Казань

Гдз к учебнику история россии 6 класс арсентьев часть 1, ответы к § 4. первые известия о руси - страница 8

Становление села. XVII век.

Подробности
Опубликовано 28.04.2011 21:27

В «Писцовой книге» города Орлова с уездом за 1629 год, составленной А. Толочановым, официально зарегистрирована единственная в левобережье реки Вятки Истобенская волость с погостом в 69 дворов и 103 поселения тягловых и оброчных крестьян со 194 дворами.

В центре волости – погосте Истобенском имелась деревянная шатровая холодная церковь Николы Чудотворца и теплая, с трапезою, церковь пророка Георгия. Погост имел две торговые лавки, две кузницы, одну торговую (для общественного мытья за плату) баню на реке Ярыге. Против погоста существовал перевоз через реку Вятку с постоялым двором при нем. В селе этого времени имелся таможенный служилый человек, взимавший пошлины за торговые и иные сделки и получающий государственное жалование. Толочанов в своей книге сообщает, что у погоста «возник внове Троицкий мужской монастырь с двумя кельями, с четырьмя старцами, теплой Троицкой церковью и Введеньевским приделом, а также с дворами бобылей монастырских», количество которых не указано, так как они не несли тягла государству. Всего в Истобенской волости 1629 года было 104 селения с населением около 1,5 тысячи человек без учета монастырских крестьян.

Село Истобенск начала XVII века представляло крупный населенный пункт Вятской земли. В нем имелось три церкви (1 монастырская), 69 дворов государственных тягловых и оброчных крестьян и какое-то число дворов монастырских крестьян. В соседнем уездном городе Орлове было также 3 церкви, 83 жилых двора и 6 дворов учреждений. Иначе, село Истобенск и по величине, и по населению равнялось примерно городу Орлову.

То, что такое соотношение сохранилось и в дальнейшем, подтверждается собранной в 1704 году с Вятской земли конской пошлиной, в:

  • Хлынове — 298 рублей 26 алтын 4 деньги;
  • Слободском — 48 рублей 8 алтын 4 деньги;
  • Котельниче — 33 рубля 16 алтын 5 деньги;
  • Истобенской волости — 14 рублей 18 алтын;
  • Орлове — 14 рублей 4 алтына 4 деньги;
  • Шестакове — 1 рубль 27 алтын.

Приход русских.

Подробности
Опубликовано 28.04.2011 19:38

Примерно в середине I тысячелетия н.э. произошло разделение славян на восточных, южных и западных. В VIII веке возникли первые восточнославянские государства – на среднем Днепре и на северо-западе в районе Волхова. В следующие века восточные славяне, получившие общее прозвание русь, покоряли окрестные народы, наполняя собой пространство будущей России. Большинство финноугорского населения, а затем и сибирского (в т.ч. угорского) было ассимилировано, остались лишь отдельные островки на территориях нынешних автономных республик. Так русские дошли к середине XVII века до Тихого океана.

Бассейн р. Вятки был заселен финноугорскими племенами – предками марийцев, удмуртов и коми. Русские стали появляться на этих землях в XII веке отдельными группами, что засвидетельствовано археологией. Первое упоминание о Вятке в русских летописях датируется 1374 годом: «Ушкуйники… пограбиша Вятку».

Ушкуйники (от древнерусского ушкуй – речное судно с вёслами, вмещавших до 30 человек), новгородские отряды (до нескольких тыс. чел.), формировавшиеся боярами для захвата земель  и торгово-разбойничьих экспедиций на Волге и Каме с целью обогащения и для борьбы с политическими и торговыми противниками. Появились в 20-х гг. 14 в. Социальный состав ушкуйников был весьма сложным. Походы ушкуйников подрывали экономические ресурсы Золотой Орды, но вместе с тем наносили ущерб городам и мешали развитию торговли по Волге и Каме. В 1360 ушкуйники во главе с боярином Анфалом Никитиным захватили г. Жукотин на Каме. В 1366 напали на Нижний Новгород и перебили много татарских и армянских купцов. В 1371 совершили грабительские набеги на Кострому, Ярославль и др., в 1375 разбили войско костромичей, разграбили Кострому, Нижний Новгород и дошли до Астрахани, где были разгромлены татарами.

Более подробный рассказ о заселении Вятской земли дает «Повесть о стране Вятской», составленная на основе когда-то, возможно, существовавших вятских летописей или преданий и сохранившаяся в списках XVIII века. Согласно «Повести» новгородцы самовластцы пришли на Вятку в 1174 году (как написано, во время княжения Ярослава Владимировича), двигаясь из Новгородской земли на лодках-ушкуях, по Северной Двине, Моломе, Югу и обнаружили вблизи устья Чепцы «Болванский» городок, населенный чудью и отяками. Они овладели этим городом в тяжелом сражении, призвав на помощь святых страстотерпцев Бориса и Глеба и великого князя Александра Невского. Завоеванный город новгородцы нарекли Никулицын «ради речки Никуличанки». На этом месте, вблизи села Никулицыно, действительно находится большое городище с несколькими культурными слоями. Верхний относится к XIV веку н.э., нижний – к V веку до н.э. Кроме того, другой отряд новгородцев захватил черемисский город Кошкаров, который «ныне нарицается Котельнич».

Посоветовавшись, новгородцы решили между двумя этими городами поставить новый город, который назвали Хлыновым, «ради речки Хлыновицы», вблизи устья которой и был он основан. В дальнейшем Никулицын, видимо, захирел, а Хлынов с Котельничем (спустя какое-то время к ним присоединился город Орлов) росли и развивались, заселялись новгородцами, участвовали в московских междоусобицах, воевали с татарами и были вполне довольны своим положением, пока не попали под власть московского великого князя.

Первые письменные документы, в которых упоминается территория района в котором позднее возник Истобенск, относятся к XVI веку. Это царская грамота Ивана IV от 1553 года, в которой называются Разбойничий Бор, речка Кишкиль и грамота царя Федора Иоанновича от 1595 года, в которой упоминается Быстрицкая волость.

Направление экспансии новгородцев.

Для увеличения размера нажмите на изображение.

Этнокультурная ситуация перед и после прихода русских на Вятку (Белавин А.М. Камский торговый путь).

Новости

30 Ноябрь 2013Новости сайта

2024 год

1.01.2024. Поставлены новые тематические материалы в различные разделы сайта, в том числе тема «Исповедная роспись» в разделе «Родословие. Кировская область (справочнре)». Эти же темы поставлены в уездные разделы.

03.01.2024. Новостная колонка за 2023 год перенесена в раздел «История сайта». С этого года работа на сайте несколько изменится. Будет ставится материал из уже накопленного в архивах материала и будут обновляться и дополняться существующие разделы.

В группе «Вятка: наследие» В контакте 14900 читателей. За прошлый год добавилось около 4000 читателей. Надееемся, и в этом году группа останется такой же интересной и популярной!

Добавлены новые материалы и темы в разные разделы сайта, в том числе в раздел «Населенные пункты Вятского края» сведения о новых н/п, в том числе со списками жителей. 

10.01.2024. Добавлены новые материалы и темы в разные разделы сайта.

15.01.2024. Создан новый раздел «Архив «Наследия». 2024 год». В ней будут размещаться материалы нашей группы «Вятка: наследие» за 2024 год. Добавлены материалы за первую половину января. В группе стало 15.000 читателей.  Начинаем новое направление в работе сообщества — писатьбольше об истории населенных пунктов, в том числе исчезнувших.

20.01.2024. Добавлены новые материалы и темы в разные разделы сайта, например, по истории города Вятки, населенных пунктов, торговли  и др. 

25.01.2024. Добавлены сведения о новых населенных пунктах в одноименный раздел. 

31.01.2024.  В раздел «Архив «Наследия». 2024 год» добавлены материалы группы «Вятка. Наследие» за 16-31 января. Добавлены материалы в тематические разделы. 

01.02.2024. Добавлены сведения о пяти новых населенных пунктах в одноименный раздел. 

29.02.2024. В раздел «Архив «Наследия». 2024 год» добавлены материалы группы «Вятка. Наследие» за февраль. 

1.03.2024. Добавлены сведения о  новых населенных пунктах в одноименный раздел, например, о селе Пачи и деревне Ерсулино Тужинского района, слободе Зоновы.

10.03.2024. Добавлены новые темы в разные разделы сайта,  том числе по уездам. 

12.03.2024. В раздел по истории населенных пунктов, а также в разделы «Вяткий уезд» и «Малмыжский уезд» поставлены списки деревень Куменской, Малмыжской и Мало-Рожкинской волостей.

15.03.2024. В раздел «Архив «Наследия». 2024 год» добавлены материалы группы «Вятка. Наследие» за 1-15 марта.

Временно удален раздел по услугам, по которым пока нет возможности. Составление родословных возможно пока только по республике Марий Эл. 

17.03.2024. В раздел «Город Вятка и его обитатели» поставлена новая тема «Театральная жизнь».

19.03.2024. В раздел «Населенные пункты Вятского края» помещен материал о деревне Антонково Уржумского района: история деревни (публикация). 

Добавлены темы  о трех деревнях Лебяжского района: Большие Шоры, Курановщина, Мертвецы. Другие темы раздела редактированы. 

В разделе «Объявления» размещено объявление о выходе переизданий сразу трех наших книг.  Тираж ограничен… Также внесены дополнения в первые разделы сайта

Сказочный или настоящий остров Буян

Про остров Буян слышал каждый, кто читал «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Поэт перенёс сказочный остров в своё произведение из древнеславянских заговоров. Со слов «на море на окияне, на острове на Буяне, на реке Ярдане» начинались многие славянские мифы. Что же такое остров Буян?

Чудо что за остров!

По преданиям на Буяне хранится железный сундук с чудодейственными вещами, которые помогают героям бороться со злыми силами. Там находится мировая гора, могучий дуб — Мировое древо, а ещё священный «бел-горюч» камень Алатырь, исполняющий желания. Алатырь — это центр мира и источник целительных свойств. Жители острова, мудрецы, дадут ответы на любые вопросы, а швея-мастерица зашьёт раны воинам. Люди верили, что от обитателей острова произошли все птицы и звери. На Буяне можно увидеть и вещего ворона, и птицу-бурю, и пчёл-молний.

Алатырь — это янтарь?

В основе каждой легенды находится некий факт, реальное место или произошедшее событие. Исследователи предполагают, что Буян действительно существовал. Например, священный камень алатырь может быть прообразом янтаря. Согласно лингвистам, именно так «алатырь» переводится с древнеславянского языка. Кроме того, Балтийское море, где и добывается янтарь, в Древней Руси называли Алатырским.

Где искать Буян

Одни учёные связывают Буян с островом Березань в Чёрном море, другие — с Борнхольмом, который находится в Балтийском море и принадлежит Дании. Третьи считают, что Буяном славяне называли остров Рюген, относящейся к Германии.

Источник vsegda-pomnim.com // Остров Березань в черном море

Вторая версия для многих исследователей выглядит наиболее интересной. Дело в том, что во времена Древней Руси остров Рюген назывался Руян и населяло его племя ранов — родоначальников варяг. Раны были блестящими воинами. Побеждать им помогала слава, которая шла впереди них. Все вокруг верили, что ход сражений ранам предсказывают боги. Кроме того, на острове Рюген находился Аркон — древний город, священный для западных славян. Аркон представлял собой великолепное зрелище: в городе находились красивейшие деревянные храмы, построенные в честь всех славянских богов.

Чичабург — город под землёй

Много лет в Здвинском районе Новосибирской области скрывался древний город Чичабург. В 70-х годах были организованы первые раскопки, а в 90-х проведены геофизические съёмки, которые привели к сенсационной новости: под слоем земли находится город. Площадь его составляет 24 гектара.

Ровесник Трои

Чичабург — один из древнейших городов, существовавший в IX-VII веках до нашей эры. Считается, что он был ровесником легендарной Трои и «прадедушкой» Новосибирска. Город находился у озера Чича и был окружён мощными оборонительными укреплениями — рвами и валами.

Источник 4s-info.ru // Чичабург Городище

Интересно, что основатели Чичабурга руководствовались чётким планом: территория города была разделена на отдельные сектора. На снимках отчётливо видны контуры улиц и около трёхсот домов. В Чичабурге строили полуземлянки и каменные двух- и трёхэтажные строения для зажиточных горожан. Среди них особенно выделялось укреплённое строение, которое могло быть домом правителя.

Как жили в древнем городе

В Чичабурге проживало до двух тысяч человек. Они могли прийти к озеру с севера, спасаясь от суровой зимы. Жители занимались охотой, рыболовством, скотоводством и, возможно, земледелием. Особым уважением пользовались косторезы — археологи нашли множество изделий из кости, украшенных рисунками. Жители приносили жертвоприношения богам  и духам. Причем, как показывают исследования, жертвы могли быть и человеческими.

Что случилось с городом

В отличие от Китежа, Чичабург ушёл под землю, но не сразу. Все жители организованно по какой-то причине оставили дома и покинули город. Может быть, это произошло из-за природного бедствия или нападения врагов. Большинство учёных склоняются ко второй версии: во время раскопок были найдены различные виды оружия и доспехи. Покинутый город стал медленно разрушаться и со временем скрылся от человеческих глаз под землёй.

Сейчас это важный археологический памятник, который продолжает оставаться в центре внимания исследователей. История хранит немало удивительных загадок и тайн, которые учёным ещё предстоит разгадать, а писатели, художники и режиссёры наверняка смогут вдохнуть в них новую жизнь. И не всегда легенда — лишь плод фантазии.

Китеж-град — русская Атлантида

Древний миф о русском граде Китеже, который якобы существовал в современной Нижегородской области, надолго поселился в сердцах людей разных поколений. По легенде, град Большой Китеж в XII веке основал великий русский князь Юрий (Георгий) Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо. Возвращаясь из Новгорода, князь остановился у озера Светлояр. Живописные места ему настолько понравились, что он повелел построить здесь город. В краткие сроки — за три года — в Древней Руси появился белокаменный город Большой Китеж, окружённый рвом. По преданию, длина города составляла 200 сажен, ширина — 100 сажен. Это был один из красивейших городов Древней Руси. В Китеже строили храмы и писали иконы. 

Как исчез Китеж

Согласно одним источникам, на тот момент уже существовал Малый Китеж — современный Городец. По другим источникам, его тоже повелел основать Юрий Всеволодович. Так или иначе, как гласит предание, о богатствах Большого Китежа узнал хан Батый и конечно же решил его завоевать. Сначала татары-монголы захватили Малый Китеж и, пытая жителей, узнали, где находится «святой град». Один из жителей — Гришка Кутерьма — указал врагам дорогу. 

Богатыри достойно защищали Китеж, но силы были неравны. Враги осадили город и были готовы праздновать победу, но жители Большого Китежа обратились за помощью к Богородице. Они молились всю ночь, и чудо не заставило себя ждать: город не достался хану Батыю. По одной версии легенды, Китеж скрылся под гладью озера, по другой — поднялся в небо, по третьей — город окружили непроходимые горы. Некоторые считают, что Китеж стал невидимым.

Источник stihi.ru // Град Китеж

Город-утопия

Впервые о Китеже узнали в XVII–XVIII веках, когда в среде старообрядцев появилась рукопись, якобы написанная в 1237 году, — «Китежский летописец» или «Книга, глаголемая летописец, писана в лето 6646 сентября в пятый день». Легенду о мифическом городе развили писатели и поэты. Китеж стал ассоциироваться с русской Атлантидой и неким утопическим, сказочным городом. Считается, что увидеть его может тот, кто чист сердцем и душой. Праведник поразится великолепием Китежа, а перед глазами грешника предстанет лишь гладь озера. Даже сейчас Светлояр продолжает притягивать паломников, которые верят в существовании легендарного города.

Источник static.mk.ru // Озеро Светлояр

Исследования археологов

Долгое время учёные и скептики были убеждены, что Китеж живёт лишь в древних легендах, но в 2011 году нижегородские археологи обнаружили на берегу озера Светлояр следы поселения. Специалисты нашли фрагменты керамической посуды, железных ножей, каменного жернова и предположили, что все эти предметы принадлежали жителям небольшого поселения в конце XIV – начале XV веков. Правда, возраст артефактов указывает на более поздний период времени. В то же время учёные не исключают, что поселение могло иметь большие размеры, а часть его ещё раньше погрузилась под воду с оползнями. Возможно, это и был тот самый град Китеж, исчезнувший в голубых водах озера.

Источник assets0.glazunov.ru // Фрагмент эскиза декорации Ильи Глазунова «Малый Китеж», 1983 г.

Основание села.

Подробности
Опубликовано 28.04.2011 19:41

Год основания села теряется в седой древности. По одним данным первые поселения русских появились на Истобенском побережье в конце XVI века, а по легендам и топономике чуть ли не в середине XV века.

Вскоре после прихода на реку Вятку новгородцев, во время набегов татарского царевича Арапши и мурзы Бегича на Суздальско-Нижегородскую и Рязанскую земли, в вятские лесные дебри устремляется второй миграционный поток русских переселенцев – из Нижегородчины. Вот в эти неспокойные годы, по-видимому, возникло русское поселение левобережья Вятки на месте современного села Истобенска, хотя наиболее древние документы о селе относятся к началу XVII века.

Поселение из рубленных истоб, возникшее на месте селищ коренных жителей – вотяков, получило название «Истобное». Название происходит от древнерусского слова «истба», «Истоба» – изба, построенная из рубленного леса.

Населенный пункты «однофамильцы»:Рязанская область, Раненбургский район, с. Истобное Из документа «Мировая запись Василия Даудова и сыновей умершего попа Евсигнея по делу о беглом человеке» от 10 октября 1693 года читаем:»… да мне ж, попу Алексею, и мне, Самойлу, отдать с распискою беглого его, Васильева, человека Лучки Иванова сына его Федотку, в Ряском уезде, в селе Истобенском, у церкви Николая Чудотворца …»Воронежская область, Репьевский район, с. ИстобноеЛипецкая область, Чаплыгинский район, с. Истобное

В летописи села Шалегово (бывшего Покровского), в свое время хранившейся в Покровской церкви, отмечалось, что первыми жителями Шалегова были семьи «из ново-града ушкуев», которые проживали на Истобенском побережье и сбежали оттуда при Иване IV Грозном, когда составлялись писцовые книги для обложения населения тяглом в 1570, 1590, 1595 годах.

В 1609 году в Отписке из Котельнича в Хлынов ко князю Михаилу Ухтомскому, с вестями об Уржуме, Малмыже, Арском, Кукарке и Орлове от приказных Захарки Панова, Путилки Рязанцева и Петрушки Моргунова  упоминается впервые слово «истобенец».

В «Дозорной книге» князя Ф. А. Звенигородского 1615 года назван погост Истобной и в нем деревянная церковь Николы Истобенского.

О древности села Истобенска свидетельствуют и другие данные. В их числе найденный в 1909 году в хозяйстве крестьянки Пелагеи Лобастовой деревни Ганичи клад из 99 серебренных копейных, мечевых денег и полушек царствования великих князей и царей российских XVI-XVII веков: Ивана IV Грозного, Федора Ивановича, Бориса Годунова, и Михаила Романова.

Древность села Истобенска подтверждается топономикой и фамилиями истобян. Многие географические названия местностей, речек, урочищ, простей, озер, сел, деревень повторяют анологичные же в Новгородской, Двинской, Устюжской, Нижегородской областях.

Землевлодение истобян по документам первой половины XVII века, сообщающим, что их владения глубоко вклинивались во владения орловчан и котельничан, подходя чуть ли не под стены городов Орлова и Котельнича, также свидетельствуют об исконной древности истобенских поселений и о возникновении села не позднее времени основания соседствующих городов.

Так, про Орловское направление читаем в «Дозорной книге» княза Ф.А. Звенигородского: «Да в Хлыновском пригородке в Орловском уезде деревни церковные в Окологородной волости:… Деревня церковная Николы Истобенского Сезеневская: двор половник поповской Ивашко Руской, пашни паханые добрые земли пять четей, да  перелотом три чети в поле, а в дву потому ж, сена около поль тритцать копен, лесу пашенного три десятины, а в ней в живущем полвыти, а впусте треть выти.»

Про Котельническое направление в Переписной книге за 1629 год сказано, что «Целищевским» лугом в 50 верстах ниже города Котельнича владели истобенцы Игнатий, Венедикт и Матвей Целищевы.

Из книги Селивановский И.П. «Село Истобенское», Вятка, 1892 г.:»Село Истобенское по всей вероятности настолько же старинное поселение, как и г. Орлов. Если г. Орлов был основан в 1324 году партией устюжан и новгородцев, прибывших сюда по р. Моломе (Блинов. Движение народов. Орловский уезд. стр.8), то они вместе с тем могли на первых же порах занять местность, в качестве сторожевого пункта, близь нынешняго Истобенскаго села. Высокий мыс, где Истобенское городище, представлял для такого пункта очень удобное место. С него далеко видно вверх и вниз по течению р. Вятки, с него одновременно можно было наблюдать как за р. Вяткой, так и за устьем р. Моломы и наблюдения свои передавать условными знаками в г.г. и Котельнич, и Орлов.»

«Златокипящая» Мангазея

В отличие от других легендарных городов никто не сомневается в существовании Мангазеи. Это богатейший русский город, просуществовавший в Сибири всего семьдесят лет. Почему другие города стоят и по сей день, а Мангазея быстро исчезла с географических карт?

Как появилась Мангазея

Мангазея была основана русскими колонистами в 1601 году и находилась недалеко от реки Таз на территории современного Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Раньше здесь находилось поселение поморов. Мангазея должна была стать опорным пунктом для дальнейшего освоения Сибири. 

Название города может многим показаться необычным. Дело в том, что местный народ здесь называли «молгонзеи», то есть народ окраины. Кроме того, «мангазея» в переводе со старинного коми-зырянского языка означает «приморская земля».

Ремесло, книги и шахматы

Мангазею украшали православные храмы, улицы между домами были устланы деревянными досками, в центре находился Гостиный двор. Жители активно занимались ремеслом: отливали посуду, шили, изготавливали изделия из кожи, создавали украшения. В домах воевод считалось хорошим тоном иметь библиотеку и музицировать. Известно, что жители любили играть в шахматы и в игру, напоминающую домино. В городе постоянно проживало около тысячи человек.

Источник ugansktic.ru // Александр Сергеевич, из цикла иллюстраций о «златокипящей» Мангазеи

В Мангазею тянулись купцы, которые широко распространяли славу о нём. В легендах Мангазею сравнивали с Китежем. Называли город «златокипящим»: Мангазея была богата пушниной. Местные жители скупали шкурки соболей у аборигенов и активно вели торговлю. Город рос и процветал.

Падение города

На город не обрушился потоп, его не завоевали вражеские силы, но он очень скоро пришёл к упадку. Меха вывозили так много, что запасы пушнины стали сокращаться. Охотники всё реже встречали соболей в местных землях. Но главная причина гибели прекрасного города заключалась в другом. Указом царя под страхом смертной казни закрыли выгодную морскую торговлю между Мангазеей и Архангельском. Свободная торговля сошла на нет, в городе начались внутренние противоречия между воеводами, а население голодало из-за перебоев с поставками хлеба. Тогда жители стали покидать свои дома. В 1672 году некогда процветающий город был упразднён, церкви закрыты. Мангазея надолго превратилась в город-призрак.

Из легенды – в исторический факт

Местные народы называли место, где находилась Мангазея, «тахаравы харад», то есть разрушенный город. Вплоть до XIX века об этом месте ходили легенды. Но всё изменилось, когда археологи нашли руины поселения Мангазеи. В настоящее время к месту некогда великолепного города организуются археологические экспедиции. В результате раскопок было обнаружено множество вещей и предметов декоративно-прикладного искусства, которые и позволили представить себе, как жили в сибирском «Эльдорадо».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: