Верный

В каком году была основана алма ата?

Основание

Заселение

Рядом с укреплением возникли Большая и Малая Алматинские станицы, Татарская слободка . В 1856 году был заложен «Казённый сад» (ныне Центральный парк культуры и отдыха), а в 1857 году в районе Татарской слободки была построена первая водяная мельница. Вошедший в строй в 1858 году первый пивоваренный завод положил начало местной обрабатывающей промышленности. В 1859 году командированный из Петербурга геодезист Голубев отметил Верное точкой, и это место впервые появилось на картах мира. К маю 1859 года в укреплении уже насчитывалось 5 тысяч жителей, а в 1860 году открываются первое почтовое отделение и госпиталь.

Культура

Театры

Театральное искусство начало развиваться в городе Верном через несколько лет после основания военного укрепления. 21 ноября 1872 года была представлена первая городская постановка — пьеса А. Н. Островского «Не в свои сани не садись», которая была поставлена Обществом любителей драматического искусства. Пьесы в Верном шли в Общественном, Военном или Коммерческом собраниях.

Театральное искусство было частью благотворительности и часто спектакли ставились с целью сбора средств для лицеистов и гимназистов города. 30 июля 1913 г. в Военном собрании прошел благотворительный вечер в пользу недостаточных абитуриентов гимназии. В программе были: комедия Потапенко «Букет», шутка в одном действии «Наследство помогло», концертное отделение.

Первая опера в городе была поставлена 23 февраля 1913 года в Коммерческом собрании в ознаменование 300-летнего юбилея царствования династии Романовых. Это была опера Глинки «Жизнь за царя» в сокращении. Она была поставлена трехклассным городским училищем имени генерала Колпаковского.

К дореволюционному периоду относится и зарождение в Верном театрального искусства в среде мусульман. 5 октября 1913 года в помещении Коммерческого собрания состоялся первый мусульманский музыкально-драматический вечер, устроенный местными мусульманами в пользу мусульманской народной библиотеки-читальни. Была показана одноактная комедия на татарском языке «Беренче театр» («Первый театр») А. Камалова.

Кинотеатры

Первый кинопоказ в городе состоялся в 1900 году, когда в город прибыл физик К. О. Краузе. На нём демонстрировались стеклянные диапозитивы, расписанные вручную, при помощи диапроектора. Киносеанс состоялся 25 января в Пушкинском саду. В тот же период в городе был создан аттракцион — электропанорама, в которой демонстрировались кадры поедания питоном буйвола, а также пикантные сцены, на которые вход был запрещён для юношей моложе 16 лет и дам.

В январе 1911 года было открыто здание первого частного кинотеатра «Двадцатый век» на перекрестке улиц Пушкинской и Гоголевской, принадлежавшее предпринимателю А. Р. Сейфуллину. Это было первое здание, построенное после сильнейшего землетрясения 1910 года. Постоянные демонстрации фильмов начались с осени того же года. Для демонстрации фильмов кинотеатр оборудовали первой в истории города электростанцией производства английской фирмы «Петтер», в 14 лошадиных сил. Интерьер кинотеатра был выполнен художником Н. Г. Прусиновским, а в фойе был установлен музыкальный автомат «Симфониум»для проигрывания мелодий. Здание кинотеатра сгорело в феврале 1918 года.

Музеи

Значительный вклад в изучение истории культуры, этнографии южных казахов в конце XIX — начале XX веков внесли Туркестанские ученые и краеведы, объединившиеся вокруг научных обществ и культурно-просветительных учреждений Ташкента. В 1874 году из частных коллекций путешественников, посещавших Семиречье с научно-краеведческой целью и при помощи местной интеллигенции, впервые был создан музей в городе Верном, который позднее был преобразован в станичный музей Семиреченского казачьего войска. Эта дата и является днем образования первого музея в Семиречье.

Первым директором и главным хранителем фондов Семиреченского музея был краевед В. Е. Недзвецкий. Его подвижническая деятельность позволила значительно пополнить фонды музея, систематизировать собранные коллекции, издать ряд работ, имеющих научное значение в наше время.

Возглавляя Семиреченский областной музей, Недзвецкий внёс значительный вклад в его становление и развитие. Некоторые экспонаты из раздела «Живая природа», демонстрируемые до сих пор в Центральном музее Казахстана, изготовлены в своё время Недзвецким. По просьбе учёных П. П. Семенова-Тян-Шанского, Г. Л. Суворова, Н. В. Насонова и других, он собирал для них коллекции фауны Жетысу в двух экземплярах. Один оставляя в местном музее, а второй высылал ученым, получая взамен описание этих коллекций. Таким образом, данные музейные коллекции являлись результатом коллективного труда: усердного собирателя Недзвецкого и российских учёных-исследователей Семиречья.

Коллекция Семиреченского областного музея была настолько интересна, что нередко происходили кражи, совершаемые как местными жителями, так и иностранными гражданами. Так, хранитель музея писал:

Как происходило присоединение

Территория Приамурья и Уссурийска долгие годы были спорными. В равной степени на них претендовали Россия и Китай. Россия не скрывала своего желания вернуть земли, утраченные в период правления царевны Софьи. Сделать это было крайне тяжело, поскольку Британская Империя выступала резко против усиления российского влияния на Востоке. Российская же империя опасалась конфликта с Британией.

В 1853 году началась Крымская война. В наших учебниках по истории она в основном описывается в виде событий, происходящих в Крыму. На самом деле, не менее активным театром действий был Дальний Восток.  Напомним, что в этой войне России противостояла Турция, к которой в качестве союзников присоединились Англия и Франция. Теперь не нужно было опасаться войны с Англией, поскольку она уже началась. Это развязало руки генерал-губернатору Восточной Сибири: Николаю Муравьеву. Он приказал двигаться по Амуру и на левом его берегу строить города-крепости. Они должны были закрепить территорию за Россией и позволить ее оборонять в случае нападения Китая. Этот план был с успехом выполнен. Возникает вопрос — почему Китай бездействовал, позволяя России строить крепости на спорной территории? Каковы причины Айгунского договора и в чем реальная причина бездействия Китая? Таких причин можно назвать 2:

  • Восстание тайпинов, начавшееся 11 января 1851 года. Восстание получилось массовым и пользовалось поддержкой Англии. Другие европейские страны не хотели ссориться с Англией и объявили о нейтралитете. Очень скоро восстание охватило большие территории и даже было образовано самостоятельное, пусть и непризнанное, государство Тайпин Тяньго.
  • Начавшаяся 8 октября 1856 война с Англией, вошедшая в историю под названием второй опиумной войны. Противником Китая выступала Британская Империя. Война продолжалась 2 года. Китай терпел неудачи в этой  войне и в случае выступления в нее России (особенно в случае масштабного наступления) Китай мог прекратить свое существование. Поэтому Китай согласился на переговоры о государственной границе, и согласился на условия России.

«Верненский Фандорин» и другие незабытые имена

Александр Владимирович Селезнёв

После выселения атамана «дом с острой крышей» оставался жилым. В конце 30-х там несколько лет жил известный танцор и педагог Александр Владимирович Селезнёв, чьим именем названо Алматинское хореографическое училище и кто взрастил целое поколение казахского балета, включая Булата Аюханова, Заурбека Райбаева и многих других. С тех пор дом так и находится в частных руках. Сегодня его арендуют студенты, торговцы с Зеленого базара, и состояние этого дома далеко от идеального.

Располагается этот дом на улице Куратова — имя тоже неслучайное для этого квартала. Иван Куратов также жил в этом районе. Кем он был? Википедия расскажет вам, что он поэт, лингвист, переводчик и основоположник литературы коми. Другие источники даже сообщат, что он был переводчиком Евангелия на язык коми — что не удивительно, ведь он окончил духовную семинарию. Но это только малая часть его ипостасей. У себя на родине, в Республике Коми, Куратов действительно известен как поэт, а исследователи даже выделяют особый «верненский период» его творчества.

Иван Куратов

К слову, в Верном он писал не только свои стихи, но и собирал казахский фольклор, изучал китайский язык, восточные манускрипты и санскрит. Более того, несколько стихов Куратов написал и на казахском языке — например, «Кедей жiгiт», «Соқыр шал».

Впрочем, профессионально в Верном Иван Алексеевич занимался совсем другим делом — он служил следователем. Расследовал реальные преступления, был отличным работником и сделал неплохую карьеру: начинал в чине коллежского регистратора, а через семь лет уже стал титулярным советником, иначе — штабс-капитаном. Был награжден двумя орденами — св. Станислава и св. Анны.

Городские власти задумали сохранить трамвайное полотно, чтобы в перспективе по историческому кварталу мог курсировать ретро-трамвайчик.

Среди его дел попадались и довольно резонансные для того времени и актуальные по сей день — например, дело казачки, которая ушла от мужа-изверга. Это дело рассматривали даже в Петербурге. Некоторые исследователи, ссылаясь на его увлечение женщинами, называют Куратова «верненским Фандориным». Это неспроста — например, известен такой факт: следователь едва не увел жену у казака Ивана Чукреева, в доме которого жил. У Чукреева была молодая жена Надежда, намного младше мужа: лет на 20, а в некоторых источниках указывается, что на все 30. С 26-летним красавцем Куратовым у них случился роман, который длился несколько лет. И у них даже родился сын Михаил, который, правда, умер в младенчестве.

Уникальный пример старины

Думается, что таких историй об этом квартале — множество. И многие из них еще живут в легендах местных жителей. Поэтому, как говорят инициаторы проекта, предстоит еще огромная исследовательская работа. Исторический квартал представляет собой не только старинный архитектурный образец, но и целый культурно-исторический пласт, заслуживающий изучения.

Ландшафт тех времен — часть садов и деревьев в этом квартале — тоже во многом хорошо сохранился

Как считают организаторы проекта «Исторический квартал», очень важно сберечь этот уникальный кусочек старой цивилизации для потомков и сделать эту часть города привлекательной для туристов. Ведь вопреки стереотипам в Алматы есть еще много чего показать, кроме «Шымбулака» и «Медеу».

История у нас довольно богатая. Просто мы пока не научились грамотно преподносить ее, «пиарить» и делать привлекательной. В свою очередь, это даст и экономический эффект. Если сделать весь квартал благоустроенной пешеходной зоной, то следом появятся предприятия малого и среднего бизнеса — кафе, рестораны, магазинчики. Район сразу расцветет.

Сейчас проектом заинтересовались аким города Бакытжан Сагинтаев и Управление культуры, однако карантин приостановил активные действия. Хотя раньше волонтеры уже провели здесь субботник, привели улицы в порядок. Потенциальных инвесторов, теоретически готовых вложиться в реконструкцию квартала, немного пугают проблемы с вывозом мусора, но в целом авторы проекта уверены, что исторический квартал оживит этот район не хуже, чем реконструкция 2017 года оживила улицу Панфилова.

Европейская и кочевая культуры жили по соседству

В этом районе русский деревенский, станичный стиль типовой застройки столкнулся с центральноазиатскими традициями, и поэтому здесь наблюдается самый настоящий синтез культур. К примеру, нехарактерная для центральной России штукатурка пришлась очень ко двору.

По сути, эти дома — классические срубы — покрывали штукатуркой, чтобы дерево не выгорело, не растрескалось. А что такое штукатурка в архитектурном плане? Это глинобитные дома, мазанки, которые всегда строились в Центральной Азии. Эти стили своеобразно «поженили», и получилась такая старая верненская архитектура.

Культуры довольно живописно сливались воедино прямо в границах города. Центральный Верный представлял собой европейскую культуру, а азиатскую — Татарская Слобода и окраины города, где жили кочевники. Русская садоводо-огородническая культура смешивалась со скотоводческой казахской. При этом нельзя забывать и про татарскую, украинскую и немецкую составляющие.

Дом, которому более 100 лет

— Я работал с одним из старейших архитекторов города, который жил здесь еще с 50-х годов, и он помнил различия в домах, — вспоминает Еркен Шахмухамбетов. — Дом со ставнями и с садом вокруг — там живут русские, мазанка с просторным двором вокруг практически без садовых посадок — казахи, побеленная хатка с соломенной крышей — украинцы. Каждый народ вносил свое бытовое восприятие архитектуры в общий облик города.

Еще от центральноазиатских традиций алматинской архитектуре достались дувалы — заборы, ограждающие внешний двор от внутреннего. Они сохранялись в городе вплоть до 60-х годов. Дувалы защищали сады и огороды от скота, который в те годы свободно ходил по всему городу.

Уникальный забор, сохранившийся с 1901 года 

Долгие годы при планировке города сохранялся и градостроительный шаг, который был в старом Верном. Размер уличных кварталов, как правило, составлял 100–150 метров: весь старый центр построен в этом размере. Лишь с 1960-х годов размер квартала увеличили до 200 метров, а в 70–80-х новые микрорайоны стали строить с размером кварталов в 300 метров.

С этим кварталом связана жизнь замечательных людей, которые сегодня, увы, оказались практически забыты. Среди в целом типовой застройки квартала выделяется довольно живописный дом с крышей, похожей на горный пик. Жил в этом доме казачий атаман Большой Алматинской станицы. В архитектурном реестре акимата датой постройки этого дома значится 1918 год, что скорее всего, не так.

Внешний вид здания сразу говорит о том, что у этого старинного дома два хозяина.

Для начала стоит понять, что это было за время: 1918 год, триумфальное шествие советской власти, власть в Верном переходит от красных к белым и обратно. Очевидно, что бурного строительства в те годы просто не могло быть — людям элементарно было не до этого. Очевидно, 1918-й — год описи этих домов, когда их реквизировала советская власть. Этим годом датируется очень много домов в архитектурном реестре, хотя реальные даты их постройки были явно раньше, но установить их сегодня задача непосильная. Скорее всего, речь идет о 70–80-х годах позапрошлого века.

Как теперь называется город Астана

Астана́ (каз. Астана, Astana (инф.), дословно — «столица»; ранее — Акмо́линск, Целиногра́д, Акмола́, Нур-Султа́н) — столица Республики Казахстан с 10 декабря 1997 года. Город расположен на севере страны, на берегах реки Ишим, административно разделён на 5 районов.

04.07.2023 Алматы как сейчас называется

Город Алматы, который ранее назывался Алма-Ата, является крупным культурным, экономическим и научным центром Казахстана. Он расположен в южной части страны, в предгорьях Заилийского Алатау. Сегодня Алматы является вторым по величине городом Казахстана и непрерывно развивается.

История города Алматы богата различными событиями и переименованиями. Сначала он был стоянкой кочевников и назывался Алмату. Затем, после появления русских войск, император дал городу название Верный. Однако, в 1921 году город был переименован в Алма-Ату по решению Ураза Джандосова и постановлению ТурЦИКа. Это название сохранилось до начала независимости Казахстана в 1991 году.

Казахское название города Алматы переводится как «Яблоневый». В то время как Алма-Ата, который является абсолютно отдельным и независимым словом, переводится как «Яблоко-Дед». Таким образом, можно сказать, что название Алматы более близко к оригинальному казахскому названию.

Сейчас город официально называется Алматы и никак иначе. Это крупный культурный и экономический центр Казахстана с развитой инфраструктурой, множеством достопримечательностей и высоким уровнем жизни. Город разделен на несколько административных районов и предлагает широкие возможности для развития бизнеса и туризма.

Казахстан же имеет другую столицу — Нурсултан (ранее Астана). Город получил статус столицы в 1997 году и расположен на севере страны, на берегах реки Ишим. Астана является политическим и административным центром Казахстана, где расположены правительственные учреждения, деловые центры и международные организации.

Если сравнивать Алматы с другими городами, то можно отметить, что площадь Ташкента вдвое меньше, чем у Алматы и Нурсултана. Однако, население Ташкента превышает население этих городов на 230% и 37% соответственно.

В заключение, город Алматы, который сегодня официально называется Алматы, является одним из крупнейших городов Казахстана, важным центром культуры и экономики. Исторически сложившееся название Алматы имеет свои корни в казахской культуре и переводится как «Яблоневый». Этот город предлагает множество возможностей для развития и привлекает как местных, так и иностранных жителей благодаря своей уникальной истории и разнообразию возможностей.

Краткий курс истории.

На 16 февраля 1854 года приходится дата основания крепости Верный. Именно в этот день император Николай I, рассматривая вопрос о крепости в Семиречье, оперативно принял решение: «Согласен укрепление назвать Верным».

Дорога на Восток

Средняя Азия начала интересовать русских царей в начале XVII века с точки зрения расширения владений. Здесь проходили торговые пути, но расширяющиеся торговые связи потребовали защиты путей от нападений. Да и само население региона страдало от междоусобиц и ожидало, что Россия сможет снизить их накал.

Степные территории, прилегавшие к границам России, не имели осёдлого населения, были заселены в основном кочевниками, предками современных казахов. Русские люди называли их киргизами, которые были объединены в несколько племенных образований.

Русские войска постоянно становились на пути нападавших извне. В 1850 году небольшой отряд капитана Гутковского (всего 175 казаков, 50 человек пехоты и две пушки) предпринял поход за реку Или. Силы были неравны, русские отступили, но уже в мае 1851 года повторили попытку. Под командованием подполковника Карбышева батальон пехоты и четыре сотни казаков перешли на кокандские земли и подошли к крепости Таучубек. Примечательно, что в этот раз русские войска сопровождались отрядами киргизов. Город был взят без боя. Коканд был вынужден ослабить свой натиск в Семиречье, при этом вырос авторитет русских войск. Для защиты региона было решено создать русский форпост на левом берегу реки Малая Алмаатинка.

Герб города 1878 года. Иточник: https://ru.wikipedia.org

Город Верный

После положительного решения Николая I, о котором нам уже известно, началось строительство города. Весь 1854 год строились казармы, склады для оружия и боеприпасов. Взаимоотношения с местным населением были нормальными, а когда русские ещё и оплатили арендованных верблюдов, киргизы сами начали принимать участие в строительстве города. 17 сентября 1854 года состоялось торжественное освящение укрепления.

Город Верный на долгие годы стал столицей этих степных земель и значительно повлиял на судьбу жителей края. Киргизов впоследствии стали официально называть казахами. В дальнейшем город Верный стал центром Семиреченской области в составе Туркестанского генерал-губернаторства. Было создано и Семиреченское казачье войско.

Новая жизнь старого города

Революционные события 1917 года изменили жизнь города. В 1918 году здесь устанавливается советская власть. Город и область вошли в состав Туркестанской автономии РСФСР. С 1921 года город носит название Алма-Ата. В 1927 году он становится столицей Казахской АССР в составе РСФСР, а в 1936 году – союзной республикой.

В 1997 году столицей независимого Казахстана стал город Астана, а Алма-Ата получила особый статус как научный, культурный, исторический, финансовый и производственный центр.

Обложка: https://www.pinterest.se

Город Верный — для пешеходов

Евгения Морозова

Идея сделать здесь пешеходный квартал родилась, когда экскурсовод и сооснователь туристического бюро «Алматы Tour Studio» Евгения Морозова, архитектор Еркен Шахмухамбетов и экскурсовод и фотограф Анна Дегтярёва разговаривали о том, что эти места незаслуженно забыты и не имеют никакого статуса, хотя их историческое значение трудно переоценить .

— Когда мы водили экскурсии по Алматы, иностранцы чаще всего задавали вопрос, с чего начинался город. К счастью, я про этот квартал помнила еще со времен моей работы на телевидении. Тогда мы делали сюжет о легендарном хореографе Александре Владимировиче Селезнёве. Мы зашли в дом, где он обитал — в конце позапрошлого века здесь жил наказной атаман Семиреченского казачества.

Здание Семиреченского казачества — историческое, но недавно его перестроили.

— А два года назад мы стали водить иностранцев в этот квартал. С каждым приходом мы недосчитывались еще одного исторического здания — каждый раз какой-то дом менял свой облик. Как правило, эти дома просто уродливо перестраивались. И нам пришла в голову идея о том, что надо сохранить хотя бы часть этой застройки, которая пока существует в первозданном виде и массово не сносится.

Софийский собор

Архитектурной доминантой всего этого района является Собор во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, в простонародье просто «Софийский собор». Когда-то, когда новая история Алматы (тогда Верного) только начиналась и на эти места прибыли первые поселенцы, церковь стала первой и долгие годы оставалась единственной в городе.

Сегодня здесь располагается Астанайская и Алматинская епархия. А в конце 1980-х годов собор находился в почти разрушенном состоянии, восстанавливать его пришлось практически из руин. Сегодня, если закрыть глаза на определенные свидетельства времени, в целом несложно представить, как этот район выглядел 120–130 лет назад. Почти все дома квартала (если не считать немногочисленные новостройки) ведут свою историю с позапрошлого века.

Еркен Шахмухамбетов

— Эти улицы — нынешние Ашимбаева, Куратова, Жетысуйская, участок Макатаева, Черкасской обороны, Арыковой — именно из них была образована Большая Алматинская станица. И этот район можно назвать малой родиной нашего города: именно здесь он начинался, — рассказывает участник проекта «Исторический квартал Алматы» архитектор Еркен Шахмухамбетов.

Улицы Большой Алматинской станицы

— Здесь видны корни алматинской градостроительной системы, а именно арыки и посаженные вдоль них деревья. Посередине дорога, по краям — палисадники и дома с воротами и ставнями на окнах.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: