Советский средний танк т-44, описание и особенности

Танковые войска: история, вооружение и назначение

Опоздавший на войну

Это решение приняли в середине лета 1944 года. 18 июля вышло подписанное Сталиным постановление о начале серийного производства нового танка Т-44 на заводах №75 в Харькове (легендарном Харьковском паровозном, где некогда создали «тридцатьчетверку») и №264 в Сталинграде. Первые боевые машины планировалось получить уже в ноябре того же года. Но прежде чем начался серийный выпуск, КБ Александра Морозова успело построить еще один опытный вариант «сорок четвертого», отличавшийся лучшей броневой защитой и лишившийся рубки механика-водителя. Именно этот вариант в итоге и был запущен в серию.

Головным, а вскоре единственным предприятием по выпуску Т-44 стал восстановленный харьковский завод №75. Именно здесь в конце ноября 1944 года собрали первые пять «сорок четвертых», которые в начале декабря отправились прямым ходом в танковые училища и учебные танковые бригады. Туда ушли и многие последующие машины, поскольку и на заводе, и в наркомате танковой промышленности, и в Красной армии хорошо понимали, что отправлять страдающую массой «детских болезней» машину в боевые части рискованно.

В итоге принять участие в Великой Отечественной войне Т-44 так и не успел. Первые машины, которые признали годными для боевых частей, поступили в 5-ю гвардейскую танковую армию только в конце весны 1945 года, и до фронта дойти им не довелось. Зато у них оказалась удивительно долгая история службы. В 1956 году Т-44 в первый и последний раз приняли участие в боевых действиях во время антисоветских выступлений в Венгрии. В конце 1950-х все имеющиеся в войсках «сорок четвертые» модернизировали до уровня Т-44М. Эта модернизация представляла собой унификацию двигателя, трансмиссии и ходовой части с танком Т-54, который к тому времени стал основным в Советской армии. Примечательно, что сам «пятьдесят четвертый» представлял собой глубокую модернизацию Т-44 – теперь прародителя подтянули до уровня потомка. После этого «сорок четвертые» служили до конца 1970-х, пока их постепенно не сняли с вооружения.

Всего за три года выпуска (1944-1947) на харьковском заводе №75 выпустили 1823 танка Т-44. Подавляющее большинство из них использовалось в качестве учебных, причем не только в Советской армии, но и в армиях союзников по Варшавскому договору. Это оказалось удобно, поскольку во многом более распространенные Т-54 были его наследником. В каком-то смысле «учебным» этот танк оказался и для отечественного танкостроения, хотя вернее было бы назвать его рубежным: именно на нем подход к проектированию танков радикально изменился и начала складываться послевоенная школа конструирования гусеничных боевых машин.

Презентация на тему: » Первые проекты боевой бронированной машины, названной впоследствии танком, были предложены в России (1911-1915) инженерами В. Д. Менделеевым, А. А. Пороховщиковым,» — Транскрипт:

2

Первые проекты боевой бронированной машины, названной впоследствии танком, были предложены в России ( ) инженерами В. Д. Менделеевым, А. А. Пороховщиковым, А. А. Васильевым. Появление первых военных самолетов относится к гг. Гонка морских вооружений привела к созданию сверхмощных броненосцев с тяжелым артиллерийским вооружением. Первый корабль такого класса был построен в Англии ( ). Его назвали « Дредноут ». Вскоре подобные корабли стали строить США, Россия и Германия

3

Классические исследования в области физиологии сердечно — сосудистой системы, органов пищеварения осуществил русский ученый И. П. Павлов. В 1904 г. Ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Изучив влияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, он разработал теорию условных рефлексов. В лекарственном арсенале врачей появились широко известные ныне аспирин, пирамидон и другие средства.

4

Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907). К его заслугам относится создание периодического закона химических элементов. Книга Менделеева « Основы химии » была переведена почти на все европейские языки. Изобретение более мощных двигателей сподвигнуло к созданию летательных аппаратов. В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные ( для того времени ) двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б. Г. Луцкой, Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх моторные самолёты « Русский Витязь » и « Илья Муромец » потрясали своим размером.

5

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. Он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этой цели. Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы ( звуковым, электромагнитным и др.), сделал иные открытия в области физики волн. Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии.

6

Сподвижник Н. М. Пржевальского П. К. Козлов прославился серией путешествий по Центральной Азии. Известный геолог В. А. Обручев организовывал экспедиции в районы Сибири и Дальнего Востока. В 1914 г. при попытке достигнуть Северного полюса погиб ученый — гидрограф, смелый полярной исследователь Г. Я. Седов. Материалы, собранные его экспедицией, имели большое научное значение и были впоследствии использованы советскими исследователями Арктики.

7

Работы в области светового давления ( П. Н. Лебедев ) Н. Е. Жуковский и его ученик С. А. Чаплыгин заложили основы аэродинамики. Исследования К. Э. Циолковского в освоении космоса. Учение о ноосфере, сфере разума ( В. И. Вернадский ) А. С. Попов вошел в историю техники как изобретатель радио.

8

В 1910 г. в воздух поднялся аэроплан отечественной конструкции, созданный Я. М. Гаккелем. Выдающийся русский авиаконструктор И. И. Сикорский построил сверхмощные ( для тех лет ) самолеты » Илья Муромец «, » Русский витязь « Создателем первого ранцевого парашюта стал Г. Е. Котельников (1911). Первые проекты танка ( В. Д. Менделеев, А. А. Пор оховщиков, А. А. Васильев )

9

Рубеж двух веков стал периодом интенсивного развития различных общественных наук. Именно в это время началась деятельность крупнейшего социолога П. А. Сорокина, чьи труды впоследствии приобрели мировую известность. Активно изучалось прошлое России. Филолог и историк А. А. Шахматов создал ряд классических работ о русском летописании. Ценные исследования по истории Древней Руси принадлежали Н. П. Павлову — Сильванскому. Значительных успехов в развитии отечественной историографии добились А. Е. Пресняков, С. Ф. Платонов, С. В. Бахрушин, Ю. В. Готье, А. С. Лаппо — Данилевский и др.

10

Развитие науки и техники открывало возможности прогресса Открытие новых возможностей, которые позволили России выйти на новый уровень Достижения биологии дали мощный толчок развитию медицины. Благодаря успехам химии медицина пополнилась рядом новых препаратов. Сформировалось современное представление о взаимоотношениях человека и природы

Не переделать, а сделать заново

Появление на Курской дуге немецких «Пантер» показало, что без серьезной модернизации существующие советские средние и тяжелые танки не могут воевать с ними на равных. Уступало бронирование, уступала дальнобойность и пробиваемость орудия… Одним словом, требовался новый танк. К тому времени уже стало понятно, что попытка простой модернизации Т-34, известная как Т-43, требуемого результата не дает. И тогда на свет появились два других танка: Т-34-85 и Т-44. Первый представлял собой модернизированную «тридцатьчетверку» с усиленным вооружением и увеличенным до пяти человек экипажем, выпуск которой можно было быстро освоить на тех же сборочных линиях, где уже занимались производством этих танков. Второй стал настоящей революцией в отечественном танкостроении.

Конструкторский коллектив под руководством Александра Морозова при заводе №183 в Нижнем Тагиле понимал, что создать танк, который не просто должен быть лучше Т-34, но и имел бы достаточный модернизационный запас, можно при одном условии: он будет совсем другим

И как в Германии внимательно изучили конструкцию «тридцатьчетверки», чтобы сделать «Пантеру», так и в КБ Морозова приняли во внимание опыт немецких танкостроителей. Прежде всего это касалось расположенной практически в центре корпуса башни

Такое размещение решало довольно многие проблемы, от которых страдали Т-34, в первую очередь – с размещением люка механика-водителя не в лобовом броневом листе, а наверху. Фронтовой опыт показывал, что именно этот люк стал самым слабым местом «тридцатьчетверки» при обстреле спереди, и эту проблему непременно нужно было решить.

Чтобы разместить башню в центре корпуса, нужно было решить другую задачу – изменить длину моторно-трансмиссионного отделения. На Т-34 это сделать было невозможно, поскольку двигатель располагался вдоль продольной оси танка. Следовательно, требовалось установить мотор поперек, чего в СССР не делали со времен первого советского серийного танка Т-18. Тем не менее его опыт доказывал, что задача эта выполнима. Правда, при одном условии: необходимо расширить моторное отделение. Эту проблему в КБ Александра Морозова решили оригинальным образом: изменили систему подвески. Прежняя, пружинная, требовала специальных надгусеничных полок, за счет чего сокращалось внутреннее пространство. Новая, торсионная, избавляла танк от этого недостатка, позволяя сделать борта вертикальными. А значит, можно было, не сильно меняя ширину корпуса, разместить двигатель поперек, сдвинуть назад башню – и получить совершенно новый, по сути, танк. Причем по сравнению с Т-34-85 он обладал еще одним преимуществом: в экипаже из четырех человек не было стрелка-радиста, стало быть, сокращались людские потребности танковых частей.

Огневая мощь

Устанавливавшиеся на Т-34 76,2-мм пушки Л-11 и Ф-34 обеспечивали ему в 1940—1941 годах значительное превосходство в мощности орудия над всеми серийными образцами зарубежной бронетехники за счёт сбалансированного сочетания сравнительно высокого действия как против бронированных, так и против небронированных целей. Бронепробиваемость Ф-34 значительно уступала KwK 40, и довольно прилично американскому 75-мм орудию М-3, однако в 1941—1942 годах её возможностей с лихвой хватало для поражения германских танков и штурмовых орудий, толщина брони которых в тот период не превышала 50—70 мм. Так, по данным секретного отчёта НИИ-48 от 1942 года, лобовая броня германских танков уверенно пробивалась 76,2-мм снарядами практически на любых дистанциях, в том числе в пределах курсовых углов ±45°. Лишь средняя лобовая бронеплита толщиной 50 мм, расположенная под наклоном в 52° к вертикали, пробивалась только с дистанции до 800 м. В течении войны конструкция танка постоянно модернизировалась, в месте с ней на танк устанавливались другие более новые и эффективные орудия.

Танк Леонардо да Винчи и бронированный поезд на гусеницах

Идеи создания передвижных крепостей приходили людям в головы со времен первых массовых войн. Сначала это были колесницы, потом боевые башни на слонах, а позже появились знаменитые вагенбурги, эффективно использовавшиеся в гуситских войнах. Но, все эти повозки приводили в движение лошади или слоны, которые являлись крайне уязвимыми и непредсказуемыми.

Уже в те времена люди стали задумываться о самодвижущихся огневых укреплениях, и знаменитый изобретатель эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не мог пройти мимо этой темы. Он создал проект машины из дерева и стали, двигающейся на мускульной тяге. Она выглядела как шляпка от гриба, ощетинившаяся пушками. Конечно, для технологий XV века создать подобное было невозможно, и проект остался лишь в виде фантазии автора. Кстати, в 2009 году американские инженеры в рамках научно-популярного фильма все же создали работающий танк Леонадро да Винчи.

Бронепоезд Буйена

Следующим этапом, предшествующим появлению танков стал гусеничный бронированный поезд француза Эдуарда Буйена, который в 1874 году предложил поставить несколько соединенных друг с другом вагонов не на рельсы, а на общую гусеницу, вооружить этого монстра орудиями и снабдить экипажем из двухсот человек. И хотя проект отклонили, сам автор считал, что его изобретение изменит ход войн. Позже так и случилось, хоть и не с его боевой машиной.

Боевая эффективность

Т-44 – владелец хорошей лобовой брони и мощной 100-мм пушки. При борьбе с танками и машинами более низкого уровня это – преимущество. Вы можете подставлять им хорошо бронированный лоб. А вот лобовая броня в 90-мм не выдержит орудия техники IX-X уровней. При встрече с Т-54 в ближнем бою, будет ошибкой вступить с ним в лобовую дуэль. Немало танков Т-44 без нанесения значительного урона противнику остались гореть на поле боя после того, как их командиры вступали в бой с более мощным противником и пытались лоб в лоб воевать так же, как со слабым соперником.

Т-44, обладая высокими динамическими характеристиками, может закружить тяжёлый танк в ближнем бою, обходя его с фланга и сбивая гусеницу и стреляя с ходу в борт и корму. Одному Т-44 придётся нелегко против тяжелого танка VIII-X уровней. Взвод Т-44 при хорошей координации, устроив «карусель» вокруг ИС-7, способен без ущерба уничтожить эту топовую машину.

Защита Т-44 – это его физические характеристики: низкий силуэт и высокая скорость. При сбивании гусеницы противником каждая секунда ремонта жизни подобна. Т-44, стоящий без движения, уничтожается быстро. Рем комплект спасает в этой ситуации.

Плотная компоновка – это и преимущество, и недостаток. Модули танка и члены экипажа выводятся из строя при пробитии брони. В этом случае пригодятся Аптечка и рем комплект.

Бое укладка в передней правой части корпуса — Ахиллесова пята танка. Снаряды калибром 100 мм, попадая в неё, приводят к детонации боекомплекта. Опытные противники Т-44 используют этот недостаток, стреляя в переднюю часть правого борта. Мокрая бое укладка увеличивает прочность на 50% и спасает от гибели в одно попадание.

Высокая подвижность Т-44 позволяет оперативно перебрасывать группы этих танков для создания локального преимущества над соперником.

Первая Мировая война и первые английские танки

С появлением первых автомобилей идея применять их в войнах стала очевидна для всех. Поэтому уже перед Первой Мировой почти все армии ведущих держав имели свой парк бронеавтомобилей, да и настоящие бронепоезда тоже были в ходу.

Минусы этих боевых машин были естественными. У бронеавтомобилей — невозможность езды по пересеченной местности и преодоления заграждений и траншей, а у бронепоездов — привязанность к рельсам. Поэтому, когда в ходе затяжных боев армии противоборствующих стран все больше начали окапываться, строить многокилометровые противопехотные заграждения из мин и колючей проволоки, использовать пулеметы и шрапнельные снаряды, буквально выкашивающие наступающую пехоту, инженерам стало понятно — надо что-то делать.

Когда в 1915 году британский полковник Эрнест Суинтон предложил использовать для преодоления траншей бронированную машину на гусеничном тракторном ходу, Уинстон Черчилль ухватился за эту идею и создал Комитет по сухопутным кораблям, который в срочном порядке начал разработки.

Машина Хетерингтона

Самое любопытное, что тот же Черчилль чуть не похоронил будущее танков, когда захотел реализовать идею майора Томаса Хетерингтона, который предложил создать тысячетонного монстра на огромных колесах, четырнадцати метров высотой и вооруженного корабельными пушками. Опытные инженеры объяснили министру Черчиллю, что эту махину тут же расстреляют из пушек, поэтому разработчики обратились к идее Суинтона о создании машины на основе американского гусеничного трактора Холт-Катерпиллер, который уже давно применялся в армии в качестве тягача.

Так называемый «танк Суинтона» разрабатывался в строгой секретности, и уже 9 сентября 1915 года прототип под названием «Линкольнская машина номер один», прошел первые полевые испытания, где обнаружилась куча недостатков конструкции, после устранения которых появился первый работающий прототип танка — Маленький Вилли, названный так в честь разработчика Уолтера Вильсона. Машина также имела множество недостатков, и когда ее переделали под требования боевой обстановки, был создан Большой Вилли, которого приняли на вооружение и под названием Mark I отправили на войну.

Танк-туалет и голубиная почта

Маленький Вилли

Первые танки не были образцом комфорта. Как говорил один из командиров английского танка Первой Мировой, бывший моряк, — такой танк на ходу качало, как боевой катер в шторм. Тем более что во время боя температура внутри поднималась до 50, а иногда и 70 градусов по Цельсию, поэтому тепловой удар и галлюцинации преследовали экипажи на каждом шагу. Да и окошки для наблюдения часто разбивались, и ранили танкистам глаза осколками.

Связь осуществлялась тоже специфически — для нее в танках держали клетки с почтовыми голубями, правда птицы часто умирали от жары, и тогда использовали гонцов-пехотинцев, что конечно было очень неудобно и опасно.

Само название «танк» появилось из-за того, что разработка боевой машины велась в обстановке строжайшей секретности, и по железным дорогам технику перевозили под видом самодвижущихся топливных баков, предназначенных для русской армии

На них даже писали кириллицей, правда с ошибкой «осторожно Петрограа». Одним из первоначальных названий для боевых машин был «water carrier» — «резервуар для воды» или «водовоз», что полностью отражало маскировочную легенду

Но тут выяснилось, что аббревиатура «WC» в английском языке соответствует общеупотребимому выражению «water closet» — то есть туалет с водяным смывом.

Сидеть в кабинете под такой вывеской и постоянно отбиваться от желающих облегчиться никто не хотел, и тогда появилось слово «tank» (бак).

Т-34 в Великой Отечественной войне

Оправившись от первого потрясения, армия Советского Союза начинает ответные боевые действия. Сформированные танковые дивизии вступают в бой. И тут преимущества нового Т-34 становятся большой проблемой для неприятеля. Пушки Т-34 пробивают броню любого танка Германии на километровой дистанции – ни одна из имеющихся в арсенале фашистов машин не может этому противостоять. Ввиду этого, запланированное на осень немцами наступление на г. Тула решено отложить.

Потери боевых машин СССР с начала войны огромны. Так, за 1941 год Советский Союз потерял порядка 20,5 тысяч танков всех типов. Чтобы восполнить недостаток в боевых машинах, заводы, перенесенные на Урал и в Сибирь, в срочном порядке выпускают новые танки, основная масса которых именно Т-34. В процессе производства проявился и еще один плюс 34-го – простота конструкции новой техники. Выполнять многие операции по производству могли низкоквалифицированные рабочие без специальных знаний

Это было очень важно, ведь основную рабочую силу после ухода работников на фронт, составляли женщины и дети

Зима 1941-1942 годов ознаменовалась жестокими боями за Москву. Немцы ввели около 650 танков против армии Рокоссовского. Однако защитники переломили ход сражения – они не только не подпустили противника к столице, но и выступили в контрнаступление. В январе 1942 года разворачивающееся наступление Красной армии могло бы изменить ход войны: планировалось захватить основные группы армий «Центр», что позволило бы закончить войну значительно раньше. Но для такого удара танков по-прежнему не хватало, и шанс был упущен.

1942 год ознаменовался восстановлением мощи танковых войск. Заводы наращивают объемы, впервые налажено поточное производство Т-34. Большим достижением стала разработка метода автоматической электросварки, благодаря чему выпуск танков увеличивается в 5 раз без угрозы качеству. Полевые испытания показали – сваренные новым электросварочным оборудованием швы крепче, чем даже броня танка.

В 1942 году насчитывается уже 20 танковых корпусов. Теперь танки играют важную роль в военном противостоянии. Если в начале 40-х годов им отводилась роль лишь сопровождения пехоты, теперь они являются самостоятельной силой. Бои показали, что советские танки превосходят боевые машины противника. В качестве доказательства, в боях на подступах к Сталинграду за 200 км. до города Т-34 разгромили танковый корпус командующего армии «Дон» Манштейна.

Немецкие конструкторы, изучив преимущества Т-34, выпускают новые типы танков. Боевые машины «Тигр» и «Пантера» получили новую броню и дальность стрельбы порядка 1,5-2 км. Самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» имела пушку 88 мм и 20-сантиметровую броню. Именно такими машинами немцы планировали выиграть Курскую битву и перейти в контрнаступление после провала у Сталинграда.

Исследование и прокачка

Купили новый танк – исследуйте его модули. При недостатке свободного опыта для исследования всех модулей, не тратьте опыт, покупая башню Т-44Б. Её вес не позволит установить башню до модернизации ходовой части. Конечно, можно приобрести усиленную подвеску, но это временное решение. Этот модуль больше не пригодится вам после модернизации ходовой части. Рекомендуется вначале установить 85-мм пушку Д-5Т-85БМ, исследовать и установить двигатель В-2-54, за ним ходовую часть Т-44/54.

Пушки 100-мм Д-10Т и 122-мм Д-25-44 можно использовать после установки новой башни.Выбор орудия – важное дело. Обе пушки обладают аналогичной пробиваемостью

122-мм наносит больший ущерб, но на перезарядку уходит в два раза больше времени (15-20 с) и она тяжелее.

Технические характеристики Т-44

Для сравнения технических характеристик возьмем средние танки, разработанные в последние годы войны – американский М26 «Першинг» и британский «Центурион». Заметим, что «Першинг» некоторое время считался тяжелым танком и только после войны его окончательно признали средним.

  Т-44 М26 «Центурион» Mk.1
Масса, т 31,8 41,6 48,7
Лобовая броня, мм 90 101 76,2
Бортовая броня, мм 75 76 51
Вооружение 85мм пушка, 2х 7.62 мм пулемета 90мм пушка, 12.7мм пулемет, 2х 7.62 мм пулемета 76мм пушка, 7.92мм пулемет
Максимальная скорость, км/ч 60 45 39

Из цифр следует, что Т-44, не уступая американскому по огневой мощи и защите, оставлял его далеко позади по подвижности. Т-44 был легче и, за счет меньших размеров, малозаметней М26. А вот «Центурион», превосходя и советский, и американский танк по массе, уступал им и по вооружению и по броне. По крайней мере, это касается машин ранних серий.

«Першинг» в некотором смысле повторил путь Т-44. Успев повоевать в 1945 году, он быстро сошел со сцены, уступив место созданному на его базе семейству «Паттонов». Судьба «Центурионов» оказалась интереснее. Модернизируясь и перевооружаясь, они стояли на вооружении десятка стран до 1980-х, а в ЮАР, под названием «Олифант», используются до сих пор.

Несмотря на то, что Т-44 «прижился» в кинематографе, «играл» он там обычно «немцев», а потому известен широкой публике не стал. Даже роль самого себя – например, в фильме «Отец солдата», известным его не сделали, в силу малой распространенности и краткого срока службы. Лишь в последнее время интерес к Т-44 возрос благодаря массовой популярности онлайн-игр на танковую тематику.

С Т-34 его роднили только некоторые узлы. Совершенно иной корпус, мощное бронирование, другая компоновка, торсионная подвеска – это делало Т-44 другим танком.

Эксплуатация

Переправа танков Т-44 и ИС-3 по мосту из парка НАРМ.

В боях Великой Отечественной войны, по официальным сведениям, танку участвовать не довелось. Хотя в ряде описаний боевого пути 100 Ченстоховской танковой бригады указывается, что в декабре 1944 — январе 1945 года ею было получено 60 танков Т-44. Что подразумевалось в историческом формуляре бригады под термином «Т-44» в то время, не до конца понятно.

В 1961 году все танки прошли модернизацию с целью унификации ходовой части с основным советским танком Т-54. Кроме того, машины, получившие обозначение Т-44М, получили приборы ночного наблюдения и увеличенный боекомплект, а на командирском Т-44МК за счёт уменьшения боекомплекта установили вторую радиостанцию. В 1965 году часть Т-44 была переоборудована в бронированные тягачи БТС-4, а в 1966 году оставшиеся танки оборудовали двухплоскостным стабилизатором вооружения, повышающим точность ведения стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. В конце 1970-х годов Т-44 был снят с вооружения Советской армии.

В начале 1960-х годах танк был широко распространён в контингентах советских войск, дислоцированных на территории стран-участниц Организации Варшавского договора, где использовался для учебных целей, — в частности, для обучения танкистов стрельбе из 85-мм танковой пушки, боеприпасы к которой остались в большом количестве на складах, в то время как её планировалось списывать с вооружения.

Единственным вооруженным конфликтом, в котором участвовал Т-44, была Операция «Вихрь». Кроме того, под конец своей службы им всё же довелось «участвовать» в Великой Отечественной войне в роли немецких танков Pz VI «Тигр» в фильмах «Освобождение» и «Они сражались за Родину». После соответствующей переделки танки становились мало отличимы от немецких машин (за исключением ходовой части, состоявшей из 5 опорных катков с каждой стороны, в отличие от расположенных в «шахматном» порядке 8 катков у «Тигра»). В 2004 году этот танк изображал Pz VI «Тигр» уже в фильме «Бункер». Также этот танк можно увидеть в фильмах «Отец солдата», «Офицеры», «На пути в Берлин» и «На дорогах войны», “Родная кровь”, “Третья ракета”, “Пядь земли (фильм)”, где он «играет» роль Т-34-85.

Лишний танк

В действующую армию в период Великой Отечественной, а затем на Дальний Восток на войну с Японией Т-44 не направлялись. Весомой причиной стала необходимость последовательного освоения танка, подготовки экипажей. А испытать танк оказалось возможным на полигоне и сравнить его возможности в противостоянии с техникой противника (трофейных образцов уже было предостаточно). В 1944−45 гг. танк еще выпускался в относительно небольших количествах, первые машины имели ряд недоработок и на фронте «погоды не делали», но могли создать дополнительные хлопоты с освоением и обслуживанием еще одного танка.

Т-44 в Брестской крепости. (topwar.ru)

Когда закончилась война, Т-44 оказался не нужен. Это был танк, созданный в военное время в специфических условиях, когда нужен был не лучший танк, а прежде всего массовый и дешевый в производстве. После войны был переосмыслен опыт, и армия выдвинула совершенно новые и достаточно высокие требования к среднему танку, которые были вполне осуществимы в мирное время. Так, появился Т-54, который действительно оказался очень удачной боевой машиной. В страны, дружественные СССР Т-44 не поставлялся, а участие его в боях в послевоенный период так же пока не подтверждено (Венгрия, 1956 г.).

В послевоенный период танк прошел модернизацию Двигатель В-44, был заменен на В-54, увеличился запас хода, определенные изменения претерпели прицельные приспособления. Если на поле боя Т-44 себя проявить не успели, то пусть не часто, но все же встречаются на кадрах ряда отечественных художественных фильмов: «Отец солдата» (1964 г.), «Офицеры» (1971 г.), киноэпопее «Освобождение» (1968 — 1971 гг.), где выступают в роли немецких «тигров». До нашего времени сохранилось несколько танков Т-44. Один из них можно увидеть в музее бронетанковых войск в подмосковной Кубинке, второй — на площадке военной техники в Брестской крепости.

На пороге войны

К концу 30-х годов грядущий мировой конфликт обретал все более четкие очертания, страны Европы усиленно вооружались. Со времен неповоротливых «стальных монстров» Первой мировой сменилось уже целое поколение бронемашин и танков, в прошлое постепенно уходили и разработки начала тридцатых.

Две «тридцатьчетверки» (справа) в комапнии БТ-7М и А-20

Стране требовалась боевая бронированная машина, уверенно действующая в прорыве и в обороне (танки БТ, как оказалось, этого дать уже не могли). Нужна была машина проходимая и с противоснарядным бронированием, надежно держащая удар новых и гораздо более могущественных противотанковых орудий, чем немецкие 37-миллиметровые «колотушки» (чего не давали ни Т-26, ни Т-28, ни Т-35). Требовался современный средний танк, превосходящий тяжелые КВ в подвижности, но не уступающий им в огневой мощи и в бронезащите.

Схема бронирования Т-34

Работы над новой машиной начались в Харьковском КБ завода №183 под руководством легендарного «отца» танка Т-34 Михаила Ильича Кошкина, его биографию вы можете прочитать на нашем портале. Уже опытный в ту пору конструктор, доведший, как у нас принято говорить, до ума легкий БТ-7, с энтузиазмом возглавил работы по новому танку. В короткие сроки харьковчане предложили целых два варианта будущей машины с индексами А-20 и А-32. «Двадцатый» оказался легче, чем нужно, и не имел потенциала к модернизации, а вот «тридцать второй» военным понравился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: