Соловьи, грядки и темные аллеи: что такое русский сад и зачем он нужен сегодня

Историческая консультация для педагогов «первые детские сады в российской империи»

Бесплатные приюты для детей рабочих и крестьян

Деревенские дети. 1890-1909. ГМИИ им. А. С. Пушкина/russianphoto.ru

В первой половине XIX века в России не было специальных учреждений, в которых родители могли бы оставить детей, пока сами работают. Каждый находил свои способы справиться с этой проблемой.

«У дворянских детей были няни, гувернеры, бонны, — рассказывает кандидат педагогических наук и автор научных публикаций по истории дошкольного образования Людмила Волобуева. — У детей рабочих вместо нянек были бабушки, которые уже не могли работать, старшие сестры или братья. Уже в 6-8 лет дети нянчили малышей, своих и чужих, могли приготовить обед и убраться в доме. Маленькие дети крестьян тоже оставались со старшими родственниками, подросшие — шли помогать родителям в поле. Если не было других возможностей, детей оставляли одних, что иногда приводило к трагедиям. Именно поэтому российские меценаты с 1837 года стали открывать приюты для приходящих детей».

Первые приюты появились в Санкт-Петербурге под руководством писателя и благотворителя Владимира Одоевского, а затем распространились по всей России. Приюты создавались в городах и селах и были бесплатными, поэтому в них могли оставлять детей на время работы и городские рабочие, и крестьяне. В «Положении о приютах», созданном Одоевским, было сказано, что с детьми в приютах необходимо заниматься ручными работами, счетом, чтением — для этого Одоевский даже написал букварь.

«На деле все происходило по-разному, — рассказывает Людмила Волобуева. — Приюты существовали только на средства благотворителей. В некоторых приютах не хватало денег, и работники были не заинтересованы в детях. Они не учили детей, а занимали старших ручным трудом, например, починкой одежды или шитьем, а младшим давали «жевки» с травами, чтобы те спали и не отвлекали взрослых».

У смотрительниц не было педагогической подготовки. Одоевский в своем «Наказе лицам, непосредственно заведывающим детскими приютами» писал: «Лучшее приготовление для намеревающейся поступить в должность смотрительницы есть следующее: пробыть несколько времени в каком-либо уже существующем заведении сего рода, оставаясь там от самого входа детей до минуты их выхода». Но в некоторых, особенно городских, приютах старались как могли: с детьми беседовали о Боге, о природе, о добрых и злых качествах, разучивали духовные песни, учили кроить, шить, вышивать, готовить еду. В свободное время дети играли в мяч, кубики, куклы, гуляли».

Слайд 13В 1871 по инициативе Н. К. Задлер и Е. А. Вертер

в С.-Петербурге было открыто Фребелевское общество, которое вело как просветительскую, так и благотворительную деятельность. Оно учредило первые «фребелевские курсы» для подготовки работниц детских садов, куда принимались лица, окончившие средние учебные заведения или имеющие звание домашней учительницы. Первоначально обучение на них длилось год, с 1878 – два года (первый год – теория, второй – практика), с 1907 – три года (прошедшие трехлетнее обучение получали квалификацию учительницы начальной школы). В конце 1870-х общество учредило «Образцовый детский сад» на Гороховой ул., 22.

Деятельная «фребеличка»

Аделаиде Симонович было 22 года, когда она совершила настоящий переворот в российской системе воспитания детей.

Аделаида Симонович с дочерью, 1864 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Теорией общественного дошкольного воспитания она увлеклась во время своей поездки в Швейцарию. С ранних лет средняя дочь четы Бергман, хозяев небольшой лавки колониальных товаров, тяготела к наукам. Она блестяще сдала экзамен на право работать домашней учительницей, но пылкой целеустремленной натуре этого было мало. Он стала «бредить» об университетском образовании. Воплотить в России свою мечту она не могла: в те годы «особам женского пола не дозволялось посещать университетские лекции». Тогда вместе со своим мужем Яковом Симоновичем она отправилась за границу, где господствовали более демократичные правила в сфере образования.

Молодых людей влекли передовые идеи, они хотели обосноваться в Европе, где могли бы открыть свою «свободную школу», посещать занятия которой могли бы эмигранты. Но судьба распорядилась иначе.

Однажды Аделаида попала на курс лекций, в которых рассказывалось о работе детских садов в Женеве. Организованы они были по фрёбелевской системе, названной так в честь Фридриха Фрёбеля. Знаменитый в те годы педагог был ярым сторонником идеалистической немецкой философии и считал, что педагогика должна основываться на ее принципах. По его мнению, главной задачей дошкольной подготовки является воспитание развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. А достичь этого в 3-4-летнем возрасте проще всего через игру.

От теории Фрёбель перешел к делу и в 1840-м году в Бланкенбурге открыл первое учебное воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом». Говоря о необходимости, заботливого «взращивания» молодого поколения, он проводил аналогии с растениями в саду. Поэтому культивированием у детей желательных социальных навыков, по его мнению, должны были заниматься «садовницы». Фактически впервые в истории он создал целостную систему общественного дошкольного воспитания, обогащенную практическими пособиями.

Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Фото: Public Domain

Его «ноу-хау» не оставило равнодушной Аделаиду и ее супруга: Симоновичи приняли решение вернуться в Россию, чтобы воплотить в жизнь смелый в те годы эксперимент и открыть на родине «детский сад».

Первый детский сад и его название

Такие результаты не могли не обратить на себя внимания ученых умов в Европе. Сторонников новой идеи было много, но противников еще больше. И только в 1840 году в Бланкенбурге, не смотря на многочисленные препятствия, известный немецкий педагог Фридрих Фрёбель сумел открыть первое дошкольное учреждение с уклоном на обучение и воспитание детей.

Он назвал его Kindergarten
, что в буквальном переводе означает «детский сад
». В ту пору Европа утопала во множестве садов и палисадников, как шикарных при богатых дворах, так и поскромнее. Через название «детский сад» Фрёбель стремился донести до людей идею, что развитие детей нельзя пускать на самотек – за детьми нужно заботиться, ухаживать и вкладывать в них, как в растения. Ведь если не ухаживать за кустом роз или за яблоневым деревом, то ни цветов, ни плодов не получишь. А человек – не растение, его не достаточно просто кормить и поить, цветы и плоды появятся только в том случае, если давать пищу уму, и чем раньше – тем лучше.

Аборты считались убийством, но женщины делали их подпольно

Свод законов уголовных 1832 года разделял «чадоубийство» (рожденных детей) и «детоубийство, то есть убийство детей в утробе матери» (аборт) — и относил и то, и другое к «особенным видам убийства». Наказание за них не отличалось от всех прочих умышленных убийств — виновнику полагался кнут и каторжные работы. В 1885 году наказание за умышленный аборт было уменьшено до 4-5 лет тюремного заключения.

В жизни эти законы применялись редко: в 1830-х годах за совершение аборта ежегодно осуждалось всего несколько сотен человек. Можно предположить, что реальный размах подпольных абортов был гораздо больше. В литературе можно найти описание множества народных способов прервать нежеланную беременность. Врач А.О. Афиногенов, практиковавший в Рязанской губернии в конце XIX века, писал, что для этого женщины поднимали тяжести, прыгали и тряслись всем телом, разминали живот и применяли тугое бинтование; кроме того, женщины употребляли внутрь для вытравливания плода различные травы, ртуть и фосфор.

«Судебный следователь из Казанской губернии В. Магнитский представил в Русское географическое общество очерк о преступности, в котором сообщил, что изгнание плода у русских считается страшным грехом, тем не менее в каждом селении есть женщины, занимающиеся этим. Для изгнания плода знахарки дают пить сулему или советуют глотать жестяные кружочки. Выкидыши чаще всего зарываются в землю в подполье, реже их прячут в навозные кучи и бросают зимой в речки и ручейки».

«Домострой» — за домашнее насилие?

Сегодня нередко говорят о жестокости рекомендаций «Домостроя» по отношению к женщинам и детям. Один из самых печально известных фрагментов книги посвящен телесному наказанию: если слуги, дети или жена провинились и вразумить их словами не удалось, «Домострой» советует хозяину дома «плетью постегать, по вине смотря». Увы, реальность XVI–XVII веков и здесь оказалась куда более суровой, чем книга. Составитель «Домостроя» не придумывает жестокие правила, — напротив, выстраивая идиллическую картину идеального дома, он изо всех сил пытается смягчить существующее положение.

Книга подчеркивает, что телесное наказание — крайняя мера, применять его можно было лишь «за великое и за страшное ослушание и нерадение». Далее перечислено, чего делать ни в коем случае нельзя:

Сам этот перечень говорит о том, что побои в семье — куда более жестокие, чем советует «Домострой», — были реальностью.

По словам историка Нэнси Коллманн, об этом говорят и данные более поздних судебных процессов. Например, в 1692 году крестьянин из Белозерского уезда избил свою жену так сильно, что она болела две недели и затем умерла. В ходе расследования крестьянин заявил, что наказывал жену за неповиновение и не предполагал, что она умрет от побоев. То же самое он подтвердил под пыткой. Убийство признали непреднамеренным, поэтому преступник был наказан кнутом и отпущен на поруки, заплатив штраф. Коллманн пишет, что такие преступления чаще всего карались относительно мягко.

Насилию благоприятствовала сама строго иерархическая структура семьи. Историк приводит еще один пример: в 1679 году в том же уезде жена некого Михаила Семенова сбежала из дома к матери и брату и рассказала, что ее постоянно били не только муж, но и свекровь, деверь и золовка. По словам женщины, подначивала всех именно свекровь. Возможность безнаказанно применять насилие была у тех, кто находился выше в иерархии семьи, здесь был важен не столько пол, сколько эта позиция. Коллманн указывает: больше всего о положении жены в этой семье говорит тот факт, что жалоба поступила не из-за насилия над ней, а из-за оскорблений и побоев в адрес ее матери, вдовы Варвары, которая пришла к родственникам обсудить ситуацию. При этом преступления «низших» в иерархии членов семьи наказывались намного строже.

Главными мотивами детоубийства были страх, стыд и нужда

Детоубийство было редким преступлением, в крестьянской среде это считалось большим грехом. Однако почти все такие преступления (98%) совершались в сельской местности крестьянками. Известно, что в 1830-1840 годах в Сибирь по этой причине ссылались в среднем 50 человек в год.

Исследователь Владимир Безгин описывает частые случаи «присыпания» младенцев в русском селе. Этот термин приводил В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Приспать или заспать младенца, положить с собою, навалиться на него в беспамятном сне и задушить». Нельзя сказать, делалось это сознательно или нечаянно: известно, что крестьяне и церковь считали «присыпание» тяжелым грехом. Безгин предполагает, что «присыпание», а также намеренно плохой уход за младенцем могли быть умышленными: смертность внебрачных детей в течение первых пяти месяцев после рождения была выше в 2,7 раза. Чаще всего такие случаи не становились предметом судебного разбирательства, а требовали лишь церковного покаяния. Священник налагал на такую мать тяжелую епитимью: до четырех тысяч земных поклонов и до шести недель поста.

Главным мотивом детоубийства крестьянки называли страх и стыд. Крестьянку, родившую незаконнорожденного ребенка, в деревне осуждали, внебрачного ребенка называли «выгонок», «половинкин сын», «выблядок», «ублюдень».

Одной из причин детоубийств являлась крайняя нужда. Владимир Безгин приводит показания крестьянки Матрены К., вдовы 32 лет, дело которой слушалось в 1902 году в рязанском окружном суде. «Я задушила своего мальчика из-за стыда и нужды; у меня трое законных детей, все малолетние, и мне их нечем кормить, так что я хожу побираться Христовым именем, а тут еще новый появился ребенок».

Использованная литература:

Ершов С. Материалы для санитарной статистики Свияжского уезда: опыт сравнительной демографии русской и татарской народностей. Спб., 1898. С. 114–116. Цитата приведена по: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Том 1. С. 200.

Авдеев А. Младенческая смертность и история охраны материнства и детства в России и в СССР // Историческая демография: Сборник статей / Под ред. Денисенко М.Б., Троицкой И.А. («Демографические исследования», вып. 14). С. 13-71.

Натхов Т.В., Василенок Н.А. Доклад «Детская смертность в Российской империи: факты и объяснения».

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Том 1. С. 179.

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2019).

Шингарев А. И. Заболеваемость населения Воронежской губернии 1898–1902 гг. Воронеж, 1906. Т. 1. Ч. 1. С. 337–345.

Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. Том 1. С. 201-206.

Лев Толстой. О соске. 

Айламазян Э. К., Цвелев Ю. В. От Императорского Повивального Института до первого академического Института акушерства и гинекологии России // Журнал акушерства и женских болезней. 2004. №1.

Гиляровский Ф.В. Исследование о рождении и смертности детей в Новгородской губернии. СПб, 1866.

Беседа

Какие вы знаете овощи? У каких овощей мы едим корешки, а у каких вершки? У каких едим луковицу? У каких едим листья? Рассмотрите кочан капусты, у которого сохранились кочерыжка и корни. Покажите кочан цветной капусты.

У каких овощей мы едим семена? (Горох, бобы). В чем лежат зерна гороха, бобов? (В стручке). Что сделается с стручком, когда зерна поспеют? Какого цвета сырой горох? Какого цвета спелый?

У каких овощей мы едим плоды? (Огурцы, арбуз, дыня, тыква). Какие овощи сладкие? Отчего они сладкие?

В каком виде мы едим овощи? (В сыром и вареном)

(Мое примечание – здесь хорошо было бы выяснить, в каких знакомых ребенку блюдах есть овощи – рагу, борщ, щи, шаньги и т.д.)

Растут ли овощи зимой? Откуда же мы берем их зимой? (Мое примечание – это очень важный вопрос! Вопрос проблемный и требует от ребенка найти самостоятельно вариант решения противоречия. Если ребенок ответит «Зимой мы овощи берем из магазина», то нужно спросить: «А откуда овощи взялись зимой в магазине, ведь они зимой не растут?». Пусть малыш выскажет предположение. После его предположения задайте следующий вопрос). Как их сохраняют? (В сухом прохладном подвале). (Мое примечание  — в современном варианте в овощехранилище).

Что мы делаем с огурцами, капустой? (Мое примечание – наверное, имеется ввиду, что огурцы мы солим, а капусту квасим). Сушеные овощи показать. (Мое примечание –сейчас можно показать сушеную морковь или лук, которые продаются в магазине).

Как называется место, где растут овощи? (Огород). Был ли кто на огороде? Что нужно делать, чтобы овощи хорошо росли?

Пусть дитя узнают каждый на ощупь, по вкусу (Мое примечание – имеется ввиду игра – «угадай на ощупь» с завязанными глазами и аналогичная игра с завязанными глазами «угадай овощ на вкус»).

Первый бесплатный

Стоит отметить, что идею Аделаиды вскоре подхватили представительницы благотворительного «Общества дешевых квартир в Петербурге». В 1866-м году под их патронажем открыли так называемый народный детский сад для детей низших слоев населения, который был абсолютно бесплатным.

Там детей знакомили со священным писанием, учили молиться, рисовать и лепить. При заведении работала также школа, была прачечная и кухня и швейная мастерская для пошива детского белья.

Содержание таких учреждений было достаточно затратным и поэтому они не могли долго продержаться без поддержки. Кроме того в городе стали появляться противники таких заведений. В числе них были врачи, которые называли детские сады рассадниками болезней. Они отмечали, что в садах воспитанники становятся слишком нервными, так как «садовницы» делают ставку на умственное развитие малышей. Кроме того мелкие работы плохо сказываются на зрении, а пение — на голосе.

В начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады. Фото: Public Domain

В итоге, историки отмечают, что развитие дошкольных учреждений шло крайне медленно. В итоге в начале ХХ века во всей России лишь около 1000 детей посещали детские сады и так называемые начальные школы. Эта сфера практически не финансировалась. Так, к примеру, в 1913-м году в государственном бюджете по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1 копейки в год.

Все изменилось в 1917 году. Уже в ноябре была принята официальная «Декларация по дошкольному воспитанию», гарантировавшая бесплатное образование и воспитание детей дошкольного возраста. Осенью 1917 года в России было уже 280 детских садов.

Инициатором создания такого учреждения стал немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фрёбель (1782-1852). С 1840 года
такие заведения стали называться детскими садами. Кстати, в 1851 году прусское министерство культов запретило детские сады «вследствие их отрицательного влияния на религию и политику».

Самое первое дошкольное учреждение было создано в 1813 году в Шотландии английским социологом и педагогом Робертом Оуэном. Оно состояло из яслей для малюток от года до трех лет, школы для детей от трех до пяти лет и площадки для игр.

В 1840 году, в Германии, немецкий педагог Фридрих Фребель открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его детским садом. Подбирая такое наименование, Фребель исходил из того понятия, что дети — это цветы жизни, значит выращивать их должны садоводы, «садовницы», как стали называть нянь.

В 1872 году в Туле появился самый первый российский детский сад для детей от 3 до 7 лет. Он был организован Елизаветой Павловной Смидович в её собственном доме. Она сама же и проводила занятия с ребятами. Её четырехлетний сын и дети родственников стали одними из первых детсадовских воспитанников. Расходы по содержанию учреждения оплачивал муж Елизаветы Павловны — Викентий Игнатьевич.

Через 3 года из-за недостаточности средств сад был закрыт.

Чуть позже, в 1873 году в Санкт — Петербурге, а затем и в других городах России были открыты дошкольные учреждения. В основном, все сады были платными. К 1914 году в стране насчитывалось около 150 детских садов на 4000 детей.

В 1917 году была принята Декларация о бесплатном и доступном общественном воспитании детей дошкольного возраста.

К 40-м годам ХХ века в садах уже насчитывалось около 2 миллионов воспитанников. После войны продолжилось развитие садов, целью которых было заменить семейное воспитание.

В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети могли воспитываться с двух месяцев до семи лет.

Детский сад
— учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).

Система детских садов предназначена для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения , письма и счёта .

Энциклопедичный YouTube

1
/
3

✪ 45 лет назад в Светлогорске самолет Ан 24Т упал на детский сад

✪ Отдавать ли ребёнка в детский сад? Нужен ли детский сад ребенку?

✪ Как правильно отдать ребенка в детский сад? Сатья дас. Карпаты 30 07 2018. Сатья дас. Сатья дас

Фребелевские сады — как в Германии и Швейцарии

Дети во дворе дома Мяздриковых, 1890-е. Муромский историко-художественный музей/russianphoto.ru

В том же 1837 году, когда в России открывались первые приюты для приходящих детей, в Германии педагог Фридрих Фребель открыл первый «детский сад» — воспитательное заведение, которое облегчало матерям труды по воспитанию детей, когда они заняты по хозяйству. Детским садом это заведение называли по двум причинам: во-первых, Фребель в своих работах сравнивал детей с растениями, требующими тщательного ухода, во-вторых, рядом со зданием действительно был сад, в котором дети играли и знакомились с природой. О детских садах Фребель написал несколько книг, а также создал дидактические материалы и пособия по воспитанию детей. К концу XIX века детские сады, как частные, так и государственные, открылись в Европе, Америке и Японии.

В Российской империи первый детский сад открылся в 1859 году — в городе Гельсингфорсе, нынешнем Хельсинки. На территории современной России первый детский сад открылся в Санкт-Петербурге 27 сентября 1863 года. Учредительницей стала Софья Люгебиль, жена известного филолога Карля Люгебиля. Теперь именно 27 сентября в России отмечают день работников дошкольного образования.

«Медленно, но верно садов становилось все больше, — рассказывает Людмила Волобуева. — В 1874 году в России их было 56, а в 1881 году уже 84. Все первые сады были частными, их создавали на собственные деньги педагоги, просветители и общественные деятели. Почти все они перед тем, как создать собственные заведения, лично бывали во фребелевских садах, открытых в Германии и Швейцарии, — смотрели, как работают «садовницы» — женщины, ухаживавшие за детьми, изучали дидактические материалы». Если в приютах за детьми просто присматривали, то детские сады открывались для того, чтобы детей воспитывать и готовить к школе».

Почти все сады были платными, оплата зависела от размера города, в котором создан сад, и составляла от 50 до 150 рублей в год. За детьми в них присматривали «садовницы». Существовали и бесплатные сады — их устраивали и занимались там с детьми сами родители. Чаще всего занимались не в специальных помещениях, а на дому то у одной, то у другой семьи.

«7 копеек с пуда гильз»

Когда на
фабриках не хватало рабочих рук, владельцы
обращались в специально созданную
мануфактур-коллегию с прошением найти
им людей, потому что они «терпят нужду
в рабочей силе». Часто в таких прошениях
специально указывали, что особенно
нуждаются в детях от 10 до 15 лет. Почему
владельцы фабрик так хотели получить
в работники несовершеннолетних? Потому
что детям можно было меньше платить.
Заработная плата напрямую зависела от
пола и возраста. Ткачи на фабриках
получали зарплату не ниже 4 рублей в
месяц, ткачиха могла рассчитывать на
максимальные 2 рубля 75 копеек. Дети и
подростки получали меньше рубля.
Например, на Екатеринославской суконной
фабрике в 1806 году десятилетним выдавали
жалование в размере 50 копеек в месяц.

Плата
сильнее зависела от возраста, чем от
квалификации. Если взрослый мужчина
занимался низкоквалифицированной
работой на суконной фабрике, например
мотанием или витьем основ, он зарабатывал
несколько рублей. Подростки на тех же
позициях получали 1 рубль 20 копеек в
месяц. На некоторых предприятиях и вовсе
устанавливали границу заработной платы
для несовершеннолетних. Так, на Ярославской
Большой мануфактуре дети получали 1
рубль 44 копейки в месяц независимо от
того, какую работу и в каком объеме они
выполняли.

В 1885 году
фабричный инспектор Владимирского
округа описывал зарплаты на медно-латунном
производстве. Мужчины-литейщики получали
в месяц 20 рублей, взрослые печатники —
15 рублей, дети на тех же работах получали
по 2 рубля в месяц. Хуже всего зарабатывали
бляшечники: даже взрослым платили по
11 рублей, а дети получали только рубль
в месяц.

В Петербургской
губернии зарплата была выше, чем в других
регионах. Дети тоже зарабатывали больше.
В 1875 году в Санкт-Петербурге работал
патронный завод, гильзовый отдел завода
разместили на Васильевском острове. В
отдельном цехе обрезывались патронные
гильзы, этим занимались дети до 10-11 лет,
сыновья и дочери петербургских рабочих.
Рабочий день длился 15 часов. Оплата была
сдельной, платили «7 копеек с пуда гильз»
(примерно 16 кг). За бракованные гильзы
назначали штрафы. В среднем за месяц
ребенок зарабатывал 5 рублей с копейками,
а после уплаты штрафов получал на руки
4 рубля. Эта зарплата считалась высокой.

Когда
фабричные инспектора обследовали
петербургские производства в 1883-1884
годах, то составили примерно такую
картину зарплат в рабочей семье: рабочий
на текстильной фабрике трудился по 12
часов и получал 20 рублей в месяц, а его
десятилетняя дочь, которая работала на
той же фабрике уже два года с таким же
графиком, зарабатывала 7 рублей в месяц.

Русский сад и его садовницы

Развитие, впрочем, было по нынешним меркам весьма своеобразным: основную часть дня дети проводили, играя с мячами, кубиками и пирамидками – так, по замыслу Фрёбеля, они должны были постигнуть суть абстрактных понятий, таких как форма, пространство, цвет. Все это должно было привести к развитию четырех инстинктов — познания, деятельности, творчества и религиозности.

Возможно из-за того, что первыми последовательницами Фрёбеля в России были женщины, стройная абстрактная система «развития четырех инстинктов» несколько смягчилась, впитала в себя традиционный мамско-няньский уход.

Надо сказать, что открытие его в сентябре 1863 года прошло почти незамеченным. Только спустя год журнал «Современник» спохватился и опубликовал статью, впрочем, весьма подозрительную и недоверчивую к «немецким выдумкам». Зато благодаря печатному слову мы знаем теперь, чем занимались дети в саду госпожи Люгебиль:

При этом никакого принуждения – ни морального, ни, тем более, физического, в отношении детей не допускалось; если ребенок не желал заниматься гимнастикой или вырезанием из золоченой бумаги, он мог распоряжаться временем по своему усмотрению.

Спустя три года в Петербурге открывается еще один детский сад – «киндергартен» Аделаиды Симонович. Часто именно ей, а не Софье Люгебиль ошибочно отдают пальму первенства в области дошкольного образования в России. Это не удивительно – ведь в отличие от скромного сада жены профессора-филолога, Симонович открыла свое заведение с настоящей пиар-кампанией, и даже стала выпускать первый педагогический журнал, посвященный дошкольному образованию – «Детский сад». Ну а уж потом детсады стали расти в России как грибы: в Петербурге, в Москве, в Туле, и все дальше и дальше в провинцию. Детей в детских садах стали учить иностранным языкам, хорошим манерам, да и педагогическое образование тоже встало на поток: во фрёбелевских обществах начали готовить киндергартнериннен – воспитательниц, в отличие от нянь и гувернанток, ориентированных именно на работу в детских садах. К началу первой мировой детские сады в России посещали почти 4 тысячи малышей.

Правила и требования к детским садам

В детском саду, 1930-е. МАММ/МДФ/russianphoto.ru

До конца девятнадцатого века государство никак не регулировало частные детские сады. В 1893 году в очередной редакции законов Российской империи появились правила для открытия детских садов. Теперь частные детские сады могли открыть только русские подданные, для работы с детьми требовалось педагогическое образование — для мужчин это должен быть вуз, а для женщин — восьмой класс гимназии или последний класс курсов благородных девиц. В детском саду появлялись обязательные предметы: русский язык и Закон Божий. Отдельного здания у детского сада могло и не быть, достаточно было даже комнаты.

«В законе не были прописаны требования к помещению — нужно было лишь указать его адрес и сделать вывеску на доме, — рассказывает Людмила Волобуева. — Если будущий владелец детского сада мог соблюсти все требования, он придумывал название детскому саду, решал, сколько человек он будет обучать и подавал прошение в учебный округ. Чаще всего, если все документы были в порядке, окружные чиновники давали разрешение. Владелец должен был каждый год сдавать отчет в округ: сколько детей какого сословия посещают сад, по каким пособиям занимаются. Информации было немного, но отказаться от отчета было невозможно, иначе разрешение на детский сад отзывали через полицию».

«В 4 часа разбудят, на лошадь посадят»

Еще до
промышленной революции крестьяне и
ремесленники рассматривали своих детей
прежде всего как дополнительную трудовую
силу. Семья была своеобразной рабочей
артелью, в которой задействовали любые
хоть сколько-то умелые руки. Иначе
прокормиться было просто невозможно.

До семи лет
ребенок считался «дитем», но и тогда у
него были свои обязанности: мести полы,
смотреть за домашней птицей, кормить
кур и собирать яйца. Девочки присматривали
за младшими детьми, меняли пеленки и т.
п. В записках корреспондента из Орловской
губернии говорится: «В деревне нередко
встретишь 5-6 летнюю няньку».

В заметках
о Владимирской губернии: «Девочки нянчат
маленьких детей, качают их на руках,
сами сидя на полу, так что по виду нянька
не больше того ребенка, которого держит
на коленях». Мальчиков с 6 лет учили
плести лапти, с 7 лет — заготавливать
дрова вместе с отцом. Девочек в это время
учили прясть и шить, к 12 годам они уже
самостоятельно изготавливали белье
для младших братьев и сестер, ткали с
матерями холсты.

В крестьянской
семье важно было уметь обращаться с
лошадьми. Сидеть верхом учили с 4-5 лет,
обычно обучали мальчиков, но если не
было сыновей, то и девочек

В 7-8 лет дети
уже ездили на лошади и помогали бороновать
— рыхлить почву. Жительница Костромской
области вспоминала: «Лет с 7 боронили.
В 4 часа разбудят, на лошадь посадят.
Упаду с лошади, отец шлепнет и опять
посадит». К 10 годам на детей ложилась
значительная часть ухода за лошадьми,
а подростков отправляли на ночной выпас.

Боронование

Рано детей
брали на сенокос и жатву — с 8-10 лет.
Здесь они не могли выполнять работу
наравне со взрослыми, но собирали снопы
сена и понемногу учились срезать рожь,
овес и т. п. Жительницы Смоленской области
вспоминают, что лет в 9 они выходили
полоть лен. «А косить мы начинали лет с
13, но сначала уж сзади больших».

Картина «Сенокос». Художник Константин Маковский, 1873 год

На Русском
Севере и в Сибири, где охота, рыболовство
и т. п. были не менее важны, чем работа в
поле, детей рано обучали промысловым
занятиям. Уже в 8-12 лет мальчики становились
частью промысловой артели, куда обычно
входили все мужчины села от подростков
до стариков. К 15 годам подросток уже
умел вести хозяйство и считался заменой
отца во время болезни или отлучки. 

С началом промыслового сезона, когда
отцы, например, уходили в леса добывать
мясо и шкуры, подросток брал на себя все
весенние полевые работы. Он самостоятельно
обрабатывал участок, а потом отправлялся
помогать отцу или нанимался в работники
на другие участки. В этом возрасте
подросток уже получал плату, равную
взрослой, хотя взрослым он считался лет
с 17.

Чем быстрее
раскручивался маховик индустриализации,
тем больше крестьянских семей попадало
на фабрики и заводы. Одни уезжали сами,
других отправляли принудительно. На
производстве каждого члена семьи и
детей в том числе рассматривали как
полноценную рабочую единицу.

Крестьянские дети, покос. Село Верховье Солигаличского уезда, 1910-1914 годы, из альбома Татьяны Дроздовой

Корни рая — на Востоке

Наука затрудняется дать ответ на вопрос, где и когда возник первый сад, зато это охотно делает религия. Согласно Библии, райский сад, Эдем, был первой местом, созданным на Земле. Его автором и садовником выступил Всевышний. Эдем располагался не на небесах, как считают многие, а в конкретном месте.

По преданию, в этих садах царица Семирамида круглый год собирала свои любимые розы. Умберто Эко в книге «История иллюзий» приводит подробное описание висячих садов, составленное псевдо-Филоном Византийским со слов его современников:

Рай в представлении шумеров — это сад Дильмун, некий аналог Эдема, правда, населенный исключительно богами и запретный для людей. Несмотря на то, что и Дильмун, и Эдем — сады мифические, изучение истории сада нужно начинать с них. Лихачев подчеркивает, что библейский рай стал образцом для создания садов на многие века:

Второе обязательное условие: сад должен постоянно цвести и выглядеть так, будто в нем царит вечное лето или вечная весна. Лихачев в «Поэзии садов» приводит инструкцию философа Фрэнсиса Бэкона о том, какие цветы необходимо сажать, чтобы добиться этого эффекта «круглогодичности»: например, в декабре «должны быть зелены» остролист, плющ, лавр, можжевельник, в феврале — германская камелия, крокус, примулы и анемоны, в июле — левкои всех видов, мускусная роза и плодовые деревья. Бэкон отмечает, что эта инструкция позволит создать даже в климатических условиях Лондона ver perpetuum («вечную весну»).

Концепция «рай = сад» нашла отражение в исламе, поэтому на Востоке пышные сады стали так популярны. Именно там появилась флориография — символический язык цветов, о существовании которого в Европе узнали благодаря заметкам леди Мэри Уортли Монтегю, жены британского посла в Стамбуле. В 1717 году леди Монтегю писала:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: