Я «женщина» я «всё могу»

«z»: секретная операция по оказанию помощи китаю

Помощь братьям коммунистам

В начале второй японо-китайской войны (1937 — 1945 год) у японцев на вооружении было около семисот самолетов, а у китайцев не больше шестисот. Это были в основном бипланы с максимальной скоростью полета до 350 км/ч. В свою очередь с 1936 года в Японии начали производство истребителей Mitsubishi А5М, которые могли разгоняться до запредельных на тот момент 450 км/ч. Из-за значительного превосходства в скорости японские истребители уничтожали намного больше китайских самолетов и быстро одержали господство в воздухе. Ситуация стала критической, и Китай был вынужден просить помощи у Советского Союза.

Японский истребитель Mitsubishi А5М| Фото: Уголок неба.

26 сентября 1937 года Сталин начал секретную операцию «Z» (по примеру операции «X» в Испании). В качестве воздушной поддержки в Китай было отправлено 93 самолета, среди которых были истребители И-16, истребители И-15 бис и бомбардировщики СБ. Так как многие опытные советские асы воевали в Испании, в Китай в большинстве направляли летчиков из числа курсантов Московской летной академии не имевших боевого опыта.

Советский И-16| Фото: Википедия.

Основная проблема заключалась в транспортировке самолетов в КНР. Ближайший аэропорт к китайской границе находился в Алма-Аты и пилотам приходилось лететь через Гималаи. На запредельной высоте, без точной карты и в условиях низких температур. Первый самолет-разведчик, отправленный для прокладки маршрута, врезался в гору и рухнул на землю. Летчику удалось спастись и его через неделю, обмороженного, но живого нашли местные жители. Постепенно маршрут был составлен, но очередная советская эскадрилья низменно теряла в горах каждый третий самолет.

Братская помощь

В столкновении между КНР и Японией (в 1937 году) Советский Союз занял сторону Китая – страны, выбравшей строительство коммунизма. Главные боевые действия разворачивались в воздухе. Китайская армия обладала 600 единицами воздушной техники, представлявшей собой бипланы, разгоняющиеся до 350 км/час. У японцев количество самолетов превышало всего на сотню, но летательные аппараты были более маневренные и могли летать со скоростью, превышающей 450 км в час. Это позволяло последним одерживать регулярные победы, разбивая технику противника. Когда обстоятельства приобрели критический характер, правительство Китая попросило поддержки у СССР.

Братская помощь не заставила себя долго ждать. По распоряжению Сталина была разработана секретная военная операцию, получившая название «Z». Осенью 1937 года в сторону Китая вылетело более 90 советских боевых самолетов. Пилотировали их тогдашние выпускники летной Академии, без боевой практики: опытные летчики воевали добровольцами в Испании.

Первая проблема, с которой столкнулись самолеты – это дальность расстояния (ближайший аэродром был в Алма-Ате) и отсутствие секретного маршрута. Первый же разведывательный самолет, пролетая над Гималаями, врезался в скалу и разбился. К счастью, пилот смог катапультироваться. Последующие эскадрильи, отправляясь по уже проложенному пути, так же теряли самолеты.

Helping the communist brothers

At the beginning of the second Sino-Japanese War (1937-1945), the Japanese had about seven hundred aircraft in service, while the Chinese had no more than six hundred. These were mainly biplanes with a maximum flight speed of up to 350 km / h. In turn, since 1936, Japan began the production of Mitsubishi A5M fighters, which could accelerate to the outrageous at that time 450 km / h. Because of their significant speed superiority, Japanese fighters destroyed many more Chinese aircraft and quickly gained air superiority. The situation became critical, and China was forced to ask for help from the Soviet Union.

Japanese fighter Mitsubishi A5M |

On September 26, 1937, Stalin launched the covert Operation Z (following the example of Operation X in Spain). 93 aircraft were sent to China as air support, including I-16 fighters, I-15 bis fighters and SB bombers. Since many experienced Soviet aces fought in Spain, most of the pilots were sent to China from among the cadets of the Moscow Flight Academy who did not have combat experience.

Soviet I-16 |

The main problem was the transportation of aircraft to the PRC. The nearest airport to the Chinese border was in Almaty and the pilots had to fly through the Himalayas. At prohibitive heights, without an accurate map and in low temperatures. The first reconnaissance plane sent to plot the route crashed into a mountain and crashed to the ground. The pilot managed to escape and a week later, frostbitten, but found alive by the local residents. Gradually, the route was drawn up, but the next Soviet squadron lowly lost every third plane in the mountains.

Япона ас наступает и проигрывает

В том же феврале, используя сухопутные и воздушные силы, японская армия предприняла первое масштабное наступление на Ухань. Японские милитаристы намеревались ожесточёнными бомбардировками уничтожить командную систему китайской армии и деморализовать китайских солдат. Именно в небе над Уханем случились самые ожесточённые воздушные бои с участием советских лётчиков, которые показали, что значит настоящий воздушный ас.

Одним из запоминающихся стал бой 29 апреля. Желая преподнести подарок своему императору Хирохито по случаю его дня рождения, командование японской армии направило на Ухань сорок с лишним истребителей и бомбардировщиков. Свято веря, что те устроят хороший именинный «фейерверк» не только на земле, но и в воздухе, они не предполагали, что китайские лётчики окажут достойную встречу. А помогут им в этом — советские истребители. Всего за какой-то час ожесточённого боя японцы потеряли половину своих самолётов и почти полсотни пилотов.

Из архива
Воздушный бой с японцами на картине китайского художника.

Сражение при Ухане продлилось четыре с половиной месяца, став самой длительной, масштабной и наиболее значимой битвой той войны. Только со стороны Национально-революционной армии Китая в ходе оборонительных боевых действий участвовало свыше одного миллиона человек. Примерно столько же людей было задействовано и со стороны Имперской армии Японии. И снова отличились наши лётчики. В тот период произошло четыре крупных воздушных сражения, в которых советские пилоты совместно с китайскими сбили 52 вражеских самолёта и потопили более 70 военных и транспортных японских судов на реке Янцзы.

Фото из архива
Группа советских лётчиков, участников воздушных боёв в Китае. Слева направо: А.С. Благовещенский, А.Г. Рытов, П.В. Рычагов, Ф.П. Полынин.

Первый опыт тактики «камикадзе»

Весной 1938 года впервые стала применяться тактика тарана, идя «лоб в лоб». Первым протаранил японский самолет наш летчик Шустер, погибший в смертельной атаке. Позже повторил его «маневр» пилот Губенко. С японской стороны подобный поступок был совершен в середине лета того же года. Вражеский истребитель сначала подбил нашу машину, затем пошел на таран и уничтожил ее до конца.

Подобный опыт ведения сражения был взят на заметку Такидзиро Ониси – организатором бомбардировки Перл-Харбора. Об этом он написал в своих книгах-воспоминаниях. Став основателем эскадрильи самоубийц, он получит прозвище «отца камикадзе». Однако мало кому известно, что «вдохновителями» Ониси были советские летчики.

Дальний Восток в огне

С самого начала XX века на восточных границах России происходили бурные события. Сначала в Маньчжурии разразилось Боксерское восстание, потом началась русско-японская война, Первая мировая, Гражданская с ее Дальневосточной республикой. Казалось, во второй половине 1920-х годов наступило долгожданное затишье — но ненадолго.

Китайское государство, издавна граничившее с Россией, в 1911 году было потрясено революцией. Пала монархия, образовалась республика. В 1916 году умер президент Китайской республики Юань Шикай (1859 – 1916). Началась эра милитаристов: страну поделили между собой военные губернаторы.

В те времена в Китае насущно стояло решение земельного вопроса. Безземельные и малоземельные крестьяне были вынуждены брать пахотную землю в аренду у лендлордов, отдавая им большую часть выращенного урожая. Этим была обусловлена борьба на внутриполитической арене страны 2 держав: США и Японии. В то время американское правительство сделало упор на внешнеэкономическую экспансию. Еще в годы Первой половины войны посол Соединенных Штатов в Китае П. С

Рейнш обратил внимание на масштабы внутреннего рынка страны. Поэтому к концу боевых действий 11 ноября 1918 года позиции Америки в торговле в Китае были достаточно сильными

Понимая, что Китай экономически важен, США выступили против раздробленности и за формирование мощного проамериканского правительства в раздираемом противоречиями Китае. В противовес им складывался второй центр силы, который ориентировался на Японию. Последняя была заинтересована в разжигании войны в государстве и его дальнейшем распаде на подконтрольные марионеточные режимы. Это было связано с большой потребностью Японии в природных ресурсах. Тем не менее в результате противостояния она была вынуждена уступить, т. к. американское правительство оказывало покровительство своим ставленникам и создавало благоприятное впечатление о себе в глазах китайского населения. Расправившись при помощи американцев с прояпонскими элементами, китайская власть приняла решение ликвидировать и коммунистов.

Чан Кайши

В 1926 – 1928 годах лидер партии Гоминьдан главнокомандующий национально-революционной армией Чан Кайши при содействии коммунистов совершил поход, в ходе которого ему удалось объединить страну. Однако, опасаясь коммунистов, он начал их репрессировать. Внутри страны вновь вспыхнула борьба за власть. Началась гражданская война. Воспользовавшись этим, японские войска вторглись в Маньчжурию и образовали на ее территории марионеточное государство Маньчжоу-го. Таким образом, они вышли на границу с СССР. Создалась угроза советскому Дальнему Востоку. Поэтому Советский Союз решил оказать помощь Китаю, чтобы предотвратить возможное японское нападение.

В таких обстоятельствах интересам Советского Союза отвечала стабилизация власти. Особый интерес у СССР вызывал и приграничный Синьцзян, который волнения также не обошли стороной. В 1933 году в этой провинции Китая к власти пришел Шэн Шицай, ставший генерал-губернатором. Он опирался на военную помощь СССР: приграничный контингент периодически вступал в бои на стороне китайских войск на синьцзянской территории, а затем возвращался обратно на советскую. Благодаря этому Шэн Шицаю удалось упрочить мир в регионе.

Reply to the Japanese

By the time all Soviet aircraft arrived at the scene, there was practically nothing left of the Chinese air fleet. The Japanese completely controlled the air. On November 21, 1927, seven Soviet I-16s went on their first combat mission. They were opposed by twenty of the latest Japanese aircraft. The Russians won the battle without casualties, but managed to shoot down two Japanese A5Ms and one bomber. The next day, another Japanese fighter was shot down. With relatively similar flight characteristics, more powerful weapons were installed on Soviet vehicles.

Volunteer pilots in China

On November 24, the Japanese took revenge and shot down three Soviet I-16s. The Russians quickly mastered combat tactics and soon began to outnumber the Japanese in diving and turning. According to Novate.ru, on December 1, Soviet pilots managed to shoot down four Japanese fighters and ten bombers. In this battle, two I-16s crashed, but fortunately, the pilots managed to eject and landed in the rice fields.

I-16 fighter aircraft with identification marks of the Air Force of the Republic of China |

Towards the end of the year, Soviet bombers attacked a Japanese airbase in Shanghai and destroyed about thirty fighters and biplanes. On February 23, 1938, a squadron of twenty-eight SB made the legendary raid on a Japanese airbase in Taiwan. In total, about two thousand bombs were dropped and forty brand new Italian Fiat p.20 bombers were destroyed.

Ответ японцам

К моменту, когда все советские самолеты добрались на место, от китайского воздушного флота практически ничего не осталось. Японцы полностью контролировали воздух. 21 ноября 1927 года в первый боевой вылет отправились семь советских И-16. Противостояли им двадцать новейших японских самолетов. Русские одержали победу в бою без потерь, но сумели сбить два японских A5M и один бомбардировщик. На следующий день был подбит еще один японский истребитель. При относительно схожих летных характеристиках на советских аппаратах было установлено более мощное вооружение.

Летчики-добровольцы в Китае. Справа налево: Ф.П. Полынин, П.В. Рычагов, А.Г. Рытов, А.С. Благовещенский| Фото: Live Journal.

24 ноября японцы взяли реванш и сбили три советские И-16. Русские быстро осваивали тактику ведения боя и скоро стали превосходить японцев в мастерстве пикирования и виражей. По данным Novate.ru, 1 декабря советские летчики сумели сбить четыре японских истребителя и целых десять бомбардировщиков. В этой битве два И-16 потерпели крушение, но к счастью, пилоты успели катапультироваться и приземлились на рисовые поля.

Истребитель И-16 с опознавательными знаками ВВС Китайской республики| Фото: ВикиЧтение.

Под конец года советские бомбардировщики атаковали японскую авиабазу в Шанхае и уничтожили около тридцати истребителей и бипланов. 23 февраля 1938 году эскадрилья из двадцати восьми СБ совершила легендарный налет на японскую авиабазу в Тайване. Всего были сброшено около двух тысяч бомб и уничтожено сорок новеньких итальянских бомбардировщиков «Фиат BR.20».

Помощь по-русски и — помощь по-американски

Всего за четыре года — с 1937-го по 1941-й — Советский Союз помимо боевых самолётов (данные разнятся от 565 до более 1.000 единиц) передал Китаю несколько десятков танков, около 1.600 артиллерийских систем и большое количество боеприпасов. В качестве добровольцев в войне участвовало порядка пяти тысяч советских граждан, из которых более трёх с половиной тысяч были лётчики, инженеры и авиатехники. Четырнадцати советским пилотам, защищавшим небо Китая, было присвоено звание Героя Советского Союза. Помимо проявления воздушного геройства (наши асы сбили 986 японских самолётов) советские спецы успели построить несколько авиационных баз, один ремонтно-сборочный завод и даже создать училище для подготовки пилотов.

Очень показательна в сравнении военная, дипломатическая и экономическая помощь США и их союзников. С декабря 1937 года ряд событий (нападение на американскую канонерскую лодку «Пэнэй», резня мирного населения в Нанкине и др.) повернули общественное мнение США, Франции и Великобритании против Японии. Это побудило «тройку» начать обеспечение Китайской Национальной партии кредитами на военные нужды.

Фото из архива
Американские лётчики из эскадрильи Flying Tigers воевали в Китае за деньги.

В середине 1941-го правительство США профинансировало создание своей авиагруппы, пришедшей на смену советским самолётам и добровольцам, которые в связи с нападением фашистской Германии были отозваны в СССР.

В дальнейшем, продолжая оказывать давление на японскую армию, действовавшую в Китае, «тройка» и примкнувшие к ней Нидерланды установили эмбарго на торговлю нефтью и сталью с Японией.

Интервенция

7 июля 1937 года японцы, в руках которых находились все земли к северу, западу и востоку от Пекина, обстреляли мост Марко Поло недалеко от китайской столицы. Это стало началом масштабной интервенции в Китай. 28 июля они заняли Пекин, 30 июля – Тяньцзинь. 13 августа завязались бои за Шанхай.

В таких условиях 21 августа того же года года в столице Поднебесной городе Нанкине министр иностранных дел Китая Ван Чунхуэй и полпред СССР Д. В. Богомолов подписали договор о ненападении. В октябре того же года Советский Союз начал в страну военные поставки. В Китае не существовало авиационной промышленности, а имеющиеся самолеты были устаревшими. Поэтому особенно важными стали поставки новейших советских истребителей И-15 и И-16, бомбардировщиков АНТ-40 (СБ) и ДКБ-30 (ДБ-3). Они успешно конкурировали с японскими моделями. Техника шла через Алма-Ату и Урумчи в Ланьчжоу. К ней был прикреплен обслуживающий персонал с летчиками.

Последние были исключительно добровольцами. Происходило это так: их вызывало начальство, рассказывало о том, что происходит на Дальнем Востоке, и интересовались, желает ли летчик помочь соседней стране в борьбе против оккупанта. Практически всегда пилоты соглашались.

Сталин был не готов объявить открытую войну Японии, поэтому пребывание советских вооруженных сил на территории Китая скрывалось. Летчики ехали в командировку на положении гражданского населения. В самой стране они были вынуждены носить местную военную форму и летать на авиации с китайскими опознавательными знаками.

Первая схватка советских ВВС с японцами произошла в небе Нанкина 21 ноября 1937 года, вскоре после прибытия на аэродром. В ней приняли участие 20 японских самолетов и 7 советских И-16. Потери японцев составили 2 бомбардировщика и 1 истребитель Mitsubishi A5M..

В последних числах ноября вражеские самолеты поднялись, чтобы бомбить очередной китайский аэродром. Против них выступили два И-16. Им удалось сбить один бомбардировщик. Другие скинули бомбы, даже не зайдя на цель.

1 декабря советские летчики ликвидировали еще несколько единиц боевой авиации противника, рвавшейся к Нанкину. На следующий день недалеко от столицы они уничтожили 6 бомбардировщиков, 3 декабря – 4. Удачными оказались и удары по японским судам на Янцзы и наступающим сухопутным войскам.

Проблема в том, что японская авиация была гораздо многочисленнее. В свое время она уничтожила весь китайский авиапарк. Погибали и советские летчики, которые попросту не имели опыта сражений с таким сильным противником.

Постепенно подходили дополнительные силы из СССР.  Наравне с авиацией, уже находившейся в Китае, они дислоцировались на аэродромах Ханькоу и Наньчан. Тем не менее 13 декабря под ударами японцев пала столица Китая город Нанкин.

Генерал Фынь По

Китайцы считают датой начала Второй мировой войны не 1 сентября 1939 года, а 7 июля 1937 года. В тот день японцы спровоцировали конфликт у моста Лугоуцяо близ Пекина. 18 июля они начали широкомасштабное вторжение в центральные области Китая и к концу месяца овладели Пекином и Тяньцзинем. Осенью, несмотря на усилившееся сопротивление китайцев, пал Шанхай. А в конце года тяжкая участь постигла Нанкин. Взяв эту временную столицу Китая, японцы устроили зверскую резню, жертвами которой стали 200 тыс. гражданских лиц.

wikipedia.org
Карта японо-китайской войны с июле 1937 — июне 1941 гг.

Несмотря на не особо теплые отношения с правительством Чан Кайши, наша страна всецело поддержала Китай не только на дипломатическим фронте, но и военно-технической помощью. Значительную ее часть составляли самолеты, которых в самый критический момент у китайцев оставалось не более трех десятков (да и то — устаревших моделей).

hdnux.com
Чан Кайши.

Летчиков в армии Китая тоже было очень мало, поэтому вместе с техникой из Советского Союза в Поднебесную отправились опытные асы. Перед ними стояла задача не только готовить кадры для китайской авиации, но и самим воевать в небе против японцев. А чтобы не обострять отношения с Японией, все наши летчики официально считались «добровольцами».

Одну из групп таких «добровольцев» возглавлял капитан Федор Петрович Полынин. В соответствии со значимостью должности, которую он занял в армии Чан Кайши, капитан Федор Полынин стал именоваться генералом Фынь По. Все его подчиненные тоже на время превратились в «китайцев».

wikipedia.org
Фёдор Полынин.

Kamikaze tactics

In the spring of 1938, Japanese and Soviet fighters began to ram each other, which had never been practiced before. The first ram was made by the Soviet pilot Shuster in battle on April 29. Both pilots were killed in a violent head-on collision. In May of the same year, the Soviet ace Gubenko successfully rammed a Japanese fighter. Later, for this act, he was awarded the Golden Star of a Hero. On July 18, the Japanese A5M made the first attempt at kamikaze. The fighter rammed with a Soviet fighter that it had previously fired upon. The Japanese pilot was killed, and the Soviet pilot managed to survive and even land the damaged I-16.

Takijiro Onishi — «the father of the kamikaze»

These incidents greatly interested the future organizer of the legendary raid on Pearl Harbor Takijiro Onishi, who in the future will be called «the father of the kamikaze». Later, the Japanese described these cases in his memoirs. It was Onisi who founded the first squadron of suicide pilots in 1944, but few people know that it was Soviet pilots who inspired him to this act.

Операция «Зет»

Всё началось в июле 1937 года, когда Япония, после долго непрекращающегося конфликта, напала на Китай.

Всего за несколько месяцев слабые военно-воздушные силы Китая, имевшие на вооружении около ста самолётов (японцы превосходили их почти десятикратно) практически были уничтожены. И национальное правительство Китайской Республики было вынуждено обратиться за внешней помощью.

Фото из архива
Передача советских самолётов Китаю.

После потери контроля над городом Нанкином (тогдашняя столица Китая) в декабре 1937-го национальное правительство Китайской Республики, а вместе с ним и командный штаб, переместились в Ухань. И значительная часть военных событий с начала 1938 года стала разворачиваться именно вокруг Уханя. Но уже до этого наши лётчики успели изрядно потрепать нервы японцам. Поскольку формально Советский Союз и Япония не находились в состоянии войны, присутствие наших военнослужащих в Китае на официальном уровне не подтверждалось. Поэтому советским пилотам на советских машинах приходилось воевать под китайскими именами и не особо афишировать свои действия. Именно по этой причине участие наших лётчиков-добровольцев в войне Сопротивления китайского народа против японских захватчиков разнится по времени и по цифрам. Многие детали долгое время не были преданы широкой огласке, а некоторые, угодив в бурный водоворот истории, и вовсе канули в лету.

Фото из архива
Карта боевых действий наших лётчиков в Китае.

В конце концов

Потери Советского Союза в войне за безопасность своих границ составили 200 человек. Многие их них похоронены на китайской земле. По состоянию на 1941 год большевики поставили Китаю 1250 самолетов. Около 2 тысяч человек, включая авиаторов, сопровождали эти машины на протяжении всего их пути.

В начале 1939 года на территории Китая находились до 5 тысяч военных специалистов из СССР. Стремление помогать своему соседу усложнило и без того натянутые отношения с Японией. Однако разгром ее вооруженных сил близ озера Хасан и на Халхин-Голе оказал огромную моральную и стратегическую помощь китайским войскам и укрепил безопасность границ Советского Союза на Дальнем Востоке. Сам Чан Кайши в письме Сталину от 27 марта 1940 года выражал огромную благодарность за поддержку и надежду, что она будет продолжаться.

В результате хасанских боев вера Японии в возможность открытого вооруженного конфликта с Советским Союзом была подорвана. Сражения же на Халхин-Голе окончательно заставили Японию отказаться от боевых действий против СССР. В правительстве Японской империи возник политический кризис. В отставку ушел премьер-министр страны К. Хиранума. Новый глава правительства Н. Абэ заявил 4 сентября 1939 года, что Япония сохраняет нейтралитет в разгорающемся европейском конфликте. 15 сентября представители СССР, Монголии и Японии подписали соглашение «по поводу конфликта на монголо-маньчжурской границе». Это привело к заключению 13 апреля 1941 года пакта о нейтралитете между Японией и Советским Союзом. Данные последствия имели большое значение и для самого Китая, в котором велись боевые действия. Осознав собственное поражение, японцы были вынуждены сконцентрироваться на ведении войны на море и овладении островами Океании. Из-за этого после начала Великой Отечественной войны, несмотря на требование Гитлера вторгнуться на советский Дальний Восток, японское государство отказало ему.

В то же время для Советского Союза имело значение единство фронта Гоминьдана и Коммунистической партии Китая. Дело в том, что обе партии периодически прибегали к политическим и военным провокациям в отношении друг друга. Однако развязывание гражданской войны в Китае означало бы поражение всего народа в борьбе против японских захватчиков. СССР и Сталин лично не могли этого допустить.

В 1943 году советские военные советники были отозваны из Китая, т. к. они требовались фронту. Восточное побережье Китая до 1945 года находилось под оккупацией Японии, но она, благодаря в том числе и советской помощи, так и не смогла захватить страну целиком.

Китайское государство почтило память советских военнослужащих. В их честь в разных городах страны были воздвигнуты памятники и мемориалы, которые стоят до сих пор. Один из крупнейших находится в городе Чанчуне. Тогда он назывался Синьцзинем и был столицей Маньчжоу-го. Памятник представляет собой обелиск с макетом пикирующего бомбардировщика на оконечности. На боковых сторонах монумента — фамилии 23 погибших авиаторов Красной армии. Но крупнейшее захоронение советских героев находится в городе Ухани — там лежат 29 человек. На нем тоже установлен обелиск.

Мемориал в городе Ухань

Мемориал в городе Ухань

Мемориал в городе Чанчунь

Мемориал в городе Чанчунь. Верхняя часть

Мемориал в городе Чанчунь. Эскиз

Всемирная история. – М.: Соцэкгиз, 1962. – Т. 9. – С. 250. – 750 с.

Мировицкая Р. А. Политика СССР по отношению к Китаю в 1930-е годы. История государства. История России. (25 ноября 2014).

Чудодеев Ю. В. На земле и в небе Китая: советские военные советники и летчики-добровольцы в Китае в период японо-китайской войны 1937-1945 гг. – М.: ИВ РАН, 2017. – 224 с. – 500 экз.

В небе Китая: воспоминания советских летчиков-добровольцев. – М.: Наука, 1980. – С. 203. – 381 с.

Рычагов Павел Васильевич. Сайт «Герои страны

О налете на Тайвань 23 февраля 1938 года.

Губенко Антон Алексеевич. Сайт «Герои страны

Чудодеев Ю. В. На земле и в небе Китая: советские военные советники и летчики-добровольцы в Китае в период японо-китайской войны 1937-1945 гг. – М.: ИВ РАН, 2017. – 224 с. – 500 экз.

Мировицкая Р. А. Политика СССР по отношению к Китаю в 1930-е годы. История государства. История России. (25 ноября 2014).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: