Драма о бороде

Отчего павел i запрещал белые юбки и бакенбарды и другие странные законы русского императора, которого называли «русским гамлетом» | имперханс. знай свою историю

Почему Павел боялся французского языка и какую военную форму он ввел


Император Павел I «переодел» армию, облачив ее в конфигурацию армии Фридриха II.

В XVII веке в Российской империи говорили и писали на немецком и французском языках. Но романтичный «язык влюбленности» быстро вытеснил немецкий. Правители, военные, дворяне разговариваю на французском, при этом использовать русский язык считалось дурным тоном. Павел I был весьма образованным человеком, он получил военное, а также филологическое образование, много читал, легко разговаривал и писал на французском и немецком. Несмотря на это он предпринял меры против «офранцузивания» русской выговоры. Императора страшила французская революция, и, запрещая язык, он старался избежать революционных настроений.

В 1800 году были запрещены французские платья, а подданным вытекало обходиться одним сюртуком, причём покрой должен был быть немецким. Происходили изменения в и в словах. «Отечество» было заменено на «страна», «граждане» стали «обывателями», «отряды» — «деташементами». Была проведена реформа армии. Строилось большенное количество казарм, создавались военные округа, вводились новые уставы. Среди военных возникло негодование из-за муштры. Армейская реформа Павла I вводила изменение военной формы. На смену потемкинскому обмундированию пришла форма армии Фридриха II. Она была по сути устаревшей, и молодые военные бывальщины недовольны. Однако была вещь, которую все оценили по достоинству — речь о шинели. В 1812 году этот предмет военной платья помог русской армии перенести холода.

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.

Чтобы оценить, насколько велика была плата за бороду, достаточно сказать, что 30 рублей в те времена составляло годовое жалование стрельца! Так что суммы с бородачей собирали изрядные: по одной из версий историков, это был один из оригинальных способов не только сделать Россию внешне более европейской, но и поправить казну, истощенную Северной войной.

Духовенство против

Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.


Боярам насильно сбривают бороду. (kurgan.ru)

«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.

Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».

Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.

«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.


Преследование за ношение русской одежды. (ruvera.ru)

Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.

Эффектная реформа

До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.

Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.

«Бородовой знак». (wikimedia.org)

Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом , а я с тысячами».

Несгибаемые бородачи

— Что это было за дело?

— Идеологией царствования Елизаветы Петровны было возвращение к тому, что было «при батюшке». Она пыталась продолжать и петровскую «бородовую политику»: выпустила подтвердительные указы о брадобритии. Да и петровский указ 1705 года тогда никто не отменял. Мне попалось дело о том, как в 1753 году капитан Нижегородского драгунского полка Егор Раздеришин, по долгу службы находившийся в Калуге, наблюдал там удивительную картину, как будто он попал в XVII век. «Калужское купечество — самые первейшие люди», в том числе служащие магистрата, выборные городские должностные лица — «головы», «судящие бургомистры», «ратман», вопреки царским указам, носили бороды и ходили на работу в «неуказном» старом русском платье, которое Пётр I запретил. Это потрясло Раздеришина. Он написал об этом в Сенат.

Инструменты историка

— Книга может быть пособием для молодых учёных с точки зрения её богатейшего научного инструментария. Здесь и финансовая статистика, и текстология, и ментальная реконструкция дворца в Преображенском. Кому вы адресовали «Русский Мисопогон»? Здесь явно предполагается повышенный интерес к истории.

— Читатели серии «Интеллектуальная история» — это широкие круги гуманитариев, интересующихся, в том числе, современными методами исторического познания. Как человек, воспитанный на традициях Школы «Анналов», я всё время помню о важнейшей проблеме, поставленной Марком Блоком и Люсьеном Февром. Создатели журнала «Анналы» рассматривали это издание как поле для междисциплинарного синтеза. 

В 1920-е годы гуманитарные и общественные науки очень активно развивались. Это вело к специализации. Получалось, что специалист, например, по истории идей, терял из виду то, чем занимались специалисты по социальной или экономической истории. Но неужели идеи не влияют на общество или экономику? И как добиться синтеза различных подходов? Микроистория как раз создает оптимальную ситуацию для такого синтеза на практике.

«О ношении ими особого платья»

Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».

Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.

Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.

Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать

И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя)

Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.

сайта: «Военное обозрение (topwar.ru)»

Жесткая цензура на книги и запреты на выезд за границу


Павел I считал, что идеи французской революции нездорово влияют на молодые умы и запретил выезд за границу. /Фото: puzzleit.ru

Не только бакенбардам и белым юбкам досталось от Павла I. Он бился также и с литературой. Была ужесточена цензура. Впрочем, в России это происходило периодически. Жёстким цензором был Пётр Великий. Николай I ввел строжайший статут, регулирующий цензуру. Согласно этому нормативному акту было создано цензурное ведомство под руководством Верховного цензурного комитета, куда входили министры общенародного просвещения, внешних и внутренних дел. Устав называли «чугунным», так как он был действительно очень строгим. Не допускалась критика правительства и власти, не позволялось вносить предложения о реорганизациях.

Павел I боролся с порядками, установленными собственной матерью, усилиями которой был сослан Радищев. Павел I очень боялся вольнодумства, особенно чучела его революционная Франция. В 1800 году произошёл беспрецедентный факт конфискации книг на границе России — на таможне были конфискованы книжки в количестве 552 штук. Частные типографии в стране были безжалостно закрыты, работали лишь государственные, но их было не чересчур много. Запрет на иностранную литературу дополнился ещё одной мерой. Теперь нельзя было выезжать за границу. Молодым людям бывальщины запрещены путешествия. Павел I решил, что таким образом он сможет оградить молодёжь от вольномыслия, которое было очень инфекционным и могло навредить государству. Таким образом, французская революция стала основной причиной некоторой изоляции России.

Павел I правил не чересчур долго, чуть больше четырех лет, но успел издать достаточное количество странных и порой нелогичных законов.

Романовы накопили огромные обеспеченности и сокровища. Которые, предположительно, пропали, когда царскую семью увезли за Урал после революции.

Балы

Русскому народу в павловскую пятилетку пришлось нелегко. Вступив на престол, новый император радикально обозначил начало своего правления: в 1797 году Павел запретил вальс как неприличный танец. Почему любимый дворянский танец казался императору непристойным, остается загадкой. Загадочным вообще казался Указ Павла I от 1 декабря, в числе запретных ныне вещей – были и бакенбарды, и женская одежда («воспрещается ношение синих женских сюртуков с красными воротниками и белою юбкою»). Что же с танцами? Через год вальс вернулся в танцевальный обиход — император влюбился. Анна Петровна Лопухина любила балы, а вальс почитала лучшим танцем. Павел оценил привилегию держать партнершу так близко и шептать даме на ушко подобающие случаю глупости. Современники, кстати, списывали нелюбовь Павла к вальсу на неудачу – император упал в танце.

Иностранная литература

В бытность императором , Павел повел борьбу с литературой. Ужесточение цензуры руками правителя – для истории России не новость. Ужесточал цензуру и Петр, и Николай II. Мать Павла I, с чьими порядками рьяно сражался Павел Петрович, ссылала Радищева, а сын Николай прославился благодаря «чугунному» уставу. Перед императором стояла действительная угроза, во Франции победила революция. Павел, искоренитель вольнодумства, испугался французской бациллы. В 1800 году на одной из границ Российской империи таможня конфисковала порядка 552 книг, а внутри страны трудились редкие государственные типографии, частные были закрыты.

Бакенбарды

Павел вступил на престол в 1796 году в обход слухов о завещании Екатерины Великой, согласному которому якобы трон должен был занять его старший сын, будущий император Александр I. Правление Павла в оценках историков выглядело бессмысленным и неудачным. Характерной чертой пяти лет павловского императорства стала борьба с вольнодумством в совершенно внезапных направлениях. Представляется, что, налагая запреты, Павел не иначе как каждый раз вскрикивал: «Эврика!». Избавление от бакенбард, бачков, баков – одна из внезапных идей, необычная попытка стандартизации мыслей. Парикмахерские способности императора реализовались в создании новой прически. Все обязывались носить косичку, зачесывать волосы исключительно назад и окончательно отказаться от бачков. Первым делом Павел примерил новый образ на себя – и тем самым смог избавиться от доброй половины комплексов. Был император беден растительностью на лице. Павлу – счастье, а народ бачки сбрил и еще сильнее задумался. У каждого времени свои герои. Ссыльные бакенбарды в народ вернутся вместе с законодателем словесных и не только мод Александром Сергеевичем Пушкиным. Шутка ли – родиться в год отмены бакенбард.

Долой бакенбарды и букли


Павел I запретил бакенбарды, а стихотворец Пушкин спустя некоторое время снова ввел их в моду.

Кроме белых юбок Павел I запретил бакенбарды, букли и бачки. Указ вышел 17 июня 1797 года и потребовал недоумение подданных. Что это было, историки гадают до сих пор. Возможно, император пытался таким весьма странным способом бороться с вольнодумством. Павел разрешил создать новое направление в причёсках и обязал подданных зачёсывать волосы назад, ни в коем случае не носить бачки, а заплетать косичку. Он разом провёл эксперимент на себе. Есть мнение, что тем самым Павел боролся со своими личными комплексами. У него плохо вырастала борода, и вообще волосы были не слишком хорошими. Сбрив бакенбарды и бачки, император стал выглядеть более элегантно, и, скорее итого, перестал страдать из-за этой проблемы. Конечно, со временем этот указ был забыт. Мужчины снова сталь отращивать запрещенные ранее бакенбарды. А моду на них вернул великий Александр Пушкин, который родился через два года после того как Павел 1 запретил флора на лице.

Антропология «маленьких людей»

— Почему микроисторики хотят услышать голоса «маленьких людей»?

— Прежде всего потому, что историки стремятся понять, как те могут влиять на исторический процесс. И меня история с брадобритием привлекла тем, что она затронула огромное множество людей самых разных социальных групп. Я представляю себе «Русский Мисопогон» именно как драму (не вымышленную, а реальную), которая наполнена действиями сотен и даже тысяч акторов из самых разных общественных слоёв и географических пространств.

— Во-первых, это, конечно, работы вышеупомянутого Карло Гинзбурга, из которых вырисовывается его подход к микроистории. Во-вторых, это Клиффорд Гирц. Первая часть моей книги — попытка реализовать его программу «насыщенного описания» в отношении одного эпизода российской истории. 

Этот эпизод памятен каждому со школьной скамьи. Пётр I возвращается из Великого посольства вечером 25 августа 1698 года. На другой день к нему приходят представители политической элиты, чтобы приветствовать его, и он собственноручно сбривает им бороды. Но одновременно с этим — поднимает их с колен и целует. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: