Снв-ii

Зачем нужен договор СНВ 3

Со времен холодной войны, благодаря таким договорам, количество ядерного оружия в мире сильно сократилось — с 70000 единиц до 13080 единиц (в 2021 году). Следует отметить, что 90% от всего существующего на Земле ЯО принадлежит России и США.

Если бы во времена холодного противостояния между США и СССР возникла ядерная война, жизнь на Земле могла бы быть уничтожена полностью или, по крайней мере, оказалась под серьезной угрозой. В настоящее же время, благодаря тому, что количество боеголовок удалось сократить, последствия ядерной войны хоть и будут катастрофическими, они вряд ли уничтожат все человечество, о чем мы рассказывали ранее.

Другими словами, договор СНВ 3 между Россией и США, по сути, повышает безопасность на всей планете. Однако страны заинтересованы в нем не только в связи с заботой о безопасности человечества. Есть и более меркантильная причина.

Следует понимать, что создание и обслуживание новых СНВ требует больших финансовых затрат. Поэтому, уничтожая часть своего ядерного оружия, фактически, страны существенно сокращают статьи своих расходов. Таким образом, договор СНВ еще и экономически выгоден для США и России.

Договор СНВ — что это (кратко)

Ядерная война между Россией и США теоретически может быть губительной для всего человечества. Это прекрасно понимают не только ученые, но и политики обеих стран. Поэтому еще со времен холодной войны СССР и США заключали различные договора, направленные на снижение эскалации и обеспечения безопасности в мире. К ним относится договор о ракетах средней и меньшей дальности, договор о мирном использовании космоса и т.д.

Договор СНВ-3 был подписан в 2010 году Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым

Подобные договора США и Россия продолжали заключать и в наши дни. Одним из них стал ДСНВ-III, подписанный президентами обеих стран 8 апреля 2010 года. Он вступил в силу в начале 2011 года, а 2021 году был продлен до 2026 года. Согласно этому документу, каждая из сторон обязуется сокращать ЯО в соответствии с достигнутыми договоренностями и не испытывать ядерное оружие.

Надо сказать, что по условиям договора, Россия и США самостоятельно определяют состав стратегических вооружений, то есть сколько использовать ракет, стратегических бомбардировщиков, подводных лодок и т.д. Однако общее их количество должно соответствовать требованиям СНВ-III. Также в документе имеются такие понятия как “развернутое” СНВ и “неразвернутые” пусковые установки и носители. Неразвернутым считается вооружение, которое не находится в боевой готовности. Оно может использоваться для испытаний или, к примеру, обучения военных.

Как правило, договор СНВ подписывается президентами России и США на определенное время, после чего составляется новый документ, в котором указываются новые условия по сокращению вооружения. Нынешний договор, то есть ДСНВ-III истекает, как мы уже сказали, в 2026 году.

Человечество не будет уничтожено полностью в случае ядерной войны

Что такое контроль над ядерным оружием по договору СНВ 3?

В таком щепетильном вопросе, как обоюдное сокращение ядерного вооружения, должен быть жесткий контроль. Теоретически одна страна может обмануть другую, чтобы получить стратегическое превосходство в плане вооружения. Обеспечить контроль в данном случае могут лишь сами страны, подписавшие договор СНВ-3.

Поэтому с момента подписания документа начали работать инспекционные комиссии, задача которых заключалась в контроле ядерного вооружения друг друга. То есть российская комиссия периодически посещала военные объекты США, где находится американское ядерное оружие, и проверяла какое количество ядерного вооружения развернуто. Соответственно, американская комиссия поступала точно так же — периодически посещала российские стратегические объекты, и тоже контролировала выполнение договора СНВ 3 со стороны РФ.

Россия и США знают расположение и количество всех наземных ядерных объектов друг друга

Соответственно, выход из инспекционной деятельности означает, что Россия и США больше не будут контролировать ядерные силы друг друга. Но, отметим, что инспекции прекратились не с 8 августа 2022 года. Фактически контроль ядерного оружия перестал осуществляться Россией и США с началом пандемии СOVID-19. Однако не стоит путать выход из инспекционной деятельности с выходом из договора СНВ-3.

Договор СНВ-2

Работа над договором, который бы предусматривал более глубокие, чем СНВ-1, сокращения стратегических сил, была начата практически сразу после распада Советского Союза. Соглашение, зафиксировавшее основные положения будущего договора, который стал известным как СНВ-2, было достигнуто уже в июне 1992 г. Основными положениями этого соглашения стали сокращение суммарного количества боезарядов до уровня в 3000-3500 единиц, а также ликвидация всех ракет наземного базирования, оснащенных боевыми блоками индивидуального наведения, в том числе всех тяжелых ракет. Кроме этого, в июне 1992 г. СССР и США договорились об изменении правил заcчета боезарядов, числящихся за стратегическими бомбардировщиками.

Подписание Договора СНВ-2 состоялось 3 января 1993 г. Столь быстрое заключение соглашения стало возможным в основном благодаря тому, что Договор СНВ-2 в значительной мере опирался на процедуры и положения согласованные при заключении СНВ-1. Новый Договор фактически лишь устанавливал новые количественные ограничения и некоторые новые процедуры.

Основным положением Договора СНВ-2 стало обязательство России и США осуществить сокращения количества боезарядов на стратегических носителях до уровня в 3000-3500 единиц. При этом на баллистических ракетах морского базирования не может быть размещено более 1750 боезарядов. Другим ключевым положением Договора является требование ликвидации всех баллистических ракет наземного базирования, оснащенных более чем одним боеблоком и всех тяжелых ракет. Пусковые установки ракет с РГЧ ИН должны быть либо ликвидированы, либо переоборудованы в пусковые установки моноблочных ракет. Все пусковые установки тяжелых ракет, а также сами ракеты подлежат уничтожению в соответствии с предусмотренной Договором процедурой. Исключение сделано для 90 пусковых установок, которые могут быть переоборудованы для размещения моноблочных ракет при условии соблюдения специальной процедуры.

В целом, при заключении Договора СНВ-2 Россия сделала ряд уступок, которые впоследствии существенно затруднили его ратификацию. Договор находился на рассмотрении Федерального Собрания с 20 июня 1995 г., и его ратификация состоялась лишь в апреле 2000 г., более чем через четыре года после одобрения Конгрессом США. Однако, тем не менее, Договор так и не вступил в силу, поскольку Россия увязала его ратификацию с одобрением к СНВ-2 и Договору ПРО, подписанными в 1997 г. Последние, а особенно , встретили жесткую оппозицию в американском Конгрессе. А когда к власти в США в 2001 г. пришла администрация Буша вопрос отпал сам собой, поскольку новое руководство США взяло твердый курс на развертывание масштабной системы противоракетной обороны территории США и отказ от Договора ПРО.

Подписание договора[править | править код]

3 января 1993 года за несколько недель до истечения срока своих президентских полномочий Буш-старший посетил Москву. В ходе его визита был подписан российско-американский Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2, Start II). При подписании стороны исходили из того, что договор вступит в силу после того, как Украина, Белоруссия и Казахстан ратифицируют договор СНВ-1 от 1991 года и присоединятся к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерных государств. Договор предусматривал сокращение к январю 2003 года числа ядерных боеголовок у России и США до 3500 единиц.

Договор был ратифицирован Конгрессом США в январе 1996 года. В России ситуация была сложнее. 12—13 января 1993 года Верховный Совет Российской Федерации провёл слушания по СНВ-2. 12 февраля 1993 года Комитет по безопасности ВС России издал постановление, в котором проблема ратификации СНВ-2 была увязана с рядом дополнительных условий. 21 июня 1995 года он был внесён на ратификацию в Федеральное Собрание России. 18 июля 1995 года прошли слушания комитета по обороне Государственной Думы. С докладом выступил первый заместитель начальника Генштаба генерал-полковник В. М. Журбенко, отметивший, что на развитие стратегических ядерных сил России в рамках Договора СНВ-2 ежегодно требуется 5—6 трлн руб в ценах 1995 года, не считая средств на утилизацию устаревшего вооружения и строительства ядерных систем нового поколения. Это стало ключевым аргументом против ратификации СНВ-2. В августе 1995 года в Государственной Думе прошли слушания по вопросу о ратификации СНВ-2. В ходе слушаний был выявлен ряд невыгодных для России условий договора. В марте 1996 года Государственная Дума второго созыва отказалась рассматривать вопрос о ратификации СНВ-2.

Почему Россия вышла из инспекционной деятельности

МИД России указывает две причины, по которым РФ вынуждена отказаться от инспекционной деятельности. В первую очередь это связано с тем, что у российской инспекционной комиссии отсутствует физическая возможность посещать ядерные объекты США. Дело в том, что между странами в настоящий момент прервано авиационное сообщение. Кроме того, воздушное пространство закрыли для самолетов РФ и страны, которые являются союзниками США.

Ранее МИД РФ обращал внимание на негативную эпидемиологическую обстановку в США, связанную с COVID-19. Напомним, что количество летальных исходов составляло порядка 300 – 400 случаев в сутки

Нынешняя же приостановка участия в договоре о стратегических и наступательных вооружениях, как не сложно догадаться, связана вовсе не с коронавирусом, а накаленной обстановкой в мире.

Тем не менее, как отметил Владимир Путин, Россия «Не выходит из договора, а именно приостанавливает свое участие». При этом он подчеркнул, что для возврата к обсуждению договора, должно появиться понимание того, каким образом будут учитываться ядерные арсеналы таких стан, как Франция и Британия, то есть остальные страны Североатлантического альянса.

Отныне Россия будет скрывать свой ядерный потенциал

Чем опасен выход России из инспекционной деятельности

Договор СНВ-3, как вы поняли, делает невозможным бесконтрольную гонку вооружений между Россией и США. При этом сами инспекции ядерных объектов обеспечивали прозрачность в отношениях между странами. Это значит, что они служили инструментом снижения напряженности.

Учитывая нынешнюю напряженность отношений, временная приостановка договора является плохой новостью, так как снижает уровень стабильности в мире. Разумеется, это не значит, что ядерная война 2023 неминуема. Однако может начаться новая гонка вооружений. Можно сказать, что мир стал еще немножко опаснее, чем был ранее. Напоследок предлагаем ознакомиться с возможными сценариями ядерной войны по мнению экспертов.

Переговоры

Историческое соглашение началось 17 июня 1992 года с подписания президентами «Совместного понимания». Официальное подписание договора президентами состоялось 3 января 1993 года. Он был ратифицирован США. Сенат 26 января 1996 г. 87 голосами против 4. Однако российская ратификация в Думе застопорилась на долгие годы. Его несколько раз откладывали в знак протеста против военных действий США в Ираке и Косово, а также в целях противодействия расширению НАТО в Восточной Европе..

С годами договор стал менее актуальным, и обе стороны начали терять к нему интерес. Для американцев главным вопросом стал Договор по ПРО, запрещавший развертывание общенациональной системы противоракетной обороны. Соединенные Штаты вышли из Договора по ПРО в июне 2002 года, и Россия решительно выступила против этого шага.

СНВ-2 не вступил в силу. 14 апреля 2000 года Дума наконец ратифицировала договор, что стало во многом символическим шагом, поскольку ратификация была поставлена ​​в зависимость от сохранения Договора по противоракетной обороне (Договор по ПРО) и тем самым сохранения давнего принципа взаимно гарантированное уничтожение (MAD). В частности, ратификация Россией была поставлена ​​в зависимость от США. Сенат ратифицировал сентябрьское приложение к СНВ-2 1997 г., которое включало согласованные заявления о разграничении стратегической и тактической противоракетной обороны. Ни то, ни другое не произошло из-за оппозиции Сената США, фракция которого возражала против любых действий в поддержку существующего Договора по ПРО.

Причины запрета РГЧ ИН

Баллистические ракеты с разделяющимися головными частями (далее — РГЧ ИН) воспринимались многими экспертами как потенциальная угроза для мировой стабильности и фактор, увеличивающий риск эскалации международных конфликтов. Проблема заключалась в том, что МБР, оснащённые РГЧ ИН, значительно усиливали возможный удар без увеличения числа ракет как таковых; ввиду этого, ядерный арсенал становился значительно более концентрированным (вместо ввода в строй большого числа моноблочных ракет появилась более дешёвая возможность ввода в строй небольшого числа ракет с РГЧ ИН) и более чувствительным к превентивному удару противника.

Эта ситуация описывалась двумя моделями:

  • Если обе стороны имеют по 100 моноблочных ракет, то агрессор, чтобы поразить ядерный арсенал оппонента (и нейтрализовать его ответный удар) должен нацелить каждую свою МБР на каждую ракету оппонента. При этом, по каждой МБР оппонента может быть нанесён всего один ядерный удар, что не гарантирует уничтожения всех атакованных МБР. Ракетный же арсенал агрессора будет полностью истощён этой единственной атакой.
  • Если обе стороны имеют по 100 ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (по 10 на каждой), то агрессор, чтобы поразить ядерный арсенал оппонента (и нейтрализовать его ответный удар) может направить всего половину своих ракет — 50 единиц, с 10 боеголовками каждая — против ядерного арсенала оппонента. За счёт применения РГЧ ИН, агрессор может всего 50 ракетами атаковать 100 ракет оппонента, причём по каждой ракете оппонента будет нанесено по 5 ядерных ударов — что существенно повышает шансы на полное уничтожение ядерного арсенала оппонента. При этом агрессор сохраняет половину своего ракетного арсенала в резерве.

Таким образом, массовое развертывание ракет с РГЧ ИН подталкивает конфликтующие стороны к агрессивным действиям, делая выгодным для каждой из сторон ударить первой, и создавая возможность для частичной либо полной нейтрализации ядерного арсенала другой стороны превентивным ударом. Ввиду этого, РГЧ ИН являются дестабилизирующим фактором.

Воздействие MIRV

МБР, использующие РГЧМ , считаются дестабилизирующими, потому что они, как правило, делают ставку на первый удар . Эти ракеты могут нести от двух боеголовок до 50 в некоторых советских конструкциях сверхтяжелых ракет. Также они могут нести большое количество ловушек. Обладая значительным количеством высокоточных боеголовок и ложных целей, они могли уничтожить целую нацию первым ударом, включая значительное количество ракетных шахт противника и флот бомбардировщиков ВВС.

Гипотетически, если бы у каждой стороны было 100 ракет с 5 боеголовками у каждой, и каждая сторона имела бы 95% шанс нейтрализовать ракеты противника в своих шахтах, выпустив 2 боеголовки в каждую шахту, сторона, которая нанесет удар первой, может уменьшить силу вражеских межконтинентальных баллистических ракет. со 100 до примерно 5 за счет запуска 40 ракет с 200 боеголовками и сохранения оставшихся 60 ракет в резерве. Таким образом, способность уничтожения значительно увеличивается за счет РГЧМ, поскольку количество вражеских шахт существенно не увеличивается.

И советские ракеты Р-36М, и американские ракеты LGM-118 Peacekeeper могли нести до 10 ЗБР, хотя последние больше не используются.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: