Как организовать поездку на соловецкие острова

Вологодский литератор

Соловки на старых картах

Напомним, что по официальным данным первые каменные постройки — причем речь даже НЕ о внешней оборонительной стене, а о постройках церквей — появились на Соловках НЕ раньше 1552 года. А возведение оборонительной каменной стены только начинается в 1584-м. При этом на картах Соловки появляются уже ДО этого, причем с пометкой города — то есть картограф счел необходимым изобразить некий недавно основанный деревянный монастырь севера наравне с такими крупными городами как Москва, Великий и Нижний Новгород, Суздаль, Кострома и прочими? Не странно ли это?

Возьмем самую «старую» имеющуюся в открытом доступе карту Московии — это карта Антония Вида 1537 г. Она интересна тем, что каждому городу здесь соответствует не просто символ, а некое уникальное изображение. То есть картограф, видимо, хотел передать примерный облик и размеры города — так вот изображение Соловков отражает нечто действительно грандиозное! Сооружения Соловков по размеру выглядят на порядок внушительнее Пскова, Владимира, Коломны и Твери! Превосходят их разве что Великий Новгород и Великая Пермь (кстати, что по «официальной» истории такого города на тот момент еще вовсе не существует — читайте подробнее в статье про Пермь), Москва же примерно равноценна. Напрашивается вывод, что внушительные стены монастыря с гигантскими валунами существовали уже тогда и были известны всему просвещенному миру.

Фрески

Фрески Дионисия являются единственной сохранившейся сегодня стенописью этого мастера. Они появились на стенах монастыря еще в XVI веке, когда артель живописцев расписали храм. Одним из мастеров был Дионисий — известный мастер и создатель христианских рисунков в церквях.


Роспись купола собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре

Почему росписи появились именно в Ферапонтовом монастыре? Дело в том, что обитель располагалась на новом торговом пути, а храм Рождества был первым каменным на этом пути, поэтому его и решили расписывать. Мастера пребывали в этой местности 2 года, за которые и закончили свою работу. Она включала более 300 сюжетов и отдельных персонажей, которые украсили поверхности всех стен, столбов, откосов и сводов церкви. Рисунки отсутствуют только за иконостасом и перегородкой алтаря. Есть фрески и снаружи церкви — на нижней части южной стены там, где захоронен святой Мартиниан.

На заметку! Особенность фресок Дионисия не только в том, что они единственные, дошедшие до наших дней, но и в их сюжетах. Дионисий впервые на Руси использовал для своих сюжетов Иоанна Предтечу, Вселенские соборы и акафист Богородицы. 

Историки считают, что Дионис какое-то время жил на Афоне и его работа в Ферапонтове стала продолжением тех фресок, что он видел на святой горе.

Особое место в его картинах занимает Богородица — большой цикл росписей Рождественского храма является одним гимном: «Радуйся!», который направлен к изображению Богоматери Одигитрии на троне. При этом фрески соединены воедино и не разнятся по стилю. Тут представлены картины пира в Кане Галилейской (первое чудо Христа на земле), картины Страшного суда и сам Христос Вседержитель в центре купола храма.

Кроме этого, стены украшают изображения мировых храмов и соборов

Особое внимание уделено сюжету Рождества Богородицы, ведь храм посвящен именно этому событию. Сюжет состоит из трех поясов: в верхнем — деисус, в среднем — Рождество Богородицы, праведные Анна и Иоаким, в нижнем — славящие ангелы и архангел Гавриил


Богоматерь на престоле, с архангелами Михаилом и Гавриилом. Роспись алтарной конхи в соборе Рождества Пресвятой Богородицы

Главной характеристикой рисунков является мягкость их цветов, ведь среди них преобладает светлая и нежная палитра оттенков. Яркий голубой цвет использован мастером для фона фресок. При этом контуры мягкие, закругленные в каждом сюжете. Они совсем не тяжелые, парящие. По свидетельствам, краску мастеру доставляли из Москвы.

Основание Соловецкого монастыря

Первыми монахами, поселившимися на Соловецком острове (Архангельская область), были Савватий и Герман. Сохранившиеся письменные свидетельства говорят, что Савватий пришел сюда из Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область). Он искал уединенные места, где можно было спокойно молиться Богу. Пробыв некоторое время в Валаамской обители (Республика Карелия), Савватий двинулся дальше на север. Карельские жители поведали ему о безлюдном острове, где только в летнее время бывают рыбаки.

В селении Сорока (современный город Беломорск, Карелия) Савватий познакомился с Германом, с которым и отправился жить на безлюдный остров в 1429 году. Постоянно пребывая в труде и молитвах, они пробыли там 6 лет. В сентябре 1435 года Герман направился Поморье за продовольственными запасами. Савватий в это время почувствовал приближение завершения своей земной жизни. Чтобы принять Святые Тела и Кровь Христовы, он отправился в близлежащее селение, где скончался.

В поморских землях Зосима встретил старца Германа, поведавшего ему про жизнь на острове Соловки. На следующий год они вдвоем стали жить в этих местах. Однажды Зосима сподобился чудесного видения: он увидел прекрасный храм. В указанном месте монахи построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь.

Постепенно к отшельникам стали стекаться другие монахи. 

Весной 1478 года святой Зосима умер. В следующим году, отправившись в Новгород для решения монастырских дел, старец Герман почувствовал близость смерти. В Антониевой обители он отошел ко Господу. Только через пять лет его мощи перенесли в родную обитель.

1668 — началось «соловецкое сидение»

Будущий Патриарх Никон, из-за которого Соловки стали «мятежными», сам был выходцем из Соловецкого монастыря. В 30 лет он принял постриг в Свято-Троицком Анзерском скиту. Но в 1639 году из-за конфликта с начальством бежал с Соловков.

Патриарх Никон

Став Патриархом, Никон в 1650-х годах затеял церковные реформы. Они были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой. Они вызвали раскол Русской Церкви, что повлекло возникновение старообрядчества.

Соловецкий монастырь осудил реформы Никона как ересь. Причиной восстания послужили присланные из Москвы в 1657 году новые служебные книги. Решением совета соборных старцев эти книги были запечатаны в монастырской казенной палате, а богослужение продолжали проводить по старым книгам. Правительство восприняло это как бунт и приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря.

Годом позже на Соловки прибыли царские полки под командованием воеводы Мещеринова. Противостояние вылилось в долгую осаду. Так называемое «соловецкое сидение» продолжалось почти восемь лет — с 1668 по 1676 годы. По свидетельствам, монастырь осаждали 10 тысяч стрельцов. Но хозяйство соловецкое было крепким и самодостаточным, монастырь великолепно укреплен, монахи, крепкие в своих убеждениях, защищались смело — у них было 300 орудий и припасов на 30 лет, и, если бы не предательство одного из монахов, «сидение» продолжалось бы и дальше. Но в 1676 году крепость взяли царские войска. Почти все мятежники или погибли в схватке, или были позже жестоко казнены.

Соловецкое восстание 1668-1676

В 1666 году Никон был извержен из патриаршества и стал простым монахом, хотя его реформы были продолжены. А Соловецкий монастырь после «никонианского» разгрома смог оправиться только к началу XVIII века.

5

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

Соловецкий монастырь – этоглавная достопримечательность Соловецких островов. Этот монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества. Он был сооружён в первой половине XV века. Расцвет монастыря связан с деятельностью игумена Филиппа, возведённым в сан игумена Новгородским архиепископом Феодосием в 1548 году. Филипп приложил много усилий по внутреннему и внешнему благоустройству. По проектам игумена Филиппа были построены Успенская церковь с Трапезной и Келарской палатами (1552-1557) и Спасо-Преображенский собор (1558-1566). Благодаря деятельности Филиппа, монастырь превратился в богатый промышленным и культурный центр северного Поморья.  Монастырь постепенно превращался в крепость с каменными стенами и башнями, по форме строение напоминало большой корабль. Во время Крымской войны к Соловкам подошла англо-французская эскадра, монастырю пришлось обороняться и выдержать осаду в 1854 году.

К началу XX века на архипелаге уже находилось 19 церквей и 30 колоколен. Вместе с монахами на острове находилось более 1000 паломников и наемных работников. Монастырь был известен и почитаем по всей России. В 1923 году на Соловках был учреждён Соловецкий лагерь особого назначения, преобразованный в 1937 году в Соловецкую тюрьму особого назначения, расформированную в 1939. Значительную часть заключённых составляли духовенство, офицеры белого движения, интеллигенция.

В 1967 году на Большом Соловецком острове создан Соловецкий музей-заповедник, который в 1974 году превращен в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. В октябре 1990 года Священный Синодблагословил открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Секирная гора

Секирная гора– самая высокая гора на Большом Соловецком острове. Высота горы составляет 73,5 метра. Гора названа в память об ангелах, которые высекли жену рыбака. Согласно преданию, в давние времена, когда на острове жили преподобные Савватий и Герман, а у подножия горы жили рыболовы с семьями. Рыболовы пытались изгнать преподобных с островах. Но однажды появились два «светлоликих ангела» в образе юношей, они высекли прутьями жену рыбака и прогнали её с горы, приговаривая, что этот остров предназначен для иноков и что «устроится тут жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие».

С горы видна Сосновая губа, к берегу которой пристали преподобные Савватий и Герман в 1429 году. В 1627 году в этой губе на сосне явилась чудотворная икона Божией Матери с Младенцем. Икона была перенесена в монастырь и установлена в Спасо-Преображенском соборе, а на месте явления иконы построили часовню в честь Корсунской иконы Пресвятой Богородицы. До наших дней сохранился в Сосновой губе крест, установленный в 1812 году.

Ботанический сад Соловецкого музея-заповедника

На большом Соловецком острове, в четырех километрах от поселка Соловецкий находится Ботанический сад, который был основан в 1822 году архимандритом Макарием. Изначально Сад назывался Макарьевской пустынью. Площадь составляет 5 гектар. Территория Ботанического сада окружена с трех сторон холмами, поросшими лесом. За 200 лет существования Сада здесь удалось акклиматизировать сотни растений. Сегодня в Ботаническом саду растает более 30 видов древесных растений, около 500 видов и сортов декоративных, лекарственных и кормовых растений. Но как не пытались работники Сада здесь так и смогли прижиться злаковые культуры. В Ботанический сад на острове можно пройти пешком по лесной дороге или на экскурсионном автобусе.

Большой Заяцкий остров

Пётр Великий два раза посещал Соловецкие острова. По его указанию в 1702 году на Большом Заяцком острове была построена церковь Андрея Первозванного, покровителя русского флота. На этом острове найдено одно из самых больших святилищ, которую представляют погребальные памятники, в число которых входят 13 каменных лабиринтов, более 600 каменных курганов. Известно, эти острова считались священными задолго до появления монашеской общины. Архипелаг посещали протосаамские племена начиная с IV-III тыс. до нашей эры, они хоронили здесь избранных особ.

Время взлетов и падений

Через 100 лет при игумене Мартеминиане – воспитаннике преподобного Кирилла Белозерского, Ферапонтов монастырь расцвел и разбогател. Влиятельные князья оставляли здесь богатые дары и жалованные грамоты. Монастырь владел 300 душами крепостных, сюда на богомолье приезжал Иван Грозный.

Новый настоятель основал богатую библиотеку, обитель славилась «ученостью иноков». Насельники переписывали и переплетали книги. 2 года строили жемчужину монастыря – Богородице-Рождественский собор, который сменил деревянный храм, уничтоженный пожаром. В 1502 году собор расписал фресками знаменитый иконописец Дионисий с сыновьями.

На деньги великого князя Василия III возвели каменный Благовещенский храм, который соединили с Богородице-Рождественским собором каменной галереей.

В 1614 году слабо защищенный монастырь разорили отряды польских налетчиков. Урон, нанесенный поляками, оказался настолько большим, что восстановили монастырь лишь через 25 лет, однако новый подъем был недолгим.

Во второй половине XVII века положение обители резко ухудшилось. Одной из причин обеднения и запустения монастыря стало то, что здесь 10 лет (1666-1676 годы) пребывал опальный патриарх Никон, внесший раскол в церковную жизнь.

В 1798 году Ферапонтов монастырь упразднили, церкви отдали приходам. Возродила монастырь к жизни в 1904 году игуменья Таисья, превратив его в женскую обитель. Самодостаточный и уютный монастырь в 1924 году закрыли большевики, разогнав сестер.

С тех пор монастырь стоял заброшенным, с 1975 года здесь начали формировать Музей фресок Диониса, филиал Кирилло-Белозерского музея-заповедника. В 2000 году монастырь внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Экскурсия на Соловки: долгая дорога к цели

На экскурсию к Беломорско-Балтийскому каналу нас повез автобус из прошлого

Настрой боевой, силы еще остались и поэтому решили после ужина отправиться на дополнительную экскурсию к 19-й шлюзу Беломорско-Балтийского канала. Экскурсия стоит 300 рублей с человека, хотя сразу хочу сказать, что своих денег она не стоит. Безусловно, сам шлюз вам покажут, правда, с моста, и даже примерно за час расскажут душещипательную историю строительства канала с демонстрацией фотографий в папке. Вот собственно и все удовольствие. Как говорится, хорошего понемногу.

Утром Белое море встречало нас тишиной и ярким солнцем

На встречу с жемчужиной севера мы отправлялись из Беломорского порта на трехпалубном теплоходе «Сапфир» именно тем путем, по которому плыли к островам первые монахи. Правда, они плыли на лодке целых 2 дня, а мы на комфортабельном теплоходе каких-то 4 часа. Но даже эти 4 часа, казалось, тянулись целую вечность. Будь у нас метеор, похожий на те, что плавают на Валаам или на Кижи, добрались бы до острова всего за час. Только представьте: расстояние от Беломорска до островов каких-то 68 км, а плыть целых 4 часа!

Теплоход «Сапфир»

За время в пути мы успели изучить все три палубы, выпить чашечку кофе в теплоходном кафе, посетить сувенирный магазинчик, подышать угарным газом на открытой палубе сверху, посмотреть фильм «Любовь и голуби» и окончательно закоченеть стоя на носу нашего «быстроходного корабля». Очень повезло увидеть вдалеке выныривающую из воды белуху, жаль только сфотографировать ее не удалось.

Всю дорогу до Соловков нас сопровождали стаи чаек

Ближе к полудню на горизонте появился Соловецкий кремль

Ближе к полудню на горизонте, наконец-то, показался известный во всем мире силуэт Соловецкого кремля – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО. И тут нас ждало небольшое разочарование: все живописные маковки соборов и церквей оказались укутаны строительными лесами! Глобальная реконструкция, растянувшаяся на несколько лет, согласно графику должна была завершиться в октябре 2016. Жаль, что она не завершилась на 3 месяца раньше. Значит, будет повод вернуться сюда еще раз, чтобы увидеть Соловецкий кремль во всем его великолепии.

О чем поведает старинное произведение искусства

В те далекие годы, когда новообразованная Страна Советов только оправлялась от ужасов Гражданской войны, Третьяковская галерея получила в свою коллекцию одну замечательную картину. «Молчание» отечественного живописца Михаила Нестерова бережно сохранялось в семейном собрании промышленника Павла Харитоненко, а сам шедевр был создан в 1903 году под влиянием путешествия на Русский Север. «Не бойтесь, там Христос близко», — говорил впоследствии автор пейзажа, дышащего чувством наивысшей гармонии, полного единения человеческого и природного начал.

Почему же стоит вообще обратить внимание на сюжет представленной картины? Ответ прост… И спустя столетие шедевр с точностью передает умонастроение изображенной местности, а зоркий взгляд с легкостью угадывает очертания Секирной горы. Возвышается на ней белоснежный Свято-Вознесенский скит

Как вы могли догадаться, речь пойдет о самобытном архипелаге в ледяных водах Белого моря. Мы на Соловецких островах.

1548 год — игуменом Соловецкого монастыря стал Филипп Колычев

Московский боярин Федор Колычев в 1537 году примкнул к мятежу князя Андрея Старицкого, мятеж, как известно, не кончился удачей, и ему пришлось бежать от преследования. Бежал он на край земли — в Соловецкий монастырь. Полтора года был послушником, потом пострижен в монашество с именем Филипп. Восемь лет прожил Филипп в обители, прежде чем решением монастырского собора был избран игуменом. Он оказался великолепным хозяйственником, много сделал для внутреннего и внешнего благоустройства обители, превратил Соловки в настоящий промышленный и культурный центр Северного Поморья.

Митрополит Филипп Колычев, вышивка

В 1485 и 1538 годах монастырь сильно горел. Стало понятно, что нужны каменные строения. В 1552 году Филипп начал строительство каменных церквей, а в 1590–1594 годах была отстроена знакомая всем оборонительная гранитная стена вокруг кремля. На островах и в поморских вотчинах появились новые хозяйственные и промышленные сооружения. Монастырские промыслы механизировали, возвели новые келейные корпуса, больницу для братии.

Именно при игумене Филиппе на Большом Соловецком острове появилась сеть каналов, объединившая 78 озер для питания Святого озера и водоснабжения монастыря. На каналах встали мельницы. Был организован первый в Корельском уезде железоделательный оружейный завод на берегу реки Пялы. В монастыре процветали ремесла: он владел солеварнями, кузницами; монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи — и это в суровейшем северном климате!

Повсеместное почитание преподобных Зосимы, Германа и Савватия также инициировал Филипп Колычев. Храмы и монастыри в честь святых открывались в Астрахани, Казани, даже в Сибири! Заметно увеличились пожертвования в монастырь.

Во все века властьимущие щедро одаривали северный форпост России, но именно в XVI–XVII веках авторитет Соловецкого монастыря вырос колоссально не только в северном регионе, но и по всей России, и пожертвования от царя и богатых людей потекли на Соловки рекой. Например, в 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками (то есть местные жители теперь должны были платить подати не государству, а монастырю), остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками.

Большие денежные вклады от царя и других благотворителей дали возможность выстроить на Соловках два больших каменных собора: Успенский и Преображенский. В монастырь регулярно присылалась драгоценная церковная утварь. В 1548 году царской грамотой монастырю было разрешено вести беспошлинную торговлю солью на 10 тыс. пудов в год (в 1542 году такое право было только на 6 тыс. пудов), в 1551 году Иван IV подтвердил это право. Монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. В 1556 году по челобитной Филиппа царь освободил их от оброка в пользу царской казны.

Последние минуты жизни митрополита Филиппа. 1880-е. Художник А. Н. Новоскольцев

В 1560 году в Соловецкий монастырь заточили протопопа Сильвестра, бывшего духовника Ивана Грозного и то ли популяризатора, то ли автора знаменитой книги «Домострой» (тут мнения историков расходятся).

В 1651 году вместо игуменства была учреждена архимандрия (то есть настоятель имел уже сан не игумена, а более высокий — архимандрита, и это означало повышение статуса монастыря). До марта 1682 года, когда учредили Холмогорскую епархию, монастырь находился в пределах Новгородской епархии.

В 1565 году царь Иван Грозный вызвал Филиппа из Соловецкой обители и предложил занять кафедру митрополита Московского. Дальнейшая история печальна — святитель Филипп не побоялся обличить жестокие репрессии царя, за что в 1568 году был смещен с кафедры, арестован и заточен в Отроч Успенский монастырь в Твери, где через год был задушен ближайшим сподвижником Ивана Грозного, Малютой Скуратовым. Общецерковное почитание митрополита Филиппа как святого началось с 1652 года, когда мощи его были перенесены в Москву.

3

Откуда есть пошла соловецкая земля и откуда она стала есть

Признаться, Соловецкие острова мне с самого начала виделись небольшим участком суши с монастырскими стенами, выросшими из морских глубин. Каково же было удивление, когда перед путешественниками вдруг открылся растянутый на десятки километров огромный лесной массив. Это Большой Соловецкий остров, крупнейший из всего архипелага. Помимо него в состав беломорской жемчужины входят Большая и Малая Муксалма, Анзерский и два Заяцких острова, сотни небольших островков. Рельеф, характеризующийся широкой озерно-речной сетью, холмистостью и гористостью, — это последствие великого оледенения, произошедшего в северной части Европы за миллионы лет до наших дней. Новейший геологический период в истории развития планеты принес на архипелаг многокилометровую толщу ледникового покрова, таяние которого происходило с юго-востока около десяти тысяч лет назад. Ученые утверждают, что направления возвышенностей и озерных котловин архипелага сегодня в точности совпадают с траекторией движения ледника, равнодушного к преградам на своем пути.

Думается, освоение Соловецких островов началось еще древними обитателями поморья, складывавшими над останками почивших соплеменников курганы и чтившими языческие обряды.

Исследователи прошлого века полагали, что их спирали — это священные горы Savio, символ третьего мира, где блаженствуют души усопших. Если же взглянуть на них с художественных позиций, то можно вообразить себе клубок свернувшихся змей, возможно, что-либо символизирующих

Подлинное же назначение лабиринтов неизвестно по сей день, и северный Стоунхендж продолжает притягивать внимание мистификаторов

Анзерский, второй по величине остров всего архипелага, всегда считался труднодоступным местом. Покрытый болотами и поросший сосной, отделенный многокилометровым проливом, он долгие дни привлекал лишь иноков, искавших большего уединения. Со временем здесь были оборудованы монастырские солеварни и места для рыбного промысла, а в 1620 году постриженик Соловецкой обители преподобный Елеазар основал Свято-Троицкий скит. Очень скоро к отшельнику потянулись паломники. В начале же XVIII века на высокой горе, расположенной примерно в четырех километрах от скита, отстроили деревянную церковь в честь Распятия Господня. Основателем богоугодного сооружения выступил преподобный Иов, много времени проводивший в келье монаха Паисия, находящейся неподалеку на острове. Считается, что во сне священнику привиделась Пресвятая Богородица, назвавшая возвышение на острове горой Голгофой, что объясняет именование данного скита. Вскоре он начал принимать желающих учиться пустынножительству, предупреждая, однако, о всех трудностях такого жития.

Сегодня мы ближе познакомимся с архитектурным и природным достоянием Большого Соловецкого острова, составляющего обязательную программу всех путешествий на архипелаг. Именно здесь расположился крупнейших в этих широтах поселок. Как вы уже могли предположить, именуется он Соловецкий, а постоянного населения здесь около 900 человек. По признанию самих местных жителей, основа их заработка — это обслуживание туристических и паломнических потоков: как поработают в «сезон», так и будут жить всё оставшееся время

Поэтому не стоит удивляться, если кто-нибудь из них постарается захватить ваше внимание сразу на Тамарином причале, да так, что не успеете оставить собственный багаж в поселковой гостинице… Экскурсионное бюро находится в центре населенного пункта, где громогласная женщина обязательно выйдет на деревянное крыльцо, чтобы огласить, подобно важному манифесту, фамилии новых путешественников

Максим Горький на Соловках

Максим Горький на Соловках в сопровождение чекистов

В июне 1929 года Соловки посетил великий русский писатель Максим Горький, вернувшийся из эмиграции в СССР. Сохранилось много воспоминаний очевидцев о визите Горького, наиболее ярко его описал Александр Солженицын в книге «Архипелаг ГУЛАГ»:

К таким сильным словам больше нечего добавить. Слова Солженицына основаны на воспоминаниях академика Дмитрия Лихачева и других свидетелей данных событий. Поездка на Соловки стала позорной страницей в биографии пролетарского классика. Если бы великий гуманист Антон Павлович Чехов дожил до тех времен и приехал на Соловки, он не стал бы молчать об ужасах Соловецкого лагеря, а постарался бы максимально рассказать мировой общественности правду.

Именно Горькому сказал Чехов свои знаменитые слова: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!»

Сказание о соловецких преподобных в Савватиевой пустыни

Отправляясь дальше в путешествие по Большому острову, можно обнаружить Савватиеву пустынь, расположенную на севере острова, в 13 километрах от монастыря. Здесь находится не что иное, как колыбель всего соловецкого монашества. Это место, где впервые прозвучали молитвы преподобных Савватия и Германа, с именами которых православная земля Русского Севера связана неразрывно. Человека нашего времени наверняка поразит не только отвага и бесстрашие этих отшельнических богомольцев, но и реальность их существования. Ведь кажется сперва, что истории Соловецкого архипелага не больше, чем красивая сказка. Однако преподобный Савватий Соловецкий действительно существовал. Расставшись с Валаамской обителью в поисках полного уединения, он встречает инока Германа, жившего у часовни на реке Выг, и сегодня протекающей по территории Карелии. В 1429 году они переправляются на архипелаг и вместе водружают крест на земле современного Савватиевского скита. Место выбрано не случайно: рядом находится выход в Белое море (Сосновая губа), внутреннее озеро и Секирная гора, как чудесный ориентир.

Так, прожив в молениях около шести лет, преподобный Герман Соловецкий отправляется за припасами на большую землю, а Савватий умирает в его отсутствие во время ночной молитвы. Возвращается на архипелаг Герман в присутствии молодого отшельника Зосимы, с которым водружает новую бревенчатую келью. Спустя несколько лет вокруг преподобного Зосимы Соловецкого собираются более двадцати человек братии, основавших со временем на этих землях Спасо-Преображенский монастырь.

Житие преподобного Германа Соловецкого

Преподобный Герман Соловецкий родился в бедной крестьянской семье, проживающей в городе Тотьме. Образования он никакого не получил, даже не прошел обучение в начальной школе, поэтому грамотой и науками не владел. Неизвестно имя святого, данное ему при рождении и крещении.


Преподобный Герман Соловецкий

Мы не знаем, как он прожил годы юности, где постригся в монахи и в какой обители подвизался первое время. История умалчивает все эти факты. Дальнейшее житие его связано с именами других Соловецких святых, — Савватием и Зосимой.

Вскоре после пострига, которое он получил в неизвестной для нас обители, преп. Герман отправился на берег Белого моря, ища там уединения для подвигов поста и молитвы. Поселился святой при устье реки Выга, в «молитвенном доме». Изредка с рыбаками он посещал Соловецкий остров, но из-за сурового климата не решался поселиться там в полном одиночестве.

Все изменилось, когда произошла встреча двух будущих святых, Германа и Валаамского инока Савватия (прим. 1430 год). Собрав свои нехитрые пожитки, инструмент для труда, монахи перебрались на Соловецкий остров. Выбрав приглянувшееся им место, водрузили крест, поставили келью и начали свое подвижническое житие.

Это была обычная жизнь пустынников: руками делали, устами молились, добывали свое скудное пропитание собственными трудами. По прошествии нескольких лет отправился Герман Соловецкий на материк за припасами. Вслед за ним прибыл и Савватий, который вскоре здесь же и скончался.

Произошло это 27 сентября 1435 года, на реке Выге. Герман прожил целый год на материке, пока к нему не пришел монах, еще один искатель пустынного жития. Звали последнего Зосима. Он и уговорил Германа вернуться на остров. Вначале подвижники поселились отдельно, в полуверсте друг от друга.


Преподобные Герман, Зосима и Савватий Соловецкие

Затем объединились жить в одной келье, вести общее хозяйство, выбрав себе место у пресноводной реки. Они возделывали землю, сажали и собирали урожай, тем и кормились. Время от времени монахи наведывались на материк по хозяйственным нуждам.

Cоздание монастыря

В один год Герман уехал за припасами и Зосима всю зиму провел в одиночестве на острове. Погодные условия не позволяли вернуться монаху в свою келью. Весной Герман приехал на остров с большим запасом провизии, рыболовными снастями.

Вместе с собой захватил и опытного рыболова по имени Марк. Вскоре последний, подражая примеру святых, постригся на острове в монахи и стал вместе подвизаться с Германом и Зосимой Соловецкими. Вслед за ним потянулись на остров и другие желающие проводить подвижническое житие. Появилось много новых келий, и вскоре был образован Соловецкий монастырь.

Под руководством игумена Зосимы обитель процветала и духовно, и материально. Неутомимым помощником и сподвижником его был преподобный Герман. Он стал душой новообразованного монашеского братства, принимал деятельное участие в управлении и хозяйстве монастыря.


Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Был примером некнижного, бесхитростного и трудолюбивого, практичного инока. Благодаря ему и другим таким же монахам создавалась и процветала Соловецкая обитель, достигла своего величия и богатства.

Более сорока лет прожил преподобный Герман на острове, преодолевая все трудности пустынного и монашеского жития. В сложных обстоятельствах нередко поднимал дух всей братии и игумена своими богоугодными речами о необходимости терпения и молитвы в каждом деле. Отошел ко Господу игумен Зосима. Его сподвижник Герман стал живым носителем заветов святого.

Он позаботился о том, чтобы мир узнал о Соловецких преподобных Савватии и Зосиме. Герман был неграмотен, но очень хотел составить житие святых, чтобы увековечить память о них. Он дал много познавательного материала о первоначальниках Соловецкого монастыря. Его воспоминания были записаны иноком Досифеем и легли в основу первого жития Савватия и Зосимы Соловецких.

Последние годы и смерть Германа

Не смотря на преклонные годы преподобный Герман часто посещал владыку в Новгороде. Путь был сложный, неблизкий. В одну из таких поездок 30 июля 1438 года преподобного Германа застигла смерть. Святой был временно погребен в Антониевом монастыре.

Монахи, сопровождавшие его в пути, хотели отвезти тело в Соловецкий монастырь. Но была весна, снег таял и все пути были перекрыты. Поэтому не оставалось другого выхода как предать тело к погребению тут же, в деревне Хавроньине, в часовне на берегу реки Свири.

ТОП популярных статей

Most Liked

  • Высоцк и окрестности: рецепт воскресной прогулки из 4 мест
  • Едем в старинный Вельск на «расписные выходные»
  • Пушкинские Горы: 8 фактов, которые нас впечатлили
  • Прогулка по Ломоносову или что посмотреть в Ораниенбауме за несколько…
  • Почему вам стоит посетить Тихвин, и почему нет
  • Очень русский городок Устюжна и его достопримечательности
  • Ключ от всех тайн ключ-города хранится в Музее истории Шлиссельбурга
  • Тропа Петяярви: туда и обратно
  • Поморские деревни: жемчужины на Терском берегу. Часть II, непроходимая
  • Список самых красивых деревень и городков Вологодской области пополнился

Как деятельный игумен стал символом Соловецкого Возрождения

За приятным разговором дорога пролетает незаметно. Первая остановка на Большом Соловецком острове — Филипповские садки, являющиеся рукотворным заливом, отделенным от Белого моря валунной дамбой. Считается, что они использовались монахами для сохранения живой рыбы, когда в ненастную погоду новый отлов представлял опасность. Как можно догадаться, сооружение было построено при игумене Филиппе, о котором говорилось выше. Пришло время поближе познакомиться с Федором Колычевым… Родившись в семье, которая принадлежала к известному боярскому роду, и с детства будучи при великокняжеском дворе, к тридцати годам он принимает решение уйти от всего мирского. В одеянии смиренного крестьянина Федор держит путь к северным землям, где останавливается на берегу Онежского озера, в доме Сидора Суботы, пока, наконец, не принимает решение окончательно перебраться на архипелаг.

Известно, что принятого в послушники не расспрашивают о его прежней жизни, поэтому Колычев, несмотря на свое происхождение, на равных началах был занят на хозяйственных работах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: