Упадок театра
В советские годы ведущим актёром труппы МХАТа был Василий Качалов, тот самый, собаке которого посвятил стихотворение Сергей Есенин. Правда, случилось так, что в 1919 году часть труппы во главе с актёром отправилась на гастроли по провинциальным городам, но из-за Гражданской войны смогла вернуться лишь в 1922. В этом же году начались триумфальные гастроли МХАТа по Европе и США. Некоторые актёры не захотели возвращаться в страну и остались в Америке. А Станиславский был разочарован, осознав, что больше не может найти подходящих для драмы людей. И в 1932 году в своём письме Немировичу-Данченко он заявил, что их театр больше не может называться Художественным, так как потерял свою идейную сторону.
Слайд 20С 1960 года по 1978 год руководство театром осуществляет выдающийся деятель
советского театрального искусства, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С именем Шишигина, возглавлявшего театр почти два десятилетия, связан значительный этап истории Волковской сцены.Это был русский характер, размашистый, стихийный, с громадными внутренними противоречиями. Русский театр второй половины ХХ века может назвать немногих режиссеров, столь страстно, увлеченно и темпераментно работавших над глобальной и трагической проблемой русского народа и истории. Время Шишигина в театре – время творческой увлеченности и небывалого единства труппы.
Слайд 13В Москве вторым университетом было принято называть московский Малый театр. Но
таким же университетом являлся в русской театральной провинции и театр в Ярославле.Сезон 1899 – 1900 годов ознаменован подготовкой к юбилею и празднованием 150-летия российского национального театра. На юбилейные Волковские торжества в 1900 году были приглашены лучшие силы императорских – Петербургского и Московского Малого – театров. Торжества в Ярославле в честь рождения Первого русского театра стали праздником всей России.В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра, прежнее здание обветшало,и Дума постановила построить новый театр вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н. А. Спирину (1882 – 1938).
Слайд 5Создание МХАТаНачалом Художественного театра считается встреча в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897
года уже известного к тому времени театрального деятеля, актёра и режиссёра Константина Сергеевича Станиславского и опытного педагога и драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. «Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты; поскольку найти необходимые средства не удавалось, решено было обратиться за субсидиями в Московскую городскую думу. Немирович-Данченко представил в Думу доклад, в котором, в частности, говорилось: «Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах». Но субсидии получить не удалось, в итоге пришлось обратиться за помощью к состоятельным пайщикам и повысить цены на билеты. В 1901 году слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Слайд 15Открытие театра В 1911 году новое здание театра было торжественно открыто при
огромном стечении народа.На открытии театра была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский».В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова.Два года (1914 – 1916) в театре держал антрепризу молодой, но уже известный в России режиссер И. А. Ростовцев, собравший очень сильную труппу, привлекший зрителейталантливыми постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки»А. П
Чехова, вниманием к русской классической драматургии.В первые годы советской власти Ярославский театр получает название «Советский имени Волкова театр».
Становление театра: вехи истории МХТ
На сцене театра знаменитая чеховская «Чайка» была поставлена в конце 1898 г. Спектакль имел оглушительный успех. Тонкая, на редкость человечная драматургия Чехова оказалась «созвучной» тем принципам, которые исповедовал Станиславский.
- В процессе работы над вышедшими одна за другой чеховскими пьесами «Дядя Ваня», «Вишневый сад», «Три сестры» сформировался коллектив актеров новой формации.
- На подмостках театра играли такие великие мастера как О. Книппер, В. Качалов, И. Москвин, М. Савицкая.
- Они стремились к максимальной достоверности и точности передачи внутреннего мира героев Чехова.
Конечно, не только чеховские произведения ложились в основу очередных премьер, которыми театр неизменно радовал зрителя. Спектакли «На дне» и «Мещане» по М. Горькому, «Синяя птица» по Метерлинку, «Горе от ума» по Грибоедову, шекспировский «Гамлет» стали программными для МХТ.
- Труппа не только радовала, но и удивляла зрителей. Режиссеры предлагали совершенно новое прочтение русской классики.
- По-иному со сцены зазвучали произведения Островского и даже Достоевского.
- Оригинальной оказалась интерпретация современной зарубежной драмы Ибсена, Гауптмана.
- «Дни Турбиных» (1926 г.), «Бронепоезд 14-69» (1927 г.) – об этих созданных под руководством Станиславского спектаклях говорила вся театральная Москва.
На сцене ставились современные произведения Булгакова, Катаева, Иванова. С аншлагами шли пьесы Мольера и Бомарше. В 1920 г. театр был возведен в ранг академического, а в 1932 г. получил новое название — МХАТ им М. Горького.
Слайд 18Годы Великой Отечественной войныВ годы Великой Отечественной войны многие волковцы ушли
на фронт, встав с оружием в руках на защиту Родины. Среди них актеры Валериан Соколов, Владимир Митрофанов, Дмитрий Аборкин, Владимир Мосягин, декоратор, а впоследствии актер Константин Лисицын, удостоенный звания Героя Советского Союза, актриса, ставшая фронтовой разведчицей, Софья Аверичева, актриса Мария Рыпневская, художественный руководитель театра Давид Манский. Молодой режиссер Семен Оршанский пришел в театр в 1940 году. Дебютировал спектаклем «Горячее сердце».Суровая, строгая военная драматургия становится ведущей в театральном репертуаре с самого начала войны – «Парень из нашего города», «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Лодочница» Н. Погодина, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева.
Слайд 2270-80е гг.На рубеже 70 – 80-х годов традиции русской сценической школы
продолжены возглавившим театр Владимиром Кузьминым. Остросовременно и психологически насыщенно решены «Варвары» и «Фальшивая монета» М. Горького. Романтической окрыленностью и взволнованным лиризмом отмечена «Соловьиная ночь» В. Ежова, эпической широтой покоряло «Материнское поле» Ч. Айтматова.Одна из наиболее заметных постановок 80-х годов – спектакль «Дело» по пьесе А. В. Сухово-Кобылина (литературная редакция Виктора Розова, постановка Сергея Розова). «Дело» на Волковской сцене – спектакль о том, как совесть человеческая мало-помалу начинает сдаваться, уступать. Человек строгого долга, мечты, Муромский – В. Нельский становится человеком, ослушавшимся собственного голоса. Театр рассказывает не только о крахе Тарелкиных, о том, как не выгорело дело, не удалась взятка, но и о падении человека, о том, как погублена была совесть.
Эпоха Олега Табакова
На переломе тысячелетий, после трагической для всего театрального мира смерти Ефремова, которая произошла после продолжительной болезни в 2000 г., возглавил взращенный актером коллектив знаменитый и любимый публикой Олег Табаков. Слово «академический» исчезло из названия театра в 2004 г.
- Сегодняшний МХТ им. Чехова – один из самых почитаемых критиками и любимых зрителями московских театров.
- Огромную роль в этом новом становлении сыграл именно Олег Павлович Табаков, и это была одна из самых значимых ролей в его жизни.
- Табакову удалось кардинально обновить и разнообразить репертуар. С успехом пошел целый ряд классических спектаклей. Стали появляться постановки по современной отечественной и зарубежной драматургии.
- Великий актер, проявивший себя и талантливым руководителем, сплотил коллектив, который по-прежнему оставался несколько разношерстным.
Обновляя репертуар, О. Табаков в значительной степени сделал упор на классическую драматургию. На сцене театра пошел «Король лир» и «Гамлет», «Крейцерова соната» и поставленный А. Шапиро к 100-летию пьесы «Вишневый сад». В «золотой копилке» МХТ появились спектакли по произведениям Брехта, Моэма, Островского, Платонова.
- К созданию нового репертуара МХТ приложили руку лучшие режиссерские кадры. В постановках участвовали С. Женовач, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис.
- Свою интерпретацию Булгакова предложил К. Серебренников в «Зойкиной квартире». С успехом пошли спектакли А. Шапиро.
- Известный своими неординарными работами К. Богомолов создал настоящий «вудиальный театр», поставив на сцене МХТ по фильмам Вуди Аллена «350 Сентрал-парк Вест» и «Мужья и жены».
Олег Табаков привлек в труппу многие таланты страны — О. Яковлеву, А. Леонтьева, А. Покровскую, В. Хлевинского, В. Краснова, М. Голуб, С. Сосновского, К. Хабенского, М. Пореченкова, А. Белого, М. Трухина. Их имена на афишах являются гарантией неослабевающего зрительского интереса и неизменных сегодняшних аншлагов.
Вернулся и прежний спрос на билеты, купить которые сегодня для публики становится делом театральной чести! Хорошей традицией МХТ стало проведение различных фестивалей и юбилейных вечеров, и на них билеты расходятся очень быстро!
Поиск новых творческих новаций в обеих столицах
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко основали Московский Художественный общедоступный театр (1898). В состав театральной труппы входили известные на то время актеры: А.Д. Дикий В.И. Качалов, Л.М. Леонидов, И.М. Москвин, М.П. Лилина, А.Л. Вишневский, С.В. Гиацинтова, О.Л. Книппер-Чехова, и другие. На сцене чаще всего играли пьесы А. Чехова и М. Горького.
В поисках творческих новаций находился театр. К. С. Станиславский – основатель психологической актёрской школы – будущее театра видел в углублённом психологическом реализме, искусстве актёрского перевоплощения.
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Замечание 1
Театр был открыт для всех слоев общества, и поэтому был восторженно воспринят демократической общественностью. И наоборот – консервативные круги в штыки восприняли подобный «либерализм».
В столице возник театра В.Ф. Комиссаржевской, в котором также игрались постановки Чехова и Горького, но и Ибсена, Блока, Метерлинка
Этот театр тоже носил «либеральный характер», ориентированный на демократическую общественность, с целью обратить внимание на недостатки действительности
Через несколько лет В. Комиссаржевская распустила труппу и хотела превратить театр на школу-студию. Ее планы не реализовались: в 1910 г., на гастролях в Ташкенте, она умерла от черной оспы.
Александр Таиров (1885-1950) с группой молодых актеров создал в 1914 г. в Москве Камерный театр, который, в отличие от реалистичных постановок других театров, был «театром эмоционально насыщенных форм». Репертуар составляли романтические и трагические пьесы, героев которых переполняли сильные чувства и эмоции.
Почти в это же время в Москве возникает театр, который основал Е.Б. Вахтангов (ученик К.С. Станиславского) – 1-я студия МХТ. Здесь играли К. Гоции, М. Метерлинка.
Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли. Всё отчётливее проявлялась тенденция к соединению различных видов творческой деятельности.
Музыкальный театр расцвел в двух самых известных театрах: Мариинском в Петербурге и Большим в Москве. Последний возглавляли С.В. Рахманинов и Э. Ф. Направник. Стала популярна частная опера С.И. Зимина и С.И. Мамонтова. В. Э. Мейерхольд экспериментировал в области театральной условности, обобщённости, в использовании элементов народного балагана и театра масок.
Всемирное признание русский театр получил благодаря «Русским сезонам» С.П. Дягилева, который со своей труппой известных певцов и балерин (Шаляпин, Павлова, Собинов, Кшесинская и т.д.) гастролировал по Европе.
«Мир искусства» объединил в своих рядах не только художников, но и поэтов, философов, музыкантов. В 1908–1913 гг. С. П. Дягилев организовал в Париже, Лондоне, Риме и других европейских столицах Русские сезоны, представив восхищённой публике балетные и оперные спектакли, театральную живопись, музыку и др.
Описание объекта
Здание театра относится к архитектурным памятникам восемнадцатого столетия: он был возведен еще при Екатерине II. Согласно легенде, раньше здесь была земля Иакинфа Шубы – полководца Дмитрия Донского. В 1767 году на этом месте возвели особняк в характерном для того времени духе ампира, который затем был трансформирован в Камерный театр Михаилом Чичаговым.
В это здание и переехала труппа бывшего театра СССР
Тогда дела шли неважно: из-за изначально взятого курса на демократичную политику цены за входные билеты театру вскоре начал грозить финансовый крах. К счастью, все обернулось успехом благодаря пожертвованиям мецената Саввы Морозова
Благодаря его помощи строение впоследствии было отремонтировано.
1902 год. За дело взялся Ф. Шехтель: архитектору было поручено реконструировать помещение специально под нужды МХТ вместимостью до 300 человек; стилевая принадлежность объекта — модерн. Шехтель полностью переделал внутреннее убранство, обновил светильники, оконные переплеты, двери и даже ручки на них. Над входом в здание был установлен барельеф «Море житейское» авторства Анны Голубкиной. До начала революции архитектору удалось построить еще одно здание, сейчас принадлежащее МХТ – в нем основали театральный музей и учебный корпус. Следующий ремонт пришелся уже на 1977-1987 гг. и на 2007 г.
В Камергерском переулке находится памятник Чехову, поставленный в честь 100-летия писателя прямо напротив входа в театр. Он стал хорошим ориентиром, чтобы легко отыскать здание на схеме карты Москвы. Точный адрес объекта: Камергерский переулок, 3, строение 1, станция м. «Охотный ряд».
Театр МХТ им. Чехова и по сей день остается примером знакового места в истории русского театрального искусства и символом его общедоступности для зрителей.
На главную — Чем заняться — МУЗЕИ, ПАРКИ, ШОПИНГ, ЭКСКУРСИИ
Все права защищены. Россия 360o 2024-2025.
Слайд 16В 20 – 30-е годы настоящими энтузиастами и собирателями театрального дела
в Ярославле, создателями крепкого и сильного актерского коллектива в дальнейшем становятся художественные руководители Волковского театра: Б. Е. Бертельс, И. А. Ростовцев, Д. М. Манский, художники А. И. Ипполитов, Н. Н. Медовщиков, люди большой творческой смелости, внутреннего темперамента, с огромной требовательностью к себе и другим, с желанием поднять уровень театра до подлинных высот искусства.Во второй половине 30-х годов труппа Волковского театра объединяется в замечательный, строгий и стройный ансамбль мастеров сцены, на многие десятилетия определивших творческое лицо театра. Это С. Ромоданов, А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С. Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин. Репертуар 30-х годов представлен русской классикой, прежде всего драматургией Островского («Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва»), где в ролях Катерины, Ларисы Огудаловой, Кручининой, Юлии Тугиной блистательно раскрываетсяпоэтико-трагическое дарование Александры Чудиновой. Сильнее становится способность театра к глубокому, философскому и психологическому раскрытию «кризисного»человека советского времени. Дыхание времени врывалось на сцену в «Хлебе» В. Киршона и «Далеком» А. Афиногенова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука и «Моем друге» Н. Погодина.В спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому), «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Нора» Г. Ибсена, «Коварство и любовь» Шиллера волковцы утверждают стремление к театру глубоко психологическому, к раскрытию душевной правды
Москвин и Мейерхольд: у истоков МХАТа
Первыми актёрами новорождённого театра стали участники Московского филармонического общества, где преподавал сам Немирович-Данченко. В их числе были, например, Иван Москвин, Ольга Книппер (жена Антона Чехова), Маргарита Савицкая и сам Всеволод Мейерхольд! К ним присоединились также участники любительских спектаклей, которые ставил Станиславский: Мария Андреева, Мария Лилина (жена Станиславского), Василий Лужский, Георгий Бурджалов. А первый спектакль, который в октябре 1898 года увидел свет на сцене МХАТа, был поставлен по трагедии Алексея Толстого «Фёдор Иоаннович». Главного героя сыграл Иван Москвин.
Художественный театр, 1899 год. (pinterest.com)
Слайд 2Русское театральное искусство в начале XX века В русском театре конца ХIХ—начала
XX в. происходит мощный подъем демократического направления, связанный с нарастанием революционного движения.Царское правительство, стараясь изолировать театр от передовой общественной мысли, поощряло заполнение репертуара императорских театров «модными» буржуазными пьесами и ремесленнической драматургией. Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге спасало лишь высокое мастерство актеров. Лучшие из них, обогащая традиции старшего поколения, вносили в театральное искусство новые прогрессивные черты. Революционное звучание приобретает творчество великой русской актрисы М. Н. Ермоловой. Тесную связь с общественными настроениями сохраняет проникновенное искусство других корифеев Малого театра — Г. Н. Федотовой, А. П. Ленского, М.П. и О.О. Садовских, А. И. Южина, а также выдающихся актеров Александринского театра — В. Н. Давыдова, М. Г. Савиной, К. А. Варламова.
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова: созданный гениями, любимый публикой
Свою современную историю Московский Художественный театр имени А. П. Чехова ведет с момента распада МХАТ им. Горького – легендарного столичного коллектива. Произошло это в 1987 году, когда, увы, случился один из самых громких скандалов в театральном мире. Произошел он фактически из-за разногласий при разработке творческой программы развития площадки.
- Родились две независимые друг от друга, но равно талантливые труппы, корни творчества которых уходят в глубокое прошлое.
- Один коллектив единомышленников возглавила легендарная Татьяна Доронина, второй – не менее легендарный Олег Ефремов.
- Ефремовский театр назвали МХТ им. Чехова. Билеты на его спектакли пользовались и продолжают пользоваться неизменным спросом.
История основания МХТ Чехова
Театр имени Антона Павловича Чехова был создан в 1897 году – это произошло благодаря расформированию МХАТ СССР на две части. МХТ имени Чехова – один из старейших драматических театров в Москве, у него богатая история. Его директорами и художественными руководителями были такие деятели культуры, как Олег Ефремов, Олег Табаков. Сейчас во главе учреждения стоит С. В. Женович.
При О. Ефремове труппа изменила прежнее название «МХАТ имени Горького» на новое, а здание театра было добавлено в перечень объектов культурного наследия России. Олег Табаков, скончавшийся в 2018 году, обновил актерский состав и составил новый репертуар из шедевров классики, таких как «Гамлет», «Вишневый сад», «Король Лир», «Женитьба», «Тартюф» и др. При нем была открыта сцена для экспериментального искусства, проведена масштабная реконструкция здания, в результате которой МХТ имени Чехова стал одним из самых продвинутых театров в мире по техническому оснащению.
Интересно, что в 2004 году театр отказался от слова «академический» в своем названии. Его деятельность трудно переоценить: здесь играют выдающиеся заслуженные и народные артисты России, а спектакли ставят ведущие режиссеры.
Раскол из-за творческих разногласий: повторение прошлого
Яркие и успешные постановки на сцене МХАТ продолжали чередоваться с проходными спектаклями. Штат театра оказался чрезмерно раздуты. Это не способствовал здоровым отношениям в самом разношерстном коллективе.
С трудом уживались на одной сцене работавшие еще со Станиславским ветераны со старой театральной позицией и пришедшая в МХАТ молодежь. В 1987 году накал страстей привел к расколу труппы, но произошел он не только из-за конфликта творческих поколений, а по многим причинам. Среди них:
- нарастание всех видов внутренних проблем, включая административные;
- отсутствие единой творческой программы;
- частые компромиссы при выборе репертуара, на которые было вынуждено идти руководство театра.
Это и многое другое привело и образованию двух самостоятельных коллективов. Некоторое время в Москве существовало два МХАТа им. М. Горького. Один возглавляла Татьяна Доронина. Обосновалась труппа в здании на Тверском бульваре. Другим руководил Олег Ефремов.
Ефремовские последователи остались в историческом здании театра. Они давали спектакли в Камергерском переулке. Начиная с 1989 г. это новое творческое образование стало официально носить имя А. П. Чехова.
Слайд 25С 1996 года главным режиссером театра становится Владимир Боголепов, вдумчивый художник,
в прошлом учившийся у знаменитых волковских «стариков», чтящий исторические традиции и художественные завоевания театра. Театр берет курс на русскую и мировую классическую драматургию.В репертуаре театра – «Фома» Ф. М. Достоевского, «Кавказский роман» (по «Казакам» и «Хаджи-Мурату» Л. Н. Толстого), «Платонов» А. П. Чехова, «Без вины виноватые», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского, «Ревизор» Н. В. Гоголя. Мировая классика представлена «Гамлетом» Шекспира, «Декамероном» Боккаччо, «Венецианскими близнецами» Гольдони, спектаклем «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана.