История изобретения
Первенство применения танков принадлежит англичанам, использование ими танков в Первой мировой войне, заставило военачальников всех стран пересмотреть концепцию ведения войн. Применение французами своего легкого танка «Рено» FT17 определило классическое использование танков для решения тактических задач, а сам танк стал воплощением канонов танкостроения.
Сама идея поставить паровой двигатель на гусеничный движитель была не нова, первым ее реализовал в 1878 русский конструктор Федор Блинов. Изобретение получило название: «Вагон с бесконечными рейсами для перевозки грузов». В этом «вагоне» впервые применено устройство поворота гусениц. Изобретение гусеничного движителя, между прочим, тоже принадлежит русскому-штабс-капитану Д.Загряжскому. На что в 1937 выдан соответствующий патент.
Первая в мире боевая машина на гусеничном ходу — тоже русская. В мае 1915 года возле Риги происходили испытания бронированной машины Д.И. Пороховщикова под названием «Вездеход». Она имела бронированный корпус, одну широкую гусеницу и пулемет во вращающейся башне. Испытания признали очень удачными, но из-за приближающихся немцев дальнейшие испытания пришлось отложить, а спустя некоторое время про них забыли вовсе.
В том же году 1915 году проходили испытания машины конструкции начальника опытной лаборатории военного ведомства, капитана Лебеденко. 40-тонный агрегат представлял собой увеличенный до гигантских размеров артиллерийский лафет, приводимый в движение двумя двигателями «Майбах» со сбитого дирижабля. Передние колеса имели диаметр 9 метров. По замыслу создателей, машина такой конструкции должна легко преодолевать рвы и траншеи, но на испытаниях она застряла сразу после начала движения. Где и простояла долгие годы пока ее не порезали на металлолом.
Модернизация и механизация боевой техники в СССР
Центральный комитет партии в 1929 году принял специальное постановление, согласно которому в ближайшее время советская армия должна быть модернизирована и перевооружена. Чиновники требовали от конструкторов, а также руководителей Красной армии, чтобы в ближайшее время на вооружение поступили новые образцы танков, артиллерийских установок, а также самолетов.
Кроме того, для руководителей армии ставились конкретные цели на ближайшие несколько лет. Красная армия должна превышать по своей численности любую армию в мире. Также на вооружении должны стоять новые виды самолетов, артиллерии и танков, которые должны быть разработаны и доставлены в армию. Чиновники планировали, что военные конструкторы в пятилетку смогут изготовить больше чем 1000 новых образцов танков.
Нужно сказать, что на то время Советский Союз значительно отставал в своём развитии танкостроения от таких стран, как Великобритания, Франция и Германия. Например, в то время советский танковый полк полностью состоял из трофейных машины, которые были захвачены в разнообразных сражениях.
Для разработки и постройки танков была учреждена специальная организация. На то время главное конструкторское бюро уже предоставило один из первых советских танков Т-17. Также был представлен проект танка Т-16, который являлся очень легким и на поле боя должен был передвигаться и обороняться с прикрытием пехоты. Также был представлен более тяжелый и совершенный танк Т-12. Именно он стал первым танком, который выпускал Харьковский завод, он в будущем будет производить большую часть советских танков, включая и легендарный Т-34.
В 1930 годах Т-16 модернизировали и он являлся основной боевой машиной Красной армии. Для своего времени он был достаточно маневренным, а также имел хорошее вооружение и броню. При поддержке пехоты этот танк на фронте имел возможность быстро маневрировать, а также проводить молниеносные атаки по менее подвижным танкам и машинам противника. Но, несмотря на свои положительные качества, эта машина была далеко не идеальной и имела сразу несколько больших минусов. Например, башня танка, как и пулемёт были направлены в сторону друг друга, таким образом, что одновременно вести огонь с двух орудий не представлялось возможным. Поэтому уже в 1930 году этой танк опять модернизировали, в то время на него поставили абсолютно новую башню, которую разработали уже в СССР, а не по аналогу французского образца. В 1931 году этот танк был снят с вооружения советской армии. всего его выпустили в количестве 900 машин.
ОТ Т-150 К КВ-3
Несмотря на то, что к моменту принятия танка КВ на вооружение его броня не пробивалось ни одной противотанковой пушкой, уже весной 1940 года руководство Красной Армии обсуждало возможность создания еще более толстобронных машин. Этот вопрос несколько раз обсуждался и в главном автобронетанковом управлении Красной Армии (ГАБТУ КА), и в руководстве наркомата тяжелого машиностроения (в его состав входил Кировский завод, занимавшийся разработкой и производством танков КВ). Результаты обсуждений доложили “наверх”, и 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс в котором, в частности, говорилось:
“К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.
Танк КВ-1 выпуска декабря 1940 года (с 76-мм пушкой Л-11) во дворе Кировского завода. Несмотря на то, что к этому времени КВ был самым мощным танком в мире, в Советском Союзе начались работы над проектированием еще более толстобронных машин (АСКМ).
К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре”.
Как видно из приведенного документа, предполагалось не только усилить броню, но и вооружение тяжелых танков путем установки пушки калибра 85-мм.
Разработкой последней занималось конструкторское бюро завода № 92 в Горьком. Руководил работами КБ В. Г. Грабин. Еще в 1938 году его конструкторское бюро получило от главного артиллерийского управления Красной Армии задание на проектирование новых танковых орудий калибра 76 и 95-мм. При этом предполагалось, что 76-мм орудие будет иметь баллистику зенитной пушки такого же калибра. К началу 1939 года был готов проект 76-мм танковой пушки под индексом Ф-27, но вскоре все работы по нему прекратили. Дело в том, что к этому времени на вооружение Красной Армии приняли более мощную 85-мм зенитку, разработанную на подмосковном заводе № 8.
Однако это не остановило Грабина и его инженеров – в кратчайшие сроки они создают танковую пушку Ф-30. От Ф-27 она отличалась новой, 85-мм трубой ствола и усиленными противооткатными приспособлениями. Весной 1939 года Ф-30 установили в башню танка Т-28 и провели ее краткосрочные испытания. Выяснилось, что артсистема нуждается в доработке – в результате ее “доводили до ума” до начала 1940 года, после чего пушка поступила на полигонные испытания. Именно этой 85-мм пушкой предполагалось вооружить новые толстобронные тяжелые танки, речь о которых шла в постановлении от 17 июля 1940 года. Правда, следует отметить, что к этому времени имелся всего один экземпляр Ф-30, который к тому же не завершил полный цикл испытаний.
Разработка новых тяжелых танков легла серьезным грузом на конструкторское бюро (СКБ-2) Кировского завода. Дело в том, что его коллектив был весьма малочисленным и молодым, к тому же имел небольшой опыт собственного проектирования (в активе у СКБ-2 были лишь СМК, КВ, проект танка поддержки пехоты “объект 211” и танкетка ППГ). К тому же летом 1940 года инженеры конструкторского бюро Кировского завода были очень сильно загружены работами по доведению танка КВ и обеспечению серийного производства новой боевой машины. Причем параллельно с этим велись и испытания серийных КВ, по результатам которых в конструкцию танков приходилось вносить изменения. Ситуация усложнялась тем, что тактико-технических требований на разработку новых тяжелых танков от заказчика – главного автобронетанкового управления – получено не было.
Основные модификации
Должен отметить, что помимо упоминавшейся выше серии с коническими башнями проводились модернизации двигателя, который удалось форсировать до 580 л. с., а также бронирования (лоб корпуса был доведён до 50 мм), ХЧ и некоторых элементов конструкции корпуса.
Кроме того, на базе Т-35 разрабатывались следующие модели:
- СУ-14 – тяжёлая самоходка, вооружённая 203-миллиметровой гаубицей Б-4.
- СУ-14-1— то же самое, но со 152-миллиметровым стволом Бр-2.
- Т-112 – фактически тот же Т-28, но с подвеской от Т-35.
Звено подвески танка Т-35
Впоследствии была выполнена экранировка двух первых моделей, однако в серию они так и не пошли, а «сто двенадцатый» вообще так и остался на бумаге.
«Первая ласточка»
Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.
А-32
Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.
Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.
Т-34 первых серий с пушкой Л-11
Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.
Танк Сталина
31.10.2020
1159
Фото: пресс-служба Музея Победы
31 октября 1943 года на вооружение Красной армии был принят тяжёлый танк ИС-2. Боевая машина, названная в честь Иосифа Сталина, стала самым мощным советским танком времен Великой Отечественной войны. Создателем легендарной машины стал Жозеф Котин.
«Весной 1942 года Главное автобронетанковое управление (ГАБТУ) санкционировало старт программы создания нового тяжёлого танка», — рассказывает историк, сотрудник Музея Победы Андрей Горбунов.
К тому времени на вооружении Красной армии стоял тяжелый танк КВ-1. Однако, он не устраивал военных, так как имел большой вес, плохую проходимость и слабое для своего класса вооружение.
Зимой 1942-1943 годов Красная армия окружила сталинградскую группировку немцев. Противник закрепился на рубежах Сталинградского обвода – линии обороны, которая была построена для обороны города Красной армией. Она была укреплена ДОТами, ДЗОТами и бронеколпаками, с которыми без артиллерийской поддержки пехота справиться не могла. Это стало одним из поводов для ускорения разработки самоходного орудия на базе танка КВ-1, а также заставило конструкторов ИС-2 увеличить калибр будущей машины.
«Ещё одним важным аргументом стал захват и транспортировка на учебный полигон нового немецкого танка «Тигр». После обстрела танка всеми видами артиллерии, стало ясно, что в Красной армии нет орудия, способного бороться с новыми тяжёлыми танками на равных», — добавил сотрудник Музея Победы.
В сентябре 1943 года конструктор Фёдор Петров приступил к усовершенствованию тяжёлой пушки А-19, чтобы ее можно было установить на танк. Орудие получило название Д-25Т. В октябре 1943 года начались испытания объекта 240 – танка ИС-1 с орудием Д-25Т на полигоне в Чебаркуле. По результатам испытаний танк был принят на вооружение Красной армии под индексом ИС-2.
Уже в декабре 1943 года 35 танков ИС-2 были готовы. Их сразу направили в войска.
Первые же танковые бои с использованием ИС-2 ошеломили всех. Красная армия отмечала отличную огневую мощь, великолепную проходимость и возможность уничтожать немецкие «Тигры» и «Пантеры» на солидных дистанциях. Немцы же поняли, что с появлением ИС-2 закончилась их танковая гегемония на поле боя и в сражениях с новыми русскими танками их ждут большие безвозвратные потери.
ИС-2 шли на вооружение отдельных гвардейских тяжёлых танковых полков прорыва и гвардейских танковых бригад. В бою ИС-2 показывал себя лучше немецких оппонентов, неоднократно доказывая в бою своё превосходство.
Первое применение ИС-2 пришлось на весеннюю кампанию 1944 года на южном фланге советско-германского фронта.
«Немцы, бегущие под ударами Красной армии, на своей шкуре прочувствовали боевые качества нового тяжёлого танка», — заявил историк.
Немаловажным фактором была и ремонтопригодность нового танка. Как и Т-34, ИС-2 был прост в эксплуатации. К примеру, ремонтники 88-го отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка за шесть дней в январе 1945 года восстановили 15 танков.
Тяжёлый танк ИС-2 также был использован как база для тяжёлых самоходных артиллерийских установок ИСУ-122 и ИСУ-152.
«Начиная с 1944 года тяжёлые танки ИС-2 стали веским аргументом советского командования. Отдельные гвардейские тяжёлые танковые полки прорыва были остриём главного удара Красной армии. ИС-2 прорывали вражескую оборону, уничтожали немецкий зверинец тяжёлой техники, в городских боях действовали в составе штурмовых групп», — рассказал Горбунов.
Всего за годы войны было выпущено 3385 танков ИС-2. Эта боевая машина заслуженно считается одним из лучших тяжёлых танков Второй мировой войны.
Увидеть ИС-2 можно на открытой площадке боевой техники Музея Победы.
#сб
Сухопутный линкор. Советский тяжелый танк Т-35
В начале 30-х годов руководство Красной армии, озабоченное обновлением танкового парка, поставило перед конструкторами создать тяжелый танк прорыва оборонительных позиций противника. В результате конструкторских изысканий, получился пятибашенный монстр весом в 50 тонн. Несмотря на ряд выявленных недостатков, было решено запустить танк в производство на Харьковском паровозостроительном заводе. Производство было начато в 1933 году.
Конструктивно танк имел классическую компоновку, но был значительно увеличен в размерах. Основным преимуществом машины считалась способность создать высокую плотность огня, благодаря многоярусному расположению вооружения. Всего в пяти башнях танка находилось: одна 76мм короткоствольная пушка, две 45мм танковые пушки и шесть пулеметов. Бронирование машины колебалось в пределах 20-30мм, и обеспечивало надежную защиту от фугасных снарядов полевой артиллерии.
Военное руководство рассматривало данную машину, как таран при прорыве хорошо подготовленной обороны противника, способный открыть дорогу многочисленным легким танкам.
На протяжении всех 30-х годов танки Т-35 являлись символом мощи Красной армии, и постоянно демонстрировались на парадах. Производство такой сложной и дорогостоящей машины было нелегким делом, и сделать Т-35 массовым так и не получилось. За все время производства была выпущена всего 61 машина, ставшая скорее рекламным проектом, нежели боевой единицей Красной армии. В течение производства в конструкцию машины постоянно вносились мелкие изменения, последней версией стали выпущенные в 1938-1939 годах 10 машин с коническими башнями, несколько увеличенной толщиной брони.
Начиная со второй половины 30-х годов, на вооружение армий Европы стали поступать в больших количествах противотанковые орудия, резко изменившие ситуацию на поле боя. Теперь лихая лобовая атака приводила к многочисленным потерям среди танков. Для прорыва обороны требовались уже другие машины. Так постепенно, ни разу не «нюхав пороха» советский тяжелый танк Т-35 устарел. Применение на поле боя огромной слабобронированной, неповоротливой машины не сулило ее ничего хорошего. Тем не менее, они не были сняты с вооружения, и встретили германское вторжение в строю.
48 машин входили в состав 34-й танковой дивизии 8-го мехкорпуса на Украине. За первые несколько дней войны корпус намотал до 500км маршей, и большая часть «гигантов» не пережила столь форсированной эксплуатации. Лишь небольшое количество танков приняли участие в боях, но все были потеряны. Созданные для конкретной цели, они не смогли стать полноценной боевой машиной. Советский тяжелый танк Т-35 стал любимым экспонатом для фотографирования на обочинах украинских дорог.
Так закончилась история сухопутного линкора Красной армии.
Newer news items:
- Тяжелый танк СТ-1
- Объект 704
- Танк ИС-6.
- Последний Сталин. Танк Т-10
- Соперник КВ. Танк Т-100
Older news items:
- Опоздавший на войну. Танк ИС-3
- Первый Сталин. Танк ИС-1
- «Тяжелый танк КВ-1с. Первая модернизация
- Характеристики и состав тяжелого танка ИС
- Танк — КВ тяжелый
Next page >>
Новые танки для Красной армии
После того, как как Т-16 был снят с вооружения армии, на Харьковском паровозном заводе был создан танк Т-12. По первоначальным чертежам и планированиям конструкторов он должен был иметь вес в 16 тонн. Но в конечном итоге он весил практически 20 тонн. На вооружении он имел пушку, калибром 45 мм, а также оснащался тремя пулеметами. В 1929 году этот танк одержал окончательное название Т-24 и был принят на вооружение.
Как рассказывали потом военные эксперты, этот танк был малоподвижным в бою и практически незащищенным, поэтому вскоре его сняли с вооружения, а его производство остановили. Этот танк в своём количестве насчитывает всего 25 штук.
СУ-14
На базе танка Т-35 так же велись работы по созданию самоходного орудия особой мощности. Еще в 1931 г. предполагалось создать систему из трех самоходных орудий Тяжелой артиллерии Особого Назначения. Комплекс должен был состоять из 130 мм или 152 мм пушки, 203 мм гаубицы и 305 мм мортиры. Так как необходимых 152 мм пушек и 305 мм мортир не существовало работы сосредоточились вокруг создания самоходного орудия с гаубицей Б-4. Первоначально ее пытались использовать базу танка Т-24, затем Т-28, но, затем, после ряда неудачных опытов решили создать на базе Т-35. В конце 1936 г. экспериментальные самоходки получили новые 152 мм длинноствольные орудия У-30 и Бр-2. Получалась самоходка с тяжелым орудием, превосходившая по дальности стрельбы все существовавшие на тот момент аналоги других стран.
Т-35 на аверсе медали «За Отвагу». (otvaga.net)
Предполагался серийный выпуск ста подобных орудий, однако по ряду причин выпуск так и не начался до конца 1939 г. Когда началась советско-финляндская война и Красная Армия ощущала большую потребность в самоходных орудиях особой мощности. Начались работы по усилению броневой защиты самоходок. Масса самоходных орудий с 30−50 мм броней достигла 64 тонн, а скорость упала до 22 км/ч. В итоге массовое производство орудия так и не началось, а два опытных образца передали на хранение в Кубинку. Осенью 1941 г. при приближении линии фронта орудия использовались для обстрела вражеских позиций с дальних дистанций. Одно из них сохранилось до наших дней в качестве экспоната в музее бронетанковых войск.
Машина для парадов
Второй экземпляр опытного Т-35 построили в апреле 1933 года, торопясь успеть к первомайскому параду. И успели: впервые широкой публике первый советский тяжелый танк продемонстрировали 1 мая на параде в Ленинграде. А тем временем в КБ работали над чертежами будущего серийного танка Т-35, получившего индекс Т-35А и предназначавшегося для серийного производства. На нем уже планировалось устанавливать унифицированную со средним трехбашенным танком Т-28 главную башню с 76-миллиметровым орудием, башни с 45-миллиметровыми орудиями увеличенного размера и новые пулеметные башенки. А на последних Т-35, выпущенных в 1938-39 годах, устанавливали уже конические башни, характерные для всех советских танков того периода.
Разработанный в Ленинграде танк приняли на вооружение в 1933 году, а его серийное производство организовали на харьковском заводе №183, занимавшемся выпуском легких танков серии БТ. Сложность конструкции первого советского тяжелого танка и задержки смежников наряду с постоянными модернизациями привели к тому, что в общей сложности до начала Великой Отечественной войны харьковчане успели выпустить всего 59 машин. К 1 июня 1941 года подавляющее большинство машин служили в Киевском особом военном округе, и лишь несколько единиц находились в распоряжении Саратовского танкового училища и московской Военной академии механизации и моторизации.
Первый советский танк
Первую мировую Россия закончила без своих танков. В годы гражданской войны использовались танки других стран. Во время боев часть танков переходила в руки Красной армии, на которых уже бойцы рабоче-крестьянской вступали в бой. В 1918году в сражении с французо-греческими войсками у станицы Березовской были захвачены несколько танков Reno-FT. Для участия в параде их направили в Москву. Пламенная речь о необходимости построения собственных танков, которую произнес Ленин, положила начало советскому танкостроению. Решили выпустить, а точнее полностью скопировать, 15 танков Reno-FT под названием Танк М (малый). 31 августа 1920 первый экземпляр выехал из цехов завода Красное Сормово в Нижнем Тагиле. Этот день принято считать Днем рождения советского танкостроения.
Молодое государство понимало, что танки очень важны для ведения войны, тем более, что враги, подступающие к границам, уже вооружены этим видом боевой техники. Танк М из-за особо дорогой производственной цены в серию не запустили, потому нужен был другой вариант. По существовавшей тогда в Красной армии идее, танк должен был поддерживать пехоту во время атаки, то есть скорость танка не должна быть намного выше пехоты, вес должен позволять прорывать линию обороны, а в вооружения успешно подавлять огневые точки. Выбирая между собственными разработками и предложениями скопировать уже готовые образцы, выбрали тот вариант, который позволял наладить производство танков в кратчайшие строки – копирование.
В 1925 году запустили в серийное производство танк Т-18 или МС-1 (малый сопровождения первый), его прототипом выступил Fiat-3000. Пусть и не совсем удачный МС-1 стал танком, который заложил основу советского танкостроения. На его производстве разрабатывалось само производство, слаженность работы разных отделов и заводов.
До начала 30-х разрабатывалось несколько своих моделей Т-19, Т-20, Т-24, но в силу отсутствия особых преимуществ перед Т-18, и своей дороговизной в производстве в серию не пошли.