Девять жизней ромма

Религиозный взгляд м.и. ромма через исследование произведения «разговор с богом» : богослов.ru

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Ромм Михаил Ильич // Большая советская энциклопедия:
  2. Со стороны отца состоял в родстве с гебраистом Авраамом Гаркави.
  3. А. Семёнов «Детство моё прошло в Бурятии…» // Байкал, № 6 ноябрь-декабрь 1982 года, стр. 132—136
  4. Ромм М. И. Как в кино. Устные рассказы. — Нижний Новгород: Деком, 2003. — С. 8—14. — 256 с. — ISBN 5-89533-085-1.
  5. . Дата обращения: 27 октября 2015.
  6. ↑ Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1062.
  7. Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1062—1063.
  8. Ромм М. Беседы о кино. – М.: Искусство, 1964, с. 12.
  9. . Дата обращения: 21 мая 2020.
  10. . Дата обращения: 21 мая 2020.
  11. Ромм М. И. В отдел кадров ЦК ВКП(б). Автобиография // Кремлёвский кинотеатр 1928—1953. Документы. — М.: РОССПЭН, 2005, с. 1064.
  12. С.Соловьев. Асса и другие произведения этого автора.Книга первая: Начало. То да се…. — Амфора, 2008.
  13. . Дата обращения: 17 марта 2012.
  14. . Культура. Дата обращения: 26 марта 2019.
  15. . Дата обращения: 13 февраля 2012.
  16. . Дата обращения: 27 октября 2015.
  17. . Дата обращения: 27 октября 2015.
  18. . Дата обращения: 27 октября 2015.
  19. . Дата обращения: 12 июня 2016.
  20. . Дата обращения: 30 июля 2022.
  21. . Дата обращения: 9 октября 2011.

Семья

  • Отец — Илья Максимович (Монесович) Ромм (1869—1929), врач-бактериолог. Мать — Тереза (Мария) Исааковна Ромм-Аронсон (урождённая Трайна Айзиковна Аронсон), зубной врач, в Иркутске вела приём в доме И. Локуциевского на Благовещенской улице, 8.
  • Старший брат — Александр Ильич Ромм (1898—1943), филолог, поэт, переводчик.
  • Средний брат — Эммануил Ильич Ромм (1900—1951), теплотехник, автор учебника «Котельные установки» и расчётов паровых котлов.
  • Двоюродный брат — Михаил Давидович Ромм (1891—1967), спортивный журналист, теоретик футбола.
  • Жена — Елена Александровна Кузьмина (1909—1979), киноактриса, народная артистка РСФСР

    Приёмная дочь Наталья Борисовна Кузьмина (1934—1994). Её родным отцом был Борис Барнет.

    (1950).

Тема недели: Православие, психология и психиатрия

Статья

К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека

Статья

О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии

Статья

Актуальность богословского взгляда на современную психологию

Статья

Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического

Статья

Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики

Статья

Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя

Статья

О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению

Статья

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу

Статья

Психология для священника: польза или вред?

Статья

Какая психология полезна пастырям?

Статья

Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком

Статья

Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах

Статья

Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система

Статья

Христианская и светская психология — точки соотнесения

Статья

К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих

Статья

Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии

История жизни Михаила Ильича Ромм

Во время войны семью разбросало дочка Наташа оказалась в Уфе, в составе группы кинематографистов эвакуировалась в Ташкент Елена Кузьмина; Ромм жил в гостинице «Москва».

В конце войны он поставил фильм «Человек 217» (1945), удостоенный Сталинской премии и премии кинофестиваля в Каннах. Это произведение искреннее, сильное и яркое. История советской девушки Тани Крыловой, угнанной в немецкое рабство, вызывала чувство ненависти к фашистам.

Михаил Ромм не был в простое даже в тяжелую пору «малокартинья». В конце 1940-х — начале 1950-х годов он поставил несколько фильмов, таких как «Русский вопрос» (1947) по пьесе К. Симонова и «Секретная миссия» (1950).

Ромм оказался в числе трех режиссеров, которым посчастливилось запустить фильмы в 1951 году. Историческая дилогия «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1952-1953) была создана по пьесе А. Штейна «Флаг адмирала». Эти картины отняли у Ромма много сил.

В 1956 году Ромм выпускает свою самую спорную картину «Убийство на улице Данте», в которой поднималась тема растлевающего, губительного воздействия войны и фашизма на молодежь Запада.

К этому времени уже вышел запрет на съемку жен режиссеров в их фильмах. Это был удар, от которого Михаил Ильич так и не смог оправиться в ходе работы над «Убийством на улице Данте». На главную роль была утверждена театральная актриса Е. Козырева.

Несмотря на большой успех в кинотеатрах, эта работа оставила у режиссера чувство разочарования. Ромм обрекает себя на шестилетнее молчание. Он преподает, пишет, руководит вместе с Ю. Райзманом Третьим творческим объединением на «Мосфильме», ведет два режиссерских курса во ВГИКе. Михаил Ильич воспитывает целую плеяду режиссеров, среди его учеников Г. Чухрай, А. Тарковский, Р. Чхеидзе, Г. Данелия, Г. Панфилов, В. Басов, В. Шукшин, Д. Асанова, Н. Михалков, А. Митта, Т. Абуладзе, И. Таланкин и многие другие. И каждому он помогал в работе над их фильмами, часто повторяя слова Эйзенштейна «Режиссер — это ум».

Новый период в творчестве Ромма начался с фильма «Девять дней одного года» (1962). По определению режиссера, это произведение о молодых ученых-физиках явилось «картиной-размышлением». Он почувствовал, что растет интерес к этим людям, к их особому быту, к их таинственному труду, к их жизни в романтическом ореоле секретности.

Последней работой Ромма стал монтажный фильм о Третьем рейхе «Обыкновенный фашизм» (1966). Отобранная из сотен тысяч метров архивная пленка, немногие специально доснятые документальные кадры и авторский текст, который произносит сам режиссер, — таковы компоненты фильма. Ромм сталкивал два пласта времени — прошлое, проходящее в кадрах хроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии. Вместе со съемочной группой Ромм выезжал в Польшу и Германию. Толпы экскурсантов проходили по территории лагеря Освенцим. Михаил Ильич следил за ними, повторял их маршруты, пытаясь понять, как современный человек воспринимает то, что он видит.

Фильм «Обыкновенный фашизм» завоевал зрителя общим количеством свыше сорока миллионов. Такой аудитории не знал до этого ни один историко-документальный фильм. Ромм объездил с картиной весь мир.

Ромм был свободным человеком, не боялся спорить с ученым Андреем Сахаровым и с интересом читал его запрещенные труды. Он наговаривал на маленький магнитофон свои рассказы-наблюдения о жизни, встречах с Эйзенштейном, Хрущевым, Сталиным.

Ромм задумал еще один хронико-документальный фильм «Мир сегодня». Но завершить его не успел. Михаил Ильич, сидя дома за письменным столом, как обычно, раскладывал карточки, на которых были обозначены кадры фильма. Когда в кабинет заглянула Елена Александровна, он сказал «Сегодня мне что-то нездоровится. Я, пожалуй, прилягу». Жена помогла ему перебраться на диван. Через несколько мгновений его не стало.

Михаил Ильич Ромм умер 1 ноября 1971 года. В его записях, оставшихся в архиве, есть фраза «Мне нужно только десять лет жизни, и я все успею…»

Чай для вождя

Ромм появился на свет в 1901 году в интеллигентной, среднего класса семье в Иркутске, где отбывали ссылку его родители, профессиональные революционеры. Юношей служил в Красной армии, в продотряде. Переехав в Москву, окончил Высший художественно-технический институт как скульптор. И лишь с начала 30-х стал работать в кино. Первый фильм — экранизацию чеховской «Пышки» — ему доверили в 1934-м с условием: чтобы дешево. Поэтому — без звука (он стал последним немым фильмом), без массовки, с минимумом актеров и декораций.

После «Пышки» Ромм проснулся знаменитым. Но главными его фильмами в истории кино, как к ним ни относись, остались «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». Оба — госзаказ. Причем первый Ромму поручили, когда он был уволен со студии, — это преподносилось как высочайшая милость, шанс исправиться. Сроки съемок были кратчайшие. Снимали без дублей. Ромму на студии поставили раскладушку. Опыт рискованнейший — до этого Ленина в кино не было: Эйзенштейн пытался снимать в роли вождя человека — копию Ленина по фамилии Никандров, привезенного с Урала, — но он пристрастился ходить в гриме и в кепке по улицам и пугать прохожих вопросами про революцию. Если бы Борис Щукин в роли Ленина провалился, пропали бы и фильм, и режиссер (Щукина, кстати, Ромму подсказал на роль Горький).

На съемках творилась какая-то чертовщина: то на стене появятся алые отпечатки чьих-то ладоней (предупреждение о смерти в криминальном мире. — «Труд-7»), то балка с потолка рухнет (предварительно подпиленная, как выяснялось позже) — прямо на кресла Щукина и Ромма, то в коробке для пленки окажется вязкая замазка, то провода перерубят или дорогущая американская аппаратура окажется вдруг разбитой на мельчайшие осколки, а ответственную за ее сохранность сотрудницу вынут из петли. В итоге члены съемочной группы по очереди дежурили на площадке день и ночь, и только потом к студии приставили охрану из госбезопасности. Пожарные не разрешали кипятить на съемках в павильоне чай. Но, увидев однажды «умирающего» раненого вождя (а Щукин отчаянно импровизировал, бил на жалость), прослезились: «Там Ленин умирает, а мы тут со своим чайником! Да пускай вождь пьет!»

Фильмы получились «ко двору». «Очень хорошо», — написал резолюцию Сталин. Сам Ромм считал Лениниану намного слабее других своих картин. Но тогда был триумф. Ромма не трогали. Он даже посмел отказаться снимать фильм «Академик Павлов», сославшись на то, что очень любит собак. В 1943-м написал отчаянно смелое письмо Сталину о засилье чиновников и бюрократов в советском кино, о невозможности работать для ведущих мастеров. Сошло с рук. В 1945-м Ромм напишет в Америку эмигранту Михаилу Чехову, за что его едва не подвергнут «суду чести». Хотели исключить из партии, но ограничились «строгачом».

Новые материалы

Книги

Проблема зла и теодицеи: метафизика, этика, феноменология / отв. ред. К. В. Карпов, научн. ред. И. И. Ремезова. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2023. – 264 с. (Серия «Humanitas»)

Книги

Вариации на тему любви и милости / Ж.-Кл. Ларше; пер. с фр. М. С. Степановой. — Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2024. — 352 с. — (Православное богословие).

Книги

Религия в цифровом обществе. Под ред. Алексея Бодрова и Михаила Толстолуженко. М.: Издательство ББИ, 2024. viii + 248 с. (Серия «Современное богословие»). ISBN 978-5-89647-430-2

Книги

Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого. М.: V—А—С Press, 2022. — 328 с. ISBN 978-5-907183-49-0

Книги

Обратная сторона новых медиа / Жан-Клод Ларше; пер. с фр. С. А. Кузнецовой. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2023. – 304 с. – (Православное богословие).

Книги

Владимир Соловьев / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). – М.: Издательство ББИ, 2023. – 143 с. ISBN 978-5-89647-412-8

Книги

Идея Бога и образ теологии в философских дискурсах зрелого модерна и постмодерна: коллективная монография / Под общ. ред. Д. В. Масленникова. — СПб.: Издательство РХГА, 2023. — 682 с. ISBN 978-5-907613-50-8

Книги

Единство добра, истины и красоты в русской религиозно-философской традиции: сборник статей / Сост. Н. К. Сюндюков. — СПб.: Изд-во РХГА, 2023. — 144 с. ISBN 978-5-907613-78-2

Книги

Введение в библейское пророчество. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 691 с. — (Серия «Современная библеистика»). — ISBN 978-5-89647-427-2.

Книги

Красота сквозь века. Очерки христианского искусства. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 365 с. — (Серия «Богословие и культура»). — ISBN 978-5-89647-420-3.

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Поцелуй «в премию»

Ромм был единственным режиссером, ставшим пятикратным лауреатом Сталинской премии. С вождем близок не был. Но на кинопросмотрах «для ближнего круга» бывал. И удивился, увидев на чаплинских «Огнях большого города» отца народов… всхлипывающим и сморкающимся в сцене, когда прозревшая цветочница не узнает вышедшего из тюрьмы, оборванного Чарли Чаплина. Вождь так растрогался, что после просмотра даже простил опального тогда Ворошилова (тот уже мысленно сушил сухари): «Клим, тебе отдохнуть надо, ты устал. Лаврентий, таких людей беречь надо!»

А пять премий по-настоящему были оценены Роммом уже после смерти Сталина (кстати, он публично предупреждал при Хрущеве о возрождении сталинизма, за что и попал в 1965-м в окончательную опалу, был изгнан из ВГИКа, а его великий фильм «Обыкновенный фашизм» 23 года не показывали по ТВ). Ромма пригласили в Грузию на юбилей классика Ильи Чавчавадзе. На всякий случай попросили надеть все пять лауреатских значков. И вот идет банкет — на открытом воздухе, в горах. Ромм в плаще, который вдруг распахивается. Руководители разных рангов уставились на его пиджак, перестав жевать: «Это ваши? Разрешите поцеловать!» И все эти секретари райкомов и прочие «члены» выстроились в очередь и, став на колени, утирая слезы, начали припадать к роммовской груди и лобызать награды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: