Поход князя святослава на хазарский каганат

Разгром хазарского каганата

Примечания[править | править код]

  1. И. Скилица: «На четвёртом году своего царствования, в месяце июне 10 индикта»
  2. Лев Диакон, История, 4.6
  3. ↑ Лев Диакон, «История», 6.10
  4. ↑ ПВЛ, год 971
  5. Ceorgius Cedrenus, t. II, Bonnae, 1839, p. 378. Цитируется по хрестоматии по истории средних веков.
  6. Скилица называет невероятные 308 тыс.
  7. Совр. турец. Люле-Бургаз
  8. Лев Диакон, 6.13
  9. Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. — М.: Международные отношения, 1982. — С. 34, 40—43.
  10. Точные даты восстанавливаются по упоминанию Львом Диаконом церковных праздников
  11. Лисицов. 1974
  12. ↑ Лев Диакон, 8.9
  13. В день памяти Св. Георгия по Скилице
  14. Иоанн Скилица, «Обозрение историй»
  15. Дата восстанавливается по сопоставлению разных источников. Лев Диакон назвал 23 июля, но эта дата признана ошибкой переписчика: Сюзюмов, 1974
  16. «Всеобщая история Степаноса Таронского», пер. Н. Эмина, Москва, 1864 г., стр. 128

Экономика и торговля

Хазары, не смотря на возведение городов и мощных фортификационных сооружений, оставались полукочевым народом. Основным занятием большинства населения каганата было скотоводство. Позже, при расселении по захваченным территориям, хазары стали активно осваивать земледелие, садоводство и виноградарство.

Как же хазары вели полукочевой образ жизни? Все очень просто: летом скотоводы угоняли стада на временные кочевья, а зимой возвращались в поселения и города.

Это интересно: многие зерновые и садовые культуры пришли в Хазарию из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока и даже из Центральной Европы. Как уже говорилось выше, Хазария разместилась на стратегически важных территориях: основными торговыми путями были реки, а Итиль как раз располагался на Волге. Кроме того, рядом располагалось два моря. Не удивительно, что еще одним основным занятием населения Хазарии стало рыболовство.

В Хазарии стремительно развивалось ремесло: местные мастера перенимали технические приемы и технологии разных народов и племен, представители которых приезжали в их города.

Для Хазарского каганата, как и для любого государства, огромную роль играла международная торговля. Удобное расположение среди главных торговых путей (Великий шелковый путь и Великий волжский путь) позволили каганату быстро добиться экономического роста. Торговали со всеми:

  • С севера шли поставки меха, меда и воска, скота и рыбьего клея;
  • С юга привозили ювелирные изделия и арабскую сталь;
  • С востока везли пряности, специи и драгоценные камни;
  • Западные купцы поставляли изделия из металла, оружие и ткани.

А еще через каганат шел транзит работорговли. Впрочем, не смотря на то, что на рынках Итиля продавали невольников, рабство в Хазарии не получило широко распространения. Редкие проявления местного рабства, носили, скорее, патриархальный характер.

Первые столкновения хазар и славян

«Встреча» двух народов определяется по имеющимся источникам весьма приблизительно. Вероятнее всего, это произошло уже в середине VII в., сразу же после образования Каганата. Расселившись с течением времени в Северном Причерноморье и даже Крыму, хазары контролировали значительную часть двух важнейших торговых путей – Великого шелкового и «Из варяг в греки».

Источники упоминают о данничестве восточных славян (полян, радимичей, вятичей, северян) кагану.

Дань хазарам. Радзивилловская летопись. Миниатюра

Очевидно, что отношения соседей складывались по-разному. Было и мирное сосуществование, хозяйственная кооперация, межэтнические контакты. Об этом свидетельствует, среди прочего, наличие в Киеве хазарской общины, существовавшей течение длительного времени в Козарах (урочище в Киеве).

Какой князь разгромил хазарский каганат впервые, установить по имеющимся данным сегодня трудно. Известно только из письменных источников, что уже утвердившиеся в Киеве Аскольд и Дир противостояли попыткам хазар утвердиться в этом городе.

Олег, утвердившийся в Киеве в 884 г., также может быть признана как князь, разгромивший хазарский каганат. По крайней мере, так можно истолковать сообщения летописи о переподчинении Олегом себе бывших хазарских данников из числа славян. Без военно-политических акций в отношении прочно утвердившихся здесь хазар сделать это было бы затруднительно. Удержавшаяся в памяти последующих поколений месть Олега, опустошающие хазарские селения, а также исторически засвидетельствованные походы киевского князя через земли Каганата на восток, к Каспийскому (именуемому в источниках еще и «Хазарским») морю, последующая смерть Олега вполне вписываются в такую конструкцию. Тем более что после уничтожения большей части войска Руси отношения между Киевом и Каганатом явно ухудшились.

Еще одним вариантом ответа на вопрос о том, кто разгромил Хазарский каганат, может быть следующий: это вполне мог сделать и князь Игорь. Так можно истолковать военные походы сменившего Олега на киевском престоле нового властителя. В условиях все более слабеющего Каганата, он практически беспрепятственно предпринимает походы не только против Константинополя. Ими осаждается и захватывается находившаяся под хазарским протекторатом Тмутаракань. Он предпринимает и новый поход к богатому каспийскому побережью через земли хазар. Но окончательно хазарский каганат разгромил князь, утвердившийся на киевском престоле после трагический гибели Игоря. Это, что называется, твердо установленный и неподлежащий сомнению факт. Им стал Святослав.

Портрет князя Святослава Игоревича. Из Царского титулярника, XVII в.

Вышеприведенные соображения, основанные на анализе имеющейся летописной традиции и других исторических источников, позволяет, таким образом утверждать: разгром Хазарского каганата связан с именем князя Игоря не в меньшей степени, чем с именем Олега. И тот и другой находились в состоянии военно-политического соперничества со своим могущественным соседом. Очевидно, не единожды в ходе такого соперничества, в боях и столкновениях незначительных, хазарский каганат был разгромлен киевским князем – не одним, так другим.

Важнейшей же, рубежной вехой в противостоянии двух держав стал разгром Святославом Хазарского каганата под Белой Вежей.

Племя хазаров

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам…» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов, также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» — Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город — Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников — половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава — сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом. Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе Золотой Орды.

Описание событий

По разным версиям мог быть один масштабный поход на Хазарский Каганат в 965 году, либо состоялись несколько походов, один на Саркел в 965 году и еще один в 966-967 или 968-969 годах, когда была разрушена столица Хазар город Итиль.

(подробнее о версиях хронологии восточных походов Святослава см. соотв. статью)

Поход Святослава на хазарский каганатХуд. Е. Штыров

Версия летописи — хазарский поход 965 года

Посетив вятичей в 964 году и узнав, что они всё ещё являются данниками хазар, Святослав на следующий год предпринимает поход против Каганата. Летописец очень кратко описывает события:

Такая трактовка не учитывает данные арабского историка Ибн-Хаукаля, а также возможность причастности хазар к направлению печенегов на Киев для осады города во время отсутствия князя в 968 году.

Вариант направления восточного похода Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 году

Святослав. Разгром Хазарии А.М. Булдаков

Версия Ибн-Хаукаля — разгром союзников Хазарии
и её столицы Итиль в 968/969 годах

Вариант направления восточных походов Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 и 968-969 годах
Согласно сообщению арабского автора Ибн Хаукаля, русы лишь в 968/969 годах совершили поход сначала на вассалов хазар, Волжскую Булгарию и племена буртасов, и только потом разграбили обе части хазарской столицы Итиль, а также старую столицу каганата — Семендер.

Можно предположить, что поводом для повторного похода князя против Каганата стала осада печенегами Киева в 968 году, когда Святославу пришлось ускоренным маршем возвращаться из недавно завоеванной северо-восточной части Болгарии для отражения кочевников. Хазары имели достаточно влияния на печенегов для организации такого нападения, а захват Саркела в 965 году вполне подходит в качестве повода для мести.

Взятие хазарской крепости Итиль князем СвятославомХуд. В. Киреев

Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря и Мангышлаке. После ухода русов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо́льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царьНовосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230..

Последующие события

О завоевании Тамани в источниках не говорится, однако вскоре после похода там возникло русское Тмутараканское княжество, просуществовавшее до начала XII века. В 985 году князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре после этого Хазария прекратила своё существование как государство.

По сообщению ал-Бируни в трактате «Мас’удовский Канон» (1037), в XI веке Итиль находился в развалинах. Волжская Хазария была окончательно сметена, по-видимому, в середине XI века в ходе нашествия очередной кочевой волны — половцев. Хазары Подонья (Саркела) и Причерноморья попали под власть русского Тмутараканского княжества, просуществовавшего до начала XII века. В XII веке на месте Итиля в низовьях Волги существовал город Саксин, среди его жителей упоминаются хазары-мусульмане, но основное население составляли огузы. Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под 1079 и 1083 годами в связи с действиями князя Олега Святославича, которого они пленили и выдали Византии
Святослав после боя с хазарамиХуд. С. Покотилов

Итоги и результаты

  • Хазарская крепость Саркел перешла под управлене русов и сменила название на «Белая Вежа».
  • Старая и новая столицы каганата были взяты штурмом и разграблены
  • По одной из версий, именно после походов Святослава на хазар русы начинают присутствовать на Тамани (будущее Тмутараканское княжество)
  • Разгром Хазарского каганата повлёк за собой усиление Волжской Булгарии и других государств, подчинивших себе земли хазар.
  • От власти хазар были освобождены вятичи, перешедшие под покровительство киевских князей.

Список литературы

  1. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Святославе Игоревиче
  2. Ибн-Хаукаль, «Книга Путей и Стран»
  3. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII—IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья — противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Краткая история

История возникновения хазарского каганата датируется VII столетием — это первое феодальное государство. Оно появилось в прикаспийских степях после того, как распался Западно-Тюркский каганат. Хотя в некоторых древних свитках существуют и другие даты.

Если верить данным, которые оставил сирийский ученый Захарий Митиленский, тюркоязычные хазары стали заселять эту землю после гуннского «броска». А к началу VI века на северо-западе Прикаспии было около 13 племен, в которые входили:

  • авары;
  • болгары;
  • савиры;
  • хазары.

В период с 560−570-е года местные племена находились под влиянием Тюркского каганата, тогда-то и был заключен союз с Византией. После этого они, уже объединившись, совершали походы на Иран. А позднее они стали самым крупным и влиятельным племенем на Северном Кавказе. Вследствие этого и был образован Хазарский каганат, во главе которого стала тюркская династия Ашина.

Уже в середине VII столетия они разбили часть болгарских племен. В их состав вошли и другие народы:

  • савиры;
  • барсилы;
  • аланы;
  • беленджеры.

По информации, которую оставил знаменитый путешественник X столетия — Ибн Хаукаль, все хазары делились на 2 вида: первые были темными, внешностью напоминавшие индусов, их называли «кара-хазар», а другие красивыми и светлыми — это были «абъяды».

Сохранились исторические карты, которые доказывают, насколько мощным было это государство, и как много земли им принадлежало.

Хазары после завоевания городов практически не вмешивались в административные дела и события, не забирали титулы, в них полностью сохранялась социально-политическая структура. Но тем не менее они были обязаны платить дань, а также отдавать собственных дочерей в гарем кагана и при необходимости выставлять войска против врагов.

Князь Святослав

Князя Святослава с детства готовили быть воином. Обучением мальчика занимались два варяга – Асмуд и Свенельд. Асмуд обучал Святослава верховой езде, управлению ладьей, плаванию и охоте. Свенельд занимался развитием полководческих способностей Святослава.

Существует легенда о том, что Святослав принимал участие в военном походе, когда ему было три года. Это произошло после гибели князя Игоря, его отца, которого убили древляне. Княгиня Ольга отправилась в карательный поход и взяла с собой сына. Именно он первым начал бой, бросив копье в сторону врага. Копье, конечно, упало возле ног коня.

Статья: Поход князя Святослава на Хазарский каганат

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Византийский историк Лев Диакон оставил описание внешности Святослава. По его воспоминаниям, князь был среднего роста, с широкой грудью, голубыми глазами, густыми бровями. Он не носил бороды, но зато имел длинные усы. Князь ходил с выбритой головой с одной прядью волос, что указывало на знатность его происхождения. В одном ухе Святослав носил серьгу с двумя жемчужинами.

Общая информация[править]

История вхождения Волжской Булгарии в состав Хазарии не сохранилась. Но благодаря запискам арабского учёного и посла Ахмада Ибн Фадлана, нам известно о попытке или желании булгар освободиться от хазарского ига.

Ибн Фадлан был старшим писцом-чиновником и находился под покровительством военачальника Мухаммеда ибн Сулеймана, завоевавшего Египет в 904—905 годах для багдадского халифа.

В 921 году в Багдад прибыло посольство из Волжской Булгарии. Правитель булгар мусульманин Алмуш (Алмас, Альмуш) стремился освободиться из-под власти Хазарского каганата и с этой целью просил багдаского халифа прислать мусульманских наставников и строителей мечети, а также соорудить военную крепость.

Ответное арабское посольство аббасидского халифа Ал-Муктадира, возглавляемое Сусаном ар-Раси, выехало из Багдада 21 июня (11 Сафара 309 г. хиджры). 12 мая 922 года (12 Мухаррама 310 г. х.) посольство халифа прибыло в государство булгар. Посольство возвратилось в Багдад весной 923 года.

Ибн Фадлан оставил описание этого путешествия, к сожалению сохранившееся не полностью.

Миссия Мбн Фадлана провалилась: хазары сумели сделать так, что булгары так и не получили денег на постройку крепости. Чуваши и огузы под давлением хазар отказались принимать ислам.

В ответ на эту миссию, в Хазарии мусульманская партия подверглась репрессиям и была временно подавлена.

Вся миссия Ибн Фадлана говорит о вражде Багдадского халифата и исламского мира вообще по отношению к Хазарии. Недаром Ибн Фадлан был вынужден идти в Булгарию не через Хазарию, а обходным путём, через Среднюю Азию. Становится понятным, почему хазарские цари нанимали русов в походы против народов Южного Каспия.

Из всего сообщения Ибн Фадлана ясно и то, что власти Хазарии препятствовали распространению ислама (из других источников известно о гонениях на язычество и христианство), следовательно веротерпимость в Хазарском каганате — это заблуждение. О нападках на хазарских мусульман косвенно говорит и тот факт, что посольство от Алмуша в Багдад возглавил хазарский мусульманин Абдаллах ибн-Башту аль-Хазари.

Из описания Ибн Фадлана известно о вассальной зависимости Алмуша от хазар. Так сын Алмуша находился в заложниках у хазарского царя, который требовал дочерей Алмуша себе в жёны:

Действительно, в обычае хазарских царей было требовать дочерей подвластных правителей: Йакут пишет, что «25 царей подвластны хазарскому правителю и, соответственно, с моей точки зрения, являются данниками хазар. Кроме того, дочери и сыновья подвластных правителей были заложниками или воспитанниками при дворе хазарского царя».

Ибн Фадлан также говорит о сластолюбии хазарского царя:

Судя по всему, речь идёт о хазарском царе Аароне II, который, как считается, правил примерно в 900-е — 930-е годы.

Этот царь Аарон II известен походами против мусульман на Каспии, и тем, что в 922 году, в ответ на разрушение синагоги в неком Дар аль-Бабунадж (Дербент?), в одной из исламских стран, приказал разрушить минарет при столичной мечети Итиля и казнить муэдзинов.

Всё это говорит, о масштабной войне, которую вёл Аарон II против мусульманских стран, в том числе и из числа собственных мятежников. Частью этой войны и стал мятеж правителя булгар Алмуша.

Как считает Лев Гумилёв, Алмуш рассчитывал на то, что принятие ислама булгарами приведёт к изданию халифом запрета мусульманам воевать против булгар, следовательно, хазарский царь не смог бы направить против булгар свою гвардию наёмников — Ал-ларисия.

Принятие ислама раскололо булгар, одно из трех болгарских племен — суваз (предки чувашей) — отказалось принять ислам и укрепилось в лесах Заволжья. Расколотая болгарская держава не могла соперничать с Хазарией.

Трудно сказать, шла ли война между Алмушем и хазарами, и чем она закончилась, но из слов Ибн Фадлуна можно заключить, что булгары остались во власти Хазарии:

Очевидно, волжским булгарам не удалось освободиться от власти хазар — и они продолжали платить дань хазарскому царю.

Шигабутдин Марджани пишет: «когда булгары приняли ислам, то хазарский каган начал вести с ними ожесточенные войны».

Вассальная от хазар Булгария получила независимость лишь в результате разгрома Хазарского каганата в 965 году.

Культура

Культура и быт населения Хазарского каганата нашли отражение в археологических памятниках салтово-маяцкой культуры. Территория расселения ее носителей полностью совпадает с территорией Хазарского каганата.

Памятники этой культуры разнообразны: остатки кочевий (сезонных стойбищ) по низким берегам рек, развалины городов и крепостей на высоких мысах, могильники.

Жилища преимущественно наземные, со стенами из камня или в виде плетня, обмазанного глиной, а также прямоугольные полуземлянки и округлые жилища в форме юрты.

Столица Итиль располагалась по обоим берегам Волги и на острове, где находилась резиденция правителя – каменный дворец.

Горожане жили в глинобитных домах или юртах. В восточной части города располагались соборная мечеть, 30 приходских мечетей и медресе при них, а также христианские, иудейские храмы и языческие капища.

Первое столкновение — осада Киева в 968 году

Под 968 годом летописи упоминают осаду Киева печенегами. В этот момент Святослав находился в недавно завоеванном им болгарском городе Переяславец, причем с ним в поход ушла большая часть войска, поэтому столицу оборонять было проблематично.

Среди осаждённых в Киеве была мать Святослава, княгиня Ольга, а также три его сына — Ярополк, Олег и Владимир. Получив известие об осаде, Святослав оставил гарнизон в Переяславце, а сам с конной частью войска ускоренным маршем ввыдвинулся к Киеву. Князь прогнал кочевников, но выслушал множество упрёков как от матери, так и от киевлян, за то что оставил столицу без защиты.

Карта с направлением атаки печенегов на Киев в 968 году

Участие печенегов в войне с Византией

В 970Согласно ПВЛ — в 971, однако это не согласуетсяс византийскими историками, подробнее описывающими часть военных действий связанных с Византией году Святослав объявил войну Византийской империи и начал поход на Константинополь. Византийские историкиИоанн Скилица «Обозрение Историй», Лев Диакон «История» упоминают среди народов сражающихся на стороне князя и печенегов. Неизвестно, когда точно Святослав привлёк кочевников на свою сторону, это могло произойти как во время его прибытия под Киев в 968 году, так и во время подготовки к походу на Царьград в 970 году.

В битве под Аркадиополем авангард византийцев завязал бой с печенегами и отступил, надеясь увлечь противника преследованием. Печенеги бросились за отступающими греками, но вскоре столкнулись с главными силами византийцев,а затем фланговый отряд ударил из засады и кочевники были разгромлены.

Поход Святослава на Царьград во время войны с Византией и последующее отступление

Конфликт с печенегами после войны

Летописи упоминают слова князя во время пребывания в Переяславце, после заключения временного перемирия с императором Византии Иоанном Цимисхием:

В свою очередь, византийские историк Иоанн Скилица упоминает, что условием заключения мира между Русью и Византией в 971 году было посредничество императора в переговорах с печенегами, которые отказывались пропустить возвращающихся по Днепру русов. Несмотря на принятые от греков подарки, кочевники согласились лишь не воевать с империей, а Святослава пропускать отказались, т.к. «были раздражены тем, что он заключил с ромеями договорИоанн Скилица «Обозрение Историй»».

Маршрут возвращения князя Святослава из Болгарии и предполагаемое место гибели

Убийство Святослава печенегами на днепровских порогах

Несмотря на предложение воеводы Свенельда обойти пороги на конях, князь предпочёл попытаться преодолеть их на ладьях — скорее всего это было вызвано необходимость транспортировать большое количество добычи, которую князь забирал с собой из Болгарии.

Предупрежденные врагами князяПо разным версиям это могли быть как сами византийцы,чьи императоры прямо указывали на печенегов, как на племена которыми можно вредить русам, так и болгары из Переяславца, и даже прохристианская община Киева, которая не была заинтересована в возвращении князя-язычника. печенеги ждали на порогах, и в 971 году русам пришлось пережить голодную зиму в низовьях Днепра. Весной 972 года Святослав предпринял вторую попытку преодолеть пороги, однако попал в засаду кочевников и был убит. После сражения печенежский хан Куря приказал отрубить князю голову и сделать из его черепа чашу.

Хан Куря с чашей из черепа СвятославаХуд. J. F. Oliveras

Список литературы

  1. Согласно ПВЛ — в 971, однако это не согласуется с византийскими историками, подробнее описывающими часть военных действий связанных с Византией
  2. Иоанн Скилица «Обозрение Историй», Лев Диакон «История»
  3. Повесть Временных Лет
  4. Иоанн Скилица «Обозрение Историй»
  5. По разным версиям это могли быть как сами византийцы, чьи императоры прямо указывали на печенегов, как на племена которыми можно вредить русам, так и болгары из Переяславца, и даже прохристианская община Киева, которая не была заинтересована в возвращении князя-язычника.

Разгром Хазарского каганата

В распоряжении Святослава было войско численностью около 20 тыс. человек, что не так уж и много. Однако князь был уверен в своих воинах.

Появление у стен столицы русского войска стало для хазар неожиданностью. У них началась паника. Святослав быстро взял столицу – город Итиль – и разрушил ее, после чего успешно продолжил движение.

Вскоре пала и древняя столица каганата — Семендер. Затем русское войско развернулось к Дону и захватило еще одну стратегически важную крепость — Саркел (потом она была переименована в Белую Вежу).

По мнению некоторых историков, Святослав совершил два похода – один в 964-965 гг. на вятичей, Поволжье, Придонские и Прикубанские земли, а второй — в 968-969 гг. на булгар и буртасов в Среднем Поволжье и хазар в Нижнем Поволжье. Также есть версия, что все-таки это был один поход.

Стоит отметить, что в Повести временных лет нет сведений об этом походе. Но некоторые историки считают, что в Повести он может быть истолкован в том смысле, что князю Святославу удалось достичь центра Хазарии.

Советский и российский историк и археолог В. Я. Петрухин описывает поход следующим образом. Сначала Святослав захватил вятичей, потом прошел по Волге до ее низовьев и разгромил Итиль, после чего поднялся по Волге, на Переволку до Дона и захватил Белую Вежу. После этого князь подчинил ясов в Придонье и касогов в Прикубанье.

Также есть версия о том, часть святославовых войск была автономной – из Чернигова или Тмутаракани.

В источниках нет информации о завоевании Тамани, но спустя некоторое время после похода Святослава там образовалось Тмутараканское княжество, существовавшее до начала XII века.

Хазарский каганат был побежден за три года, несмотря на то, что дружинникам приходилось иногда сражаться один на один с врагом, используя технику кулачного боя.

Некогда могущественный Хазарский каганат распался. Русь освободилась от гнета.

Хазарская элита, контролировавшая торговлю между Востоком и Европой, вынуждены были бежать. Работорговля людьми была прекращена.

Русские дружины проложили путь на Волгу и Дон, это исконно русские реки. Волжская Булгария была усмирена.

Правление хазар на Волге восстановилось в 980-е гг. с помощью Ширвана и Хорезма из-за отказа хазарской знати от иудаизма в пользу ислама. В 985 году князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и обложил ее население данью. После этого Хазария перестала существовать как государство.

Основные события

О разгроме Хазарского каганата князем Святослава существуют две версии в русском и арабском письменных источниках. Летопись временных лет дает дату крушения власти кочевников — 965 год.

Основные события происходили следующим образом:

  • поход на Дон и взятие Саркела;
  • поворот на юг, победа над ясами и касогами;
  • возвращение в Киев.

Таким образом, только часть Хазарии была разрушена и завоевана. Была разрушена только часть Джазарии.

В восточных источниках встречается другая версия. Они не ставят под сомнение подлинность первого документа. похода, но мы говорим о крахе каганата после второго вторжения. Арабский географ Ибн Хаукаль, современник этих событий, описывает второй поход Святослав Игоревич.

Основные события происходили следующим образом:

  • в 968 году совершил победоносный поход на Волжскую Булгарию;
  • двинулся по Волге на Хазарский каганат;
  • в низовьях Волги захватил столицу Итиль;
  • флот двинулся на Каспий и там разорил бывшую столицу Семендер.

Вторая версия кажется более вероятной. Первая версия является наиболее вероятной. похода Святослав. Ибн Хаукаль в 968 году находился на берегу Каспийского моря, то есть в непосредственной близости от места нападения. на хазарские Граница.

Взятие Саркела

Начало уничтожения хазар каганата это взятие Саркела летом 965 г. Это город-крепость на реке Дон, построенный в 30-е годы IX в. Выгодное расположение на пересечении сухопутных и водных торговых путей обеспечило городу процветание. Там были сосредоточены многие богатства

Саркел был самой важной хазарской крепостью на северо-западной границе

Чтобы понять талант Святослава как полководца, нужно знать, насколько неприступной была его цель. Саркел был построен византийскими инженерами на мысе и отделен двумя защитными рвами, один из которых был заполнен водой. Высота стен составляла не менее 10 метров, а толщина — почти 4 метра. Строительство было завершено массивными башнями по всему периметру. Захват Саркела был нелегкой задачей.

Святослав Игоревич сначала разбил войско хазар, вышедших ему навстречу. Царь Иосиф бежал с остатками своей армии за крепостные стены, надеясь пережить там долгую осаду. Русская кавалерия подошла к Саркелу по суше, а пехота — на лодках. Витязи Святослава заполнили окопы и атаковали с лестницами и тараном.

Они были усеяны стрелами, выпущенными в стены крепости. В башне произошла ожесточенная битва с королевскими стражниками. Все хазары были истреблены. Святослав Игоревич совершил богатырское наступление на Киев и приобрел славу полководца, способного брать даже неприступные крепости. Саркел был переименован в Белую Вежу и стал русской крепостью.

Взятие Семендера

Семендер был богатым городом, бывшей столицей Хазарии. Он был вторым по величине после Итиля

Взятие Семендера было важно для Святослава, поскольку это была автономная область. Им управлял другой царь из арабской семьи, у которого была своя армия

Если бы это событие осталось без внимания, то из уцелевшего очага выросло бы возрождение. каганата. Святославу пришлось бы снова воевать с хазарами.

Причины и предпосылки

В конце девятого и начале десятого века. Хазарский каганат контролировал большую часть северного Причерноморья, а его владения распространялись на жилища восточных славян: древляне, поляки, радимичи и норвежцы были вассалами хазар. Он также контролировал торговый путь через Волгу и распространил свою власть на Волжскую Булгарию.

С начала походов князя Ко времени пророка Олега восточнославянские племена вновь подчинились новой киевской династии. походов Только Святослав Вятич по-прежнему платил дань хазарам. Также в 912/913 годах русы согласились с хазарским каганом на разрешение пересечь Каспийское море, чтобы разграбить там половину рудников, но после того, как они взяли обещанные каган он позволил своим охранникам напасть на измученных викингов.

Около 960 года хазарский В своем письме чиновнику Кордовского халифата Хашдаи ибн Сафруту царь Иосиф писал, что ведет «устойчивую войну» против русских, отказывая им в сухопутном и морском пути к Дербенту, иначе они могли бы завоевать все исламские территории вплоть до Багдада.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: