Российский кадетский корпус: история славных традиций

Первый кадетский корпус (санкт-петербург)

История создания

История создания российского кадетства берет свое начало с лейпцигского парада. Именно на этом параде Петр I впервые увидел воспитанников кадетского корпуса, которые шли, чеканя шаг. Петра впечатлило увиденное, и спустя 5 лет, в 1701 году, им была открыта Навигацкая школа, позднее были созданы инженерная и артиллерийская школы. Однако данных учебных заведений для воспитания необходимого количества военных кадров российской армии было недостаточно.

Инициатива по созданию в Санкт-Петербурге кадетских корпусов для детей дворян принадлежала графу П.И. Ягужинскому. Данная инициатива была поддержана императрицей Анной Иоанновной, которая подписала соответствующий указ для Сената 29 июля 1731 года. В соответствии с данным Указом, предписывалось учредить кадетский корпус, который необходимо было разместить в Меншиковском дворце, находящемся на Васильевском острове.

Замечание 1

Открытие первого кадетского корпуса состоялось 17 февраля 1732 года, в этот день было принято 56 кадетов. В июне кадетов в корпусе уже насчитывалось 352 человека, что составляло три роты.

Первый выпуск кадетов состоялся 8 июня 1734 года, выпускалось 11 кадетов, все они были произведены в звание прапорщиков.

Создание кадетского корпуса требовало определенных финансовых вложений, наличие помещения и, что самое важное, подбор преподавателей, которые бы смогли качественно подготовить будущие военные кадры. Первые педагоги принимались в корпус без каких-либо испытаний, с 1736 года ситуация изменилась, к кандидатам стали предъявляться конкретные требования

Чаще всего на должность педагогов стали привлекать лучших выпускников корпуса.

На протяжении всего существования кадетского корпуса императорская семья благоволила кадетам, которых принято было называть «маленькими капитанами». Так, по приказу Елизаветы Петровны для кадетского корпуса была построена и освещена домовая церковь.

XX век и современная Россия

После Октябрьской революции 1917 года советское правительство распустило кадетские корпуса, казалось, что кадетскому образованию пришел конец. Следует отметить, что в то время 7 кадетских корпусов действовали в эмиграции в разных странах, куда волею судеб отправились бывшие офицеры Белых армий со своими семьями и детьми. Учебные заведения располагались в Югославии, Франции и Китае, а также в Бизерте, где стоял ушедший из Крыма Белый флот. Дольше всех (до 1964 года) проработал кадетский корпус во французском городе Версале.

К идее возрождения кадетского образования пришли в годы Великой Отечественной войны. Инициатором возвращения в систему образования кадетских корпусов стал известный военный ученый, генерал-лейтенант А. А. Игнатьев. В своё время, ещё в Российской империи, он и сам был кадетом, всю свою жизнь посвятил службе на благо Отечества, участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах, после революции продолжил службу в Красной Армии. В письме к Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину он предложил восстановить кадетский корпус в Москве. Сталин одобрил эту идею, но с поправками. Своей рукой на проекте постановления СНК № 901 от 21 августа 1943 года он вывел: «назвать заведения Суворовскими училищами». И распорядился вместо одного открыть сразу девять училищ. Так в СССР были восстановлены традиции отечественного кадетского образования. Всего до 1991 года в стране действовало 11 Суворовских училищ (одно из них – Нахимовское – военно-морское), которые считались образцовыми учебными заведениями. Многие из их выпускников добились высоких званий и постов в армии, на флоте и в государстве.

После распада СССР в 1991 году в России были восстановлены кадетские корпуса и классы. Они гармонично сосуществуют с Суворовскими училищами. По-прежнему эти военно-учебные заведения являются синонимами высококлассного и всестороннего образования, а их воспитанники традиционно показывают хорошие результаты в учебе и занимают призовые места на всероссийских и международных олимпиадах. Сейчас в Российской Федерации действует 20 Суворовских и 1 Нахимовское училище, 10 президентских и 9 кадетских корпусов Министерства обороны РФ. Помимо них существует еще 57 различных кадетских и казачьих корпусов, под шефством различных министерств и ведомств. Продолжают открываться и новые кадетские корпуса.

Так, по инициативе министра культуры РФ и председателя Российского военно-исторического общества В. Р. Мединского в 2015 году был создан Первый музыкальный кадетский корпус на базе Московского государственного института культуры. В 2016 году открылся второй – в Северо-Кавказском государственном институте искусств города Нальчика. Музыкальный кадетский корпус, открытый в 2017 году в Краснодаре, стал третьим в стране. К 23 февраля 2019 кадеты-музыканты Первого Московского музыкального кадетского корпуса подготовили поздравление с Днем защитника Отечества.

Сегодня можно с большой уверенностью сказать, что традиции кадетского образования в России не забыты, они динамично развиваются и устремлены в будущее. А выпускники российских военно-учебных заведений достойно носят звания российских кадет и суворовцев, как и их предшественники, составляя будущую военную элиту нашей страны.

Фото обложки: https://www.pinterest.se/

Кто из выпускников Морского кадетского корпуса вошел в историю как первооткрыватель материка, изображенного на рисунке.

  1. Чичагов Василий Яковлевич
  2. Можайский Александр Федорович
  3. Шишков Александр Семенович
  4. Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

Кулответ: Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич

Выпускник Морского кадетского корпуса в Кронштадте, служивший на кораблях Балтийского и Черноморского флотов, в 1803—1806 годах Беллинсгаузен участвовал в первом кругосветном плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна. А уже в 1819 году Фаддей Беллинсгаузен возглавил первую русскую антарктическую экспедицию к Антарктиде (она состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», последним командовал Михаил Лазарев).

Как принять участие в Кадетском диктанте 2023 год?

Цель проведения Диктанта – оценка уровня знаний участников в области истории и географии России, традиций кадетства.

Зарегистрируйся на сайте проекта кадеты.рус, заполните форму регистрации, зайдите в личный кабинет (если не перенаправило автоматически после регистрации, логин и пароль будет на почте, возможно в папке «спам»), перейдите в раздел «Диктант» нажатием на соответствующий пункт в главном меню, и примите участие в образовательной акции «Кадетский диктант».

Диктант разделён на три возрастные категории и доступен для каждой в течении суток (24 часа).

  1. 25 апреля с 00:00 до 23:59 (включительно) по МСК 2023 года — начальная школа (0-4 класс) — ответы
  2. 26 апреля с 00:00 до 23:59 (включительно) по МСК 2023 года — 5–9 класс — ответы
  3. 27 апреля с 00:00 до 23:59 (включительно) по МСК 2023 года — 10–11 класс — ответы

Викторина состоит из 30 заданий (возрастная категория 0-4 и 5-9 классов) или 34 заданий (возрастная категория 10-11 классов) разной степени сложности закрытого типа, предполагающих выбор одного или нескольких верных ответов из предложенных.

Вот наши ответы на вопросы, но набрали только 32 из 34 баллов, где ошибка, так и не нашли, может кто-нибудь подскажет?

«Шагнули из строя земного в строй небесный»

На протяжении двух с лишним веков воспитанники кадетских корпусов были цветом нации, и с честью выполняли наказ Петра Великого «искать того, чтобы быть на море во время боя». С той же жертвенностью и преданностью своему долгу встретили они Октябрьский переворот 1917 года. На тот момент в России было открыто тридцать кадетских корпусов, а также юнкерские училища. И ни один кадетский корпус из тридцати, и ни одно юнкерское офицерское училище не изменило присяге.

Когда в Петербурге мимо кадетских корпусов в феврале 1917 года двигались демонстрации «освобожденного пролетариата», кадеты распахивали окна и пели у окон гимн старой России, рискуя быть растерзанными неуправляемой толпой. В Москве юнкера и кадеты с небольшим количеством офицеров захватили Кремль и мужественно защищали его. У них не было союзников, они были одиноки, и с гордостью обреченных защищали то, что было главным символом их убеждений.

Один из кадетов начала XX века Фотобанк lori.ru

Юнкера и кадеты хлынули в Белую армию, и быстро стали ощутимой угрозой для большевиков. Современник тех трагических событий пишет: «Они говорили басом, чтобы казаться старше. Они изнемогали под тяжестью солдатской пехотной винтовки. Они совершали огромные, никакими уставами не предусмотренные переходы. Они тонули в реках, замерзали в снегах, безропотно голодали, переживали отчаяние безнадежности. Слово «кадет» стало самым ненавистным и самым яростным символом для революционеров».

В конце концов генерал Врангель, чтобы уберечь оставшихся в живых кадетов, создал в Крыму новый кадетский корпус и собрал туда со всех фронтов сражавшихся юношей. За парты вновь сели мальчики, но уже опаленные войной, – только Георгиевских кавалеров на этом курсе оказалось более сорока человек. После того как Белая армия потерпела поражение, эмигранты создали несколько кадетских корпусов в Сербии и во Франции. Это – единственный случай, когда военное учреждение одной страны существовало на территории другого государства. Кадетское движение за рубежом – еще одна страница нашей истории, которую нужно знать каждому.

Кадеты Фотобанк lori.ru

Кадетский корпус | Русская организация

В России: Елизавета (1741-62)

…с созданием Кадетского корпуса. В течение следующих десятилетий первоначальный корпус был расширен, а также добавлены другие специальные учреждения для обучения дворянства. Общее образование стало доступно большому слою рядового дворянства с основанием Московского государственного университета…

Подробнее

«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»последовательность» :1},»imarsData»:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»: {«previousPage»:null,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:,»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:87915,»title»:»Кадетский корпус»,»url»:»https://www.britannica.com/topic/Corps-of -Кадеты»,»описание»:»Россия: Елизавета (1741-62): …с созданием Кадетского корпуса.

Кадетский корпус


Категория: Отдел истории | Дата: 28/02/2019

28 февраля 1732 года — 284 года назад — В Петербурге открылся первый Кадетский корпус.

Кадетский корпус — военно-учебное заведение с полным пансионом для подготовки молодежи к военной карьере. Раньше по окончании полного курса воспитанники принимались не только в военные училища, но и в высшие школы без экзаменов. Историческими корнями кадетские корпуса уходят в 1653 год. Именно тогда в Пруссии великий курфюрст создал школу для несения детьми дворян воинской службы. Позже в 1715 году королем Фридрихом Вильгельмом I была сформирована рота кадет, шефом которой был назначен будущий полководец четырехлетний Фридрих Великий. Был создан кадетский корпус и в России. Так, (17) 28 февраля 1732 года императрица Анна Иоанновна утвердила представленный генерал-фельдмаршалом Минихом план устройства «Корпуса кадет».
Ученики Кадетского корпуса проходили строевое обучение. Для них учреждена была военная форма. Первенство приема в кадетский корпус принадлежало детям дворян, офицеров, чиновников. В 1825 году был образован первый казачий кадетский корпус – Оренбургский Неплюевский. 1743 год был годом реорганизации военно-учебных заведений. Основанная в 1701 году Петром I Школа математических и навигацких искусств была переименована в Морской корпус. А Миниховский кадетский корпус переименовали в Сухопутный шляхетный кадетский корпус. В 1848 году Войсковое казачье училище было преобразовано в Омский казачий кадетский корпус. В 1882 году прошла большая реформа военно-учебных заведений. Местные военные гимназии были переименованы в кадетские корпуса, школа гвардейских подпрапорщиков была преобразована в кадетский корпус. В Новочеркасске и Оренбурге появились свои кадетские школы. В начале 20 века в связи с увеличением населения на окраинах империи были основаны кадетские корпуса в Ташкенте и Хабаровске. Вскоре после Октябрьской революции 1917 года кадетские корпуса были упразднены. До 1925 года продолжали действовать в эмиграции Морской корпус (Бизерта) и Хабаровский корпус (Шанхай). В советское время действовали Суворовские и Нахимовские училища, продолжившие традицию дореволюционных кадетских корпусов. Их филиалы были открыты в нескольких городах. В настоящее время в России кадетское образование возрождается. Помимо Суворовских и Нахимовских училищ действуют и другие кадетские корпуса, школы, классы и т.д.

Создание кадетского корпуса в России

Первые кадетские корпуса появились в 1653 году в Пруссии. Во многом они напоминали петровские Потешные полки и служили в основном для развлечения и привития интереса к военному делу у прусских наследников престола и аристократии

В Российской империи обратили внимание на этот опыт, к тому же после смерти Петра Великого дефицит надежных и квалифицированных офицерских кадров стал остро ощущаться. Так в 1732 году по инициативе графа П

И. Ягужинского и фельдмаршала графа Б. Миниха, бывших преданными сподвижниками Петра I, и по указу императрицы Анны Иоанновны открылся первый кадетский корпус. Корпусу передали Меншиковский дворец на Васильевском острове, и первые 56 кадет приступили к занятиям. 

В число дисциплин, изучаемых кадетами, входили не только военные науки, но и иностранные языки, включая латынь, ораторское искусство, философия. До начала XIX века корпус пережил несколько реформ, и несколько раз менял название. Он назвался Рыцарской академией, Сухопутным кадетским корпусом, пока наконец не стал Императорским сухопутным шляхетным кадетским корпусом. За это время, корпус обрел свой первый устав, составленный секретарем Екатерины II, известным педагогом И. И. Бецким. Тогда же появилось деление на специализации в образовании, а по принятой внутренней структуре стали делить кадетов по возрасту (прием велся с 5-6 лет). Будущие инженеры, моряки и артиллеристы воспитывались отдельно. Однако такие изменения не пошли корпусу на пользу, военным наукам уделялось всё меньше внимания, и квалификация выпускников как офицеров год от года падала. Всё изменил приход на пост главы корпуса в 1794 году М. И. Кутузова, тогда еще генерал-поручика. С его приходом корпус получил новый мощный виток развития, Кутузов очень заботился о высоком качестве образования и дисциплины, при этом использовал свои связи при дворе, чтобы снабжать корпус всем самым лучшим. С этого момента в корпус вернулась сугубо военная структура, воспитанники составили пять рот, а преподаватели стали исключительно военными, изучалась тактика и военная история, проводились реальные полевые маневры. Начиная с царствования императора Павла I, появилась традиция посещения корпуса монархом, который проводил смотр кадет лично и принимал их торжественный парад.

17 февраля – День кадета России

Кадетство – направление в образовании современной России, основанное на лучших традициях русской общеобразовательной военной школы, воспитание духовно-нравственной молодежи, которая любит и ценит свое Отечество.

17 февраля 1732 года Указом Императрицы Анны Иоановны был создан 1-й Шляхетный (Дворянский) кадетский корпус. С указанной даты берет начало Русское кадетство. Кадетские корпуса 18-го и 19-го столетий сыграли значительную роль в подготовке офицерских кадров русской армии. Они дали России десятки выдающихся исторических личностей, общественных деятелей, которые своими трудами прославили Отечество.

Возрождение кадетского движения в России продиктовано временем, ведь во все времена кадетские корпуса готовили настоящих граждан своей страны, воспитанных в духе благородства, воинской чести, доброго товарищества, крепкой дисциплины и беззаветной любви и преданности Родине.

В Пермском крае давно развиты традиции кадетского образования и представлены:

-Центр кадетского воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенного учреждения социального обслуживания Пермского края «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми;

-Пермский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя России Ф.Кузьмина;

-МАОУ «ПКШ №1″ Пермский кадетский корпус имени генералиссимуса А.В. Суворова»;

-Кадетская рота имени Василия Татищева в Школе бизнеса и предпринимательства (школа 105) и многие другие.

Главное управление МЧС России по Пермскому краю поздравляет кадетов и преподавательский состав. Вы – настоящая элита нашей страны! Храните традиции кадетства и развивайте их дальше. Будем рады взаимодействию! С днем кадета!

Фото из открытых интернет источников

Источник

Известные выпускники[править | править код]

См. также: Выпускники Первого кадетского корпуса

XVIII век

1738 (114 выпускников)

М. Г. Собакин

1740 (89 выпускников)

А. П. Сумароков

1747 (135 выпускников)

А. А. Вяземский

1751 (144 выпускника)
  • Н. А. Бекетов
  • М. М. Херасков
1766 (296 выпускников)

А. В. Храповицкий

1782 (119 выпускников)
  • А. Г. Бобринский
  • А. У. Болотников
1785 (92 выпускника)
  • Д. П. Бутурлин
  • И. П. Кульнев
1793 (122 выпускника)
  • Б. А. Адеркас
  • А. П. Алединский
  • И. А. Аргамаков
1796 (84 выпускника)

П. И. Полетика

1799 (66 выпускников)

В. К. Тизенгаузен

XIX век и XX век

1802 (114 выпускников)

М. Г. Брайко

1803 (50 выпускников)

Ф. Н. Глинка

1804 (24 выпускника)

К. К. Мердер

1806 (121 выпускник)

Ф. В. Булгарин

1809 (64 выпускника)

В. О. Бебутов

1812 (180 выпускников)

А. В. Врангель

1814 (122 выпускника)

К. Ф. Рылеев

1815 (65 выпускников)

Э. В. Брюммер

1816 (154 выпускника)
  • М. О. Без-Корнилович
  • П. А. Витовтов
1817 (98 выпускников)

А. Д. Винтулов

1818 (13 выпускников)

А. Е. Розен

1823 (131 выпускник)

А. В. Веденяпин

1825 (128 выпускников)

А. Ф. Багговут

1827 (99 выпускников)

Н. Г. Багговут

1828 (104 выпускника)

К. Ф. Багговут

1833

А. В. Веймарн

1835

Д. А. Кропотов

1839

Г. И. Врангель

1843

А. А. Барсов

1848

Б. А. Араблинский

1849

А. Л. Гагемейстер

1851
  • К. Г. Арпсгофен
  • К. К. Бодиско
1855
  • К. Ф. Аргамаков
  • А. К. Водар
1856

В. Г. Бооль

1858
  • А. Ф. Бальц
  • Н. И. Бобриков
1859
  • В. Ф. Аргамаков
  • Г. И. Бобриков
1860

Д. К. Бобылев

1871

Н. М. Баташев

1876

И. И. Вальберг

1884

Е. Е. Баумгартен

1885

В. В. Беляев

1888

Л. Л. Байков

1892
  • В. В. Андреевский
  • В. В. Буняковский
1893

В. П. Агапеев

1902

Х. А. Ауэ

1903

М. Н. Архипов


Заседание Редакционной комиссии по освобождению крестьян.

«Учение доброе и основательное есть всякой пользы отечества аки корень, семя и основание»

Кадетские корпуса, по сути, стали ответом на требования, которые выдвинуло новое время, время революционных преобразований Петра Великого. Вышедшему на новый виток развития государству жизненно необходимо было создать привилегированную касту военных, целые династии, уважающие традиции собственной страны, знающие ее историческое и культурное наследие и обладающие четкой гражданской патриотической позицией. Подобно тому, как еще при жизни царя-реформатора для детей духовенства были созданы специальные школы, для детей мещан и разночинцев – цифирные училища, для солдатских детей – гарнизонные школы, так же начали возникать и закрытые школы для дворянских детей.

Хабаровск. Кадетский корпус. Фотобанк lori.ru

Еще в 1701 г. Петр I основал «Школу математических и навигацких наук», чуть позже возникли специальные инженерные и артиллерийские школы. Но образованных и хорошо подготовленных кадров для огромной армии все равно не хватало, и поэтому императрица Анна Иоанновна, взошедшая на престол в январе 1730 года, живо отреагировала на предложение президента Военной коллегии графа Миниха и посла России в Берлине графа Ягужинского учредить в России кадетский корпус.

В основу проекта изначально были заложены уставы прусского и датского кадетских корпусов, и в 1731 г. в Санкт-Петербурге открылись классы, названные «Рыцарской академией». Но уже в том же 1731 году вышел указ императрицы об учреждении «Корпуса кадет шляхетских». В этом указе говорилось: «Повелеваю учредить школы, чтобы все служилых отцов дети имели надежное пропитание, обучались, кто к каким наукам склонность имеет. Дабы со временем не только государству могли быть полезными, но и сами себе теми науками пропитание снискать могли».

К числу «пользительных Отечеству ремесел» Анна Иоанновна отнесла не только воинское дело, но и «науки разные: чтение и письмо, закон божий, арифметику и геометрию, географию и историю, умение на конях скакать, танцы, языки иностранные и прочее».

17 февраля 1732 года состоялось открытие первого кадетского корпуса в России. В этот день в строю стояло уже 56 воспитанников, однако вскоре число кадетов было увеличено до 300; начали открываться и другие кадетские корпуса.

Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793) wikimedia commons

Вместе с тем, не все шло ровно и гладко – и прежде всего потому, что в России на тот момент еще не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических наработок, элементарно – учебников. Книги, амуницию, математические приборы (в особенности – циркули) приходилось заказывать в Нарве, Ревеле и Риге. Не было и достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать воспитанников предметам, входящим в программу. Первых учителей вообще принимали на службу без тщательной проверки – лишь бы соискатель имел свое жилье неподалеку от корпуса.

Система воспитания и образования

Целью образования и воспитания в кадетском корпусе являлась подготовка «усердных и преданных слуг Отечеству и Государю», а для общества и семьи дать честных и религиозных людей.

В систему воспитания входили такие направления как нравственное совершенствование и физическое развитие будущих защитников. У кадетов воспитывали уважение и любовь к Родине и Государю, своему народу. Учителя занимались воспитанием таких личностных качеств воспитанников как патриотизм, стойкая гражданская позиция, верное понимание принципов государства, общественные и семейные добродетели, чистота нравов, твердость духа и характера.

Зачисление в Кадетский корпус осуществлялось с 11-ти лет. Общая численность каждого набора составляла 600 человек, которых делили на 5-ть рот. Каждая рота имела характерные отличия и свое индивидуальное название:

  • Гренадерская рота
  • Первая рота
  • Вторая рота
  • Третья рота
  • Мушкетерская рота
  • Неранжированная рота

Таким образом, в первом кадетском корпусе, осуществлялась подготовка различного рода офицеров для службы в рядах российской армии.

Помещения кадетского корпуса носили название камор или камер, которые представляли собой комнаты небольшой величины, в каждой из которых размещалось по 16 человек. В комнате стояли железные кровати в четыре ряда. Как такового отопления не было, поэтому зимой в каморах было достаточно холодно.

Специально для кадетов была разработана программа обучения, которая не изменялась в зависимости от времени года.

Подъем у кадетов был в 6 часов утра, дежурный барабанщик бил сигнал для всеобщего пробуждения, утреннего туалета и построения. Во время построения дежурный офицер осматривал чистоту рук и формы кадетов. После осмотра проводилась молитва, затем завтрак.

С 7-ми часов начинались занятия в классах. Во время обучения всем кадетам внушали, что они все в равной степени способны, а их неуспешность в обучении объясняется недостаточным усердием.

Преподавались следующие учебные дисциплины: Закон Божий, история, география, языки, рисование, чистописание, физика, химия, фехтование, тактика, артиллерия, гимнастика, танцы и т.д.

Перерывы между учебными занятиями составляли 15 минут, во время которых кадетам позволялось погулять по коридорам.

Уроки заканчивались в полдень. После обеда кадетам раздавали оружие и амуницию, после чего они приступали к изучению практических приемов: фехтование, верховая езда и т.д.

После окончания всех занятий кадеты расходились по каморам, где они могли заниматься чем угодно. В основном кадеты посвящали это время отдыху или прогулкам.

Кадетов из старших классов один раз в месяц водили на разнообразные экскурсии: на заводы, музеи, театры и т.д.

Время перед ужином отводилось на выполнение уроков и повторение пройденного.

Ужин был в 20-ть часов, после которого кадеты возвращались в каморы. Один час перед отбоем отводился на подвижные игры. Кроме того, в кадетском корпусе был организован собственный театр, где кадеты могли ставить театральные постановки, организовывать различные праздничные представления. Для любителей гимнастики был оборудован спортивный зал, со всеми необходимыми снарядами.

Оставшееся время кадеты посвящали починке обуви и одежды. В 22-а часа били отбой, в это время все должны были уже находиться в постелях и тушить свечи.

Летний период отличался только лишь тем, что большая часть кадетов выезжала в летние лагеря, которые находились недалеко от Царского Села. В условиях летних лагерей кадет осваивали различные военные обязанности и оттачивали их применение на практики.

Замечание 2

После Крымской войны произошла переоценка взглядов по подготовке офицеров, так как война показала наглядно необразованность многих из них. Все это требовало кардинальных перемен в воспитании и обучении кадетов.
В 1863 г. Кадетский корпус был преобразован в Павловское военное училище.

История становления

Кадетскому движению России более 280 лет. Впервые школа для обучения отпрысков высшего сословия появилась в 1732 году, а 17 февраля стало днем российского кадета. Приказ о создании учебного заведения подписала Анна Иоанновна, императрица. Идея создания учреждения принадлежит генерал-прокурору Ягужинскому.

Первоначально на обучение было набрано 56 представителей дворянских семей. Через год в заведении уже училось 352 человека. Курс учебы занимал 2 года. По их прошествии срока всего 11 учеников из 56 стали выпускниками и получили звание прапорщика.

Дворянская школа занималась обучением не только военных, здесь готовились гражданские чины. Начиная с 1766 года, система обучения изменилась. В заведение стали приниматься мальчики в возрасте 5-6 лет. Срок учебы увеличился до 15 лет. Преподавательский состав наблюдал за склонностями и предпочтениями воспитанников. Классы в корпусе определялись по возрастам (с 1-го по 5-е отделение). До 4-го возраста воспитанники проходили общее обучение, затем их разделяли на группы для подготовки к гражданской либо военной службе. К обучению в корпусе допускались дети дворян и разночинцев.

На данном этапе в школе уделяли большее внимание общему образованию. Ученики изучали языки, историю

Им преподавались танцы, искусство написания стихов. Изучению военной науки отводилось минимум времени. Ситуация изменилась в 1794 году, когда управлением корпуса занялся Кутузов. Произошла полная переориентация корпуса. Деление по возрастам перестало существовать. Вместо этого появились мушкетерские и гренадерские роты. Все гражданские учителя были заменены офицерами. Теперь выпускники заведения имели отличную подготовку по тактике ведения боя, военной истории и другим, важным для профессии военного, дисциплинам.

Создание кадетского корпуса в России

Первые кадетские корпуса появились в 1653 году в Пруссии. Во многом они напоминали петровские Потешные полки и служили в основном для развлечения и привития интереса к военному делу у прусских наследников престола и аристократии

В Российской империи обратили внимание на этот опыт, к тому же после смерти Петра Великого дефицит надежных и квалифицированных офицерских кадров стал остро ощущаться. Так в 1732 году по инициативе графа П

И. Ягужинского и фельдмаршала графа Б. Миниха, бывших преданными сподвижниками Петра I, и по указу императрицы Анны Иоанновны открылся первый кадетский корпус. Корпусу передали Меншиковский дворец на Васильевском острове, и первые 56 кадет приступили к занятиям. 

В число дисциплин, изучаемых кадетами, входили не только военные науки, но и иностранные языки, включая латынь, ораторское искусство, философия. До начала XIX века корпус пережил несколько реформ, и несколько раз менял название. Он назвался Рыцарской академией, Сухопутным кадетским корпусом, пока наконец не стал Императорским сухопутным шляхетным кадетским корпусом. За это время, корпус обрел свой первый устав, составленный секретарем Екатерины II, известным педагогом И. И. Бецким. Тогда же появилось деление на специализации в образовании, а по принятой внутренней структуре стали делить кадетов по возрасту (прием велся с 5-6 лет). Будущие инженеры, моряки и артиллеристы воспитывались отдельно. Однако такие изменения не пошли корпусу на пользу, военным наукам уделялось всё меньше внимания, и квалификация выпускников как офицеров год от года падала. Всё изменил приход на пост главы корпуса в 1794 году М. И. Кутузова, тогда еще генерал-поручика. С его приходом корпус получил новый мощный виток развития, Кутузов очень заботился о высоком качестве образования и дисциплины, при этом использовал свои связи при дворе, чтобы снабжать корпус всем самым лучшим. С этого момента в корпус вернулась сугубо военная структура, воспитанники составили пять рот, а преподаватели стали исключительно военными, изучалась тактика и военная история, проводились реальные полевые маневры. Начиная с царствования императора Павла I, появилась традиция посещения корпуса монархом, который проводил смотр кадет лично и принимал их торжественный парад.

Слова гимна Российской Федерации – это …

  1. Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой! Предками данная мудрость народная! Родина, славься! Господь над тобой!
  2. Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой!
  3. Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведёт!
  4. Славься, Отечество наше свободное, Славы народов надёжный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведёт!

Кулответ: Славься, Отечество наше свободное, Дружбы народов надёжный оплот! Знамя советское, знамя народное Пусть от победы к победе ведёт!

Зимой 1752 года императорским Указом обозначено:

«…чего ради для вышепредставленной Государственной пользы, оной Морской Шляхетский Кадетской Корпус учредить, в числе, Гардемаринов и учеников, всего 360 человек, и надлежит именовать оный Морской Шляхетной Кадетской Корпус…»

Кем был подписан это указ?

  1. Петром III
  2. Анной Леопольдовной
  3. Екатериной II
  4. Елизаветой Петровной

Кулответ: Елизаветой Петровной

Морской шляхетский кадетский корпус был учрежден приказом императрицы Елизаветы Петровны 15 декабря 1752 года и за время своего существования неоднократно менял и названия, и местоположение. В годы учебы в нем Павла Нахимова (1815–1818) он именовался Морским кадетским корпусом и располагался на Васильевском острове в Петербурге.

Из перечисленных офицеров назовите двух гардемаринов.

  1. Ушаков Федор Федорович
  2. Лазарев Михаил Петрович
  3. Давыдов Денис Васильевич
  4. Суворов Александр Васильевич
  5. Кутузов Михаил Илларионович

Кулответ: Ушаков Федор Федорович и Лазарев Михаил Петрович

Через два года после поступления в Морской корпус Федор Ушаков произведен в гардемарины (12 февраля 1763 г.) и спустя еще год – в капралы (10 апреля 1764 г.).
В 1803 Михаил Лазарев был произведен в гардемарины. После нескольких месяцев. крейсерства по Балтийскому морю его в числе лучших гардемарин направили волонтером в Англию для прохождения морской практики и для изучения военного дела на английском флоте, где стал мичманом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: