Императрица мария (1913)

Тайна гибели линкоров новороссийск и императрица мария : wiki
 : факты о россии

Назло турецкому супостату

В 1911 году на кораблестроительном заводе в Николаеве была заложена серия российских линкоров, которые должны были противостоять новейшим турецким военным кораблям в Черном море.

Всего планировалось четыре корабля, из которых успели достроить три — «Императрица Мария», «Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая».

Головным кораблем серии стал линкор «Императрица Мария», заложенный вместе с двумя другими кораблями 17 октября 1911 года. «Императрица Мария» была спущена на воду 19 октября 1913 года.

Своё название корабль получил по имени вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги покойного императора Александра III.

Линкор был оснащен четырьмя 457-мм торпедными аппаратами, двадцатью 130-мм орудиями, а также башнями 305-мм орудий главного калибра.

Достройка корабля завершилась уже в разгар Первой Мировой войны, в начале 1915 года, и 30 июня линкор прибыл в Севастополь.

Во время ходовых испытаний были выявлены недостатки, которые пришлось спешно устранять. В частности, из-за дифферента на нос потребовалось облегчить носовую часть.

Было также отмечено, что система вентиляции и охлаждения артиллерийских погребов была сделана неудачно, из-за чего там сохранялась высокая температура.

Но 25 августа 1915 года линкор вступил в строй.

Линкор «Императрица Мария» покидает завод Руссуд 24 июня 1915 года. Фото:

Взрыв в Северной бухте

Ранее утро 7 сентября 1916 года в Севастополе не предвещало беды. Над Северной бухтой как обычно была дана побудка экипажам кораблей. Начинался новый день и на линкоре «Императрица Мария» все шло по определенному распорядку. Внезапно воздух сотряс мощный взрыв. Перепуганные жители высыпали на набережную и стали свидетелями ужасной картины. Стоя на рейде в родной бухте погибал линкор «Императрица Мария». Моряки, оказавшиеся в тот момент на набережной Северной бухты беспечно наблюдали как гибли их товарищи. Раненых складывали прямо на берегу и здесь же начинали оказывать первую медицинскую помощь. Над городом стоял едкий черный дым. На линкоре в недрах палуб кричали и горели заживо сотни людей. К вечеру стали известны размеры катастрофы: 225 моряков погибло, 85 тяжело ранены.

Высочайшим повелением была созвана комиссия морского министерства по расследованию причин катастрофы линкора «Императрица Мария». В состав комиссии входили командующий Черноморским флотом адмирал Колчак и крупнейший судостроитель Крылов.

Следствие полностью восстановило полную картину гибели линкора. В 06:20 утра под носовой башней корабля прогремел первый взрыв. Затем начался пожар, который был локализован силами команды. В 07:00 морской водой затопили пороховые склады, однако через 15 минут раздался следующий гораздо более мощный взрыв. В результате, которого у линкора была вырвана передняя дымовая труба, отвалился нос, корабль лег на правый борт и затонул.

В ходе работы комиссии были допрошены сотни офицеров и матросов линкора. Материалы дела «Императрица Мария» исчислялись тысячами страниц. Сразу были вдвинуты две версии трагедии: самовозгорание пороха и халатность обращения с боезарядами. Однако артиллерийские офицеры линкора все как один показали на следствии, что на корабль был поставлен качественный порох и самовозгорание исключено. На вопрос комиссии можно ли было беспрепятственно проникнуть в пороховой погреб князь Руссов, командир корабельной артиллерии ответил, что люк в пороховой погреб вообще не запирался и войти туда мог кто угодно, а это уже халатность.

29 октября 1916 года комиссии закончила следственное производство. В результате было вынесено официальное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным. Приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся во время обстоятельств». Странновато как-то, авторитетная комиссия закрывает глаза на версию умышленного взрыва и делает расплывчатые выводы.

Официальные выводы современных историков совпадают с результатами комиссии 1916 года. Всему виной обычная халатность. Объяснение настолько простое, что в него верится с трудом. Слишком уж мы привыкли искать трагедии в особенностях русского характера.

Между тем, доподлинно известен факт беседы Колчака с одним из близких знакомых. Тогда он сказал, что как командующему ему выгодна версия обычной флотской халатности, но как офицеру и честному человеку он должен признать — это была диверсия.

Позже офицеры и матросы пытались доказать свою невиновность. Сваливая вину друг на друга моряки обвиняли в случившемся злой рок и вездесущих шпионов.

Поднят и разобран на металл

Практически сразу после гибели «Императрицы Марии» началась разработка плана подъема корабля. Согласно проекту, в отсеки корабля, предварительно загерметизированные, подавался сжатый воздух, вытесняя воду, и корабль должен был всплыть вверх килем. Затем планировалось ввести судно в док и полностью загерметизировать корпус, а на глубокой воде поставить его на ровный киль.

Уникальный проект был разработан русским судостроителем Алексеем Крыловым. Этот удивительный человек, судостроитель и математик, к своим царским регалиям впоследствии прибавит Сталинскую премию и звание Героя Социалистического Труда.

Проект Крылова был успешно реализован — в августе 1918 года корпус линкора был заведен в док.

Увы, Гражданская война не позволила завершить начатое. В итоге в 1927 году так и не  восстановленный линкор был разобран на металл.

Башни главного калибра, сорвавшиеся с «Императрицы Марии» при затоплении, были подняты специалистами экспедиции подводных работ особого назначения в 1931 году.

Некоторые исследователи утверждают, что поднятые орудия были введены в состав 30-й береговой батареи и участвовали в обороне Севастополя в ходе Великой Отечественной войны. Их оппоненты отвергают это предположение, заявляя, что на батарее использовались только орудийные станки с русского линкора.

P.S. Через 39 лет и 9 дней после гибели «Императрицы Марии», 29 октября 1955 года в той же севастопольской бухте в результате взрыва погибнет линкор «Новороссийск». Причины гибели «Новороссийска», как и в случае с «Императрицей Марией», по сей день достоверно не установлены.

Проклятое место

Загадочная гибель одного из флагманов Черноморского флота (уже СССР) спустя несколько десятилетий, на севастопольком рейде на том же самом месте, и также, по официальной версии, «вследствие взрыва в носовой части более тонны тротила…» (тогда на «Новороссийске» погибло свыше 800 человек). быстро обросла множеством версий и гипотез. Вмешательство иностранных диверсантов – одна из них. Военный корабль в результате двух взрывов, последовавших один за другим, затонул в конце октября 1955 года в Севастополе.

Прежде он назывался «Джулио Чезаре», и после победы в Великой Отечественной войне достался СССР в качестве репараций (от итальянцев). Как свидетельствуют архивные документы, «Новороссийск», имеющий почти полувековую жизненную историю (его спустили со стапелей в 1911 году), был на момент трагедии весьма утл и требовал кардинальной модернизации самых разных систем.

Исторические последствия для «Новоросийска» были такими же, что и для «Императрицы «Марии» – корпус затонувшего корабля после его подъема разрезали на металлолом и продали.

« «Боевая магия» казаков: что на самом деле известно о «характерсте»

Дело «группы Вермана»

Дело о гибели линкора «Императрица Мария» расследовали много лет спустя и советские спецслужбы. В 1930-х годах в Николаеве была раскрыта резидентура немецкой разведки во главе с Виктором Верманом. Группу подозревали в подготовке диверсий на судоверфях с целью срыва советской судостроительной программы.

В ходе следствия Верман сообщил, что работал на немцев аж с 1908 года, а во время Первой Мировой войны собирал сведения о новейших русских линкорах, в частности, об «Императрице Марии».

Следователи ОГПУ установили, что германское командование считало «Императрицу Марию» серьезной угрозой своим планам и даже вынашивало идею диверсии. Однако установить, имел ли факт диверсии место на самом деле, не удалось. Сам Верман по решению суда был всего-навсего выдворен за пределы СССР — не исключено, что немецкого резидента на кого-то обменяли.

Впрочем, вся история о «группе Вермана» подвергается серьезному сомнению, а показания задержанных некоторые считают  вынужденными, полученными под пытками.

Герой повести «Кортик» говорит о взрыве на линкоре: «Тёмная история… Разбирались в этом деле много, да всё без толку». Пожалуй, эти слова точны и в год 100-летия гибели «Императрицы Марии».

Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год. Фото:

Что это был за корабль

Судно получило свое название в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, вдовы убитого террористами российского царя Александра III – это был корабль, относящийся к серии российских линкоров, спроектированных и введенных в действие для противостояния турецким военным судам в Первой мировой войне. Согласно штатному вооружению, на линкоре «Императрица «Мария» был предусмотрены достаточно современные для того времени системы минно-торпедных аппаратов, комплексы зенитной и корабельной артиллерии.

В дореволюционной России были аналоги таких линкоров. Но ни один из них в военном отношении себя не проявил.

«Спасенных много, число их выясняется»

В конце 1915 – начале 1916 годов «Императрица Мария» успешно действовала в составе Черноморского флота.  Летом 1916 года линкор стал флагманским кораблем нового командующего флотом, которым стал вице-адмирал Колчак.

20 октября 1916 года в 6 часов 20 минут под носовой башней «Императрицы Марии», стоявшей в бухте Севастополя, прогремел мощный взрыв. В течение последующих 48 минут произошло еще около полутора десятков взрывов различной мощности, в результате которых линкор пошел ко дну.

Командующий флотом Колчак прибыл к месту катастрофы и лично руководил спасением моряков. В 8:45 он отправил телеграмму Николаю II: «Сегодня в 7 час. 17 мин. на рейде Севастополя погиб линейный корабль «Императрица Мария». В 6 час. 20 мин. произошел внутренний взрыв носовых погребов и начался пожар нефти. Тотчас же начали затопление остальных погребов, но к некоторым нельзя было проникнуть из-за пожара. Взрывы погребов и нефти продолжались, корабль постепенно садился носом и в 7 час. 17 мин. перевернулся. Спасенных много, число их выясняется. Колчак».

В тот же день Колчак в телеграмме начальнику Генерального морского штаба адмиралу Русину докладывал о гибели инженер-механика мичмана Игнатьева и 320 «нижних чинов».

Версии

Современные российские историки называют трагедию, в результате которой была истреблена «Императрица «Мария», самым громким событием в ВМФ российского флота Первой мировой войны. Линкор взорвался и затонул в Севастопольской бухте 7 октября 1916 года. Взрывов было несколько, и в всеобщей сложности они полностью уничтожили корабль, навсегда лишив его боеготовности. Более чем столетняя загадка, которая могла бы объяснить вино трагедии, унесшей свыше ста жизней, необъяснима по сию пору. Официальные версии произошедшего (их несколько) разнятся с современными гипотезами случившегося. Что там случилось на самом деле, до сих пор непонятно.

Как говорил историк Черноморского флота, капитан 2-го ранга Октябрь Бар-Бирюков, многие годы отдавший исследованию этой трагедии, «Императрица «Мария», взорвалась вследствие пожара в артиллерийском погребе. Спонтанные разрывы несколько сот зарядов унесли жития 157 человек. Бар-Бирюков сообщал, что официальной версией причин взрывов послужил пожар в артиллерийском отсеке, возникший вследствие «случайной искры»

Официальные эти многочисленных экспертиз свидетельствуют о несоблюдении техники безопасности при хранении и обращении с артвооружением или с элетрооборудованием линкора. Бирюков предполагал, что «Императрицу «Марию», воспользовавшись недостачами «электрики», могли подорвать немецкие диверсанты. Но убедительных доказательств этому, как и другим версиям, нет.

Линкор в результате взрывов затонул.

В 30-х годах останки разорванного линкора подняли со дна севастопольской бухты, 16-тонный ствол пушки с «Императрицы «Марии» – это по сути, один-единственное, что осталось от надежды российского флота начала века. Остальное продано как металлолом.

Диверсия

На следующий день поездом из Петрограда в Севастополь выехали назначенные высочайшим повелением две комиссии – техническая и следственная. За полторы недели работы они так и не сумели достоверно установить причины взрыва. Рассматривались три версии: самовозгорание пороха, небрежность в обращении с огнем, диверсия или злой умысел. Первые две были признаны маловероятными. Однако отмечалось, что «на линкоре имелись существенные отступления от уставных требований в отношении доступа в артиллерийские погреба. В частности, многие люки башни не имели замков. Во время стоянки в Севастополе на линкоре работали представители различных заводов. Пофамильная проверка мастеровых не производилась». Поэтому комиссия не исключала вероятности злого умысла. Более того, отметив плохую организацию службы охраны на линкоре, она указала на сравнительно легкую возможность его осуществить.

Уже после Великой Отечественной войны исследователям удалось добыть некоторые секретные документы из архива КГБ. В них зафиксировано, что в Николаеве с 1907 года работала (в том числе и на судостроительном заводе, строившем русские линкоры) группа немецких шпионов, руководимая резидентом Верманом. В нее входили многие известные в городе лица (даже городской голова Николаева Матвеев), а главное, инженеры верфи Шеффер, Линке, Феоктистов, электротехник Сгибнев, обучавшийся в Германии.

В начале 1930-х годов некоторые члены шпионской группы были арестованы. Уже в ходе следствия они рассказали о причастности к взрыву на линкоре «Императрица Мария». Непосредственные исполнители акции – Феоктистов, Сгибнев и Верман – должны были получить за нее от Германии по 80 тысяч рублей золотом, а шеф группы Верман – к тому же еще и Железный крест.

В 1920-х годах появились сведения, что летом 1917 года русская агентура, работавшая в Германии, добыла и доставила в Морской штаб несколько небольших металлических трубочек, оказавшихся тончайшими, выделанными из латуни механическими взрывателями. Пронести на линкор «Императрица Мария» подобную трубку, подложить ее в не запиравшееся подбашенное отделение не составляло, как следовало из доклада комиссии, особого труда. Это вполне мог сделать кто-то из бывавших на корабле рабочих с заводов или при перегрузке угля с барж на линкор, происходившей незадолго до взрыва.

Но доказать факт диверсии так и не удалось. Как сказал о взрыве на линкоре герой повести «Кортик» Анатолия Рыбакова: «Темная история… Разбирались в этом деле много, да все без толку».


Наш канал в Телеграм

Примечания

  1. Ещё один линкор должен был строиться «Навалем» по чертежам «Руссуда», но в конечном итоге в них был внесен ряд изменений. Первоначально он получил официальное наименование «Екатерина II» (в честь броненосца программы 1883 г. ), однако в документах завода и в официальной переписке именовался «Императрица Екатерина II» и в конечном итоге с июня 1915 г. стал официально называться «Императрица Екатерина Великая»
  2. в британском варианте -47° / +20°
  3. «Императрица Екатерина Великая» — под флагом командующего Черноморским флотом адмирала А.А. Эбергарда
  4. впоследствии он будет убит матросами в декабре 1917 года
  5. Экспедиция подводных работ особого назначения (ЭПРОН) — Ордена Трудового Красного Знамени государственная организация особого назначения, в Союзе ССР, занимавшаяся подъёмом кораблей, судов и подводных лодок, а также другими подводными работами.

Халатность или злой умысел?

Не было уверенности в дисциплинированности экипажа. После подъема судна, по утверждению ряда свидетелей, в подбашенном помещении одной из башен был найден матросский сундучок, в котором находились две стеариновые свечи, коробка спичек, набор сапожных инструментов, а также две пары ботинок, одна из которых была починена, а другая не закончена. 

Якобы некий умелец из числа матросов прибивал к ботинкам нарезанные полоски бездымного ленточного пороха, вынутые из полузарядов для орудий. Подобные манипуляции могли стать причиной катастрофы.

Старший офицер «Императрицы Марии» Анатолий Городынский много лет спустя высказывал предположение, что кто-то из членов экипажа мог уронить боеприпас, занимаясь перестановками в артиллерийском погребе.

Сам командующий Черноморским флотом Колчак, признавал, что дисциплина на кораблях хромала, и подрыв по халатности тоже не исключал.

Рассматривалась и вероятность диверсии. Севастопольское жандармское управление и контрразведка докладывали, что среди матросов ходят упорные слухи, что это было покушение на командующего флотом. Моряки считали, что Колчака могли попытаться «убрать» люди «с немецкими фамилиями», входившие в окружение предыдущего командующего Черноморским флотом.

Капитан 2 ранга А. Лукин

«Предрассветный ветерок. Сереющие в ранней утренней мгле силуэты кораблей разверчиваются носом к нему. Потянуло холодком. Роса омочила палубу, башни. Часовые плотнее закутались в тулупы — вахтенный начальник, мичман Успенский, взглянул на часы. Через четверть часа побудка. Поднялся в рубку еще раз посмотреть книжку с приказами старшего офицера. На всех кораблях склянки пробили 6 утра.

— Побудка!

Затрубили горны. Засвистели дудки. Нехотя выбегают заспанные люди. Внизу у трапов фельдфебеля басисто подбадривают их. Команда сгрудилась в умывальниках, у первой башни…

Корабль вздрогнул. Каюта заходила ходуном. Лампочка погасла. В недоумении, что случилось, старший офицер вскочил. Послышался необъяснимый треск. Зловещее зарево осветило каюту.

В умывальнике, подставляя головы под краны, фыркала и плескалась команда, когда страшный удар грохнул под носовой башней, свалив с ног половину людей. Огненная струя, окутанная ядовитыми газами желто-зеленого пламени, ворвалась в помещение, мгновенно превратив царившую здесь только что жизнь в груду мертвых, сожженных тел…».


Линкор «Императрица Мария». (pinterest.com)


Линкор «Императрица Мария». (pinterest.com)

Проклятое место

Загадочная гибель одного из флагманов Черноморского флота (уже СССР) спустя несколько десятилетий, на севастопольком рейде на том же самом пункте, и также, по официальной версии, «вследствие взрыва в носовой части более тонны тротила…» (тогда на «Новороссийске» погибло свыше 800 человек). скоро обросла множеством версий и гипотез. Вмешательство иностранных диверсантов – одна из них. Военный корабль в результате двух взрывов, последовавших одинешенек за другим, затонул в конце октября 1955 года в Севастополе.

Прежде он назывался «Джулио Чезаре», и после победы в Великой Отечественной брани достался СССР в качестве репараций (от итальянцев). Как свидетельствуют архивные документы, «Новороссийск», имеющий почти полувековую жизненную историю (его спустили со стапелей в 1911 году), был на момент трагедии весьма утл и спрашивал кардинальной модернизации самых разных систем.

Исторические последствия для «Новоросийска» были такими же, что и для «Императрицы «Марии» – корпус затонувшего корабля после его подъема разрезали на металлолом и реализовали.

Вооружение

Главный калибр

Орудия ГК 305-мм/52 обр. 1907 на линкоре «Севастополь».

Корабельное орудие 130-мм/55 обр. 1913.

Линкор «Императрица Мария» был оснащён 12 орудиями 305-мм/52 обр. 1907 в четырёх трёхорудийных башнях, установленных по центральной линии корабля.

Характеристика 305-мм обр. 1907
Длина ствола, калибров 52
Длина орудия, мм 15850
Масса ствола, кг 50600
Вес снаряда, кг 470,9
Угол возвышения от -5° до +25°
Начальная скорость снаряда, м/с 853
Скорострельность, выстр/мин 2,2-3
Максимальная дальность стрельбы, км 29,3

Вспомогательная артиллерия

Зенитное орудие 75-мм/50 Canet.

Корабельное орудие 47-мм/44 Hotchkiss.

В качестве вспомогательной артиллерии использовались 20 орудий 130-мм/55 обр. 1913, размещенных в 10 казематах по обеим бортам. Орудия расположены двумя группами, по шесть с каждой стороны, от передней башни до задней дымовой трубы, а остальные четыре сгруппированы вокруг задней башни. Хотя этот тип корабля считался в значительной степени удачной конструкцией, два передних каземата для 130-мм орудий позже вызывали проблемы, поскольку на большой скорости через них часто затекала вода. На других кораблях они вскоре были заделаны.

Характеристика 130-мм обр. 1913
Длина ствола, калибров 55
Длина орудия, мм 7150
Масса ствола, кг 5200
Вес снаряда, кг 33,4-34,3
Угол возвышения от -5° до + 30°
Начальная скорость снаряда, м/с 518-861
Скорострельность, выстр/мин 5-8
Максимальная дальность стрельбы, км 22,3

Зенитная артиллерия

Кроме того, корабль был оснащен четырьмя зенитными пушками 75-мм/50 Canet, по одной на крыше каждой башни, четырьмя орудия 47-мм/40 Hotchkiss и четырьмя пулемётами 7,6-мм/94 Maxim.

Характеристики 75-мм Canet 47-мм Hotchkiss 7,6-мм Maxim
Калибр 50 40 94
Длина ствола, мм 3750 2048 1079
Масса ствола, кг 879-910 240 27,2
Масса снаряда, кг 9,6 2,6 0,012
Скорострельность, выстр./мин. 12-15 20 520-580
Начальная скорость снаряда, м/с 738-823 701 862
Угол возвышения -15° / +20° -23° / +25° н/д
Максимальная дальность стрельбы, км 7,8 1,8 2,4

Минно-торпедное вооружение

Торпедное вооружение состояло из четырёх 450-мм подводных торпедных аппарата, размещаемых по два на борт в кормовой части.

«Гёбен» и «Бреслау»

Версии

Современные российские историки называют трагедию, в результате которой была уничтожена «Императрица «Мария», самым громким событием в ВМФ российского флота Первой мировой войны. Линкор взорвался и затонул в Севастопольской бухте 7 октября 1916 года. Взрывов было несколько, и в общей сложности они полностью уничтожили корабль, навсегда лишив его боеготовности. Более чем столетняя загадка, которая могла бы объяснить причину трагедии, унесшей свыше ста жизней, необъяснима по сию пору. Официальные версии произошедшего (их несколько) разнятся с современными гипотезами случившегося. Что там произошло на самом деле, до сих пор непонятно.

Как говорил историк Черноморского флота, капитан 2-го ранга Октябрь Бар-Бирюков, многие годы посвятивший исследованию этой трагедии, «Императрица «Мария», взорвалась вследствие пожара в артиллерийском погребе. Спонтанные разрывы несколько сот зарядов унесли жизни 157 человек. Бар-Бирюков сообщал, что официальной версией причин взрывов послужил пожар в артиллерийском отсеке, возникший вследствие «случайной искры»

Официальные данные многочисленных экспертиз свидетельствуют о несоблюдении техники безопасности при хранении и обращении с артвооружением или с элетрооборудованием линкора. Бирюков предполагал, что «Императрицу «Марию», воспользовавшись недостатками «электрики», могли подорвать немецкие диверсанты. Но убедительных доказательств этому, как и другим версиям, нет.

Линкор в результате взрывов затонул.

В 30-х годах остатки разорванного линкора подняли со дна севастопольской бухты, 16-тоннаый ствол пушки с «Императрицы «Марии» – это по сути, единственное, что осталось от надежды российского флота начала века. Остальное продано как металлолом.

Что это был за корабль

Корабль получило свое название в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны, вдовы убитого террористами российского царя Александра III – это был корабль, относящийся к серии российских линкоров, спроектированных и введенных в поступок для противостояния турецким военным судам в Первой мировой войне. Согласно штатному вооружению, на линкоре «Императрица «Мария» был предусмотрены довольно современные для того времени системы минно-торпедных аппаратов, комплексы зенитной и корабельной артиллерии.

В дореволюционной России были аналоги таких линкоров. Но ни одинешенек из них в военном отношении себя не проявил.

Общие сведения

Известие о заказе Турцией трех современных линкоров дредноутного класса вызвало безотлагательную потребность в усилении Черноморского флота. В целях сохранения баланса военно-морских сил на Черном море требовалось как можно скорее построить и вести в строй свои корабли. В мае 1911 г. император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривавшую строительство трёх линкоров типа «Императрица Мария». В середине 1911 года был объявлен конкурс на проектирование линкоров для Черноморского флота. Лучшим был признан проект завода «Руссуд».

Линкор «Императрица Мария» вступил в строй 6 июля 1915 года, уже во время Первой мировой войны. Совместно с крейсером «Кагул» образовал 1-ю тактическую маневренную группу. С 13 по 15 октября 1915 года прикрывал действия 2-ой бригады линейных кораблей в Угольном районе, а также во время обстрела Варны и Евсинограда. Участвовал в Трапезундской наступательной операции. Окончательно списан в 1925 году, после окончания Гражданской войны в России.

Постройка и испытания

В октябре 1911 года новые линкоры зачислены в списки судов Черноморского флота. В апреле 1912 года судостроительный завод «Руссуд» получил заказ на постройку двух кораблей («Императрица Мария» и «Император Александр III»). Башенные установки для «Императрицы Марии» проектировал , турбины для «Императрицы Марии» и «Императора Александра III» поставляла британская фирма John Brown. Полная стоимость постройки «Императрицы Марии» составила 27,66 млн. руб.

Линкор «Императрица Мария» на стапелях.

Планировалось сдать «Императрицу Марию» на приемные испытания к 20 августа 1915 года, на сами испытания отводилось порядка четырех месяцев. Головной корабль новой серии был заложен 30 октября 1911 года, но это было всего лишь церемониальное мероприятие, поскольку проект еще не был завершен, а контракт не подписан. Высокие темпы и преддверие войны заставляло вести постройку корабля и чертежей — параллельно, несмотря на печальный опыт. Спуск на воду состоялся 19 октября 1913 года. В Севастополь «Императрица Мария» прибыла 13 июля 1915 года, где в течение следующих нескольких месяцев завершила оснащение и провела ходовые испытания.

Линкор «Императрица Мария» назван в честь императрицы Марии Федоровны, матери императора Николая II.

Описание конструкции

Корпус

Схема ЛК «Императрица Мария».

Продольный разрез ЛК «Императрица Мария».

В качестве прототипа были выбраны линейные корабли балтийской серии типа «Севастополь». Однако, с учётом особенностей Черноморского театра военных действий, проект подвергся основательной переработке: пропорции корпуса сделали более полными, мощность механизмов уменьшили, зато существенно усилили броню, вес которой теперь достиг 7045 тонн (31% от проектного водоизмещения против 26% линкоров типа «Севастополь»).

Конструктивно линкоры типа «Императрица Мария» в целом соответствовали балтийским дредноутам, отличаясь подъемом палубы к форштевню. Последний частично скрадывал свойственный этим кораблям дифферент на нос. Корпус делился на отсеки 18 водонепроницаемыми переборками, по всей длине проходило двойное дно, на протяжении подбашенных отделений (кроме башни № 4) — тройное. Форштевень — прямой, без тарана. «Императрица Мария» поначалу имела ферменные стрелы фор-тралов, которые демонтировали в начале 1916 г.

Бронирование

Бронирование ЛК «Императрица Мария».

Бронирование черноморских дредноутов было заметно усилено. Главный пояс толщиной 262,5 мм простирался между барбетами концевых башен и имел высоту 5,25 м, уходя на 1,75 м ниже ватерлинии, где утончался до 125 мм по нижней кромке. При этом размер броневых плит был равен расстоянию между шпангоутами, что должно было придать броневому поясу дополнительную прочность. В носу толщина пояса составляла 125 мм (75 мм по нижней кромке), а между этими участками, на протяжении пяти шпаций, устанавливались плиты переходной толщины (от 217 до 171 мм). В корму главный пояс разделялся на две части: нижнюю толщиной 125 мм и высотой 2,75 м и верхнюю толщиной 100 мм и высотой 2,5 м. Над главным располагался 100-мм верхний пояс, также служивший защитой казематов противоминной артиллерии.

Броневая продольная переборка толщиной 25 мм между средней и верхней палубами на «Императрице Марии» отстояла от борта на 3,5 м. Между средней и нижней палубами она имела толщину 50 мм, а ниже переходила в противоторпедную переборку. Горизонтальное бронирование повторяло тип «Севастополь», за исключением того, что толщина средней палубы на участке от внешней обшивки до продольной переборки была увеличена до 37,5 мм, а на срезах казематов противоминной артиллерии имелись 75-мм накладки.

Существенно улучшилась защита артиллерии ГК: толщину лобовых и боковых стенок башен довели до 250 мм, крыши — до 100 мм. Барбеты имели толщину 250 мм выше верхней палубы и 150 мм (концевые башни) или 125 мм (средние башни) — ниже нее.

Турбины типа Parsons.

Энергетическая установка и ходовые качества

Энергетическая установка (ЭУ) состояла из четыре паровые турбины типа Parsons проектной мощностью 26 000 л.с. (19 000 кВт), но на ходовых испытаниях показали 33 200 л.с. (24 757 кВт). 20 водотрубных котлов Yarrow треугольного типа смешанного действия с рабочим давлением 17,5 атм (1770 кПа) питали турбинные агрегаты работавшие на четыре гребных вала с латунными винтами диаметром 2,4 м (частота вращения при 21-узловой скорости 320 об/мин).

Электроэнергия вырабатывалась тремя главными турбогенераторами Curtis мощностью 360 кВт (480 л.с.) и двумя вспомогательными установками мощностью 200 кВт (270 л.с.). Общая мощность корабельной электростанции составляла 1840 кВт.

Максимальная скорость составляла . Максимальный запас угля составлял 1727 тонн и 510 тонн мазута, что давало ему максимальную дальность плавания на максимальной скорости и на .

Экипаж и обитаемость

По утвержденной 11 января 1915 года комплектации военного времени в экипаж «Императрицы Марии» назначалось 30 кондукторов и 1135 нижних чинов (из них 194 сверхсрочнослужащих), которые объединялись в восемь корабельных рот. В апреле-июле 1915 года новыми приказами командующего флотом добавили еще 50 человек, а число офицеров довели до 33.

Литература и источники информации

Ссылки

  • www.navweaps.com
  • www.navypedia.org
  • https://war-book.ru/linejnye-korabli-tipa-imperatritsa-ma/
  • https://www.korabli.eu/blogs/bronenoscy/rossiya/lineynye/imperatrica-mariya/istoriya
  • https://dzen.ru/media/id/5c0f5b4d137b3000a98906a5/linkor-imperatrica-mariia-hronika-gibeli-chast-iii-5d2885a978125e00a95a39d1
  • https://topwar.ru/144019-kto-vzorval-imperatricu-mariyu.html
  • https://8war.ru/flot/linkor-imperatrica-mariya.html
  • https://oruzhie.info/voennie-korabli/600-imperatritsa-mariya
  • https://www.the-submarine.ru/cat/t1868/
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1007092
  • https://flot.sevastopol.info/ship/linkor/impmariya.htm
  • https://forum.sevastopol.info/viewtopic.php?p=3124820
  • https://ship.bsu.by/ship/100078

«Прийти к точному выводу не представляется возможным»

Внезапная гибель одного из самых современных кораблей флота в разгар войны — событие из ряда вон выходящие. Для выяснения причин гибели линкора была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил член Адмиралтейств-Совета адмирал Яковлев.

Были выдвинуты три основные версии: самовозгорание пороха; небрежность в обращении с огнем или порохом; злой умысел.

Итогом работы комиссии стало следующее заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства».

Адмирал Колчак в диверсию не верил. Четыре года спустя, отвечая на вопросы следователей незадолго до казни, он коснулся истории с «Императрицей Марией», заметив: «Во всяком случае, никаких данных, что это был злой умысел, не было».

Колчак, как и многие на флоте, полагал, что линкор могли погубить конструктивные недостатки. Уже упоминавшаяся высокая температура в артиллерийских погребах могла привести к возгоранию.

«Императрица Мария» в 1916 году. Фото:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: