Вера Глаголева
Фото: Анатолий
Ломохов/PhotoXPress.ru
16 августа, народная артистка России в США. По предварительным неофициальным
данным, причиной смерти стало онкологическое заболевание. Первой об
этом сообщила близкая подруга Веры Витальевны, актриса и
телеведущая Лариса Гузеева.
«Да, она умерла», – сказала Гузеева, но комментировать
подробности случившегося отказалась.
Только младшая дочь актрисы Анастасия Шубская написала
трогательный пост о маме в Instagram: «Наша любимая… Неповторимая и
единственная… Нет слов и нет сил… Ты рядом, и мы чувствуем
это…»
О проблемах со здоровьем Веры Глаголевой, напомним, стало
известно еще в конце мая этого года. Правда, сама она все
отрицала.
«Стоило один раз заехать в больницу, как все сразу же начали
переживать, что со мной что-то случилось. Но все в порядке, поэтому
мои поклонники могут не тревожиться. Сейчас я на съемках, у меня
все хорошо», – говорила тогда Вера Витальевна, сообщал сайт
Woman.ru.
При этом ранее никто и подумать не мог, что у Веры Глаголевой
есть проблемы со здоровьем. 8 июля этого года актриса выдала замуж
дочь Анастасию Шубскую за российского хоккеиста Александра
Овечкина. На торжестве в одном из столичных ресторанов она
веселилась и выглядела здоровой и полной жизни. Звезда в какой-то
момент даже вышла на сцену и спела вместе с группой «Иванушки
International».
После актриса высказалась о выборе своей дочери, отметив, что за
ее будущее она теперь полностью спокойна.
«Конечно, бывают разные матери, дочери и выборы. Но я говорю про
конкретный случай, про нашего Александра – он очень хороший парень,
так что за дочь спокойна», – рассказывала Глаголева изданию
«СтарХит».
Поиск чуда, исцеления от болезни, утешения в печали
Очень частая и очень понятная мотивация, особенно если вспомнить Евангелие. Христа преследовали больные, косые, убогие, и Он их исцелял. И то, что при потере и утрате человек приходит к Богу, тоже логично — Он обещал утешить страждующих («И отрет Бог всякую слезу с очей их», Откр 21:4).
Один мой знакомый священник говорил о том, что человек, у которого все хорошо, не приходит ко Христу. Во многом это правда, но, на мой взгляд, лишь отчасти. Вспоминается пример апостола Павла — кажется, у Савла все было понятно и стабильно (мы многого не знаем, но его какие-то страдания и переживания до христианства, насколько я помню, в Писании не раскрыты), но его встреча с Богом развернула его жизнь на 180 градусов.
Алена Жилкина
Люблю читать. Я научилась читать в три года, в пять уже вовсю читала книгу А. Волкова «Волшебник изумрудного города», а лет в 8 ко мне в руки попала детская Библия с очень красивыми иллюстрациями. И я начала читать. Многого не понимала, но читала все добросовестно и по порядку. И мне было очень интересно и хорошо. Когда были какие-то контрольные, я обязательно просила помощи у Господа, и Он всегда меня слышал.
Когда мне было 11, убили моего папу. Мама пришла в храм и привела нас с сестрой. Так в моей жизни появились Евангелие и молитвослов, подаренные бабушкой. Потом мы стали покупать православную литературу, и я забыла про фантастику и приключения. Больше всего я любила читать про настоящие жизненные истории, как например «Под кровом Всевышнего».
В этот Великий пост я начала читать с первой страницы (только не смейтесь) ту самую детскую Библию, с красивыми иллюстрациями, Евангелие и Псалтирь. Читаю и другие православные книги: жития, рассказы Шмелева, «Несвятые Святые»…
Тема недели: Православие, психология и психиатрия
Статья
К учению свт. Василия Великого о динамике психической жизни человека
Статья
О необходимости разработки целостной концепции человека на основе христианской антропологии и современной психологии
Статья
Актуальность богословского взгляда на современную психологию
Статья
Опыт теологического анализа места религиозности в структуре психического
Статья
Психоаналитические трактовки личности, религии и культуры в свете православной этики
Статья
Пастырская помощь членам семьи паллиативного больного в психологических стадиях переживания горя
Статья
О вере, психологии и научном подходе к пастырскому служению
Статья
Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к«психологическому» обществу
Статья
Психология для священника: польза или вред?
Статья
Какая психология полезна пастырям?
Статья
Духовничество и психотерапия. Беседа с профессором-психотерапевтом Федором Василюком
Статья
Феномен безответственности как форма психической патологии в светских и религиозных сообществах
Статья
Аналитическая психология К. Г. Юнга как религиозная система
Статья
Христианская и светская психология — точки соотнесения
Статья
К вопросу об исследовании социально-психологических особенностей современных монашествующих
Статья
Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии
Кто такой невоцерковлённый человек?
В наши дни воцерковленным верующим, прихожанам, нередко противопоставляются невоцерковленные верующие. В просторечии их называют «захожанами» или «прохожанами». Как правило, это крещёные люди (то есть формально православные), но относящие себя к Православию лишь в культурно-традиционном плане. Они равнодушны к подлинной церковной жизни, и чаще всего, духовно безграмотные.
Некоторые из них посещают храм лишь по главным церковным праздникам, в качестве соблюдения традиции. Другие же и вовсе отвергают Церковь, называя себя «верующими в душе, без обрядов и посредников». Однако Святые Отцы учили: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Игумен Нектарий (Морозов) поясняет:
Игумен Нектарий добавляет, что, отказываясь от Церкви, человек лишает себя участия в церковных Таинствах. А они являются наиболее прямым и коротким путём к Богу.
Священник Александр Дьяченко отмечает, что для невоцерковленного человека Церковь и спасение не являются смыслом жизни:
Священник Валерий Духанин резюмирует:
НАШ ЭКСПЕРТ
Александр ТЕПЛЯШИН, д. м. н., профессор:
– Тема вреда стволовых клеток возникает, как только от рака уходят из жизни известные люди. Когда умирают от онкологии люди обычные, а это бывает гораздо чаще, никто про стволовые клетки не вспоминает. У меня опыт клинического использования стволовых клеток на себе, близких и других пациентах – 24 года. И почему-то никто, и я тоже, пока не умер.
Стволовые клетки – это самый мощный регенератор, сильнее любого лекарства, и создан он самим организмом. Как же он может повредить? Ведь смысл терапевтического эффекта только в том, что мы увеличивает дозу стволовых клеток в крови до нормы, которая была у человека в молодости. Если человек ничем не болен, в качестве профилактики достаточно одной инъекции раз в 4-5 лет. Это не столько омоложение, сколько поддержка организма, когда он приходит в состояние упадка и деградации. И, конечно, профилактика онкологических заболеваний, потому что усиливается иммунитет.
В лечебных целях стволовые клетки тоже используются. Есть хорошие результаты, например при циррозе печени, при артрозах любой локализации, атеросклерозах, половой дисфункции, различных проблемах с глазами.
Один курс терапии – не меньше одного и не больше полутора миллиона клеток на килограмм веса – стоит примерно около 1,5 миллиона. Технология очень дорогая. Но ведь звезды всегда хотят подешевле, а еще лучше вообще даром. Мы не знаем, где лечились те или иные артисты и что именно им вводили. Если это какой-то суррогат под видом стволовых клеток, то последствия просчитать невозможно.
Во всем мире идут исследования, выделяется огромное финансирование на изучение стволовых клеток. В декабре 2016 года Госдума приняла закон «О клеточно-биологических медицинских продуктах». Тем самым государство признало факт существования и изучения этой субстанции. Недавно открыт Институт экспериментальной медицины, где будут проходить тестирования. В России врачи работают только со взрослыми стволовыми клетками. Даже РПЦ поддерживает это направление, так как Господь Бог не запрещал нам улучшать самих себя.
Быть тебе священником
Варсонофий (Павел Иванович Плиханков) – один из известнейших старцев Оптиной пустыни, родился в Самаре 5 июля 1845 г. Происходил из богатого купеческого рода (деды и прадеды были миллионерами, в Самаре им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской).
Мать Павла скончалась при появлении его на свет, и отец женился вторично. Мачеха заменила Павлу мать и заботилась о его воспитании и образовании. Будучи глубоко религиозной, она постоянно брала с собой сына с младенческого возраста на церковные богослужения. Преподобный Варсонофий вспоминал: «Когда я был маленький, то любил все подавать священнику, и мне часто говорили: «Быть тебе священником». Вот и исполнилось… с пятилетнего возраста и до отправления моего в гимназию я стоял в алтаре, и батюшка с престола давал мне антидор. Вот когда еще было предзнаменование, что буду я священником. Мы с матерью каждодневно ходили к утрене, и, бывало, отец не раз говорил:
– Что ты его таскаешь в такую рань, он маленький, устанет.
Но мать всегда отвечала на это:
– Я желаю ему добра. Ты поручил мне его воспитание, а потому и предоставь мне поступать, как я нахожу нужным.
Как я благодарен теперь моей матери! Когда я поступил в монастырь, она была еще жива, и я написал ей: «Вот плоды твоего воспитания».
Варсонофий Преподобный
Девяти лет его отдали в гимназию, затем он учился в Полоцкой военной гимназии и военном училище, по окончании которого получил офицерское звание. В дальнейшем он окончил офицерские штабные курсы, дослужился до чина полковника, стал старшим адъютантом штаба Казанского военного округа.
Его по-прежнему интересовала и притягивала религиозно-духовная сфера жизни, и он, будучи полковником, приехал в Оптину пустынь к старцу Амвросию и поведал о своем желании поступить в монастырь, на что преподобный ответил, что еще рано и что это можно сделать через два года. Полковник вернулся к месту службы.
Осенью того же года Павел Плиханков внезапно тяжело заболел воспалением легких. Врачи считали, что он обречен, да и сам полковник ощущал приближение смерти и велел денщику читать Евангелие. Находясь в состоянии забытья, он вдруг увидел открывшиеся небеса, содрогнулся от великого страха и света, и вся жизнь в одно мгновение пронеслась перед ним. Его охватило глубокое чувство раскаяния за всю прежнюю жизнь, и он услышал голос свыше, повелевавший идти в Оптину пустынь. Ему открылось внутреннее зрение, и он постиг глубочайший смысл евангельского учения. Именно в эти мгновения, как верно сказал старец Нектарий, из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем.
Оптина пустынь фотография конца 19 века
Ко всеобщему удивлению, Павел Иванович стал быстро поправляться и вскоре выздоровел. Он поехал в Петербург с намерением выйти в отставку, но вместо отставки ему предложили генеральскую должность. Несмотря на это и другого рода препятствия, он твердо решил ехать в Оптину пустынь и остаться там навсегда.
В конце 1900 г. во время тяжелой болезни Павел был келейно пострижен с именем Варсонофий.
Как найти Бога и с чего начать воцерковление?
Ищущим Бога необходимо помнить следующие Евангельские слова:
Подлинная Вера – Божий Дар. Он даётся лишь тем, кто искренне и усердно желает его обрести. Поэтому всем сомневающимся, но желающим стать на путь Истины, священники советуют горячо просить Бога открыть Себя. Протоиерей Александр Торик наставляет:
Что делать тем, кто был крещён в детстве, но лишь будучи взрослым серьёзно осознал потребность в Боге и Церкви? Протоиерей Максим Помазанский советует таким людям найти подходящий православный храм и начать посещать богослужения:
Отец Максим отмечает, что в ходе богослужений у воцерковляющегося человека неизбежно возникают вопросы. В поиске ответов на них происходит постепенное осмысление службы, подкрепление практики теорией. Необходимо изучать основы веры, Священное Писание. В первую очередь – Новый Завет. Священник подскажет подходящую для вас духовную литературу. Полезным будет участие в специальных беседах и курсах катехизации при храмах, посещение Воскресной школы.
Желающему воцерковиться нужно регулярно молиться. Начинать можно с чтения молитвы «Отче наш» утром и перед сном. Изучите её толкование, читайте молитву осмысленно, размышляйте над ней. Молитва должна быть не формальной обязанностью, а живым общением с Богом. Постепенно приучайте себя к сокращённому молитвенному правилу. В течение дня можно молиться кратко: «Господи, помоги», «Господи, спаси и сохрани».
Почему они уходят?
Однажды я порадовалась, заметив рядом с собой в храме явного неофита. Как я это определяю? Это человек, который прислушивается, буквально впитывает в себя то, что происходит в храме. И тихо внутренне радуется происходящему. Я помню такими многих людей, с которыми начинала вместе ходить в храм. И вдруг подумалось: а где они, эти люди, сейчас? Хорошо, если ходят в другие храмы… Поделилась этим чувством со знакомой. Та подтвердила: исчезли многие из тех, кого можно было назвать постоянными прихожанами несколько лет назад… Кто-то пришел, кто-то ушел — естественный процесс… Но естественный ли?
Я видела в своей жизни священников, погибающих от пьянства или одержимых другими немощами, много раз слышала о монахах, оставивших монашество; я была свидетелем необъяснимых случаев, когда хорошие в общем-то люди-миряне вдруг загорались неистовой злобой и начинали совершать поступки, малопонятные с точки зрения здравого смысла. Повторю — все это были хорошие, верующие, даже ревностные люди. Видеть такое очень больно. Остается только плакать о них — и о себе, как говорил один древний подвижник: «Бедный я человек! Сегодня пал брат, а завтра — я».
Все это были случаи, когда вдруг приоткрывалась реальность: насколько страшная борьба ведется за душу каждого человека. Часто ли мы думаем об этом? «Мы спя хотим спастись»! (Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения (поучение 12)).
Наверное, надо даже в обыденной жизни помнить, что во всем, что мы делаем, есть элемент духовной брани. Утром — встать на службу, днем — не роптать, когда все складывается «не по моему сценарию», если кто задел — не только не ответить обидчику, но и простить его. А вечером, несмотря на усталость, улыбнуться близким и приготовить ужин семье… Не знаю, как другие, а я часто «сдаюсь без боя».
«Пал — вставай, пал — вставай…». А вдруг настанет момент, когда сил встать не будет? Еще хуже, когда ты уже не сознаешь падения: «Я живу, как все нормальные люди». Ведь «средний возраст» — это время компромиссов, когда ты приходишь в себя от «переборов неофитства» и… устраиваешься поудобнее и в Церкви, и в миру.
Страх наказания
Думаю, этот пункт в чем-то перекликается с
предыдущим. «Если я плохой, мне нужно очиститься, иначе меня ждет наказание».
Одна из типов мотивации к чему бы то ни было, выделяемая в научной литературе, — это избегание неудач. Можно идти к чему-то, а можно уходить от чего-то, и страх наказания, конечно, связан с избеганием. На страхе сложно достичь многого, это чувство в итоге истощает. И «боящийся несовершенен в любви» (1 Ин 4:18). Можно вспомнить литературный пример Иудушки Головлева, как он много молился «не потому, что любил Бога и надеялся посредством молитвы войти в общение с Ним, а потому, что боялся черта…» (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Господа Головлевы»).
Если
какая-то потребность у человека не закрывается, он может испытать эмоцию разочарования
или прибегнуть к психологической защите обесцениванием. В чем разница этих понятий?
При разочаровании человек формирует целостный образ объекта (человека, Церкви и
пр.), сохраняет с ним контакт, видит его сложность и многосоставность. Он может
понимать, что какие-то части этого целого ему не подходят (длинные монастырские
службы, строгие посты, грешащие христиане), но это не значит, что он прервет отношения
с объектом (уволится с православной работы, разведется с верующим мужем, уйдет из
Церкви).
При
обесценивании весь объект очерняется, все сводится к тому отрицательному, которое
задело, хорошее перечеркивается, контакт с объектом прерывается (стандартные примеры
— человек уходит из Церкви, потому что в храме ему нагрубили бабушки, а попы ездят
на недостаточно скромных машинах). Наверное, человеческий фактор — самая частая
причина расцерковления.
Поэтому,
на мой взгляд, важно вырабатывать в себе осознанное отношение к своей жизни, видеть
объект комплексно с положительными и отрицательными сторонами и понимать свои потребности,
эмоции и чувства. Осознанность помогает грамотно пользоваться своими ресурсами.. Например,
в вашем населенном пункте один храм, и в нем вы не находите единомышленников, вы
можете присоединиться к православным онлайн-встречам или организовать свои
Если
вы ходите в храм в поисках внутреннего покоя или радостных переживаний, но их не
получаете, можно параллельно с духовной жизнью освоить психологические и
телесные техники саморегуляции, успокоения и совладания со сложными чувствами
Например,
в вашем населенном пункте один храм, и в нем вы не находите единомышленников, вы
можете присоединиться к православным онлайн-встречам или организовать свои. Если
вы ходите в храм в поисках внутреннего покоя или радостных переживаний, но их не
получаете, можно параллельно с духовной жизнью освоить психологические и
телесные техники саморегуляции, успокоения и совладания со сложными чувствами.
Не стало друга
«Я в глубоком горе, — сказал артист Евгений Петросян. – Ушел из жизни не только великий юморист, но и великий наш друг. Он помогал нам всем сориентироваться в жизни благодаря юмору. Юмор в устах великого художника всегда выполняет такую функцию, кроме того, что несет радость. Задорнов был грандиозным юмористом, уникальным явлением, которое еще будут осмыслять наши дети».
«Юморист он, конечно, непревзойденный — по харизме, по жизни, по уму. Я благодарен судьбе за то, что я мог его просто пародировать, говорил его колючим голосом – каким-то басовитым, но вместе с тем высоким. Я, когда его представляю, в смех скатываюсь, автоматически начинаю говорить как Михаил Николаевич. Я благодарен судьбе, что участвовал в полнометражном художественном фильме-комедии, который делал Задорнов», — рассказал пародист Александр Пономаренко.
ФАКТЫ
Некоторые работы Михаила Задорнова исполняли другие эстрадные артисты. Сатирик тесно сотрудничал с Евгением Петросяном. 31 декабря 1991 года Задорнов стал ведущим праздничной телепередачи, выступив в прямом эфире с новогодним обращением к народу вместо Б. Ельцина. Писатель затянул поздравительную речь, из-за чего полуночный бой курантов показали с задержкой в минуту. В честь Задорнова назван астероид главного пояса 5043 Zadornov, открытый в 1974 году.
Настоящей потерей для людей, которые любили его и ценили его творчество, назвал уход сатирика его коллега — писатель Михаил Мишин. Он признался, что находится в шоке от этой новости.
Юморист Владимир Винокур на появившееся в Сети сообщение о смерти своего друга и коллеги Михаила Задорнова ответил, что «данной вести он не верит и верить не хочет».
Нам тоже не хочется верить…
Статья по теме
Михаил Задорнов: «Белорусы нас выручали всю жизнь»
Воцерковленный человек: примеры прихода в Церковь
Приведём историю воцерковления выдающегося духовного писателя 20 века игумена Никона (Воробьёва). Его мирское имя – Николай. В юности он был далёк от Бога и церкви. В то же время, будучи образованной и глубокой натурой, Николай жаждал познать смысл человеческого существования.
Мучительные размышления приводили юношу в тупик. Николай оказался на грани самоубийства. В отчаянии он впервые обратился к Богу:
«Господи, если Ты есть, то откройся мне!».
И вдруг Николай услышал сладкозвучный колокольный звон, который проник в глубину его сердца. Это был ответ Бога на крик души молодого человека, горевшего поиском Истины. Позднее Николай осознал, что нигде поблизости не было храма, источника колокольного звона.
Православный публицист Анна Петрова (Шмойлова) написала рассказ о своём воцерковлении, которое произошло в 90-е годы. Будучи юной, она самостоятельно пришла к осознанию бытия Бога. Однако церковная жизнь казалась девушке мрачной и отталкивающей. Анна ещё сильнее утвердилась в этом убеждении, когда решилась впервые зайти в храм, но её оттуда выгнала грубая прихожанка.
Однако Анна не остановилась в своём поиске Бога. Она увлеклась изучением Евангелия, слушала по радио лекции на духовные темы, начала соблюдать пост. Позднее, узнав о церковных Таинствах, Анна ощутила острую необходимость исповедаться. Поэтому, невзирая на страх, девушка вновь решилась пойти в храм и горячо попросила Бога принять её.
На этот раз в церкви все были тихими и вежливыми. Испытывая одновременно и волнение, и радость, Анна исповедалась и получила разрешение на Причастие. На следующий день перед Причастием девушка услышала проповедь священника, которая стала точным попаданием в её духовные переживания. Сейчас Анна (уже воцерковленный человек) вспоминает:
Художники внутренние и внешние
Осмысливая события своего времени, старец Варсонофий отмечал: «В страшное время мы живем. Людей, исповедующих Иисуса Христа и посещающих храм Божий, подвергают насмешкам и осуждению. Эти насмешки перейдут в открытое гонение, и не думайте, что это случится через тысячу лет; нет, это скоро наступит. Я до этого не доживу, а некоторые из вас увидят. И начнутся опять пытки и мучения, но благо тем, которые останутся верными Христу, Господу нашему». И действительно, спустя несколько лет после его смерти произошли Февральская, затем Октябрьская революции, которые положили начало жесточайшим гонениям на религию, Церковь и священнослужителей. Одновременно с этим началось чудовищное разложение общества, его морали и нравственности, всех социальных и семейных устоев, обычаев и традиций.
«Философию» этого разложения Варсонофий видел в различных учениях того времени, как в естествознании, так и в общественных науках, а также в литературе и искусстве. Например, касаясь дарвинского учения, он замечал: «Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь – борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на гибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, и уверовавшие в нее люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга – и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления. И начало всего этого опять в помысле, которому поверили люди, в помысле, что нет ничего запретного, что Божественные заповеди не обязательны, а церковные постановления стеснительны».
Этому ускоряющемуся процессу разложения Варсонофий противопоставляет истинную христианскую веру и тех людей, которые являются ее истинными носителями. Таковыми он считает писателя и поэта Ф. Шиллера, отца Климента Зедергольма, врача Н.И. Пирогова, живописца Д.М. Болотова, философа А.С. Хомякова и др.
Старец Варсонофий справедливо различает внутренних и внешних художников, внутреннюю и внешнюю веру: «Внешний художник изображает на полотне то, что наполняет его душу, внутренний – созидает самую душу свою, делая ее действительно художественным произведением по красоте добродетелей, которыми она украшена». При этом он добавляет, что «земная ученость без веры не введет в Царство Небесное; не введет туда и искусство. Поэты и художники испытывают высокое эстетическое наслаждение, но это только душевное чувство, оно не способно переродить душу». А истинная вера основывается на исполнении всех заповедей Христа и всех основных догматов Церкви.
Константин Долгов, доктор философских наук, профессор
Необходимость участия в Церковных Таинствах
Осознанное участие в установленных Богом Таинствах (Исповедь, Причастие и т.д.) – ключевой вопрос церковной жизни. Весь процесс воцерковления является подготовкой именно к этому. В Таинствах происходит благодатная встреча человека и Бога, которая освящает и преображает душу и тело христианина.
Митрополит Иларион (Алфеев) называет Церковные Таинства приобщением к Божественному естеству, получением опыта неба, предвкушением Царства Божьего («Таинство веры»). В связи с этим подлинным воцерковлением можно назвать обретение опыта переживания благодати в Таинствах Православной Церкви. Священник Виталий Семёнов отмечает:
Регулярное участие в Церковных Таинствах крещёному человеку лучше всего начать с первой исповеди. Отнестись к ней следует серьёзно и ответственно. Подлинное покаяние предполагает твёрдое намерение «сжечь все мосты» с греховным прошлым и стать на путь исправления. Священник поможет в подготовке к первой исповеди.
Болезнь
Примерно в первой неделе октября 2016 года, общественности стало известно, что их кумир болен раком мозга. Как говорил сам сатирик, обнаружилось это совершенно случайно, когда он 22 октября упал в эпилептический припадок прямо на сцене культурного центра «Меридиан».
Его сразу же госпитализировали в Московскую клинику. Слухи распространились очень быстро, но Михаил долго время не хотел рассказывать о тогда уже имеющийся болезни. Позже на обследовании у него в голове обнаружили новообразование довольно большой величины.
Родные, близкие и сам Михаил решили ехать в берлинскую онкологическую клинику «Шарите». Там он проводит все необходимые обследования и биопсию новообразования. В скором времени врачи диагностировали, что данная опухоль является злокачественным раком.
В процессе лечения кумир прошел курс химиотерапии, которая еще больше его подкосила. Как говорят близкие, в последние месяцы жизни больной сильно исхудал и был бледен. Врачи старались как можно яростнее бороться с недугом, но рак был уже больших размеров.
https://youtube.com/watch?v=TSV0IB9afts
За два месяца до смерти он попросил свою бывшую жену, которая была рядом, пойти и исповедаться в церкви. Несмотря на то, что ему было очень тяжело и трудно сделать хоть один шаг, но его привезли в собор и помогли исповедаться. Возможно Михаил уже чувствовал приближение конца и хотел сделать, хоть что-то.
10 ноября 2017 года в 9 часов 15 секунд, как диагностировали врачи, кумира СССР и РФ не стало, и он скончался в одной из Московских больниц. 12 ноября было объявлено прощание в морге в больнице «Медси» на Пятницком Шоссе. Похороны уже состоялись чуть позже 15 ноября 2017 года в городе Юрмала. Похоронили его рядом с могилой отца. На похороны пришло более 400 человек, в том числе мэр, а также были его близкие друзья, и бывшая жена.
Позже прошло прощание с сатириком где его близкие и друзья, а также коллеги по работе высказывали и говорили теплые слова в сторону артиста.
Стив Джобс
Фото: Getty Images
В середине 2004 года 49-летний основатель Apple объявил своим
сотрудникам, что у него рак поджелудочной железы. Прогноз развития
этой формы рака, как правило, крайне неблагоприятен, однако у
Джобса оказался очень редкий, поддающийся оперативному лечению тип
заболевания, известный как нейроэндокринная опухоль островковой
клетки.
Однако, несмотря на все уговоры врачей, в течение девяти месяцев
Джобс категорически отказывался ложиться на операцию, так как не
хотел, чтобы его тело вскрывали. Он пытался препятствовать болезни
средствами нетрадиционной медицины: пробовал веганскую диету,
иглоукалывание, траволечение, даже обращался к медиуму. В июле 2004
года Джобс согласился на операцию панкреатодуоденэктомии («операция
Уиппла»), в ходе которой опухоль была успешно удалена, но в то же
время были выявлены метастазы в печени. Джобс объявил, что
излечился от рака, а сам втайне начал проходить химиотерапию.
Произведение Духа Святого
Среди многих деятелей литературы и искусства Варсонофий выделял личность Николая Васильевича Гоголя, который, по его мнению, был образцом истинно православного художника и писателя. Так, в одной из своих бесед он дает следующую характеристику: «Наш великий писатель Гоголь переродился духовно под влиянием бесед со старцем Макарием, которые происходили в этой самой келии. Великий произошел в нем перелом. Как натура цельная, не разорванная, он не был способен на компромисс. Поняв, что нельзя жить так, как он жил раньше, он без оглядки повернул ко Христу и устремился к Горнему Иерусалиму. Из Рима и святых мест, которые он посетил, он писал друзьям своим, и письма эти составили целую книгу, за которую современники осудили его. Гоголь еще не начал жить во Христе, он только пожелал этой жизни, и уже мир, враждебный Христу, воздвиг гонение против него и вынес ему жестокий приговор, признав его полусумасшедшим.
В то время как в России разная литературная мелочь вроде Чернышевского и Ко выражала свое сожаление о погибели гения Гоголя, такие великие умы, как историк германской и всеобщей литературы Шерр, оценили его иначе. Лютеранин, немец, не знакомый с русской жизнью и русской душою, Шерр выражает между прочим удивление тем, что в то время, когда гений Гоголя необычайно развился, кругозор его расширился и мысль устремилась в беспредельность, соотечественники не поняли его, а осудили».
И совсем не случайно старец Варсонофий подробным образом излагает поиски Гоголем истины и правды, праведного пути, чтобы осуществить свое предназначение на земле и чтобы, в конечном счете, найти спасение. Он приводит пример беседы Гоголя с одним знакомым итальянским художником. Однажды, к своему удивлению, писатель застал того за чтением Псалтири. На удивленный вопрос Гоголя, зачем он читает Псалтирь, художник ответил вопросом на вопрос: а что, Гоголь читает светских писателей? Гоголь ответил, что он действительно читает светских писателей: Данте, Шекспира, и это доставляет ему эстетическое наслаждение. Художник сказал: «Ты восторгаешься светскими писателями, а Псалтирь есть высшее художественное произведение, которое когда-либо слышало человечество. Это произведение не людей, но Духа Святаго. Понять его вполне нашим слабым умом невозможно, оно недоступно даже Ангелам».
Далее Варсонофий продолжает рассуждение о важности чтения Псалтири, раскрывая недосягаемую высоту и глубину этого религиозно-духовного творения: «Можно больше сказать: даже в будущем веке, когда будет только два мира – добрых и злых духов, некоторое в Псалтири будет недостижимо. Надо читать ее на церковнославянском языке, так как он сильнее действует на душу
В настоящее время очень немногие читают Псалтирь, другие же думают, что читать ее можно только людям отсталым, необразованным. Чтобы наслаждаться Псалтирью, надо иметь высокую, чуткую ко всему прекрасному душу». Варсонофий приводит пример с русским художником Александром Ивановым, написавшим знаменитую картину «Явление Христа народу», который постоянно читал Псалтирь, чтобы черпать силы для художественного творчества.
Надо увидеть
Говорят, что христианство не доказуется, а показуется. А как его увидеть, если мы находимся в сплошном окружении неофитов — не только неофитов-прихожан, но и неофитов-батюшек?
Когда совсем плохо, пересматриваю фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) о Псково-Печерском монастыре — благодаря ему (низкий поклон за это отцу Тихону) можно увидеть живыми старцев: архимандритов Иоанна (Крестьянкина), Серафима (Розенберга)…
Очень многое прояснилось для меня, когда командировка свела меня с пожилой москвичкой, которая выросла в семье священника и была верующей всю жизнь. Запомнилось: ощущение простоты (при всей наследственной интеллигентности) и энергичной ясности (особым контрастом при той путанности и расслабленности, которые владеют, кажется, всеми современными людьми). Ощущение Божия присутствия, реальности и близости горнего мира. Не абстрактное знание о том, что Бог рядом, что все в твоей жизни происходит по Его воле и к твоему благу — а спокойная внутренняя уверенность в этом. «Не откладывайте надолго свой приезд, ведь у меня рак, и осталось недолго»,— говорила она мне по телефону. Эти слова в ее устах звучали так просто, что я не чувствовала при этом ни малейшей неловкости, которую ощущаешь обычно со смертельно больным человеком. Было бы величайшей бестактностью в тот момент выразить свое фальшивое несогласие и попытаться «обнадежить»…
Вот интересно, стану ли я такой к своим семидесяти годам (если доживу)? Если учесть при этом, что более тридцати лет из прожитых прошли вне Церкви?