Р-5

Р-5м (8к51) - ракетный комплекс

«Айвенго» промолчал

Но было еще одно кодовое слово, которое сопровождало первые в мире испытания баллистической ракеты с ядерной боеголовкой — и которого, в отличие от «Байкала», никому услышать не хотелось. В отличие от четырех первых ракет, на пятой, с реальным спецбоеприпасом, была установлена аппаратура подрыва ракеты — АПР. Создавать ее пришлось, исходя из того, что оснащенная атомной боевой частью ракета в случает отклонения от курса или отказа двигателей представляет куда большую опасность, чем ракета с обычной взрывчаткой. Допускался даже вариант, при котором в случае боевого применения при техническом сбое ракета могла упасть на своей территории, а не на территории противника — и нужно было разработать и испытать систему ее уничтожения до срабатывания спец-БЧ.

Слово одному из ближайших сподвижников Сергея Королева — Рефату Аппазову, принимавшему участие в операции «Байкал» и отвечавшему как раз за новенькую АПР, установленную на ракете Р-5М. О том, какие эмоции он испытывал 2 февраля 1956 года, профессор рассказал в своей книге воспоминаний «Следы в сердце и в памяти»: «День старта мог быть и перенесен, если погодные условия не позволили бы вести уверенное наблюдение с пункта АПР. Но прогноз синоптиков оказался точным: небо ясное, небольшой морозец способствовал поддержанию бодрого боевого настроения. <…> Обстановка была более напряженной, чем во время подготовки обычных ракет, почти не было заметно посторонних разговоров и лишних хождений вокруг да около. Сергей Павлович, как всегда, подзывал привычным движением то одного, то другого, давал указания, задавал последние вопросы, спрашивал, не появились ли какие-то сомнения, просил немедленно докладывать о малейших замеченных неполадках. На предстартовом заседании Государственной комиссии руководители всех служб полигона и систем ракеты доложили о полной готовности, и было принято решение о пуске ракеты.

За час до старта наш расчёт АПР (аварийного подрыва ракеты) отбыл на своё рабочее место, но перед этим состоялось одно очень узкое совещание, состоящее всего из трёх человек, участникам которого сообщили слово-пароль, при произнесении которого должна была подрываться ракета. Таким словом оказалось «Айвенго». Почему именно это слово, кто его выбрал и какое отношение к предстоящей работе имел этот средневековый рыцарь — я так и не узнал. Скорей всего, это была фантазия самого Сергея Павловича, либо его заместителя по испытаниям Леонида Воскресенского, человека с весьма неординарным мышлением. <…> Схема приведения в действие системы АПР была такова. При появлении опасных отклонений я произносил слово-пароль, телефонист тут же повторял его в трубку, соединявшую наш пункт с бункером, а в бункере Л. А. Воскресенский нажимал на кнопку, передающую эту команду по линии радиосвязи на летящую ракету. Не знаю, как остальные, но я чувствовал очень сильное волнение, видимо, осознавая свою особую роль в предстоящей операции. Скажу откровенно, мне было страшновато…»

Но «Айвенго» промолчал: ракета почти не отклонилась от заданной цели. Вспоминает Рефат Аппазов: «Сто пятнадцать», — слышу голос секундометриста и думаю: «Скоро конец». «Сто двадцать», — и вот долгожданное мгновение: двигатель выключен, огонёк в поле зрения теодолита погас. Можно дышать, двигаться, разговаривать. Оторвавшись от теодолита, первым делом протер очки. Мы пожали друг другу руки, поздравили с успехом и стали ждать транспорт, который бы доставил нас до старта. <…> Как только мы прибыли на место, он (Сергей Королев. — Прим. авт.) отвёл меня чуть в сторону от большого своего окружения и спросил, как далеко от цели могла отклониться головная часть. Я ответил, что всё должно быть в пределах эллипса рассеивания, так как никаких ненормальностей в полёте заметно не было».

Ядерная война в России — какие города в опасности

История

Проекции Р-5

Ведущими конструкторами этой ракеты были Д. И. Козлов и И. П. Румянцев. Разработка ракеты Р-5 началась после отказа от завершения разработки ракеты Р-3 с проектной дальностью 3000 км, которая была признана нереализуемой на том этапе развития ракетной техники. Вместо этого было решено разработать ракету с дальностью около 1200 км на основе технических решений, уже опробованных на предыдущих ракетах и воплотить часть из того, что предназначалось для ракеты Р-3. Это была первая советская ракета с несущим баком жидкого кислорода, лишённым теплоизоляции (что компенсировалось подпиткой перед стартом). Кроме этого, конструкторы отказались от стабилизаторов, сделав ракету аэродинамически неустойчивой, хотя воздушные рули остались.

Изначально ракета снаряжалась фугасной боевой частью (БЧ) массой 1 тонна. Помимо основного варианта с одной боевой частью, у неё были варианты с тремя и пятью фугасными БЧ, с соответственно уменьшенной дальностью. Эти дополнительные БЧ подвешивались сбоку. В 1955 году были также начаты работы под шифром «Генератор-5» по разработке специальной боевой части с боевыми радиоактивными веществами («грязная бомба»), закончившиеся тремя испытательными пусками в 1957 году. Для снаряжения БЧ ядерными материалами применялся специально разработанный самоходный манипулятор «объект 805» массой 72 тонны.

Двигатель РД-103

Двигатель РД-103 для Р-5 был ещё более форсированной версией двигателя ракеты Р-1, превзойдя исходный по тяге в 1,7 раза. В частности, камера сгорания была переделана из грушевидной в сферическую. Топливом служил 92% этанол, как и в ракете Р-2 .

Испытания


Геофизические ракеты Р-2А и Р-5А на выставке на полигоне Капустин Яр

Перечень пусков Р-5 на испытаниях
№ п/п Дата пуска Тип и заводской № ракеты Место старта Дальность, км Отклонение X(по дальности), км Отклонение Z(по боку), км Расчёт Результат пуска Примечание
Первый этап экспериментальных пусков
1 15 марта Р-5 4 ГЦП 270 −6,041 +0,526 Норма
2 18 марта 1953 Р-5 4 ГЦП 270 −3,812 +0,497 Норма
3 2 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1200 −12,634 +0,674 Норма
4 8 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1178 Авария
5 19 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 −7,540 +0,951 Норма
6 24 апреля 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 Авария
7 13 мая 1953 Р-5 4 ГЦП 1206 −10,089 −0,801 Норма
8 23 мая 1953 Р-5 4 ГЦП 550 −5,962 +0,812 Норма С четырьмя дополнительными боевыми отсеками
Второй этап экспериментальных пусков
9 30 октября Р-5 4 ГЦП 1185 −0,462 −0,845 Норма
10 3 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −1,814 −0,130 Норма
11 17 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,804 −0,053 Норма
12 21 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −2,622 −0,836 Норма
13 26 ноября 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −567,44 +56,6 Авария Выдача несанкционированной команды на выключение ДУ из-за повреждения в бортовой кабельной сети
14 5 декабря 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −1,1 −1,55 Норма
15 9 декабря 1953 Р-5 4 ГЦП 1185 −0,066 −1,767 Норма
Пристрелочные испытания
16 12 августа Р-5 № К3-1 4 ГЦП 1191,4 −404,475 −3,469 Авария
17 17 августа 1954 Р-5 № К3-2 4 ГЦП 1191,4 +133,0 −7,9 Норма
18 19 августа 1954 Р-5 № К3-3 4 ГЦП 1191,4 −9,829 −0,450 Норма
19 24 августа 1954 Р-5 № К3-4 4 ГЦП 1191,4 −6,0 −2,0 Норма
20 25 августа 1954 Р-5 № К3-5 4 ГЦП 1191,4 −2,6 +1,5 Норма
21 5 сентября 1954 Р-5 № К3-11 4 ГЦП 1191,4 −1,872 −0,524 Норма
22 8 сентября 1954 Р-5 № К3-7 4 ГЦП 1191,4 +0,580 +0,542 Норма
23 9 октября 1954 Р-5 № К3-9 4 ГЦП 1191,4 Норма Воздушный разрыв ГЧ
24 19 октября 1954 Р-5 № К3-6 4 ГЦП 1191,4 −3,524 −1,799 Норма
Зачётные испытания
25 30 декабря Р-5 № К3-10 4 ГЦП 1191,4 −20,758 −0,518 Норма
26 6 января Р-5 № К3-13 4 ГЦП 1191,4 −2,227 −0,851 Норма
27 8 января 1955 Р-5 № К3-12 4 ГЦП 1191,4 −3,897 −1,660 Норма
28 17 января 1955 Р-5 № К3-14 4 ГЦП 1191,4 −6,123 −0,722 Норма
29 21 января 1955 Р-5 № К3-17 4 ГЦП 1191,4 −0,400 +1,062 Норма
30 22 января 1955 Р-5 № К3-18 4 ГЦП 1191,4 0,0 0,0 Норма Воздушный разрыв ГЧ
31 25 января 1955 Р-5 № К3-19 4 ГЦП 1191,4 Авария
32 29 января 1955 Р-5 № К3-20 4 ГЦП 1191,4 −2,884 −0,518 Норма
33 1 февраля 1955 Р-5 № К3-15 4 ГЦП 1191,4 −3,294 −0,535 Норма
34 7 февраля 1955 Р-5 № К3-8 4 ГЦП 1191,4 +1,237 −0,872 Норма

Эксплуатация и текущее состояние

Основная статья: Стратегические ядерные силы Российской Федерации

25 марта 2008 года. Главком РФ Дмитрий Медведев поднимается на борт РПКСН К-433 «Святой Георгий Победоносец»

В период с 1976 по 1984 годы в строй ВМФ СССР вошли 14 ракетоносцев типа «Кальмар». Девять ракетоносцев проекта 667 БДРМ «Кальмар» находились в составе Тихоокеанского флота и пять — на Северном флоте.

Развёртывание ракет Р-29Р по годам
месяц ПУ Р-29Р Боезарядов на Р-29Р боезарядов МСЯС всего % Р-29Р в общем количестве боезарядов МСЯС
декабрь 1976 16 48 937 5,12
декабрь 1977 48 144 1051 13,70
декабрь 1978 96 288 1192 24,16
декабрь 1979 144 432 1262 34,23
декабрь 1980 192 576 1373 41,95
декабрь 1981 224 672 1617 41,56
декабрь 1982 224 672 1617 41,56
декабрь 1983 224 672 1801 37,31
декабрь 1984 224 672 1965 34,20
декабрь 1985 224 672 2217 30,31
декабрь 1986 224 672 2262 29,71
декабрь 1987 224 672 2434 27,61
декабрь 1988 224 672 2470 27,21
декабрь 1989 224 672 2732 24,60
декабрь 1990 224 672 2795 24,04
декабрь 1991 224 672 2712 24,78
декабрь 1992 224 672 2712 24,78
декабрь 1993 224 672 2712 24,78
декабрь 1994 208 624 2564 24,34
декабрь 1995 208 624 2080 30,00
декабрь 1996 208 624 2016 30,95
июль 1997 208 624 2480 25,16
июль 1998 208 624 2480 25,16
июль 1999 208 624 2400 26,00
июль 2000 192 576 2272 25,35
июль 2001 128 384 1868 20,56
июль 2002 112 336 1744 19,27
июль 2003 96 288 872 33,03
июль 2004 96 288 672 42,86
октябрь 2005 96 288 672 42,86
июль 2006 96 288 672 42,86
январь 2007 96 288 672 42,86
январь 2008 82 246 630 39,05
январь 2009 69 207 612 33,82

В связи с выполнением договоров по ограничению стратегических наступательных вооружений подводные ракетоносцы постепенно выводятся из состава флота. В 2008 году после ремонта К-44 «Рязань» была переведена с Северного флота, на Тихий океан. По состоянию на конец 2009 года в строю осталось пять подводных лодок проекта 667БДР (К-211 «Петропавловск-Камчатский», К-223 «Подольск», К-433 «Святой Георгий Победоносец», К-506 «Зеленоград» и К-44 «Рязань»). Все они находятся в составе Тихоокеанского флота и входят в 16-ю оперативную эскадру атомных подводных лодок с базированием в бухте Крашенинникова, посёлок Рыбачий (Камчатка).

По состоянию на июль 2009 года на них было развёрнуто 69 ракет Р-29Р (из 80 возможных) с 207 боезарядами. Что составляло 35 % от стратегических боезарядов, развёрнутых на подводном флоте и 7,7 % от общего .

В ходе эксплуатации для подтверждения боевой готовности подводные лодки регулярно осуществляют учебные пуски ракет Р29Р:

Дата РПКСН Место запуска Цель Примечание
10.09.2006 18:50 МСК К-433 «Святой Георгий Победоносец» из района о. Симушир в акватории Тихого океана полигон Чижа успешный запуск. Два блока поразили намеченную цель.
07.08.2007 К-211 «Петропавловск-Камчатский» Тихий океан? ? успешный запуск
01.08.2008 К-44 «Рязань» Баренцево море полигон Кура успешный запуск
12.10.2008 К-506 «Зеленоград» Тихий океан полигон Чижа успешный запуск
06.10.2009 К-433 «Святой Георгий Победоносец» Охотское море полигон Чижа успешный запуск
07.10.2009 К-44 «Рязань» Охотское море полигон Чижа успешный запуск
28.10.2010 K-433 «Святой Георгий Победоносец» Охотское море полигон Чижа успешный запуск
19.10.2012 K-433 «Святой Георгий Победоносец» Охотское море полигон Чижа успешный запуск
30.10.2015 К-223 «Подольск» Охотское море полигон Чижа успешный запуск

Последствия ядерной война между Россией и США

Русский «Хитрец»

Успешное завершение государственных испытаний — это, как правило, достаточное основание для того, чтобы новый образец был принят на вооружение. Так произошло и с ракетой Р-5М: постановлением Совмина СССР от 21 июня 1956 года первая в мире баллистическая ракета с ядерной боеголовкой (индекс ГРАУ — 8К51, первоначально — 8А62М) была принята на вооружение инженерных бригад Резерва Верховного главнокомандования — так в то время назывались подразделения будущих РВСН. Впрочем, этот документ лишь зафиксировал статус-кво, поскольку первая часть, вооруженная модернизированными «пятерками», встала на боевое дежурство еще в мае.

О появлении у Советского Союза нового, невиданного доселе оружия мир узнал осенью 1957 года. 7 ноября несколько транспортных установок с Р-5М приняли участие в параде по случаю 40-летия Октябрьской революции — именно так, по традиции, советское руководство демонстрировало иностранным дипломатам новые образцы вооружения. Внушительного размера ракеты (длина — 20,8 м, диаметр — 1,65 м, стартовый вес — 29,1 т) проехали по Красной площади, убеждая мир, что у Советской Армии есть сильнейшие средства доставки атомного оружия. Новинка получила индекс НАТО Shyster — то есть хитрец, крючкотвор, стряпчий по темным делам.

Ракеты Р-5М на параде в Москве 7 ноября 1957 года.

В этом выразилось то изумление, которое пережил Запад, узнав о существовании «пятерок» нового образца. А Р-5М действительно была весьма прогрессивным для своего времени оружием. Время полной подготовки к старту — 2-2,5 часа, время нахождения в боевом положении на стартовом столе — один час, мощность боеприпаса — 0,3 мегатонны. При дальности полета в 1200 километров эти ракеты, расположенные у западных границ Советского Союза, могли достичь многих важных объектов в Западной Европе. Но — не всех. И потому уже в феврале 1959 году два дивизиона 72-й гвардейской инженерной бригады РВГК под командованием полковника Александра Холопова были переброшены в ГДР.

Это перемещение проходило в обстановке такой секретности, что о нем не знало даже руководство «дружественной социалистической страны»: вряд ли бы немецкому коммунистическому правительству пришлось по вкусу известие о размещении на территории страны советских атомных ракет. Один дивизион разместился под городом Фюрстенбергом, второй — поблизости от военного аэродрома Темплин. Но, впрочем, оставались они там недолго: осенью того же года оба дивизиона вернулись к месту дислокации бригады в город Гвардейск Калининградской области. К тому времени на вооружение уже приняли новую ракету Р-12 с большей дальностью полета, и необходимость размещать Р-5М за пределами Советского Союза отпала.

Ракета Р-5М в парке имени Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Галактиона Алпаидзе в г. Мирный.

Р-5М у входа в Центральный музей Вооруженных сил СССР.

Ракеты Р-5М оставались на вооружении достаточно долго — вплоть до 1966 года. В общей сложности завод в Днепропетровске (будущее КБ «Южное») выпустил 48 ракет этой модификации, из которых наибольшее число — 36 — стояли на боевом дежурстве в 1960-1964 годах. Постепенно в частях, вооруженных Р-5М, их заменили на Р-12, а первые советские баллистические ракеты с ядерной БЧ начали занимать места на постаментах в разных уголках страны. Долгое время одна из них возвышалась над входом в столичный Музей Вооруженных сил, другие были частью экспозиции музея Сергея Королева в Житомире, памятником в Мирном и в Филиале Центрального музея РВСН в городе Балобанове… Но какая бы судьба не была им уготована, они навсегда заняли свое место в истории не только отечественных ракетных войск, но и в истории всего человечества — как символ начала ракетно-ядерной эры.

//

Лётно-технические характеристики

Разведчик Р-5 стал, в каком-то смысле уникальным самолётом. Большинство его одноклассников вышло из эксплуатации ещё в 30-е годы, а по универсальности с ним вряд ли кто-то мог сравниться. Можно сопоставить параметры биплана Поликарпова с британским лёгким бомбардировщиком «Харт».

ТТХ Р-5 Hawker Hart
Размах крыла, м 15,5 11,3
Длина, м 10,5 8,9
Максимальная взлётная масса, т 3,3 2
Максимальная скорость, км/ч 228 298
Вооружение 7,62 мм курсовой пулемёт, 2х7,62 мм пулемёта на турели 7,7 мм курсовой пулемёт, 7,7 мм турельный пулемёт
Боевая нагрузка, кг 500 227

Британский самолёт уступал машине Поликарпова по массе и размерам, и превосходил по скоростным качествам. Возможно, это и стало платой за меньшую универсальность – «Харт» использовался в основном, как бомбардировщик.

Лёгкий штурмовик Р-5Ш

Существовали модификации связного самолёта и истребителя, но ни штурмовика, ни пассажирского самолёта из «Харта» не получилось. Кроме того, в Королевских ВВС он не имел такого значения, как Р-5 в советской авиации.

Он не обладал выдающимися параметрами или передовой конструкцией, но в то время важнее было иметь простую и надёжную конструкцию и не вызывать трудностей в эксплуатации.

Характеристики машины были подобраны наиболее оптимально. Это и обеспечило долговечность и многофункциональность самолёта.

Где нельзя и где можно

Есть версия, что Советский Союз подтолкнула к созданию «Молодца» информация о разработке подобного боевого железнодорожного комплекса в Америке, где над аналогичными системами начали работать еще в начале 1960-х годов. Возможность погрузить ракету на железнодорожную платформу появилась после того, как были созданы твердотопливные двигатели: они были гораздо более устойчивыми к вибрациям при движении по железной дороге. В качестве вооружения боевых железнодорожных комплексов планировалось использовать ракеты «Минитмен».

Презентация модели ракетного поезда в корпорации «Боинг», конец 1960-х годов

Довольно быстро стало понятно, что проще построить достаточное количество шахтных установок: Советский Союз в тот момент не обладал достаточно точными боеголовками, и подземные пусковые комплексы в США оставались в относительной безопасности. Но со временем советские ракетчики сумели существенно повысить точность боеголовок, и в 1986 году американские военные вновь вернулись к идее «ракетного поезда». На сей раз в качестве главного оружия для него выбрали ракеты «Миротворец»: каждый состав специального назначения должен был нести две таких «сигары». Дело дошло даже до воплощения идеи в металле, но в конечном итоге Америка отказалась от использования боевых железнодорожных комплексов. Официально причиной такого решения стала излишняя дороговизна системы и повышенная нагрузка на железнодорожную сеть (не стоит забывать, что в США она находится в собственности нескольких частных компаний, что осложняет эксплуатацию систем железнодорожного ракетного пуска). В действительности работы над проектом завершились в 1991 году, когда Советский Союз уже не представлял для Соединенных Штатов такой опасности, как прежде, а его руководство послушно следовало в фарватере американской политики.

Так, по мнению западных художников, должен был выглядеть советский боевой железнодорожный комплекс на стартовой позиции в Сибири

Примечательно, что начало работ над вторым вариантом «ракетного поезда» в США совпало с окончанием конструирования и производства первого советского боевого железнодорожного комплекса. Судя по всему, получив точные данные разведки, что советские конструкторы сумели не только решить проблемы размещения ракет на железнодорожных пусковых установках, но и довести дело до серийных образцов, американские военные поняли, что СССР обладает оружием ответного удара, которое ставит под угрозу все планы по безответному нападению. Ведь ракетный состав, способный за сутки пройти расстояние в тысячу километров, причем так, что его практически невозможно отследить, подобен иголке даже не в стоге, а в горе сена!

Старт ракеты РТ-23УТТХ из пускового контейнера БЖРК «Молодец». Хорошо виден еще не до конца распрямившийся обтекатель

Это соображение и заставило заокеанских партнеров Михаила Горбачева и Бориса Ельцина изо всех сил давить на них на переговорах, добиваясь непременного уничтожения именно «Молодцов». Это в итоге и было сделано: из 12 «поездов-призраков», как их называла западная пресса, или «составов номер ноль», как их называли в СССР, осталось только два (да и то превращенных в музейные экспонаты).

2.2. Зенитные пушечно-ракетные комплексы

ЗПРК “Тунгуска”

Зенитный пушечно-ракетный комплекс “Тунгуска” предназначен для поражения самолетов и вертолетов противника, действующих на предельно малых, малых и средних высотах со скоростями до 500 м/с, с перегрузками до 7 ед. Он может использоваться для борьбы с наземными целями.

Состоит на вооружении армий стран-участниц, бывшего Варшавского Договора и СССР.

В состав ЗСУ входят следующие основные элементы и устройства:

– пушечное вооружение;

– ракетное вооружение;

– радиолокационная сис-тема;

– цифровая вычислитель-ная система;

– оптический прицел с системой наведения и стабилизации;

– силовые гидравлические приводы наведения оружия;

– система измерения углов качки и курса;

– система связи и др. аппаратура и устройства.

Пушечное вооружение предназначено для поражения воздушных и наземных целей снарядами. Оно состоит из двух 30-мм автоматов.

Ракетное вооружение предназначено для наведения ракеты на цель и ее поражение. В состав ракетного вооружения входит полуавтоматическая радиокомандная система наведения ракеты и ЗУР.

Таблица 23.

Основные тактико-технические данные ЗПРК “Тунгуска”

Пушечное вооружение

Dстр. макс./мин.,м

4000/200

Макс. курсовой параметр,м

2000

Hпораж.

3000

Vц.макс.,м/с

500

Боекомплект,выстрелов

1936

Вероятность поражения цели

0,4 – 0,9

Ракетное вооружение

Dстр. макс./мин.,м

8000/2500

Макс. курсовой параметр,м

4000

Hпораж. макс./мин.,м

3500/15

V ц.макс.,м/с

500

Вероятность поражения цели

0,5 – 0,9

Количество ракет на ПУ ЗСУ

8

РЛС обнаруж.

Режим работы

имп.

РЛС сопровожд.

Добн.(Н=25–3500м.), км.

16 – 18

Dэф. пораж. наземных слабобронированных целей,м

2000

Функционирование ЗПРК “Тунгуска”

При обстреле цели ракетами применяется режим сопровождения цели по угловым координатам с помощью оптического визира. При появлении цели в поле зрения оптического прицела наводчик переходит к ее сопровождению и с помощью датчика команд управляет приводами прицела таким образом, чтобы свести к нулю рассогласование между “маркой” прицела и целью.

После схода ракеты с пусковой установки она делает дугообразный выход на траекторию и попадает в поле зрения оптического пеленгатора аппаратуры выделения

координат (АПК). По световому сигналу от трассера ракеты в АПК вырабатываются угловые координаты ракеты относительно линии визирования, которые поступают в цифровую вычислительную систему, где вырабатываются команды управления и передаются через шифратор на ракету.

Сильные стороны

Слабые стороны

– высокая мобильность;

– возможность применения пушечного и ракетного вооружения;

– возможность поражения целей на ПМВ;

– возможность использования по наземным целям.

– невозможность использования в СМУ;

– недостаточная помехозащищенность;

– невозможность поражения целей на курсовых параметрах более 4000 ми высотах более 3500 м.

Способы использования слабых сторон ЗПРК

для преодоления их противодействия:

1. Выполнение полетов на H > 3500 м.

2. Применение групповых и индивидуальных средств РЭБ.

3. Выполнение полетов в СМУ.

4. Выполнение в зоне поражения противоракетных и противозенитных маневров.

Пуски ракет Р-5М 8К51 в 1955 году

Красным цветом выделены ракеты, пуски которых завершились неудачей.

Дата Ракетодромы Информация о ракете
1955/01/20 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-2
1955/01/25 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 К3-19
1955/02/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-3
1955/02/14 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-4
1955/04/29 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-5
1955/05/20 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-6
1955/05/26 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-1
1955/06/06 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-7
1955/06/15 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-10
1955/06/22 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-9
1955/06/23 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-12
1955/06/28 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-11
1955/06/30 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-8
1955/07/07 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-13
1955/07/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-14
1955/08/09 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-18
1955/08/12 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-17
1955/08/16 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-16
1955/09/19 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-20
1955/09/23 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-19
1955/09/27 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-24
1955/10/01 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-25
1955/11/01 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-23
1955/11/04 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-21
1955/11/19 Капустин Яр СССР; Р-5М 8К51 С1-22

От ракет Конгрива до «Катюш»

Результаты концентрации усилий не замедлили проявиться. К 1936 году работы по жидкостным ракетным двигателями завершились созданием ОРМ-65. К этому двигателю была создана крылатая ракета «212», которая совершила первый полёт 29 января 1939 года. Конструкторами ракеты и двигателя были Королёв и Глушко. Это была первая советская управляемая ракета современного типа. Именно с модели «212» начался путь человека в космос.

Изрядные успехи были достигнуты и в сфере твердотопливных реактивных снарядов. В 1937 году Советская армия приняла на вооружение доработанные снаряды РС-82 и РС-132, используемые в авиации. Уже в 1939 году эти снаряды нашли боевое применение в сражении на Халхин-Голе, где истребители-ракетоносцы сбили два японских самолёта.

Сбитый японский самолёт во время боёв на Халхин-Голе

С началом Великой Отечественной войны выяснилось, что реактивные снаряды плохо пригодны для маневренного воздушного боя, зато чрезвычайно эффективны при массовом применении, что доказали ещё ракеты Конгрива в начале XIX века.

К сожалению, политика террора 1937—1938 годов коснулась и учёных-ракетчиков. Был арестован Лангемак, которого вскоре расстреляли, Глушко и Королёв также оказались в заключении и до 1944 года работали в тюремных шарашках.

В 1939 году в Реактивном институте начались работы по созданию наземных мобильных реактивных миномётов. На базе уже созданных авиационных снарядов были разработаны модели Р-8 и Р-13 — именно ими вооружили знаменитые «Катюши» моделей БМ-8 и БМ-13, боевое применение которых доказало высокую эффективность ракетных технологий и сыграло важную роль в победе над фашистской Германией.

Так скромный и незаметный эксперимент 3 марта 1928 года стал началом стремительного развития реактивной техники.

История создания

В 20-е годы считалось, что основой военной авиации должны быть лёгкие многоцелевые самолёты. Уровень развития авиапромышленности не располагал к строительству множества специализированных самолётов, а технические требования были достаточно невысокими, чтобы им удовлетворяла одна и та же машина.

«Универсальный» летательный аппарат должен был проводить разведку, бомбить объекты, обеспечивать поддержку наземных войск пулемётным огнём. Кроме того, опыт послевоенных лет показал, что такая техника находит применение и в мирной жизни – в качестве транспортных и пассажирских самолётов.

Первым «многоцелевым разведчиком» в СССР стал Р-1, представляющий собой адаптированный вариант британского самолёта DH-9. Р-1 оказался настолько удачным, что ни цельнометаллический Р-3, ни модернизированный Р-4 заменить его не смогли. Однако замена была уже необходимой – требовался самолёт с более высокими боевыми качествами.

К лету 1927 года подготовили и утвердили эскизную схему Р-5, а в августе уже построили макет из дерева. Первый прототип строили в течение 1928 года, а в сентябре того же года его поднял в воздух Михаил Громов. По результатам облёта в конструкцию внесли некоторые изменения (в частности, увеличили площадь оперения), а в начале 1929 года начались государственные испытания.

Цикл испытаний завершился ночным беспосадочным перелётом по маршруту Москва-Севастополь. Кроме лётчика-испытателя Виктора Писаренко в перелёте участвовал командующий ВВС РККА Алкснис.

Самая мощная ядерная ракета

Советское военно-политическое руководство давно хотело заполучить высокоэффективное оружие большой разрушительной силы, поэтому 21 июня 1956 года ракета Р-5М была официально принята на вооружение. После этого началось ускоренное развертывание нового комплекса. 0 появлении у Советского Союза нового, невиданного доселе оружия, мир узнал осенью 1957 года. 7 ноября несколько транспортных установок с Р-5М участвовало в параде по спучаю 40-летия Октябрьской революции. Именно так, по традиции, советское руководство демонстрировало иностранным дипломатам новые образцы вооружения.

Внушительного размера ракеты (длина — 20,8 метра, диаметр — 1,65 метра, стартовый вес — 29,1 тонны) проехали по Красной площади, убеждая мир, что у Советской армии есть сильнейшее средство для доставки атомного оружия. Новинка получила индекс НАТО. Р—5М действительно была весьма прогрессивным для своего времени оружием. Уже к концу 1956 года на боевое дежурство поставили 24 ракетных комплекса, через год их число удвоилось. Время подготовки к старту ракет Р-5М составляло около двух часов. Мощность ядерной боеголовки возросла в несколько раз.

Использование в качестве окислителя жидкого кислорода не позволяло хранить заправленную ракету более 30 суток Опытные образцы ракет Р-5 и Р-5М производились на заводе №88 в подмосковных Мытищах, а немного позднее — на днепропетровском заводе №586.

Модификации

Базовый самолёт Р-5 стал основой для множества модификаций. Штурмовик Р-5Ш получил усиленное вооружение – под нижним крылом устанавливали целую батарею из 8 пулемётов ПВ-1, а максимальная бомбовая нагрузка была увеличена до 500 кг. Одноместный торпедоносец Р-5Т имел переделанное шасси, чтобы освободить под фюзеляжем место для торпеды. Морской разведчик МР-5 установили на деревянные поплавки, оклеенные полотном.

Лёгкий самолёт для гражданской авиации получил обозначение П-5. На его базе также подготовили поплавковый вариант. П-5Л (или ПЛ-5) оснастили «лимузином» — закрытой кабиной для 2 пассажиров. Более совершенный ПР-5 получил закрытую кабину и изменённый фюзеляж, внутри которого размещался отсек для 4 человек. ПР-5 мыслился, как самолёт для северных регионов, но в итоге для Арктики разработали другую модификацию – АРК-5. Тот вариант оснащался обогревом кабины и бортовыми контейнерами для погрузки снаряжения.

Хвостовое оперение создавало «мёртвую зону» в секторе обстрела оборонительной турели – это попытались устранить с помощью оперения V-образной формы. Для испытания авиационных дизелей использовали Р-5, оснащённый немецким мотором JuMo-4. Кроме этого, разведчик активно использовался для экспериментов изобретателя Гроховского. Самой известной его разработкой стали грузовые контейнеры, подвешивающиеся на бомбодержателях.

Другой проект представлял собой воздушный укладчик кабеля – за кабиной наблюдателя устанавливалась катушка с кабелем, который разматывался с помощью сброшенного груза. Наконец, под крылом Р-5 пытались подвешивать обтекаемые капсулы, из которых должны были десантироваться парашютисты.

Ещё в начале 30-х годов Р-5 пытались оснастить верхним разрезным крылом с механизацией. Машина успешно прошла испытания, но было решено, что лётные качества удовлетворительны и без усложнения конструкции. Вариант с улучшенной аэродинамикой, форсированным двигателем и усиленным вооружением получил название Р-5ССС (или просто ССС). Он стал основой для Р-Z – модификации настолько глубокой, что её уместно читать уже другой моделью самолёта.

Р-Z получил фюзеляж овального сечения, закрытую кабину и новый двигатель М-34. Выпускалась и пассажирская модификация П-Z, но её долговечность оказалась ниже, чем у самолёта П-5.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: