Судьба по имени «су». как павел сухой стал легендой мировой авиации

Разработка[править | править код]


Почтовая марка 2020 год. Россия.

В 1936 году в СССР был объявлен конкурс на разработку многоцелевого самолёта «Ива́нов». В конкурсе приняли участие ЦАГИ (главный конструктор А. Н. Туполев), ЦКБ (главный конструктор Н. Н. Поликарпов), ХАИ (главный конструктор И. Г. Неман), а также Д. П. Григорович, С. А. Кочеригин и С. В. Ильюшин.

Согласно условиям конкурса будущий самолёт должен был оснащаться двигателем воздушного охлаждения М-62ИР, разработанным в ОКБ А. Д. Швецова.

Группа конструкторов под руководством П. О. Сухого предложила вариант цельнометаллического двухместного низкоплана, который и победил в конкурсе. Коллектив конструкторов во главе с Павлом Сухим был выделен в отдельное опытно-конструкторское бюро, создавшее два прототипа — СЗ-1 и СЗ-2 с двигателем М-62ИР. Индекс СЗ являлся аббревиатурой рабочего названия самолёта «Сталинское задание».

25 августа 1937 года Михаил Громов впервые поднял в воздух СЗ-1; в декабре начались полёты второго прототипа.

На третий прототип СЗ-3 был установлен двигатель М-88Б мощностью 1000 л.с., который значительно улучшил характеристики самолета. Этот вариант и был рекомендован для вооружения частей ВВС. Запущенные в производство в 1940 году самолеты получили обозначение «ближний бомбардировщик первый» ББ-1.

Серийный самолёт ББ-1 значительно отличался от первоначального замысла: ввиду нехватки алюминия и дороговизны его применения в массовом производстве машина получила смешанную деревянно-металлическую конструкцию, которая значительно удешевило изделие.

В связи с изменением индексации самолётов с декабря 1940 года ББ-1 получил обозначение Су-2 по имени главного конструктора.

Производство нового бомбардировщика планировалось развернуть на заводах № 31 (Таганрог), № 135 (Харьков) и № 207 (Долгопрудный). Однако завод в Таганроге, почти наладивший производство, был переориентирован на выпуск истребителя ЛаГГ-3 и так и не выпустил ни одного Су-2, а 70 почти готовых машин были переданы из Таганрога для достройки в Долгопрудный.

Приказом НКАП № 438 от 13 мая 1941 года Главному конструктору П.О. Сухому (Харьковский авиазавод № 135) поручалось обеспечить установку нового мотора Аркадия Швецова М-82 на ближнем бомбардировщике Су-2 с представлением модифицированного самолета на испытания 1 июля 1941 года. Однако с началом боевых действий на советско-германском фронте и эвакуацией из Харькова заводского оборудования и заделов по самолетам исполнение Приказа НКАП было перенесено на более поздний срок.

В ноябре 1941 года Су-2 был модифицирован и получил название Су-4. Новая модификация бомбардировщика-штурмовика стала выпускаться с мотором М-82 (АШ-82) мощностью в 1400 л. с.; с ним скорость самолёта достигала 486 км/ч. Производство Су-2 и Су-4 было прекращено в начале 1942 года, когда закончились машинокомплекты, эвакуированные из Харькова.

В 1938 году ОКБ Павла Сухого приступило к проектированию нового бомбардировщика — модификации Су-2. Проект получил обозначение «штурмовик бомбардировщик» ШБ, он же «ближний бомбардировщик второй» ББ-2. 1940 году единственный прототип с двигателем М-88, усиленным бронированием и улучшеной аэродинамикой был потерян в процессе испытаний и в серию не пошел.

Всего было построено 893 самолёта Су-2.

Советская авиация – Су-2

К середине 1930-х годов единственным штурмовиком, легким бомбардировщиком и разведчиком в ВВС РККА оставался принятый на вооружение еще в прошлом десятилетии биплан Р-5. Этот универсальный самолет был хорош для своего времени, но за прошедшие годы аэродинамика летательных аппаратов сделала большой шаг вперед. На смену расчалочным бипланам пришли обтекаемые монопланы, обладающие значительным превосходством в скорости. Р-5 на их фоне выглядел архаично, а потому закономерно встал вопрос о его замене. Программа создания боевого самолета, призванного сменить Р-5, носила кодовое наименование «Иванов». Согласно распространенной авиационной легенде, это название придумал Сталин, который живо интересовался новинками самолетостроения, особенно — военного.

На одном из совещаний он якобы сказал, что новый самолет должен стать таким же массовым и распространенным, как фамилия Иванов в России. Возможно эта легенда имеет реальную основу, поскольку все опытные самолеты «Иванов» носили еще один индекс СЗ, то есть «сталинское задание». Программа получила наивысший приоритет, а к разработке «Иванова» приступили на конкурсной основе сразу несколько творческих коллективов. Один из них возглавил талантливый авиаконструктор Павел Осипович Сухой. Ранее он работал начальником отдела в КБ Туполева и много лет был как бы в тени, хотя именно ему принадлежала главная роль в создании истребителей АНТ-5 (И-4), АНТ-31 (И-14) и рекордного самолета АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил свой легендарный перелет в Америку через Северный полюс. Индексы этих машин состояли из букв АНТ, то есть Андрей Николаевич Туполев, а о решающем вкладе Сухого в их разработку знал лишь узкий круг специалистов. Но в 1937 году ситуация резко изменилась: Туполева внезапно арестовали как «врага народа», а его бывшие подчиненные, которым посчастливилось избежать репрессий, начали самостоятельную конструкторскую деятельность. Сухой впервые получил возможность открыто заявить о себе, и он не упустил этой возможности. Спроектированный им самолет «Иванов» СЗ-1 с мотором М-62 поднялся в воздух в августе 1937 года. В декабре за ним последовал второй прототип СЗ-2, который успешно прошел государственные испытания и стал победителем конкурса, показав явное преимущество над «Ивановыми» КБ Немана и Поликарпова, а также над американским самолетом Vultee, закупленным для ознакомления и сравнения с нашими новейшими разработками. В 1938 году взлетел очередной прототип СЗ-З с мотором М-87, заслуживший прекрасные отзывы. В конце марта 1939 года Комитет Обороны решил принять СЗ-З на вооружение под военным обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик — первый) и запустить его в серийное производство на харьковском заводе N2 135. В 1940 году к выпуску подключили авиазавод № 207 в Долгопрудном, а в декабре того же года самолету в честь его создателя присвоили индекс Су-2. Су-2 — свободнонесущий одномоторный двухместный моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси и закрытой кабиной. Фюзеляж: имел типичную для советских военных самолетов конструктивно-силовую схему, аналогичную той, что применялась в истребителях И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3 и т.д.

Смотрел в будущее

Руководил Сухой и началом разработки истребителя четвертого поколения Су-27. Он создавался как ответ на американский истребитель McDonnell Douglas F-15 Eagle. «Одним из основных требований, предложенных Сухим при создании Су-27, был комплексный подход. Когда одновременно с самолетом разрабатывались и все элементы авиационного комплекса: двигатель, вооружение и бортовое оборудование», — отмечают специалисты ПАО «Компания «Сухой».

Су-27

Источник изображения: Владимир Яцина/ТАСС

Принципиально новым на Су-27 было использование так называемой интегральной аэродинамической компоновки, существенно повышающей величину аэродинамического качества на всех основных режимах полета. А также повышение маневренности за счет реализации малых запасов статической устойчивости и использования электродистанционной системы управления

«Вот эта интегральность подхода — это было новое слово в аэродинамической компоновке современных самолетов. И сегодня так и делают. Что получилось из Су-57? Это интегральная схема. Все интегрировано в крыло, а это — и малая радиолокационная заметность, и визуальная (оптико-электронная) незаметность, и размытие температурного следа эмиссии выходящих газов двигателей машины. А значит, этот след менее заметен для ракет самонаведения с инфракрасными головками», — объясняет летчик Попов, подчеркивая, что «подобное было заложено еще при Сухом, хотя это был завтрашний день».

Все эти решения во многом определили успех всех последующих самолетов семейства «Су». «И сейчас созданные на его (Су-27) базе Су-30, Су-34 и Су-35 серийно поступают в Вооруженные силы РФ. Гордимся нашими достижениями и низко кланяемся ветеранам ОКБ Сухого, которые смогли в самые тяжелые годы с авиаконструктором Михаилом Симоновым (был главным конструктором Су-27 — прим. ТАСС) сохранить фирму, найти способы выжить… и не просто выжить, а продолжать совершенствоваться и достичь блестящих результатов», — рассказал в 2019 году в интервью ТАСС заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Виктор Пугачев.

В ноябре 1989 года он впервые посадил на палубу авианосца «Адмирал Кузнецов» истребитель Су-27К (сегодня это Су-33), а незадолго до этого впервые показал миру новую фигуру высшего пилотажа, которую впоследствии назовут «кобра Пугачева».

Су-30СМ при выполнении маневра «кобра Пугачева»

Источник изображения: Татьяна Белякова/ТАСС

Сверхманевренность современных истребителей «Су» поражает, можно рассмотреть воочию, и эту «кобру» можно сделать стойкой в течение десятка секунд, что демонстрируют наши замечательные летчики Юрий Ващук на Су-35 и Сергей Богдан на Су-57. В общем, система управления позволяет ее поукрощать, постоять и дальше выполнять следующий маневр. Гордимся!

Виктор Пугачев, заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза

Не зря многие авиационные специалисты отмечают, что вся линейка Су-27 признана самой красивой, причем не только в России, но и за рубежом. Еще в 1990-х годах проходил конкурс, и именно этот истребитель был признан самым красивым современным летательным аппаратом. Специалисты и эксперты называют Су-27 «королем воздушного боя».

Эпилог

Смерть «верховного вертухая» Иосифа Сталина запустила необратимую реакцию в лагерной колбе: 9 марта 1953 года его тело несли по Красной площади, а уже 30 марта расформировали 4-й спецотдел, который курировал шарашки, — после чего закрыли и их. Конструкторов и ученых отпускали, снимали судимости. Из лагерей они выходили изувеченные и опустошенные. Наступало короткое время оттепели.

Источники:

— Архивная видеозапись суда над Промпартией;
— Архивные материалы дела Промпартии;
— Озеров Г. Туполевская шарага. (Г. Озеров — псевдоним Л.Л. Кербера);
— Митин В.А., Митина М.В. Кулойский лагерь НКВД (1937–1960 гг.);
— Воспоминания дочери Королева Натальи Сергеевны;
— Королев С.П. В Туполевской шарашке: Москва — Омск (1940–1942);
— Голицын К.Н. Шарашка;
— Семинар исследовательского и просветительского проекта «Москва. Места памяти».

Инженер Леонид Рамзин и вход в лагерный ад

Самыми громкими сфабрикованными делами с 1926-го по 1930 год стали «Шахтинский процесс» и суд над инженером Леонидом Рамзиным и якобы организованной им Промпартией. Именно дело Рамзина стало началом репрессий советских ученых, инженеров и конструкторов.

25 ноября 1930 года демонстранты шли улицам Москвы с плакатами «Смерть интервентам!», «Расстрелять предателей рабочего класса!», «Предателей к ответу!».

Дозорные оглядывали толпу молча, охрана сопровождала из каталажки «интервентов» в зал суда — он проходил в Колонном зале Дома союзов.

Председателем суда был Андрей Вышинский — в 1930-е он часто выступал государственным обвинителем на таких процессах. Вышинский считал, что «репрессии должны быть прикрыты законами» — проще говоря, человека надо подвести к статье и любыми способами «сшить» ему дело, чтобы приговор был легитимным.

«Сшиванием» занимались в ОГПУ: якобы установили, что Промпартия во главе с Рамзиным занималась хозяйственным вредительством, шпионажем и диверсионной работой.

Сталин во время следствия написал записку председателю ОГПУ Вячеславу Менжинскому (преемнику Дзержинского, прежнего главаря чекистов): «Показания Рамзина очень интересны. По-моему, самое интересное в его показаниях — это вопрос об интервенции. Допрашивайте по полной строгости». Менжинский хорошо понимал вождя — Промышленную партию обвинили в подготовке «интервенции западных врагов».

Следователи придумали, что Рамзин собирался стать премьер-министром после контрреволюции, которую планировали провести силами «белых интервентов и западных капиталистов». Его обвинили в создании «антисоветской подпольной организации».

Толпа продолжала скандировать рядом с Домом союзов: «Смерть предателям! Расстрелять!»

Рамзин читал уже написанный для него текст признания под пристальным взглядом собравшихся посмотреть на суд людей:

Потом он вылил ушат обвинений на коллег.

Адвокат обвиняемых выступил с защитной речью: «Вместе со всеми трудящимися защита переживает чувство возмущения, чувство глубокого внутреннего протеста от сознания того, что подсудимые подготовляли для нашей страны такие ужасы, создавали базу для кровавой интервенции, собирались залить страну кровью, сорвать пятилетку, разрушить народное хозяйство».

Суд выносит вердикт: расстрелять Леонида Рамзина. Пришедшие вскакивают с мест, их крики одобрения тонут в шуме аплодисментов. Но после заседания приговор изменили: Рамзина ждала не расстрельная стена, запомнившая бесчисленное количество спин, а научная шарашка.

Модификации бомбардировщика «СБ»

  • АНТ-40РЦ — первый прототип с звездообразными двигателями Райт «Циклон». Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 7 октября 1934 года.
  • АНТ-40ИС — второй прототип, с крылом увеличенной площади и двигателями «Испано-Сюиза» 12Y. Изготовлен в 1934 году. Первый полёт 30 декабря 1934 года.
  • Ар-2 (Архангельский, по фамилии конструктора) (СБ-РК, РК, КР) — пикирующий бомбардировщик. Отличался новой носовой частью фюзеляжа, двигателями М-105Р с винтами ВИШ-22Е, крылом уменьшенной площади, наличием аэродинамических тормозов-решёток, установкой радиаторов в консолях крыла. Разработан в 1939 году. Выпускался в 1940-1941 годах. Изготовлено около 200 самолётов.
  • ММН — (опытный) вариант СБ с двигателями М-105. Имел уменьшенную площадь крыла и оперения, дополнительные топливные баки на 205 л. Вооружение сокращено до 3 пулемётов ШКАС. Изготовлен в 1939 году.
  • ММН-2М-104 — дублёр ММН, с двигателями М-104.
  • ПС-40 — транспортный самолёт с 3 грузовыми отсеками в фюзеляже общим объёмом 2,58 м3. Выпущен малой серией в 1938 году на заводе №22. Переоборудовано также несколько ранее выпущенных СБ. Применялся в гражданской авиации.
  • ПС-41 — транспортный и почтовый самолёт с двигателями М-103У, но без вооружения. Изготовлен 1 самолёт на заводе №89 ГВФ, кроме того в ПС-41 переоборудовались снимаемые с вооружения бомбардировщики.
  • ПС-41бис — вариант ПС-41 с подвесными баками.
  • СБ-2М-100 — серийный скоростной бомбардировщик, имел крыло с профилем NASA-230 и двигателями М-100 (лицензионный вариант «Испано-Сюиза» 12Y). Выпускался в 1936-1937 годах.
  • СБ-2М-100А — серийный с двигателями М-100А. Выпускался в 1937-1938 годах.
  • СБ-2М-100А (опытный) модернизированный, с экранированной пулемётной установкой Тур МВ-3, новой люковой установкой с коленным оптическим прицелом. Изготовлен в 1937 году.
  • СБ-2М-100А «крейсер» — ночной истребитель с носовой установкой из 4 пушек ШВАК. В 1941 году изготовлено 2 самолёта. Применялся при отражении налётов на Москву.
  • СБ-2М-103 1939 года — развитие «СБ» бис3. Выпускался массовой серией с 1939 года.
  • СБ-2М-103 (СН) — (опытный) со скорострельными пулемётами СН.
  • СБ-2М-103 «прожекторный» — самолёт для подсветки бомбардировщиков противника. В 1941 году переоборудован 1 самолёт. Использовался в ПВО Москвы.
  • СБ-2М-103 «тральщик» — воздушный тральщик. Переоборудован 1 самолёт.
  • СБ-2М-104 — самолёт с двигателями М-104. Выпущен малой серией.
  • СБ-2М-105 — самолёт с двигателями М-105. Выпущен в 1940 году малой серией.
  • СБ-2М-105ТК — опытный с турбокомпрессорами. Изготовлено 3 самолёта.
  • СБ бис (СБ-2М-103) — модернизированный, с увеличенной кабиной штурмана, двигателями М-103, измененным составом оборудования и увеличенной до 1500 кг бомбовой нагрузкой. Для улучшения обзора из кабины пилота мотоустановка несколько опущена вниз. Выпускался с сентября 1938 года.
  • СБ бис2 — опытный, с полированной обшивкой крыла. Изготовлен в марте 1938 года.
  • СБ бис3 — модернизированный, с новыми капотами двигателей, туннельными радиаторами, заменой водомасляных радиаторов на воздушно-масляные. Выпускался малой серией в 1938 году.
  • СБ с трёхколёсным шасси — (опытный). Отличался шасси с носовой стойкой. Изготовлен в 1940 году.
  • СББ-1 — (опытный) пикирующий бомбардировщик с двухкилевым оперением. Изготовлен в 1940 году.
  • СБ-Н — (опытный), с установкой в носовой турели пушки ШВАК вместо пулемётов.
  • СБ-Ш — (опытный) штурмовик, с 2х подвижными пушками ШВАК под фюзеляжем.
  • УСБ (СБ-УК) — учебный, со специальной кабиной инструктора, устанавливаемой вместо кабины штурмана. Выпускался с 1938 года. Изготовлено 29 самолётов. Ещё 81 самолёт переоборудован в войсках.
  • B-71 — чехословацкий вариант СБ с двигателями Авиа HS 12 Ydrs и вооружением. В 1938-1940 годах на заводах Авиа, Аэро и Летов изготовлено 160 самолётов.

Из-за большого количества модификаций, встречаются фото «СБ» с самыми разными конфигурациями двигателей

Реактивная Эра

Возобновив в 1953 году работу, КБ больше не занималось винтовыми самолетами.

Самолетам П.О.Сухого на реактивной тяге удалось быстро завоевать первые позиции в мире.

Самолеты-многостаночники

Первым массовым реактивным самолетом Сухого стал истребитель Су-7. Далее конструкторское бюро чаще выпускало самолеты с комбинированным назначением:

  • Су-9 — истребитель-перехватчик;
  • Су-11 — истребитель-перехватчик;
  • Су-15 — истребитель-перехватчик;
  • Су-7Б — всепогодный истребитель-бомбардировщик;
  • Су-17 — истребитель-бомбардировщик;
  • Су-24 — фронтовой бомбардировщик;
  • Су-34 – многофункциональный истребитель-бомбардировщик.

В числе первых, боевые самолёты Сухого получили изменяемую геометрию крыла, что значительно повысило их летные качества.

Ударники неба

Во многих странах летчики называют самолеты марки Су лучшими в своем классе. Поэтому старые модели остаются на вооружении, и даже продолжается их выпуск.

Так, Су-24 впервые взлетел в 1970 году, а выпуск его планируется до 2020-го. Су-17 до сих пор состоит на вооружении 8 государств.

Штурмовики Сухого Су-25 способны нести 32 разных вида вооружений, причем некоторые одновременно. В бою они впервые побывали в 1980 году, но до сих пор «Грачи» производятся и состоят на вооружении в 17 странах мира.

П.О. Сухой

Легкий бомбардировщик

Сухой Су-2

На вооружении: СССР.

Справка. Первый предвоенный серийный многоцелевой одномоторный самолет. Интенсивно применялся в начальный период войны в качестве разведчика, ближнего бомбардировщика, штурмовика и (иногда) истребителя. Нес значительные потери от истребителей противника из-за низких летно-технических данных. Су-2 активно действовали под Сталинградом. С 1942 г., когда большинство полков были перевооружены штурмовиками Ил-2, Су-2 использовался в качестве ведущего строй, воздушного разведчика, буксировщика мишеней, учебно-тренировочного самолета и самолета связи.

Основные модификации

АНТ-51 — опытный; версия скоростного разведчика, ближнего бомбардировщика и штурмовика; двигатель М-62 (820 л.с); цельнометаллический низкоплан; установлено убирающееся шасси и посадочные щитки; общая кабина для летчика и штурмана-стрелка; вооружение: 4хШКАС (крыльевые пулеметы; несинхронные), по 1хШКАС в задней стрелковой и нижней люковой установках, бомбы — 4×100 кг в бомбоотсеке и до 200 кг на наружных бомбодержателях; установлен аэрофотоаппарат АФА-13 или НАФА-19; установлена радиоаппаратура.

СЗ-1, 2 «Иванов» — опытные; как АНТ-51; установлен ВИШ.

СЗ-3 «Иванов» — опытный; как СЗ-2; двигатель М-87А (950 л.с).

ББ-1 — серийный; как СЗ-3; изменена конструкция фюзеляжа.

Су-2 — серийный; версия ближнего бомбардировщика, разведчика и штурмовика; как ББ-1; двигатель М-88Б (1100 л.с.) с ВИШ-23-7; смешанная конструкция планера; бомбовая нагрузка—до 400 кг бомб на внутренней подвеске или PC и бомбы в разных комбинациях на наружной подвеске.

ШБ «Иванов» — опытный; версия штурмовика-бомбардировщика; двигатель М-88А; увеличен вес самолета; изменена конструкция шасси.

Су-4 — серийный; модификация Су-2; изменена конструкция крыла; вооружение: 2хУБС в центроплане и 2хШКАС (оборонительные).

Всего произведено (на заводах № 135 и 207) 877 экз.

ЛТД модификации СУ-2

Двигатель (мощность) 1 х М-88Б (1100 л.с.)
Размах, м 14,30
Длина, м 10,25
Площадь крыла, м2 29,00
Вес, кг  
пустого 2970
полетный 4345
Максимальная скорость у земли, км/ч 375
Максимальная скорость на высоте 4600 м, км/ч 468
Дальность, км 1190
Время набора высоты 5000 м, мин 11,3
Потолок, м 9000
Вооружение:  
стрелково-пушечное

2×7,62-мм ШКАС (крыльевые пулеметы)

2×7,62-мм ШКАС (оборонительные)

бомбовое, кг

До 600

10 х РС-82

или 10 х РС-132

Экипаж,чел. 2

к списку  далее

Под руководством Туполева

Сухой родился 22 июля 1895 года в селе Глубокое Дисненского уезда Виленской губернии Российской империи (ныне — город Глубокое Витебской области Белоруссии) в семье учителя. В 1914-м с серебряной медалью окончил Гомельскую мужскую гимназию. Затем переехал в Москву, поступив на математический факультет Императорского Московского университета (ныне — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова). Отучившись год, пошел в Императорское Московское техническое училище (ныне — Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана). Там слушал лекции профессора Николая Жуковского, занимался в его кружке воздухоплавания вместе с будущим авиаконструктором Андреем Туполевым.

Ученик Гомельской мужской гимназии Павел Сухой, 1914 год

Источник изображения: ПАО «Компания «Сухой»

В 1916-м был призван в армию, прошел обучение в школе прапорщиков, принимал участие в Первой мировой войне. Через два года вернулся в Москву, однако не смог продолжить занятия в училище, работа которого была временно остановлена. В связи с этим уехал в Западную Белоруссию, где до 1920 года преподавал математику в школе.

Затем продолжил учебу в Московском высшем техническом училище, которое окончил в 1925-м, защитив дипломный проект на тему «Одноместный истребитель с мотором 300 лошадиных сил». Работа была подготовлена под руководством Туполева.

После Сухой начал работать инженером-конструктором в конструкторском отделе АГОС («Авиация, гидроавиация, опытное строительство») Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). До 1936 года являлся руководителем бригады №3 («Легкие самолеты») конструкторского отдела опытного самолетостроения (КОСОС) ЦАГИ. Затем стал заместителем начальника опытно-конструкторского бюро (ОКБ) Завода опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ. В 1939-м бригада Сухого была переведена в Харьков на авиазавод №135.

До апреля 1940-го Сухой был главным конструктором ОКБ-135, стал доктором технических наук. С апреля 1940 по ноябрь 1949 года — главный конструктор КБ авиазавода 289 (с 1945-го — №134), базировавшегося в Москве и Подмосковье. После занимал также должность директора этих предприятий.

Во время Великой Отечественной войны авиазавод находился в эвакуации, после был размещен в Тушине (в настоящее время это один из районов на северо-западе Москвы). В 1949-м КБ было расформировано.

Опытный образец Су-15

Источник изображения: ПАО «Компания «Сухой»

До 1953 года Сухой работал на должности заместителя главного конструктора в КБ Андрея Туполева. В 1953-1956 годах — главный конструктор, а затем и генеральный конструктор воссозданного КБ.

Боевая служба

Производство Су-24 завершено в 1993 году. За все время
Новосибирский авиазавод произвел порядка 1400 самолетов этого типа в разных модификациях.
Отстоит ли Россия господство в воздухе?

В 2007 году весь российский парк Су-24 начал модернизироваться до
версии Су-24М2, получившей новейшее радиоэлектронное оборудование, выполненное
на основе твердотельной цифровой электроники и способной применять весь
комплекс управляемого вооружения, разработанного для самолета нового поколения
— Су-34.

«Фехтовальщик» прошел через многочисленные военные конфликты,
начиная с Афганистана и заканчивая Сирией, и заработал репутацию надежной и смертоносной
боевой машины.

«Су-24 представляет потенциально наибольшую угрозу
государствам Европы среди всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой
авиации ВВС СССР. Он обладает превосходными характеристиками по показателю
боевая нагрузка/радиус действия и способен осуществлять вторжение в режиме
следования рельефу местности», — писал в годы холодной войны английский журнал Air
international.

Два рождения КБ Сухого

В 1936 году в стране был объявлен конкурс на создание бомбардировщика под условным наименованием «Иванов». Проект Сухого стал победителем и был запущен в серийное производство, а Павла Осиповича назначили главным конструктором и поручили создание собственного конструкторского бюро. Это произошло 29 июля 1939 года.

Итогом разработки «Иванова» стало появление первого самолета с инициалами «Су» – бомбардировщика Су-2. Почти 900 таких самолетов героически сражались в воздушных боях на начальном этапе Великой Отечественной. Во время войны КБ Сухого не приостанавливало работу над новыми боевыми машинами. Так, в 1943 году за разработку штурмовика Су-6 Павла Осиповича наградили Сталинской премией первой степени.

Несмотря на это, в 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано. Павел Сухой стал заместителем Андрея Туполева. Он занимался внедрением в серию самолета Ту-14, а затем летными испытаниями. Возродить КБ Сухого помог трофейный американский реактивный истребитель «Сейбр», который попал к советским военным во время войны в Корее. Для изучения трофея в 1952 году было организовано КБ-1, которое в мае 1953 года возглавил Павел Осипович.

Второе рождение КБ Сухого совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации. В 1955 году поднялся в небо первый самолет возрожденного КБ – реактивный истребитель Су-7. Именно эта машина на долгие годы определила облик отечественной военной авиации, была также принята на вооружение девятью странами мира.

Павел Сухой инициировал разработку сразу двух направлений новых машин – со стреловидным крылом, получившим кодовое наименование «С» (в серии Су-7), и с треугольным с обозначением «Т» (в серии Су-9). Оба проекта были успешно реализованы. Развитием Су-7 стало создание в середине 1960-х годов первого отечественного самолета с крылом изменяемой стреловидности Су-17. Идея применения такого крыла позволила значительно увеличить боевую эффективность исходного самолета.

В 1970 году первый полет совершил бомбардировщик Т-6 (в серии Су-24) – всепогодный самолет с крылом изменяемой стреловидности и с первой цифровой вычислительной машиной на борту. Этот самолет до сих пор, то есть спустя 26 лет со времени прекращения выпуска, успешно эксплуатируется ВКС России.

Эксплуатация бомбардировщика «СБ»

Первой войной скоростного бомбардировщика «СБ», была гражданская, в Испании. Здесь СБ получил обозначение «BK», что расшифровывается для русского уха весьма забавным словосочетанием «Бомбардьеро Катюшка», по имени героини популярной тогда оперетты. Что поделаешь, секретность!

Едва появившись в небе, бомбардировщики «СБ» стали его хозяевами и бомбили когда и где хотели — испанские и немецкие истребители (в основном Хейнкель 52, бомбардировщики Капронн 101, Савойя 81, Юнкерс Ju-86) просто не могли догнать «Катюшку», и только с появлением у мятежников Франко новейших на то время «мессершмиттов» Bf-109, бомбардировщикам понадобилось истребительное охранение. Впрочем, до самого конца гражданской войны в Испании, бомбардировщики «СБ» эффективно действовали против различных наземных и морских целей — наносили удары по скоплениям войск противника, его аэродромам, портам, транспортам и военным кораблям. На первом этапе войны, нередки были случаи, когда самолеты СБ перехватывали и рассеивали в воздухе соединения бомбардировщиков противника!

После Испании, бомбардировщики «СБ» успешно воевали на Дальнем Востоке — в Китае, на о.Хасан и р.Халхин-Гол (также как и в Испании — без истребительного прикрытия), затем сражались в финскую войну, и даже застали начало Великой Отечественной войны.

Конечно к этому времени «СБ» уже не был передовой машиной, бомбовая нагрузка считалась уже совсем небольшой, оборонительное вооружение — слабым, да и главный козырь — скорость, уже не вызывала удивления у пилотов противника. Тем не менее бомбардировщики этого типа составляли основу советской фронтовой бомбардировочной авиации и применялись вплоть до 1943 года. Спектр боевых задач «СБ» не ограничивался только авианалетами — АНТ-40 доставляли груз, почту, служили в частях связи, использовались как буксировщики планеров и в системе ПВО.

Чешские «копии» АНТ-40, назывались «B-71» (около 110 машин с двигателем М-100А собранных по лицензии) в основном достались немцам, которые использовали их как вспомогательные и учебные, а позже передали своим союзникам: Болгарии, Венгрии, Словакии, Финляндии.

В Советском Союзе серийное производство «Скоростного бомбардировщика» продолжалось до 1941 года включительно. Всего было построено 6656 самолетов этого типа.

Интересные факты

  • К 22 июня 1941 года в ВВС РККА полностью был оснащен этими самолётами только один 135-й ББАП и ещё семь авиаполков получили по несколько Су-2.
  • Екатерина Зеленко, Герой Советского Союза, единственная женщина летчик ВВС РККА участвовавшая в Советско-финской войне, и единственная в истории авиации женщина летчик совершившая воздушный таран летала на СУ-2.
  • Именно Су-2 из состава 211 ББАП оказался первым самолётом, который сбил (по ошибке) в первый же день войны, 22 июня 1941 года, будущий советский ас и маршал авиации Александр Покрышкин. Покрышкин позднее оправдываясь, заметил, что не знал силуэта Су-2., так как это был новый и секретный самолёт ВВС СССР. Сбитие наблюдал летевший в той же группе Су-2 Иван Пстыго (также будущий маршал авиации, а после войны — однокурсник Покрышкина на учёбе в Высших офицерских курсах ВВС в Липецке).
  • На Су-2 был совершён единственный известный случай воздушного тарана, совершённого женщиной, — 12 сентября 1941 года пилот, старший лейтенант Екатерина Зеленко на своём Су-2 сбила тараном немецкий истребитель Me-109, отрезав самолёту крыло своим винтом, после чего второй Me-109 сбил её самолёт, который она пыталась после тарана приземлить, лётчица при этом погибла. Штурман-бортстрелок по приказу командира покинул самолёт, выбросившись с парашютом за борт.
  • Павел Осипович Сухой лично распорядился о постройке полноразмерного металлического макета Су-2 по оригинальным чертежам для установки в музейной экспозиции «Оборона Сталинграда» в городе Волгограде. В 2010 году этот макет был отреставрирован специалистами компании «Сухой».
  • Самолёт Су-2 («Иванов») упоминается в книгах Виктора Суворова (Резуна).

Из прапорщиков в конструкторы

Сухие передали необходимые для поступления документы родственникам в Москву, однако те испугались за сохранность бумаг и сняли с них копии для приёмной комиссии. Выяснилось, что в училище принимали только оригиналы документов, из-за чего Павел пропустил зачисление. Однако Сухой не сдался. Он поступил на математический факультет Московского университета, а год спустя всё-таки стал студентом ИВТУ.

Также по теме
«Привыкла быть лидером»: как лётчица Валентина Гризодубова стала первой женщиной — Героем Советского Союза

27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения Валентины Гризодубовой — первой женщины, ставшей Героем Советского Союза. По словам…

В училище Сухой начал делать первые шаги на пути к карьере авиаконструктора. Он посещал лекции Николая Жуковского и участвовал в работе его кружка воздухоплавания. Однако планы нарушила Первая мировая война.

Проучившись в ИВТУ всего год, Павел Сухой был мобилизован в армию и после окончания школы прапорщиков попал на фронт. Воевал он до Октябрьской революции 1917 года, а затем вернулся в Москву. Однако техническое училище в это время было закрыто, и Сухой уехал в Гомель.

По возвращении на родину он нашёл себе работу учителем математики в городе Лунинец в Западной Белоруссии, где познакомился со своей будущей женой Софьей, преподавателем французского языка. После польского вторжения они бежали в Гомель. Там Сухой заболел сыпным тифом, а затем скарлатиной. Врачи спасли его, однако из-за осложнений на горло он до конца жизни разговаривал приглушённо.

В 1921 году Павел Сухой восстановился в вузе, а в 1924-м, ещё до завершения учёбы, устроился работать чертёжником в экспериментальный отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). После защиты диплома и получения квалификации инженера-механика он был переведён в конструкторский отдел.

Огибание рельефа местности

Еще одним нововведением «сушки» стал режим полета с автоматическим
огибанием рельефа местности на малых высотах. Бомбардировщик на огромной скорости
несется над землей, а бортовая система по данным от специальной РЛС «Рельеф» дает
команды на набор высоты перед препятствием или снижение на ровном участке.
Такой режим полета оказался не всем под силу, поэтому на Су-24 служили и служат
только летчики с крепкими нервами.

Всепогодность на новой машине тогда удалось реализовать за
счет сложнейшей прицельно-навигационной системы (ПНС) «Пума». Она включает 13
подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокационная
командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н»
и др. «Пума» обеспечивала по тем временам просто фантастический функционал,
позволяющий летать и наносить удары при минимальной видимости.

Впервые в отечественной авиации пилот и штурман фронтового
ударного самолета были размещены в кабине рядом, плечом друг к другу

Летчики теперь
могли общаться не только по «радио», но и жестами, взглядами, что очень важно в
боевой обстановке, где каждая секунда на счету

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек — летчика и
штурмана. Длина самолета — 22,67 метра, высота — 5,92 метра, размах крыла — 17,64
метра. Максимальная взлетная масса — 39,7 тонны. Максимальная скорость полета —
1,7 тысячи километров в час. Практический
потолок — 11 тысяч метров. Перегоночная дальность — 3 тысячи километров, боевой
радиус действия — 600 километров. Боевая нагрузка — до 7 тонн.

Су-24 стал первым советским самолетом, где применили систему катапультирования с креслами К-36Д, обеспечивавшую спасение экипажа
практически на всех режимах полета и на любой высоте, в том числе нулевой.

В 1975 году в одном из бомбардировочных авиаполков экипаж
Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. И
так получилось, что ручка управления штурмана зацепилась за чеку системы
катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший летчик был с земли
выброшен катапультным креслом в воздух. На штатной высоте раскрылся парашют, и он
благополучно приземлился неподалеку.

Экипаж самолета, помимо своей воли испытавший систему
спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора КБ Павла
Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых
кресел Гая Северина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: