Гимны россии

Основные сведения о государственном гимне россии

Прошлые гимны

  • В конце 1816 император Александр I подписал указ, по которому мелодия и стихи «Молитва русских» использовались во время встречи официальных иностранных гостей. Просуществовал этот гимн до 1833 года. Кстати, автором его слов был великий отечественный поэт Василий Андреевич Жуковский;
  • Следующим стал «Коль славен наш Господь в Сионе». Слова написал Михаил Матвеевич Херасков. С 1856 года по октябрь 1917 музыка этого гимна исполнялась, когда звонили Куранты на Спасской башне Кремля. Этот гимн был гораздо менее светским, чем прошлый. И именно из-за этого его сразу же запретили пришедшие к власти большевики;
  • Параллельно с предыдущим существовал гимн «Боже, Царя храни!». Его утвердил Николай I. Слова опять-таки создавались Василием Андреевичем Жуковским. Во многом этот гимн перекликался с европейскими, что также стало причиной большой нелюбви со стороны советов. Высказывались даже предложения полностью его запретить;
  • В 1917 году, когда революция уже состоялась, Петр Лаврович Лавров создал русские слова для мелодии Клода Жозефа Руже де Лиля. Так на свет появился гимн, вошедший в историю как «Рабочая Марсельеза». Он одновременно отсылал к французской революции, но сохранял в себе идеи большевиков и появляющийся советский колорит;
  • «Интернационал» — это официальный государственный гимн РСФСР и СССР в период с 1918 по 1944 год. Он также был полностью пропитан идеей мирового господства коммунизма, борьбы с царизмом и буржуазией. Кстати, музыку и слова без перевода написали именитые французские революционеры той эпохи;
  • В 1944 году появился новый гимн, в котором уже присутствовал мотив победы, в частности в Сталинградской битве. Именно после нее песня и появилась. Музыка была создана композитором Александром Васильевичем Александровым, а слова — известным поэтом Сергеем Владимировичем Михалковым;
  • После развала Советского Союза, а именно в период с 1990 по 2000 официального гимна не было, но существовала «Патриотическая песня» Михаила Ивановича Глинки. Уже во время президентства Бориса Николаевича Ельцина «Патриотическую песню» признали государственным гимном РСФСР.

История создания, несколько слов о том, каким был гимн до этого, кем написан

Вопрос о новом гимне остро встал в 2000 году, когда российские спортсмены пожаловались президенту на то, что им что-то нужно исполнять под музыку, как это принято у спортсменов других стран. Если говорить кратко, то была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что музыку нужно оставить ту, что была написана композитором А. В. Александровым в 1944 году, а новые стихи были написаны все тем же С. В. Михалковым. Гимн был утвержден 8 декабря 2000 года на заседании Государственной думы, в Конституцию были внесены соответствующие поправки (25 декабря 2000 года), и именно его стали исполнять на всех торжественных и спортивных мероприятиях.

Интересно, что некоторые представители либеральной общественности были недовольны тем, что выбор пал на музыку Александрова. Они указывали на то, что это возвращение к «кровавому прошлому» от которого желательно было бы дистанцироваться. В конечном итоге опросы общественного мнения показали, что народ в целом позитивно реагирует как на текст, так и на музыку и душевного диссонанса она у них не вызывает. Наоборот, так как музыка и текст были утверждены во время Великой Отечественной войны, современный гимн лишь напоминает о гордости за великую Победу и великие подвиги предков.

Положение

Положение для исполнения государственного гимна предусмотрены в законе, подписанном Президентом Путиным 25 декабря 2000 года. Хотя исполнение гимна может включать только музыку, только слова или их комбинацию, гимн должен исполняться с использованием официального музыка и слова, предусмотренные законом. После того, как исполнение было записано, оно может использоваться для любых целей, например, в радио- или телепередачах. Гимн может исполняться в торжественных или праздничных случаях, таких как ежегодный парад Дня Победы в Москве или похороны глав государств и других значимых фигур. Отвечая на вопрос об исполнении гимна во время парадов в День Победы, Анатолий Сердюков заявил, что из-за акустики Красной площади будет использоваться только оркестр, потому что голоса будут заглушены. эхом.

Гимн является обязательным при приведении к присяге Президента России, при открытии и закрытии заседаний Думы и Совета Федерации, и для официальных государственных церемоний. Его показывают по телевидению и радио в начале и в конце эфирного дня. Если программирование ведется непрерывно, гимн проигрывается один раз в 06:00 часов или немного раньше в 0458 часов. Гимн также исполняется в канун Нового года после Новогоднего Послания Президента. В нее играют на спортивных мероприятиях в России и за рубежом, согласно протоколу организации, проводящей игры. По закону, когда гимн исполняется официально, все должны встать (в случае, если государственный флаг поднимается, лицом к флагу), мужчины должны снимать головные уборы (на практике, за исключением тех, кто в военной форме, и священнослужителей). Персонал в форме должен отдавать военное приветствие, когда играет гимн.

Гимн исполняется в 4/4 (обычное время ) или в 2/4 в тональности до мажор. и имеет темп 76 ударов в минуту. При любом размере, гимн должен исполняться торжественно и петь (русские: Торжественно и Распевно). Правительство выпустило аранжировки для оркестров, духовых оркестров и духовых оркестров.

Согласно российскому закону об авторском праве, государственные символы и знаки не защищены авторским правом. Таким образом, музыку и текст гимна можно свободно использовать и изменять. Хотя закон требует, чтобы гимн исполнялся с уважением и чтобы исполнители избегали оскорблений, он не определяет, что считается оскорбительными действиями или наказаниями. Стоять под гимн требуется по закону, но закон не предусматривает наказания за отказ встать.

Исторические гимны

Перед «Молитва русских » (русский : Моли́тва ру́сских, тр. Молитва русских) была выбрана в качестве государственного гимна Императорской России в 1816 году, различные церковные гимны и военные марши использовались в честь страны и царей. Среди использованных песен: «Гром победа! » (Русский : Гром побе́ды, раздава́йся !, тр. Гром победы, раздавайся!) и «Как славен Господь наш» (рус. : Коль сла́вен, тр. Коль славен). «Молитва русских» была принята около 1816 г. и использовала слова Василия Жуковского на музыку британского гимна «Боже, храни короля «. На гимн России также повлияли гимны Франции и Нидерландов, а также британская патриотическая песня «Rule, Britannia! «.

В 1833 году Жуковского попросили написать текст к музыкальной композиции князя Алексея. Львов называется «Молитва русского народа», более известная как «Царя храни Боже! » (русский : Бо́же, Царя́ храни́ !, тр. Божье, Царя храни!). Она была хорошо принята Николаем I, который выбрал эту песню в качестве следующего гимна Императорской России. Песня напоминала гимн, и ее музыкальный стиль напоминал другие гимны европейских монархов. «Боже, царя храни!» впервые прозвучала 8 декабря 1833 года в Большом театре в Москве Позднее он был исполнен в Зимнем дворце на Рождество по приказу Николая I. Публичное пение гимна началось в оперных театрах в 1834 году, но в Российской империи он не был широко известен до 1837 года.

Боже, храни Царь! был использовались до Февральской революции, когда была свергнута русская монархия. После свержения в марте 1917 г. «Рабочая Марсельеза » (рус. : Рабо́чая Марселье́за, тр. Рабочая Марсельеза), Модификация Петром Лавровым французского гимна «Марсельеза » была использована в качестве неофициального гимна Временным правительством России. Модификации, которые Лавров внес в «Марсельезу», включали изменение метра с 2/2 на 4/4 и гармонизацию музыки, чтобы она звучала более русски. Он использовался на правительственных заседаниях, церемониях приветствия дипломатов и государственных похоронах.

После того, как большевики свергли временное правительство в Октябрьской революции 1917 года, гимн международного революционного социализма «L» «Интернационал» (обычно известный как «The Internationale » на английском языке) был принят в качестве нового гимна. Лирику написал Эжен Поттье, а Пьер Дегейтер написал музыку в 1871 году в честь создания организации Второго Социалистического Интернационала ; в 1902 году Аркадий Яковлевич Коц перевел лирику Поттье на русский язык. Котс также изменил грамматическое время песни, чтобы придать ей более решительный характер. Первое массовое использование песни было на похоронах жертв Февральской революции в Петрограде. Ленин также хотел, чтобы «Интернационал» играли чаще, потому что он был более социалистическим и его нельзя было спутать с французским гимном; другие люди в новом советском правительстве считали «Марсельезу» слишком буржуазной. «Интернационал» использовался в качестве государственного гимна Советской России с 1918 года, принят вновь созданным Союзом Советских Социалистических Республик в 1922 году и использовался до 1944 года.

Патриотическая песня

В 1991 году, спустя почти 200 лет, мелодия Глинки все-таки стала гимном новой, демократической России. 11 декабря 1993 года указом президента Ельцина было утверждено Положение о Государственном гимне РФ, на основании которого государственным гимном являлась мелодия, созданная на основе «Патриотической песни».
В соответствии с Конституцией 1993 года государственные символы (герб, флаг, гимн) и порядок их использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Однако все попытки президента Бориса Ельцина провести такой закон через Госдуму неизменно блокировались ее левым большинством. В то же время коммунисты периодически предпринимали попытки восстановить советские символы, однако им тоже не хватало голосов (для принятия конституционного закона их необходимо не менее 300).
Весной 1999 года, когда сторонники советской символики догадались разделить документ на три отдельных, им удалось принять в первом чтении проект закона «О государственном гимне РФ». Гимн на музыку Александрова был принят законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000). За принятие этого закона проголосовало 377 депутатов Госдумы (83,8 %), против — 53 депутата (11,8 %). При этом результаты поименного голосования показывают, что гимн пользовался поддержкой фракций КПРФ, «Единство», «Отечество — Вся Россия», ЛДПР, депутатских групп «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленной депутатской группы. Против него выступали демократические фракции — СПС и «Яблоко».

20 декабря 2000 года мелодия Александра Александрова (1883-1946) вновь стала гимном Российской Федерации. Слова для Гимна РФ были написаны Сергеем Михалковым (1913 г. р.) и Габриэлем Эль-Регистан (1899-1945).

Музыка — Георгия Александрова, новый текст — Сергея Михалкова.

Россия — священная наша держава!
Россия — любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена.

Припев:
Славься, Отечество наше свободное
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная,
Славься страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая!
Хранимая Богом родная земля.

Припев:
Славься, Отечество наше свободное
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная,
Славься страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни,
Грядущее нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Припев:
Славься, Отечество наше свободное
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная,
Славься страна! Мы гордимся тобой!

Впервые Российский гимн прозвучал 30 декабря 2000 г. на Государственном приеме в Большом Кремлевском дворце.

Критика

Современный гимн России иногда критикуют с тех или иных позиций. Кому-то не нравится факт принятия гимна при Сталине, чьё имя связано с массовыми репрессиями. Воинствующим атеистам не нравится наличие в гимне слова «Бог», что якобы является недопустимым для гимна светской страны, какой является Российская Федерация.

Можно заметить, однако, что слово «Бог» довольно часто встречается в гимнах самых разных стран. Даже если не рассматривать монархии (где монарх считается «помазанником Божьим»), то Бог упоминается в гимнах Сербии, Латвии, Венгрии, Исландии, Италии, многих латиноамериканских стран, причём нередко не во второстепенной строчке второго куплета, а в самом начале текста. При этом выражение «хранимый Богом» уже давно стало устойчивым выражением без акцентированной отсылки к религии.

Гимн России и его анализ

Российский государственный гимн — это три куплета и три припева. Первоначальный вариант, предложенный С. В. Михалковым, как уже было сказано выше, был значительно переделан, появилась. Если можно так сказать, его краткая редакция. В результате окончательно утвержденный гимн впервые прозвучал для широкой общественности в ночь с 31-го декабря на 1-ое января 2000/2001 года.

Куплеты рассказывают

  • о прошлом государства и его величии («могучая воля, великая слава — твое достояние на все времена»),
  • о его географическом расположении («от южных морей до полярного круга раскинулись наши леса и поля»),
  • о людях, которые живут на территории России («нам силу дает наша верность Отчизне, так было, так есть и так будет всегда»);
  • о связях светской государственной власти и Русской православной церкви («хранимая Богом родная земля»).

Припев, как и положено в торжественных песнопениях, сводится

  • к восславленнию государства («славься Отечество, наше свободное»);
  • к указанию на его многонациональность и полиэтничность («братских народов союз вековой), к указанию на его великое прошлое («предками данная мудрость народная»);
  • на то, что народ гордится им и готов сохранять и приумножать его славу.

Детям рассказать и указать можно и на то, что, несмотря на некую пафосность российской «Главной песни» (священная, славься, слава, могучая, великая, держава), в нем нет слов о врагах, с которыми нужно бороться или которых уже победили, об избранности какого-то отдельного народа или этноса, о войнах, которые нужно вести за свою свободу и независимость. О гордости, могуществе страны речь идет, есть даже указание на ее уникальность, но при этом нет ни намека на избранность или лидерство, или желание этого лидерства. Есть момент с первой строчкой, «Россия — священная наша держава», но тут, вероятно, речь идет о том, что служить своему Отечеству — священный долг каждого гражданина и для каждого гражданина Отечество — некая святыня, которую нужно оберегать, защищать, улучшать.

В тексте очень много светлых слов, слов с так называемым «позитивным оттенком»: «любимая наша страна», «мы гордимся тобой», «хранимая Богом», «родная земля», «верность Отчизне», «Отечество наше свободное». Есть также упоминание о том, что народ готов работать и вести свою страну в «светлое» будущее («широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года»). В целом, гимн был написан для конкретной страны и для ее жителей («твое достояние на все времена»), а не для решения каких-либо гипотетических политических или геополитических целей.

Интересно, что некоторые филологи указывают и на еще один интересный факт, связанный с текстом. В нем только одно иностранное слово, «полярный», но и этот тезис можно считать спорным, так как данное слово ввел в русскую лексику еще М. В. Ломоносов более 250 лет назад.

«Патриотическая песня»

В связи с надвигавшимся распадом Советского Союза в начале 1990 года, новый национальный гимн был необходим, чтобы помочь определить реорганизованную нацию и отвергнуть советское прошлое. Председателю Верховного Совета РСФСР, Борису Ельцину было рекомендовано возродить «Боже, Царя храни» с изменениями в текстах. Однако вместо этого он выбрал произведение Михаила Глинки. Произведение, известное как «Патриотическая песня » (рус. : Патриоти́ческая пе́сня, лит. «Патриотическая песня»), было бессловесная фортепианная композиция, обнаруженная после смерти Глинки. «Патриотическая песня» была исполнена перед зданием Верховного Совета РСФСР 23 ноября 1990 года. В тот же день Верховный Совет постановил, что песня станет новым гимном России. Этот гимн задумывался как бессрочный, что видно из парламентского проекта конституции, одобренного и разработанного Верховным Советом, Съездом народных депутатов и его Конституционной комиссией (причем последнюю формально возглавляет Президент России ). В проекте, среди прочего, говорится:

Государственный гимн Российской Федерации — патриотическая песня, сочиненная Михаилом Глинкой. Текст Государственного гимна Российской Федерации должен быть утвержден федеральным законом.

Но конфликт между президентом и Конгрессом сделал принятие этого проекта менее вероятным: Конгресс переключился на все более и более переписывание Российской Федерации 1978 года. Конституция, а президент продвигал проект новой Конституции, в которой не определены государственные символы. После российского конституционного кризиса 1993 года и всего за день до конституционного референдума (то есть 11 декабря 1993 года) Ельцин, тогда Президент Российской Федерации, издал указ президента от 11 декабря 1993 г., сохраняющий «Патриотическая песня» официальным гимном России, но этот указ был временным, так как в проекте Конституции (который был принят днем ​​позже) этот вопрос прямо передан в законодательные акты, принят парламентом. Согласно статье 70 Конституции, государственные символы (которые представляют собой гимн, флаг и герб ) требуют дальнейшего определения в будущем законодательстве. Поскольку это был конституционный вопрос, он должен был быть принят большинством в две трети голосов в Думе.

В период с 1994 по 1999 год требовалось много голосов в Государственной Думе, чтобы сохранить «Патриотическая песня» как официальный гимн России. Однако он столкнулся с жесткой оппозицией со стороны членов Коммунистической партии Российской Федерации, которые хотели восстановить советский гимн. Поскольку любой гимн должен был быть одобрен двумя третями квалифицированным большинством, разногласия между фракциями Думы в течение почти десяти лет не позволяли принять гимн.

Призыв к тексту

Когда «Патриотическая песня» использовалась в качестве государственного гимна, она никогда не имела официального текста. Гимн вызвал у некоторых положительный отклик, потому что в нем не было элементов из советского прошлого, а также потому, что публика считала Глинку патриотом и настоящим русским. Однако отсутствие лирики обрекло «Патриотическую песню». Были предприняты различные попытки сочинения текста для гимна, в том числе конкурс, в котором мог участвовать любой гражданин России. Созданная правительством комиссия рассмотрела более 6000 работ, 20 из которых были записаны оркестром для окончательного голосования.

В конечном итоге победителем стала работа Виктора Радугина «Славься, Россия!» (Русский : Сла́вься, Росси́я !, тр. Слався, Россия!). Однако ни Ельцин, ни российское правительство официально не приняли ни одной лирики. Одной из причин, частично объясняющих отсутствие лирики, было оригинальное использование сочинения Глинки: восхваление царя и Русской православной церкви. Другие претензии к песне заключались в том, что ее трудно запомнить, она скучна и сложна в музыкальном плане. Это был один из немногих национальных гимнов, в котором не было официальных текстов в тот период. Единственными бессловесными государственными гимнами в период с 1990 по 2000 год были «Мои беларусы » Беларуси (до 2002 г.), «Marcha Real » из Испания и «Intermeco » Босния и Герцеговина.

Работа над созданием[править | править код]


Гимн Советского Союза. Обложка первого издания, подписанного в печать 2 января 1944 года.

В период с момента образования СССР в 1922 году до 1943 года в качестве гимна использовался «Интернационал» — французская песня, посвящённая восстанию Парижской коммуны. Музыка П. Дегейтера (1888 год), текст Э. Потье в русском переводе А. Я. Коца (1902 год). В 1938 году композитор А. В. Александров и поэт В. И. Лебедев-Кумач написали неофициальный «Гимн партии большевиков», который полюбился И. В. Сталину и регулярно исполнялся на съездах ВКП(б) и КПСС.

После начала Великой Отечественной войны советская идеология, по мнению некоторых[кого?], совершила крен от интернационализма к национализму: восстанавливается орден Александра Невского, даются послабления православной церкви и т. д. Чтобы улучшить отношения с западными союзниками, в преддверии Тегеранской конференции был распущен Коминтерн. На этом фоне в 1942 году было принято решение отказаться от «Интернационала», который ассоциировался с планами мировой революции, и создать гимн, проникнутый идеями патриотизма.

Конкурс на написание гимна СССР проходил в 1943 году. Правительственную комиссию по созданию гимна возглавлял К. Е. Ворошилов. Каждому композитору за участие в конкурсе выплачивалась премия 100 тыс. рублей, плюс дополнительно 4 тыс. за каждый вариант[источник не указан 788 дней]. В открытом конкурсе приняло участие 170 композиторов, которые представили 223 варианта гимна Среди кандидатов была песня «Да здравствует наша держава» композитора Б. А. Александрова. Свои варианты текста гимна представили 19 поэтов, среди них: В. И. Лебедев-Кумач, В. М. Гусев, Н. С. Тихонов, М. В. Исаковский, П. Г. Антокольский, Самед Вургун, Е. А. Долматовский.

Прослушивания в Бетховенском зале Большого театра продолжались до 16 ноября 1943 года, когда в последний тур вышли три варианта музыки гимна: А. В. Александрова «Гимн партии большевиков», совместный вариант Д. Д. Шостаковича и А. И. Хачатуряна и версия И. И. Туския. Наконец 14 декабря 1943 года постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) был утверждён вариант А. В. Александрова, С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Текст гимна на «ближней» даче правил лично И. В. Сталин. Если в «Гимне партии большевиков» не было ни слова о Российской империи, то в новом тексте гимна (на ту же музыку) подчёркивалась национальная составляющая: воспевалась «Великая Русь» и не было ни слова о партии.

Впервые новый гимн был исполнен в ночь с 31 декабря 1943 года на 1 января 1944 года в редакции для хора и симфонического оркестра С. Н. Василенко. Но эта редакция не понравилась высшему руководству страны, и в марте того же года была спешно выполнена вторая редакция (автор оркестровки Д. Р. Рогаль-Левицкий). В этой редакции, впервые публично прозвучавшей по Всесоюзному радио в ночь с 17 на 18 апреля 1944 года, музыка гимна СССР используется и сейчас — как музыка гимна России.

По вопросу о степени оригинальности и удачности гимна существуют разные мнения. К примеру, М. М. Пришвин записал в дневнике 21 декабря 1943 года: «Гимн, сочинённый С. В. Михалковым и Эль-Регистаном, произвел тяжёлое впечатление: столь великие дела на фронте нашли столь жалкое выражение в поэзии»

Сын самого А. В. Александрова обращал внимание, что с мелодией гимна совпадает одна из тем в центральной части «Былины» В. С. Калинникова — увертюры, написанной приблизительно за полвека до гимна, но опубликованной после смерти Александрова. Композитор А. Н. Атаров считал первоисточником музыки Александрова «Весенние странствия» Шумана

Сам Александров писал:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: