Т-60: танк военного времени

Михаил катуков – биография, книги, отзывы, цитаты

Память

Бюст Катукова (скульптор Андрей Следков)

  • Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище, на могиле установлен памятник.
  • Почётный гражданин города Берлина (с 8 мая 1965 года по 29 сентября 1992 года).
  • Почётный гражданин Мценска.
  • На доме, где он жил (Москва, Ленинградский проспект, 75), установлена мемориальная доска, открыт музей-квартира.
  • В городе Озёры установлен бронзовый бюст (авторы — скульптор Е. В. Вучетич, архитектор В. А. Артамонов), именем Маршала Катукова названа центральная аллея города и целый микрорайон; школа в с. Бояркино (Городской округ Озёры) носит имя М. Е. Катукова.
  • На мемориале «Слава танковой гвардии» в Баковке Московской области установлен бюст.
  • Бюст М. Е. Катукова установлен в Парке Героев в поселке воинской славы Трудовая Северная (в городском округе Мытищи Московской области).
  • В честь М. Е. Катукова названы улицы в городах: Москва, Озёры, Волоколамск, Липецк, Мценск, Снежное, Борщёв, Черновцы, Орёл, Белгород, Казатин, Воронеж, Богодухов.
  • В Казатине ему установлен памятник за освобождение этого города.
  • Средняя школа № 37 города Орла носит имя М. Е. Катукова.
  • Лицей № 86 города Москвы носит имя М. Е. Катукова.
  • В честь М. Е. Катукова назван перевал в Джунгарском Алатау.
  • В 2020 году открыт бюст М. Е. Катукову (скульптор Андрей Следков) Мценский район Орловской области

Кинематограф

  •  — киноэпопея «Освобождение» — Константин Забелин.
  •  — киноэпопея «Битва за Москву» — Виктор Зозулин.
  • 2017 — документальный цикл «Легенды армии» телеканала «Звезда», Катукову посвящён выпуск от 01.03.2017.

Модификации Т-60

Официально у Т-60 не было модификаций, но существовало три варианта этой машины, которые отличались по ТТХ из-за варьирующейся массы танка:

  • Ранний Т-60 с 25-мм катаной цементированной  лобовой броней, с ленивцем, не идентичным опорным каткам;
  • Основной серийный Т-60 с 35-мм катаной гомогенной лобовой броней высокой твердости, опорные катки и ленивец унифицированы;
  •  Экранированный Т-60 массой до 6,5 тонн.

Опытные танки

Т-60-1 – танк с более мощным и тяжелым автобусным двигателем ЗИС-16, усиленным бронированием и большими габаритами;

  • Т-60 с пушкой ЗИС-19 калибра 37-мм. Она требовала более тяжелой башни, из-за чего запас хода танка сильно сократился, а сильный разгар ствола быстро делал пушку бесполезной;
  • Т-60-2 – танк с новой башней и пушкой ЗИС-19БМ калибра 45-мм. Также имел меньший запас хода, но в целом был лучше предыдущей модели. Не выпускался из-за появления Т-70;
  • Т-60-3 –танк с модифицированной штатной башней без крыши и с двумя пулеметами ДШК. Имел низкую эргономичность боевого места и неправильно установленный зенитный прицел, что не позволило использовать танк для борьбы с воздушным противником.

На основе Т-60 также создавалось множество других машин, самая интересная из которых – А-40, воздушный танк. А-40 – это танк Т-60, закрепленный на специальном буксируемом планере для включения танка в состав воздушного десанта. Существовал даже опытный образец А-40, который показал, что конструкторы не учли многих факторов, из-за чего проект закрыли и «крылатые танки»  выпускать так и не стали.

Награды

Советские награды
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 4585 (23.09.1944);
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 5239 (06.04.1945);
  • 4 ордена Ленина (10.11.1941, 23.09.1944, 21.02.1945, 19.09.1960);
  • 3 Ордена Красного Знамени (03.05.1944, 03.11.1944, 20.06.1949);
  • 2 Ордена Суворова 1-й степени и (29.05.1944, 19.05.1945);
  • Орден Кутузова 1-й степени (27.08.1943) и Орден Кутузова 2-й степени (08.02.1943);
  • Орден Богдана Хмельницкого 1-й степени (10.01.1944);
  • Орден Красной Звезды (28.10.1967) ;
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (30.04.1975);
  • Медали СССР.
Иностранные награды
  • Орден Возрождения Польши 4-й степени (Польша, 6.10.1973);
  • Орден Virtuti Militari 3-й степени (Польша);
  • Орден Крест Грюнвальда 3-й степени (Польша, 19.12.1968);
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени (ГДР);
  • Орден «За выдающиеся заслуги» (Великобритания);
  • Орден Сухэ-Батора (Монголия);
  • Орден Красного Знамени (Монголия, 4.12.1943);
  • Орден «За боевые заслуги» (Монголия, 6.07.1971);
  • Медаль «За Одру, Нису и Балтику» (Польша);
  • Медаль «За Варшаву 1939—1945» (Польша);
  • Медаль «За укрепление дружбы по оружию» 1-й степени (Чехословакия);
  • Медаль «30 лет Победы над милитаристской Японией» (Монголия);
  • Медаль «30 лет Халхин-Гольской Победы» (Монголия);
  • Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии»;
  • Медаль «50 лет Монгольской Народной Революции».

Предприятия-изготовители

15 сентября 1941 года московский завод № 37 выпустил первый серийный Т-60, однако ввиду последовавшей вскоре эвакуации производство было остановлено уже 26 октября. Всего в Москве сделали 245 танков Т-60. Вместо предполагавшегося вначале Ташкента предприятие отправили в Свердловск, где вскоре заработал новый танковый завод № 37. Собранные на нем с 15 декабря 1941 года в основном из деталей, привезенных из Москвы, первые два десятка Т-30 и Т-60 прошли 1 января 1942 года по свердловским улицам. Всего же до сентября 1942-го на Урале построили 1144 Т-60, после чего завод № 37 перепрофилировали на изготовление узлов и агрегатов к Т-34, а также боеприпасов.

К производству броневых корпусов танка Т-60 были привлечены цехи Коломенского машиностроительного завода имени Куйбышева. В октябре 1941 года часть из них, включая те, что выпускали корпуса танков Т-60 для завода № 37, эвакуировали в Киров, на площадку тамошнего машиностроительного завода НКПС имени 1 Мая. Здесь был создан новый завод № 38 и уже в январе 1942-го из его ворот вышли первые Т-60. С февраля 38-й начал их плановое производство, одновременно снабжая остальные предприятия литыми траками гусениц, которые ранее делал только СТЗ. За I квартал изготовили 241 машину, до июня – еще 535 единиц. Привлекался к производству Т-60 и завод № 264 (Красноармейский судостроительный завод в городе Сарепте под Сталинградом, ранее выпускавший речные бронекатера). Техдокументацию на танк он получил своевременно, но в дальнейшем вел машину самостоятельно, не прибегая к помощи головного предприятия, однако и не пытаясь ее модернизировать. 16 сентября 1941 года в заводской коллектив влились знакомые с танкостроением работники эвакуированного ХТЗ, которые еще в Харькове начали заниматься освоением производства Т-60. Они приехали на 264-й с уже подготовленным заделом инструмента, лекал, штампов и заготовок танка, поэтому первый бронекорпус сварили к 29 сентября. Агрегаты трансмиссии и ходовой части должен был поставлять СТЗ (завод № 76). Загруженное изготовлением Т-34 и дизель-моторов В-2, к тому же оказавшееся в конце 1941 года их единственным производителем, сталинградское предприятие и поставлявший ему бронекорпуса и сварные башни для «тридцатьчетверок» завод № 264 не могли уделять легкому Т-60 столько же внимания. Тем не менее в декабре удалось собрать первые 52 машины. Всего же по июнь 1942 года здесь было выпущено 830 Т-60. Значительная их часть участвовала в Сталинградской битве, особенно в начальной ее фазе.


Т-30


Т-40


Т-70

Головным же и самым крупным заводом по выпуску Т-60 стал ГАЗ, куда 16 октября 1941 года на постоянную работу прибыл Н. А. Астров с небольшой группой московских коллег для конструкторского обеспечения производства. Вскоре его назначили заместителем главного конструктора предприятия по танкостроению, а в начале 1942-го он получил Сталинскую премию за создание Т-40 и Т-60.

В короткий срок ГАЗ завершил изготовление нестандартной технологической оснастки и с 26 октября приступил к массовому выпуску танков Т-60. Бронекорпуса для них в нарастающих количествах начали поставлять Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) № 177, позже – Муромский паровозоремонтный завод им. Дзержинского № 176 с его мощным котельным производством, технологически подобным танковому корпусному, и, наконец, старейший броневой завод № 178 в городе Кулебаки. Затем к ним присоединилась эвакуированная в Саратов на территорию местного паровозоремонтного завода часть подольского завода № 180. И все же бронекорпусов хронически не хватало, что сдерживало расширение массового производства Т-60. Поэтому вскоре их сварку дополнительно организовали на ГАЗе. В сентябре в Горьком изготовили всего три танка Т-60. Но уже в октябре – 215, в ноябре – 471. До конца 1941-го здесь выпустили 1323 машины.

В 1942 году, несмотря на создание и принятие на вооружение более боеспособного легкого танка Т-70, параллельное с ним производство Т-60 сохранялось на ГАЗе по апрель (всего за 1942-й – 1639 машин), на свердловском заводе № 37 – по август, на заводе № 38 – по июль. За 1942 год на всех заводах было сделано 4164 танка. Последние 55 машин завод № 37 сдавал уже в начале 1943-го (по февраль). Всего с 1941 года выпустили 5839 Т-60, армия приняла 5796 машин.

Описание конструкции танка Т-60

По схеме компоновки танк Т-60 подобен танку Т-40. В носовой части корпуса расположено трансмиссионное отделение и отделение управления, в средней части корпуса слева – боевое отделение, справа – двигатель, главный фрикцион и коробка передач, в кормовой части корпуса (кормовое отделение) – элементы силовой установки. Экипаж танка состоял из двух человек, размещавшихся: командир танка – в башне, механик-водитель – в отделении управления на продольной оси танка.

Сварной корпус танка, с рациональными углами наклона брони, изготавливался из броневых листов толщиной первоначально 10, 15 и 20 миллиметров, в последующем – 10, 20 и 25 миллиметров. Верхние листы корпуса были выполнены съёмными для удобства монтажа и демонтажа агрегатов танка. Верхний лобовой бронелист имел большой люк для доступа к главной передаче трансмиссии. Нижний лобовой бронелист имел отверстие, закрытое бронекрышкой, для прохода заводной рукоятки двигателя. Для вентиляции отделения управления в крышке люка механика-водителя был устроен воздухоприток, имевший броневое прикрытие.

Коническая восьмигранная сварная башни устанавливалась со смещением к левому борту на шаровой опоре. Толщина броневых листов башни составляла первоначально 25 миллиметров, в последующем – 35 миллиметров. В лобовой детали башни была устроена ниша для установки броневой маски и вооружения. Для вентиляции боевого отделения под броневой маской было устроено окно, закрывавшееся броневой заслонкой.

Вооружение танка состояло из одной 20-мм автоматической танковой пушкой ТНШ (ТНШ-1) и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом ДТ. Боекомплект танка составлял 750 выстрелов (13 коробок по 58 выстрелов в ленте) к пушке и 945 патронов (15 дисков) к пулемёту.

В силовой установке танка использовался четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-202 мощностью 70 л.с. В состав механической трансмиссии входили: однодисковый главный фрикцион сухого трения; четырёхступенчатая коробка передач, обеспечивающая четыре передача вперёд и одну передачу назад); карданный вал: коническая главная передача; два бортовых могодисковых фрикциона и два однорядных бортовых редуктора.

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, состояла из: одного ведущего колеса цевочного зацепления переднего расположения, восьми односкатных опорных катков с резиновой ошиновкой, трёх поддерживающих роликов, одного направляющего колеса (унифицированного с опорными катками) заднего расположения и мелкозвенчатая гусеница с литыми траками. Подвеска танка – индивидуальная торсионная.

Для связи на танке устанавливалась радиостанция 71-ТК-З со штыревой антенной (только на командирских машинах) и танковое переговорное устройство ТПУ-2.

Личная жизнь

Михаил Ефимович, женившийся на двух вдовах, не имел возможности иметь кровных детей. В молодости Катуков женился на Ксении Чумаковой, удочерил и вырастил ее сына Павла. Женщина скончалась в мае 1941 года в военном госпитале Киева.

Осенью 1941 года командир танковой бригады полковник Катуков познакомился с Екатериной Сергеевной Лебедевой. На фронт вместе с корреспондентами Всесоюзного радио вышла женщина, которая была стенографисткой Иосифа Сталина и женой сотрудника военного ведомства ЦК КПСС. Первую жену Екатерины расстреляли, сама она полтора года провела в подвале. Лебедева бросилась на передовую, чтобы избавиться от клейма члена семьи врага народа и окончила курсы медсестер.

Михаил Ефимович сделал Екатерине предложение быть с ним в первый же вечер знакомства. Хотя поначалу женщина чувствовала не любовь, а благодарность, она прошла с Катуковым всю войну, вытащила с поля боя раненых, а сама получила два ранения. Михаил и Екатерина узаконили свои отношения в 1945 году.

После войны Катуковы 6 лет прожили в Германии. Платье для жены генерал-полковника вооруженных сил сшила бывшая швея Ева Браун.

Супруги ухаживали за внуками Екатерины Сергеевны — Анатолием и Игорем. После смерти Михаила Ефимовича вдова написала о маршале 9 книг.

Битва на Курской дуге

Самым масштабным танковым сражением за всю историю является Курская битва. В сражении участвовали порядка 8 000 танков, территория битвы составляла 150х200 км, большую часть которой ранее занимали плодородные поля. Окружение и захват порядка полумиллиона советских солдат в районе города Курск было последним шансом немецкого командования, чтобы переломить ход войны. Обширная операция готовилась 3 месяца, под Курск стекались крупные силы фашистской армии: 780 тыс. человек, 10 000 орудий, 2 500 танков.

Однако Советская армия не могла не заметить таких перегруппировок и тоже стягивала силы, причем куда большие. Со стороны Советского союза было собрано около 2 млн человек, 25 000 орудий и больше 5 000 танков. Вдоль Курской дуги рылись окопы, было выкопано более 400 км противотанковых траншей, подготовлены минные поля.

5 июля 1943 года артиллерия СССР открыла огонь по немецким позициям, причем сделано это было ровно за час до начала запланированной крупномасштабной операции Германии по наступлению. Только через час от запланированного времени, оправившись от неожиданной атаки, немецкие танковые силы пошли вперед. Основным советским танком в этой битве был Т-34, со стороны немцев в бой вступили «Тигры» и «Пантеры», а также самоходные артустановки «Фердинанд».

Военная карьера

Военная биография Катукова началась в марте 1919 года, когда мальчика, вернувшегося в Большое Уварово после смерти матери, призвали в Красную Армию. Еще в марте 1922 года Михаил командовал взводом, с декабря 1923 года — ротой.

После прохождения курсов повышения квалификации командного состава Красной Армии и вступления в партию большевиков карьера умного солдата стала развиваться еще более быстрыми темпами. Великая Отечественная война Катуков, участвовавший в присоединении Западной Белоруссии к СССР по пакту Молотова-Риббентропа, воссоединился в качестве командира 20-й танковой дивизии.

Подразделение Михаила Ефимовича отличилось при обороне советской столицы от танков немецкого генерала Хайнца Гудериана. В дальнейшем танкеры под руководством Катукова участвовали в операциях Житомир-Бердичев, Львов-Сандомир, Висла-Одер и Восточная Померания. 24 апреля 1945 года 1-я гвардейская танковая армия под командованием Михаила Ефимовича совершила налет на Берлин.

Командирские заслуги отмечены боевыми наградами, в том числе тремя орденами Ленина и двумя медалями Героя Советского Союза «Золотая Звезда». В первые послевоенные годы Катуков командовал танками и механизированными войсками группы советских войск в Германии, занимал пост губернатора Саксонии, а затем стал генеральным инспектором Министерства обороны СССР.

Звание маршала Михаил Ефимович получил только в 1959 году. О военной биографии, стратегии и тактике победы Катуков написал воспоминания «На острие главного удара» и «Как я победил Гудериана».

Нетаньяху

В 1996 году впервые для Израиля прямым народным голосованием избирается на кресло главы правительства Биньямин Нетаньяху, обойдя Переса и став самым молодым председателем правительства. Примечателен тот факт биографии премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, что его отец, исторический профессор, был секретарем у Зеэвы Жаботинского – основателя и идеолога нескольких сионистских движений. Начальное и высшее образование он получает в США, служит в израильской армии, где был ранен дважды.

В конце восьмидесятых становится депутатом от партии «Ликуд» и заместителем министра иностранных дел. Чуть позже возглавляет оппозицию в Кнессете. В своем первом председательствовании до 1999 года ставил задачи укрепления экономики страны и мирного урегулирования конфликтов с Палестиной. Избран повторно в 2009 году и занимает высокий государственный пост по сей день.

Основные модификации танка Т-60

0-60 (1941 г.) – опытный танк, спроектированный на базе узлов и агрегатов малого танка Т-30 во второй половине 1941 года. Первый опытный образец танка был изготовлен в августе 1941 года без вооружения с башней от танка Т-30. Второй опытный танк – прототип Т-60, со штатным вооружением, был изготовлен осенью 1941 года.

Т-60 – серийный лёгкий танк, производившийся в 1941-1943 годах..

Т-60-1 (ЗиС-60) (1941 г.) – опытный танк, спроектированный совместно КБ заводов №37 и ЗиС (инженеры Б.М. Фитерман и A.M. Авенариус) осенью 1941 года. Опытный образец танка 0-61 был изготовлен в Свердловске в феврале 1942 года. От серийного танка Т-60 он отличался башней оригинальной конструкции и корпусом больших размеров, что было обусловлено установкой более мощного двигателя ЗиС-16 мощностью 88 л.с. Дальнейшего развития работы по танку Т-60-1 не получили.

Т-60 с 37-мм пушкой ЗИС-19 (1942 г.) – опытный лёгкий танк с пушкой высокой баллистики, спроектированный в КБ завода №37 в начале 1942 года. Пушка была установлена в танк на заводе №92 под руководством В.Г. Грабина. С апреля по июнь 1942 года танк прошёл испытания, но проект был закрыт.

Т-60-2 (1942 г.) – опытный лёгкий танк, спроектирован в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова весной 1942 года с использованием материалов проекта лёгкого танка Т-45. Был изготовлен один опытный образец танка, получивший обозначение 0-62. Отличался от серийного танка Т-60 установкой башни, спроектированной для танка Т-45, и установкой новой 45-мм пушки ЗИС-19БМ, спроектированной в КБ завода №92 под руководством В.Г. Грабина. Дальнейшие работы по танку Т-60-2 были прекращены в связи с принятием на вооружение танка Т-70.

Т-60-3 (1942 г.) – зенитный танк, спроектированный в КБ завода №37 (Свердловск) под руководством Н.А. Попова во второй половине 1942 года. Опытный образец танка, получивший обозначение 0-63. был изготовлен в ноябре 1942 года. От серийного танка Т-60 отличался установкой специальной башни, без крыши, оснащённой спаренной установкой 12,7-мм пулемётов ДШК с магазинным питанием. Для прицеливания при стрельбе по наземным целям применялся телескопический прицел ТМФП, при стрельбе по воздушным целям – коллиматорный прицел К-8Т. Из-за компоновочных просчётов в установке зенитного прицела танк к испытаниям допущен не был и работы по нему были прекращены.


Наш канал в Телеграм

Устройство корпуса

При изготовлении сварной граненой башни Т-70 применяются катаные листы. Их толщина составляет 3,5 и 4,5 см. Они обеспечили дифференцированную противопульную броневую защиту. Для усиления сварных швов используются клепки. Для сварной граненой башни применяют стальные листы толщиной 3,5 см. Башня танка была в виде усеченной пирамиды, для установки которой используется шариковая опора. Место ее расположения – средняя часть в корпусе танка. Чтобы усилить башню, конструкторы использовали броневые угольники. Они предназначались специально для сварных стыков между катаными листами башни. Для изготовления применялись бронированные плиты. В танке они соединялись друг с другом при помощи сварки.

В верхней части корпуса находился люк, который использовался механиком-водителем. Через люк осуществлялась посадка и высадка. Днище танка было оснащено аварийным люком – лазом. В первом варианте танка крышка люка оснащалась специальной смотровой щелью. В дальнейшем было решено ее заменить поворотным зеркальным перископическим прибором для наблюдения. С помощью данного приспособления командир мог осуществлять круговой обзор.

Личная жизнь

Семья

Дед — Епифан Федорович Катуков. Принимал участие в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, в частности, в обороне Шипки, осаде Плевны, служил у Михаила Скобелева. Был награждён медалью «За Плевну».

Отец — Ефим Епифанович Катуков. Принимал участие в русско-японской войне, по возвращении с которой женился на Марии Семёновне. Умер в 1943 году.

Мать — Мария Семёновна Катукова (в девичестве — Тарасова). В 1918 году умерла от тифа. Мачеха — Ольга Ивановна Подобедова. Жила в деревне, но в последние годы — в доме престарелых в Ногинске, куда её отдал её сын Алексей. Умерла в 1973 году.

Братья и сёстры: от первого брака отца — Борис, Виктор, Владимир (они принимали участие в Великой Отечественной войне, Борис погиб, а Виктор и Владимир вернулись в деревню) и Елена, от второго — Зоя и Алексей. После женитьбы Алексей жил в Коломне, где работал на паровозостроительном заводе и имел четверых детей, был единственным из братьев и сестёр, кто пережил Михаила Ефимовича.

Первая жена — Чумакова Ксения Емельяновна, вдова после первого брака. Женившись на ней, Катуков официально усыновил её малолетнего сына Павла. Умерла в мае 1941 года в военном госпитале в Киеве, похоронена в г. Шепетовке.
Павел ушёл из жизни раньше самого Михаила Ефимовича. У Павла Катукова — две дочери: Наталья и Галина; проживают в Киеве и Самаре. У Натальи Павловны Катуковой — сын Виктор, у Галины Павловны Катуковой — дочь Эльвира и сын Станислав.

Вторая жена — Катукова, Екатерина Сергеевна (первый муж, комкор Алексей Захарович Лебедев, репрессирован, сама была в заключении в 1938—1939 гг.). После смерти Михаила Ефимовича она выпустила книгу о муже, названную «Памятное». В браке не имели общих детей, однако опекали сыновей сестры Екатерины Сергеевны — Анатолия и Игоря. Проживала в городе Озёры.

Модификации вертолёта CH-47

Грузовые варианты “Чинука”, от CH-47 A до F, отличались друг от друга установкой более мощных моторов, повышением грузоподъёмности, совершенствованием электроники. У вертолётов серии F, кроме того, фюзеляж новой конструкции, упрощающий обслуживание.

Модификация MH-47D должна обеспечивать действия спецвойск. 12 штук получил 160-й авиаполк специального назначения. Их оснастили системой дозаправки в воздухе и устройством для спуска десанта на тросах.

Следующая серия, E, имела увеличенную дальность полёта, новую авионику. Построили 26 единиц. В середине 90-х Королевские ВВС заказали свой вариант “Чинука” для спецопераций – Chinook HC3. Собрано было восемь таких вертолётов, но из-за проблем с авионикой их переделали в транспортные.

Удовлетворяя нужды японских сил самообороны, по лицензии производили модель CH-47 J с другими двигателями и авионикой.

Гражданские «Чинуки» обозначили индексом “модель 234”. Имелись три варианта: пассажирский, транспортный, грузопассажирский. Пассажирские CH-47 могли перевозить 44 пассажира, сиденья внутри устанавливались в четыре ряда.

“Цивильное” исполнение «Чинуков» серии D стало называться “модель 414”.

В 1965-ом четыре “Чинука” переоборудовали в тяжёлые ударные вертолёты ACH-47. Три таких штурмовика, мощно вооружённых и защищённых бронёй, направили во Вьетнам — проходить войсковые испытания, но логистические трудности застопорили программу. Воевавшие вертолёты были потеряны в бою, а единственный сохранившийся по сей день используется, как учебный.

Под Мценском

Осенью 1941-го Гудериан, наступавший на Москву, сразу добился серьёзных успехов. Его 2-я танковая группа прошла за три дня без малого 200 км, и 2 октября взяла Кромы, а на следующий день, пройдя 40 километров, с ходу ворвалась в Орёл. До Москвы оставалось чуть больше 350 км, примерно на полпути была Тула. Гудериан не думал встретить хоть какого-то сопротивления, но внезапно дорогу ему преградила 4-я танковая бригада из 1-го гвардейского стрелкового корпуса, которым командовал генерал-майор Дмитрий Лелюшенко. Атаковав немцев при поддержке миномётов, бригада Катукова нанесла Гудериану ощутимые потери, но главное, на неделю задержала его под Мценском. Катуков использовал рельеф местности и маскировку, строил ложные позиции, оборудовал танковые засады. Для этого танки ставили в специально отрытые земляные капониры так, чтобы над землёй возвышалась только башня, но в нужный момент танк легко мог выбраться на поверхность. Такую тактику и раньше изучали в училищах и академиях, но именно Катуков получил первый опыт боевого применения танковых засад. Катуков был талантливым военачальником, он сумел создать из массы людей и танков эффективный механизм. Это был теоретик и практик в одном лице. После боёв под Мценском немцы прозвали Катукова «Генерал Хитрость». На протяжении всей войны Катуков раз за разом доказывал, что эта вражеская оценка вовсе не была преувеличением.

10 ноября 1941-го Катукова произвели в генерал-майоры танковых войск, а назавтра его бригада получила наименование 1-й гвардейской, и стала первым гвардейским танковым соединением РККА.

Во время Московского контрнаступления танкисты Катукова отбросили врага от столицы почти на 200 км. Сталин наградил Катукова орденом Ленина, а союзная Британия – орденом «За выдающиеся заслуги». Осмыслив опыт первых месяцев войны, Катуков в 1942 году написал книгу для служебного пользования о действиях танковых частей.

Летом 1942-го промышленность страны стала наращивать выпуск танков, и ГКО решил, что пришло время возобновить формирование танковых дивизий и корпусов. Однако в новых корпусах танков было куда меньше, чем полагалось по штату в довоенных мехкорпусах. В августе 1942 года Катукова поставили на 3-й механизированный корпус.

Описание конструкции танка.

Общая компоновка Т-60 аналогична таковой у танка Т-40:

  • отделение управления танка Т-60 -в передней части машины;
  • боевое — средней части корпуса;
  • трансмиссия — в передней части бронекорпуса по правую сторону по ходу;
  • двигательное отделение -в вдоль средней части правого борта
  • баки — в корме.

Т-60 управлял экипаж из 2х танкистов, который размещался в передней части (мех.вод), а также башне и подбашенном пространстве(командир). В средней части бронекорпуса впродоль правой его стороны находился мотор ГАЗ-202. Его ведущие колеса передней части корпуса.

Корпус танка Т-60 делали из катанного гомогенного броневого листа (20, 15, 13,10,6 мм). Начиная с 1942 года часть боевых машин приобрела корпуса и башни, экранированные (20-35 мм), а феврале производство освоило выпуск бронекорпуса из 20-35 мм листа. Листы лба броневого корпуса соединялись под большим наклоном. Борта корпуса делались из 2х листов соединенных сваркой. Верх корпуса состоял из подбашенного листа, съемного заднего листа, листа над МТО.

Днище танка состояло из 3х листов. В нем находились: аварийный люк- под местом мехвода, лючки слива масла и топлива.

Мехвод располагался в середине малой бронерубки, закрытой откидным лобовым щитком. Над его головой входной люк. Наблюдение — посредством прибора «триплекс».


Башня сварной конструкции, восьмигранная усеченная к верху. Толщиной 25 мм, позднее — в конце февраля месяца — 35 мм. Часть Т-60 имела, экранированные 10-мм бронелистами башни, а часть машин выпуска ГАЗ и зав. № 38 снабжались башнями конической формы, типу таковых у Т-40. Борта башни оборудованы револьверными портами и наблюдательными приборами. Лобовая часть башни спереди закрыта сварной маской амбразурами для прицела, ТНШ, ДТ.

В крыше башни обустроен люк, в котором прорезано сигнальное отверстие. Часть машин имела там же вентиляционное отверстие под броневой крышкой.

На танке Т-60 ставился 4х тактный, 6 цилиндровый бензиновый мотор ГАЗ-202. Пуск мотора осуществлялся электрическим стартером либо заводной рукоятью в случае отказа.

Мотор питался авиабензином Б-70 либо КБ-70. Оба бензобака совместной емкостью 320 л в кормовом отсеке слева по борту и были выгорожены бронепергородко. Справа от баков радиатор и вентилятор охлаждения двигателя.

Вооружение танка в башне и заключалось в 20-мм ТНШ и спаренного 7,62-мм ДТ. Ствол орудия — 82,4 калибра. Для простоты эксплуатации пушка смещена в правую сторону от продольной оси. ДТ устанавливался в шаровой установке и при необходимости легко снимался. УВН оружия от -7 до +25°.

Для нацеливания орудия использовались телескопичный прицел ТМФП, и так же прицел прямой наводки механического типа. Дальность стрельбы по прицелу из Т-60 — 2500 м, темп огня ТНШ -до 750 в/мин. В боекомплект ТНШ входили — БЗТ, ОЗТ, ОЗ выстрелы.

Боекомплект включал в себя :

  • 754 20 мм унитарных выстрелов (158 выстрелов уложенных в 13 коробок);
  • 945 винпатронов к ДТ (набитых в 15 дисков.

Трансмиссия состояла:

  • главная передача;
  • КПП автомобильного типа — четыре передачи вперед и одна назад;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;
  • 2х однорядных бортовых редукторов;
  • бортовые фрикционы, оборудованные ленточными тормозами;

Ходовая — торсионная. Мелкозвенчатая гусеница 260 мм шириной и шагом трака в сто миллиметров.

Ранние танки Т-60 оборудовали светосигнальной связью между экипажем, но от нее очень позднее отказались. Для борьбы с огнем – 2 тетрахлорных ручных огнетушителя.

ТТХ танков Т-60.

ТТХ танков Т-60

Т-60 Т-60 усил.брон.
Длина,мм. 4100 4100
Ширина, мм. 2290 2290
Высота, мм. 1750 1750
Колея, мм. 1660 1660
Ширина гученицы, мм. 260 260
Боевая масса,м. 5800 6200
Экипаж, чел. 2 2
Бронирование, корпус. мм/град.
ВЛД 15/65 15/65
ПЛД 20/70 35/70
НЛД 10/15 10/15
Борта 15/90 15/90
ВКЛ 13/76 15/76
НКЛ 13/30 25/30
Крыша 13/0 15/0
Днище 6-10/0 6-10/0
Бронирование, башня. мм/град.
Лоб 20/90 35/90
Борта 15/25 25/25
Корма 25/25 25/25
Вооружение 1х20-мм ТНШ обо.1941 г.

1х7,62 ДТ

1х20-мм ТНШ обо.1941 г. 1х7,62 ДТ

ТТХ танков Т-60 (продолжение).

ТТХ танков Т-60 (продолжение)

Т-60 Т-60 усил.брон.
Боекомплект, шт. 780 снарядов

945 патронов

780 снарядов 945 патронов
Углы наведения

оружия, град.

-7/+25 -7/+25
Приборы наведения ТМФП ТМФП
Средства связи Флажки Флажки
Двигатель ГАЗ-202 ГАЗ-202
Мощность, л.с 70 70
Максимальная скорость, км/ч.
по бездорожью 25 25
по шоссе 45 45
Запач хода, км.
по бездорожью 285 280
по шоссе 300 300
Преодолеваемый брод, мм. 900 900
Максимальный угол подъема, град. 29 29

Не едут… и не стреляют…

Вместе с массовым применением с фронта стали приходить столь же массовые рапорты о проблемах с Т-60. Выяснилось, что лёгкий танк недостаточно лёгкий, чтобы его держал наст. Из некоторых бригад прямо писали, что Т-60 могли действовать, только если дорогу в снегу перед ним проложил Т-34 или КВ.

(Фото: ЦА МО РФ)

В итоге одни танкисты скромно намекали, что Т-60 годятся только для преследования противника по дорогам, а другие честно говорили, что оставляли их охранять в тылу разные нужные на войне вещи: штабы, склады или, скажем, баню.

С наступлением тепла и солнышка снег начал пропадать, и проблем у Т-60 поубавилось. Однако когда земля не просто очистилась от белого покрова, но прогрелась и начала пылить, выяснилась ещё одна неприятная вещь. «Спущенная с небес» авиационная пушка, несмотря на все старания приспособить её для танка, оказалась чересчур нежной. Иногда её клинило после одного-трёх выстрелов, иногда ещё раньше. С фронта снова массово пошли рапорты, но теперь уже на тему

Немецкий солдат идет мимо подбитого и горящего советского танка Т-60 во время наступления на Сталинград (https://waralbum.ru/)

Впрочем, даже когда ТНШ работала, шансов у Т-60 против немецких танков было немного. Лучшей тактикой для Т-60 было попытаться заманить вражеские панцеры поближе к противотанковым пушкам или более «взрослым» танкам.

Боевое крещение

Первое массовое применение Т-60 относится к битве за Москву. Они имелись почти во всех танковых бригадах и отдельных танковых батальонах, защищавших столицу. 7 ноября 1941 года в параде на Красной площади участвовало 48 Т-60 из состава 33-й танковой бригады. Это были танки московского производства, горьковские Т-60 впервые вступили в бой под Москвой только 13 декабря.

На Ленинградский фронт Т-60 начали прибывать весной 1942 года, когда для формирования 61-й танковой бригады было выделено 60 машин с экипажами. Небезынтересна история их доставки в осажденный город. Танки решили перевозить на баржах с углем. Это было неплохо с точки зрения маскировки. Баржи везли в Ленинград топливо, примелькались противнику и не каждый раз за ними велась активная охота. К тому же уголь как балласт обеспечивал речным посудинам необходимую остойчивость.

Грузили боевые машины с пирса выше Волховской гидроэлектростанции. На уголь укладывали бревенчатые настилы, на них размещались танки, и баржи отчаливали от берега. Вражеской авиации так и не удалось обнаружить перемещение нашей воинской части.

Боевое крещение 61-й танковой бригады пришлось на 12 января 1943 года – первый день операции по прорыву блокады Ленинграда. Причем бригада, как и 86-й, и 118-й танковые батальоны, также имевшие на вооружении легкие танки, действовала в первом эшелоне 67-й армии и форсировала Неву по льду. Части, оснащенные средними и тяжелыми танками, ввели в бой только на второй день наступления, после того как был захвачен плацдарм глубиной два-три километра, а саперы усилили лед.

Воевали Т-60 и на Южном фронте, особенно активно весной 1942 года в Крыму, участвовали в Харьковской операции и в обороне Сталинграда. Т-60 составляли значительную часть боевых машин 1-го танкового корпуса (командир – генерал-майор М. Е. Катуков), совместно с другими соединениями Брянского фронта, отражавшего немецкое наступление на Воронежском направлении летом 1942 года.

К началу контрнаступления Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов 19 ноября 1942 года в составе танковых бригад оставалось уже довольно мало боевых машин этого типа. Недостаточно бронированный и слабовооруженный Т-60 обладал очень низкой устойчивостью на поле боя, становясь легкой добычей средних и тяжелых танков противника. Справедливости ради надо признать, что танкисты не особенно любили эти легкобронированные и слабовооруженные машины с пожароопасными бензиновыми двигателями, называя их БМ-2 – братская могила на двоих.

Последней крупной операцией, в которой использовались Т-60, стало снятие блокады Ленинграда в январе 1944 года. Так, в числе 88 машин 1-й танковой бригады Ленинградского фронта находился 21 Т-60, в 220-й танковой бригаде их было 18, а в 124-м танковом полку Волховского фронта к началу операции 16 января 1944 года имелось в наличии лишь 10 боевых машин: два Т-34, два Т-70, пять Т-60 и даже один Т-40.

На базе Т-60 выпускалась реактивная установка БМ-8-24 (1941), а также были разработаны и изготовлены опытные образцы танка с 37-мм пушкой ЗИС-19, 37-мм зенитной самоходной установки (1942), 76,2-мм самоходно-артиллерийской установки, зенитного танка Т-60-3 с двумя спаренными 12,7-мм пулеметами ДШК (1942) и самоходно-артиллерийской установки ОСУ-76 (1944). Все эти машины оказались не слишком удачными, так как для использования в качестве базы для САУ танк Т-60 явно не подходил.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: