Спасительный ранец: история создания парашюта рк-1

Спасительный ранец

Свою задачу Котельников видел не в изобретении парашюта как такового — к тому времени они уже были придуманы и даже применялись в авиации. Но парашютные системы первого поколения представляли собой громоздкие конструкции, которые требовали существенных затрат времени на то, чтобы ими воспользоваться, а гибель капитана Мациевича доказывала, что летчик может и не успеть этого сделать. Значит, нужно было придумать такой парашют, который пилот мог бы всегда иметь при себе и с которым можно было просто вывалиться из аэроплана, пусть даже разваливающегося, и успеть развернуть купол. Сделать это можно было только в одном случае: если парашют был компактно уложен и раскрывался при одном-единственном движении.

Глеб Котельников и его парашют РК-1, надетый на манекен, перед испытаниям, 6 июня 1912 года

В качестве материала для своего парашюта Глеб Котельников взял тонкий прочный шелк, поскольку только такую ткань можно было сложить максимально компактно. Следующей задачей стал поиск системы, позволяющей сложенному парашюту постоянно находиться при летчике, как это представлялось изобретателю. Поначалу Котельников разместил систему спасения в цилиндрическом шлеме, надетом на голову пилота: оттуда сложенный купол выбрасывался специальной пружиной. Испытания на кукле, сброшенной с крыши котельниковской дачи в Стрельне, доказали, что система срабатывает отлично. Но возникла другая проблема: кукольный пилот переживал рывок раскрывающегося купола без проблем, однако с живого пилота могло как минимум сорвать шлем, а то и травмировать голову.

Тогда было найдено классическое на сегодняшний день решение — заспинный ранец, который Котельников сначала сделал из дерева, а потом из алюминия. Такой вариант крепления позволил разделить парашютные стропы на две группы, что стало с тех пор классикой: при такой конструкции управлять куполом оказалось значительно проще. 9 ноября 1911 года Глеб Котельников получил в России охранное свидетельство на свое изобретение, то есть документ, подтверждающий поданную заявку на оформление патента, а весной 1912 года — французский патент. Годом позже изобретатель дал своему детищу официальное имя РК-1, где буква «Р» означала «Русский», «К» — «Котельникова», а цифра — порядковый номер конструкции.

Летчик осматривает парашют ПЛ-1 перед полетом, середина 1930-х годов

Так появились самолеты и летчики

Испокон веков люди смотрели в небо, на звезды… Эта заманчивая глубина высоты притягивала своим необъяснимым простором. Создание первого летательного аппарата, который поднялся в Небо, было чудом! Вопреки всем законам притяжения, это сооружение в разбеге оторвалось от земли и понеслось по Небу огромной ревущей птицей, очаровывая одних и пугая других. Так появились самолеты и летчики
… :)) А для спасения летчиков в случае экстремальной ситуации стали использовать длинные сложенные зонты, которые крепились к самолету. Их конструкция была тяжелой и ненадежной, и чтобы не утяжелять вес самолета, многие летчики предпочитали летать без этого спасательного элемента — не использовать зонт в полете.

При падении самолета летчику в редком случае удавалось отстегнуть крепление зонта, раскрыть его и прыгнуть из самолета, чтобы смягчить удар о землю.

18 (30) января 1872 года в Петербурге в семье Котельникова, профессора механики и высшей математики, родился сын, который с детства пел, играл на скрипке, часто с родителями бывал в театре. А ещё этому мальчику нравилось мастерить разные игрушки и модели. У Глеба, так звали мальчика, с возрастом по жизни так и остались увлечения театром и конструированием.

«Автоматическая песочница для трамвайных вагонов»

Заявление на данное изобретение Г.Е. Котельников подал в Комитет по делам изобретений при ВСНХ СССР 14 января 1929г.

После подробного изучения предоставленных чертежей, а также всех относящихся к делу документов, 14 августа 1929г. I Секция Комитета по делам изобретений при ВСНХ СССР постановила выдать патент на «Автоматическую песочницу для самодвижущихся повозок (трамваев)». (Ф.Р-1, Оп. 1-5, Д. 14441, Л. 11.)

«Предлагаемый аппарат основан на применении центробежного регулятора, заставляемого открываться в нужный момент (при буксовании колёс) клапан трубы подающей песок из резервуара. Данное устройство состояло из регулятора снабженного пружиной, и двух муфт к которым были прикреплены грузы на шарнирных полосках из обоймы с шариковым подшипником, которые в свою очередь были присоединены к другой подвижной муфте, и пластиковому клапану, который имел отверстия для подачи песка. Посредством воронки с двумя отверстиями для подачи, песок направляется под колёса. Как сила пружины, так и передача рассчитывается так, что бы клапан открывался лишь в том случае, когда число оборотов рабочей оси значительно превысит скорость вращения её во время допускаемого хода вагона, то есть, например, при буксовании колёс, когда они вращаются практически в холостую, это может происходить при крутом спуске». ( Ф. Р-1. Оп. 1-5. Д. 14441. Л. 6.)

«Автоматическая песочница для трамвайных вагонов», изобретенная Г.Е. Котельниковым, применяется и по сей день в работе трамваев.

После революции

После революции Котельников остался в России, жил в Ленинграде, создал парашюты РК-2, РЕ-3 с уже мягким ранцем, грузовой РК-4, на котором можно было сбросить до 300 кг различного груза. Но и свой любимый театр не забыл: ставил спектакли и играл в них. А ещё писал книги.

В 30-е годы парашютизм бурно развивался во всех странах мира, совершенствовались спасательные, десантные и транспортные парашюты, создавалась техника управления парашютами для уклонения от препятствий и приземления в заданном месте с точностью до нескольких сантиметров. В СССР ни один авиационный праздник не обходился без массовых парашютных прыжков. Молодёжь, независимо от пола, повально увлекалась авиацией, комсомольцы шли в аэроклубы, лётные и парашютные кружки, парашютные вышки были, чуть ли, не в каждом селе, а там, где их не было, прыгали с купола церкви. Тогда же парашют стали использовать для выброски врачей, пожарных, спасателей, диверсантов, для доставки грузов, продуктов, медикаментов, топлива. В 1939-м был осуществлён первый прыжок на Северный полюс.

Детство

Родился Глеб Котельников 18 января 1872 года в Санкт-Петербурге в семье потомственных дворян. Отец Евгений Григорьевич преподавал высшую математику и механику в земледельческом институте. В течение десяти лет он служил директором учительских институтов, и семья жила то в Херсоне, то в Минске, то в Вильно, то в Житомире. В 1883-м Евгения Григорьевича на 6 лет перевели обратно в столицу, и Глеб стал учиться в Первой гимназии, а в 1889-м отец увёз семью на свою родину в Полтаву.

Глеб с раннего детства интересовался техникой, была у него тяга и к музыке – он играл на скрипке, и даже хотел поступать в консерваторию, но после смерти отца доходов матери на обучение уже не хватало. В 1893-м году Евгению исполнился 21 год, и он поступил вольнонаёмным на военную службу. Гимназия давала хорошее образование, и Котельникова направили учиться дальше на курсы в Киевское пехотное юнкерское училище. Спустя два года, окончив курсы, он получил чин подпоручика, что соответствует нынешнему званию лейтенант. Служил в артиллерии. Через три года в чине поручика уволился в запас, но с государственной службы не ушёл – поступил в Полтаве в губернское акцизное управление на должность контроллёра. На этой службе его изрядно помотало: жил Области Войска Донского в станицах Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский Ростовской области) и Усть-Медведицкая (ныне город Сирафимович Волгоградской области), в 1908 году его перевели в Сочи.

Биография конструктора

Глеб Котельников родился в Санкт-Петербурге в 1872 году, его отец был профессором механики и высшей математики. Главным увлечением родителей являлся театр, и мальчик тоже полюбил его. С детства он занимался игрой на скрипке и пением. Однако нравилось ему и еще кое-что – изготовление своими руками разных игрушек и моделей.

В 1894 году Глеб оканчивает Киевское военное училище и после 3-летней обязательной службы уходит в запас. Котельников уезжает в провинцию и живет тихой размеренной жизнью – служит акцизным чиновником, помогает в организации драматических кружков, иногда сам играет в спектаклях. Не бросает он и своего конструкторского увлечения.

Полёт Льва Мациевича

В самом начале своего развития авиация не имела никаких средств спасения, и в нештатной ситуации лётчик, чтобы выжить, до последнего спасал самолёт, который был очень дорог и ценился куда выше, чем жизнь пилота. Да и стоимость его обучения и подготовки была не столь высокой, как сегодня. Парашют – круглый купол из ткани с отверстием посередине с 82-мя стропами, уложенный в жёсткий ранец, закреплённый за спиной лётчика, создал русский изобретатель-самоучка Глеб Евгеньевич Котельников. В октябре 1910 года на аэродроме под Санкт-Петербургом проходил помпезный праздник воздухоплавания. Аэропланы взлетали один за другим. Красивее всех пилотировал свою деревянную «этажерку» капитан Лев Мациевич. 7 октября в вечерних сумерках изрядно измотанный дневными полётами Мациевич поднял свой самолёт в воздух, чтобы установить на «Фармане» рекорд высоты, но аппарат вдруг странно сложился, лётчик просто выпал с рабочего кресла и упал на землю. Хоронили его как национального героя. Премьер-министр Пётр Столыпин прислал венок с надписью на ленте «Жертве долга и отваги», царь назначил пенсии вдове погибшего авиатора 1 800 рублей в год, дочери – 600 рублей в год – огромные по тем временам деньги: корову можно было купить за десятку.

Созданная на следующий день после похорон специальная комиссия установила причину катастрофы: лопнула проволочная диагональная растяжка перед мотором, намоталась на воздушный винт, и одна из его лопастей разлетелась на куски. Но по городу поползли слухи, что партия социалистов-революционеров, тайным членом которой, якобы, был Лев Мациевич, приговорила то ли Столыпина, то ли графа Сергея Витте, который на тот момент никаких государственных постов не занимал, к смерти. Покушение планировалось в полёте. Привязных ремней тогда не было, пассажир сидел не обычном венском стуле, и при внезапном манёвре он мог просто улететь вниз. Однако Мациевич бережно доставил Столыпина на землю, а на следующий, когда должен был катать Витте, но тот не пришёл, погиб сам. Был ли это несчастный случай – дело по тем временам обычное, или эсэры, что тоже было делом обычным, отомстили Мациевичу за срыв теракта, повредив ночью его самолёт, навсегда осталось тайной.

Трагедия произошла на глазах Глеба Котельников, который так был впечатлён увиденным, тем, что у пилота не было никаких шансов выжить, что задумался о создании индивидуального средства спасения для лётчиков.

Фабрика советского агента

Чтобы решить эту задачу, нужно было сначала разработать собственный современный ранцевый парашют, поскольку лицензия тоже обходилась очень дорого. Справиться с этой проблемой должен был созданный в 1928 году парашютный отдел НИИ ВВС Красной Армии, который возглавил свежеиспеченный выпускник академии имени Жуковского, пришедший в военную авиацию еще в 1916 году летчик Михаил Савицкий. Доставшаяся ему научно-производственная база была скромной: мастерская-лаборатория в старом доме в Арсеньевском переулке в Москве да восемь сотрудников. Тем не менее, именно эти люди в течение двух лет изучали все известные на тот день парашютные системы, разбирались с патентами на изобретения Котельникова и теребили запросами и заданиями коллег из текстильных НИИ, чтобы те подобрали самые лучшие образцы парашютного шелка.

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

К началу 1930 года проблема была решена: взяв за основу американский парашют «Ирвинг», сотрудники парашютного отдела НИИ ВВС разработали собственную конструкцию, получившую название НИИ-1. Именно они и стали первыми отечественными серийными парашютами. К 18 апреля 1930 года была выпущена пробная партия новинок, которые отправились в авиационные части. Шили эти парашюты в Тушино, рядом с одной из главных в то время авиаплощадок страны – Тушинским аэродромом. Первая отечественная парашютная фабрика размещалась в корпусах бывшей сукновальной фабрики товарищества «Николай Третьяков и компания».

Много позже, уже после Победы, станет известно, что последний руководитель товарищества «Николай Третьяков и компания» Сергей Третьяков в 1944 году отдал жизнь за свободу своей родины, хотя и находился в то время во Франции. Сын основателя фабрики, он возглавил ее семнадцатилетним юношей в 1899 году и быстро завоевал уважение в профессиональном сообществе. Не приняв Октябрьской революции, Сергей покинул родину и эмигрировал во Францию. Уже там в 1929 году начал сотрудничать с советской разведкой и быстро стал одним из самых ценных агентов в рядах «Российского общевоинского союза» (РОВС). В 1942 году бывшего фабриканта раскрыли, он был арестован гестапо, пережил десятки жестоких допросов, и 16 апреля 1944 года его расстреляли в концлагере Ораниенбург.

Ленинград

Войну Котельников встретил в Ленинграде. Несмотря на возраст и слабое зрение во время воздушных тревог он поднимался на крышу семиэтажного дома и тушил вражеские «зажигалки». В конце 1941 года его в тяжёлом состоянии эвакуировали в Москву. После лечения в Кремлёвской больнице он поправился, и закончил книгу «История парашюта и развитие парашютизма». 22 января 1944-го Котельникова наградили боевым орденом Красной Звезды. Он начал писать новую книгу о парашютизме, но подорванное блокадой здоровье подвело, его вновь положили в «Кремлёвку», где он 22 ноября 1944-го скончался во сне. Его могила на Новодевичьем кладбище отличается от других тем, что на деревьях вокруг неё висят шёлковые лоскутки, которые приносят лётчики, десантники, спортсмены, те, кто помнят Глеба Евгеньевича Котельникова, человека, который и после своей смерти продолжает спасать их жизни.

Интересные факты

Недалеко от полигона, где впервые испытывался парашют Котельникова, близ деревни Сализи (с 1949 года Котельниково), установлен памятник с изображением парашюта.

Надпись на памятнике: «В районе этой деревни в 1912 году проводились испытания первого в мире авиационного ранцевого парашюта, созданного Г.Е.Котельниковым»  А ведь уже 100 лет минуло… Спасибо за радость, умный Котельников!

В Санкт-Петербурге есть аллея Котельникова

На Новодевичьем кладбище могила Глеба Евгеньевича Котельникова  является местом, где парашютисты постоянно к деревьям привязывают ленточки и затяжки парашютов.

В настоящее время,  спустя 100 лет,  Научно-Исследовательский Институт Парашютостроения создал великолепную парашютную систему, которая проходит испытания — десантный парашют Д-12 Листик. Уникальность в том, что основной и запасной парашют находятся в одном ранце за спиной, а  запасной парашют из ранца выталкивает сжатая пружина…

Предлагаю Вам посмотреть фотографии.

Не забудьте поделиться страницей с друзьями.

Смотрите по этой теме:

Этажерка — парашюты Ут-15 и крыло

Как мы вынесли ковровую дорожку из Ан-2 на высоте 1500 м

Прыжок с парашютом: Прогулка в облаках.

Парашютный спорт. Сборная СССР 70-е годы

Хочу прыгнуть с парашютом

Рекордные работы в Фергане. 1988 г.

Полет на парашюте. Буксировка.

Служить в ВДВ

Д-10: «патиссон» в небе

На службе ВДВ сегодня находится система Д-10, которая пришла на смену Д-6. Она прошла все испытания в начале 2000-х годов. Конечно, по объему наработки она еще несравнима с Д-6, но со временем приблизится к уровню последнего, считают эксперты. Парашюты Д-6 серии 4 в войсках активно заменяются на Д-10.

Изначально Д-10 создавался для того, чтобы устранить основную проблему, которая существует у десантных парашютов – проблему схождения парашютистов в воздухе. Например, когда десантируется большая группа (до 120 человек), все одновременно раскрывают парашюты в воздухе, и воздушные потоки могут столкнуть парашютистов друг с другом. Даже в такой ситуации конструкторами парашютов предусмотрено спасительное решение – запасной парашют, который можно открыть в ситуации, когда в твой купол провалился другой парашютист. Естественно, посадка все равно будет жесткой – тяжелых травм не избежать.

Д-10 создавался именно для того, чтобы не допустить такого сценария. Поэтому у него такая необычная форма – купол напоминает не шар, а скорее патиссон. Эта форма обеспечивает ему особую аэродинамику, которая уводит парашют при попадании в «след» другого парашюта.

Кроме особой формы, у этого парашюта есть еще один важный элемент, обеспечивающий безопасность, – страхующий парашютный прибор. Выпрыгнув из самолета, через несколько секунд десантник должен дернуть за кольцо, которое раскроет ранец с основным куполом. В случае если парашютист забыл это сделать, за него «дернет кольцо» специальное устройство.

Сегодня Д-10 считается основной парашютной системой ВДВ. С «десятым» прыгают во время тренировок, применяют для реальных боевых прыжков. С этим парашютом десантируются изо всех типов военно-транспортных самолетов (Ил-76, Ан-22, Ан-26 и других), а также из вертолетов Ми-8 и Ми-26. Десантник весом не более 150 кг сможет с Д-10 прыгнуть с высоты до 4 км, а минимальная высота прыжка составляет 200 метров.

Вековая история парашюта

Свой путь парашют ведёт с XIII века. Именно тогда Роджер Бэкон впервые высказал предположение, что можно держаться за воздушные потоки, используя вогнутую поверхность.

Спустя столетие с лишним Леонардо да Винчи изображает эскиз парашюта, обозначая его как купол, позволяющий благополучно спуститься с высоты и контролируемый сгибом/разгибом рук. Но сам он побоялся проверять предмет, да и сильной необходимости в этом не было, поэтому идея канула в лета, в надежде на возвращение.

Рисунок парашюта. Леонардо да Винчи

Первые парашюты стали проектировать лишь в конце XVI века. Например, Фаусто Веранцио из Венеции опубликовал свой проект – холст в форме квадрата, натянутый по периметру рамы, от углов которой к парашютисту идут верёвки. В 1617 он сам опробовал своё изобретение с приличной высоты.

Аналогичное изделие опробовал на себе и Фауст Вранчич хорват по происхождению. В 1597 году на глазах у толпы людей он спрыгнул с высоты в 87 метров и удачно приземлился, за что был прозван «летающим человеком».

Фауст Вранчич «Рисунок модели парашюта», 1616 год

Прыгнуть, чтобы жить

В тестировании парашютов были замешаны даже заключённые. Например, Лавен воспользовался подобием парашюта в начале XVII века. В своё время его заключили в крепость, а он захотел сбежать. В угоду этому он сшил простыни, примостив их к пластине и верёвкам. Держась за верёвки, он прыгнул с крепости в реку, протекающую неподалёку, и остался жив.

Другой арестованный – Жан Думье – был приговорён к смерти, но получил шанс жить, если опробует летающий плащ Дефонтажа. Он тоже прыгал с тюремной башни и приземлился живым.

Часто для испытаний использовали животных вместо людей. Так, парашют, изобретённый братьями Монгольфье, опробовала на себе овца. К слову сказать, она не пострадала. А в 1785 году с высоты в 0,3 км собака удачно приземлилась на парашюте Жан-Пьера Бланшара. После проложенного пути и сами изобретатели отваживались прыгать со своими творениями. Однако не всем смельчакам так везло, и они оставались в живых.

Перелёт Бланшара через Ла-Манш в 1785

Рекорды и неудачи

Гарнерен Андре-Жак, испытывая свой парашют в 1797 году, вывихнул ногу, так как огромным «зонтом» с прикреплённой корзинкой было очень сложно управлять, и он двигался хаотично. На время он отложил испытания, а в 1799 году их продолжила его жена Женевьева, ставшая первым парашютистом женского пола в мире.

А в 1802 году и он сам отважился на ещё один прыжок, отважно бросившись с высоты в 2500 метров и установил рекорд на тот момент. К сожалению, Гарнерен погиб, испытывая очередную версию парашюта

Трагичная судьба постигла и Шарля Леру. Его изобретение выглядело как огромный зонт с двенадцатью клиньями, которые были связаны со стропами и поясом на теле человека. Изделие фиксировалось сбоку от летательного аппарата за счёт верёвки с пружиной, которая распрямлялась во время прыжка человека, и парашют откреплялся. Шарль Леру погиб, совершая очередной прыжок.

Первый парашют Жака Гарнерена, который он испытал на себе в парке Монсо, Париж, 22 октября 1797 года (рис.1 Купол парашюта, рис.2 Положение парашюта в момент вылета (с земли в воздух), рис.3 Парашют, раскрытый в момент отделения от воздушного шара)

Фабрика советского агента

Чтобы решить эту задачу, нужно было сначала разработать собственный современный ранцевый парашют, поскольку лицензия тоже обходилась очень дорого. Справиться с этой проблемой должен был созданный в 1928 году парашютный отдел НИИ ВВС Красной Армии, который возглавил свежеиспеченный выпускник академии имени Жуковского, пришедший в военную авиацию еще в 1916 году летчик Михаил Савицкий. Доставшаяся ему научно-производственная база была скромной: мастерская-лаборатория в старом доме в Арсеньевском переулке в Москве да восемь сотрудников. Тем не менее, именно эти люди в течение двух лет изучали все известные на тот день парашютные системы, разбирались с патентами на изобретения Котельникова и теребили запросами и заданиями коллег из текстильных НИИ, чтобы те подобрали самые лучшие образцы парашютного шелка.

Первый руководитель парашютного отдела НИИ ВВС РККА Михаил Савицкий

К началу 1930 года проблема была решена: взяв за основу американский парашют «Ирвинг», сотрудники парашютного отдела НИИ ВВС разработали собственную конструкцию, получившую название НИИ-1. Именно они и стали первыми отечественными серийными парашютами. К 18 апреля 1930 года была выпущена пробная партия новинок, которые отправились в авиационные части. Шили эти парашюты в Тушино, рядом с одной из главных в то время авиаплощадок страны – Тушинским аэродромом. Первая отечественная парашютная фабрика размещалась в корпусах бывшей сукновальной фабрики товарищества «Николай Третьяков и компания».

Много позже, уже после Победы, станет известно, что последний руководитель товарищества «Николай Третьяков и компания» Сергей Третьяков в 1944 году отдал жизнь за свободу своей родины, хотя и находился в то время во Франции. Сын основателя фабрики, он возглавил ее семнадцатилетним юношей в 1899 году и быстро завоевал уважение в профессиональном сообществе. Не приняв Октябрьской революции, Сергей покинул родину и эмигрировал во Францию. Уже там в 1929 году начал сотрудничать с советской разведкой и быстро стал одним из самых ценных агентов в рядах «Российского общевоинского союза» (РОВС). В 1942 году бывшего фабриканта раскрыли, он был арестован гестапо, пережил десятки жестоких допросов, и 16 апреля 1944 года его расстреляли в концлагере Ораниенбург.

Первый прыжок с парашютом РК-1. Дорога в жизнь.

5 января 1913 года в Руане был совершен первый прыжок с парашютом РК-1 с моста через Сену. Высота 60 метров…!!! Великолепный бесстрашный прыжок совершил студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский…!!! Парашют сработал отлично, показал возможность раскрытия при прыжке с низкой высоты. Это мы сейчас с Вами понимаем, насколько рискованным был этот прыжок, а в те времена считали,  что это самый безопасный вариант прыжка, тем более река Сена внизу спасет в экстренном случае. Но насколько зрелищным оказался прыжок, Вы можете себе представить! Конкурс прошел блестяще! Русское изобретение получило признание за рубежом.

В России царское правительство вспомнило о парашюте Котельникова только в период первой мировой войны…

Зато вспомнило… :))

Спасибо летчику Г.В.Алехновичу… он сумел убедить командование в необходимости снабжения экипажей многомоторных самолетов парашютами РК-1. Началось первое производство ранцевых парашютных систем для авиаторов под управлением Котельникова.

Была создана новая система, парашют РК-2.

Не устраивал Котельникова  металличекий ранец с пружинами. Создавать, так создавать! И появился парашют РК-3 с мягким ранцем, в котором пружины были заменены на соты для укладки строп — эта техника укладки строп используется по сегодняшний день.

Патент на парашют РК-3 был получен 4 июля 1924 года за № 1607.

Грузовой парашют РК-4 был  создан в 1924 году, Купол  диаметром 12 метров был  рассчитан на груз до 300 кг.

Глеб Евгеньевич Котельников  проложил дорогу в Небо,  создал то, что сразу взяло  разбег и ушло в стремительное развитие.  Все испытания  проходили успешно, а это  значило, что путь был  верным.

В 1926 году все свои  изобретения Котельников  передал Советскому  правительству.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: