Кто такие казаки?

Уральские казаки — традиция

Знаки различия

  1. У генералов на погонах нет полосок.
  2. Генерал от кавалерии на погонах не имеет звёздочек, у генерал-лейтенанта — 3 звёздочки, у генерал-майора — 2 звёздочки.
  3. У штаб-офицеров на погонах по две цветных полоски.
  4. Полковник на погонах не имеет звёздочек
  5. У войскового старшины — 3 звёздочки.
  6. У обер- офицеров — на погонах по одной цветной полоске
  7. У есаула на погонах нет звёздочек, у подъесаула — 4 звёздочки, у сотника — 3, у хорунжего — 2.
  8. У подхорунжего — на погоне продольная галунная нашивка, офицерская кокарда и темляк.
  9. У кандидата — на левом рукаве галунный шеврон.
  10. У вахмистра — на погонах галунная поперечная нашивка.
  11. У взводного урядника — на погонах по три узких поперечных нашивки из тесьмы.
  12. У младшего урядника — на погонах по две нашивки
  13. У приказного на погонах по одной нашивке.

Войсковые части

  1. 1-й Сибирский казачий Ермака Тимофеева полк 1909.14.4. Юб. знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. «1582-1909». Спас Нерукотворный. Александр. юб. ленты «1909 года». Судьба неизвестна.
  2. 2-й Сибирский каз. полк. 1909.14.4. Юб.знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. «1582-1909». Спас Нерукотворный. Александр. юб. ленты «1909 года». Состояние идеальное. Судьба неизвестна.
  3. 3-й Сибирский каз. полк. 1909.14.4. Юб. знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. «1582-1909». Спас Нерукотворный. Александр. юб. ленты «1909 года». Состояние идеальное. Судьба неизвестна.
  4. 4-й Сибирский каз. полк. 1906.10.9. Георг. знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. «За отличіе въ войну съ Японіей въ 1904-1905 годахъ» (на отр. Георг. ленты). Спас Нерукотворный. Состояние идеальное. Судьба неизвестна.
  5. 5-й Сибирский каз. полк. 1906.10.9. Георг. знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. «За отличіе въ войну съ Японіей въ 1904-1905 годахъ» (на отр. Георг. ленты). Спас Нерукотворный. Состояние идеальное. Судьба неизвестна.
  6. 6-й Сибирский каз. полк. 1809.20.4. Простое знамя (бунчук). Верхняя половина зелёная, нижняя малиновая; в середине красный крест в золотом сиянии. Шитье золотое. Навершие — копье с вензелем. Древко чёрное. Состояние плохое. Судьба неизвестна.
  7. 7-й Сибирский каз. полк. 1906.10.9. Георг. знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. «За отличіе въ войну съ Японіей въ 1904-1905 годахъ» (на отр. Георг. ленты). Спас Нерукотворный. Состояние идеальное. Судьба неизвестна.
  8. 8-й Сибирский каз. полк. 1906.10.9. Георг. знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. «За отличіе въ войну съ Японіей въ 1904-1905 годахъ» (на отр. Георг. ленты). Спас Нерукотворный. Состояние идеальное. Судьба неизвестна.
  9. 9-й Сибирский каз. полк. 1900.2.8. Простое знамя обр. 1900. Полотнище темно-зелёное, кайма красная, шитье серебряное. Навершие обр. 1857 (Арм.) высеребренное. Древко чёрное. Спас Нерукотворный. Состояние идеальное. Судьба неизвестна.
  10. Сибирская Казачья Артиллерия.

Сражение на Ембулатовке

В Яицком городке благодаря разведчикам знали о перемещениях правительственного корпуса. Казачий круг начал мобилизацию сил. Но к концу мая казаки смогли собрать лишь 2 тыс. человек и 10 пушек. При этом сторонники мира с Петербургом всячески саботировали мобилизацию и даже срывали пушки на форпостах.

3 июня противники встретились на реке Ембулатовке. Сражение шло два дня, очевидцы впоследствии вспоминали: «Такое страшное во весь тот день со обоих сторон сражение <…> даже до захождения солнца происходило».

В первый день боя ни одна из сторон не смогла одержать победы. Но уже на следующий день преимущество правительственных войск в живой силе и артиллерии дало о себе знать. Кроме того, фон Фрейман сумел заманить конницу казаков под огонь своей артиллерии, сделав вид, что корпус отступает с места сражения.


Уральские казаки. (Wikimedia Commons)

Тяжёлые потери заставили повстанцев отступить к Яицкому городку. Понимая, что ничего хорошего их не ждёт, бунтовщики призвали всех жителей покинуть город. Около 30 тыс. человек начали переправляться через реку Шаган, чтобы двигаться в Персию.

Карательный корпус вступил в Яицкий городок 6 июня. Фон Фрейман пообещал преследовать и казнить всех, кто покинул город. В результате большинство из жителей вернулись назад.

Правительство немедленно начало реорганизацию устройства казачьего войска: казачий круг был ликвидирован, войско разделено на 10 полков, были введены новые звания. В домах у мятежных казаков установили посты из правительственных солдат.

Станицы и поселки Сибирского Казачьего Войска (на 1910 год)

Всё СКВ, для удобства управления в военном отношении, было разделено на три части, которые назывались военными отделами. Каждый военный отдел состоял из нескольких станиц, а каждая станица — из нескольких посёлков.

Всем войском управляет Войсковой Наказной Атаман, каждым военным отделом — Атаман отдела, каждой станицей — станичный атаман, а посёлком — поселковый атаман.

Казачий полк делится на 6 сотен. Сотня делится на 4 взвода : 1 и 2 взводы составляют 1-ю полусотню, 3 и 4 взводы — 2-ю.

Первый (Кокчетавский) военный отдел

  1. Станица Акмолинская
  2. Станица Кокчетавская
  3. Станица Щучинская
  4. Станица Котуркульская
  5. Станица Лобановская
  6. Посёлок Челкарский
  7. Станица Аиртавская
  8. Станица Арык-Балыкская
  9. Посёлок Верхнебурлукский
  10. Станица Имантавская
  11. Станица Акан-Бурлукская
  12. Посёлок Нижнебурлукский
  13. Поселок Якши-Янгиставский
  14. Станица Зерендинская
  15. Станица Сандыктавская
  16. Выселок Айдабульский
  17. Станица Пресногорьковская
  18. Посёлок Крутоярский
  19. Посёлок Починный
  20. Посёлок Песчанный
  21. Посёлок Пресногорьковский
  22. Посёлок Сибирский
  23. Посёлок Богоявленский
  24. Посёлок Камышловский
  25. Станица Пресновская
  26. Посёлок Казанский
  27. Посёлок Островский
  28. Посёлок Екатериненский
  29. Посёлок Кабанский
  30. Посёлок Усердный
  31. Посёлок Ново-Михайловский
  32. Посёлок Лопушный

Второй (Омский) военный отдел

  1. Станица Новорыбинская
  2. Посёлок Кладбинский
  3. Посёлок Миролюбовский
  4. Посёлок Богатый
  5. Посёлок Железный
  6. Посёлок Становской
  7. Посёлок Сенжарский
  8. Посёлок Дубровный
  9. Посёлок Михайловский
  10. Станица Вознесенская
  11. Посёлок Боголюбовский
  12. Посёлок Надёжный
  13. Посёлок Новокаменский
  14. Станица Новоникольская
  15. Станица Архангельская
  16. Станица Петропавловская
  17. Посёлок Кривоозёрный
  18. Посёлок Бишкульский
  19. Посёлок Новопавловский
  20. Посёлок Плоский
  21. Посёлок Камышловский
  22. Посёлок Токушинский
  23. Станица Медвежинская
  24. Посёлок Лебяжинский
  25. Посёлок Полуденный
  26. Посёлок Ганькиный
  27. Посёлок Рявкиный
  28. Посёлок Чистый
  29. Посёлок Первотаровский
  30. Посёлок Полтавский
  31. Станица Конюховская
  32. Станица Николаевская
  33. Посёлок Лосевский
  34. Посёлок Солоозёрный
  35. Посёлок Волчанский
  36. Посёлок Покровский
  37. Посёлок Курганский
  38. Посёлок Орловский
  39. Станица Омская
  40. Станица Атаманская
  41. Посёлок Степнинский
  42. Посёлок Мельничный
  43. Посёлок Захламенский
  44. Посёлок Новый
  45. Посёлок Черёмуховский
  46. Посёлок Устьзаостровский
  47. Станица Ачаирская
  48. Посёлок Покровско-Иртышский
  49. Станица Черлаковская
  50. Посёлок Ильинский
  51. Посёлок Изылбашский
  52. Посёлок Соляной
  53. Посёлок Елизаветинский
  54. Посёлок Большеатмаский
  55. Посёлок Малоатмаский
  56. Посёлок Татарский
  57. Посёлок Крутоярский

Третий (Усть-Каменогорский) военный отдел

  1. Станица Урлютюпская
  2. Посёлок Башмачный
  3. Посёлок Железинский
  4. Посёлок Пяторыжский
  5. Посёлок Бобровский
  6. Станица Песчановская
  7. Посёлок Осьморыжский
  8. Посёлок Качировский
  9. Посёлок Пресный
  10. Посёлок Чернорецкий
  11. Станица Павлодарская
  12. Посёлок Григорьевский
  13. Посёлок Черноярский
  14. Посёлок Подстепной
  15. Посёлок Ямышевский
  16. Станица Каркаралинская
  17. Станица Баян-Аульская
  18. Станица Семиярская
  19. Посёлок Чернавский (Чёрное)
  20. Посёлок Лебяжий
  21. Посёлок Подпускной
  22. Посёлок Кривинский
  23. Станица Долонская
  24. Посёлок Грачевский
  25. Посёлок Известковый
  26. Посёлок Черёмуховский
  27. Посёлок Белокаменский
  28. Посёлок Глуховский
  29. Посёлок Стеклянский
  30. Станица Семипалатинская
  31. Посёлок Заречная
  32. Посёлок Слободка
  33. Посёлок Старо-Семипалатинский
  34. Посёлок Озёрный
  35. Посёлок Талицкий
  36. Станица Убинская
  37. Посёлок Шульбинский
  38. Посёлок Пьяноярский
  39. Посёлок Барышевский
  40. Посёлок Азовский
  41. Станица Устькаменогорская
  42. Посёлок Таврический
  43. Посёлок Красноярский
  44. Посёлок Уваровский
  45. Посёлок Донской
  46. Посёлок Новоустькаменогорский
  47. Посёлок Ульбинский
  48. Станица Бухтарминская
  49. Посёлок Феклистовский
  50. Посёлок Ермаковский
  51. Посёлок Северный
  52. Посёлок Александровский
  53. Посёлок Березовский
  54. Посёлок Вороний
  55. Посёлок Черемшанский
  56. Станица Батинская
  57. Посёлок Казнаковский
  58. Посёлок Чистоярский
  59. Посёлок Малокрасноярский
  60. Посёлок Большенарымский
  61. Посёлок Малонарымский
  62. Станица Алтайская
  63. Посёлок Урыльский
  64. Станица Зайсанская
  65. Посёлок Кондерлыкский
  66. Станица Кокпетинская
  67. Посёлок Буконский
  68. Станица Верх-Алейская
  69. Посёлок Бобровский
  70. Посёлок Секисовский
  71. Посёлок Верх-Убинский
  72. Посёлок Плоский
  73. Посёлок Ключевский
  74. Посёлок Белорецкий
  75. Посёлок Андреевский
  76. Станица Чарышская
  77. Посёлок Тигирецкий
  78. Посёлок Яровский
  79. Посёлок Сосновский
  80. Посёлок Тулатинский
  81. Станица Антоньевская
  82. Посёлок Маральевский
  83. Посёлок Слюденский
  84. Посёлок Николаевский
  85. Посёлок Терской
  86. Посёлок Смоленский

Новый раскол

Казачье единство оказалось недолгим — среди восставших сразу возникли новые партии, каждая со своим видением будущего. Некоторые казаки выдвигали фантастические планы — пойти вглубь страны и освободить крепостных в центральных губерниях России. Более умеренные всё ещё рассчитывали на благосклонность Екатерины II и надеялись на то, что Петербург пойдёт на переговоры с казачьим кругом. Умеренные послали челобитные императрице и её фавориту, графу Григорию Орлову, в которых просили учесть их пожелания и клятвенно уверяли в подчинении и послушании. Несколько казаков опять отправились в столицу, в том числе и один из будущих приближённых Пугачёва, Максим Шигаев. Но Петербург не был склонен к ведению переговоров. Императрица предписала наказать бунтовщиков за непослушание и «богомерзкое убийство Траубенберга», а депутация казаков была арестована и помещена в Петропавловскую крепость. Весной в Оренбурге начался сбор карательной экспедиции под командованием Фёдора фон Фреймана. К маю 1772 года правительственные войска насчитывали около 3,5 тыс. человек при 20 орудиях.

Культура казаков

Культура казаков — это богатое наследие, ориентированное на традиции, мифы и легенды. Она формировалась на протяжении веков и охватывает различные аспекты жизни казаков, такие как искусство, музыка, танцы, одежда и кулинария. Культура казаков имеет множество общих черт с культурой других народов, с которыми казаки живут на территории России.

Одним из самых интересных аспектов культуры казаков являются их традиционные костюмы. Они отображают историю казачества и национальный колорит. Костюмы украшены различными элементами, такими как вышивка, кружева, пуговицы и бисер. Костюмы также могут включать в себя различные аксессуары, такие как пояса, кинжалы, шляпы и сапоги.

Музыка и танцы также являются важными составляющими культуры казаков. Музыка народных инструментов, таких как балалайка, гармоника и домра, звучит на многих мероприятиях. Танцы казаков отражают их боевые и трудовые традиции, а также богатую культуру и национальную идентичность.

Культура казаков также отличается богатством традиций и обрядов. Один из наиболее известных обрядов — это казачий холодец с мясом

Это традиционное блюдо, которое готовится в честь праздника или важного события. В культуре казаков также важное место занимают различные обряды, связанные с жизненными циклами, от рождения до смерти

Следствие

Петербургские следователи сразу принялись за дело — почти три тысячи казаков были признаны виновными в ослушании и неподчинении приказам. 43 человека «зачинщиков» предлагалось прогнать через строй, наказав шпицрутенами «через тысячу человек по десять раз». Это означало бы неминуемую смерть. Приговор был послан на утверждение в Петербург.

В конце 1771 года вместо генерала Давыдова новым главой следственной группы был назначен генерал-майор Михаил Траубенберг. Он, не дожидаясь утверждения приговора, немедленно начал аресты. Действия следователей поддерживала старшинская сторона, что ещё больше усугубило раскол в казацком обществе.

Ссылки[]

  • Оригинальная теория происхождения уральских казаков
  • История фамилий
  • Крестьянская война 1773-75 гг.
  • Манифест Екатерины II от 19 декабря 1774 г. (о преступлениях казака Пугачева)
  • История яицких казаков. Валерий Поленов
  • Статья о старообрядчестве в Уральском войске
  • Поход на Аму-Дарью и в Текинский оазис уральских казаков в 1880—1881 годах. Сост. полк. А. Л. Гуляев. Уральск, тип. В. И. Жаворонкова, 1882
  • Документы и литература по истории Хивинских походов России
  • История Хивинских походов России с участием яицких (уральских) казаков
  • Хорошхин М. П. Геройский подвиг уральцев. Дело под Иканом 4, 5 и 6 декабря 1864 года. Уральск, 1895
  • Иканская сотня
  • Иллюстрации к очерку Иканская сотня
  • Краткое описание уральских казаков, сосланных в 1875-77 гг. в Каракалпакию
  • 1-й Уральский казачий полк в Первой мировой войне
  • Эпизоды Гражданской войны с участием уральских казаков
  • Назаров А. И. Очерки по истории фамилий уральских (яицких) казаков (Формат PDF) Монография
  • История Уральского (Яицкого) казачьего войска и Уральской области.

Эта страница использует содержимое раздела Википедии на русском языке. Оригинальная статья находится по адресу: Уральские казаки. Список первоначальных авторов статьи можно посмотреть в истории правок. Эта статья так же, как и статья, размещённая в Википедии, доступна на условиях CC-BY-SA .

Приговор

Новое следствие шло почти год. Весной 1773 года правительственная комиссия представила проект приговора: 11 человек предлагалось четвертовать, ещё 40 человек — повесить, а троим отрубить головы. 13 казаков после наказания плетьми надлежало отправить солдатами в полки Второй армии. Приговор, однако, не понравился оренбургскому генерал-губернатору Рейнсдорпу. Он предложил четвертовать 26 казаков, а из числа других приговорённых к смерти выбрать 15 человек по жребию и повесить, остальных бить кнутом и отправить в ссылку в Сибирь.

Как ни удивительно, но Екатерина II существенно смягчила приговор: 16 казаков полагалось «наказав кнутом, вырвав ноздри и поставя знаки, сослать в Сибирь на Нерчинские заводы навечно». Ещё 38 казаков после наказания кнутом (без выдирания ноздрей) были отправлены в Сибирь на поселение вместе с семьями. 31 человека отправили в армейские полки, участвующие в войне с турками, а тех, кто не был способен к службе, — в сибирские гарнизонные батальоны. Шесть приговорённых к смертной казни были прощены — за то, что уговорили мятежных казаков не казнить пленных офицеров и старшин.

Несмотря на смягчение приговора, яицкие казаки были потрясены. Многие бежали из городка и присоединились к тем казакам, кто скрывался после поражения восстания. До начала Пугачёвского бунта оставалось всего несколько месяцев.

Уральские казаки сохранили Древлеправославие

Исторически сложилось так, что во время никоновских реформ Уральское войско имело полную автономию, а также территориально было сильно удалено от Московского царства, вследствие чего нововведения патриарха Никона до берегов Урала так и не дошли, а сами казаки сохранили веру и обряды неизменными, такими, как они были в XIV—XV веках, во время появления первых казаков на берегах Яика. Твердость и упорство уральских бородачей-старообрядцев были наследственными чертами. Казаки оставались верны дониконовским обрядам православной церкви, а военный уклад жизни способствовал защите своих религиозных убеждений.

Все попытки правительственных и церковных властей ввести нововведения Никона в практику богослужений окончились безрезультатно. В XVII и XVIII веках старообрядческие скиты на Иргизе и Яике оставались действующими, тогда как на Дону и Медведице монастыри уже были разгромлены. Существование старообрядческих скитов на Урале стало возможным благодаря тому, что их упорно отстаивали и защищали яицкие казаки. Это позволило дать приют староверам, бежавшим с Дона и Медведицы. Казаки ревностно относились к сохранению заведенных порядков, как на службе в войске, так и в соблюдении старообрядческих традиций.

Петер Симон Паллас — ученый-энциклопедист и путешественник, посетивший Яик в 1769 г., заметил, что «в церковь казаки ходят редко, потому что они старообрядцы, по большей части молятся дома». Старания правительства и господствующей церкви ввести новый обряд в уральских церквях казаки восприняли как покушение на их «казачью вольность», что вызвало среди них отказы от выполнения служебных обязанностей по выполнению государевой службы. Так, в 1769 г. несколько сот яицких казаков отказались нести службу в Кизляре, объясняя отказ «несовместимостью с постоянной дислокацией Яицкого войска».

В 1770 г. яицкие казаки не выполнили приказа властей силой возвратить калмыков на Северный Кавказ, откуда они самовольно перекочевали в Среднюю Азию, не выдержав непосильных налогов, взимаемых царскими чиновниками. Калмыков вернули с помощью армейских частей, а 2000 яицких казаков за «ослушание» были подвергнуты телесным наказаниям и сосланы, 20 человек приговорены к каторге.

Литература

  1. Савельев Е. П. Древняя история казачества. — Вече, 2007. — ISBN 978-5-9533-2143-3
  2. Емельянов Н.Ф. Спорные вопросы истории феодальной Сибири. — Курган, 1991. — С.50.
  3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1990. — С.289.
  4. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Изд. 2-е. — Новосибирск, 1986. — С.185-189.
  5. Сибирские летописи. — СПб., 1907. — С.292.
  6. Русские старожилы Сибири. — М., 1973.
  7. Александров В.А. «Войско» — организация сибирских служилых людей XVII в. // История СССР, 1988.
  8. Бахрушин С.Б. Научные труды. — Т. III, ч. I. — М., 1955.
  9. Александров Б.А., Покровский Я.Я. Власть и общество. Сибирь в XVII в. — Новосибирск, 1991. — С.92-93.
  10. Емельянов Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху. (Состав, занятия и повинности). — Томск, 1980.

Детей — на службу

Но недолго длилась сибирская вольница. Уже в начале XVIII века вышел царский указ о том, что «в службу брать всех детей казаков и ссыльных невольников, а в атаманы никого без указа не выбирать». Кроме этого надлежало собрать всех казаков в единое войско, с помощью которого можно было продолжать покорение Востока России. Ведь примеры Донского, Черноморского и Терского казачества подтвердили преимущество унифицированного войска. Бойцы в них сражались не только за царя, но и за честь своего войска — так повышался общий боевой дух.

В 1716 году по реке Иртыш началось строительство новой укрепленной пограничной линии. Основой рубежа стала Омская крепость, которая вскоре превратилась в столицу Сибирского войска. В 1763 году эта линия получила имя «Сибирской линии казаков». Все проживавшие там, должны были служить «доколе в силах», а их дети и внуки обязаны были продолжать службу своих отцов. До 1760 года казаки не имели своего атамана.

Защитники Родины

Уральское казачье войско участвовало почти во всех войнах, которые вела Россия. В 1798 г. два полка были в Итальянском и Швейцарском походах А. В. Суворова. В Отечественную войну 1812 г. Уральские 3-й и 4-й казачьи полки — в составе Дунайской армии адмирала Чичагова, в зарубежных походах — в корпусах генералов Ф. К. Корфа и Д. С. Дохтурова. Казаки участвовали в русско-турецкой войне 1828—1829 гг. и подавлении Польского восстания 1830 г.. Во время Крымской войны из Уральского казачьего войска были откомандированы два полка.

Остатки Уральской сотни есаула В. Р. Серова. К 25-летию боя под Иканом 4—6 декабря 1864 г.

Уральские казаки регулировали кочевые перемещения через реку Урал и обратно, принимали на себя случавшиеся набеги кокандских, бухарских и хивинских отрядов, участвовали в подавлении периодически поднимавшихся восстаний. Во время среднеазиатских походов уральские казаки были главной кавалерийской силой, до сих пор сохранилось множество песен о взятии Ташкента и Коканда. Одним из самых известных эпизодов в период покорения Коканда является Иканское дело — трехдневное сражение сотни казаков под командованием есаула В. Р. Серова у кишлака Икан недалеко от города Туркестана. Отправленная на разведку уральская сотня встретилась с армией кокандского хана, направлявшегося для взятия Туркестана. Два дня уральцы держали круговую оборону, используя в качестве защиты тела убитых лошадей, а затем, не дождавшись подкрепления, выстроились в каре и пробивались через кокандскую армию, пока не соединились с направленным на выручку отрядом. В бою уральские казаки потеряли более половины людей убитыми, почти все оставшиеся в живых были тяжело ранены. Все они были награждены солдатскими Георгиями, а есаул В. Р. Серов — орденом Святого Георгия 4-го класса.

Земли Уральского казачьего войска. 1890 г.

Немало послужили уральские казаки престолу Российской Империи, поставляя сотни воинов для охраны границ и участия в военных походах. Особенной является роль казаков и в устройстве государства, в сохранении Отечества.

Если китайцы для защиты своих границ воздвигли Великую китайскую стену, уральский казачий народ создал живую Великую Казачью стену, и это один из подвигов уральских казаков в истории.

Отличие казаков от солдат регулярной армии

В отличие от солдата регулярной армии, уральский казак с самого рождения формировался в среде с высоким чувством воинской чести и традиции истовой службы, выделялся более сознательным отношением к военному делу. Уральцы совершенно не нуждались во внешней дисциплине, они были образцом исполнительности и неукоснительного выполнения воинского долга. Более сознательное отношение к службе помогало казаку стать превосходным одиночным бойцом — инициативным, сметливым, не теряющимся в самой сложной обстановке. Этому же способствовала и постоянная боевая практика, а также полная опасностей и тревог жизнь на границе с киргизской степью.

Битва Уральских казаков с киргизами, 1826 г. Уральские казаки участвовали во всех азиатских походах России

«У уральцев уникальный характер, центральным качеством которого являлось чувство независимости и гордости. Уральцы по уму — все министры, — отмечал познакомившийся с ними на русско-японской войне генерал К. Н. Хагондоков. — Отдавая приказ, нужно быть очень точным, ибо что-либо недоговоренное или ошибочное будет уральцами немедленно обнаружено».

Оренбургский генерал-губернатор В. А. Перовский, возглавлявший хивинскую экспедицию, в составе которой находились 2 полка уральских казаков, отмечал: «Вот уж чудо-казаки: стужа, бураны для них ничего, больных весьма мало, умерших… нет, пока шли вперед, какая бы ни была погода, распевали удалые песни… работают более, лучше и охотнее всех. Без них плохо было бы всему отряду!»

Островок религиозной свободы

Молодая замужняя уральская казачка в парадной одежде. XIX век

Староверие прочно сохранялось в войске благодаря общественному строю, стремившемуся «во что бы то ни стало поддержать прежнее устройство общины, прежние порядки и обычаи страны, прежний дух казачества».

Способствовали сохранению старообрядчества на Яике и некоторые меры со стороны царского правительства и самих самодержавцев. В 1709 г. после Полтавской битвы, где уральские казаки проявили свой героизм, особым указом Петра I им было предоставлено право ношения бороды и оставаться при своей вере. Царь Пётр I оставил всем яицким казакам «крест и бороду», оградив тем самым их от гонений за веру на целый век.

Казаки-разинцы сотники Самуйло Васильев, Исай Воронин и Логгин были военными руководителями знаменитого Соловецкого восстания и вместе с бывшим духовником царя Алексея Михайловича архимандритом Никонором стояли до конца, а после предательского взятия монастыря вместе приняли страшные муки. Русской Православной cтарообрядческой Церковью (РПcЦ) они причислены к лику святых.

Императрица Екатерина II, пережив Пугачёвщину, не преследовала за веру яицких (уральских) казаков даже после бунта 1773—1775 гг., а в 1795 г. официально узаконила право уральских казаков употреблять старопечатные книги и старые обряды. Однако издала указ о том, что в целях полного предания забвению Пугачёвского восстания, Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, а Яицкий городок — в Уральск, само же войско утрачивает былую автономию. Во главе уральского казачества были поставлены наказной атаман и войсковое управление.

Сын Екатерины II — Павел, став императором, создал из уральских казаков лейб-сотню, тем самым выказав им своё доверие и милость.

Казак лейб-гвардии Уральской казачьей сотни

На самом деле религиозная свобода уральских казаков стала следствием необходимости правительства иметь в их лице надёжную военную силу в районе северного Прикаспия. Первоначально причины появления раскола в войске были те же, что и в других местах России, но впоследствии местные условия придали им ещё и политический характер. Опасаясь, что истинная вера на Яике будет истреблена, а старый вечевой строй казачей общины уничтожен, казаки твердо и энергично отстаивали свои права и привилегии. Искавшие духовной свободы и убежища беглецы-староверы со всех регионов стремились на реку Урал.

В 1868 г. было введено новое «Временное положение», по которому Уральское казачье войско было подчинено наказному атаману вновь образованной Уральской области. Территория Уральского казачьего войска составляла 7,06 млн гаи делилась на 3 отдела (Уральский, Лбищенский и Гурьевский) с населением 290 тысяч человек, в том числе казачьего — 166,4 тысяч человек в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц.

В середине прошлого века поголовно все Уральские казаки были старообрядцами, и уральский губернатор А. Д. Столыпин, отец знаменитого П. А. Столыпина, отмечал единство и упорство в вере Уральских и Оренбургских казаков, сравнивая их за преданность старым русским идеалам с современными ему славянофилами, и даже предлагал митрополиту Антонию не проводить увещевание раскольников: «С казаками, Ваше преосвященство, надо быть очень осторожным: гнуть надо, но надо и парить, возбудить пугачевщину очень и очень легко!»

Казаки Лейб-Гвардии Уральского Казачьего эскадрона. Уральцы вооружены винтовкой Бердан-2 казачьего образца

История Сибирского казачьего войска

Официально войско вело и ведёт своё начало от 6 декабря 1582 (19 декабря по новому стилю), когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный в награду за взятие Сибирского ханства дал дружине Ермака наименование «Царская Служилая Рать». Такое старшинство было даровано войску Высочайшим приказом от 6 декабря 1903 И оно, таким образом, стало считаться третьим по старшинству казачьим войском России (после Донского и Терского). Однако реальная связь между войском и дружиной Ермак мало ощутима и выявляется с трудом.

Гимн Сибирского казачьего войска

Сибирь, Сибирь, Сибирь, Сибирь…
Летят над тобой журавли.
Бессмертной былью на серых крыльях
Слава сибирской земли. (2 раза)
Сибирь, Сибирь, Сибирь, Сибирь…
Встают, оживая, века.
Идут удачи сотни казачьи –
Все под рукой Ермака. (2 раза)
Сибирь, Сибирь, Сибирь, Сибирь…
Она ублажала царя.
К державной славе земли прибавив,
Вольнице благодаря. (2 раза)
Сибирь, Сибирь, Сибирь, Сибирь…
Священные птицы кричат…
Гордые думы хана Кучума
Развеял славный отряд. (2 раза)
Сибирь, Сибирь, Сибирь, Сибирь…
Летят над тобой журавли.
Не подведите, вольно несите
Славу сибирской земли. (2 раза)

«Сибирь»

Слова и музыка В. Есикова

Ядро войскового сословия Сибирского войска генетически восходило к городовому казачеству Западной Сибири XVII в. Уцелевшие ермаковцы и их дети, положив начало военно-служилому сословию русской Сибири, скоро растворились в массе так называемых новоприбраных казаков. В течение следующего, XVIII в. часть городовых казаков переселили на пограничные линии, и они дали начало сибирскому линейному казачеству. Войско как таковое было сформировано только во второй половине XVIII-первой половине XIX в. целым рядом разновремённых, вызванных военной необходимостью распоряжений центральной власти. Рубежом можно считать Положение 1808, от которого обычно и ведут отсчёт истории собственно Сибирского линейного казачьего войска, которое комплектовалось из разных источников людских ресурсов. Особенно показательны в этом отношении 1846 и 1849 гг., когда за счёт зачисления в казаки крестьян (как старожилов, так и переселенцев из Европейской России) численность войска возросла чуть ли не в два раза! Поэтому-то «коренные» сибирцы, являвшиеся прямыми потомками городовых казаков Западной Сибири XVII в., и составили лишь часть войскового сословия, его ядро.

К началу XX в. основная масса казачества превратилась в «военное крестьянство»: в земледельцев, отбывавших воинскую повинность на отличных от остальных граждан основаниях. Чем сильнее втягивалось казачье хозяйство в рыночные отношения, тем болезненнее чувствовалась двойственность положения казака как «военного крестьянина». Самоснаряжение на службу, лагерные сборы, поверки амуниции и обмундирования отнимали силы, время и средства казака, он не мог максимально сконцентрироваться на производительном труде и тяготился своей обременительной воинской повинностью.

В 1916 население около 172 тыс. человек, около 5 млн десятин земли.

В Первую мировую войну выставило 9 конных полков, 3 дивизиона, 5 сотен, 3,5 батареи. В 1918 году упразднено. Казаки Сибири принимали активное участие в Гражданской войне в войсках Колчака.

Во время Второй мировой войны большинство сибирских казаков сражались в советских частях, но из эмигрировавших казаков в августе 1943 был сформирован 2-й Сибирский казачий полк 1-й казачьей дивизии 15-го казачьего кавалерийского корпуса СС.

История казачества

Казачество в России возникло в XVI веке, когда правительство Российского государства создало казачьи войска на южных границах государства. Казаки выполняли задачи обороны государства и охраны торговых путей. Кроме того, казаки занимались скотоводством и рыболовством.

В XVII-XVIII веках казачество играло значительную роль в истории России. Казачьи войска участвовали в битвах и войнах, они помогали осваивать новые земли. В XIX веке казачество развивалось как социально-экономическая формация, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке.

Значительный вклад в историю казачества внес Казачий союз. Казачье движение было активно в начале XX века, казаки принимали участие в революционных и национально-освободительных движениях.

В 1917 году в России произошел ряд событий, которые повлияли на историю казачества. В результате революции в России произошло образование нового государства — Советской России. Казачьи войска были распущены, а после внедрения коллективизации казачество фактически прекратило свое существование.

В 1991 году казачество было восстановлено тогдашним руководством Российской Федерации

С тех пор казачество возродилось, и на сегодняшний день остается важной частью истории и культуры России

Казаки истово отстаивали свои обычаи

Правительство намеренно придавало вероисповедным делам политическое значение, рассматривая выступления староверов как «хулу против царя и Бога». Сенатор, князь М. Щербатов, инспектирующий Яицкое войско после подавления восстания Пугачева, в котором войско участвовало «почти в полном составе», писал о казаках-старообрядцах: «Везде, где они могут показать свою ненависть против государя и российской церкви, не упускают случая. Свидетельствуют сему бывшие бунты… восстание 1772 г. на Яике, которого града казаки, быв сей ересью заражены, не почли себе преступным делом против законных властей вооружиться».

Уральские казаки. Раскрашенная литография Гессе. 1800 г. Государственный Исторический музей, Москва

Истово отстаивая свои самобытные обычаи, казаки с презрением относились к боли, физическим страданиям и даже смерти. Казаков легче было уничтожить или переселить, как это не раз происходило в истории Яицкого войска, но перебороть силу старой веры, которой издревле были вооружены их предки, было невозможно.

В яицком войске староверы были решительно на своём месте и в своей среде: здесь не было преследований, свободно крестились двоеперстно, имели старопечатные книги и отправляли по ним службу. Старики-старообрядцы являлись той консервативной силой, которая препятствовала преобразованию хозяйственной и социальной жизни войска.

Фундаментом казачьего староверия были казаки-старики, офицеры и атаманы, урядники и особенно их жёны — главные хранительницы старообрядчества на реке Урал. Этому были свои причины: службу они не несли и из войска не выезжали, отлично владели церковнославянской грамотой, читали много святоотеческих книг, по ним же учили грамоте своих детей, проводили дни в труде и молитве, ожидая со службы своих мужей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: