрытие церквей ведет к увеличению нелегальных религиозных организаций»11.

В сентябре 1939 г. началась Вторая мировая война. После раздела Польши между Германией и Советским Союзом, последний присоединил земли Западной Белоруссии, Волынь и Галицию, а летом 1940 г. — Литву, Латвию и Эстонию, а также Бессарабию и Северную Буковину. В Московскую Патриархию влились епархии Прибалтики, Западной Украины, Западной Белоруссии и Молдавии. Это, по подсчетам М.В.Шкаровского, 7,5 млн верующих, не менее 15 правящих архиереев, около 3350 церквей, 64 действующих монастыря с 5100 насельниками, десяток духовных учебных заведений, редакции религиозных изданий, церковные библиотеки, религиозные общественные организации12.

Новые обстоятельства заставили советское руководство пойти на определенные уступки Московской Патриархии. Ее деятельность была необходима для снижения активности нелегальных религиозных объединений, ассимиляции новых масс православного населения присоединенных территорий и сплочения нации перед лицом военной угрозы. При этом трудно сказать, что машина террора сбавляла обороты: в 1939 г. арестовано 1500 священно- и церковнослужителей, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно 190013. Тем не менее активность Русской Православной Церкви по устройству церковных дел в новых епархиях не встречала препятствий со стороны властей — совершались новые архиерейские хиротонии, замещались вакантные кафедры. Временным Экзархом Западной Украины и Белоруссии в 1940 г. был назначен архиепископ Николай (Ярушевич). В 1941 г., после смерти митрополита Виленского и Литовского Елевферия (Богоявленского), главой православных приходов Прибалтики стал митрополит Сергий (Воскресенский) с титулом Экзарха Латвии и Эстонии. «Восстанавливается регулярная неделя с воскресеньем в качестве выходного дня, вместо введенной в 1929 г. «пятидневки» с шестым днем в виде выходного»14. Накал атеистической пропаганды снизился, Союз воинствующих безбожников переживал кризис, падали тиражи его изданий. К началу Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь имела уже 3732 храма и молитвенных здания. В ее штате состояли 28 архиереев и 5665 священников и диаконов15.

С середины 1940 г. правительство обеспокоилось активизацией церковной жизни и снова ужесточило курс религиозной политики. Главной целью были западные области СССР. Там постепенно, но неуклонно разнообразие форм религиозной жизни нивелировалось до советского антицерковного единообразия.

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

«Большевистский напор» и дела церковные

Многие детали того ночного разговора известны сегодня благодаря записке полковника НКГБ Георгия Карпова, который занимался подготовкой встречи церковных иерархов со Сталиным и реализацией многих договоренностей, которые были достигнуты на ней. В частности, именно полковник Карпов еще 30 августа привез патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия из Ульяновска, где он находился в эвакуации, в Москву и поселил в Митрополичьем доме возле патриаршего Богоявленского собора неподалеку от станции метро «Бауманская». Вскоре к митрополиту Сергию присоединился митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), а третий участник встречи — митрополит Киевский и Галицкий Николай (Ярушевич) — жил в столице с октября 1941 года, фактически выполняя роль полномочного представителя патриаршего местоблюстителя.

Капитан госбезопасности (это специальное звание соответствовало армейскому званию полковника) Георгий Карпов, конец 1930-х годов.

Окончательный вопрос о том, в какой момент представители и фактические высшие на тот момент иерархи Русской православной церкви придут на встречу в Кремль, был решен за несколько часов до разговора. Как отмечал в своей записке полковник Карпов, днем в субботу, 4 сентября 1943 года, его вызвали к Сталину, и тот распорядился позвонить митрополиту Сергию, пригласить его и двух его сподвижников на встречу. Дату ее тоже можно было выбирать: или ближайший поздний вечер, или любой последующий день в течение недели. Иерархи, которые наверняка уже были подготовлены к предстоящей встрече и обсудили между собой все возможные приобретения и потери, которые она сулила, не стали тянуть и согласились приехать в Кремль поздним вечером 4 сентября.

Два часа без пяти минут, которые занял разговор митрополитов со Сталиным, стали поворотными в истории Русской православной церкви ХХ века. За это кратчайшее время она сумела вернуть себе право на подготовку новых священников и издание собственного журнала Московской патриархии, право на открытие новых храмов и восстановление старых, добиться амнистии для осужденных священников и предложения (а по сути — распоряжения) как можно быстрее провести архиерейский Собор и избрать нового патриарха. Решение по последнему пункту, согласно записке Георгия Карпова, принималось так: «Митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда товарищ Сталин, улыбнувшись, сказал: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3–4 дня. После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября».

Члены Священного Синода, избранные на Архиерейском Соборе 8 сентября 1943 года. Снизу: митрополит Алексий (Симанский), митрополит Сергий (Страгородский), митрополит Николай (Ярушевич). Сверху: Алексий (Палицын), Архиепископ Сергий (Гришин), Архиепископ Иоанн (Соколов), протоиерей Николай Колчицкий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: