Неоднозначность оценки деятельности Ефимова
Ирина Коршикова, вдова выдающегося и самого яркого карикатуриста «новой волны» Виталия Пескова, очень тепло пишет о помощи, которую оказывал Борис Ефимович (книга «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection, NY 2007; написано в форме письма; сокращенный вариант книги оригинальный сайт — http://www.peskov.org , части 1 и 3; копирование текста: Карикатурист.ru и Энциклопедия карикатуры):
Однако есть художники-карикатуристы последующего поколения, которые не могут простить, что Ефимов считал лучшими не их; в частности М. Златковский писал (см. Cartunion; http://www.zlatkovsky.ru/text/file/?.txt=efimov) , не приводя источников, что Б. Ефимов прилагал максимум усилий в идеологической борьбе со всеми новыми формами карикатуры, «приклеивая» к творчеству молодого поколения ярлыки «антисоветчины», «преклонения перед Западом», «продажности за валюту». Согласно этой версии, Ефимов регулярно писал доносы и отрицательные отзывы на молодых авторов, препятствовал их приёму в творческие союзы. Однако эта версия представляется крайне маловероятной. Куда больше доверия зслуживают не досужие слова, а конкретные воспоминания вдовы выдающегося карикатуриста, новатора в современной карикатуре, всегда при любой власти сохранявшего честь и достоинство, которого уж никак не уличишь в подобострастном отношении к властьимущим. На этом фоне совершенно маловероятными кажутся обвинения Бориса Ефимова в доносительстве на кого-то за «антисоветчину», за «продажность за валюту» и тому подобное, тем более не подкрепленные никакими фактическими материалами.
Нельзя забывать, что его творчество выпало на очень тяжелый период развития страны. Более того — он вместе с ней проходил тяжелый путь от Октябрьской революции до постперестроечного общества и, в отличие от очень многих (например, Кукрыниксов, не признававших новых эстетических веяний ), понимал и принимал и новое искусство, и демократические социальные преобразования.
Разгневавший Сталина
РГ:
Вы сами искали персонажей для карикатур, ведь вы были в контексте происходящего, или всякий раз был заказ от властей?
Ефимов:
Искал сам. Читал газеты, слушал радио, смотрел кинохронику, потом появилось телевидение. Я сам выбирал темы. Но конечно же были и заказы, в том числе, например, лично от Сталина. Но можно сказать, что 90 процентов сюжетов я выбрал самостоятельно.
РГ:
Вмешивались ли власти в творческий процесс, не указывали ли на какую-то деталь, которую нужно подчеркнуть?
Ефимов:
Да, такое случалось. Например, можно вспомнить такой случай. Я нарисовал карикатуру на японских милитаристов. Чтобы подчеркнуть их политические экспансионистские амбиции, я наделил их длинными зубами. Тогда Сталин позвонил главному редактору «Правды» Льву Мехлису и возмутился. Дескать, это оскорбляет национальное достоинство японского народа.
Другой пример уже из более поздних времен. В 1979 году премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Я нарисовал карикатуру с ее изображением. Этот рисунок был вывешен в окнах агитпропа по всей Москве и в других городах. Это вызвало негодование власть имущих, так как выглядело не совсем дипломатично.
РГ:
Тяжело ли вам осознавать, что ваши сверстники уходят один за другим?
Ефимов:
Конечно. Это большая трагедия, очень трудно видеть, что ты остаешься один.
Я уже не рисую
Российская газета:
Откройте секрет: как вам удалось дожить до столь почтенного возраста? Придерживаетесь ли вы каких-то особых диет или методик?
Борис Ефимов:
Нет, ни в коем случае. Мне нравится один анекдот. На Кавказе чествуют долгожителя, который рассказывает о том, что он ведет здоровый образ жизни, не пьет и не курит. Вдруг с задних рядов раздаются пьяные крики. Старожил говорит: «Не обращайте внимания, это мой старший брат опять напился».
РГ:
Вы ровесник века, на ваших глазах приходили и уходили политические лидеры, деятели искусства и науки… Менялись государственный строй, законы, правила жизни, стиль общения, мода… Какой период вашей жизни самый интересный?
Ефимов:
Интересен был сам век. В каждом десятилетии было что-то свое. Сейчас трудно выделить какой-то один период, десятилетие. Нужно рассматривать эпоху в целом.
РГ:
Рисуете ли вы сейчас?
Ефимов:
Нет. Уже не рисую. Период активности закончился уже давно. Но я продолжаю работать, правда на другом поприще. Я пишу книги, благо мне есть о чем рассказать. Например, книга воспоминаний «О временах и людях», написанная в соавторстве с Виктором Фрадкиным. Кстати, она как раз и может являться подробным, развернутым ответом на первый вопрос. В ней и рассказывается о людях и временах, которые они наполняли. Там есть рассказы и о политических деятелях, и об актерах, и о писателях, и о моих коллегах-художниках, например о Кукрыниксах, Эрнсте Неизвестном, Зурабе Церетели.
Кроме того, есть и другие книги воспоминаний: «Ровесник века», «Десять десятилетий» и прочие.
РГ:
Чем вы еще занимаетесь, как проводите время, какие книги читаете?
Ефимов:
Я читаю разные книги, но есть и одна любимая, которую я готов перечитывать бесконечно. Это роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».
РГ:
Кто из сегодняшних персонажей мировой политики наиболее образен?
Ефимов:
Сейчас нет таких ярких персонажей, какими были те же Гитлер, Муссолини, Тито, которых можно было высмеять, подметив какую-то одну или несколько деталей их поведения, внешности.
РГ:
Следите ли вы за нынешней ситуацией с жанром карикатуры в стране? Есть ли сегодня у вас последователи?
Ефимов:
Хорошие карикатуристы конечно же есть. Это, например, Владимир Мочалов, Игорь Смирнов.
Но нужно отметить, что политическая карикатура как жанр прекратила свое существование. То, что мы видим сейчас, — это «почеркушки».
Произведения[править | править код]
Альбомы карикатур
Произведения изданы в альбомах:
- Карикатуры / Предисловие Л. Троцкого. — М.: Изд. Известий ЦИК, 1924.
- Политические карикатуры 1924—1934 (1935)
- Фашизм — враг народов (1937)
- Гитлер и его свора (1943)
- За прочный мир, против поджигателей войны (1950)
- Международный репортаж (1961)
- Борис Ефимов в «Известиях». Карикатуры за полвека (1969)
- Рассказы старого москвича (1981)
Литературные произведения
- Основы понимания карикатуры. — М.: 1961.
- Сорок лет: Записки художника-сатирика. — М.: Советский художник, 1961. — 205 с.
- Работа, воспоминания, встречи. — М.: Советский художник, 1963. — 192 с.
- Жертва культа личности. — Лондон: Flegon Press, 1967. — 39 с.
- Мне хочется рассказать. — М.: 1970. — 208 с.
- Невыдуманные истории. — М.: Советский художник, 1976. — 222 с.
- Ровесник века: Воспоминания. — М., 1987. — 347 с.
- Десять десятилетий: О том, что видел, пережил, запомнил. — М.: Вагриус, 2000. — 636 c. — ISBN 5-264-00438-2.
- XX век в карикатурах. — М.: АСТ. — ISBN 978-5-17-110710-9.
Биография
Борис Фридлянд родился 15 (28) сентября 1900 года в Киеве . Родители — Фридлянд Ефим Моисеевич (1860-1945), ремесленник-обувщик, и Рахиль Савельевна (1880-1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис — иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове — шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток .
В 1917 году Борис Ефимов был учеником 6-го класса Харьковского реального училища. Перейдя в седьмой класс, он переехал в Киев. В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока. В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.
С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вісти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе .
С 1922 года художник переезжает в Москву , где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил», а с 1929 года с журналом «Чудак» .
После ареста М. Кольцова работал в книжной иллюстрации. С 1941 года вернулся к жанру политической карикатуры.
В 1966-1990 Ефимов — главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.
Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре уникальный феномен — «положительная сатира».
Активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьба с «социал-фашистами» — социал-демократическими партиями Запада, борьба с троцкистами, бухаринцами и др., с космополитами , с генетиками — «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», с Ватиканом , «врачами-убийцами», с маршалом Тито, со «вражескими голосами» — радиостанциями Западной Европы и Америки и т. д.
В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств.
В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века».
28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».
И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.
Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Двоюродный брат известного советского фотографа и журналиста Семёна Фридлянда.
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда () — за особые заслуги в развитии советского изобразительного искусства
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932)
- Народный художник РСФСР (1959)
- Народный художник СССР (1967)
- Сталинская премия второй степени () — за политические карикатуры
- Сталинская премия второй степени () — за альбом сатирических рисунков «За прочный мир, против поджигателей войны» (1950)
- Государственная премия СССР () — за политические плакаты и карикатуры (1970—1971)
- Орден Почёта () — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
- Три ордена Ленина (1976, 1980, 1990)
- Орден Октябрьской Революции (1985)
- Три ордена Трудового Красного Знамени (1960, 1962, 1970)
- Орден «Знак Почёта» (1967)
- Медаль «Ветеран труда»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «За оборону Москвы»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «В память 850-летия Москвы»
- Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НРБ)
- Ордена и медали иностранных государств
- Благодарность Президента Российской Федерации () — за большой личный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства и в связи со 100-летием со дня рождения
- Почётная грамота Правительства Российской Федерации () — за заслуги перед государством в области изобразительного искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и в связи со 100-летием со дня рождения
- Почётный диплом с отличием Всемирной выставки плаката в Вене (1948)
- Золотые медали АХ СССР (1984, 1985)
- Премия «Легенда века» (Мэрия Москвы, )
- Специальная премия Фонда Артёма Боровика «За большой личный вклад в победу над гитлеровским фашизмом» (2005).