Легендарный сэв: как ссср спасал послевоенную европу от полного краха

Сэв: цели и причины создания, задачи организации, участники совета экономической взаимопомощи кратко

Преимущества СЭВ для ЕАЭС

Преимуществом СЭВ было проведение «особенной» политики разделения труда и справедливого распределения ресурсов, а также производств, в то время как Западная Европа и США делали упор на повышение конкурентоспособности страны.

Кроме того, несомненным преимуществом союза была реализация механизма переориентации внешнеторговых связей в пользу стран-участниц в условиях санкций Западной Европы. Благодаря этому страны СЭВ были обеспечены достаточными количествами нефти и нефтепродуктов, зерна, черных и цветных металлов. Промышленно развитые страны, например, экспортировали в менее развитые страны СЭВ промышленную продукцию, получая взамен сельскохозяйственные товары, промышленные полуфабрикаты, сырье. В целом страны Восточной Европы ориентировались на советскую экономическую, финансовую, сырьевую, технологическую и организационную помощь.

Согласно проведенному анализу можно сделать вывод о том, что СЭВ составлял серьезную конкуренцию формирующемуся в то время Европейскому экономическому сообществу.

Однако это продолжалось, пока СЭВ шел по своему пути. Как только страны СЭВ решили заменить социалистический сценарий интеграции на западный, капиталистический, то образовался дефицит экономических, природных, человеческих и финансовых ресурсов. Несмотря на имеющиеся штампы о доминирующей роли СССР в СЭВ, как оказалось, последний выступал скорее в роли арбитра, чем диктатора, при этом с трудом справляясь с задачей примирения разных интересов и нахождения компромиссных формулировок для сохранения социалистического содружества.

Исходя из этого, можно сделать вывод о несомненной ценности опыта СЭВ для стран ЕАЭС. Интеграционные процессы следует осуществлять в унисон с внутренней политикой стран, не ломая кардинально экономические системы. Интеграция должна строиться не на принципах эгоизма, а на синергетическом эффекте взаимопомощи, дополнении странами-участницами друг друга. Государства должны меньше конкурировать между собой и делать больший акцент на кооперацию, специализацию и разделение труда. Только в том случае можно получить максимальные выгоды от интеграции.

Альбина Сибирская, белорусский экономист

Кризисные 1980-е и распад СЭВ

В 1973 году произошел резкий рост стоимости нефти. Это стало причиной усиления функции сырьевой составляющей экономики. С 1970 по 1975 год внешнеторговый оборот СССР увеличился в 2,3 раза. В конце восьмидесятых на долю государств-участников СЭВ в валовом мировом продукте составлял около 9 %. При этом для развитых государств был характерен параметр на уровне 57 %.

Но попытка стран соцлагеря присоединиться к европейским программам оказалась провальной. Потому им пришлось ориентироваться на свои собственные ресурсы. В ноябре 1986 года в Москве состоялась рабочая встреча руководства государств-членов Совета. На этом мероприятии Михаил Горбачев обозначил необходимо активации сотрудничества социалистических стран. Также он отметил, что в период с конца семидесятых до начала восьмидесятых годов социалистическая система стала развиваться значительно медленнее. Об этом говорила и статистика.

В 1987 году приняли решение создать единый социалистический рынок. Подразумевалось, что он изначально будет обладать значительным потенциалом. Чтобы реализовать принятую «рыночную» стратегию, на 44 сессии Совета сформировалась временная рабочая группа его исполнительного комитета. Ее задачей стала подготовка ряда предложений, которые касались способов и сроков трансформации механизма сотрудничества.

Однако реформировать систему внешнеэкономических контактов на фоне сохранения экономики государств-участников СЭВ в существующем виде было невозможно. Как следствие, кризис внутри стран Совета продолжал нарастать.

В 1989 году в странах Восточной Европы изменились режимы. Правительства, которые пришли к власти, начали серьезно менять свои политические и экономические стратегии. После обретения полноценной независимости и старта значительных экономических трансформаций был взят курс на стремительное внедрение национальных экономик в общемировое хозяйство. При этом речь, прежде всего, шла об интеграционных процессах в Западной Европе. Тогда же начали остро и открыто критиковать работу СЭВ как структуры.

5 января 1991 года в Москве состоялось заседание исполкома организации. После чего было принято решение преобразовать ее в Организацию международного экономического сотрудничества. Летом того же года подписали Протокол о расформировании организации. Это случилось 28 июня. Тогда же закончилась история социалистической экономической интеграции.

Некоторые структуры, которые вначале были сформированы в рамках СЭВ, работают по сей день. Это касается некоторых банков и общества «Интерспутник».

Кризисные 1980-е и распад СЭВ[править | править код]

Скачок цен на нефть в 1973 году привёл к усилению роли сырьевого сектора в экономике: оборот внешней торговли СССР вырос за период с 1970 по 1975 год в 2,3 раза, при этом экспорт топлива, составлявший в 1970 году 15,6 % возрос к 1987 до 46,5 % (если в 1970 году доля машин и оборудования в экспорте составляла 21,5 %, то к 1987 году она сократилась до 15,5 %). Если доля энергоресурсов в экспорте стран СЭВ составляла в 1971—1975 годах 14,5 %, то к 1979 уже возросла до 58,8 %.

В конце 80-х годов доля стран-членов СЭВ в валовом мировом продукте составляла порядка 9 %, а промышленно развитых капиталистических стран — 57 %.

СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.

В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.

В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.

После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г. их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.

5 января 1991 года на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.

28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.

Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.

Комментарии

Взгляды на мiр

СБ СССР
вчера в 20:56

Марш, марш отсюда, русские?!

Vistal
вчера в 19:47

Цивилизация так и не смогла вырваться из дремучего Средневековья

Александр Суворов
17 марта в 19:06

Большие игры в мере и вне её

АМ
17 марта в 17:04

Отошёл я ото сна, посмотрел на улицу…

АМ
17 марта в 14:26

Секреты Геральдики

Агафонов
15 марта в 16:02

О государстве и гос. суверенитете

Александр Суворов
14 марта в 18:05

Набиуллина против правительства России. Анализ её выступления в Госдуме.

Олег Низамов
14 марта в 17:33

Числовая символика в управлении

Александр Суворов
14 марта в 17:03

КОБ как запретный плод

Агафонов
13 марта в 20:12

Троица и тяга взаимная

Александр Суворов
12 марта в 20:11

Фильм «ЗАМЫСЕЛ» (2019)

Емеля
10 марта в 21:38

Хроники пробуждения цивилизации: Путь

Александр Суворов
10 марта в 18:12

Государственный флаг

Александр Суворов
10 марта в 16:28

Неумеха? В руководители!

Александр Суворов
9 марта в 16:35

У вас лопаты есть? Улыбайтесь!

Агафонов
8 марта в 19:16

Надувная сила политической ренты

Олег
6 марта в 19:26

Случилось!!! Началось? Можно ли изнасиловать учительницу с криком: «за Родину»?

Кирилл_Москва
6 марта в 16:31

Ноги затекли на низком старте, «бренд» держит за трусы

Олег Низамов
19 февраля в 23:16

Красавец, талант, бедоносец + Кравцов

Влад
18 февраля в 06:26

Концессия «Lena Goldfields»

Кирилл_Москва
15 февраля в 10:18

Извини, Карлсон! Тут уж мы сами…

Александр
14 февраля в 16:29

Управление: образ, сокращённо, кратко, малая толика

СБ СССР
14 февраля в 11:35

КАТЫНЬ. Александр Штефанов против ревизионистов

Александр Вершинин
13 февраля в 06:32

От Пушкина до Микки-Мауса, от победы до беды

Алексей Михайлович
8 февраля в 18:40

Великий Пётр и торчащие уши матрицы

Алексей Михайлович
7 февраля в 21:47

ГП: могущество истинное и мнимое

Barry Ig
2 февраля в 19:04

Государства, участвующие в мероприятиях СЭВ

Лидеры на вершине СЭВ 1966 года.

  • Государства-члены СЭВ.
  • Албания, которая является государством-членом, но не участвует.
  • Югославия, которая является ассоциированным государством.
  • Государства-наблюдатели или сотрудничающие «несоциалистические» страны.

Государства-члены

  • Советский Союз (январь 1949 г.), государство-основатель;
  •  Болгария (январь 1949 г.), государство-основатель;
  •  Венгрия (январь 1949 г.), государство-основатель;
  •  Польша (январь 1949 г.), государство-основатель;
  •  Чехословакия (январь 1949 г.), государство-основатель;
  •  Румыния (январь 1949 г.), государство-основатель;
  • Албания (с февраля 1949 г. по декабрь 1961 г., после советско-китайского раскола больше не участвовала в организации );
  • Восточная Германия (сентябрь 1950 г.);
  • Монголия (июнь 1962 г.);
  • Куба (июль 1972 г.);
  • Вьетнам (июнь 1978 г.).

Государства-наблюдатели

  • Китай (с 1950 по 1961 год, после китайско-советского раскола больше не участвовал в организации);
  • Северная Корея (1956 г.);
  • Ангола (1976 год);
  • Мозамбик (1985);
  • Афганистан (ноябрь 1986 г.);
  • Эфиопия (ноябрь 1986 года);
  • Лаос (ноябрь 1986 г.);
  • Южный Йемен (ноябрь 1986 г.).

Период успешного функционирования организации[править | править код]

В 1958 году на уровне СЭВ было принято решение о создании Международной садовой выставки (которая с апреля 1961 года проходила в Эрфурте).

С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.

Здание СЭВ в Москве

В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть.
Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (таких, например, как производство микропроцессоров) и биотехнологий[источник не указан 2431 день][], а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

Почтовая марка СССР, 1979 год: 30 лет СЭВ

Почтовая марка СССР, 1989 год: 40 лет СЭВ

Начинаются контакты между СЭВ и ЕЭС. В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.

В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.

Список используемой литературы

1 История мировой экономики: Учебник для ВУЗов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.:ЮНИТИ, 2001.

2 История мировой экономики: Конспект лекций/М.З. Бор – 2-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательство «Дело и сервис», 2003.

3 Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. – 4-е изд., доп. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003.

4 Международные экономические отношения: Учебное пособие/Под ред. Супруновича. – М.: ЮНИТИ, 2004.

5 История экономики: Учебник для ВУЗов/М.В. Конотопов, С.И. Сметанин – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.

3 Проблемы и причины распада СЭВ

К началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объем мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли свое экономикой главным образом директивами из центра, а не с использование рыночного механизма. Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительств сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца. Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночно экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриальным районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост возможно, даже на «экономическое чудо», сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны. Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической системы центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках. Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР вызывают противоречивые мнения. Однако, для меня ясна главная причина этих трудностей — распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновение дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту, готовились к эмиссии своих национальных валют.

Секретари СЭВ

В разные годы секретарями Совета были следующие личности:

  1. В 1949-1954 годах – Александр Лошаков.
  2. В 1954-1958 годах – Александр Павлов.
  3. В 1967-1983 годах – Николай Фаддеев.
  4. В 1983-1991 годах – Вячеслав Сычев.

СЭВ представляет собой важную организацию, которая была создана с целью интеграции стран социалистического лагеря в сфере экономики, науки и техники. При этом за время своего существования руководство организации приняло много важных решений и резолюций, которые помогали развивать потенциал стран-участниц. Однако с течением времени необходимость в таком обществе пропала, и в 1991 году оно прекратило свое существование.

Члены Совета экономической взаимопомощи[править | править код]

 члены СЭВ  члены СЭВ, фактически вышедшие из Совета (Албания)  ассоциированный член (Югославия)  наблюдатели

  • Союз Советских Социалистических Республик
  • Польская Народная Республика
  • Чехословацкая Социалистическая Республика
  • Венгерская Народная Республика
  • Социалистическая Республика Румыния
  • Народная Республика Болгария
  • Германская Демократическая Республика с 1950
  • Монгольская Народная Республика с 1962
  • Республика Куба с 1972
  • Социалистическая Республика Вьетнам с 1978

Вышедший член:

Народная Республика Албания, 1949—1961

Ассоциированный член:

Социалистическая Федеративная Республика Югославия, с 1964

Наблюдатели:

  • Народная Республика Ангола, с 1976
  • Демократическая Республика Афганистан, с 1986
  • Республика Ирак, с 1975
  • Народная Демократическая Республика Йемен, с 1986
  • Корейская Народно-Демократическая Республика, с 1956
  • Лаосская Народно-Демократическая Республика, с 1986
  • Мексиканские Соединённые Штаты, с 1975
  • Народная Республика Мозамбик, с 1985
  • Республика Никарагуа, с 1984
  • Финляндская Республика, с 1973
  • Народно-Демократическая Республика Эфиопия, с 1986

Бывший наблюдатель:

Китайская Народная Республика, до 1961

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: