История одного дизайна. башня татлина

Башня татлина

История создания

Разработка монумента принадлежит советскому архитектору Владимиру Евграфьевичу Татлину. Гигантский 400-метровый памятник должен был стать символом всемирной коммунистической власти.

Архитектор вместе с помощниками построил уменьшенную башню высотой 5 метров.

Фанера, дерево, жесть, шпагат послужили основой для создания модели. В ноябре 1920 года она была представлена на выставке. Затем ее передали в Третьяковскую галерею, где она и пропала. Руководители страны башню не оценили. Проект так и остался проектом.

Одна из вновь сделанных моделей была представлена на выставке декоративных искусств в Париже. Именно там, в Париже, создание Татлина получило впервые международное признание, это была золотая медаль. Но в советской России вспоминать об этом было не принято. Тем не менее башня стала символом революционного переворота всего человечества.

Проекты из журнала «Техника-молодежи», которые стали реальностью

И все-таки современное поколение не совсем обмануло ожидания людей из прошлого. Целый ряд проектов, которые представила рубрика «Окно в будущее», были успешно воплощены в жизнь и перестали быть чем-то фантастическим, заняв свою нишу в повседневных вещах нашего настоящего.

Так, например, в рубрике был представлен проект монофона – устройства, записывающего телефонный разговор. Причем советские мечтатели даже разработали собственный алгоритм работы этого аппарата: по информации Novate.ru, запись обязательно должна начинаться после приветствия.

Монофон планировали для записи телефонных разговоров. /Фото: livejournal.com

Сегодня эта разработка прошлого находится в пользовании едва ли не у половины человечества. Вот только название у нее другое – всем известный автоответчик. Либо это просто дань этикету, либо разработчики записывающего устройства все-таки подсмотрели идею у журнала «Техника-молодежи», но каждый разговор на автоответчике действительно начинается с приветствия.

В наше время монофон из журнала называют просто автоответчик. /Фото: dic.academic.ru

Еще одной воплощенной в жизнь идеей людей 20 века были высотные дома. В те времена небоскребы уже строили, но больше на Западе и они еще не стали массовым явлением. Сегодня же высотными домами никого не удивить, ведь их количество растет едва ли не в геометрической прогрессии.

Город будущего у советского человека мог быть только с высотками. /Фото: searchbiznes.ru

Причинами столь активного применения в архитекторских проектах именно многоэтажных зданий являются увеличение численности населения и, вместе с этим, уменьшение площадей земли, которые можно задействовать под строительство.

Сегодня высотные дома – это повседневность. /Фото: seachbiznes.ru

Не забывал советский человек и о небе. Фантазии на тему авиации будущего были не менее популярными. К примеру, очень любили представлять «самолеты-невидимки». А сегодня уже существуют лайнеры, которые не способен «засечь» даже самый современный радар.

Черный дрозд – самолёт, невидимый для радаров. /Фото: techcult.ru

Но авиастроение пошло еще дальше. На сегодняшний день в разработке находятся проекты самолетов, которые могли бы летать не только в привычном небе, но и гораздо выше. Такие лайнеры должны бороздить космическое пространство и доставлять людей к звездам.Еще одним любопытным проектом был универсальный летательный аппарат, не требующий для взлета и посадки специальных условий, какие нужны для обычной авиации. То есть, самолеты, который не нуждается во взлетно-посадочной полосе на земле и аэродроме.

Эта разработка успешно воплотилась в жизнь в военной сфере. Так, ни для кого не является чем-то необычным, когда какой-нибудь истребитель или другой самолет приземляется на специальную платформу на корабле – сегодня это рядовая операция на любом авианосце. Теперь самолеты могут «присесть» даже посреди океана.

Сегодня самолёты могут не долетать до ближайшего аэродрома, если поблизости есть авианосец. /Фото: GetBg.net

Интересно также и то, что советские «прогнозисты» не обошли стороной даже виртуальную реальность. Конечно, прародители Интернета появились в Америке еще во второй половине 20 века, но «Окно в будущее» заглянули еще дальше, предполагая, что однажды люди, находящиеся далеко друг от друга смогут увидеться в реальном времени повсеместно, без применения телемостов. Сегодня эта мечта является для многих из нас частью повседневности и носит имя Skype.

Оказывается, советские мечтатели предугадали даже Скайп. /Фото: wikipedia.org

Конечно, порой идеи советских мечтателей, оставленные на страницах журнала «Техника-маолодежи» и современного человека поразят своей смелостью и оригинальностью. Но кто знает, если часть этих проектов уже воплотилась в настоящем, то другие не останутся навсегда на бумаге, а просто ждут своего часа, когда человечество «дорастет» до таких высот, которые позволят ему воплотить пока несбыточные идеи в жизнь.

«Окно в будущее» о техническом прогрессе и освоении космоса

Пожалуй, больше всего «детей двадцатого века» интересовал вопрос – как и в каких направлениях будет развиваться наука и техника. И, судя по предложенным редакторами рубрики разработкам, в том, что прогресс будет идти семимильными шагами, они не сомневались. Ведь проекты на страницах журнала «Техника-молодежи» и современного человека без труда поразят своей масштабностью.

Самолёты будущего в представлении советских людей. /Фото: ekabu.ru

Советский человек, преисполненный мечтаниями о скором наступлении коммунизма, представлял новый век несколько фантастическим, даже с точки зрения наших дней. Разработки будущего виделись настолько же необыкновенными, насколько и грандиозными.

Полет фантазии мечтателей не ограничивался только планетой Земля. /Фото: yaplakal.com

Самой популярной темой для обсуждения, конечно, был космос. И даже провал советской лунной программы нисколько не смущал граждан СССР. Они с легкостью представляли, как в обозримом будущем люди будут активно исследовать Луну, на которую уже успели высадиться, а потом приступят к ее колонизации. И, конечно, на спутнике Земли человечество не остановится – стоит лишь вспомнить, что еще в те времена прославленный Сергей Королев приступал к разработке проектов по высадке на Марс.

Планы по колонизации Луны уже тогда выглядели весьма реальными. /Фото: yaplakal.com

В реальности все оказалось не совсем так. Луну, конечно, исследуют – ученые даже смогли «добраться» до ее темной стороны, однако пока на этом знакомство человека с ближайшим к нашей планете небесным телом закончилось. А проекты по колонизации спутника пока остаются на стадии разработки. С другой стороны, прогресс не стоит на месте, и кто знает, может, мы успеем застать тот момент, когда первые люди улетят на Луну на ПМЖ.

Другим масштабным прогнозом о космосе было строительство и вывод орбитальных станций. И тут наши предшественники не ошиблись в предположениях, ведь эта задумка успешно воплотилась в жизнь. На сегодняшний день орбитальные станции активно «бороздят просторы Вселенной», пусть и в небольшом удалении от планеты Земля.

Проект орбитальных станций успешно функционирует уже много лет. /Фото: archivsf.narod.ru

№ 5 — «Мега-Сити»

Мега-Сити

«Пирамида Мега-Сити» или Shimizu Mega-City могла быть построена в Японии: здесь всегда были проблемы, связанные с нехваткой территории для проживания, а архитекторы проектируют очень высокие здания. Но «Пирамида Мега-Сити» побила бы все возможные рекорды! Она возвышалась бы над землей на 2000 м и стала бы самым высоким и большим сооружением в мире за всю мировую историю. Внутри смогли бы разместиться до 1 млн человек.

Проект разработали в 2004 году. Территориально Пирамида расположилась бы в Токийском заливе. Под ней планировалось сформировать около 40 прочнейших опор из особого бетона и нанотрубок из углерода. Такое основание позволило бы строению выдержать без труда цунами, сильные землетрясения. 

Уникальная Мега-Сити не увидела свет лишь потому, что ее проект опередил известные технологии. Многие необходимые материалы еще находятся в разработке и даже не прошли испытаний. Футурологи считают, что строительство здания станет возможным к 2110 году.

Впишите открытие/изобретение в таблицу

Внимание!!! Красным выделены изобретения, которые не соответствуют заданию этапа!

Открытие (изобретение)/ученый (изобретатель) Название команды/ссылка на страницу команды
Монорельс П. Шиловского Команда Ingenium
Аидограф П. Флоренского / Двигатель «НК-33» Н.Д. Кузнецова Команда «Минерва»
Терменвокс Л. С. Термена Команда Искатели
Первая в России чугунная рельсовая дорога. П.К. Фролов Команда Эврика
«Самобеглая коляска» Леонтий Шамшуренков Команда Оптимисты
«Аэродинамическая машина» М. В. Ломоносов Сибирские Архимеды
«Интеллектор» («Программирующий прибор») / А. А. Горохов Команда Прогресс
Электрическая дуга / В. В. Петров Команда Аргонавты
«Цветная фотография» Сергей Прокудин -Горский Команда «Внуки науки»
Владимир Кузьмич Зворыкин «Иконоскоп» Команда «Камелот»
Николай Александрович Ягн «Эластипед» Команда Друзья опыта
Первый самолет А.Ф. Можайского Умники и умницы
Зелинский Н.Д. и Куммат М.И. «Противогаз» Команда Знатоки
Самовар братьев Лисициных Команда Молния
Команда Пытливые умы
Стопоходящая машина Пафнутия Чебышева Команда Антарес
Первый ранцевый спасательный парашют Г.Е. Котельникова Команда Маркеры
Анатолий Эдуардович Юницкий. Инновационный струнный транспорт SkyWay. Команда Амазонки
Подводная лодка, оснащённая боевыми ракетами. К.А. Шильдер Новаторы
Александр Николаевич Скрябин. Светомузыка. Команда Winners
Зерноуборочный комбайн, Андрей Власенко Команда «Знайки»
Электрический трамвай/Ф.А. Пироцкий Команда homo sapiens
Гусеничный трактор / Федор Блинов Команда Созвездие
Радиотелефон ЛК-1 (первый сотовый телефон) / Куприянович Леонид Иванович Команда «UNIVERSUM»

Многомоторный самолет «Илья Муромец» / Игорь Сикорский

Команда «Комета»

Двухколесный цельнометаллический педальный самокат / Ефим Артамонов

Команда «Лидеры»

Лампа накаливания / Александр Лодыгин

Команда «Архимеды»

Двухцилиндровая вакуумная паровая машина / Иван Ползунов

Команда «Молодёжь»

Масштабные модели Башни Татлина

Есть несколько миниатюрных моделей Башни Татлайн:

  • В Третьяковской галерее в Москве;
  • В выставочном зале Художественного училища им. Савицкого в Пензе (Россия);
  • В Художественном музее в Стокгольме , Швеция  ;
  • В Королевской академии в Лондоне  : модель была построена в масштабе 1/42 вноябрь 2011 ;
  • В Центре Помпиду в Париже: высота 420 см, модель принадлежит коллекции Национального музея современного искусства . Изготовлен в 1979 году к выставке «Париж-Москва, 1900-1930»;
  • В главной столовой Оксфордского университета .

Несмотря на обилие документации, сделать точную масштабную модель башни сложно. Татлин задумал его как инженера, сделав несколько моделей, но многие его аспекты были взяты из идеологических моделей, и их перевод в материал является предположительным. Мы уверены, что Татлин придумал цвета для своей башни, но мы не знаем, какие именно. Его фасады не были инженерными чертежами. Изначально этот памятник предназначался для перекрытия Невы , и это место редко переводится в реконструкциях. И как передать его значение, если Татлин видит в нем памятник всеобщему коммунизму, укрывающий мировое правительство, разрешающий своими спиралями конфликты мира, его ось направлена ​​к полярной звезде? … Культурный контекст выставок сегодня больше не отражает этот дух.

Башня Татлина, а также Рабочий и Колхозница на российской марке 2000 года .

«Памятник из железа, стекла и революции»

Владимир Евграфович Татлин оставил богатое творческое наследие. Он занимался живописью, дизайном и архитектурой, создавал эскизы театральных декораций и костюмов. Изобретение, в будущем известное как «Татлинская башня», он назвал «Памятником III Коммунистическому Интернационалу». Татлин мечтал совершить переворот не только в культуре, но и в науке и технике. У конструкции, изобретенной им, на тот момент не существовало аналогов. Несмотря на то, что архитектору удалось создать лишь модель башни, оригинальный замысел получил высокую оценку как его советских коллег, так и зарубежных специалистов. В 1925 году башня Татлина отправилась на международную выставку декоративных искусств во Францию, где была выставлена рядом с бюстом В.И. Ленина в советском павильоне. Работа Владимира Татлина получила золотую медаль, а сам архитектор – мировое признание.

Башню Татлин планировал выполнить из стекла и стали – простых, утилитарных материалов. Собирать модель архитектор начал в 1919 году в мастерской Петроградской Академии художеств. Наблюдать за созданием шедевра можно было «в режиме реального времени». Замысел Владимира Татлина оказался глубоко символичным. Предполагаемая высота башни – 400 метров – одна стотысячная длины экватора. Наклон – 23,5 градуса – как у оси Земли. Части башни должны были постоянно вращаться. Внутри здания Татлин собирался разместить три стеклянных помещения, возведенных по сложной системе вертикальных стержней и спиралей. Их архитектор планировал подвесить внутри металлического каркаса башни. Казалось, едва ли кто-то, кроме самого Татлина, понимает, как можно реализовать столь сложный проект. Динамическая архитектурная форма была в те годы непостижимой новинкой. Нарком просвещения Анатолий Луначарский шутливо называл Татлинскую башню «первым советским памятником без бороды».

Каждое из помещений башни отличалось от другого формой и дизайном. Нижнее (обозначенное в схемах буквой «А») имело форму куба. Оно должно было двигаться вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год. Это помещение Татлин отводил под «цели законодательные». Помещение «В» имело форму пирамиды и полный оборот совершало бы за месяц. Там архитектор, по всей видимости, собирался разместить Исполком Интернационала. Самым «скоростным» было верхнее помещение, выполненное в форме цилиндра. Оно предназначалось под «центры характера уведомительного» – например, телеграф и радио. Помещение «С» должно было вращаться со скоростью одного оборота вокруг собственной оси в день. Радиомачты и свет прожекторов расходились бы от башни вверх подобно лучам.

Проект

В первые годы советской власти в России было решено поменять старые памятники на новые монументальные произведения — им отводилась важная роль в распространении коммунистической идеологии. Пока авангардисты занимали руководящие должности в управлении культурой, Владимир Татлин был вовлечён в этот процесс.

В 1920 году Татлин создал из дерева семиметровый макет памятника III Интернационалу. Реальная башня должна была достигать высоты 400 метров, это на 100 метров больше Эйфелевой башни — самого высокого сооружения в то время. Внутри памятника располагались бы четыре гигантских здания разных форм, а в них, в свою очередь, — советские учреждения.

Реализация

Башня Татлина не была построена. Не сохранился и макет: он два года простоял в московском Доме Советов и был демонтирован. О модели мы можем судить только по фотографиям и двум начальным чертежам, которые отличаются от итогового макета.

Почему памятник III Интернационалу так и не был возведён? Сначала революционным художникам дали свободу, и на бывшей Дворцовой площади возникли фантастические временные строения: например, инсталляция Натана Альтмана — колоссальные супрематические конструкции. Однако очень скоро Татлину объяснили, что авангардистские эксперименты большевики не приветствуют и памятники должны быть фигуративными.

Несмотря на настроения правящей верхушки, Татлин верил, что его грандиозный проект станет успешным. Но приняли его в основном сами авангардисты: Владимир Маяковский восторженно приветствовал «первый памятник без бороды», Виктор Шкловский называл «памятник из железа, стекла и революции» «новой Вавилонской башней, которую собираются возвести большевики». В восторге была и западная пресса, в частности немецкая — например, с газеты Frankfurter Allgemeine и начала распространяться новость о башне. При этом комиссар народного просвещения Анатолий Луначарский, ведавший культурой, говорил, что ему хочется сбежать из города, в котором мог стоять «этот монстр».

Кроме того, Татлин не получил образования архитектора (как и любого другого полноценного образования) и создавал свой памятник без профессиональных расчётов или согласования со специалистами. Современный исследователь русского авангарда Шенг Схейен утверждает, что подобный проект даже сегодня не может быть воплощён в жизнь — просто в силу действия физических сил.

Шаропоезд: зима помешала

Шаропоезд Николая Ярмольчука. /Фото: zastava-nkk.ru

В 1929 году Николай Ярмольчук представил интересный проект: им был разработан поезд-монорельс, оснащенный шарообразными колесами и встроенным внутренним электродвигателем. Оригинальный шаропоезд должен был двигаться по желобу из бетона, полукруглой формы. Предполагаемая скорость движения — до 300 километров в час.
В 1933 году было опубликовано мнение экспертной комиссии, которая выявила в проекте существенные недостатки. Например, в холодное время года на желоб намерзал лед, потому передвижение даже с не слишком большой скоростью становилось очень рискованным. Но это было не самым страшным по сравнению с необходимыми для прокладки пути и изготовления двигателей финансов. В результате проект «Шаропоезд» отнесли к экономически нецелесообразным и закрыли.

темы

Вавилонская башня

«Следует отметить метафорический характер проекта — подмеченную, но недостаточно оцененную ассоциацию с библейской Вавилонской башней . Ассоциация между этими башнями основывается не только на сходстве, но и на умышленном контрастном противопоставлении.

Вавилонская башня „высотой до небес“ осталась недостроенной — эту дерзкую мечту предложил осуществить Татлин. Вавилонская башня стала причиной разделения человечества на враждующие нации — Татлин хотел символизировать воссоединение наций в Интернационале. История Вавилонской башни была символом тщетности человеческих дерзаний — проект Татлина поражает вызывающей дерзостью» .

Терра-3: лазерное оружие, которому не хватило мощности

Терра-3 была самым современным для своего времени лазерным противоракетным комплексом. /Фото: himg2.huanqiu.com

Терра-3: так назывался противоракетный и противокосмический экспериментальный комплекс, основу которого составляло лазерное оружие. Такой проект был начат в 1965 году и в последующем удивлял своими противоречивыми результатами.
Что умела Терра-3: засекать космические спутники и получать их координаты, и кроме того, уничтожать их электронные светочувствительные приборы. Все было бы хорошо, но мощности луча для разрушения боеголовок было недостаточно. Разработки велись вплоть до 1992 года, а затем были остановлены как малоперспективные.
Руководил проектом Николай Басов, который считал, что работу следует продолжать. Однако по утверждениям многих инженеров, использование лазера для противоракетной обороны невозможно. Проект Терра-3 был прикрыт, однако он останется в истории как одна из самых дерзких оборонных разработок.

описание

«В 1920 году в Доме Союзов, в фойе, на высоком помосте, стоял большой, метров четырех в высоту, проект памятника III Интернационалу. Татлин давал делегатам съезда (Советов РСФСР.- Ред.) объяснения» .

Лазарь Лисицкий на выставке в доме культуры им. Поля Сезанна в Москве (14 декабря 1920) призвал критиковать и анализировать конструкцию Татлина, чтобы показать, что синтез живописи, скульптуры и архитектуры является здесь самообманом, что синтез с утилитаризмом есть ребяческое неразумие и фикция, что отношение с материалом является злокачественным, что вся конструкция является эстетической и художественной, а не творческой: «разобрав конструкцию, я увидел, что модель может держаться и без спирали» .

«Татлин проектировал здание-памятник грандиозным по размерам (400 м высотой), „построенным на совершенно новых архитектурных началах… совершенно новых архитектурных формах, до сих пор еще не применявшихся“ . Оно предназначалось для размещения главных учреждений всемирного государства будущего…

Башня III Интернационала, по мысли автора, представляла собой открытую пространственную конструкцию из металла, внутри которой, один над другим, крепились четыре больших застекленных объема: куб, пирамида, цилиндр и полусфера. Фактически это четыре самостоятельных крупных здания (ребро куба по проекту — 110 м). Самонесущий каркас башни состоял из двух, подобных пружинам, спиралей, скрепленных в каждом витке с наклонной консольной мачтой. Конструктивная решетка между витками спиралей объединяла элементы этой пространственной конструкции, работавшей как единое целое…

По проекту Татлина самый процесс вращения, из-за очень медленных скоростей, не воспринимался бы глазом. Цель была другая: общий вид колоссального по высоте и величине основных частей сооружения все время менялся бы благодаря изменению взаиморасположения его неподвижных и вращающихся частей…

Созданные формы Татлин наделил символическим смыслом… Глобальное назначение своего проекта Татлин выразил через размеры, формы и движения архитектурных масс, соотносящие „Памятник III Интернационала“ со всей нашей планетой.

Прежде всего об этом говорит наклон основной конструкции, сделанный по проекту Татлина параллельным наклону земной оси. Вслед за этим символом расшифровываются и другие. Вращение отдельных объемов внутри башни вокруг своих осей ассоциируется с вращением Земли. Формы этих объемов, представляющих простые геометрические тела, как бы встают в единый с формой Земли ряд убывающих по размеру и ускоряющихся по скорости вращения тел: шар, куб, пирамида, цилиндр и полусфера. Куб вращается со скоростью одного оборота в год, пирамида делает один оборот в месяц, цилиндр — в сутки, вероятно, скорость вращения полусферы намечалась один оборот в час. Сама высота башни — 400 метров — оказывается не случайной, а кратной земному меридиану, составляя его стотысячную часть» .

«Нижнее помещение (A), представляя по своей форме куб, движется вокруг своей оси со скоростью одного оборота в год и предназначено для целей законодательных. Здесь могут происходить конференции Интернационала, заседания интернациональных съездов и других широких законодательных собраний. Следующее помещение (B), в форме пирамиды, вращается по оси со скоростью одного полного оборота в месяц и предназначено для целей исполнительных (Исполком Интернационала, секретариат и др. административно-исполнительные органы). Наконец, верхний цилиндр (C), вращающийся со скоростью одного оборота в день, имеет в виду центры осведомительного характера: информационное бюро, газета, издания прокламаций, брошюр и манифестов, словом все разнообразие средств широкого осведомления международного пролетариата, в частности же телеграф, проекционные фонари для большого экрана, помещающегося на осях сферического отрезка (a1 — b3), и радио, мачты которого поднимаются над памятником» .

По стопам одаренного творца

Проект Владимира Татлина, к сожалению, не был реализован. Сначала на него, вероятно, не хватило средств. Затем на смену конструктивизму пришли соцреализм и так называемый «сталинский ампир». Архитектурные представления о прекрасном сильно изменились. Ни одна из оригинальных деталей Татлинской башни до сих пор не обнаружена. Архитектор и сам не знал, куда поместили его творение. Владимир Евграфович лишь предполагал, что макет башни находится в запасниках Третьяковки вместе с другими его работами. Советский художник Элий Белютин однажды побывал у Татлина в гостях и увидел висевший на стене эскиз легендарной башни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: