Отечественная история

Революция 1905-1907 гг в россии кратко

Февральская революция 1917 года в России

Причины Февральской революции

Советская наука

Советская власть стремилась привлечь к строительству новой жизни видных российских учёных. Появлялись новые научные учреждения — исследовательские институты, лаборатории.

В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) под руководством Г. М. Кржижановского. Она разработала план, предусматривавший строительство в течение 10—15 лет 30 электростанций. Первая из этих станций, вторая по мощности в Европе, строилась в 1919—1922 гг. в подмосковной Кашире.

Экспедиция во главе с геологом И. М. Губкиным обнаружила огромные запасы железной руды в Курской магнитной аномалии. Академик А. Е. Ферсман исследовал запасы апатитов на Кольском полуострове.

Великий естествоиспытатель, основатель многих научных дисциплин, общественный деятель В. И. Вернадский стоял у истоков создания Радиевого института в Петрограде. Это было первое в России научное учреждение, занявшееся изучением радиоактивных веществ, разработкой способов их получения и применения.

В центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ) велись работы, ставшие основой для нового этапа самолётостроения в нашей стране. Руководил этими работами Н. Е. Жуковский.

Работавший в годы Гражданской войны профессором Саратовского университета выдающийся биолог Н. И. Вавилов закладывал основы генетики. В 1919 г. он обосновал учение об иммунитете растений.

Основоположником исторической научной школы, основанной на теории марксизма, стал М. Н. Покровский. Он являлся одним из организаторов Коммунистической академии, Института истории, Института красной профессуры. Учёный редактировал несколько научных журналов, работал в комиссиях, которые собирали материалы по истории РКП(б) и российской революции.

Почему большевики с самого начала уделяли большое внимание развитию технических и естественных наук?

Предпосылки Октябрьской революции 1917 года в России кратко

  • Некомпетентное Временное правительство, потерявшее доверие народа. Громкие лозунги, под которые оно пришло к власти, так и остались на бумаге. Война продолжалась, форма государственного управления так и осталась не определенной, вопрос о земле был отложен на неопределенное время, продолжительность рабочего дня осталась прежней.
  • Продолжение войны. Тысячи солдат продолжали находиться в окопах. Экономическое состояние страны не позволяло вести активные военные действия. Продолжалось разложение армии.
  • Анархия во всех ее неприглядных формах: безвластие, беззаконие, полная неразбериха. Финляндия и Польша провозглашают независимость. В Сибири сформировано свое правительство. В деревнях шел самовольный передел земли, жгли и грабили усадьбы, а правительство боролось за власть с Советами.
  • Возрос авторитет Советов.
  • Стремительно нарастала популярность партии большевиков. Признание Ленина вождем, пользующимся все большим авторитетом.

Искусство революционной эпохи

Революция стала знаковым событием для российской литературы и искусства. Находились «новаторы», призывавшие покончить с наследием прошлого. «Во имя нашего завтра — сожжём Рафаэля, разрушим музеи, растопчем искусства цветы», — писал поэт В. Т. Кириллов. Он был членом возникшей в 1917 г. организации Пролеткульт. Члены этой организации отрицали культурные традиции общества и хотели заменить их новым, пролетарским искусством. Против таких крайностей выступил Ленин, осудивший попытки «выдумывать особую культуру». При этом вождь большевиков отмечал, что культурная политика «должна быть проникнута духом классовой борьбы пролетариата за успешное осуществление целей его диктатуры».

Задачам классовой борьбы соответствовал ленинский план монументальной пропаганды. В апреле 1918 г. был принят декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции ». В соответствии с ним на улицах городов появились монументы, изображавшие революционных деятелей. Памятники царям и прочие символы монархии уничтожали.

Большую роль в политической пропаганде играли плакаты. Их использовали все стороны в Гражданской войне, но наиболее образными и многочисленными были советские плакаты (художники В. Н. Дени, В. В. Лебедев, Д. С. Моор). В. В. Маяковский активно работал в «Окнах сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). Это была серия плакатов, в которой он выступал и как поэт, и как художник. Многие мастера живописи принимали участие в оформлении революционных праздников, массовых постановок (Б. М. Кустодиев, К. С. Петров-Водкин, М. 3. Шагал). Портретистом, изображавшим советских вождей, был И. И. Бродский.

Театры и кинематограф в Советской России находились в сфере деятельности Нарком проса. Новатором в режиссуре, идеологом «театрального Октября» проявил себя В. Э. Мейерхольд. В 1918 г. в Петрограде он поставил пьесу В. В. Маяковского «Мистерия-буфф». Спустя два года Мейерхольд создал в Москве «Театр РСФСР-I». Последователем театральной системы Станиславского был режиссёр Е. Б. Вахтангов. Он ставил пьесы классического репертуара, имевшие социальную направленность. В революционную эпоху продолжали работать многие выдающиеся мастера сцены. В 1920 г. было учреждено звание народного артиста республики. Первой этого звания была удостоена М. Н. Ермолова.

1. Кратко определите характерные черты развития художественной культуры в годы Гражданской войны2. Расскажите о каком-либо произведении советской литературы, изобразительного искусства 1917—1921 гг. (по своему выбору)

Этапы Октябрьской революции

Сентябрь 1917 г. был ознаменован большевизацией Советов. Председателем Петроградского Совета становится Л. Троцкий, председателем Московского Совета становится большевик В. Ногин. Ленин считает, что условия благоприятствуют проведению вооруженного восстания. Вопрос был вынесен на обсуждение ЦИК РСДРП (б).

10-16 октября Петроградским Советом создается революционно-военный комитет.

24-25 октября начинается вооруженное восстание. Революционные солдаты, матросы, рабочая Красная гвардия захватывают телеграф, телефонную станцию, почту, мосты, главный штаб. Арестованы члены ВП, кроме Керенского, сумевшего бежать.

Вечером 25 октября состоялся II съезд Советов. Бурными аплодисментами был встречено обращение Ленина к рабочим, солдатам и крестьянам, где объявлялось о передачи власти II съезду Советов. В других городах и населенных пунктах власть перешла к местным Советам. Подписаны декреты о мире и земле.

Был сформирован Совет народных комиссаров, который исполнял роль правительства. Его председателем единогласно выбран В. И. Ленин. Наркомами стали Л. Троцкий, И. Сталин и другие. Председателем Исполнительного комитета выбран Л. Каменев. 3 ноября Советская власть была установлена в Москве.

Деградация городской жизни

Петроград, Москва, другие крупные города — сложнейшие организмы со множеством промышленных предприятий, административных учреждений, транспортной инфраструктурой, разветвлённой сетью банков, торговых заведений, ресторанов и т.д. Всё это пришло в полное расстройство из-за стремительного распада хозяйственных связей, кризиса товарно-денежных отношений, инфляции. Регулярное снабжение крупных городов прекратилось, они стремительно деградировали. Особенно заметным стал упадок городов как промышленных центров. Неоткуда стало получать оборудование для фабрик и заводов, локомотивы, запчасти и т.д. Большинство заводов останавливалось, рабочие разбегались.

Беспризорники. Фотография. 1920-е гг.

Перебои с топливом приобрели хронический характер. К январю 1918 г. электричество в Москве и Петрограде давали не более чем на три часа в сутки. Центральная отопительная система не функционировала вовсе, народ стал устанавливать в комнатах металлические печки — «буржуйки». Практически исчез транспорт.

Из воспоминаний жителя Москвы Н.Н. Окунева
Понемногу лишаемся всяких культурных приспособлений для здоровой жизни: лишились трамвая, центрального отопления, частично электрического освещения и водопровода (иногда по суткам огня и воды не дают), а сегодня что-то неладное случилось и с канализацией, так что уборные… закрыты для всяческого пользования. <…>
В бане большинство обходится без мыла <…> или выпросят его у соседа, или стащат его в тот момент, когда обладатель мыла промывает свои глаза или идёт за водой.
1. О каких условиях жизни в городах дореволюционной России упоминает автор?
2. Как воспринималась жителями крупных городов послереволюционная ситуация?

Очередь за продуктами в Москве. 1920 г.

Разрушилась торговля. Сокрытие товаров, перекачка их на чёрный рынок приобрели угрожающие масштабы. Этому же способствовала волна разбоев, грабежей и погромов. На улицах городов порой разыгрывались настоящие бои между шайками преступников и силами охраны порядка.
Ситуацию со снабжением горожан смягчал всё ещё сохранявшийся частный сектор. Однако торговля вне государственных учреждений стала называться спекуляцией и объявлялась вне закона. В августе 1918 г. были запрещены частные рестораны, кафе и трактиры. Для предотвращения массового голода вместо них была развёрнута сеть общественных столовых — обычно на предприятиях и в учреждениях. В Москве летом 1919 г. в таких столовых питалось до миллиона человек.
Спутниками истощения, недоедания, холода, антисанитарии стали болезни. Впервые с начала ХХ в. вспыхнула эпидемия сыпного и возвратного тифа, за ним последовали холера и дифтерит. В 1918–1919 гг. по России пронеслась эпидемия испанки — тяжёлой формы гриппа, от которой по всему миру умерли миллионы. В условиях голода и разрухи российское общество охватила депрессия и чувство безысходности.

Календарь новой жизни

Ветер революции обновил листки календаря. В феврале 1918 г. Советская Россия перешла на григорианский календарь, принятый в большинстве стран. Поэтому между старым и новым летосчислением возникла разница в 13 дней. Например, праздник Октябрьской революции, которая произошла 25 октября 1917 г., теперь отмечали 7 ноября.

День 7 ноября стал главным праздником в году. Широко отмечали также 8 марта — Международный женский день, 1 мая — День международной солидарности трудящихся. Особым, скорбным днём было 9 января, Кровавое воскресенье, положившее начало Первой российской революции. В дни праздников проходили военные парады, демонстрации, красочные представления на площадях, в которых могли участвовать тысячи людей.

Церковные праздники новой властью не приветствовались. Церковь вытеснялась из общественной жизни по всем направлениям. Она была отделена от системы образования. Потеряло юридическую силу венчание в церкви. Вместо него по принятому в декабре 1917 г. декрету вводился гражданский брак, зарегистрированный в «органе записей актов гражданского состояния» (ЗАГС).

Вместо старых имён, связанных в большинстве своём с религиозной традицией, появлялись новые: Октябрина, Вилен (Владимир Ильич Ленин), Виль. Началось массовое переименование улиц и населённых пунктов: с карт стирали прежние названия, а новые напоминали о революционных событиях и их героях.

Новая форма регистрации брака была лишь частью перемен в семейной жизни. Советская власть провозгласила полную свободу женщин, равенство полов. Особенно важным этот вопрос был для восточных районов страны, где живы были средневековые традиции, низводившие женщину до едва ли не рабского состояния. Появились революционные взгляды на семью, сторонники которых полагали, что на место традиционного брака между мужчиной и женщиной придут невиданные прежде «свободные отношения». В связи с этим появились и новые взгляды на педагогику — предполагалось, что обязанности по воспитанию детей полностью возьмёт на себя общество.

Советский Союз

Одним из постулатов жизни в Советском Союзе стало социальное равенство для всех и каждого. На деле, конечно, все продолжали жить с разным достатком, однако богатством более не кичились, а праздный образ жизни и тунеядство обществом порицались. На авансцену жизни советского гражданина вышли семейные и экзистенциальные ценности.

Об этом свидетельствует исследование доктора психологических наук Влады Пищик, начатое ещё в 2010 году. Это означает, что человеческие ценности сдвинулись от чисто гедонистических и эгоистичных желаний удовлетворения собственных прихотей до почитания семейных отношений и поиска смысла жизни.

Кроме того, согласно исследованиям, советские граждане были более требовательны к себе и окружающим, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.

Двоевластие

Интересно, что назначение Львова председателем ВП (Временного правительства), по настоянию Милюкова, подписал Николай II. Это был последний указ императора, который должен был придать правительству легитимность и преемственность. Хотя с отречением императора от престола прекратила действовать и правовая система, которая существовала с 1906 года.

ВП получило такое название, потому что оно должно было управлять страной до заседания Учредительного собрания. Именно этим можно было объяснить то, что оно так и не было созвано, что не была определена форма управления страной.

Итак, в стране образовалось двоевластие – буржуазное Временное правительство, большинство членов которого были кадетами, и Совет депутатов, состоящий из рабочих и солдат. В исполком его входили представители всех социалистических партий.

«Долой неграмотность!»

Проблема культуры, о которой с болью говорил М. Горький, играла важную роль в политике большевиков. В революционную эпоху рождалась новая, советская культура. Началось формирование новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

Дореволюционная Россия занимала одно из последних мест в Европе по уровню грамотности населения. Советская власть сделала ставку на массовое приобщение людей к образованию. Культурные ценности должны были стать достоянием всего народа. Другой стороной новой культурной политики было её полное подчинение идеям большевиков. Вся система образования, все книги и газеты, художественное творчество были проникнуты революционным пафосом. Идеология марксизма-ленинизма стала единственно возможной основой для научных исследований.

Главную роль в создании новой школы играл Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Созданная в стенах наркомата Государственная комиссия по просвещению разработала план новой системы образования. Под лозунгом «Долой неграмотность!» развернулось массовое обучение взрослых, в первую очередь красноармейцев и рабочих. В 1920 г. при Наркомпросе была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, охватившая своей деятельностью миллионы человек. Повсюду открывались библиотеки и избы-читальни.

Упрощению обучения неграмотных способствовала реформа орфографии в 1918 г. Из алфавита исключили некоторые буквы. На конце слов перестали ставить твёрдый знак. Изменили отдельные правила письма.

В октябре 1918 г. ВЦИК принял положение о единой трудовой школе. Такая школа делилась на две ступени — от 8 до 13 лет и от 13 до 17 лет. Она пришла на смену прежним начальным школам, гимназиям и реальным училищам. Отменялось раздельное обучение мальчиков и девочек. Школьное образование было объявлено общедоступным и бесплатным.

Были изданы новые правила приёма в высшие учебные заведения. В первую очередь, без вступительных экзаменов в них принимали детей рабочих и крестьян, даже если у них не было среднего образования. Женщинам при поступлении предоставлялись равные права с мужчинами. Для подготовки молодёжи из рабоче-крестьянской среды к обучению в вузах были организованы рабочие факультеты (рабфаки).

В качестве молодёжного резерва для РКП (б) в 1918 г. был создан Коммунистический союз молодёжи (комсомол). Позже ему присвоили имя В. И. Ленина.

1. Как изменилась система образования? Какие перемены в этой сфере представляются вам позитивными, а какие — негативными? Почему?2. Как работала единая трудовая школа? Подготовьте сообщение о школе эпохи Гражданской войны, основанное на чьём-либо воспоминании об учёбе.

Задания к главе I

  1. С помощью изученного материала и эпиграфа в начале главы сформулируйте главный вопрос главы I.
  2. Предложите свой вариант ответа на главный вопрос главы. Изложите его в письменном виде (в форме небольшого сочинения)
  3. С целью повторения и систематизации изученного материала составьте синхронистическую таблицу революционных событий в 1917— 1921 гг. в России и мире. Используйте материал всеобщей истории.
  4. Кратко охарактеризуйте возможные причины и последствия следующих событий и явлений: слабость Временного правительства; рост влияния большевиков в первой половине 1917 г.; неудача Корниловского выступления; успех Октябрьского вооружённого восстания; «триумфальное шествие» большевиков; разгон Учредительного собрания; Брестский мир; начало полномасштабной Гражданской войны; победа большевиков в Гражданской войне; кризис начала 1921 г.
  5. Составьте блок заданий по теме «Россия в годы великих потрясений » по образцу демоверсии единого государственного экзамена.

Кульминация

Причины Февральской революции

Забастовочное движение

В Петрограде 18.02.1917 года объявили забастовку рабочие Путиловского завода. Они требовали увеличения зарплаты. За отказ от работы многие из них были уволены, часть цехов закрыли. В поддержку путиловцев объявили забастовку практически все крупные предприятия города.

Количество протестующих достигло рекордной цифры 300 тысяч человек. Вся эта масса народа вышла на улицы. Полиция не смогла навести порядок. Были привлечены войска. Солдаты отказались стрелять в митингующих.

В Петрограде не хватало хлеба, и 21 февраля вводится карточная система. На улицы вышли сотни тысяч человек с требованием обеспечить население хлебом. Они несли политические транспоранты, которые призывали к свержению царя и окончанию войны.

Забастовки продолжались, солдаты отказывались разгонять митингующих. Такого неповиновения власти Россия не знала. То, что произошло в 1917 году, – историческая закономерность, так как самодержавие уже изжило себя.

Презентация на тему: » Россия в годы революционных потрясений 1905–1917 гг. А по набережной легендарной Приближался не календарный – Настоящий Двадцатый Век А. Ахматова.» — Транскрипт:

1

Россия в годы революционных потрясений 1905–1917 гг. А по набережной легендарной Приближался не календарный – Настоящий Двадцатый Век А. Ахматова

3

Ключевые события: 9 января 1905 г. – «Кровавое воскресенье», расстрел царскими войсками мирного шествия рабочих к Зимнему дворцу (погибло 1200 человек); лето 1905 г. – создание первых Советов рабочих депутатов; октябрь 1905 г. – Всероссийская политическая стачка; 17 октября 1905 г. – подписание Николаем II Манифеста о создании законодательной Государственной Думы – прообраза парламента; осень 1905 г. – создание политических партий октябристов и кадетов; декабрь 1905 г. – вооруженное восстание – кульминация революции; 3 июня 1907 г. – «третьеиюньский государственный переворот» Первая российская революция 1905–1907 гг. Расстрел рабочих у Зимнего дворца. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Царь Николай II своей бездарной политикой привел страну к революции К. Шацилло

4

Выступления в армии и на фронте. Восстание на броненосце «Потемкин», июнь 1905 г. Баррикадные бои на Пресне

5

Ключевые события: кризис, связанный с Первой мировой войной 1914 – 1918 гг.; 23 февраля 1917 г. – восстание в Петрограде (130 тыс. человек); 25 февраля 1917 г. – забастовка стала всеобщей; 27 февраля 1917 г. – переход на сторону восставших воинских частей; 2 марта 1917 г. – отречение Николая II от престола; образование двоевластия: Временного правительства (власть буржуазии) и Петроградского Совета (власть рабочих и крестьян ) Февральская буржуазная революция 1917 г. 27 февраля 1917 г. Русский трон опрокинули 27 февраля… толпы рабочих, которые начали восстание и увлекли за собой солдат М. Туган-Барановский (кадет )

6

1915 г. Русские пленные на германском фронте. В Первой мировой воине миллионы русских солдат были захвачены в плен или убиты Александр Керенский – один из министров Временного правительства

7

Ключевые события: к началу осени 1917 г. – установление большевиками контроля над Советами 25 октября 1917 г. – начало вооруженного восстания в Петрограде; в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. – захват Зимнего дворца, арест Временного правительства; 25 октября – II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: принятие Декрета о мире и Декрета о земле; 25 октября 1917 г.–февраль 1918 г. – «триумфальное шествие Советской власти», установление советской власти по всей России Октябрьская социалистическая революция 1917 г. Русский народ – самый покорный из всех, когда им сурово повелевают, но он не способен управлять сам собою Палеолог (франц. посол)

8

Ленин – вождь большевиков Сформированные из заводских рабочих отряды красноармейцев сыграли решающую роль во время Октябрьской революции

9

Активные социальные силы Итоги Главные вопросы Причины революций Характер революций

10

Соотнесите исторические события с революцией, во время которой они произошли : А ) « Кровавое воскресенье »; Б ) создание Временного правительства ; В ) Манифест 17 октября ; Г ) установление советской власти ; Д ) отречение Николая II; Е ) захват Зимнего дворца ; Ж ) свержение Временного правительства. 1. Первая российская революция 1905 – 1907 гг.; 2. Февральская буржуазная революция ; 3. Октябрьская социалистическая революция

11

Соотнесите исторические события с революцией, во время которой они произошли : А ) « Кровавое воскресенье »; Б ) создание Временного правительства ; В ) Манифест 17 октября ; Г ) установление советской власти ; Д ) отречение Николая II; Е ) захват Зимнего дворца ; Ж ) свержение Временного правительства. 1. Первая российская революция 1905 –1 907 гг.; 2. Февральская буржуазная революция ; 3. Октябрьская социалистическая революция

12

Возможен ли был мирный путь развития России в 1905 – 1917 гг.? Если да, то при каких условиях ?

13

Важнейший урок всех революций: она происходит тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию А. Степанский

Коллективное сознательное

Одна черта была присуща русским во все времена — коллективизм. В противовес западному индивидуализму он сформировался уже очень давно и, пожалуй, его нельзя искоренить в одночасье.

Рассуждая о причинах революции, Шубарт писал: «Русский переживает мир, исходя не из «я» и не из «ты», а из «мы». Этот нрав является основным источником обаятельности русского народа. И именно «мы», крестьянская община, разрушаемая под видом европеизации нашей культуры, оказалась одной из причин революционных потрясений».

Именно сплочение перед лицом опасности, общность целей и интересов смогли некогда сделать крестьянство стойкой силой, способной пережить социальные потрясения любого масштаба.

Похожая черта прослеживалась и у советских людей. Согласно исследованию Пищук, советский гражданин, живший в эпоху коллективизма, впитал его своим духом и ценил верность традициям, открытость, сердечность, дисциплинированность и уважение к власти.

Временное правительство и двоевластие 1917 года

Заключение к главе I

«Россия в годы великих потрясений»

Великая российская революция 1917 г. стала важнейшим поворотом не только в истории России, но и во всемирной истории. В узком смысле её хронологическими рамками можно считать период с февраля по ноябрь 1917 г. — от свержения монархии до прихода к власти большевиков. В широком смысле под Великой российской революцией можно понимать весь период от падения царского режима до окончательного утверждения власти большевиков на территории бывшей империи. Революция в России произошла на фоне Первой мировой войны — события всемирного масштаба, одной из величайших военно-политических катастроф. Порождённые ею революционные выступления привели к тому, что в прошлое ушли империи — Австро-Венгерская, Германская, Османская, Российская. Но только в России возникло совершенно новое государство — советское и социалистическое. Оно появилось в результате длительного общественно-политического кризиса. После свержения последнего российского императора Николая 11 в феврале 1917 г. власть, составленная из либералов и умеренных социалистов, в течение нескольких месяцев не смогла решить важнейшие проблемы страны. Продолжение войны и хозяйственная разруха усиливали позиции крайних революционеров — большевиков. В октябре 1917 г. впервые в мире к власти в одной из крупнейших стран мира пришла партия, которая ставила своей целью утвердить диктатуру пролетариата и на её основе создать социалистическое общество. Высшим органом власти в России стал Всероссийский съезд Советов, правительство (Совнарком) возглавил лидер большевиков В. И. Ленин. В начале 1918 г. было провозглашено создание РСФСР. Захват власти большевиками, разгон всенародно избранного Учредительного собрания, заключение Брестского мира, внедрение социалистических начал в экономике стали главными причинами Гражданской войны в России. Продолжительная и кровопролитная, она отличалась крайней жестокостью противоборствующих сторон. Война сопровождалась дальнейшим развалом хозяйства, голодом, эпидемиями. Погибли миллионы людей, многие были вынуждены покинуть родину. Большевикам удалось одержать победу над своими политическими противниками. Красная армия разгромила «демократическую контрреволюцию» и Белое движение, подавила крестьянские восстания, направленные против политики военного коммунизма (в первую очередь продовольственной диктатуры и продразвёрстки). В результате в России установилась однопартийная диктатура большевиков.

Итоги октябрьской революции 1917 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: