Дмитрий иловайский: разыскания о начале руси (вместо введения в русскую историю)

Дмитрий иванович иловайскийначало руси

норвежские саги

Согласно сагам, западно-норвежский поступил на службу в гвардию значительно позже, чем Восточно-норвежский. Сага Лаксдела сообщает, что исландец Болли Болласон, рожд. 1006 г., был первым известным исландцем или норвежцем в варяжской гвардии. Путешествуя через Данию в Константинополь, он провел много лет в Варяжской гвардии; «и считался самым храбрым во всех делах, которые испытывают мужчины, и всегда шел рядом с теми, кто был в первых рядах». В саге также говорится о нарядах, которые его последователи получили от Императора, и о влиянии, которое он имел после своего возвращения в Исландию:

Болли выехал с корабля с двенадцатью людьми, и все его последователи были одеты в алое и ехали на позолоченных седлах., и все они были верной группой, хотя Болли среди них был бесподобен. На нем была меховая одежда, которую дал ему король Гарт, поверх всего алый плащ; и на нем был опоясан Сапогубийца, рукоять которого была покрыта золотом, а рукоять соткана из золота, на голове у него был позолоченный шлем, а на боку красный щит с нарисованным на нем золотом рыцаря. В руке у него был кинжал, как это принято в чужих странах; и всякий раз, когда они снимали квартиру, женщины не обращали внимания только на то, чтобы смотреть на Болли и его величие, а также на его последователей.

Варяжская гвардия упоминается также в саге о Ньяле в отношении Кольскегга — исландца. Говорят, сначала он прибыл в Холмгард (Новгород), а затем в Миклагард (Константинополь), где поступил на службу к императору. «Последнее, что о нем слышали, было то, что он женился там на жене, был главнокомандующим над варягами и оставался там до дня своей смерти».

Одним из членов варяжской гвардии был будущий король Харальд Сигурдссон III Норвегии, известный как Харальд Хардраде («Жесткий правитель»). Покинув родину, Харальд сначала отправился в Гардарики, а затем в Константинополь, куда он прибыл в 1035 году. Он участвовал в восемнадцати сражениях и за время своей службы сражался против арабов в Анатолии и Сицилии. под генералом Джорджем Маниакесом, а также в южной Италии и Болгарии. Подробный отчет о путешествиях Харальда Сигурдссона можно найти в Саге Харальда Сигурдссона.

. Во время своего пребывания в варяжской гвардии Харальд заработал титулы манглавитов и спатарокандидатос. Но его служба закончилась тюремным заключением за присвоение имперской добычи, взятой во время его командования. Он был освобожден после свержения императора Михаила V, и источники саги предполагают, что именно его послали ослепить императора, когда он и его дядя бежали в церковь Студионского монастыря и цеплялся за алтарь.

Затем Харальд попытался покинуть свой пост, но получил в этом отказ. В конце концов он сбежал и вернулся домой в 1043 году, став королем Норвегии, прежде чем, в конце концов, умер в битве при Стэмфорд Бридж во время вторжения в Англию в 1066 году.

Варяжская гвардия вернулась. некоторые из его старого скандинавского колорита, когда внук Харальда Хардраде, Сигурд I из Норвегии, отправился в Норвежский крестовый поход на Святую землю. После сражений с мусульманами король Сигурд в 1110 году позволил остальным своим войскам, которые первоначально насчитывали 6000 человек, присоединиться к варяжской гвардии. Король Сигурд вернулся домой с менее чем сотней своих личных гвардейцев.

Большинство древнескандинавских повествований, касающихся норвежцев или исландцев в варяжской гвардии, относятся к 13 веку и свидетельствуют о постоянном интересе и в целом положительном отношении к Византии в западно-норвежском культурном пространстве.

Вангарцы, Клятвенники

Викинги прибыли со своей обычной целью: грабить. Этот город привлекал тех, кто стремился к власти и богатству: исламский халифат пытался захватить его в 710 году, но потерпел сокрушительное поражение. Константинополь был исключительно хорошо укреплен, и викингам не потребовалось много времени, чтобы понять, что его осада бесполезна. В результате они начали совершать набеги на сельскую местность.

Византийские правители быстро поняли, что у этих северных зверей нет идеологических или религиозных мотивов для борьбы с Византией. Они хотели только золота и добычи. В результате в 870-х годах их купили византийцы, завербовав в качестве наемников за высокую плату. Таким образом, они превратили известного врага в могущественного союзника.

Грекеррикет, скандинавское название Византийской империи, которое переводится как Греческая империя, привлекало многих скандинавских воинов, торговцев и путешественников. Они были поражены красотой Константинополя, который они окрестили Миклагардом или Славным городом. Более того, византийский мир дал скандинавам все, чего они желали: настоящие приключения, богатство, славу и, самое главное, бесконечные возможности доблестно сражаться и оставить после себя наследие храбрости. Эти мотивы были укоренены в скандинавской культуре. Менталитет воина сохранялся даже после того, как они были крещены христианами.

К началу 10 века викинги становились все более важной частью византийского флота, сыграв жизненно важную роль в завоевании Крита в 945 году. Викинги сделали себе имя, сражаясь с арабами в Сирии в 950-х годах

Византийцы стали рассматривать их как элитные боевые единицы, способные к самому сложному бою.

Поворотный момент произошел в 988 году нашей эры, когда императору Василию II потребовалась помощь, чтобы победить мятежного полководца Варду Фоку. Великий князь Киевский Владимир, русский союзник Василия, ответил, послав 6000 скандинавских воинов. Когда эти викинги прибыли на поле боя, они напугали своих противников. Согласно записям, Варда Фокас умер от удара, когда они появились. Когда повстанцы в конце концов были разбиты, викинги преследовали их и «радостно рубили на куски».

Изображение из strategoshistory.com

10У границ Ханаана. Посылка соглядатаев

Как когда-то столб облачный и огненный вел евреев из Египта, так и теперь облако Господне над скинией указывало, когда народу Израильскому надо было отправляться в путь. «Когда поднималось облако от скинии, тогда отправлялись в путь сыны Израилевы во все путешествие свое; если же не поднималось облако, то и они не отправлялись в путь, доколе оно не поднималось, ибо облако Господне стояло над скиниею днем, и огонь был ночью в ней пред глазами всего дома Израилева во все путешествие их» (Исх. 40.36—38) И, наконец, после тяжелых испытаний и невзгод, израильтяне дошли до южной границы Ханаана и остановились в пустыне Фаран, недалеко от города Кадеша. Чтобы перейти границу и начать военные действия против ханаанских княжеств, Моисею надо было иметь точные сведения о военном могуществе страны. С этой целью он посылает в Ханаан двенадцать соглядатаев (разведчиков), отобрав по одному из каждого колена. «Пойдите в эту южную страну и взойдите на гору, и осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней, силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен?» (Чис. 13.19). Разведчики, не встречая никаких препятствий, с успехом выполнили порученное им задание. Со слов разведчиков, Ханаан изобиловал природными богатствами, но о его завоевании не могло быть и речи, так как границы страны защищали мощные крепости, гарнизоны которых состояли из сильных и высоких воинов. Израильтяне вновь возроптали. «О, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей! И для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? Жены наши и дети наши достанутся в добычу врагам. Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (Чис. 14.2—3). Иисус Навин и Халев, участвовавшие в разведке, старались успокоить взбунтовавшийся народ и, разорвав на себе одежды, убеждали маловеров, что с Божьей помощью можно овладеть Ханааном, для этого евреям надо иметь только крепкую веру в Того, Кто так чудесно вывел их из Египта. Израильтяне накинулись на Иисуса Навина и Халева, собираясь побить их камнями. Но те спрятались во дворе скинии, и разъяренная толпа, обступив скинию, хотела побить камнями уже не только Иисуса и Халева, но и Моисея с Аароном. Вдруг облако Господне осенила скинию, и Господь, обращаясь к Моисею, сказал: «Доколе будет раздражать Меня народ сей? И доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? Поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя и от дома отца твоего народ многочисленнее и сильнее его» (Чис. 14.11—12). Вновь Моисей с молитвой обратился к Богу о помиловании Израиля. И вновь молитва вождя спасла евреев от неминуемой гибели. И хотя по молитвам Моисея израильтяне избавились от гнева Божия, Господь повелевает Моисею сообщить народу о том, что ни один израильтянин старше двадцати лет не войдет в обетованную землю: «все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; только детям их, которые здесь со Мною, которые не знают, что добро, что зло, всем малолетним, ничего не смыслящим, им дам землю, а все, раздражавшие Меня, не увидят ее» (Чис. 14.22—23). В наказание за непослушание израильтянам предстояло скитаться в пустыне в течение сорока лет (по числу сорока дней пребывания соглядатаев в обетованной земле), и в пустыне закончило свою жизнь все старшее поколение.

Функция

Обязанности и цели варяжской гвардии были схожими — если не идентичны — к услугам киевских дружин, шведско-норвежских хирдов, а также скандинавских и англо-саксонских хускарлов. Варяги служили личными телохранителями императора, давая ему клятву верности; у них были церемониальные обязанности вассалов и апологетов, а также некоторые полицейские обязанности, особенно в случаях государственной измены и заговора. Их возглавлял отдельный офицер, аколоф, который обычно был коренным византийцем.

Варяжская гвардия использовалась в битве только в критические моменты или там, где битва была наиболее ожесточенной. Современные византийские летописцы со смесью ужаса и восхищения отмечают, что «скандинавы были устрашающими как внешне, так и по снаряжению, они нападали с безрассудной яростью и не заботились ни о потере крови, ни о своих ранах». Описание, вероятно, относится к берсеркам, так как это состояние транса, как говорят, придало им сверхчеловеческую силу и отсутствие чувства боли от ран. Когда византийский император умер, варяги имели уникальное право бежать в императорскую сокровищницу и брать столько золота и столько драгоценных камней, сколько они могли унести, процедура, известная в древнескандинавском как полутасварф («разграбление дворца» «). Эта привилегия позволила многим варягам вернуться домой богатыми людьми, что побудило еще больше скандинавов записаться в гвардию в Миклагарэре (швед. = Miklagård = «Великий город», т.е. Константинополь).

Верность варягов стал тропой византийских писателей. Сообщая о том, что ее отец Алексий захватил императорский престол в 1081 году, Анна Комнене отмечает, что ему посоветовали не нападать на варягов, которые все еще охраняли императора Никифора Ведь варяги «считают верность императорам и защиту своей личности семейной традицией, своего рода священным доверием». Эта преданность, отметила она, «они сохраняют неприкосновенность и никогда не потерпят пренебрежительного намека на предательство». В отличие от местной византийской гвардии, которой Василий II не доверял, лояльность варяжских гвардейцев заключалась в положении императора, а не человека, сидевшего на троне. Это стало ясно в 969 году, когда стражники не смогли отомстить за смерть императора Никифора II. Слуге удалось вызвать стражу, когда на Императора напали, но когда они прибыли, он был мертв. Они немедленно преклонили колени перед Иоанном Цимискесом, убийцей Никифора, и провозгласили его Императором. «Живые они защищали бы его до последнего вздоха: мертвым не было смысла мстить за него. Теперь у них появился новый хозяин».

Эта репутация превышает правду по крайней мере в двух зарегистрированных случаях. В 1071 году, после того как император Роман IV Диоген потерпел поражение от султана Альп Арслана, был устроен дворцовый переворот, прежде чем он смог вернуться в Константинополь. Цезарь Иоанн Дука использовал варяжскую гвардию, чтобы свергнуть отсутствующего императора, арестовать императрицу Евдокию и объявить его племянника, пасынка Диогена Михаила VII, императором. Таким образом, вместо защиты отсутствующего императора варяги использовались узурпаторами, доказывая свою верность трону, если не всегда нынешнему занимающему этот трон. В более зловещем эпизоде ​​историк Джоаннес Зонарас сообщает о страже, восставшей против Ботаниатов Никифора III после ослепления генерала Никифора Бриенния в 1078 г., «планирующего убить его », но быть подавленным верными войсками. Впоследствии они попросили и получили помилование.

Этимология

Средневековый греческий Βάραγγος Várangos и древневосточнославянский Варягъ Varjagŭ ( старо-церковнославянский Варѧгъ Varęgŭ ) произошли от древнескандинавского væringi , первоначально образованного от vár ‘залог’ или ‘вера’ и gengi ‘товарищ’, что означает ‘заклятый товарищ’, «конфедерат», расширенный, чтобы означать «иностранец, который поступил на службу к новому лорду по договору верности ему», или «протеже». Некоторые ученые, кажется, предполагают происхождение от vár с общим суффиксом -ing . Тем не менее, этот суффикс в древнескандинавском языке склоняется по-разному, и, кроме того, это слово засвидетельствовано с -gangia и родственниками в других германских языках раннего средневековья, как, например, в древнеанглийском wærgenga , старофранкском wargengus и лангобардском waregang . Сокращение второй части слова может быть аналогично тому, что наблюдается в древнескандинавском foringi «лидер», соответствующем древнеанглийскому foregenga и готическому 𐍆𐌰𐌿𐍂𐌰𐌲𐌰𐌲𐌲𐌾𐌰 fauragaggja «стюард».

Варяги в Скандинавии[править]

Варяжская гвардия.

На рунических камнях, возводимых скандинавами в IX — XII вв., слово «варяги» не встречается. На севере Норвегии недалеко от российского Мурманска есть полуостров Варангер и одноимённый залив. В тех местах, населённых саами, найдены воинские погребения, датируемые эпохой поздних викингов. Впервые варяги как væringjar (веринги) появляются в скандинавских сагах, записанных в XII веке. Верингами называли наёмников в Византии.

«Сага о Ньяле» рассказывает об исландце Кольскегге, который примерно в 990-е годы:
«отправился на восток, в Гардарики , и пробыл там зиму. Оттуда он поехал в Миклагард и вступил там в варяжскую дружину. Последнее, что о нём слышали, было, что он там женился, был предводителем варяжской дружины и оставался там до самой смерти».

Варяги в Византии (1351 г.): 1. Варяжский гвардеец. 2. Паракимомен. 3. Megalodiermeneutes (?).

«Сага о людях из Лососьей долины» несколько противоречит в хронологии «Саге о Ньяле», называя Болли в 1020-е годы первым исландцем в варягах:

«После того как Болли провёл зиму в Дании, он отправился в дальние страны и не прерывал своего путешествия, пока не прибыл в Миклагард. Недолго пробыл он там, как вступил в варяжскую дружину. Мы никогда не слышали раньше, чтобы какой-нибудь норвежец или исландец до Болли, сына Болли, стал дружинником короля Миклагарда «.

Болли в 1030 году вернулся в Исландию с богатым оружием и в роскошных одеяниях, поразивших его соплеменников.

Варяги в Константинополе: 1. Варяжский цирковой чемпион. 2, 3, 4 Английские варяги. 5. Варяжский личный гвардеец. 6. Византийская дама.

Одним из наиболее прославленных героев саг стал будущий норвежский король Харальд Суровый, воевавший в 1034 — 1043 гг. по всему Средиземноморью с отрядом в 500 варягов, а перед тем послуживший Ярославу Мудрому. Сага о Харальде Суровом из цикла «Круг Земной» сообщает легендарный обычай, позволявший варягам по смерти византийского императора уносить сокровища из дворца: «Харальд трижды ходил в обход палат, пока находился в Миклагарде. Там было в обычае, что всякий раз, когда умирал конунг греков, веринги имели право обходить все палаты конунга, где находились его сокровища, и каждый был волен присвоить себе то, на что сумеет наложить руку». Однако Харальд по сообщению той же саги был брошен в темницу по обвинению в присвоении имущества императора, а затем бежал в Русь. Харальд погиб в 1066 году в битве при Стамфордбридже, которой завершилась двухсотлетняя история вторжений скандинавских викингов в Англию.

Век Петра Великого

Еще более масштабный приток иностранных военных специалистов на русскую службу произошел в эпоху Петра I. Царь-реформатор стремился в кратчайшие сроки создать современную регулярную армию европейского образца. Для этого он активно приглашал иностранных офицеров, инженеров, артиллеристов.

“Формы обмундирования II. Русские войска” Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона1. Солдат иноземного полка до Алексея Михайловича. 2. Эпоха Петра Великого. Бомбардир. 3. Эпоха Петра Великого. Офицер гренадерского полка.

К 1725 году в российской армии служило около 30 тысяч иностранцев. Это были в основном немцы, голландцы, датчане, шведы. Многие из них занимали важнейшие командные должности, возглавляли полки и дивизии.

Среди наиболее выдающихся наемных военачальников Петровской эпохи можно назвать шотландца Патрика Гордона, ирландца Питера Ласси, датчанина Адама Вейде, немцев Бурхарда Миниха, Антона Девиера. Именно благодаря их усилиям удалось в столь сжатые сроки создать боеспособную регулярную армию, способную побеждать шведов.

2Казни египетские

На границе Египта Моисей встретился с Аароном, которого Господь послал ему навстречу. Моисей открыл своему брату волю Божию и показал знамения. Когда они пришли в землю Гесем, то, прежде всего, собрали израильских старейшин и открыли им волю Божию о еврейском народе, подкрепляя свои слова чудесами. Еврейские старейшины, услышав о том, что Господь посетил их и дарует им свободу, с радостью восприняли эту весть.

Моисей вместе со своим братом вошел к фараону и сказал ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но царь египетский отверг просьбу Моисея: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил сынов Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу» (Исх. 5.1—2). С этими словами фараон прогнал братьев, а своим чиновникам сказал, что у евреев такие праздные мысли появились от безделия, поэтому им надо дать еще больше работы. И израильтянам было приказано не только вырабатывать ранее установленную норму кирпичей, но сверх того самим доставлять солому для их выделки. Тогда Моисей и Аарон по повелению Божию опять явились к фараону. Чтобы убедить его, что они действительно посланники Божии, Аарон бросил на пол свой жезл, и он превратился в ползающего змея. Но фараон велел привести своих чародеев, и те проделали то же самое, что и Аарон. И хотя змей Аарона пожрал змеев египетских волхвов, сердце фараона ожесточилось, и он вновь не послушал братьев. Тогда Моисей по повелению Божию наслал на Египет десять казней: сперва вода Нила превратилась в кровь, потом поочередно появились в огромном количестве жабы, мошки и песьи мухи, далее случился мор скота, тела людей покрылись гноящимися нарывами, сильный град побил все, что было в поле: от человека до скота, и траву, и деревья, а что еще осталось, поела саранча, затем в течение трех дней по всему Египту была тьма. Казни эти поражали только те места, где жили египтяне; земли же Гесем, где жили евреи, они не касались. Притом каждая казнь начиналась и оканчивалась по слову Моисея. Египетские волхвы пытались своим искусством произвести такие же чудеса, но при третьей казни они сами сознались фараону, что в делах Моисея виден перст Божий. Каждая новая казнь наводила ужас на фараона, и он соглашался отпустить израильтян в пустыню, но вскоре брал назад свое обещание. Тогда Господь навел на Египет последнюю, десятую, и самую гибельную казнь — умерщвление всех египетских первенцев. Наступил весенний месяц Авив. Господь открыл Моисею, что в ночь на пятнадцатый день месяца Он поразит всех первенцев египетских, над всеми их богами произведет суд и выведет потомков Авраама из страны рабства. Но свое освобождение евреи должны были отпраздновать в эту ночь достойным образом. По повелению Божию каждое семейство должно выбрать из своего стада однолетнего агнца, мужского пола, без физических недостатков. Вечером четырнадцатого дня каждая семья должна заколоть агнца, а его кровью помазать косяки дверей своих домов. Жертвенное мясо агнца они не должны варить, а испечь на огне, причем агнца надо было испечь целым, с головою, ногами и внутренностями. Есть мясо должно с пресным хлебом и горькими травами. Костей агнца не разрешалось ломать, а останки от него нужно было сжечь на огне. Израильтяне должны были есть агнца стоя, в дорожной одежде, готовыми в любой момент покинуть Египет. Это событие Господь назвал Пасхой. «А Я в сию самую ночь, — говорит Господь, — пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота… И будет у вас кровь знаменем на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши…» (Исх. 12.12—14). Вместе с Пасхой Господь повелел соединить праздник опресноков. В продолжение семи дней евреи должны есть только опресноки и ничего квасного не иметь в своих домах. Предсказание Господне свершилось. В ночь на пятнадцатый день месяца Авива, когда евреи у своих очагов праздновали Пасху Господню, Ангел смерти прошел по всему Египту и поразил всех египетских первенцев. Ужас напал на египтян, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. «И призвал фараон Моисея и Аарона ночью и сказал им: встаньте, выйдите из среды народа моего, как вы, так и сыны Израилевы, и пойдите, совершите служение Господу Богу вашему, как говорили вы… И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» (Исх. 12.31,33)

Варяги и немцы

С XII века варяги на Руси известны как купцы с Балтики, а понятие «варяжский» становится обобщающим этническим признаком.

В договоре Новгорода с немецкими городами конца XII века варяги выступают как общее наименование жителей Готланда.

Новгородская летопись отмечает в 1201 году заключение мира новгородцев с варягами, который завершил крупный конфликт связанный с торговыми интересами.

В русских источниках по отношению к церквям слово «варяжская» означало «католическая».

С XIII века слово «варяги» было вытеснено псевдоэтнонимом «немцы», что отразилось в поздних летописях при описании призвания Рюрика: «Избрашася от немец три брата с родами своими…». Иван Грозный писал королю Швеции: «В прежних хрониках писано, что с государем самодержцем Ярославом на битвах были варяги: а варяги — немцы». Лг был убеждён, что все варяги, которые были его предками — германцы, а шведы и норвежцы его предкам лишь служили или давали жён. Позднее английский посол Флетчер разъяснил, что русские в XVI веке свою династию считали по происхождению не скандинавской, а германской, но потому, что германцами считали и венгров, и балтийских славян.

5Ниспослание манны небесной

Отпраздновав свой чудесный переход, израильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею. Но в дороге не было воды, и израильтяне страдали от жажды. Наконец они пришли к местечку Мерра, где воды было достаточно, но она оказалась горькой. Народ вновь возроптал. И тогда Моисей по повелению Божию бросил в источник дерево, и вода сделалась пригодной для питья. Ровно через шесть недель после исхода из Египта израильтяне остановились в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Запасы хлеба истощились, и евреи, как и прежде, стали роптать. Моисей успокоил их, сказав, что Господь не оставит их и накормит досыта раньше, чем они того ожидают. И вот вечером прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю стана. Птиц было так много, что их можно было ловить руками.

А наутро все пространство вокруг стана было покрыто чем-то круповидным и белым, как иней. Израильтяне удивились и спрашивали друг друга: что это такое? И Моисей сказал им: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх. 16.15). «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна» (Исх. 16.31), т. к. слово «манна» переводится с еврейского как «что это?». Отведав манны, израильтяне убедились, что по вкусу она напоминает хлеб с медом, и стали ее собирать. Но оказалось, что манну нужно собирать лишь рано поутру, т. к. позже, когда солнце начинало припекать, манна таяла. Кроме того, ее можно было собирать лишь столько, сколько необходимо для пропитания на один день. Если же оставляли собранную манну на следующий день, то она портилась. Лишь в день перед субботой манну можно было собирать в таком количестве, чтобы хватило и на этот день, и на субботу, и тогда манна не портилась. В течение сорока лет скитаний евреев в пустыне манна являлась им основной пищей.

Варяжский вопрос[править]

Наёмники

Впервые варяги на византийской службе зафиксированы в хронике Иоанна Скилицы в Малой Азии в 1034 году, где в феме Фракезон они были размещены на зимних квартирах. Из варягов пытался силой овладеть женщиной, а заколола насильника его же мечом. Варяги отдали женщине имущество убитого, а его телу отказали в погребении.

В 1038 году варяги участвовали в сражениях с арабами на Сицилии, в 1047 году действовали в южной Италии, в 1055 году совместно с русами обороняли от норманнов итальянский город Отранто. Около 1050 года император послал отряд в 3 тысячи варягов в Грузию на помощь союзнику в междоусобной войне.

Кекавмен свидетельствует, что в первой половине XI века наёмники-варяги не пользовались у императоров благосклонностью.

Кекавмен в рассказе о будущем короле Норвегии Харальде Суровом, служившем в 1030-е годы в варягах, называл того сыном царя Варангии. Таким образом, в XI веке византийцы считали варягов норманнами. Михаил Пселл тоже упоминал варангов как о лиц, принадлежащих к племени, но не уточняя этнографическую принадлежность или географическую локализацию. Их современник хронист Иоанн Скилица идентифицировал варягов как кельтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: