Товарищ эренбург упрощает

Знаменитый советский карикатурист Борис Ефимович Ефимов прожил 108 лет и стал свидетелем всех важнейших событий своего времени отречения царя Революции Великой Отечественной войны перестройки А многие из его антивоенных шаржей кажутся актуальным

Неоднозначность оценки деятельности Ефимова

Ирина Коршикова, вдова выдающегося и самого яркого карикатуриста «новой волны» Виталия Пескова, очень тепло пишет о помощи, которую оказывал Борис Ефимович (книга «Виталию от Ирины. Памяти художника Виталия Пескова», Mir Collection, NY 2007; написано в форме письма; сокращенный вариант книги оригинальный сайт — http://www.peskov.org , части 1 и 3; копирование текста: Карикатурист.ru и Энциклопедия карикатуры):

Однако есть художники-карикатуристы последующего поколения, которые не могут простить, что Ефимов считал лучшими не их; в частности М. Златковский писал (см. Cartunion; http://www.zlatkovsky.ru/text/file/?.txt=efimov) , не приводя источников, что Б. Ефимов прилагал максимум усилий в идеологической борьбе со всеми новыми формами карикатуры, «приклеивая» к творчеству молодого поколения ярлыки «антисоветчины», «преклонения перед Западом», «продажности за валюту». Согласно этой версии, Ефимов регулярно писал доносы и отрицательные отзывы на молодых авторов, препятствовал их приёму в творческие союзы. Однако эта версия представляется крайне маловероятной. Куда больше доверия зслуживают не досужие слова, а конкретные воспоминания вдовы выдающегося карикатуриста, новатора в современной карикатуре, всегда при любой власти сохранявшего честь и достоинство, которого уж никак не уличишь в подобострастном отношении к властьимущим. На этом фоне совершенно маловероятными кажутся обвинения Бориса Ефимова в доносительстве на кого-то за «антисоветчину», за «продажность за валюту» и тому подобное, тем более не подкрепленные никакими фактическими материалами.

Нельзя забывать, что его творчество выпало на очень тяжелый период развития страны. Более того — он вместе с ней проходил тяжелый путь от Октябрьской революции до постперестроечного общества и, в отличие от очень многих (например, Кукрыниксов, не признававших новых эстетических веяний ), понимал и принимал и новое искусство, и демократические социальные преобразования.

Разгневавший Сталина

РГ:
Вы сами искали персонажей для карикатур, ведь вы были в контексте происходящего, или всякий раз был заказ от властей?

Ефимов:
Искал сам. Читал газеты, слушал радио, смотрел кинохронику, потом появилось телевидение. Я сам выбирал темы. Но конечно же были и заказы, в том числе, например, лично от Сталина. Но можно сказать, что 90 процентов сюжетов я выбрал самостоятельно.

РГ:
Вмешивались ли власти в творческий процесс, не указывали ли на какую-то деталь, которую нужно подчеркнуть?

Ефимов:
Да, такое случалось. Например, можно вспомнить такой случай. Я нарисовал карикатуру на японских милитаристов. Чтобы подчеркнуть их политические экспансионистские амбиции, я наделил их длинными зубами. Тогда Сталин позвонил главному редактору «Правды» Льву Мехлису и возмутился. Дескать, это оскорбляет национальное достоинство японского народа.

Другой пример уже из более поздних времен. В 1979 году премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Я нарисовал карикатуру с ее изображением. Этот рисунок был вывешен в окнах агитпропа по всей Москве и в других городах. Это вызвало негодование власть имущих, так как выглядело не совсем дипломатично.

РГ:
Тяжело ли вам осознавать, что ваши сверстники уходят один за другим?

Ефимов:
Конечно. Это большая трагедия, очень трудно видеть, что ты остаешься один.

Я уже не рисую

Российская газета:
Откройте секрет: как вам удалось дожить до столь почтенного возраста? Придерживаетесь ли вы каких-то особых диет или методик?

Борис Ефимов:
Нет, ни в коем случае. Мне нравится один анекдот. На Кавказе чествуют долгожителя, который рассказывает о том, что он ведет здоровый образ жизни, не пьет и не курит. Вдруг с задних рядов раздаются пьяные крики. Старожил говорит: «Не обращайте внимания, это мой старший брат опять напился».

РГ:
Вы ровесник века, на ваших глазах приходили и уходили политические лидеры, деятели искусства и науки… Менялись государственный строй, законы, правила жизни, стиль общения, мода… Какой период вашей жизни самый интересный?

Ефимов:
Интересен был сам век. В каждом десятилетии было что-то свое. Сейчас трудно выделить какой-то один период, десятилетие. Нужно рассматривать эпоху в целом.

РГ:
Рисуете ли вы сейчас?

Ефимов:
Нет. Уже не рисую. Период активности закончился уже давно. Но я продолжаю работать, правда на другом поприще. Я пишу книги, благо мне есть о чем рассказать. Например, книга воспоминаний «О временах и людях», написанная в соавторстве с Виктором Фрадкиным. Кстати, она как раз и может являться подробным, развернутым ответом на первый вопрос. В ней и рассказывается о людях и временах, которые они наполняли. Там есть рассказы и о политических деятелях, и об актерах, и о писателях, и о моих коллегах-художниках, например о Кукрыниксах, Эрнсте Неизвестном, Зурабе Церетели.

Кроме того, есть и другие книги воспоминаний: «Ровесник века», «Десять десятилетий» и прочие.

РГ:
Чем вы еще занимаетесь, как проводите время, какие книги читаете?

Ефимов:
Я читаю разные книги, но есть и одна любимая, которую я готов перечитывать бесконечно. Это роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо».

РГ:
Кто из сегодняшних персонажей мировой политики наиболее образен?

Ефимов:
Сейчас нет таких ярких персонажей, какими были те же Гитлер, Муссолини, Тито, которых можно было высмеять, подметив какую-то одну или несколько деталей их поведения, внешности.

РГ:
Следите ли вы за нынешней ситуацией с жанром карикатуры в стране? Есть ли сегодня у вас последователи?

Ефимов:
Хорошие карикатуристы конечно же есть. Это, например, Владимир Мочалов, Игорь Смирнов.

Но нужно отметить, что политическая карикатура как жанр прекратила свое существование. То, что мы видим сейчас, — это «почеркушки».

Произведения[править | править код]

Альбомы карикатур

Произведения изданы в альбомах:

  • Карикатуры / Предисловие Л. Троцкого. — М.: Изд. Известий ЦИК, 1924.
  • Политические карикатуры 1924—1934 (1935)
  • Фашизм — враг народов (1937)
  • Гитлер и его свора (1943)
  • За прочный мир, против поджигателей войны (1950)
  • Международный репортаж (1961)
  • Борис Ефимов в «Известиях». Карикатуры за полвека (1969)
  • Рассказы старого москвича (1981)

Литературные произведения

  • Основы понимания карикатуры. — М.: 1961.
  • Сорок лет: Записки художника-сатирика. — М.: Советский художник, 1961. — 205 с.
  • Работа, воспоминания, встречи. — М.: Советский художник, 1963. — 192 с.
  • Жертва культа личности. — Лондон: Flegon Press, 1967. — 39 с.
  • Мне хочется рассказать. — М.: 1970. — 208 с.
  • Невыдуманные истории. — М.: Советский художник, 1976. — 222 с.
  • Ровесник века: Воспоминания. — М., 1987. — 347 с.
  • Десять десятилетий: О том, что видел, пережил, запомнил. — М.: Вагриус, 2000. — 636 c. — ISBN 5-264-00438-2.
  • XX век в карикатурах. — М.: АСТ. — ISBN 978-5-17-110710-9.

Биография

Борис Фридлянд родился 15 (28) сентября 1900 года в Киеве . Родители — Фридлянд Ефим Моисеевич (1860-1945), ремесленник-обувщик, и Рахиль Савельевна (1880-1969). Борис начал рисовать уже с пяти лет. После переезда родителей в Белосток Борис поступил в реальное училище, где учился и его старший брат Михаил. Там они вместе издавали рукописный школьный журнал. Брат (будущий публицист и фельетонист Михаил Кольцов) редактировал издание, а Борис — иллюстрировал. В 1915 году он оказался в Харькове — шла война, и русские войска были вынуждены оставить город Белосток .

В 1917 году Борис Ефимов был учеником 6-го класса Харьковского реального училища. Перейдя в седьмой класс, он переехал в Киев. В 1918 году в киевском журнале «Зритель» появились первые шаржи Бориса Ефимова на Блока. В 1919 году Ефимов стал одним из секретарей редакционно-издательского отдела Народного комиссариата по военным делам Советской Украины.

С 1920 года Борис Ефимов работает в качестве художника-карикатуриста в газетах «Коммунар», «Большевик», «Вісти», руководителем отдела изобразительной агитации ЮгРОСТА в Одессе .

С 1922 года художник переезжает в Москву , где сотрудничает с газетами «Правда» и «Известия», с журналом «Крокодил», а с 1929 года с журналом «Чудак» .

После ареста М. Кольцова работал в книжной иллюстрации. С 1941 года вернулся к жанру политической карикатуры.

В 1966-1990 Ефимов — главный редактор творческо-производственного объединения «Агитплакат». Автор политически злободневных карикатур на международные темы.

Вместе с Дени, Моором, Бродаты, Черемных, Кукрыниксами создал в мировой культуре уникальный феномен — «положительная сатира».

Активно участвовал во всех политических кампаниях советского правительства: борьба с «социал-фашистами» — социал-демократическими партиями Запада, борьба с троцкистами, бухаринцами и др., с космополитами , с генетиками — «вейсманистами-морганистами, душегубами-мухолюбами», с Ватиканом , «врачами-убийцами», с маршалом Тито, со «вражескими голосами» — радиостанциями Западной Европы и Америки и т. д.

В августе 2002 года возглавил отделение искусства карикатуры Российской академии художеств.

В 2006 году Борис Ефимов принял участие в подготовке издания книги «Автограф века».

28 сентября 2007 года, в свой 107-й день рождения, он был назначен на должность главного художника газеты «Известия».

И в 107 лет Борис Ефимов продолжал работать. В основном он писал мемуары и рисовал дружеские шаржи, принимал активное участие в общественной жизни, выступая на всевозможных памятных и юбилейных встречах, вечерах, мероприятиях.

Борис Ефимов скончался в ночь на 1 октября 2008 года в Москве на 109-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Двоюродный брат известного советского фотографа и журналиста Семёна Фридлянда.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда () — за особые заслуги в развитии советского изобразительного искусства
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932)
  • Народный художник РСФСР (1959)
  • Народный художник СССР (1967)
  • Сталинская премия второй степени () — за политические карикатуры
  • Сталинская премия второй степени () — за альбом сатирических рисунков «За прочный мир, против поджигателей войны» (1950)
  • Государственная премия СССР () — за политические плакаты и карикатуры (1970—1971)
  • Орден Почёта () — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Три ордена Ленина (1976, 1980, 1990)
  • Орден Октябрьской Революции (1985)
  • Три ордена Трудового Красного Знамени (1960, 1962, 1970)
  • Орден «Знак Почёта» (1967)
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За оборону Москвы»
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (НРБ)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Благодарность Президента Российской Федерации () — за большой личный вклад в развитие отечественного изобразительного искусства и в связи со 100-летием со дня рождения
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации () — за заслуги перед государством в области изобразительного искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность и в связи со 100-летием со дня рождения
  • Почётный диплом с отличием Всемирной выставки плаката в Вене (1948)
  • Золотые медали АХ СССР (1984, 1985)
  • Премия «Легенда века» (Мэрия Москвы, )
  • Специальная премия Фонда Артёма Боровика «За большой личный вклад в победу над гитлеровским фашизмом» (2005).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: