Советский лётчик борис ковзан, обманувший смерть

Главный моторист советского союза: к 130-летию бориса стечкина

Воссоединение Крыма с Арцеуловым

Сегодня, в 2018 году, увы, о Константине Арцеулове — учёном, пилоте, первом советском конструкторе планёров, испытателе первого самолёта-истребителя-бомбардировщика, победителе «штопора» — почти не говорят. А в голосовании, чьим именем назвать новый международный аэропорт «Симферополь», построенный в форме волны, соревнуются его дед Айвазовский, флотоводец Павел Нахимов и императрица Екатерина Великая.

Константин Арцеулов на коленях у своего отца, рядом Иван Айвазовский

Константин Константинович Арцеулов родился 17 мая 1891 в Ялте. Вся его жизнь крепкой нитью связана с Севастополем и всем Крымом. Даже дата смерти Арцеулова — 18 марта 1980 года — словно говорит о ментальных крымских корнях этого человека, сделавшего революцию в российской авиации. Он ушёл в мир иной, когда Крым ещё был в российских границах, а в этот же день, спустя 34 года Крым вернулся в родную гавань. И 18 марта 2014 года — как будто в свой Севастополь, на знакомые улицы Феодосии и Симферополя — вернулся и Константин Константинович Арцеулов.

Лента новостей

В Севастополе не могут справиться с застройкой горы Аскети

Будет ли в Армении антироссийская цензура?

Прифронтовые зоны: как жить дальше

Национализированный пансионат в Крыму уйдёт с молотка

«Война – это много работы» – боец элитного подразделения про СВО и «Севастопольские письма»

Боррель предложит потратить 90% доходов с активов России на оружие ВСУ

В Севастополе осудили членов промышлявшей разбоями и вымогательством ОПГ

Как премьер Венгрии Орбан ведёт двойную игру с Трампом

Депутаты предложили отменить транспортный налог. Почему это недопустимо?

Браконьер из Крыма ответит по закону за 10-миллионный улов

Река и открытый храм скоро появятся на территории «Нового Херсонеса» в Севастополе

Во время строительства экскаваторщик сделал неожиданную археологическую находку

Президент Путин поручил ФСБ поименно искать и наказывать предателей из ДРГ

Жители респектабельного ЖК пожаловались на нашествие бомжей

В Севастополе облегчат жизнь брошенным собакам

Названы страны, которые сильнее всего сидят на антидепрессантах

Шкаплеров за Арцеулова

Дочка Арцеулова Ольга Константиновна в беседе с ForPost сказала, что её семья считает правильной инициативу увековечить имя её отца в Крыму. Внук Константина Константиновича Алексей Копалин также поддержал идею назвать симферопольский аэропорт именем Арцеулова. «Конечно же — это было бы правильным шагом», — сказал он ForPost, ведь его дед не только родился и вырос на Крымской земле, но и стоял у истоков всей российской авиации.

Космонавт Антон Шкаплеров

По мнению космонавта Антона Шкаплерова, выбирая имя для симферопольского аэропорта, нужно рассматривать тех людей, которые или привели Крым в Россию, или добились выдающихся успехов, развивая в Крыму авиацию.

Штопор — это смерть

На заре становления российской и мировой авиации существовала аксиома, что штопор — это неминуемая смерть. Каждый лётчик, который попадал в штопор, разбивался. И эта мысль не давала покоя Константину Арцеулову, который знал, что выход из штопора есть, его только нужно найти.

В то ясное осеннее утро 1916 года учебные полёты на аэродроме Севастопольской школы были закончены рано, пишет биограф Арцеулова Марк Галлай. Лётчик-инструктор Арцеулов сел в свой «Ньюпор-XXI», осмотрелся в кабине, надел привязные ремни и дал команду: «К запуску». Так в небе над Севастополем, над Крымском полуостровом начался полёт, навсегда изменивший всю мировую авиацию.

В фильме Юлия Файта 1987 года Арцеулов рассказывает, как самолёт легко поднимался и набрал около двух тысяч метров высоты. Затем Константин Константинович сделал вираж, сбавил газ, чтобы потерять скорость, задрал самолёт, выключил мотор — и самолёт закачался. Достаточно было даже легонько тронуть самолёт ногой или рукой, как он свалился на крыло и завертелся в штопоре. Теперь или предположения лётчика оправдаются — или смерть, вспоминал Арцеулов.

Казалось, что всё — штопор побеждён. Но Арцеулов решил исключить случайность и тут же повторно «загнул» самолёт в штопор: проделал те же действия и снова вывел машину в нормальное рабочее состояние.

К сожалению, точной даты этого исторического полёта Арцеулова не известно. Одни источники говорят, что победа над штопором была 24 сентября, а другие — 20 октября 1916 года. Но штопор был побеждён навсегда. Достижение Арцеулова сразу же стали внедрять на фронтах и в армии: число гибнущих от штопора резко сократилось, а потом и очень быстро сошло на нет.

29 мая 1770 — Екатерина II издала указ об устройстве городов Вышнего Волочка, Боровичей, Осташкова.

В указе объявлялось, что названные города образуются из соответствующих слобод и их жители переводятся в число горожан.

Ещё по этой теме:

«Невыгодно поставщикам»: челябинские инвалиды месяцами не получают средств реабилитации

Медногорский медно-серный комбинат

105 лет со дня проведения первого парада частей Красной Армии  на Ходынском поле в Москве . 1 мая 1918 года.

СМИ: «Единороссы планируют введение обязательной вакцинации»

В капремонте театра «Теремок» выявили недоделки, требующие почти 12 миллионов рублей

Депутат от КПРФ Вера Ганзя: «В развале здравоохранения виноват Путин»

29 мая 1918 — Операция «Трест»

На лето 1918 г. контрреволюционный савинковский «союз защиты родины и свободы» по директивам и на средства некоторых иностранных миссий подготовлял одновременно мятеж в Москве и в двух десятках мест вокруг Москвы. С 29 на 30 мая 1918 г. эта шпионско-террористическая организация была раскрыта, а значительная часть ее участников арестована. Но руководящая группа заговорщиков сумела скрыться. По требованию своих хозяев, в частности французского посла Нуланса, эта уцелевшая группа активизировала свою деятельность. Нуланс открыто угрожал прекратить материальную поддержку агентов, если они делом не оправдают истраченных на них средств. «Мы платим — значит мы командуем», — этой формулой определялись взаимоотношения иностранных разведок со своими наймитами — белогвардейскими агентами. Этой формулой определялись, как показали процессы врагов народа в 1936 и 1937 гг., и их взаимоотношения с германо-японской разведкой.

В конце мая, Дзержинский получает информацию от командира Латышского полка о готовящемся в Москве вооруженном восстании. Эта информация накладывается на другую, полученную от рабочего завода «Каучук» З. Нифонова о подозрительных людях с явно офицерской выправкой, которые часто посещают дом №1 по Молочному переулку. Дзержинский поручает своему заместителю Я.Х. Петерсу более подробно проверить полученную информацию. За домом и людьми устанавливается «наружка». 29 мая 1918 г., чекисты под руководством Петерса окружили дом №1, но произвести молниеносный арест хозяина квартиры не смогли, многие документы успели уничтожить. При тщательном обыске чекистам достались: две записные книжки с адресами и телефонами, печать «Союза защиты Родины и свободы», некоторые второстепенные документы и хитро разрезанная визитная карточка. В тот же вечер, по другим адресам установленных «наружкой» удалось арестовать еще несколько человек, ранее приходивших к хозяину квартиры в доме №1. Допрос арестованных вели Дзержинский и Лацис. От арестованного Пинкуса (Пинки) удалось узнать, что «Союз» тщательно законспирированная, разветвленная сеть насчитывающая в своих рядах более 5 тыс.человек (в основном бывших офицеров) из разных городов. Цель организации свержение Советской власти, установление военной диктатуры в России. Чекистам предстояло решить трудную задачу — используя шифр и пароли, которые сообщил Пинкус войти в организацию со сложной законспирированной структурой и обезвредить ее участников. Так было положено начало знаменитой операции ВЧК — «Трест».

Герой Первой мировой

Князь Александр Михайлович, курировавший авиацию в царской России, распорядился отправить Арцеулова в Севастопольскую авиационную школу. Побережье Качи с тех пор почти не изменилось, и известная на весь мир Качинская школа, как и сейчас, стояла на таких же крутых обрывах в 18 километрах от Севастополя.

Летом 1915 года Арцеулов успешно сдал экзамены и получил звание военного лётчика, открывшее ему путь к боевой службе. Константин Константинович становится ведущим лётчиком в разведывательном отряде. На русско-германском фронте под постоянными обстрелами артиллерии противника совершает около 200 боевых вылетов на «бумажном» устаревшем самолёте. Позже полученные им разведданные были применены при подготовке знаменитого Брусиловского прорыва летом 1916 года. Затем Арцеулова переместили в истребительный отряд, и за два месяца он провёл 18 успешных воздушных боёв, в которых обратил противника в бегство. В авиации Константин Арцеулов получил ещё два ордена: Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

29 мая 2010 – В Москве состоялся митинг в поддержку материнства и детства, организованный Московским отделением Всероссийского женского союза «Надежда России» при поддержке горкома КПРФ.

Участники мероприятия выступили с лозунгами: «Cохраним детей — спасём Россию!», «Материнство и детство-под защиту государства!», «Бесплатное образование и медицину – для всех!», «Детям не благотворительность, а гарантии государства!», «Детская беспризорность — позор властей!», «Капитализм — убийца наших детей!», «Требуем от государства реальной борьбы с наркоманией и алкоголизмом!», «Детская наркомания — гибель нации!», «Ювенальная юстиция — разрушение семьи!», «Нет закрытию сельских школ!», «ЕГЭ-угадайку — на мусорную свалку!», «Россия будет единой и социалистической!».

Первый паритель

Своего увлечения планерами Арцеулов не оставил. Он говорил: «Планер дает ощущение полета, равное тому, которое испытывает птица… Вы чувствуете крылья планера так, будто это ваши собственные крылья». По предложению Арцеулова в ноябре 1923 года на горе Узун-Сырт близ Коктебеля состоялся первый всесоюзный слет планеристов.

Узун-Сырт (она же гора Клементьева — второе имя дано в память о погибшем здесь в 1924 году планеристе) оказалась идеальным местом для безмоторных полетов из-за мощных и ровных восходящих потоков. «Если бы создавали такую гору искусственно, то… сделали бы точно такую модель», — говорил Арцеулов. Объясняя своему другу поэту Максимилиану Волошину суть явления, он предложил швырнуть с горы шляпу — и та взмыла ввысь…

Через планерные слеты, душой которых был Арцеулов (он получил удостоверение пилота-парителя N1), прошли знаменитые впоследствии летчики и конструкторы, включая Антонова, Яковлева, Ильюшина, Мясищева. В 1929 году на очередном слете Арцеулов испытал паритель «Коктебель», построенный Сергеем Королевым — будущим главным конструктором космических систем — и Сергеем Люшиным, впоследствии работавшим в конструкторских бюро Лавочкина и Микояна. Королёв увлекался планерами не меньше, чем Арцеулов. В 1930 году именно на королёвском планере «Красная звезда» летчик Василий Степанчонок выполнил три мертвые петли подряд, заложив основы высшего пилотажа на безмоторных аппаратах.

Статья в журнале «Техника — молодежи» (N 10, 1949 год), посвященная К. Арцеулову.

Это был не только спорт. В годы Второй мировой войны с успехом применялись десантные планеры. Выдающийся летчик-испытатель Герой Советского Союза Сергей Анохин летал к партизанам ночью именно на планере — для обеспечения скрытности.

Моторист дядя Костя

С 1927 года Арцеулов — в гражданской авиации. Он занимается аэрофотосъемкой и ледовой разведкой, исследует трассу будущего Турксиба. В 1930 году журнал «Вестник Воздушного флота» отметил 20-летие летной работы Константина Константиновича. В 1933-м ему вручили знак «За налет 500 тысяч километров» и представили к званию заслуженного летчика СССР.

Казалось, он набирает все большую высоту, — но триумфальный полет был прерван. По ложному обвинению Арцеулова на четыре года отправили в ссылку — в Архангельск.

Он работал мотористом на катере Архангельского пивзавода, где его уважительно звали «дядя Костя». Затем — конструктором в судостроительном бюро ОСВОДа, художником Зеленстроя. Оформлял набережную Северной Двины, руководил модельным кружком, построил балансирный тренажер для местного аэроклуба…

Рисунок К. Арцеулова: самолет П. Нестерова, выполняющий мертвую петлю.

Лишь в 1947 году Арцеулов смог вернуться в Москву. Его биограф Галлай пишет: «Не исключено, что эта ссылка оказалась для Арцеулова спасительной — кто мог бы поручиться за его судьбу, окажись он… в Москве… в разгар массовых репрессий».

В 1956 году Арцеулова реабилитировали.

Экспериментатор-«самоубийца»

Здесь Арцеулов вплотную столкнулся со страшным явлением — штопором. Стоило пилоту допустить ошибку, и машина, устремив нос к земле и вращаясь, падала, не слушаясь рулей. Парашютов тогда не было, штопор грозил увечьями или гибелью. «Все более укреплялось общее мнение: вывод из штопора невозможен… Попавший в него летчик может… считать себя покойником», — пишет в книге «Жизнь Арцеулова» (М., 1985) выдающийся летчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Галлай. Сам Арцеулов вспоминал: «Я считал своим долгом сделать все возможное для выяснения сущности явления и найти средства выхода из него».

Удостоверение пилота Константина Арцеулова.

Обдумав все, он решил: для вывода из штопора следует действовать не так, как подсказывает интуиция, а ровно наоборот. Проверить эти соображения можно было только на практике. Арцеулов решился на эксперимент, который, по выражению знаменитого летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова, был «равносилен самоубийству».

Октябрьским днем 1916 года Арцеулов на виду у всей школы поднял свой «ньюпор» в небо, снизил скорость и выключил мотор. Машина завертелась в штопоре. «Было очень тихо. Только свист ветра в расчалках… На ручке управления исчезает чувство опоры» — так Арцеулов вспоминал исторический полет. Пилот хладнокровно применил задуманные приемы, машина, перестав вращаться, выровнялась и перешла в пикирование. Заведя мотор, Арцеулов вновь набрал высоту, повторно свалил самолет в штопор и снова вывел.

Сергей Королев в кабине планера «Коктебель», слева — инженер Сергей Люшин, справа — летчик Константин Арцеулов.

Так был укрощен штопор. Считаные дни спустя его ввели в программу пилотажной подготовки, а инструкции Арцеулова разослали во все армейские авиачасти. Бог весть, сколько жизней спасли его смелость и расчет. Но если «петля Нестерова» известна всем, а фамилия немецкого аса Иммельмана увековечена в названии соответствующей фигуры пилотажа, то к штопору фамилию Арцеулова, увы, не добавили.

Храброе сердце Ковзана

Жизнь сложилась так, что во время Первой мировой войны Иван Григорьевич Ковзан покинул родную Белоруссию и перебрался в город Шахты в Ростовской области. Здесь он познакомился с донской казачкой Матрёной Васильевной, на ней же вскоре и женился. А 7 апреля 1922 года в семье появилось пополнение — родился сын Борис.


Борис Ковзан. (topwar.ru)

В 1935 году Ковзаны перебрались в Бобруйск Могилёвской области. В середине 1930-х годов Советский Союз накрыла мощная волна популяризации авиации. И на то были веские причины: вся страна восхищённо обсуждала подвиги лётчиков, участвовавших в спасении челюскинцев. А затем появился Чкалов и другие прославленные пилоты. У мальчишек и девчонок не было выбора — все они грезили небом и самолётами.

Борис Ковзан не был исключением. Он занимался авиамоделированием на технической станции и мечтал однажды увидеть свой город с высоты птичьего полёта. Во время первомайской демонстрации юные авиамоделисты шли по улицам, гордо сжимая в руках сделанные самолётики, которые после праздничного шествия должны будут сразиться за звание лучшего. В соревновании, во время которого участники запускали в небо свои модели, Борис сумел занять второе место. В качестве приза был полёт. Так мечта Ковзана осуществилась. Юноша увлечённо и восхищённо рассматривал свой город с высоты, тогда же он понял, что увлечение переросло во что-то гораздо большее.

Борис даже представить не мог, что в его жизни больше не будет неба. И вскоре Ковзан начал обучение в местном аэроклубе. Изучал самолёты и осваивал технику прыжков с парашютом. После первых соревнований он получил значок парашютиста. Ковзан не боялся неба, наоборот, на высоте он чувствовал себя куда комфортнее, чем на земле. Его храброе сердце учащённо билось лишь тогда, когда самолёт уверенно набирал высоту.

В 1939 году произошло ещё одно знаковое событие в жизни Ковзана. В Бобруйск прибыли представители Одесского лётного военного училища. Они собрали всех выпускников аэроклуба, провели с ними беседу, проверили качество полученных знаний. А лучшим предложили продолжить обучение в Одессе. Среди избранных оказался и Борис.

В лётном училище Борис Иванович быстро попал в число лучших учеников, и его перевели в выпускную группу. В 1940 году он выпустился в звании младшего лейтенанта, и его приписали к 162-му истребительному полку, базировавшемуся в Козельске.

Воздушный таран: выжить вопреки всему

Мирная жизнь оборвалась резко — началась Великая Отечественная война. И уже 12 июля 1941 года Борис Иванович получил своё первое боевое задание — провести разведку в районе Бобруйска. Пилот знал, что город его юности сильно пострадал во время боёв с гитлеровцами, но то, что увидел Ковзан, ошеломило его. Бобруйск лежал в руинах. Впоследствии лётчик вспоминал, что тогда ему показалось, будто воздух над городом пропитался запахом гари. Но эмоции — плохие помощники на войне. Взяв себя в руки, Ковзан продолжил выполнять задание. Он направил свою крылатую машину к близлежащей деревне Щатково и вскоре обнаружил немецкую танковую колонну, лениво подползавшую к реке Березина. Собрав нужные сведения, Борис Иванович отправился на базу.


Борис Ковзан и Филипп Леонов, 1943 год. (pinterest.ru)

Воздушные бои не заставили себя долго ждать. А 29 октября 1941 года Ковзан совершил свой первый таран. Обычно на это идут в крайних случаях, когда других вариантов уничтожить противника просто нет. Это и произошло с Ковзаном. Он схлестнулся с немецким «Мессершмиттом-110» на истребителе ЯК-1 в небе над Зарайском во время битвы за Москву. Боеприпасы закончились, а пытаться сбежать от противника Ковзан просто не мог. И тогда он решил пойти на таран, прекрасно понимая, что погибнет. Самолёт Бориса Ивановича врезался в «Мессершмитт». Винт ЯКа обрубил хвостовое оперение вражеской машины. Пилот «Мессера» потерял управление и разбился. Ковзану же удалось выровнять самолёт и благополучно приземлиться близ деревни Титово. С помощью местных жителей Ковзан починил винт и вернулся на базу.

В конце февраля 1942 года Борис Иванович на ЯКе-1 протаранил немецкий «Юнкерс-88» в небе над участком Валдай — Вышний Волочек. Вражеская машина разбилась, а советский пилот смог приземлиться у Торжка. За этот бой Ковзан получил Орден Ленина.

Третий таран произошёл в июле 1942 года в небе над Великим Новгородом. Немец управлял «Мессершмиттом-109», Ковзан пилотировал МиГ-3. После столкновения «Мессер» камнем полетел вниз, у советской машины заглох двигатель. Но Борис Иванович благодаря мастерству сумел посадить авиасудно и обмануть смерть в третий раз.

А вот четвёртый таран чуть было не закончился для храброго пилота фатально. 13 августа 1942 года, находясь за штурвалом истребителя ЛА-5, Ковзан наткнулся на группу немецких бомбардировщиков, которых прикрывали истребители. Шансов на успех у него не было, но советский пилот начал бой. В сражении ЛА-5 получил сильные повреждения, а Ковзан — несколько ранений. Понимая, что живым не уйти, Борис Иванович направил горящий самолёт на вражеский бомбардировщик. Удар был такой силы, что советского пилота выбросило из кабины на высоте около 6 тыс. метров.


Борис Иванович с женой и матерью. (pinterest.ru)

Парашют подвёл и полностью не раскрылся, но Ковзану посчастливилось приземлиться в болоте, где его обнаружили партизаны и доставили в госпиталь. На лечение ушло около 10 месяцев. В той битве Ковзан лишился глаза. Несмотря на это, после госпиталя Борис Иванович вернулся на фронт. В общей сложности он совершил 360 боевых вылетов, провёл свыше сотни воздушных боёв и уничтожил 28 немецких самолётов. А его четыре тарана так никто и не смог повторить.

Борис Иванович дослужился до звания полковника, стал Героем Советского Союза и удостоился множества наград. После войны он некоторое время жил в Рязани, а затем перебрался в Минск. Здесь его и не стало в 1985 году. Похоронили Героя на минском Северном кладбище.

Кавалерист, разведчик, истребитель

Прапорщик Арцеулов попал в кавалерию, командовал взводом улан. Первый военный год провел, как вспоминал позже, «в рейдах впереди передовой линии» — занимался конной разведкой. Однако ему хотелось воевать в небе.

Планер А-5 Константина Арцеулова в полете. Первые Всесоюзные планерные испытания. Узун-Сырт, ноябрь 1923 года. Фото: РГАНТД. Ф.348. Оп.3. Д.146. Л.6 об.

Рапорт удовлетворили; Арцеулов, сдав экзамен в Севастопольской авиашколе, стал одним из первых русских военных летчиков. Летал на «фармане» и «ньюпоре», занимался разведкой и корректировкой огня. Его данные пригодились при подготовке Брусиловского прорыва. Из разведывательного авиаотряда перешел в истребительный, провел 18 воздушных боев.

В сентябре 1916 года прапорщика, награжденного тремя боевыми орденами и золотым оружием «За храбрость», перевели в Севастопольскую школу авиации — в знаменитую «Качу». Он стал начальником отделения по подготовке летчиков-истребителей.

Внук Айвазовского

Дед Константина Константиновича по отцовской линии был старшим судостроителем Петербургского порта, а отец — Константин Николаевич, конструктор русского броненосного флота, занимал такую же должность в порту Севастополя. Мама Арцеулова была дочерью знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского.

В своей автобиографический книге Константин Арцеулов писал: «Я родился и вырос в Крыму, детство провёл в доме моего деда художника Айвазовского, до его смерти в 1900 году». Исторически доказано, что маленький Костя был единственным человеком, которого художник Айвазовский пускал в свою мастерскую; Иван Константинович даже вносил изменения в работы по совету маленького внука. От деда Константин Константинович получил дар к художеству, став впоследствии ярким представителем Киммерийской школы живописи. Но, имея талант к рисованию, Константин Арцеулов с раннего детства мечтал о небе.

Рисунок Константина Арцеулова

Тяжелые 1930-е и тандем Микулина − Стечкина

В 1930 году начинаются «чистки» в промышленных и научных кругах. Стечкина осуждают на три года по делу «Промпартии», но уже в 1931 году освобождают за неимением доказательств. С 1931 по 1933 год под руководством Стечкина создаются быстроходные авиационные дизели ЯГГ, ПГЕ, КОДЖУ, завершен тысячесильный ФЭД-8. Двигатели в серию не пошли, но стали фундаментом для создания двух оригинальных авиационных дизелей: МСК, «мотора Стечкина − Курчевского», и МТС − «мотора-турбины Стечкина».


Б.С. Стечкин на аэросанях собственной конструкции

С 1933 по 1935 год Борис Сергеевич работает над реактивно-динамическим оружием. Курчевский и Стечкин разработали целую серию систем, предназначавшихся для сухопутных, авиационных, танковых и военно-морских частей. Наиболее значительное изобретение — безоткатные динамореактивные пушки. В 1934–1937 годах Стечкин занимается теорией авиационных нагнетателей центробежного типа, которая способствовала созданию в нашей стране мощных высотных двигателей, в частности микулинских.

В декабре 1937 года по клеветническому обвинению Стечкина арестовывают и отправляют на работу сначала в знаменитую «Туполевскую шарагу», затем в «Тушинскую шарагу». В заключении Стечкин продолжает заниматься реактивным движением. В войну бюро переводят из Москвы в Казань. Здесь разрабатывается пульсирующий воздушно-реактивный двигатель УС («ускоритель Стечкина»).

29 мая 1999 — На дне Средиземного моря на глубине 3000 метров между Критом и Кипром израильскими военными моряками была обнаружена затонувшая субмарина.

Детальное изучение полученной информации и повторные зондирования убедили специалистов в том, что эта находка есть не что иное, как израильская подлодка «Дакар» (на иврите  «Меч-рыба»), в последний раз вышедшая на связь 25 января 1968 года и после долгих поисков объявленная пропавшей без вести. «Дакаром» была названа приобретенная Израилем у Великобритании дизельная субмарина «Тотем» 1943 года постройки, водоизмещением 1700 тонн, длиной 87 метров, шириной 8 метров, с четырьмя носовыми и двумя кормовыми торпедными аппаратами. До сегодняшнего дня ее гибель считается самым трагическим эпизодом истории ВМФ Израиля. Почему субмарина затонула, так и осталось неизвестным.

ТОП 5

Экс-командующий ЧФ возглавил весь российский флот

В Севастополе троллейбус сбил молодого мужчину на пешеходном переходе

В какой отрасли Севастополя самые высокие зарплаты

В Севастополе в ходе ремонта повредили историческое здание

Семья экс-губернатора Севастополя пойдет под суд в Британии

Показать все новости

Семья экс-губернатора Севастополя пойдет под суд в Британии

В Севастополе троллейбус сбил молодого мужчину на пешеходном переходе

Севастопольцев хотят осчастливить цирком и парком тигров

Владимир Путин в Севастополе набрал 92,60% голосов

Стало известно, когда из Севастополя в Инкерман снова пойдут катера

Показать все новости

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: