Ленд-лиз во время второй мировой войны

Ленд-лиз во время второй мировой войны

Ссылки

Арктические конвои.

Конвои 1941 года.
  1. Арктические конвои — версия рус.   version en.   version de.
  2. Конвой «Дервиш» — версия рус.   version en.   version de.
  3. Конвой PQ-1 — версия рус.   version en.   version de.
  4. Конвой PQ-2 — версия рус.   version en.   version de.
  5. Конвой PQ-3 — версия рус.   version en.   version de.
  6. Конвой PQ-4 — версия рус.   version en.   version de.
  1. Конвой PQ-5 — версия рус.   version en.   version de.
  2. Конвой PQ-6 — версия рус.   version en.   version de.
  3. Конвой QP-1 — версия рус.   verzió hu.
  4. Конвой QP-2 — версия рус.   verzió hu.
  5. Конвой QP-3 — версия рус.   version en
  6. Конвой QP-4 — версия рус.   version en
Конвои 1942 года.
  1. Конвой PQ-7A — версия рус.   version en.   version de.
  2. Конвой PQ-7B — версия рус.   version en.
  3. Конвой PQ-8 — версия рус.   version en.   version de.
  4. Конвои PQ-9, PQ-10 — version en.   version fr.
  5. Конвой PQ-11 — версия рус.   version en.
  6. Конвой PQ-12 — версия рус.   version en.
  7. Конвой PQ-13 — версия рус.   version en.   version de.
  8. Конвой PQ-14 — версия рус.   version en.   version de.
  9. Конвой PQ-15 — версия рус.   version en.   version de.
  10. Конвой PQ-16 — версия рус.   version en.   version de.
  11. Конвой PQ-17 — версия рус.   version en.   version de.
  12. Конвой PQ-18 — версия рус.   version en.   version de.
  13. Конвой JW-51A — версия рус.   version en.   version de.
  14. Конвой JW-51B — версия рус.   version en.   version de.
  1. Конвой FB — version en.   version de.
  2. Конвой QP-5 — version fr.   verzió hu.
  3. Конвой QP-6 — version fr.   verzió hu.
  4. Конвой QP-7 — version fr.   verzió hu.
  5. Конвой QP-8 — version de.   version fr.
  6. Конвой QP-9 — version en.   version fr.
  7. Конвой QP-10 — version en.   version fr.
  8. Конвой QP-11 — version en.   version de.
  9. Конвой QP-12 — версия рус.   version en.
  10. Конвой QP-13 — version en.   version de.
  11. Конвой QP-14 — версия рус.   version en.   version de.
  12. Конвой QP-15 — version en.   version de.
  13. Конвой RA-51 — версия 404.
Конвои 1943 года.
  1. Конвой JW-52 — версия рус.
  2. Конвой JW-53 — версия рус.   version de.
  3. Конвой JW-54A — версия рус.   version en.
  4. Конвой JW-54B — версия рус.   version en.
  5. Конвой JW-55A — version en.
  6. Конвой JW-55B — version en.
  1. Конвой RA-52 — version de.
  2. Конвой RA-53 — version de.
  3. Конвой RA-54A — версия 404.
  4. Конвой RA-54B — версия 404.
  5. Конвой RA-55A — version en.
  6. Конвой RA-55B — version en.
Конвои 1944 года.
  1. Конвой JW-56A — версия рус.   version en.
  2. Конвой JW-56B — версия рус.   version en.
  3. Конвой JW-57 — версия рус.   version en.
  4. Конвой JW-58 — версия рус.   version en.
  5. Конвой JW-59 — version de.
  6. Конвой JW-60 — версия 404.
  7. Конвой JW-61 — версия 404.
  8. Конвой JW-61A — версия 404.
  9. Конвой JW-62 — версия 404.
  10. Конвой JW-63 — версия 404.
  1. Конвой RA-56А — version de.   version en.
  2. Конвой RA-56B — версия рус.   version en.
  3. Конвой RA-57 — version de.
  4. Конвой RA-58 — версия рус.
  5. Конвой RA-59 — version de.
  6. Конвой RA-59A — version de.
  7. Конвой RA-60 — version de.
  8. Конвой RA-61 — версия 404.
  9. Конвой RA-61A — версия 404.
  10. Конвой RA-62 — version de.
Конвои 1945 года.
  1. Конвой JW-64 — версия рус.   version de.
  2. Конвой JW-65 — version de.
  3. Конвой JW-66 — версия 404.
  4. Конвой JW-67 — версия 404.
  1. Конвой RA-63 — версия 404.
  2. Конвой RA-64 — version de.
  3. Конвой RA-65 — версия 404.
  4. Конвой RA-66 — version de.

Борьба с конвоями[править | править код]

Для борьбы с арктическими конвоями немцы использовали базирующиеся во фьордах Норвегии (базы Алта-фьорд, Тронхейм и Нарвик) корабли:

  • линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст»,
  • тяжёлые крейсеры «Адмирал Шеер», «Лютцов», «Адмирал Хиппер»
  • эсминцы «Герман Шерман», «Фридрих Экольдт» и «Ганс Лоди».
  • подводные лодки типа U-134 (1941). В атаке на конвои задействовались «стаи» по 10 подлодок. Всего у берегов Норвегии действовало до 40 немецких подводных лодок.

Также в борьбе с конвоями немцы задействовали 5-й воздушный флот (500 самолётов типа Junkers Ju 88). Авиация обеспечивала воздушную разведку. Когда конвой обнаруживали, с баз поднимались бомбардировщики (около 40) и, разделившись на звенья, атаковали суда.

Общая информация

Арктические конвои союзных судов доставляли в СССР из Великобритании и США грузы стратегического значения. Груз транспортных судов был разнообразным, это были военная техника, боеприпасы, топливо, каучук, обмундирование, провизия, грузы для химической промышленности. Обратные конвои из СССР в основном перевозили лес и драгоценные металлы в счёт оплаты поставок по Ленд Лизу.
Конвои в основном состояли из судов Великобритании, США и СССР, принимали участие в транспортировке грузов и корабли под флагами других стран. Таких как Бельгия, Панама, Норвегия, Польша, Гон Конг, Нидерланды, Гондурас.
С августа 1941 года по май 1945 года было проведено 78 конвоев. В конвоях участвовало более 1400 торговых судов поставивших по ленд-лизу военные грузы в СССР. Конвоями было доставлено в СССР около 5000 танков и 7000 самолетов.

Роль разведки[править | править код]

Взлом англичанами кода «Энигмы» сыграл важную роль в конечном успехе арктических конвоев. Хотя упреждающие действия были не всегда возможны, разведывательные данные позволили Королевскому ВМФ подготовиться к боям и конвои могли получать адекватный эскорт. Перехват и потопление линкора «Шарнхорст» были в значительной степени обусловлены способностью англичан читать сообщения, зашифрованные Энигмой.

Конвой PQ-17

В августе 1941 года финские войска захватили городок Сортавала и создали там пункт радиоперехвата. В начале июля 1942 года этот центр перехватил шифрованную телеграмму, переданную кодом Морзе с советской авиабазы в районе Мурманска. Дешифрованный финнами, текст телеграммы содержал полное описание большого конвоя PQ-17 с военными грузами, направляющегося из Исландии в СССР. Финны передали эти материалы немцам, которые вначале планировали использовать для атаки конвоя надводные корабли. Однако, английские подлодки обнаружили попытку выхода в море линкора «Тирпиц», и немецкие надводные корабли вернулись в базу, а удар по PQ-17 был нанесен авиацией и подлодками.

Литературные описания[править | править код]

Англоязычные

Об Арктических конвоях были написаны как минимум два широкоизвестных романа: изданный в 1955 году «Корабль Его Величества «Улисс» шотландского писателя Алистера Маклина, написанный в традициях классической литературы о морской войне, и, изданный в 1967 году, «Капитан», голландским автором Жаном де Хартогом. Эти две книги сильно отличаются стилем, характерами персонажей и внутренней философией (Де Хартог был пацифистом, чего нельзя сказать о Маклине). Всё же, они оба ярко передают атмосферу военных действий и недружелюбной природы, требующей от смельчаков огромной выдержки и мужественности. Обе книги были написаны под впечатлением судьбы конвоя PQ-17, однако не рассматривают детально его судьбу.

В 1958 году английский писатель-маринист Дадли Поуп выпустил книгу «Новогодний бой», подробно описывающую бой в Баренцевом море между кораблями ВМФ Великобритании из охранения конвоя JW-51B и атаковавшими их германскими кораблями. Книга отличается захватывающим стилем повествования и патриотическим настроем.

Русскоязычные

Русский писатель Валентин Пикуль описал поход каравана PQ-17 в своем романе «Реквием каравану PQ-17».

Кроме всего, в России действует общественная организация «Полярный конвой», объединяющая в своих рядах ветеранов северных конвоев 1941—1945 годов. леном «Полярного конвоя» являлся кинорежиссер Александр Сорокин, смонтировавший документальную ленту «Блокада» и оригинальный фильм в интердикт-манере «Отец и сын» о предыстории создания балета «Сonvoy PQ.17», рассказывающего об отце Билла Коулмана — Жозефе, канадском моряке-ветеране — одним из случайно выживших участников того самого конвоя.

Песня Александра Городницкого «Памяти конвоя PQ-17».

Память[править | править код]

  • В Мурманске установлен памятник участникам Северных конвоев.
  • В Исландии в городе Исафьордюр (Ísafjörður) скульптором Владимиром Суровцевым был установлен памятник морякам из арктического конвоя QP-13.
  • На южной оконечности Манхеттена находится мемориал со стелами, на которых поимённо перечислены погибшие во время войны американские моряки.
  • В 1992 году Банком России выпущена памятная монета «Северный конвой».
  • 31 августа 2014 года в Санкт-Петербурге открыт памятник морякам полярных конвоев в 73-ю годовщину прибытия в СССР первого конвоя «Дервиш».
  • Имя присвоено скверу на углу улицы Седова и Большого Смоленского проспекта в Санкт-Петербурге — Сквер Полярных Конвоев.
  • В 2018 году в Санкт-Петербурге зарегистрирован Фонд сохранения исторической памяти «Международный Центр Северных Конвоев» (МЦСК).
  • В 2020 году ветераны арктических конвоев, получат от правительства России медали в честь 75-летней годовщины последнего рейса.

Груз конвоев

Конвои привозили в СССР разнообразные грузы. Это были и военные грузы в виде боеприпасов, танков, самолётов, артиллерийского и стрелкового вооружения. Поставлялось в СССР и стратегические грузы: топливо, сырьё, каучук, шерсть, оборудование и грузовые автомобили. Частично поставки авиатехники производились и непосредственно с кораблей эскорта, авианосцев. По пути следования в СССР авиация выполняла роль эскорта, воздушного прикрытия конвоев. По прибытию к месту назначения самолёты своим ходом меняли дислокацию. Садились на советские аэродромы став уже поставкой авиатехники по ленд-лизу. Обратные конвои везли в основном лес и золото в счёт оплаты поставок. В качестве транспортного судна использовались и боевые корабли. В частности потопленный торпедами крейсер Edinburgh перевозил в Великобританию партию золота общим весом более 5 тонн.

Примечания[править | править код]

Комментарии

  1. По условиям ленд-лиза ответственность за доставку грузов из английских портов в советские лежала на советской стороне. Однако, как выяснилось, советский Северный флот не располагал необходимыми для этого силами и средствами. В результате, охрану конвоев взял на себя британский флот при небольшом участии флота США.
  2. По данным российского посольства в Британии, на апрель 2020года года живы около 550 ветеранов арктических конвоев.

Сноски

  1. Bob Ruegg and Arnold Hague Convoys to Russia 1941—1945 ASIN B000S9V1TW ISBN 0-905617-66-5 (англ.)
  2. Последними из этой серии были «PQ-18» и «QP-15»/ C декабря 1942 года конвои, идущие в СССР, имели литер «JW», обратно — «RA». Порядковый номер начинался с 51.
  3. Arnold Hague The Allied Convoy System 1939—1945: Its Organization, Defence and Operation ISBN 1-55125-033-0 ISBN 978-1-55125-033-5 (англ.)
  4. ↑ PQ-5
  5. PQ-16
  6. Дервиш (арктический конвой)
  7. Конвой PQ-1
  8. PQ-2
  9. Конвой QP-1
  10. Успех был обеспечен возможностью пристрелки в темноте по радиолокационным засечкам всплесков снарядов, хотя были применены и осветительные снаряды
  11. Angela Hind. . BBC News (5 февраля 2007).
  12. Владимир Морган. . NewCanada.com. — Статья была опубликована в русско-канадской газете The Yong Street Review, №221 за 2004 год. Дата обращения: 2 марта 2022.
  13. Владимир Морган. NewCanada.com. — Статья была опубликована в русско-канадской газете The Yong Street Review, №222 за 2004 год. Дата обращения: 2 марта 2022.
  14. Садам и скверам дали имена // Санкт-Петербургские ведомости. — 2019. — 22 ноября.

История

Первый конвой

Первый конвой под названием «Дервиш» отплыл из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск через 10 дней без потерь. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Конвой охраняли три минных тральщика, три эсминца и три противолодочных траулера.. Командование конвоем осуществлял британский контр-адмирал. В дальнейшем конвои отправлялись из портов Великобритании.

Состав

Конвой мог состоять из 7-35 грузовых судов и 5-16 эскортных военных кораблей, которые могли включать в себя авианосцы, крейсеры, эсминцы и тральщики. С воздуха конвой прикрывала палубная эскадрилья из 40 «Диких Котов» и «Авосек». В прибрежных советских водах конвой встречали советские эсминцы Северного флота («Урицкий» и «Куйбышев»).

Маршрут

Маршруты северных союзных конвоев. 1941—1945

Британский постер времён Войны

Первоначально морские конвои выходили из Хваль-фьорда (Исландия), но, начиная с сентября 1942 года, они стали отправляться из залива Лох Ю в Шотландии (Великобритания). Маршрут конвоев пролегал в 300 км от оккупированной Норвегии в Мурманск и Архангельск) и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.. Конвой проходил 1600 км за 10 дней при средней скорости в 20 км/ч.

Значение

Северный морской конвой в походе.

Арктические конвои отвлекали значительные силы обеих сторон от других театрах боевых действий на море. Рейды британских эсминцев у берегов Норвегии заставили немецкое командование думать, что британцы планируют вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Германию передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Эти немецкие корабли связывали силы британского флота, которые могли быть лучше использованы где-то ещё, например, для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане.

После неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943 года, линкор «Тирпиц» провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах, где подвергался постоянным атакам, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие корабли германского флота никогда не дислоцировались в Норвегии,), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»).

Потери

С 21 августа 1941 по 30 мая 1945 года состоялось 78 походов, в которых 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потоплены. Погибло около 3000 британских моряков. На дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.

Первые конвои остались незамеченными немцами и не имели потерь. В января 1942 года было потоплено первое британское судно «Вазиристан» из конвоя PQ-7. В истории наиболее известен конвой PQ-17, который потерял 23 корабля из 36. Конвой покинул берега Исландии 27 июня 1942 года. На 8-ые сутки похода конвой атаковала германская авиация и подлодки.

Германия потеряла один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолётов. Например, при атаке на конвой PQ-18 немецкая сторона потеряла 40 самолётов.

Стратегическое значение[править | править код]

Северный морской конвой в походе.

Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обеих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате действий ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению, что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в СССР, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор «Тирпиц», в Норвегию. Операция «Цербер» была предпринята частично по этой причине.

Как «флот в наличии», «Tirpitz» и другие тяжёлые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где-то ещё, например, для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов в Атлантике «Гнейзенау» и «Шарнхорст» в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радиопеленгационного оборудования (Huff-Duff (англ.)), оснащением самолётов сантиметровым радаром на основе резонансного магнетрона и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.

Помимо неудачной попытки перехватить конвой PQ17 в марте 1943 года и рейда на Шпицберген в сентябре 1943, «Тирпиц» провёл большую часть Второй мировой войны в норвежских фьордах. «Тирпиц» подвергался постоянным атакам, пока наконец не был потоплен во фьорде Тромсё 11 ноября 1944 года Королевскими ВВС. Другие тяжёлые суда Кригсмарине никогда не дислоцировались в Норвегии (например, «Гнейзенау»), были вытеснены из портов страны, или были потоплены превосходящими силами противника (например, «Шарнхорст»). В особенности, неудачная атака на конвой JW-51B (Бой в Баренцевом море), когда превосходящая группировка немецких надводных кораблей не смогла нанести поражение британскому эскорту, состоявшему из крейсеров и эсминцев, привела Гитлера в ярость, и привела к переносу акцента с надводных рейдеров к подводным лодкам. Некоторые тяжёлые корабли были физически разобраны и их вооружение использовано в прибрежных укреплениях.

Тем не менее, на дне оказались почти 1700 танков, сотни самолётов, автомобилей и тысячи тонн всевозможных военных грузов. Условно можно сказать, что была уничтожена техника и ресурсы для проведения как минимум одной фронтовой стратегической операции.

Сколько СССР заплатил за ленд-лиз

Несмотря на то, что США доставили в Советский Союз за время войны грузов почти на 11 млрд долл., к оплате подлежало не всё. Уцелевшая военная техника возвращалась, а гражданские поставки составляли меньшую часть от общей суммы. В 1946 году, когда на повестке дня встал вопрос о погашении задолженности, американцы оценили собственность, оставшуюся в СССР, в 2,6 млрд долл., но, учитывая тяжёлое положение послевоенной Европы, которой ещё предстояло восстановиться после разрушительной войны, снизили свои требования в два раза. История погашения долга оказалась довольно долгой и проблематичной. Начавшаяся холодная война затормозила переговоры о выплатах, а в СССР всё чаще стали принижать роль союзнических поставок, приводя в качестве доказательства своей позиции статистические выкладки конца войны, когда советская промышленность смогла встать на ноги и доля зарубежного оборудования и вооружения, очевидно, понижалась.

В 1948—1949 годах советские и американские представители пытались договориться о сумме выплат: первоначально Москва соглашалась погасить 170 млн долл., повысив позднее эту цифру до 200 миллионов. Вашингтон, в свою очередь, тоже шёл на некоторые уступки, например, снизил требования в 1949 году до 1 млрд долл. Однако различие в позициях сторон было настолько большим, что договориться о выплатах не удалось — да и внешнеполитическая ситуация не располагала к решению этой проблемы.

Договориться о порядках платежей, сроку их выполнения и об окончательной сумме удалось лишь в 1970-е годы, на фоне разрядки и благодаря серии встреч высокопоставленных советских и американских чиновников. В 1972 году стороны достигли соглашения, по которому СССР соглашался выплатить 722 млн долл. с процентами до 2001 года. Первый транш в 48 млн долл. был осуществлён уже в следующем году, однако новый виток напряжённости в отношениях Советского Союза и Соединённых Штатов стал причиной прекращения намеченных выплат.

Мемориал в Аляске, посвящённый ленд-лизу. Отсюда в Сибирь переправлялись самолёты. (commons.wikimedia.org)

Лишь на закате перестройки, перед самым распадом СССР, страны смогли договориться о выплатах. В 1990 году была определена новая сумма (674 млн долл.) и сроки погашения (2030 год). Казалось, что проблема наконец решена, но исчезновение Советского Союза с политической карты мира породило новые проблемы.

Было необходимо решить, какую долю от общего долга возьмёт на себя каждая из бывших советских республик. Большая часть из них отказалась выполнять обязательства по ленд-лизу, из-за чего Россия как правопреемница СССР заключила с оставшимися особые договоры, в которых брала на себя долговые обязательства в обмен на отказ новых независимых стран от своих долей в активах исчезнувшего государства. После этого платежи возобновились. В 2006 году Россия окончательно погасила свой долг перед США, совершив последний транш 21 августа.

Ленд-лиз для Союза ССР

Первые грузы были отправлены в Советский Союз зимой 1941–42 гг. До места назначения они добрались очень поздно. К тому же, первая заявка от 30 июня 1941 г. оказалась удовлетворенной лишь на 0,5%. Об экспорте оружия речь пока не шла.

В июле 1941 г. экспортные поставки в страну из США оценивались всего в $ 6,5 млн ($ 110,2 или 7 069,9 млн руб. в ценах 2019 г.), к 1 октября было поставлено продукции на $ 30 млн ($ 508,5 или 32 630,445 млн руб. в новых ценах). До конца года сумма поставок составила $ 545 тыс. ($ 9 237,8 или 592 786,4 тыс. руб.). Это 0,075% от стоимости товаров, направленных странам антигитлеровской коалиции.

Рис. 2. Автомобили ленд-лиза на советской территории

За один лишь 1941 г. Советскому Союзу от Штатов и Великобритании было передано:

  • самолетов – 750,
  • танков – 501;
  • зенитных орудий – 8.

Интересная статистика! Сколько в России танков сейчас и было в прошлом.

Рис. 3. Погрузка пехотного танка «Матильда» по ленд-лизу

За первые два года войны, 1941 и 1942, из Соединенных Штатов поступило всего 7% грузов. Затем был 5-месячный перерыв, когда никаких поставок не было вообще. Объяснение этому в словах будущего президента США:

«Если мы увидим, что Германия побеждает, мы должны помогать России, а если верх будет одерживать Россия, мы должны помогать Германии, и пусть они, таким образом, убивают друг друга как можно больше» (Г. Трумэн).

Таблица 2. Оружие, поступившее в Советский Союз по ленд-лизу в 1941-1945 гг., в сравнении и объемами отечественного производства, тыс. штук

Произведено, млн шт. Поставлено, тыс. шт. Поставки в % к производству
Самолеты 0,14 18,7 13,6
Танки и САУ 0,1 10,8 10,3
Пулеметы и пистолеты 6,2 105,4 0,2
Орудия и минометы 0,8 6,9 0,8
Мины и снаряды 0,8 17,4 0,2

Кроме того, тот же источник сообщает о поставленных в Союз ССР:

  • 345,7 тыс. т взрывчатых веществ;
  • 31,9 – динамита;
  • 903 – детонаторов;
  • 123,2 – тротила;
  • 127 – пороха;
  • 107,7 – толуола;
  • 842 – химикатов.

Поступили в СССР от компаний Штатов, Канады и Великобритании порядка 50 моделей автомобилей общим количеством 312,6 тыс. штук. Самым популярных среди них стал грузовик «студебеккер». Их было получено почти 100 тыс. В Красной Армии они, да еще «джипы» составляли к 1944 г. 70% парка, чем обеспечивали ее мобильность.

Функционал «студебеккеров» этим не ограничивался. На 20 тыс. этих ленд-лизовских автомобилей были установлены знаменитые «катюши», «ЗИС-6» для этих целей использовалось всего 600 шт.

Это интересно! Как менялось в России количество грузовых автомобилей.

В номенклатуре поставок были и другие позиции, объем помощи союзников по которым был сопоставим с объемом отечественного производства, иногда даже в разы превышал его.

Таблица 3. Поставки отдельных видов промышленной продукции в сравнении с союзным производством в 1941-1945 гг.

Произведено Поставлено Поставки в % к производству
Медь, тыс. т 534 404 76
Кобальт, т 340 470 138
Алюминий, тыс. т 283 301 106
Олово, тыс. т 13 29 223
Сахар, тыс. т 995 658 66
Жиры животные, тыс. т 565 602 107
Консервы мясные, млн банок 433 2077 480

Рис. 4. Раздача продуктовых наборов, полученных в порядке помощи из Штатов

Из Штатов и Канады в СССР по ленд-лизу поставлялся практически весь ассортимент продовольственных товаров.

Таблица 4. Продовольственные поставки по программе ленд-лиза

Продукты Производство в СССР Поставки в СССР Поставки в % к отечественному производству
Мука, млн т 61,5 0,51 0,8
Крупы, млн т 3,9 0,14 3,6
Макароны, тыс. т 949,5 0,16
Растительное масло, тыс. т 1194,5 347, 54 29,0
подсолнечное х 327,6 х
льняное х 16,9 х
хлопковое х 0,27 х
кукурузное х 0,99 х
оливковое х 0,16 х
соевое х 1,6 х
Маргарин, тыс. т 172 40,65 23,6
Мясо (все виды), тыс. т 2797,5 785,4 28,1
Рыба и консервы из нее, т 4608 0,13 0,0
Сахар, тыс. т 970 483,9 49,9
Шоколад, тыс. т 307
Концентрированные супы и мясные концентраты, тыс. т 6,5
Молоко, тыс. т
сухое 48
консервированное 17,5
Яичный порошок, тыс. т 69

Основная часть поставок по ленд-лизу пришлась на годы завершения коренного перелома в Великой Отечественной войне, 1943–1944 гг. Тогда же произошли изменения в составе грузов и вооружения, они уступили промышленному и медицинскому оборудованию, транспортным средствам и продовольствию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: