Самолет туполев тб-3 (ант-6). фото. история. характеристики

Советский тяжелый бомбардировщик тб-3, характеристики и особенности

Модификации ТБ-3

  • 1. ТБ-3-4М-17Ф – первый серийный модифицированный ТБ-3. Относится к половине построенных бомбардировщиков этого класса.
  • 2. ТБ-3-4М-34 – установлен двигатель АМ-34, вмонтировано масляное охлаждение, улучшены радиаторы.
  • 3. ТБ-3-4М-34Р – двигатель АМ-34Р с редуктором. Увеличено КПД, улучшены общие летно-технические характеристики.
  • 4. ТБ-3-4АМ-34РД – увеличен радиус действия, улучшена обтекаемость фюзеляжа и колесные тормоза.
  • 5. ТБ-3-4АМ-34РН – установлены двигатели АМ-34РН, четырёхлопастные винты внутренних двигателей и двухлопастные внешних. Стандартное шасси заменено на одно двухметровое. Заменили старые пулеметы на новые ШКАС. Увеличена максимальная скорость и практический потолок. В серию не вошел.
  • 6. ТБ-3-4АМ-34ФРН/ФРНВ – вмонтированы моторы АМ-34ФРН/ФРНВ с увеличенной мощностью. Улучшена аэродинамика, винты, шасси с тормозом. Максимальная скорость превышала 300 км/ч.
  • 7. ТБ-3Д – установлен дизельный двигатель АН-1. В серию не вошел.
  • 8. Г-2 – транспортировочный вариант ТБ-3 с установленными моторами М-17 и М-34.
  • 9. АНТ-6-4М-34Р «Авиа-Арктика». Сконструировано 5 экземпляров. Использовались в качестве экспедиционных самолетов на Северный полюс (1937 год).

Бомбардировщик состоял на вооружении двух стран: СССР и Китая.

В БОЯХ ЗА ВЕНГРИЮ

В конце ноября 1944 г. 3-я, 5-я, 7-я гвардейские воздушно-десантные и 34-я, 40-я, 41-я гвардейские стрелковые дивизии были переброшены к берегам Дуная на границу Венгрии и Югославии. Части десантников начали боевые действия на венгерской земле.

В ночь на 1 декабря первыми пересекли Дунай воины 40-й и 41-й гвардейских дивизий. В первых рядах шли разведчики лейтенанта П. А. Бабичева и саперы лейтенанта П. И. Орлянского. Недалеко от берега лодка сержанта Козлова была разбита. Козлов был ранен, но первым бросился в воду и вместе с другими бойцами ворвался в траншею врага. Плацдарм был захвачен. На противоположный берег переправились подразделения 116-го полка 41-й гвардейской дивизии, которые овладели населенным пунктом Мадоча. За отвагу, мужество и находчивость в бою лейтенанты Бабичев и Орлянский, сержант Козлов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Особенно отличилась в этом бою 5-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. 7 января воины этой дивизии отразили атаку превосходящих сил противника, в которой участвовало 120 вражеских танков.

13 января, понеся большие потери, противник прекратил наступление. А на следующий день войска 4-й гвардейской армии, в том числе 5-я и 7-я гвардейские воздушно-десантные дивизии, сами перешли в наступление. 13 февраля 1945 года столица Венгрии была освобождена от фашистов.

Тактико-технические характеристики ЗРК С-75

— Тип ракеты: двухступенчатая ЗУР- Первая ступень — пороховой стартовый ускоритель- Вторая ступень — жидкостная- Система наведения: радиокомандная- Длина ракеты: 10600 мм- Диаметр корпуса первой ступени: 700 мм- Размах стабилизаторов:

Дальность поражения ЗРК С-75

— Минимальная дальность поражения целей: 7 км- Максимальная дальность поражения целей: 29 — 34 км- Максимальная высота поражения целей: 25 — 27 км

— Скорость ЗУР > 3 Маха- Стартовая масса: 2300 кг- Боевая часть: осколочно-фугасная- Масса БЧ: 200 кг

— Способ подрыва БЧ СА-75 (1957): радиокомандный с поста управления;- Способ подрыва БЧ С-75 (1959): неконтактным радиовзрывателем

Тактико-технические характеристики ТБ-3 (АНТ-6)

— Главный конструктор: А. Н. Туполев- Первый полёт: 22 декабря 1930 года- Конец эксплуатации: январь 1946 года- Единиц произведено: 818

Экипаж ТБ-3 (АНТ-6)

— 6-8 человек

Размеры ТБ-3 (АНТ-6)

— Длина: 24,4 м- Размах крыла: 39,5 м- Площадь крыла: 230,0 м²- Нагрузка на крыло: 74,8 кг/м²

Вес ТБ-3 (АНТ-6)

— Масса пустого: 10 967 кг- Нормальная взлётная масса: 17 200 кг- Максимальная взлётная масса: 19 500 кг- Объём топливных баков: 7 960 л

Двигатели ТБ-3 (АНТ-6)

— 4 × поршневой М-17Ф- Мощность двигателей: 4 × 715 л.с. (4 × 533 кВт (взлётная))- Тяговооружённость: 85,5 Вт/кг (8,6 кг/л. с.)

— Воздушный винт: двухлопастной, деревянный ЦАГИ- Диаметр винта: 3,5 м

Скорость ТБ-3 (АНТ-6)

— Максимальная скорость на высоте: 177 км/ч на 3 000 м- Максимальная скорость у земли: 197 км/ч- Время набора высоты: 3 000 м за 43,4 мин

— Длина разбега: 170-200 м- Длина пробега: 300 м

Дальность полета ТБ-3 (АНТ-6)

— Практическая дальность: 1 350 км- Техническая дальность: 3 120 км (при максимальной взлётной массе)

Практический потолок ТБ-3 (АНТ-6)

— 3 800 м

Вооружение ТБ-3 (АНТ-6)

— Стрелково-пушечное: 4-8 × 7,62 мм пулемёта ДА- Боевая нагрузка: нормальная 2 000 кг, максимальная 5 000 кг

Бомбы:  — в бомбоотсеке: 28 × 50 кг или 82 кг или 100 кг бомб- под крылом: 4 × 250 кг или 500 кг или 1000 кг бомбы

Самолет «для сбрасывания предмета весом 960 кг»

Несмотря на то что специализированные самолеты-бомбардировщики использовались уже в Первую мировую войну, свои позиции они окончательно укрепляют в 1920-е годы, когда складывается понимание важности стратегической авиации в ходе боевых действий. Русские авиастроители стали пионерами в этой области – в 1913 году Игорь Сикорский создал четырехмоторного «Илью Муромца» − первый в мире бомбардировщик

С приходом советской власти идеи Сикорского развилА.Н. Туполев. 

В 1920-е годы Особое техническое бюро по военным изобретениям (Остехбюро) формирует заказ на самолет, способный перевозить авиационные мины и торпеды на несколько сотен километров. Сначала искали подрядчиков в Англии, но не устроили цена и сроки разработки. В итоге в 1924 году исполнителем был выбран Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), а именно его отделение под руководством Андрея Туполева. Минимальные требования Остехбюро к будущей машине – скорость 165 км/ч и грузоподъемность 2 тонны – открывали для конструкторов широкие творческие перспективы. 

В октябре 1924 года заказчику был представлен проект двухмоторного цельнометаллического свободнонесущего моноплана АНТ-4. В основе конструкции были использованы фермы из дюралюминия и стальные трубы. Гофрированная обшивка с фирменной «волной» ЦАГИ придавала корпусу прочности и жесткости. Проект отвечал требованиям техзадания и был одобрен Остехбюро, тем более что стоимость и сроки были в два раза меньше предложенных англичанами – Туполев брался создать новый самолет всего за девять месяцев. 

Весной 1925 года в специально выделенном здании в Москве работа уже кипела вовсю. Опытный АНТ-4 строился фактически параллельно с проектированием. В качестве основного материала был выбран новейший кольчугалюминий Кольчугинского завода. Самолет создавался конструкторским коллективом: А.И. Путилов – фюзеляж (центральная и хвостовая часть), А.А. Архангельский – носовая часть фюзеляжа, Н.И Петров – шасси, Н.С. Некрасов – оперение, А.А. Бойков, И.В. Четвериков – управление, И.И. Погосский – моторное оборудование. За крыло отвечал Владимир Петляков – будущий создатель легендарных «пешек». Силовая установка опытного АНТ-4 – два английских мотора Napier Lion по 450 л.с. К слову, в первом советском бомбовозе было много и других иностранных деталей – авиапромышленность Страны Советов еще только набирала обороты. 

Конструктор Туполев выполнил договор – первый опытный АНТ-4 «родился» за девять месяцев. Летом 1925 года, чтобы вынести самолет по частям и собрать его на улице, пришлось разбирать стены здания. 26 ноября состоялся первый полет АНТ-4. Несмотря на некоторые недочеты и всего 7 минут, проведенные в воздухе, пилот А.И. Томашевский отозвался о самолете в целом положительно. Затем были масштабные доработки и второй, более продолжительный полет, в феврале 1926 года, после которого тот же Томашевский писал: «Самолет АНТ-4 по летным качествам, а также мягкости и гибкости управления им является одним из первых самолетов последнего времени».

Во время последующих испытаний на новом бомбовозе были поставлены рекорды по продолжительности полета с различными нагрузками. Но так как СССР еще не успел войти в международную организацию, то рекорды не были зафиксированы должным образом. В июле 1926 года первый опытный АНТ-4 был передан Остехбюро и далее использовался, как и было задумано, для испытаний авиационных мин и торпед.   

Модификации ТБ-3

За годы серийного выпуска самолета было произведено несколько модификаций:

  • ТБ-3-4М-17Ф. Во-первых, это самая массовая модификация самолета. На его долю приходится более половины выпускаемых автомобилей.
  • ТБ-3-4М-34Р. Модификация ТБ-3, оснащенная двигателем АМ-34Р с коробкой передач. Он уменьшил скорость вращения винта, что повысило эффективность и улучшило основные летные характеристики.
  • ТБ-3-4М-34. Вариант самолета с двигателем АМ-34. Выпущен небольшой серией.
  • ТБ-3-4АМ-34РД. Самолет с улучшенной аэродинамической формой, предназначенный для дальних полетов. Именно эти машины летали в Париж, Рим, Варшаву. Некоторые ТБ-3 этой модификации имели трехлопастные металлические винты.
  • ТБ-3-4АМ-34РН. Эти самолеты были оснащены двигателями АМ-34РН, имели четырехлопастные винты на внутренних двигателях и двухлопастные на внешних. Диаметр колес на шасси достигал двух метров. Практический потолок бомбардировщика в этой модификации составлял 7740 метров. В серию машина тогда была запущена и не была.
  • ТБ-3-4АМ-34ФРН/ФРНВ. Эта модель имела улучшенную аэродинамику, более мощные двигатели, четырехлопастные воздушные винты, максимальную скорость до 300 км/ч.
  • ТБ-3Д. Модификация самолета с дизельным двигателем в серию так и не поступила.
  • АНТ-6-4М-34Р «Авиаарктика». Машина, предназначенная для полетов в Арктике. Самолет имел закрытую кабину и четырехлопастные воздушные винты.
  • Г-2. Модель воздушного транспорта разработана для нужд Аэрофлота».

Самолет ТБ-3 (АНТ-6) Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета

История создания бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) началась в 1925 г. с переговоров Особого технического бюро и ЦАГИ. В июне следующего года Управление ВВС РККА разработало приближенные требования к тяжелому бомбардировщику, которые уточнялись несколько раз и были приняты окончательно лишь в 1929 г. В том же году ОКБ А.Н. Туполева сформировало и согласовало с заказчиком облик нового самолета. По конструкции АНТ-6 повторял схему АНТ-4, но с увеличенными размерами и массой. Весь фюзеляж делился на три части: в передней находилась Кабина с экипажем. Здесь размещались носовой стрелок, оператор бомбометания и два летчика.

Тактико-технические характеристики

Туполев ТБ-3 Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации ТБ-3

(1933 года):

Источник данных: Gordon, Khazanov, 1999; Шавров, 1985; Котельников, 2008.

Технические характеристики

  • Экипаж: 6-8 человек
  • Длина: 24,4 м
  • Размах крыла: 39,5 м
  • Высота:
  • Площадь крыла: 230,0 м²
  • Масса пустого: 10967 кг
  • Нормальная взлётная масса: 17200 кг
  • Максимальная взлётная масса: 19500 кг
  • Объём топливных баков: 7960 л
  • Силовая установка: 4 × поршневой М-17Ф
  • Мощность двигателей: 4 × 715 л. с. (4 × 533 кВт (взлётная))
  • Воздушный винт: двухлопастной, деревянный ЦАГИ
  • Диаметр винта: 3,5 м

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: на высоте: 177 км/ч на 3000 м
  • у земли: 197 км/ч

Практическая дальность: 1350 км

Техническая дальность: 3120 км (при максимальной взлётной массе)
Практический потолок: 3800 м

Время набора высоты:

  • 1000 м за 9,2 мин

2000 м за 22,0 мин
3000 м за 43,4 мин
Нагрузка на крыло: 74,8 кг/м²
Тяговооружённость: 85,5 Вт/кг (8,6 кг/л. с.)
Длина разбега: 170-200 м
Длина пробега: 300 м

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 4-8×7,62 мм пулемёта
  • Боевая нагрузка: нормальная: 2000 кг
  • максимальная: 5000 кг

Бомбы:в бомбоотсеке: 28×50 кгили 82 кгили 100 кг бомб

под крылом: 4×250 кгили 500 кгили 1000 кг бомбы

Модификации ТБ-3

  • 1.     ТБ-3-4М-17Ф – первый серийный модифицированный ТБ-3. Относится к половине построенных бомбардировщиков этого класса.

  • 2.     ТБ-3-4М-34 – установлен двигатель АМ-34, вмонтировано масляное охлаждение, улучшены радиаторы.

  • 3.     ТБ-3-4М-34Р – двигатель АМ-34Р с редуктором. Увеличено КПД, улучшены общие летно-технические характеристики.

  • 4.     ТБ-3-4АМ-34РД – увеличен радиус действия, улучшена обтекаемость фюзеляжа и колесные тормоза.

  • 5.     ТБ-3-4АМ-34РН – установлены двигатели АМ-34РН, четырёхлопастные винты внутренних двигателей и двухлопастные внешних. Стандартное шасси заменено на одно двухметровое. Заменили старые пулеметы на новые ШКАС. Увеличена максимальная скорость и практический потолок. В серию не вошел.

  • 6.     ТБ-3-4АМ-34ФРН/ФРНВ – вмонтированы моторы АМ-34ФРН/ФРНВ с увеличенной мощностью. Улучшена аэродинамика, винты, шасси с тормозом. Максимальная скорость превышала 300 км/ч.

  • 7.     ТБ-3Д – установлен дизельный двигатель АН-1. В серию не вошел.

  • 8.     Г-2 – транспортировочный вариант ТБ-3 с установленными моторами М-17 и М-34.

  • 9.     АНТ-6-4М-34Р «Авиа-Арктика». Сконструировано 5 экземпляров. Использовались в качестве экспедиционных самолетов на Северный полюс (1937 год).

Бомбардировщик состоял на вооружении двух стран: СССР и Китая.

Конструкция ТБ-3

ТБ-3 – цельнометаллический дюралевый самолет. В состав каркаса входят V-образные балки, их покрыли гофрирований устойчивой обшивкой (толщина от 0,3 до 0,8 мм). Крыло свободнонесущее, поддерживается четырьмя балками. Размах крыла увеличили за счет новых сплавов до 41,85 м. Благодаря системе тросиков осуществляется механизация крыла. Уравновешивающая система отвечала за безопасный полет в том случае, если один из двигателей откажет. Главная стойка шасси не оборудовалась тормозом. Точно так же не оборудовались защитой от утечек и пожаров топливные баки. Установленные моторы М-17 рассчитывались на полет в 3250 км. Самолет защищали пять легких пулеметов: 1 на носу, 2 посередине сверху фюзеляжа и 2 под каждым крылом.

Конструкция ТБ-3

ТБ-3 – цельнометаллический дюралевый самолет. В состав каркаса входят V-образные балки, их покрыли гофрирований устойчивой обшивкой (толщина от 0,3 до 0,8 мм). Крыло свободнонесущее, поддерживается четырьмя балками. Размах крыла увеличили за счет новых сплавов до 41,85 м. Благодаря системе тросиков осуществляется механизация крыла. Уравновешивающая система отвечала за безопасный полет в том случае, если один из двигателей откажет. Главная стойка шасси не оборудовалась тормозом. Точно так же не оборудовались защитой от утечек и пожаров топливные баки. Установленные моторы М-17 рассчитывались на полет в 3250 км. Самолет защищали пять легких пулеметов: 1 на носу, 2 посередине сверху фюзеляжа и 2 под каждым крылом.

История создания легендарного ТБ-3

История ТБ-3 началась в 1925 году после того, как руководство советских ВВС обратилось к ЦАГИ с требованием создать тяжелый многомоторный бомбардировщик с колесным или лыжным шасси и общей мощностью двигателей не менее 2000 л. с.

Проектирование новой машины началось в следующем году, группу конструкторов возглавил Туполев. Военные несколько раз изменяли и уточняли характеристики нового самолета, окончательное техническое задание появилось лишь в 1929 году.

За основу был взят самолет ТБ-1. Первоначально на него планировали установить двигатели Curtiss V-1570 (590 л. с.), а потом заменить их советскими моторами Микулин-17. После выполнения всех просчетов и проведения продувок в 1930 году был окончательно утвержден макет нового бомбардировщика. В кратчайшие сроки он был построен, и уже в декабре 1930 года первый самолет поднялся в воздух. Полет прошел удачно. Было принято решение запустить машину в серийное производство.

Прототип самолета был подвергнут модернизации. На него установили двигатели БМВ-VIz 500 (720 л.с.), была увеличена площадь горизонтального оперения. Одноколесные шасси английской фирмы Пальмер были признаны слабыми и заменены на колесные тележки отечественного производства.

После начала производства выяснилось, что серийные самолеты на 10-15% тяжелее опытного образца.

Данную проблему решали не только конструкторы, но и работники завода, каждому из которых предлагалось сто рублей за сброшенный килограмм. В конце концов, вес бомбардировщика удалось уменьшить на 800 кг. В дальнейшем серийные ТБ-3 имели разбежность по массе, иногда она достигала несколько сот килограммов.

Надо сказать, что подобные проблемы часто преследовали советских авиастроителей. Причиной этого была низкая технологическая культура производства, неудовлетворительное качество комплектующих и материалов. Все это приводило к тому, что серийные самолеты значительно отличались (в худшую сторону, естественно) от опытных образцов. Особенно массовым это явление стало во время войны.

В дальнейшем Туполев продолжал работать над уменьшением массы ТБ-3 и улучшением его аэродинамической формы. В дальнейшем он пришел к выводу, что лучшая обтекаемость у больших и низкоскоростных самолетов не приводит к значительному улучшению основных характеристик. Хотя, снизить массу ТБ-3 ему все-таки удалось.

История использования бомбардировщика

В связи с быстрорастущими модификациями ТБ-3 быстро устарел, однако его все равно активно использовали в вооружённых конфликтах. Во время проведения боев на Халхин-Голе самолет применялся как ночной бомбардировщик. Он совершил больше чем 500 вылетов боевого назначения. Помимо этого, его использовали в качестве военно-транспортного самолета, а в 1938 году в дневное время АНТ-6 разбрасывал агитационные листовки над Японией.

ТБ-3 участвовал в советско-финской войне. В 1939 году его официально сняли с вооружения ВВС Советского Союза. Однако с началом ВОВ в расположение ВВС вернули 516 бомбардировщиков этого класса, в ВМФ – 25 самолетов. Начиная с 23 июня 41 года, самолет начали использовать в качестве ночного бомбардировщика. ТБ-3 располагался далеко от границы и основных мест боев, поэтому практически не пострадал. За всю войну с небоевыми потерями включительно было уничтожено только 40 бомбардировщиков.

Красная Армия пыталась использовать самолет в дневное время, но практически все такие операции проваливались с грохотом. Обладая неплохой живучестью, бомбардировщик был очень медленным и автоматически становился идеальной мишенью для зениток и истребителей ПВО. Фактически после ряда потерь самолет приписали к бомбардировщикам ночного времени. Благодаря малой скорости бомбометание было очень точным. АНТ-6 участвовал во всех сложных битвах в период с 41 по 43 год. Самыми важными были: Смоленское сражение, Битва за Москву, Сталинградская битва, блокада Ленинграда, Курская битва. К июлю 1945 года 10 представителей ТБ-3 еще были на вооружении ВВС в полной боевой готовности. Долгое время самолет выполнял функции грузового и десантного. За первые полгода ВОВ ТБ-3 перевез 2797 т груза и 2300 человек.

Самолет также использовался в качестве транспортника истребителей и танкеток (Т-27, Т-38, Т-37). Есть документы, в которых говорится о неудачных попытках использовать с помощью радиоуправления как самолет-снаряд.

НА РЕКЕ СВИРЬ

98 и 99 Гвардейские воздушно-десантные дивизии получили задачу — форсировать р.Свирь и захватить плацдармы на другом берегу. Противник три года закреплялся на правом берегу Свири. Перед гвардейцами-десантниками стояла задача — форсировать речку, прорвать и уничтожить эшелонированную оборонную полосу.

Командиром 300 гвардейского парашютно-десантного полка гвардии полковником Даниловым М.О

было решено во время артподготовки выбросить на речку ложный десант, и сосредоточить на него внимание артиллерийских и минометных батарей, которые уцелели после артподготовки, засечь их и уничтожить огнем артиллерии и авиации

21 июня 1944 года в 8.00 в небе над Свирью появилась советская авиация, которая обрушила на укрепрайон тысячи снарядов и бомб. В 8.40 залпом 1600 орудий и минометов, реактивных «Катюш» началась артподготовка, которая продолжалась три с половиной часа.

Под ее прикрытием 12 отважных десантников, (ЮНОСОВ, ТИХОНОВ, ПАВЛОВ, МИТАРЕВ, ЗАЖИГІИН, ПОПОВ, ПАНЬКОВ, МАРКЕЛОВ, БАРЫШЕВ, БЕКБОСУНОВ, МАЛЫШЕВ, НЕМЧИКОВ), начали демонстрационное форсирование Свири.

Гитлеровцы не сразу заметили что началось форсирование. Противник начал вести ружейно-пулеметний огонь по десантникам с огневых точек, которые уцелели, когда они достигли середины речки.

Вокруг 12 смельчаков, которые толкали перед собой плоты с макетами солдат, пулеметов, свистели пули, вода кипела от разрывов снарядов и мин. Враг поверил в начало форсирования Свири главными силами, начали работать артиллерийские и минометные батареи, которые находились в укрытиях.

Огневым шквалом советская артиллерия подавила остатки противника, чем открыла дорогу для наступления нашим войскам. За время наступления соединение форсировало водные рубежи речек: Свирь, Инема, Мегрега, Тяпотка, Видлица, и другие, прошло с боями 236 километров сильно укрепленных позиций противника.

Приказом Верховного Главнокомандующего №174 от 2 июля 1944 года 98-й, 99-й и 100-й гвардейским дивизиям было присвоено почетное наименование «Свирские». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1944 года 1 офицеру, 7 сержантам и 9 красноармейцам присвоено звание Героя Советского Союза.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА

В середине июня 1942 года советскому командованию стало ясно, что враг рвется к Волге в район Сталинграда, стремясь захватить важный стратегический пункт и крупный промышленный район Советского Союза. В ночь на 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. Девять воздушно-десантных корпусов были переформированы в гвардейские стрелковые дивизии и направлены на Сталинградский фронт.

Отважно сражались в степях гвардейцы-десантники 33-й дивизии полковника А.И. Утвенко

Три месяца дивизия вела кровопролитные бои с рвущимися к Сталинграду фашистами. У станции Клетская четверо бронебойщиков во главе с младшим сержантом П. Болото, имея только два противотанковых ружья, встретили огнем вражескую колонну. В неравном бою десантники уничтожили 15 танков. Младшему сержанту П. Болото за этот подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза. В этой дивизии мужественно сражался с фашистами разведчик С.Г. Мирзоян-Соси, ветеран Воздушно-десантных войск, Почетный гражданин мира.

Рядом с 33-й дивизией держала оборону 35-я гвардейская стрелковая дивизия генерала В.А. Глазкова, созданная на базе 8-го воздушно-десантного корпуса. Большое мужество и храбрость проявил лично командир дивизии, находясь всегда там, где складывалась наиболее сложная обстановка. Смертью храбрых он пал в жестоком бою 8 сентября 1942 года.

Героически сражались и гвардейцы 40-й дивизии. Двое суток на Казачьем кургане возле хутора Дубовой взвод десантников во главе с младшим лейтенантом Кочетковым, отбивая яростные атаки гитлеровцев, уничтожил более 100 вражеских солдат, несколько танков и остановил врага.

В успешный исход первого периода Сталинградской битвы весомый вклад внесли и воины-десантники 34-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора И.И. Губаревича, созданной на базе 7-го воздушно-десантного корпуса. Дивизия не допустила прорыва фашистов в Астрахань и обеспечила формирование 28-й армии.

13-я гвардейская стрелковая дивизия генерала А.И. Родимцева после переправы в Сталинград сразу же контратаковала противника. Ее удар был совершенно неожиданным для врага, и 16 сентября дивизия отбила Мамаев курган, обозначив перелом в ходе боевых действий.

Гвардейцы сражались с особой десантной стойкостью, они до последней капли крови отстаивали каждую пядь земли. В журнале боевых действий 37-й дивизии указано, что за период боев в Сталинграде ее части уничтожили 122 танка, более 10 орудий, 168 пулеметов, вывели из строя до двух пехотных и одной танковой дивизии. За мужество и героизм дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

39-я гвардейская стрелковая дивизия генерала С.С. Гурьева более четырех месяцев вела ожесточенные уличные бои в Сталинграде, уничтожив при этом более 10 тысяч гитлеровских солдат и офицеров. За проявленное мужество дивизия была награждена орденом Красного Знамени.       

Почти пять месяцев шли ожесточенные бои в районе Сталинграда. Для соединений, созданных на базе Воздушно-десантных войск, самыми характерными качествами в этот период были беззаветная храбрость, стойкость, мужество и героизм. 19 ноября 1942 года советские войска начали контрнаступление по окружению и уничтожению фашистских войск под Сталинградом. 2 февраля 1943 года завершилась великая битва на Волге. В связи с полной ликвидацией окруженных войск противника боевые действия в районе Сталинграда прекратились. Победа под Сталинградом внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в Великой Отечественной войне и оказала определяющее влияние на дальнейший ход всей Второй мировой войны. Войны-десантники гордятся тем, что их братья по оружию военных лет — воины гвардейских дивизий, созданных на базе воздушно-десантных корпусов, — защищая Сталинград, проявили высочайшую стойкость, мужество, самоотверженность и внесли свой вклад в общую победу на Волге. Среди гвардейцев трудно выделить героев — героями были все. Все шли в бой с одной мыслью: выстоять, разбить врага, победить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: