Реформатор иконописания. симон ушаков

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию подготовили
    Гнатенко Софья и Терентьева Сабрина
    5 б класса

  • Слайд 2

  • Слайд 3

  • Слайд 4

  • Слайд 5

    Андре́й Рублёв (около 1360 — 17 октября 1428, Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.
    Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х гг., из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Принял монашеский постриг в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

  • Слайд 6

    Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если ему поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль. В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».

  • Слайд 7

  • Слайд 8

    На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.

  • Слайд 9

    В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и, вдобавок, сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

  • Слайд 10

    Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).

  • Слайд 11

  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

  • Слайд 15

  • Слайд 16

  • Слайд 17

  • Слайд 18

  • Слайд 19

  • Слайд 20

Посмотреть все слайды

Биография иконописца Андрея Рублёва

Историки предполагают, что знаменитый иконописец родился, примерно, в 1360 году (не ранее 1340 и не позднее 1370). Место рождения точно не известно. Случилось это событие или в Московском княжестве, или на землях Великого Новгорода. И звали новорождённого совсем не Андрей – это имя иконописец получил позднее, при совершении монашеского пострига. Есть вопросы и к фамилии. Дело в том, что в те времена фамилии имели только знатные или образованные люди. Однако, у знатного человека не могло быть фамилии Рублёв. А «Рублёв» происходит не от рубля, а от инструмента для выделки кож «рубеля».

В каких краях и как проходило детство будущего иконописца, как прошло отрочество и где он учился, достоверных сведений нет. В 1405 году Андрей Рублёв постригся в монахи, в московской Спасо-Андрониковом монастыре. В том же году была сделана запись в «Троицкой летописи» о росписи домовой церкви московского князя Василия I (старшего сына князя Дмитрия Донского):

Из этой записи следует, что чернец Рублём был младшим членом артели иконописцев. Впрочем, примечателен сам факт – заказ почётный и сложный. И к такому заказу не мог быть допущен начинающий иконописец. В 1405 году Рублёв уже признанный мастер. В противном случае его работы были бы анонимными, как у большинства старорусских иконописцев, чьи труды дошли до нашего времени.

Три года спустя, в 1408 году, что следует из «Троицкой летописи», Даниил Чёрный и Андрей Рублёв начали роспись Владимирского Успенского собора, который был сооружён в двенадцатом веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Больше Гнездо. После ордынского набега в начале пятнадцатого века собор сильно пострадал и московский князь Василий I решил начать восстановительные работы в соборе.

До наших дней от трудов Рублёва и Чёрного в Успенском соборе сохранились лишь часть иконостаса (самого большого в России) и небольшие фрагменты настенной росписи. Иконы деисусного ряда (с изображением Христа) достигают в высоту до 3,5 метра. При написании этих икон Рублёв совместил художественные традиции Византии и традиции московской школы иконописи Феофана Грека. При этом Рублёв уже допускает  отступления от принятых канонов: живописец по-своему трактует образы Христа и Богоматери, и изображённых на иконах святых. Искусствоведы отмечают, что фрагмент Страшного Суда написан, как праздник справедливости и вечной жизни для праведников. До Рублёва Страшный Суд писали, как мрачную сцену наказания грешников.

Помимо написания икон и создания фресок Андрей Рублёв много времени уделял иллюстрирования книг: в частности, было создано несколько рисунков к Евангелию Хитрово (Евангелие названо по имени его владельца боярина Богдана Хитрово).

Особенности иконописи Андрея Рублёва

«Спас Вседержитель» (1410 — 1420-е годы)Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера. 158 x 106смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Ранние работы Андрея Рублёва в полной мере соответствуют принятым на начало пятнадцатого века правилам иконописи – в те времена на православных образах изображали святых с суровыми и аскетичными ликами, которым были присущи византийские черты: высокий лоб и большие глаза, тонкие губы и прямой греческий профиль. При этом иконописцы писали, в основном, сдержанными и тёмными цветами (коричневый, тёмно-красный, охристо-жёлтый).

Работы раннего Рублёва, по заключению реставратора и иконописца начала ХХ века Василия Гурьянова:

Впоследствии Рублёв постепенно отходит от принятых канонов иконописи. Всё чаще мастер пользуется светлыми и лёгкими красками: золотисто-жёлтой, розовой и светло-голубой. Изменяются и лики на рублёвских иконах: проступает всё больше славянских черт – округлый овал лица, русые волосы и светлые глаза, широкий лоб. Изменяется и выражение ликов: святые и ангелы становятся радостными и светлыми, с одухотворённым взглядом, а некоторые чуть заметно улыбаются.

В поздних работах Рублёв всё чаще использует приём лессировки (на основной слой краски наносится ещё одни, тонкий и полупрозрачный. И на этом слое Рублёв выписывает более тонкие детали изображения). В результате у иконописца получались плавные линии и плавные переходы цвета.

Рублёв Андрей, древнерусский живописец

 Рублёв Андрей (р. около 1360-1370 — ум. 1427 или 1430), древнерусский живописец. Один из создателей московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре. (см. Троице-Сергиева лавра) или, по другим исследованиям, в Андрониковой монастыре.Творчество Рублeва Андрея развивалось на почве художественной культуры Московской Руси и обогатилось знакомством с византийской художественной традицией. Мировоззрение Андрея Рублeва формировалось в атмосфере национального подъёма второй половины XIV — начала XV вв. В своих произведениях Андрей Рублeв, оставаясь в границах средневекового восприятия и воспроизведения действительности, утверждал возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти идеалы воплощены в иконах Звенигородского чина («Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел» — все рубеж XIV-XV вв., по другим исследованиям, 1410-е гг., ГТГ), где строгие плавные контуры, широкая манера письма, светоносный колорит близки к приёмам монументальной живописи.  В конце XIV — начале XV вв. (по другим исследованиям, около 1411 или 1427) Андрей Рублeв создал свой шедевр — икону «Троица» (ГТГ), наполненную глубоким поэтическим и философским содержанием. Изображение 3 ангелов вписано в круг, подчиняющий себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. Просветлённые, чистые тона, особенно васильково-голубой («голубец»), прозрачно- зелёный, золотистый, сливаются в тонко согласованную гамму, контрастное противопоставление которой тёмно-вишнёвому одеянию среднего ангела подчёркивает ведущую роль его фигуры в общей композиции. Совершенство художественной формы «Троицы» выражает высший для своего времени нравственный идеал гармонии духа с миром и жизнью. В 1405 Андрей Рублeв совместно с Феофаном Грекоми Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились); в 1408 совместно с Даниилом Чёрным — Успенский собор во Владимире (росписи сохранились частично) и создал иконы для его многоярусного иконостаса (ГТГ, ГРМ). Из фресок этого собора наиболее значительны сцены «страшного суда», трактованного Андреем Рублeвым как праздник торжества справедливости, как утверждение духовной сущности человека. В 1425-27 Андрей Рублeв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (росписи не сохранились) и написал несколько икон для его иконостаса, которым свойственны нарастание драматизма («Апостол Павел»), некоторая сумрачность колорита, усиление декоративного начала. Последней работой Андрея Рублeва  некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, сохранились фрагменты орнаментов). Ему приписывают (при отсутствии точных доказательств) ряд других работ: фрески Успенского собора на Городке в Звенигороде (конец XIV — начало XV вв., сохранились фрагменты), иконы «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, ГТГ), часть икон праздничного чина Благовещенского собора Московского Кремля (1399 или 1408), некоторые миниатюры «Евангелия Хитрово» (конец XIV — начало XV вв., Библиотека СССР имени В. И. Ленина, Москва).Творчество Андрея Рублeва является одной из вершин русской и мировой культуры.

Лит.: Н. Демина, «Троица» Андрея Рублева, ; И. Э. Грабарь, Андрей Рублeв, в его кн.: О древнерусском искусстве, М., 1966; В. Н. Лазарев, Андрей Рублeв и его школа, М., 1966; Андрей Рублeв и его эпоха. Сб. ст., М., 1971; М. В. Алпатов, Андрей Рублeв. ; В. А. Плугин, Мировоззрение Андрея Рублeва, М., 1974; М. А. Ильин, Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева, М., 1976; Андрей Рублeв и его школа. , М., 1978; В. И. Сергеев, Рублeв, М., 1981; Троица Андрея Рублева. Антология, М., 1981.

Родительская категория: Биография

Категория: Краткая биография

Техника рублевской иконописи

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами. Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

Ранние работы Рублева иконописец и реставратор начала ХХ века Василий Гурьянов описывал так: «…лики написаны тонкослойно с соблюдением крайней последовательности в переходе от освещенных мест к неосвещенным, выглядят определенно зеленоватыми в тенях и моделированы коричневой («темной») охрой без отметок, т.е. без ударов на наиболее светлых местах для обозначения белою краскою бликов; в соответствии с ликами так же слабо моделированы и фигуры, а контур обозначен лишь тонкой описью».

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой. Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию», — писал искусствовед Михаил Алпатов.

Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали. Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Работы Рублева

Кроме росписей на стенах храмов, до наших дней сохранились и некоторые иконы. Им были написаны 9 образов деисусного чина, но сохранились всего три, которые найдены невероятным образом: в 1918 г. была отправлена экспедиция для поиска старинных икон, которые искали в сараях, подвалах и других постройках вблизи храмов. И вот в одном из таких сараев, под наколотыми дровами были обнаружены три большие черные доски. Реставратор, очистивший часть иконы, чуть не потерял сознание, поняв что найдены работы Рублева. Это иконы Спаса, Архангела Михаила и апостола Павла (предполагается, что этот образ мог написать Даниил Черный, так как стиль письма этой иконы более строг). Неотразимой является его величайшая работа – икона Троица (1420 г.), где не видно никаких разделений между ипостасями Бога – все равны, едины. На ней изображены трое ангелов, сидящие за столом с жертвенной чашей и ведущие между собой безмолвный разговор. Нет четкой привязанности к ветхозаветному преданию. Она является образом утешения, надежды и радости, образом жертвенной любви Бога к людям. Византийские богословы связывали образ Троицы с понятиями веры, надежды и любви. Этим творением Рублев так же выступает глубочайшим богословом!

Дымом писанные цвета, не знающие четких контуров, дышащие и светящиеся изнутри, несущие любовь и утешение – таков стиль работ гениального и святого иконописца, преподобного Андрея Рублева!

Биография

Родился Алексей Валерьевич 15 февраля 1972 г. в Омске в семье не менее известной актрисы Любови Полищук и эстрадного артиста Валерия Макарова.

Интересно, что в документах Алексея – в свидетельстве о рождении и других – указана дата рождения 15 апреля, однако сам он утверждает, что при их оформлении была допущена ошибка.

Первые 4 года прошли в Омске, однако пристрастие отца к спиртным напиткам положило конец существованию брака родителей, и в 1976 году он вместе с матерью переезжает в Москву.

С отцом

У Алексея было достаточно сложное детство – по причине занятости матери он был отправлен в интернат, где и получил среднее образование, и об этих годах вспоминает достаточно неохотно. Однако уже в этом возрасте он проявляет актерский талант, выступая в интернате на праздниках и в театральных постановках.

С мамой

Когда Алексею было 11 лет, его мать во второй раз выходит замуж за художника Сергея Цигаля и мальчика забирают из интерната в обычную школу. У Алексея появляется сестра Мариэтта.

Алексей с сестрой Мариэттой

В одном интервью Алексей Валерьевич вспоминает:

Уже в старших классах Алексей Макаров принимает решение стать актёром, однако его матери такой выбор сына очень не понравился. Причиной такого отношения к стремлению сына она называет его упрямство – как вспоминала Любовь Полищук, она была уверена, что на съёмочной площадке её сын не будет в должной мере слушаться режиссера из-за вспыльчивости и сложности характера.

Тоже интересно: биография сына Елены Яковлевой Дениса Шальных

Тем не менее, упрямство сына одержало верх над наставлениями матери, и Алексей пробует поступить в ГИТИС. Первая попытка становится провальной, но уже в следующем году приёмная комиссия при повторном поступлении Алексея зачисляет его на курс Хомского, который он заканчивает в 1994 году.

С мамой и отчимом

Сам Алексей говорит:

Несмотря на то, что мать Алексея была достаточно знаменита, молодому актёру пришлось прокладывать путь к признанию собственными силами – получив образование, он устраивается в театр имени Моссовета, но долгое время не получает главных ролей, появляясь в эпизодах.

Одной из самых известных его работ в театре становится роль Ирода в спектакле «Иисус Христос – Суперзвезда», однако после неё Алексей решает попробовать свои силы в кино.

Алексей второй справа в спектакле (1994)

На тот момент у него уже был некоторый опыт работы на съёмочной площадке – дебютировал Алексей в картине «На углу, у Патриарших» в 1995 году, также появлялся в фильмах «Ворошиловский стрелок» и «Чек».

Первая роль Алексея (слева) в кино

Далее Алексей несколько лет подряд играет эпизодические роли во множестве картин – «Дальнобойщики», «Дневник убийцы», «Марш Турецкого», «Светские хроники», но настоящую известность получает после съёмок фильма «Личный номер» в 2004 году, в котором Алексей играет военнопленного офицера.

Фильм «Личный номер»

После этого востребованность Алексея Макарова, как актёра, растёт – он снимается в фильмах «Чудеса в Решетове», «Моя Пречистенка» и даже появляется на одной площадке со своей матерью в одной из серий сериала «Моя прекрасная няня».

По теме: актеры сериала «Моя прекрасная няня» сейчас

К этому времени Алексея Макарова приглашают и на телевизионные проекты – в 2003 году он участвовал в телеигре «Форт Боярд» в команде с Михаилом Ефремовым, играл в «Угадай мелодию» с А. Стекловой и А. Носиком, из которой вышел в третьем туре, а также в шоу «Ледниковый период», в котором вышел на лёд в паре с Анной Семенович.

Телеигра «Форт Боярд»

Шоу «Ледниковый период»

Ни один последующий год не проходит без съёмок картин с его участием – выходят фильмы «Офицеры», «Царь», «На крючке!», «Лектор», «Три мушкетёра» и многие другие.

«Лектор»

Образец для написания

С иконой «Святая Троица» связано обстоятельство, которое не вызывает сомнений, не нуждается в уточнении и является точно датированным историческим фактом, который ставит этот художественный памятник в совершенно особое, единственное в своем роде положение. На Стоглавом соборе, созванном в Москве царем Иваном Грозным в 1551 году, икона письма Андрея Рублева была указана в качестве образца для изображения Святой Троицы. Ни в истории Византийской Церкви, ни у нас больше нет таких примеров, когда не только рекомендуется тип обрисовки, но упоминается определенное произведение названного по имени живописца.

Это событие можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, оно свидетельствует о том, что икона преподобного Андрея Рублева приобрела к середине XVI столетия общецерковную известность. Во-вторых, о ней имела представление государственная власть, поскольку на работу Андрея Рублева ссылается собор в ответе на царский вопрос, как писать Святую Троицу. Но главное, эта икона была соборным разумом единодушно признана вершиной выражения центрального догмата христианской веры.

На Стоглавом соборе темам иконописания было уделено небывалое внимание. Обсуждались и каноны, и традиции этого искусства, и духовный характер труда, и требования к личным достоинствам живописцев, и даже художественное качество произведений

Можно предположить, что в этом же ряду стоял и вопрос о Троице. Однако особое внимание, которое и впоследствии оказывалось образу, написанному рукой преподобного Андрея Рублева, свидетельствует об исключительном значении этой иконы.

Более тысячелетия отделяет шедевр Андрея Рублева от первых изображений Святой Троицы в христианском искусстве. За это время ее иконография претерпела немалые изменения, связанные с формулированием догматического учения о Святой Троице, изначально занимавшим центральное место в христианском богословии. Появление в церковном искусстве изображения явления праотцу Аврааму трех ангелов, сцены угощения их под дубом Мамврийским (Гостеприимство Авраама) и жертвоприношения Авраама (см. Быт. 18:1-8) было связано с тем значением, которое получило это библейское событие в творениях святых отцов.

Иконография сюжета развивалась под влиянием богословского толкования. Некоторые авторы, например святые Иустин Философ, Ириней Лионский, Иоанн Златоуст, считали, что старцу Аврааму явился Бог в сопровождении двух ангелов. Другие понимали происшедшее как явление Самой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа (святители Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский).

Догмат о единосущии Лиц Пресвятой Троицы стал одним из главных вопросов, обсуждавшихся на I и II Вселенских Соборах, на которых был принят Символ веры. Эта же тема отражена в памятниках изобразительного искусства IV-VI веков, где ангелы предстают в виде прекрасных юношей, сидящих за столом в ряд, с нимбами и в одинаковых одеждах, что показывает их «равночестность». Даже когда в сцене встречи Троицы Авраамом фигуру центрального ангела в соответствии с трактовкой Иоанна Златоуста выделили сиянием, за столом его изобразили так же, как и остальных (базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим, 1-я половина V века).

В древнейший период в сюжете «Святая Троица» ангелы не имеют крыльев, что можно объяснить библейским повествованием, где явившиеся Аврааму путники названы мужами, а о бесплотных существах говорится только в рассказе о Лоте. Возможны и иные объяснения, поскольку в других композициях (Благовещение, Явление Архангела Михаила, Видение небесной лествицы Иакову) в раннехристианском искусстве служители Бога также бескрылы, а начиная с V века изображение крыльев у небесных посланников становится общепринятым.

Уже в ранних храмовых росписях изображения явления Троицы и жертвоприношения Авраама располагали в алтаре или вблизи него. Также эти сюжеты библейской истории запечатлены на литургических сосудах, что связано с пониманием трапезы Божественных путников как прообраза новозаветной Евхаристии.

В чем помогают христианам священные образы и куда их вешать в доме

Господь есть Создатель всего сущего, к нему обращаются в любой потребности. Не должно отмежевывать определенный тип проблем и думать, что именно в их разрешении помогает Святая Троица. Можно лишь не сомневаться, что молитвы перед святым образом будут услышаны прежде самого прошения.

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная. Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр:  Псковская школа. Происхождение: из церкви. Успения с Парома. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 91 см, ширина 72 см. Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. Справа от центрального ангела изображены предстоящие Авраам и Сарра. Инв. № 1416. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.А. Иконы Пскова. М., 2006. № 135. С. 404-406

Приобретая икону Троицы в церковной лавке, необходимо помнить, что только канонические изображения будут освящены. Для их расположения в доме идеально подходит восточная стена, потому что в православии есть обычай молиться лицом к востоку. Символический смысл этого обычая раскрывается в Священном Писании. В Евангелии от Луки Спаситель назван Востоком (Лк.1:78). Апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть свет» (1Ин.1:5), а свет приходит с востока. Вот, кстати, почему алтари наших храмов смотрят на восток.

Однако не всегда есть возможность поместить икону именно на восточной стороне дома. В этом случае, образ размещается, так сказать, по удобству, то есть в месте, где к нему можно свободно подойти и помолиться. Это может быть полочка или специальный шкафчик, изголовье кровати или стена, не заставленная мебелью

Не столь важно, где будет располагаться святыня, гораздо важнее, насколько искренно человек будет перед ней молиться

Иконография: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная). Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр:  Ярославская школа. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы:  высота 127 см, ширина 109 см. «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов. Инв. № Ж-1345 Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Икона – это окно в божественный мир. Природа Троицы непознаваема и сокровенна. Но иконописец приоткрывает нам завесу этой тайны, дает возможность предстать перед самим Богом и увидеть незримое, пусть оно и сокрыто от нашего ума. Необычайная религиозная поэтика заключена в «Троице» преподобного Андрея Рублева: каждый, кто подходит к этой иконе, словно причащается чувству гармонии и великой любви, написанных красками на полотне.

Краткая биография

Достоверных дат, связанных с жизнью Андрея Рублева, к огромному сожалению, история почти не сохранила. Летописцы зафиксировали лишь отдельные факты, позволяющие составить очень общую картину его биографии. Приведенные здесь даты, взятые из летописных сводов — это все, что сохранило для нас время.

  1. 1405 год — постриг в монахи.
  2. 1405 год — работа над росписью Благовещенского собора Кремля вместе со знаменитыми мастерами Феофаном Греком и Прохором с Городца. поскольку имя Рублева написано в летописном тексте последним, логично предположить, что он был младшим и по возрасту, и по званию, являясь учеником прославленных мастеров.
  3. 1408 год — начало росписи вместе с иконописцем Даниилом Чёрным пострадавшего от нашествия Орды Успенского собора во Владимире, построенного еще в XII веке. фрески собора, частично сохранившиеся до наших дней — единственная точно датированная рублевская работа.
  4. 1411 год — начало работы над иконой «Троица».
  5. 1425–1427 годы — начало работы над иконой «Троица» по второй версии. Двойная дата объясняется тем, что достоверно неизвестно, для какого храма писалась эта икона: раннего деревянного или более позднего каменного.
  6. 1422(1425)—1427 годы — работа над росписью Троицкого собора и над его иконостасом. Скорее всего именно для этого иконостаса создана икона «Троица» — его единственная дошедшая до наших дней работа в жанре иконописи.
  7. 1428 год, 17 октября — кончина преподобного Андрея Московского во время страшной эпидемии в Москве, где он тогда работал, как свидетельствуют летописцы, над фресками Спасского собора.
  8. 1430 год, январь — смерть иконописца по другой версии. Похоронен на территории Андроникова монастыря, где Рублев провел значительную часть своей жизни.

Икона преподобного Андрея Рублева

Жизнь великого человека никогда не заканчивается датой его смерти:

  • 1947 год — Спасо-Андроников монастырь был объявлен заповедной территорией.
  • 1985 год — создан Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. перед входом в музей установлен памятник мастеру.
  • 1966 год — Андрей Тарковский снял свой легендарный фильм «Андрей Рублев», трактующий образ иконописца как фигуру всемирно-исторического масштаба.
  • 1988 год — канонизация Андрея Рублева в лике преподобных святых.

В небольшом старинном городе Городце имя Андрея Рублёва с 1964 года носит одна из улиц, входящая в исторический Музейный квартал. Кратеру на Меркурии решено было дать имя гениального русского иконописца.

Особенности творчества Андрея Рублёва

  • Творчество А.Рублёва принадлежит к Московской школы иконописи. Для неё характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ему были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения.
  • Произведения отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость , тяготы и беды вокруг.
  • Совершенство формы произведений
  • Отражение в зримых образах небесной чистоты, благоговение перед Божественным. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

Федор Зубов (около 1647 — 1689)

Художник Федор Зубов был руководителем жалованных иконописцев при Московском Кремле. Искусствоведы считают, что он писал свои работы в стиле барокко.

Он был создателем большого количества икон, образы его кисти можно увидеть на стенах множества русских монастырей.

Исследователи его творчества пришли к выводу, что основными чертами его произведений являются:

  • каллиграфический стиль;
  • преобладание декоративного «узорочья»;
  • стремление к объединению древних традиций иконописи и новаторских достижений.

Наиболее известными его работами считаются:

  • «Спас Нерукотворный»;
  • «Святитель Николай»;
  • «Иоанн Предтеча»;
  • «Рождество Богородицы»

и некоторые другие.

Интересные факты

Леонардо да Винчи исполнил «Поклонение волхвов» в уникальном виде. Художник расположил по всему пространству множество людей (и даже животных), но оставил центральное место перед матерью свободным. Леонардо да Винчи делает это не просто так — место он оставляет для зрителя.

  1. «Поклонение волхвов» упоминается в кинокартине «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Картина, созданная итальянским художником, упоминалась всего один раз, но стала основным фрагментом сюжета и средством, благодарю которому в фильм ввели различные темы и символы;
  2. «Поклонение волхвов» реставрировали с 2011 года. Реставрации подверглись доски, на которых «Поклонение волхвов» держится. В 2017 году реставрация успешно была завершена;
  3. После сканирования стало известно, что «Поклонение волхвов» было укорочено на 10 см снизу;
  4. Леонардо да Винчи должен был написать «Поклонение волхвов» за 24-30 месяцев. За картину он должен был получить 1/3 земли в Вальдельзе;
  5. Леонардо да Винчи добавил в «Поклонение волхвов» интересный фрагмент — показал один, но несущий в себе определенный смысл жест Иоанна Крестителя. Недалеко от центрального дерева гений искусства показал мужчину с указующим перстом;
  6. Исследователи считают, что дерево, показанное Леонардо да Винчи в «Поклонении волхвов», несёт определенный контекст. Рожковое дерево — ассоциация того, что Иоанна поблизости;
  7. Пальма, изображенная ближе к центру картины, несет значение символа Иерусалима, а дуб – вечности (кельтская культура);
  8. Храм, расположенный на картине слева, также несет особое значение. Казалось бы, Леонардо да Винчи изображает символ крушения античного мира, однако можно заметить другую мысль – появление Христа.

Тогда это может быть не разваленный храм, а тот, что только строится. Храм представляет собой приношение человечества Господу, взаимодействия людей и Бога: люди стоят храм – Бог отзывается Рождеством. Идея полотна «Поклонение волхвов» заключается в том, что мир измениться, но произойдёт это только тогда, когда воля Божества и человечества объединятся. После того как Леонардо да Винчи покинул Флоренцию и отправился в Милан, его встретил новый творческий период, а флорентийский внёс огромное влияние на становление Леонардо да Винчи как художника.

Создание иконы

Известно, что иконопись – это искусство соборное. Мы любим повторять эту красивую фразу, но что она означает? «Троица» Рублева лучше всего раскрывает ее смысл. Летопись говорит, что в «память и похвалу преподобного Сергия» – я почти буквально цитирую текст – «… игумен Никон Радонежский повелел написать образ «Троицы» Андрею Рублеву». Так что в создании этой иконы участвовало непосредственно три человека.

Первым необходимо упомянуть преподобного Сергия Радонежского, который ко времени написания иконы уже почил. Но при жизни он создал особое по своей глубине учение о Святой Троице, не отличное от церковного, конечно, но глубоко понятое. На нем, на мистическом его переживании и была основана Троице-Сергиева лавра. Летопись и житие преподобного донесли до нас главный завет преподобного Сергия: «Воззрением на Святую Троицу побеждай ненавистную рознь мира сего». Мы же помним, когда была создана эта икона – в годы татаро-монгольского ига, «размирия», как тогда писали летописцы, когда ненависть царила между людьми, князья предавали и убивали друг друга. Именно в эти страшные дни преподобный Сергий и поставил Святую Троицу во главу угла, как образ любви, которой только и можно победить вражду этого мира.

Вторым человеком стал Никон Радонежский. Ученик преподобного Сергия, который стал игуменом Троицкого монастыря после его кончины. Он построил Троицкий собор, куда перенес мощи преподобного Сергия. Никон решил увековечить имя своего учителя не через его икону, а через образ Святой Троицы. Чему учил Сергий Радонежский, к чему обращался и по образу чего он и основал свой монастырь, должно было найти свое воплощение в иконе.

Третьей фигурой стал сам преподобный Андрей Рублев, который как художник исполнил завет Сергия Радонежского. Его образ «Троица» – это учение о любви, о глубине единства духа и гармонии, записанное красками.

Мы не способны познать умом христианские догматы, не можем описать как устроена Святая Троица – это великая тайна. Но Андрей Рублев  эту тайну приоткрыл. Это «собеседование Ангелов», которые прислушиваются друг другу, сидят за одним столом вокруг чаши, которую благословляет Ангел посредине… Каждый жест, поворот головы, каждая деталь выверена, предельно глубока. Икона «Троица» дает возможность предстоять перед самим Богом, видеть к невидимое, пусть оно и ускользать от нашего ума.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: