Мир для животных: все самое интересное о московском зоопарке

Шанго (слон)

Шанго в Йорубаланде

Легенды

Согласно легенде, он (вместе с четырнадцатью другими богами) возник из тела богини Йемайи после того, как ее сын Орунган пытался ее изнасиловать. Существуют многочисленные рассказы о рождении и происхождении Шанго и других о его жизни, которые иллюстрируют его природу и историю. В венок из сказок Шанго изображен как сын Аганджу и Обаталы, поэтому король Обатала отправился в путешествие и должен был перейти реку. Аганджу, перевозчик и бог огня, отказался войти. Обатала повернулся и превратился в красивую женщину. Вернувшись к реке, он предложил свое тело в обмен на переход. Шанго был результатом этой связи. Это противоречие между разумом, представленным Обаталой, и огнем, представленным Аганджу, легло в основу природы и характера Шанго.

Затем Шанго отправляется на поиски своего отца Аганджу, и между ними разворачивается конфликтная драма, кульминацией которой является то, что Шанго бросается в огонь, чтобы проверить свое происхождение. Все рассказы Шанго описывают такие драматические события. У него три жены; предпочтительнее (из-за ее превосходной кулинарии) — Ошун , речная богиня. Другая женщина — Обба , тоже речная богиня. Когда она протянула ухо Шанго, он прогнал ее, и она превратилась в реку Оба, которая, смешавшись с Ошуном, образует опасные пороги. Оя , третья жена Шанго, украла секреты его могущественных заклинаний .

Фраза «не все то золото, что блестит» сопровождает историю Шанго и Оба: Оба был первой и законной женой Шанго, а Оя и Ошун — его наложницами. Они жили в поселении, где у Шанго и у каждой женщины был свой дом. Он навещал своих жен в их домах, чтобы поесть и поспать с ними. Оба заметил, что в доме Ошуна Занго съела всю еду, которую она приготовила для него, но выбрала лишь несколько, когда приходила к ней домой. Оба попыталась улучшить отношения с мужем и спросила Ошуна, как она сделала Шанго таким счастливым. Ошун возмутился этим вопросом, потому что дети Оба унаследуют царство Шанго как дети первой жены. Однако их дети не достигли бы такого же статуса, как дети наложниц. Ревнившись, она решила разыграть Оба и объяснила, что много лет назад она отрезала небольшой кусок своего уха, высушила его и сделала из него порошок, который посыпала на посуду Шанго. Во время еды аппетит Шанго к еде и к Ошуну рос. Оба в восторге побежал домой, чтобы приготовить Амала, любимое блюдо Шанго. Если бы небольшой кусочек уха Ошуна имел такой эффект, — подумала она, — все ее ухо увеличило бы вожделение Шанго к ней еще больше, и он навсегда забыл бы Ошуна. Она отрезала ухо и добавила его в еду Шанго. Когда Шанго пришел поесть, он сел и начал есть, не глядя на тарелку. Когда он, наконец, взглянул вниз, он увидел ухо, плавающее в супе. Шанго заподозрил, что Оба пытался отравить его, и выгнал ее из дома. Оба с плачем выбежали из поселения, упали на землю и превратились в реку, где ей поклоняются до сих пор. Для Ориша она — святая покровительница брака; говорят, что он разрушает браки, в которых один из партнеров неверен.

Культ поклонения

Шанго ярко изображен с двойным топором на трех головах. Он связан со священным животным, бараном и священными цветами — красным и белым.

Русская Правда – происхождение — Русская историческая библиотека

Из общей характеристики «Русской Правды» мы замечаем, что она еще составлялась и в XII в., долго после смерти Ярослава; что она представляет не везде подлинный текст закона, а иногда только его повествовательное изложение; что она игнорирует судебные поединки, несомненно практиковавшиеся в русских судах XI и XII вв., но противные Церкви; что «Русская Правда» является не особым самостоятельным судебником, а только одной из дополнительных статей Кормчей книги и что эта «Правда» составлялась не без влияния памятников византийского права, среди которых она вращалась.

https://youtube.com/watch?v=gJjY5b2CbUk

Русская Правда. Кодекс законов Руси

Совокупность этих наблюдений и приводит к тому, что читаемый нами текст «Русской Правды» сложился в сфере не княжеского, а церковного суда, в среде церковной юрисдикции, нуждами и целями которой и руководился составитель «Правды» в своей работе.

Со времени принятия христианства русской Церкви была предоставлена двоякая юрисдикция. Она, во-первых, судила всех христиан, духовных и мирян, по некоторым делам духовно-нравственного характера; во-вторых, она судила некоторых христиан, духовных и мирян, по всем делам, церковным и нецерковным, гражданским и уголовным.

Для церковного суда над этими христианами по нецерковным делам и был необходим церковным судьям писаный свод местных законов. Необходимость эта обусловливалась двумя причинами: 1) первые церковные судьи, греки или южные славяне, не знакомы были с русскими юридическими обычаями; 2) этим судьям нужен был такой писаный свод туземных законов, в котором были бы устранены, по крайней мере изменены, некоторые туземные обычаи, особенно претившие нравственному и юридическому чувству христианских судей, воспитанных на византийском церковном и гражданском праве.

Этими потребностями и вызвана была в церковной среде попытка составить кодекс, который воспроизводил бы действовавшие на Руси юридические обычаи применительно к изменившимся под влиянием Церкви понятиям и отношениям. Плодом этой попытки и была «Русская Правда».

Начало ее составления относится ко времени Ярослава Мудрого, почему «Русская Правда» и носит имя этого князя. Завершение этой работы над сводом можно отодвигать не далее конца XII в.

Итак, «Русская Правда» вырабатывалась около полутора столетий.

По материалам произведений В. О. Ключевского. Ссылки на другие статьи о «Русской Правде» – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Shango in the Catholic religion (Syncretism)

In syncretism Chango is related to Santa Bárbara. Many of us have found this association strange, since, being a divinity that represents virility and masculine image by nature, why associate it with a female saint of the Christian religion?

Why is Santa Barbara Shango?

The answer to this is really unknown, many Iworos, Santeros or Babalawos have different theories. It is said that it is due to their common attributes. Santa Bárbara has a castle, a cup, a sword and a red cape, which are similar to the Orisha.

One theory interprets that the syncretism with Santa Bárbara is not born directly from her relationship with Chango, but with a deity called «Oshe», who lives in front of her batea and has a double-edged ax on her head. In Africa, in front of Chango altars is this feminine agboran. This figure has a very calm and serene expression (similar to Saint Barbara) and holds in her hands a mortar with lightning stones, these elements can be related to the cup and the wafer that the saint has in her hands.

We could say that our ancestors took Santa Bárbara as a representation of that agboran that lives in the sanctuaries of Shango.

Another very popular story maintains that Shango disguised himself with Oya’s clothes in order to escape from Ogun, when he had him cornered. Due to this patakie, some Iworos consider that for this reason the syncretism of Shangó with a feminine spirituality is carried out. However, deepening the Yoruba customs and the process of syncretism, a reason as simple as that is not a sufficient reason to carry out such a fusion. Even so, it has been transmitted among many members of the religious community.

Примечания

  1. Сосновский И. П. Московский зоопарк. М., «Московский рабочий», 1957. С. 44.
  2. ↑ Московский зоопарк (путеводитель). М., «Московский рабочий», 1952. С. 46.
  3. Островский Л. В. Зоопарк сегодня. М., издание Московского зоопарка, 1939. С. 34.
  4. . Дата обращения: 30 сентября 2016.
  5. Чаплина В. В. Шанго / Питомцы зоопарка. М., «ЭКСМО», 2013. С. 364.
  6. Надеждина Н. Зоопарк в дни войны. «Мурзилка», 1943 г., № 7. С. 16. (Рисунок А. Н. Комарова).
  7. Коровина А. М. Обзор научно-производственной работы Московского зоопарка // Московский зоопарк (Сборник трудов. Выпуск 1). М., Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1956. С. 36.
  8. Чаплина В. В. Шанго / Питомцы зоопарка. М., «ЭКСМО», 2013. С. 373.
  9. Туров С. Млекопитающие // Московский зоопарк (сборник статей). М., «Московский рабочий», 1961. С. 334.
  10. Я. А. Цингер датирует смерть Молли 1953 годом: Цингер Я. А. Занимательная зоология. М., «Учпедгиз», 1957. С. 13.
  11. Чаплина В. В. Шанго / Четвероногие друзья. М.-Л., «Детгиз», 1947. С. 93. (Рисунок Г. Е. Никольского).
  12. Окончательная версия рассказа опубликована в сборнике «Питомцы зоопарка» 1965 г.
  13. Чаплина В. В. Весёлый слонёнок. «Мурзилка», 1952 г., № 12. С. 18-19. (Рисунок В. А. Белышева).
  14. Чаплина В. В. Шанго / Питомцы зоопарка. М., «ЭКСМО», 2013. С. 378.
  15. , с. 214—222.
  16. Frantisek Hloznik, Dagmar Černá, Teresa Tyszkiewiczowa, Péter Szecskó, Helmut Closs, Mel Hunter.
  17. . Дата обращения: 11 мая 2015.
  18. В конце 1930-х гг. С. Ю. Канцлер работал под руководством В. В. Чаплиной в секции хищных, а во время войны заведовал кормовой лабораторией зоопарка: Московский зоологический парк: к 140-летию со дня основания. Страницы истории. М., «Эллис Лак 2000». 2004. С. 106.

The Orisha of the “Divine Masculine”

In Santeria, Shango is often associated with the «divine masculine.» As an Orisha of thunder and lightning, Shango represents the power and strength of male energy, which is why he is often depicted as a warrior, a leader, and a protector.

Since Shango embodies many traits associated with traditional masculinity, such as courage, bravery, and assertiveness, he is seen as a symbol of male virility and sexual energy, as well as the father figure and protector of his followers.

Men will often turn to Shango for his guidance and blessings to embody these qualities in their lives. The Orisha is seen as a mentor to young men, teaching them to be strong and confident and to take on leadership roles in their communities.

But, did you also know that Shango’s energy is not limited to men only? Many women will seek his guidance and protection and can also embody the qualities of courage and assertiveness associated with Shango.

In essence, Shango represents a balance of masculine and feminine energy, embodying the idea of “yin and yang.” This Orisha is a reminder that both masculine and feminine energies are needed to maintain harmony and balance in the world.

Shango Image

In Yoruba land there are many temples in honor of Shangó. In them you can usually find images representing it. His visibly masculine figure is usually surrounded by three smaller images that are believed to personify his three wives. Also, it can be represented with a ram’s head and horns, holding in its hand the handle of a double-edged ax, known as Osee Sango.

Around Chango you can find other elements such as: maracas or rattles made with guiros (Seeree Sango); an inverted mortar; a large pot of water containing some metal implements in the form of a chisel or axe; polished stones and lightning stones.

His earthly image describes him as a dark-skinned man, strongly built, very attractive, muscular, and virile. He usually has a bare back showing off his physical attributes. He always wears his crown. He wears shorts up to the middle of his leg and is usually barefoot.

Герой литературных произведений

В 1945 году Вера Чаплина написала рассказ «Шанго», который включила в свой послевоенный сборник «Четвероногие друзья» (1947), посвящённый животным Московского зоопарка. Это была первая версия рассказа, которая заканчивалась сценой скорби слона о погибшей Джиндау: «Шанго не искал Джиндау. Он взошел, как всегда, на свой любимый пригорок. Некоторое время стоял неподвижно, потом медленно стал опускать голову. Он опускал ее все ниже, ниже, пока не коснулся бивнями земли. Тогда он встал на колени и глубоко, до самого основания воткнул бивни в мягкую землю. И так стоял он долго, не шевелясь, а я смотрела на Шанго и думала о том, как каждый зверь по-своему проявляет своё горе».

В 1955 году, в сборнике «Питомцы зоопарка» выходит вторая версия рассказа «Шанго», которая была дополнена эпизодами встречи с Молли и рождения Москвича. И хотя Чаплина в декабре 1952 года писала о рождении у Шанго и Молли второго слоненка, Карата, она не стала вводить его в рассказ и омрачать финал смертью Молли. Историю Шанго писательница завершила событиями 1951 года: «Когда Москвичу исполнилось три года, он так вырос, что стал ростом почти с мать. Москвич по-прежнему был большой шалун, однако Шанго он слушался, и вся слоновья семья мирно проживала в зоопарке».

Рассказ «Шанго» из цикла «Питомцы зоопарка» свыше 100 раз издавался в нашей стране и переведён на десятки языков. Иллюстрации к нему создавали известные отечественные художники-анималисты Георгий Никольский и Дмирий Горлов, а также зарубежные мастера книжной графики: Frantisek Hloznik и Dagmar Černá (Чехословакия), Teresa Tyszkiewiczowa (Польша), Péter Szecskó (Венгрия), Helmut Closs (ГДР), Mel Hunter (США) и другие.

Слон Шанго стал персонажем и небольшой книжки, написанной сотрудником Московского зоопарка Сергеем Канцлером и иллюстрированной художником-анималистом Вадимом Трофимовым, — «Шанго и Молли» (1948).

Помимо этих произведений, передающих реальные биографические эпизоды жизни Шанго, знаменитый слон из Московского зоопарка стал героем юмористического рассказа Виктора Драгунского «Слон и радио» из цикла «Денискины рассказы», в основе сюжета которого — широко известная привычка Шанго неожиданно выхватывать хоботом у зазевавшейся публики самые разнообразные предметы. Кроме того, Шанго — герой ещё одного юмористического, но уже откровенно фантазийного рассказа Сергея Баруздина «Слоновья память».

What does Shango eat?

The main animal for the sacrifice to the Orisha Shango is the ram (abo), although he likes and a great variety of animals are sacrificed to him. The turtle or turtle (ayakua) is also an animal that is frequently used in their consecration ceremonies. In addition, roosters, quail and guinea fowl are immolated as offerings to this divinity.

In specific circumstances, as long as it is registered under an Ifa or diloggun registry, you can eat: goat, turkey, dog, snapper, steers, pigeons, among others; using very special ceremonies for this, which should be officiated only if you have full knowledge about it.

Deification and Worship of Shango

Shango is the most powerful of the Orishas among the pantheon worshiped by the people of Yorubaland. He is the god of thunder and lightning, consistent with the legend of his demise. He is also the god of war.

As with most other polytheistic religions, these three attributes tend to go together. He is known for his strength, power, and aggression.

Among the Yoruba, he is traditionally worshipped on the fifth day of the week. The color most associated with him is red, and depictions show him wielding a large and imposing ax as a weapon.

Oshu, Oba, and Oya are also important Orishas for the Yoruba people.

  • Oshu is connected with the Osun River in Nigeria and is venerated as the Orisha of femininity and love.
  • Oba is the Orisha connected to the Oba River and is the senior wife of Shango. According to legend, one of the other wives tricked her into cutting off her ear and trying to feed it to Shango.
  • Finally, Oya is the Orisha of winds, violent storms, and death. All three are prominent in the African diaspora religions as well.

Шанго как историческая личность

Африканские религии в значительной степени опираются на обращение к благословению предков. В этой традиции значительные личности обожествляются, достигая статуса бога. В религии народа йоруба, пожалуй, нет никого более могущественного, чем Шанго, бог грома и молнии.

Империя Ойо была самой могущественной из политических групп в Йорубаленде, географической родине народа йоруба, проживающего на территории современных Того, Бенина и Западной Нигерии. Империя существовала в то же время, что и средневековый период в Европе и за ее пределами, и продолжала существовать в 19 веке. Шанго был четвертым Алаафином, или королем, империи Ойо.»Владелец дворца».

В качестве Алаафина Шанго описывается как суровый, требовательный и даже жестокий правитель. Его правление было отмечено постоянными военными кампаниями и завоеваниями, в результате чего империя также переживала период большого процветания в течение семи лет его правления.

О том, каким правителем он был, нам дает представление история, в которой рассказывается о случайном поджоге его дворца. Согласно легенде, Шанго увлекся магическими искусствами и в гневе неправильно использовал приобретенную магию. Он вызвал молнию, нечаянно убив нескольких своих жен и детей.

Поджог его дворца также стал причиной конца его правления. Из его многочисленных жен и наложниц, королева Ошу, королева Оба и Королева Оя Эти трое также почитаются как важные Ориша, или боги, среди народа йоруба.

Offerings for Changó

Changó has quite an appetite and enjoys all kinds of hearty food fit for a king. He loves dry white wine, cornmeal porridge with okra, bananas, mangos, ram, rooster, quail, and guinea hen. On rare occasions he enjoys eating tortoise meat. All offerings for Changó should be marked through diloggún divination for best results.

Amalá Ilá for Chango (Cornmeal porridge with okra)

Amalá ilá is a wonderful offering for Changó and is one of his favorite things to eat. It is prepared using yellow cornmeal and 6 pieces of fresh okra. Start by bringing three cups of water to a boil. Season the water with a healthy pinch of salt. Measure out one cup of cornmeal. Cut up the okra into pieces and set them aside. While continually whisking the boiling water, slowly add in the cornmeal with your hand. It is important to whisk the mixture constantly so that it doesn’t clump while it incorporates into the water. Once all of the cornmeal has been added, toss in all of the okra except for 6 pieces and reduce the temperature and cook it on low. Stir it regularly or it may burn on the bottom. Cook the cornmeal for about ten minutes. You may need to switch to a wooden spoon as the mixture will thicken quickly. Serve in a bowl and decorate the top of it with the six remaining pieces of okra. Place Changó’s batea (pot) on a grass mat (estera) and place the bowl of amalá ilá next to him. Leave the offering there for the time indicated by your divination before hand, and once the time has come, remove the amalá ilá and dispose of it at the foot of a palm tree with 6 pennies.

Sweet Amalá (a variation)

You can make a variation of amalá that is sweet as a treat for Changó especially if your divination comes in a particularly hot and dangerous osogbo. Make the recipe as above but omit the salt and okra. Once the cornmeal is cooked, sweeten it with honey to taste and serve in a bowl in the standard way.

Baked Apples for Changó

Here’s another delicious treat you can offer Changó. You’ll need 6 red delicious apples, 1 tablespoon of cinnamon, 1/2 cup of brown sugar, 6 tablespoons of butter and a 1/2 cup of rum. Core the 6 red apples but leave them whole. Place them in a baking dish with the holes facing upward. Put some of the brown sugar and a healthy dash of the cinnamon in each apple, top them with 1 tablespoon (1 pat) of butter on each apple. Drizzle the rum over the apples. Bake the apples uncovered at 350°F for about half an hour. Baste the apples with pan juices from time to time. When done, remove the apples from the oven and allow them to cool a bit. Serve them on a platter. Place Changó on a grass mat (estera) and place the platter of apples beside him as an offering. Leave the addimú in place for the required time then dispose of it in nature with 6 pennies as determined through diloggún divination.

Культ Шанго в разных уголках мира

Интересно, что в разных регионах распространения культа Шанго его образ трактуется по-разному. Как я уже отметила, в Африке этот бог связан с природными силами, с громом и молнией. Возможно, именно ярость стихии связала его с воинственностью и могуществом правителя. 

На Гаити у бога несколько иная интерпретация. Там он считается покровителем чувственности и красоту. Его связывают с духом Огун, а потому полное имя божества звучит как Огун Шанго. Гаитяне верят, что Шанго может помочь им в любви. Чаще всего к нему обращаются мужчины, ведь легенды рассказывают, что чары Шанго способны покорить любую женщину.

Древние верования, что и сегодня сохраняются в некоторых регионах Карибских островов, преподносят Шанго как символ удачи и благополучия, бесконечного источника сил. С ним связаны многие старинные ритуалы инициации, что проводятся на Кубе, в Венесуэле и Пуэрто-Рико.

Биография

Родился в 1911 году, предположительно на полуострове Индостан, в 1933 году привезён в СССР и несколько лет ездил по стране в составе передвижной зоовыставки. Необычно крупный размер слона не только привлекал публику, обеспечивая хорошие сборы, но и создавал большие проблемы: в молодости Шанго был дрессирован, однако с возрастом его характер становился все более беспокойным и злобным: «Большие разрушения учинил он на станции Всполье, около Ярославля, куда прибыл с передвижной зоологической выставкой. Шанго не захотел выходить из вагона, сорвал и сломал крышу и принялся разламывать стены. Скоро от вагона осталась только платформа, на которой он стоял».

Огромный слон стал опасен, и в 1938 году его пришлось передать в Сталинградский зоопарк, но и там с ним не могли справиться, и в августе 1940 года Шанго перевезли в Московский зоопарк, где двумя годами ранее был выстроен просторный и очень укреплённый слоновник. С первого же дня другие слоны столичного зоопарка — Нона, Джиндау, Манька и Мирза — признали Шанго своим вожаком и подчинились ему. «Теперь слоны выходили из помещения только вместе, а впереди всегда шел Шанго. Никакими силами и соблазнами нельзя было выманить слоних из слоновника без Шанго. Он же загонял их вечером обратно в слоновник, подталкивая сзади головой».

В первые месяцы после начала Великой Отечественной войны из Московского зоопарка эвакуировали всех слонов, кроме Шанго и его подруги Джиндау: Шанго к тому времени вырос настолько, что уже не помещался в железнодорожном вагоне, а к Джиндау он не подпустил работников зоопарка. «Шанго — слон-великан. Рост его достигает 4,5 метра, а вес — около 5,5 тонны. Слон обладает огромной силой: он свободно гнет рельсы и стальные балки и часто производит в слоновнике большие разрушения». Во время вражеских бомбёжек Шанго сохранял невозмутимость, не боялся огня и даже тушил зажигательные бомбы — набирая в хобот воды и окатывая их струёй, как из брандспойта.

В годы войны Шанго пережил смерть Джиндау, и у него совсем испортился характер, но в июне 1946 г. в Московский зоопарк привезли его ровесницу, азиатскую слониху Молли, которая родила от него двух слонят: Москвича (родился 3 августа 1948) и Карата (родился 25 августа 1952). Москвич стал «первым слонёнком, родившимся в неволе за всю историю существования зоопарков в России». В обоих случаях беременность продолжалась около 22 месяцев.

«Ручная и ласковая Молли хорошо „влияла“ на беспокойного Шанго. Она даже по-своему его „воспитывала“. Если Шанго бросался на входящую служительницу, слониха загораживала её собою и не давала в обиду. Пользуясь таким заступничеством, служители не стали перегонять слона на время уборки. Они подзывали Молли и под её „охраной“ подметали, чистили загон, давали слонам корм». Раньше грозный и коварный Шанго не только забрасывал камнями не полюбившихся ему работников зоопарка, но и, подманивая к себе публику, периодически выхватывал хоботом чью-нибудь шляпку или зонтик, а то и обдавал толпу фонтаном воды. Но с конца 1940-х годов, под благотворным влиянием Молли, скандальная популярность слона-хулигана меняется на славу добропорядочного и величественного отца слоновьего семейства.

В 1950-е годы дневной кормовой рацион Шанго составлял 140 кг различных кормов, в том числе 30 кг сена, 70 кг свёклы, картофель, морковь, капуста, отруби, овёс, яблоки, горох, сухари, сахар, соль, а также грубые корма для правильного пищеварения: ветки деревьев и кустарников.

Слон-великан пережил и свою вторую подругу: Молли трагически погибла в 1954 году, при попытке прорваться к Карату, которому в соседнем помещении ветеринарные врачи делали хирургическую операцию. Шанго умер весной 1961 г., прожив 50 лет, из них — 20 лет в Московском зоопарке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: