Ракетная техника

В.п. глушко  развитие ракетостроения и космонавтики в ссср (от издательства)

Цели и задачи ракетно-космической отрасли РФ на текущий период

Главной целью государственной стратегии в сфере освоения космического пространства на современном этапе является создание экономически рентабельной и конкурентоспособной отрасли, обеспечивающей реализацию перспективных программ и гарантированное присутствие России в космосе в качестве ведущего игрока. Развитие научного потенциала и модернизация производственных мощностей должны обеспечить долю отечественной ракетно-космической техники на международном рынке до 15-18%.

В качестве приоритетов в обозначенном сегменте рассматриваются шесть основных направлений:

  1. Разработка и производство систем и комплексов нового поколения, обеспечивающих по своим техническим параметрам реализацию перспективных программ. Сейчас ведутся работы по дальнейшему совершенствованию находящихся в эксплуатации ракетных комплексов, проектируются ракеты и разгонные блоки для выведения на околоземную орбиту пилотируемого корабля нового поколения. Помимо того, осуществляется разработка прорывных проектов по освоению дальнего космоса.
  2. Окончательное формирование и развитие спутниковой группировки системы глобальной навигации ГЛОНАСС. Программа предусматривает поддержку устойчивой и надежной работы системы, а также поэтапную замену действующих спутников аппаратами нового поколения со сроком активного действия свыше 10 лет. Развитие системы включает совершенствование наземных элементов управления, разработку и производство навигационных приемников для массового пользователя, конкуренцию на мировом рынке, международное партнерство в сегменте спутниковой навигации.
  3. Разработка и создание спутниковой группировки нового поколения для обеспечения всех видов связи на территории страны. Также предусмотрен вывод на околоземную орбиту аппаратов военного назначения для передачи данных в режиме реального времени.
  4. Обеспечение гарантированного присутствия России на мировом космическом рынке посредством следующих действий: сохранение лидирующих позиций на рынке коммерческих услуг, обеспечивающих до 30% запусков; рост производства коммерческих космических аппаратов нового поколения, продвижение на мировой рынок уникальных технологий и технических компонентов ракетостроения; освоение производства высокотехнологичного оборудования для систем наземной спутниковой связи и навигации; модернизация российского сегмента МКС.
  5. Оптимизация организационной структуры ракетно-космической отрасли. Для решения этой задачи планируется сформировать несколько крупных корпораций, обеспечивающих разработку и производство космических систем, предназначенных для решения экономических и оборонных задач.
  6. Глобальная модернизация наземной инфраструктуры, включающая окончательный ввод в эксплуатацию космодрома «Восточный» в Приморье. Программа также предусматривает технологическое обновление предприятий ракетно-космической промышленности, что позволит значительно повысить эффективность производства и производительность труда.

Баллистическая ракета: что это?

Современный мир, пронизанный непрекращающимися локальными конфликтами и внешнеполитическими напряженностями между странами, постоянно находится под угрозой крупных глобальных войн. Каждое отдельно взятое государство понимает, что в случае войны победа будет за тем, чье вооружение лучше и мощнее.

Так было всегда, начиная еще с незапамятных времен. Именно война двигала прогресс — все изобретения для гражданских нужд были лишь побочным результатом изобретения военного оснащения. В двадцать первом веке производимое оружие имеет чудовищную разрушительную силу. Хорошим примером мощнейшего оружия является баллистическая ракета.

Что такое баллистическая ракета?

Баллистическая ракета — один из видов орудия массового поражения, действующего на дальние дистанции. Летит по изначально заданной параболической траектории и не поддаётся управлению в момент полета.

Существуют разновидности многоступенчатых ракет, похожих на те, что запускаются в космос для доставки спутников на орбиту — в процессе полета части ракеты отсоединяются от основания, чтобы увеличить скорость за счет импульса и уменьшения общей массы. Запуск таких ракет производится либо из шахтных установок расположенных в земле, либо с помощью мобильных перевозных установок.

Классифицируются ракеты каждым государством по-разному, но можно считать общепринятыми ракеты трёх видов:

  • Малой дальности.
  • Средней дальности.
  • Межконтинентальные.

Каждый из видов имеет свои задачи и максимальную длительность проходимого пути. В случае с ракетами малой дальности — это тысяча километров, средняя дальность обладает радиусом запуска в 5.5 тысяч километров, а межконтинентальные, направленные на то, чтобы поразить врага на другом конце земли, имеют дальность достаточную, чтобы облететь 50% земного шара.

Именно такие ракеты начиняют ядерными боеголовками. Самая большая длительность полета займет не более 30 минут, а гигантская скорость делает ракеты практически неуязвимыми для противовоздушной обороны — они просто летят быстрее снаряда, предназначенного для уничтожения этой ракеты.

Как работает баллистическая ракета?

Главная особенность её работы заключается в том, что практически всю длительность своего полета ракета ведет себя в точности, как обычный брошенный объект, не подвергаясь импульсам и ускорениям со стороны двигателей.

Весь её путь можно разделить на два этапа. В первом этапе ракете задаётся необходимая скорость с помощью реактивной тяги. После того, как нужное ускорение было достигнуто, двигатель вместе с топливным баком отсоединяется от ракеты для облегчения её веса. После этого наступает второй этап свободного падения.

Использование ракеты в гражданских целях

Устройство баллистической ракеты и манера её поведения в воздухе мало чем отличаются от ракет, запускаемых в космос на орбиту Земли. Благодаря этому удобству существует возможность создания универсальных устройств, которые в зависимости от внутреннего содержания будут использоваться в мирных или в военных целях.

На сегодняшний день существует несколько видов универсальных ракет, которые изначально были созданы с целью выведения на орбиту планеты различного военного спутникового оборудования. Целый класс ракет предназначен для вариативного использования. Стоит понимать, что одну и ту же ракету нельзя переоснастить для других целей. Хоть они и имеют общую базу, но собираются на различных заводах и не подлежат взаимному замещению.

https://youtube.com/watch?v=e31qo61ryRc

История создания

В 1957 году была успешно запущена первая в мире межконтинентальная ракета. Строение её было именно многоступенчатым, а радиус поражения подразумевал успешную доставку заряда в любую точку планеты. Разработка данного вооружения была инициирована еще за десять лет до её запуска. Большое количество научных деятелей, а также организаций было привлечено для исследований возможности перелетов и создания системы управления ракетой.

Специально для испытаний оружия подобного рода в Казахстане был построен полигон, строительство которого завершилось в один год с запуском ракеты. Однако первые испытания позволили выявить огромное количество недостатков данной ракеты. Только с четвертого раза после многочисленных доработок ракета смогла поразить условного противника, успешно завершив испытания на полигоне. Замена на более новые виды вооружения произошла только спустя 11 лет после начал использования первого прототипа.

Современный этап

В настоящее время самым мощными являются ракеты-носители «Протон-М» отечественного производства, европейские «Ариан-5», американские «Дельта-IV Heavy». Запуск ракеты подобных типов позволяет вывести на орбиту (200 км в высоту) полезный груз массой до 25 тонн. Такие аппараты могут донести до геопромежуточной орбиты приблизительно 6-10 тонн и до геостационарной – 3-6 тонн.

Отдельного внимания заслуживают ракеты-носители «Протон», так как они отыгрывали немалую роль в освоении космоса. Их использовали для реализации разных пилотируемых программ, в т.ч. для отправки модулей орбитальной станции «Мир». С его помощью в космос были доставлены «Звезда» и «Заря», важнейшие блоки МКС. Невзирая на то, что не все полезные запуски подобных ракет были успешны, «Протон» и сейчас остается самым востребованным ракетным-носителем: каждый год осуществляется примерно 10-12 стартов.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость — восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль — это разные вещи. Ракета — средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно — космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

Слайд 20Восстановлением наземного оборудования занимался институт «Берлин», главным инженером которого был назначен

В.П. Бармин. Общий размах работ был настолько большим, что пришлось размещать заказы по всей советской оккупационной зоне Германии на сохранившихся заводах. Советские заказы выполнялись охотно, поскольку за них расплачивались самым дорогим по тому времени — продовольственными пайками. В 1946 году было решено организовать перевод немецких специалистов из Германии в СССР. Для осуществления этой операции, которой руководил генерал-полковник И.А.Серов, было привлечено до 2500 солдат и сотрудников контрразведки. Ранним утром 22 октября 1946 г. к домам, где жили немецкие специалисты, подъехали армейские грузовики. Сотрудник МВД, сопровождаемый переводчиком и группой солдат, будил обитателей дома, зачитывал им приказ об их немедленной отправке в СССР для продолжения работы, просил взять с собой членов семьи и любые вещи, которые они хотели вывезти. Приказано было также разрешить ехать в СССР любой женщине, которую немецкий специалист захочет взять с собой, даже если это не жена. Применять физическое насилие категорически запрещалось. Предписывалось брать все вещи, которые немцы пожелают, вывозили даже рояли. Жена одного немецкого специалиста категорически отказывалась уезжать, потому что у нее были две коровы, которые обеспечивали молоком ее детей. Спорить с нею не стали, погрузили и коров. Семьи и багаж грузились на автомобили и следовали на вокзалы, где их ждали готовые к отправке железнодорожные составы. Когда в Нордхаузен прибыли железнодорожные поезда с пассажирами и товарными вагонами, русские и немцы собрались в ресторане на банкет, который продлился до часу ночи. А утром началась эвакуация. В СССР прибыло более 200 немецких специалистов по ракетной технике, а вместе с семьями около 500 человек. Среди них насчитывалось 13 профессоров, 32 доктора-инженера, 85 дипломированных инженеров и 21 инженер-практик. Из Германии с СССР ушел также состав, в котором находилось специальное оборудование и несколько собранных ракет Фау-2.

Аннотация

В статье анализируются принципы работы и структура системы управления советским ракетостроением накануне Карибского кризиса, которая позволила создать передовую ракетную технику. Эта система постоянно реформировалась. Технический прогресс привел к расширению межотраслевых связей в производстве ракетной техники, необходимо было привлечь к производству ракет предприятия различных ведомств и регионов, множество ученых и технических специалистов. реформа органов управления промышленностью и строительством основывалась на принципах демократического централизма, что должно было активизировать кадровый потенциал страны. Министерства, основанные на пирамидальном принципе управления, были ликвидированы, а руководство промышленностью было передано региональным совнархозам (1957). однако новые разработки в сфере ракетной техники было решено оставить под контролем центральных ведомств. Важнейшие ракетостроительные научные и конструкторские организации были подчинены Государственному комитету Совета министров СССр по оборонной технике. По кооперации в разработках участвовали предприятия радиоэлектронной, судостроительной, машиностроительной и других отраслей. В 1958 г. серийное производство ракетной техники было поручено совнархозам. децентрализация советской системы управления ракетостроением позволила расширить производственные связи и увеличить кадровый потенциал ракетостроительной отрасли. однако пришлось создавать сложную систему снабжения и сбыта, а также устанавливать постоянный контроль за работой сотен предприятий. необходим был авторитетный координирующий орган управления. Важную роль в организации слаженной работы децентрализованной отрасли выполняла Комиссия Президиума Совета министров СССр по военно-промышленным вопросам, созданная в декабре 1957 г. реформы позволили мобилизовать ограниченные ресурсы и обеспечить к 1962 г. создание передовых образцов ракетной техники для защиты интересов страны в международных конфликтах (межконтинентальная ракета р-7, ракета малой дальности р-11, ракеты средней дальности р-12 и р-14, зенитно-ракетные системы С-75 и «даль», межконтинентальные крылатые ракеты «Буря» и «Буран», системы противоракетной обороны и т.д.). В результате СССр стал сверхдержавой, способной отстаивать свои международные интересы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведения научных исследований «Опыт мобилизации промышленности СССР на производство ракетной техники накануне Карибского кризиса», проект № 16-01- 00250, руководитель А.В. Буданов.

Слайд 37Анализируя факты и события, связанные с развитием ракетостроения в новейшей истории

России, можно утверждать, что судьба отечественного ракетостроения, сложилась трагически.1. Производство ракеты-носителя «Энергия» было прекращено, а имевшийся задел уничтожен. 2. Производство «Бурана» также прекращено, из уже построенных — два были уничтожены на Байконуре, остальные выставлялись на всеобщее обозрение в Центральном парке культуры в Москве и за рубежом. 3. Не создано ни одной новой ракеты-носителя. Выводы аппаратов на космические орбиты до сих пор осуществляются:ракетами – носителями типа «Союз», являющимися модификациями королевской ракеты Р-7 (полезная нагрузка до 8,8 т)ракетой – носителем «Протон», начало эксплуатации 1965 год (гл.констрктор В.Н.Челомей), и ее модификации (полезная нагрузка до 22 тракетами — носителями «Рокот», «Стрела» и «Днепр»Последние три ракеты, это снятые с боевого дежурства в связи с завершением сроков эксплуатации и переоборудованные МБР УР-100НУТТХ (ген. конструктор В.Н.Челомей) и Р-36М УТТХ (ген. конструктор В.Ф.Уткин). Когда все эти МБР закончатся, указанные ракеты-носители исчезнут. 4. Все 36 МБР РТ-23УТТХ и 12 железнодорожных составов, в которых они размещались, уничтожены. 5. Все 120 БРПЛ Р-39 уничтожены, а все 6 ПЛ проекта 94,1 в которых они размещались, выведены из боевого состава ВМФ, 3 из них уже утилизированы.  6. Новейшие жидкостные БРПЛ «Синева», забрасываемый вес 2,8 т (4 средних или 10 малых боевых блоков), максимальная дальность стрельбы с уменьшенным числом блоков — 11547 км, принятая на вооружение в 2007 г, и ее модернизированный вариант ракета «Лайнер» (ген. конструктор В.Г.Дегтярь), устанавливаются только в устаревшие ПЛ проекта 667БРМ, прошедшие заводской ремонт, срок боевой эксплуатации которых приходит к концу, а новых ПЛ под эти ракеты не строится. Следовательно, в ближайшие годы эти новейшие ракеты останутся только в воспоминаниях разработчиков и моряков. 7. Новые ПЛ (проекта 955) строятся только под ракету «Булава», забрасываемый вес 1,15 т, которая находится на завершающей стадии испытаний (ген.конструктор Ю.С.Соломонов). Головной корабль проекта 955 «Юрий Долгорукий» (12 шахт), заложенный в 1996 году, в январе 1913 года зачислен в состав 31-ой дивизии подводных лодок Северного флота, базирующейся в Гаджиево Мурманской области и заступит на боевое дежурство в Мировом океане после января 2014 года. 

Что доложила разведка

Началом непосредственного участия наркома внутренних дел СССР в советской атомной программе можно считать письмо, отправленное Лаврентием Берией на имя Сталина 10 марта 1942 года. Этот документ содержал сводку сведений о том, какие работы в атомной сфере ведутся за рубежом, как далеко удалось продвинуться американским и английским ученым и насколько реально создание атомного оружия в ближайшем будущем.

Надо сказать, что к этому времени у советской разведки, в том числе в НКВД, накопилось уже достаточно большое количество агентурных сообщений, касающихся зарубежных работ по атомной тематике. Первые данные о них стали поступать еще осенью 1941 года, и к весне 1942-го удалось создать достаточно целостную картину происходящего в исследовательских лабораториях США и Великобритании. Из нее следовало, что американские и британские ученые достаточно далеко продвинулись в деле освоения немирного атома, и Советскому Союзу, если он не намеревается терпеть это отставание, нужно активизировать собственные работы. Поэтому в письме, отправленном Лаврентием Берией на имя председателя Госкомитета обороны Иосифа Сталина, содержалось и предложение проработать вопрос о создании при ГКО научно-совещательного органа из авторитетных лиц, чтобы поручить новой структуре координацию, изучение и направление работ по вопросам атомной энергии урана. А чтобы такая работа не велась вслепую, глава НКВД предлагал ознакомить советских специалистов по урану с разведматериалами, полученными его подчиненными (естественно, в условиях строжайшей секретности).

Распоряжение Госкомитета обороны СССР «Об организации работ по урану», 28 сентября 1942 года

Война наложила свои коррективы на принятие этого решения, и документ, озаглавленный «Об организации работ по урану», увидел свет лишь 28 сентября 1942 года. Это было распоряжение Госкомитета обороны, которым Академия наук СССР обязывалась «возобновить работы по исследованию осуществимости использования атомной энергии путем расщепления ядра урана и представить Государственному Комитету Обороны к 1 апреля 1943 года доклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива». Общее руководство этими работами возложили на Вячеслава Молотова, а нарком НКВД Берия стал его заместителем по разведке.

В этой роли Лаврентий Берия развернул активную деятельность, бросив на добывание разведывательной информации об американском атомном проекте лучших подчиненных Павла Судоплатова. И тем удалось почти невероятное: советские агенты не только сумели выяснить имена основных участников проекта и место, где ведутся работы, но и наладить личные контакты с некоторыми из них! Неудивительно, что уже к весне 1943 года в распоряжении советской разведки оказались ценнейшие материалы, которые были переданы научному руководителю советского атомного проекта Игорю Курчатову (по одной из версий, назначенного на эту должность по рекомендации Берии). Как писал ученый в докладной записке по результатам изучения этих материалов, именно этих сведений не хватало советским специалистам для того, чтобы скорректировать свои исследования и ускорить процесс создания советской атомной бомбы.

Герой Социалистического Труда, маршал Советского Союза Лаврентий Берия

От издательства

    Автор настоящей книги академик Валентин Петрович Глушко — основоположник отечественного ракетного двигателестроения, один из пионеров и творцов ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. С 1921 года увлекся вопросами космонавтики, с 1923 года состоял в переписке с К. Э. Циолковским, с 1924 года публиковал научно-популярные и научные труды по этой теме. К. Э. Циолковский в своих работах (1926, 1927, 1929) упоминает В. П. Глушко в числе лиц, публиковавших работы по ракетно-космической тематике.

    По предложению и под руководством В. П. Глушко в Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Военно-научно-исследовательского комитета при Реввоенсовете СССР было организовано подразделение по разработке электрических и жидкостных ракетных двигателей и ракет, начавшее свою активную деятельность с 15 мая 1929 года. Впоследствии из этого подразделения ГДЛ выросло трижды орденоносное Опытно-конструкторское бюро (ОКБ), получившее название ГДЛ-ОКБ — ведущая советская организация по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. Исполнилось 50 лет творческой деятельности этой организации.

    Бессменный руководитель ГДЛ-ОКБ В. П. Глушко выполнил теоретические и экспериментальные исследования по важнейшим вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей. Он — конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя ЭРД (1929—1933), первых советских жидкостных ракетных двигателей ОРМ (1930—1931), семейства ракет РЛА на жидком топливе (1930—1933), мощных жидкостных ракетных двигателей, установленных на геофизических ракетах и на всех советских ракетах, летавших до настоящего времени в космос.

    На зданиях Главного Адмиралтейства и Петропавловской крепости в Ленинграде, в которых в 30-х годах располагались руководимые В. П. Глушко опытно-конструкторское бюро и испытательная станция, ныне установлены мемориальные доски в мраморе и бронзе.

    В 1933—1934 гг. В. П. Глушко читал в Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского курсы лекций по ракетной технике: «Жидкое топливо для реактивных двигателей» (издан в 1936 году) и «Конструкция реактивных двигателей». В 1935 году заведовал Реактивными курсами при Центральном Совете Осоавиахима, был заведующим первой в Советском Союзе кафедрой по жидкостным ракетным двигателям в Казанском авиационном институте, организованной в 1945 году. В 1947—1954 годах читал на Высших инженерных курсах при Московском Высшем техническом училище (МВТУ) им. Баумана курс лекций «Основы устройства реактивных двигателей на жидком топливе» (издан в 1948 г.).

    Ведет большую научно-организационную работу, являясь научным руководителем и главным редактором энциклопедии «Космонавтика», трех фундаментальных справочных изданий Академии наук СССР по термическим константам, термодинамическим и теплофизическим свойствам веществ, в
том числе продуктов сгорания (34 книги), председателем и членом многих научных советов. Имеет 245 научных и научно-популярных трудов.

    Генеральный конструктор В. П. Глушко — депутат Верховного Совета СССР и член ЦК КПСС, почетный гражданин г. Одессы, в котором установлены его бронзовый бюст и мемориальная доска на доме, где он жил.

    Первое издание этой книги было выпущено АПН в 1973 году на русском, английском, французском, немецком и испанском языках. Основой для первого издания послужили две брошюры автора под общим названием «Развитие ракетостроения в СССР» («У истоков советского ракетостроения» и «Штурм космоса ракетными системами»), опубликованные в 1968 году
издательствами «Наука» и «Мир» также на пяти языках.

    Второе издание уточнено и существенно дополнено на основании архивных материалов.

    В предлагаемом издании кратко освещается история развития советской ракетной техники и космонавтики: в разделе «СССР — родина космонавтики» — до 1945 г., в разделе «Штурм космоса ракетными системами» — с послевоенного периода до осени 1980 года. В приложениях хронологически излагаются основные события в развитии ракетостроения и космонавтики.

    Издательство надеется, что читатель, интересующийся вопросами развития ракетостроения и космонавтики в СССР, прочитав эту книгу, научно и достоверно освещающую исторические события, почерпнет для себя много ценного.

к оглавлению
назад < ^ > вперед

Где нельзя и где можно

Есть версия, что Советский Союз подтолкнула к созданию «Молодца» информация о разработке подобного боевого железнодорожного комплекса в Америке, где над аналогичными системами начали работать еще в начале 1960-х годов. Возможность погрузить ракету на железнодорожную платформу появилась после того, как были созданы твердотопливные двигатели: они были гораздо более устойчивыми к вибрациям при движении по железной дороге. В качестве вооружения боевых железнодорожных комплексов планировалось использовать ракеты «Минитмен».

Презентация модели ракетного поезда в корпорации «Боинг», конец 1960-х годов

Довольно быстро стало понятно, что проще построить достаточное количество шахтных установок: Советский Союз в тот момент не обладал достаточно точными боеголовками, и подземные пусковые комплексы в США оставались в относительной безопасности. Но со временем советские ракетчики сумели существенно повысить точность боеголовок, и в 1986 году американские военные вновь вернулись к идее «ракетного поезда». На сей раз в качестве главного оружия для него выбрали ракеты «Миротворец»: каждый состав специального назначения должен был нести две таких «сигары». Дело дошло даже до воплощения идеи в металле, но в конечном итоге Америка отказалась от использования боевых железнодорожных комплексов. Официально причиной такого решения стала излишняя дороговизна системы и повышенная нагрузка на железнодорожную сеть (не стоит забывать, что в США она находится в собственности нескольких частных компаний, что осложняет эксплуатацию систем железнодорожного ракетного пуска). В действительности работы над проектом завершились в 1991 году, когда Советский Союз уже не представлял для Соединенных Штатов такой опасности, как прежде, а его руководство послушно следовало в фарватере американской политики.

Так, по мнению западных художников, должен был выглядеть советский боевой железнодорожный комплекс на стартовой позиции в Сибири

Примечательно, что начало работ над вторым вариантом «ракетного поезда» в США совпало с окончанием конструирования и производства первого советского боевого железнодорожного комплекса. Судя по всему, получив точные данные разведки, что советские конструкторы сумели не только решить проблемы размещения ракет на железнодорожных пусковых установках, но и довести дело до серийных образцов, американские военные поняли, что СССР обладает оружием ответного удара, которое ставит под угрозу все планы по безответному нападению. Ведь ракетный состав, способный за сутки пройти расстояние в тысячу километров, причем так, что его практически невозможно отследить, подобен иголке даже не в стоге, а в горе сена!

Старт ракеты РТ-23УТТХ из пускового контейнера БЖРК «Молодец». Хорошо виден еще не до конца распрямившийся обтекатель

Это соображение и заставило заокеанских партнеров Михаила Горбачева и Бориса Ельцина изо всех сил давить на них на переговорах, добиваясь непременного уничтожения именно «Молодцов». Это в итоге и было сделано: из 12 «поездов-призраков», как их называла западная пресса, или «составов номер ноль», как их называли в СССР, осталось только два (да и то превращенных в музейные экспонаты).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: