Центр рабочего экстаза

Революционное прошлое

   В 1895 году на заводе был создан марксистский кружок, которым руководил рабочий Павел Ястребов. В 1901-м его члены организовали и возглавили первую забастовку рабочих-вальцовщиков. Многие члены кружка вступили затем в РСДРП и участвовали в буржуазно-демократической революции 1905—1907 гг.

 Летом 1917-го на предприятии была создана большевистская ячейка. Рабочие завода входили в Красную гвардию Богородского подрайона. К январю 1918 в ней насчитывалось около 200 бойцов. Так что Октябрьскую революцию здесь приняли восторженно и с надеждой на светлое будущее… После революции предприятие было национализировано  и получило название — Государственный завод резиновой промышленности № 2 «Богатырь». Прилагательное «красный» к названию приросло чуть позже, в 1923 году.

Социальная инфраструктура

В состав Кировского завода входит ряд предприятий социальной сферы, предоставляющих услуги в области медицинского, санаторно-курортного, лечебно-профилактического и культурно-досугового обслуживания, а также спортивные учреждения:

  • Заводская поликлиника.
  • Стадион «Кировец».
  • ДКиТ имени И. И. Газа.
  • Санаторий «Стрельна».
  • Детский лечебный пансионат «Кировец» (Краснодарский край).
  • Санаторий «Белые ночи» (Сочи).
  • Детский лагерь для оздоровления «Юный кировец» (Ленобласть).

Социальная политика Кировского завода базируется на принципах партнерства и направлена на обеспечение благополучия и развитие членов трудового коллектива как основы роста и процветания предприятия.

Чем знаменит «Кировский завод»?

Что мы знаем о Кировском заводе?

Начнём с того, что история у Кировского завода не простая, оно и понятно, ведь ему ни много ни мало больше двухсот лет! Основан в 1801 году , днём рождения считается 3 апреля (21 марта по нашему календарю). Именно в тот день было отлито первое пушечное ядро. Но на тот момент не был он никаким Кировским заводом, а Санкт-Петербургским Чугуно-Литейным .

С 1806 — года, помимо ядер, начал выпускать солдатские ружья и другие казенные военные заказы . Времена такие были, непростые. Не гнушались делать различные чугунные элементы для многих архитектурных ансамблей, а также гири, весы, фонари и даже пуговицы! Как ни странно, но в 1812 году всё шло хорошо. При заводе был создан машиностроительный отдел, и в возведенных каменных мастерских запущено изготовление паровых машин, механизмов, станков для нужд предприятия и развивающейся промышленности Российской Империи. А потом случилось наводнение 1824 года. Тогда завод понёс большой ущерб, погибло 152 человека, почти всё оборудование было потоплено и разрушено. В последующие 40 лет завод сменил несколько владельцев и названий, но даже огромный государственный заказ 1844 года на изготовление железнодорожных рельсов не спас его от банкротства.

Казалось бы, здесь история могла завершиться и в Петербурге стало бы на один пустой завод больше, но вмешался случай. В 1868 году завод был выкуплен Николаем Ивановичем Путиловым , который за 12 лет сумел возродить его и превратить в ведущее прибыльное предприятие, специализирующееся на нескольких профилях. Благодаря Николаю Ивановичу завод стал зваться Путиловским и уже через год выпускал более 80 тонн рельсового проката в сутки! При этом, качеством они превосходили английские изделия. Также было освоено производство бессемеровской стали, а это уже совсем новый уровень!

Но история движется вперёд и в 1872 г. было образовано «Общество Путиловских заводов» . Именно тогда запустили сталепрокатную мастерскую, а ассортимент продукции поражал воображение: помимо рельсов стали изготавливать мостовые конструкции, вагоны и паровозы. В 1880, уже после смерти Путилова, последователи осуществили его давнюю мечту — соединили Путиловский завод Морским каналом с Кронштадтом. Это обеспечивало проход морских судов не только для отгрузки продукции завода и поставок сырья, но и для обеспечения нужд всего Санкт-Петербурга.

К началу XX века Путиловский завод стал лидером среди отечественных металлургических и машиностроительных предприятий и одним из крупнейших в Европе. Штат работников превысил 12,4 тыс. человек . Тут мостовыми конструкциями было не удивить, ведь на специально сделанных стапелях были заложены первые военные корабли! Сначала это были миноносцы, а потом — крейсеры и эсминцы . Ежемесячное производство артиллерийских орудий было увеличено более чем в пять раз. По многим направлениям завод был монополистом, что гарантировало владельцам гигантские прибыли.

Однако, здравствуй 1917 год и захлестнувшее страну революционное движение, которое внесло свои коррективы. Путиловский завод в Петрограде накануне революции 1917 года имел в штате около 35 тыс. рабочих. Именно массовое выступление его коллектива послужило началом февральского переворота. К концу года предприятие было национализировано и в последующем переименовано в «Красный путиловец», а в 1934 году ему было присвоено имя С. М. Кирова.

В 1939 году запущена первая в мире линия по выпуску тяжелых танков. В годы Великой Отечественной войны часть завода с персоналом была эвакуирована в Челябинск. Оставшиеся в осажденном Ленинграде цеха практически на линии фронта продолжали работать и восстанавливать танки и бронетехнику. После окончания войны завод перепрофилировался на серийный выпуск военной техники, оборудования для энергетической и атомной промышленности и тракторов «Кировец».

В 1992 году было создано акционерное общество «Кировский завод». Перестройка вынудила руководителей в очередной раз сменить профиль производство, попутно внедряя конкурентоспособные технологии. Среди основной продукции завода — бронеавтомобили («Онега», «Ладога», «Комбат»), дорожно-строительная и специальная техника для строительной, газовой и нефтяной промышленности.

Сейчас трактора «Кировец» востребованы не только на внутреннем рынке, но и активно экспортируются в 14 стран. Кировские редукторные турбины и другое энергетическое оборудование установлено на многих атомных субмаринах, ледоколах, военных и торговых судах, а это вам уже не шуточки!

На передовой индустриализации

Считается, что Московский завод револьверных станков — таково было его первоначальное название — был любимым детищем председателя Высшего совета народного хозяйства, а затем — главы наркомата тяжёлой промышленности, соратника Иосифа Сталина Григория (Серго) Орджоникидзе (подробнее о нём читайте в статье «Улица «железного наркома»).

Строительство завода стало одной из мер по форсированию индустриализации СССР, нацеленной на повышение обороноспособности страны и обеспечение работой массы людей

Появление гиганта индустрии на месте бывших огородов Донского монастыря было важно для столицы, обеспечивало приток населения, на чём строилась концепция создания образцового социалистического города

В мае 1932 года завод выпустил первую партию советских токарно-револьверных станков для обработки деталей из металлического прутка. А в 1936 году предприятие стало называться Станкозавод имени Серго Орджоникидзе Главстанкоинструмента НКТП СССР.

Завод первоначально работал исключительно на иностранной технике, в частности немецких станках «Фриц Вернер». На заводской территории возвели жилые дома для иностранных специалистов — представителей фирм-поставщиков, осуществлявших монтаж и наладку оборудования, обучение рабочих. Так появился Дом Ино — дом иностранных рабочих — с газом, горячей и холодной водой, где жили не только представители станкостроительных компаний, но и политэмигранты, а также венгры, немцы и румыны, приехавшие в СССР строить социализм. Число иностранцев на заводе было довольно велико — заводская газета-многотиражка даже завела специальную немецкую страничку.

В конце 1930-х многие обитатели дома стали жертвами Большого террора. В их числе был фрезеровщик завода немец Эвальд Риппергер, румынский инженер Анатоль Беккер и его жена — актриса Карола Нейер (Каролина Геншке), муза Бертольда Брехта, и многие другие. Все они позднее были реабилитированы, а на бывшем Доме Ино теперь есть табличка проекта «Последний адрес».

В довоенные годы завод производил токарные станки разного типа, в том числе станки-автоматы для машиностроительной промышленности СССР. К 1939 году их выпуск достиг 2 000 в год. С середины 1930-х рабочие завода активно включились в стахановское соревнование. Хотя в условиях плановой экономики, тем более на машиностроительном предприятии, многократное перевыполнение плана выглядит сомнительным, фрезеровщику завода Ивану Гудову в декабре 1937 года удалось выполнить 9050 % рабочей нормы, так что о нём был даже снят документальный фильм.

Людмила Георгиевна Зыкина (1929-2009) на Московском станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе

«Создание испытательного стенда – процесс не менее сложный, чем создание самого агрегата»

Сегодня МПО им. И. Румянцева является ведущим предприятием России в своей отрасли. Объединение выпускает сложнейшую топливорегулирующую аппаратуру для систем автоматического управления турбореактивных и турбовинтовых авиадвигателей. Предприятие продолжает и наземную тематику, начатую более 25 лет назад, – производство устройств, регулирующих подачу газообразного или жидкого топлива в наземные газотурбинные силовые приводы. Многие компрессорные станции общей транспортной газовой системы «Газпрома» оснащены агрегатами производства МПО им. И. Румянцева.

На предприятии обеспечивается полный цикл производства – от заготовок до готовой продукции. При этом предприятие располагает собственной испытательной базой. Все агрегаты, производимые в цехах завода, тестируются на базе собственных испытательных стендов, их на МПО им. И. Румянцева около пятидесяти. Перед стартом производства нового вида продукции, специалисты предприятия сразу же создают для нее испытательную базу – прежде чем агрегат окажется на борту, он «летает» на земле.

Каждый из стендов уникален, спроектирован и изготовлен инженерами и механиками предприятия под конкретный агрегат, чтобы специалисты имели возможность проверить каждый из заявленных технических показателей агрегата. Стендовые испытания – один из важнейших этапов производства, поэтому, как говорят на предприятии, «создание испытательного стенда – процесс не менее сложный, чем создание самого агрегата». При этом, создаются здесь очень сложные системы, отвечающие за работу «сердца» самолета – его двигателя. «Это система питания, система управления, система, реагирующая на различные режимы полета. Если говорить, что двигатель – это сердце самолета, то система управления – это важнейший элемент жизнедеятельности двигателя, если не самый важный», – рассказывает Леонид Халфун.

Современная аппаратура для турбореактивных двигателей так далека от первого карбюратора, собранного в этих цехах сто лет назад. МПО им. Румянцева прошло огромный путь развития длиною в столетие, при этом, сохранив традиции качества, уникальный опыт и знания.

Новые технологии

   Председателем правления общества назначают также банкира, действительного статского советника, чиновника особых поручений министерства финансов Российской империи графа Владимира Татищева. Он сумел консолидировать финансовые активы в новый Соединённый банк.

   Дабы улучшить ситуацию на предприятии, ему пришлось срочно закупать в Швеции новые технологии.  В результате в 1910 году на предприятии было основано франко-русское акционерное общество «Богатырь». Но даже с новыми технологиями условия работы были непростые…

  Испарения бензина, мелкая свинцовая пыль, запах серы создавали в цехах синеватую полумглу, насыщенную ядовитыми для человека веществами. Особенно тяжело было работать в меловом цехе, которое называли «Сахалином». Здесь проводился просев и дробление мела. Вентиляция отсутствовала, пыль попадала в лёгкие, разрушая их, через три-четыре года рабочие становились инвалидами.

   Поэтому в 1912 году на заводе открывается первая в России лаборатория по определению качества резины и испытанию резиновых образцов. Кроме того, на заводе появляется больница для лечения рабочих и заодно жителей Богородского района.

Интересные факты

  В 1921 году женщины предприятия организовали первый в Москве детский дом для голодающих детей Поволжья.

  В 1923-м по просьбе рабочих заводу было присвоено современное название. В том же году коллектив «Красного богатыря» выдвинул кандидатом в депутаты Моссовета Владимира Ильича Ленина и избрал его почётным старшим каландровожатым (рабочий, обслуживающий каландр — машину, состоящую из системы валов, между которыми пропускают ткань, бумагу или резину для придания им гладкости или глянцевитости и получают листы, пластины и т. п., — авт.).

   27 июля 1924 года заводчане заложили в селе Богородском первый рабочий поселок. В этом же году на предприятии начинает выпускаться многотиражная газета «Красный богатырь».

  В 1927-м на заводе, выпускающем качественную и довольно дешёвую продукцию, организовали конвейерное производство. Это позволило в пять раз увеличить производство резиновой обуви, в частности галош, улучшить санитарно-гигиенические условия труда, внедрить механическую резку подошв и передов.

  Первую пятилетку завод выполнил за 3 года и 3 месяца, увеличив производство резиновой обуви по сравнению с 1913 годом в 6 раз.

   Предприятие неоднократно посещали «всесоюзный староста» Михаил Калинин и Надежда Крупская.

Война и послевоенное время

  В 1941 году часть оборудования «Красного богатыря» была эвакуирована в Томск, на оставшемся выпускали продукцию для фронта и оборонной промышленности. Сотни краснобогатырцев ушли в Красную армию, работали на строительстве оборонительных рубежей столицы.

   В память о них на территории завода был установлен монумент погибшим в Великую Отечественную войну.

  В послевоенные годы на «Красном богатыре» начали активно внедрять новую технику и передовые технологические процессы. А сам завод выступил инициатором применения электролакировального метода в обувном производстве. В 1970-х годах здесь были освоены прогрессивные способы изготовления обуви: литье под давлением, жидкое формование, коагулянтное осаждение. Кроме резиновых смесей применяли пластикаты, пластизоли, полиуретановые композиции. В 1971 году за передовые показатели завод был награждён орденом Ленина. Доля продукции с Государственным знаком качества здесь превышала 30 %, что являлось очень высоким показателем.

Сервис и ремонт

Дилерские и сервисные центры Кировского завода расположены во всех регионах, где работает техника «Кировец». Завод берет на себя долгосрочные обязательства по качественному гарантийному и послегарантийному ремонту выпущенной техники. Для квалифицированного обслуживания и ремонта сервисцентры имеют все необходимое – обученный персонал, оборудование, помещения, сервисные автомобили.

При ремонтах используются оригинальные запчасти – это детали, узлы и агрегаты, идентичные запчастям, поставляемым на заводские сборочные конвейеры. С 1.12.2013 на все запасные части наносится товарный знак «Кировский завод». Маркируются изделия виниловой саморазрушающейся наклейкой или гравировкой с инвентарным номером продукции. Размещая свой товарный знак на изделиях, производитель гарантирует качество и их соответствие всем требованиям и стандартам.

Путиловская церковь

Но не только харчевни и рюмочные интересовали рабочих. О духовном тогда искренне многие заботились.

Мы огибаем дом Богомолова и проходим к Путиловскому храму (Церковь святителя Николая Чудотворца и св. мученицы царицы Александры при Путиловском заводе), который расположен рядом с ЗСД.

Дорога к Путиловскому храмуСейчас здесь проходит ЗСД, буквально нависает над Путиловским храмомПутиловский храм

Храм был построен по инициативе рабочих. Ближайшая к заводу церковь находилась в Ульянке, это очень далеко для того времени.

Сначала была построена временная деревянная часовня, где сейчас проходная на Кировский завод у памятника Путилову. Там сейчас установлен крест.

Часовня на месте проходной Кировского завода

Рабочие сами решили отчислять 1% от своей зарплаты на строительство нового кирпичного храма в память о Николае Путилове. Завершили строительство в 1906 году, освящен храм был в 1907. Кто знает, если бы успели до 1905 года, возможно и не удалось бы попу Гапону вывести рабочих на кровавое воскресение 9 января.

На деньги самих рабочих также было создано общество хоругвеносцев.

Храм получился очень красивый. Архитектором был Косяков В.А., он же построил Морской собор Святого Николая Чудотворца в Кронштадте.

Таким был Путиловский храм

Желанием Путилова было быть похороненным на территории завода. Александр II в своё время говорил, что этот человек заслуживает такого уважения, что я бы его даже в Петропавловском соборе похоронил. В итоге захоронили на территории завода на острове Гладкий.

В храме была оборудована единственная в Петербурге пещера Гроба Господня, украшенная витражами И.А. Коркина. В 1907 г. в церковь, в специально сделанный для этого склеп перенесли останки Н. И. Путилова и его супруги.. Это должно было служить неким жестом примирения для рабочих.

В 1922 г. власти сделали попытку изъять церковные ценности, но рабочие оказали стойкое сопротивление, которое смогли подавить лишь с применением оружия и водомётов. Рабочие справедливо считали храм своим, ведь он был построен на их деньги.

После революции здание церкви неоднократно подвергалось серьёзной реконструкции. В конце 1920-х гг. оно было перестроено в духе конструктивизма (архитектор А.С. Никольский) под заводской клуб «Красный путиловец».

Склеп над могилой Путилова при этом был разрушен. Храм лишили куполов, колокольни, декора. В главный фасад врезали стеклянную призму. После того, как построили Дом культуры им. И.И. Газа, клуб «Красный путиловец» закрыли.

После 1945 г. здание было вновь перестроено в стиле «сталинского классицизма». Фасад здания украсили портиком. Позже в здании располагались склады фабрики «Север». Предполагают, что тогда была уничтожена и сама могила Н.И. Путилова, однако это не точно. Вполне возможно, что останки до сих пор лежат за бетонными стенами.

Место захоронения Путилова и его супруги

Потом здание некоторое время пустовало, а в 1990-х гг. была воссоздана православная община церкви Николая Чудотворца и Царицы Александры.

Внутри Путиловской церкви в наши дниВнутри Путиловской церкви в наши дниВнутри Путиловской церкви в наши дни

Рядом с церковью находится «Домик невест, где готовили невест перед венчанием. Сейчас там находится воскресная школа.

Воскресная школа при церкви Путилова, бывший домик невест

Чтобы ощутить дух этого места и самого Путилова, рекомендую прокатиться на автобус №66, маршрут проходит по тоннелю под морским каналом.

Если пройти за ЗСД и перейти на другую сторону проспекта Стачек, то можно посмотреть на усадьбу княгини Дашковой, памятник расцвета петергофский дороги.

Усадьба княгини Дашковой, где находится музей Усадьба «Кирьяново»

С торца здания находится музей Усадьба «Кирьяново», в котором представлена экспозиция про эти места.

Примечания

  1. ↑ Эскалаторы поставят на Сенную // 1606-1829 (Online). — 17:03 06 мая 2008.
  2. История моей жизни. — М.: «Книга», 1990.
  3. Владикавказскому трамваю — 100 лет // Вестник городского электрического транспорта России : ж. — М, 2004. — № № 4 (61). — С. 33.
  4. , Кировский завод Наркомата танковой промышленности
  5. ↑ Ленинградский Кировский завод // БСЭ
  6. Награды Кировского завода
  7. Швейцарский банк купил пакет акций ОАО «Кировский завод» / Mergers.ru
  8. Эскалаторы поставят на Сенную // 1606-1829 (Online) /Санкт-Петербург/. — 09:32 28 февраля 2008.
  9. Биография А. П. Бородина
  10. «Кировский завод» защитил товарный знак «Кировец» | Новости | Advertology.Ru
  11. Автово || Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга

Завод-ударник, завод-передовик

С началом войны многие заводчане были мобилизованы, ушли добровольцами на фронт. Четверо выходцев с Московского станкостроительного за боевые подвиги получили звания Героев Советского Союза. А производство продолжало работать в Нижнем Тагиле, куда была эвакуирована часть завода в октябре 1941 года, и в Москве. На смену ушедшим на фронт мужчинам пришли женщины и дети. Так, на заводе начала свою трудовую биографию юная Людмила Зыкина. Помимо станков, которых всего за время войны было выпущено более 6 000, завод помогал выпускать противотанковые гранаты, реактивные миномёты «Катюши», пистолеты-пулемёты системы Шпагина, узлы танков Т-34 и Т-60.

В послевоенные годы завод начал производить агрегатные станки, станки-автоматы и целые автоматические линии. В 1946 году из его стен вышла первая автоматическая линия для ЗИЛа, и с тех пор завод регулярно поставлял ЗИЛу оборудование. Станки завода работали на всех автомобильных и тракторных предприятиях страны, именно на них выпускались ГАЗ-51, ЗИЛ-150, тракторы Кировского завода и т. п.

Завод обзавёлся собственными лабораториями и проектным бюро. В результате в 1959 году в ассортименте продукции завода появился первый гидрокопировальный полуавтомат с программным управлением. В 1962 году Московский станкостроительный оснастил автоматическими линиями все ведущие автотракторные и моторные заводы СССР, а в 1970-е полностью перевооружил Камский и Волжский автозаводы.

Советский павильон на Всемирной выставке в Брюсселе «ЭКСПО-58». Фото Бобби О Бриттона. 1958 год

Достижения и награды

Тогда же на базе завода было создано Московское производственное объединение «Станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе», в которое, кроме столичного завода «Спецстанок», вошли также Тульский станколитейный и Брасовский станкостроительный заводы

Большое внимание уделялось разработке и выпуску станков с числовым программным управлением, в которых видели залог фантастического будущего, когда люди будут освобождены от труда в рабочих цехах и смогут сосредоточиться на интеллектуальной творческой деятельности

Работа завода получила высокую оценку и в стране, и за рубежом. В 1939 году за большие успехи в стахановском движении завод был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В 1947-м за разработанные и выпущенные заводом автоматические линии для обработки блоков цилиндров для ЗИЛ-150 награждён Государственной премией. В 1952 году Государственную премию получили разработчики станков для нарезания резьбы на нефтяных муфтах и трубах. В 1975 году предприятие было награждено орденом В. И. Ленина, а в 1982-м — орденом Октябрьской Революции.

Самым значительным успехом завода стало участие в первой в послевоенное время Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году (EXPO 1958). В советском павильоне, названном «Мир и Труд», демонстрировались технологические чудеса послевоенной эпохи: шагающий экскаватор, модели атомохода «Ленин» и атомной электростанции, первых спутников, Волжской ГЭС и… станки Московского станкостроительного завода. И в выставочном зале, и на площадке перед зданием стояли образцы отечественного автопрома и сельскохозяйственных машин, созданных при помощи станков столичного предприятия. Выставка стала триумфом науки и промышленности СССР, а в числе более 500 наград, полученных советскими экспонатами, был Гранпри, присуждённый Московскому станкостроительному за автоматическую линию по обработке валов МР107.

После того как в 1980 году в Москве прошла масштабная конференция международной неправительственной организации «Золотой Меркурий», завод в числе других более чем 200 предприятий СССР получил престижную премию Gold Mercury International, присуждаемую за эффективное международное экономическое сотрудничество.

Время Путилова

Николай Иванович Путилов, отставной военный, участник Крымской войны. Он мог занять выгодную министерскую должность и спокойно жить до конца дней. Но это был не его путь, он жаждал деятельности, и идей было много.

Путилов хорошо учился, подавал надежды как учёный и даже преподавал. Но у него было слабое здоровье, поэтому и ушёл в отставку. Он уезжает на юг, чтобы поправить здоровье и там изучает металлургию и строительное дело.

Понимая какой недостаток испытывает Россия в металлах, он скупает земли и строит несколько металлургических заводов в Финляндии. Фины до сих пор ему за это благодарны.

В 1868 году он выкупает из казны заброшенный завод и успешно налаживает здесь производство рельсов для железных дорог, стали, вагонов, боеприпасов по передовым для того времени технологиям.

Кстати, рельсы были лучшими в мире и выдерживали любой российский мороз. В этом помогла его встреча с Павлом Матвеевичем Обуховым, самородком из Урала. Он изобрёл способ производства литой стали, но как это обычно бывает, чиновники игнорировали его. А вот Путилов ухватился за идею и не прогадал. Россия стала независимой страной в плане металлургии.

Путиловские рельсы

Ещё одной его важной заслугой является строительство паровых канонерок, что спасло Петербург от английского вторжения. Ведь на подступах к Петербургу мелководье, и большие корабли не могли здесь проплыть

А маленьких ни у кого не было. Вопрос был в том, кто первый успеет сделать мелководную флотилию, и кончено же успел Путилов. Англия не смогла подойти к Кронштадту и Петербургу. Путилова наградили за это орденом славы.

Помимо рельсов он основном здесь мартеновские печи и нашу сталь узнали в мире. В 1870 году проходила масштабна выставка, где рельсы были выставлены веером (см. на фото), символизируя зарю освобождения России от иностранной зависимости.

Всероссийская мануфактурная выставка 1870 год

Тогда Путиловский завод получил первую премию — право изображения герба России на своей продукции.

Награждения Путиловского завода правом использования государственного герба

Путилов вообще любил устраивать грандиозные праздники, в которых участвовали в том числе и рабочие. Так, на каждый миллионный выпущенный рельс устраивался шумный праздник с угощениями для всех, об этом знал весь Петербург.

Воспитание кадров

  Надо отдать должное руководству «Красного богатыря». На предприятии всегда уделялось большое значение подготовке и воспитанию кадров. Вот простой пример. В 1919 году, когда в стране ещё бушевала Гражданская война и всюду царила разруха, здесь организовали школу фабрично-заводского ученичества, где готовили специалистов-резинщиков.

  Первым директором ШФЗУ при заводе «Богатырь» в 1920 году был назначен инженер-химик А.В. Плотников. В архиве сохранилось письмо с просьбой освободить его от руководящей должности в связи с тем, что это «не его работа». В конце письма Плотников просит дирекцию завода выделить ему две пары галош, т.к. детям не в чем ходить на улицу.

  Из отчёта о работе школы ФЗО за 1923-1924 гг.: количество подавших заявление о приёме: мужчин — 91, женщин — 25. Возраст – 15-20 лет, продолжительность обучения – 3 года. Изучаемые предметы: математика, естествознание, родной язык, обществоведение и история, гигиена, рисование и черчение, физика и химия.

 Учебников катастрофически не хватало. Однако в школе постоянно устраивались лекции, на которых рассказывали о Фарадее, Франклине, Копернике, Галилее, английском парламентаризме… Кроме того, учащиеся ездили на экскурсии по другим заводам Москвы и в Крым…

От мастерской на колесах до ведущего предприятия страны

История предприятия начинается в 1922 году, когда в Москву был переведен так называемый «Авиапоезд №11». В то время авиапоездами назывались передвижные мастерские на железной дороге, которые в период гражданской войны ремонтировали авиадвигатели в полевых условиях.


Вид завода «Авиапоезд №11» от основных ворот предприятия. Фото: Архив МПО имени им. Румянцева

«Авиапоезд №11» обосновался на улице Нижняя Масловка, где ранее находилась шорно-седельная фабрика Циммермана. В первые годы здесь занимались ремонтом моторов и других авиационных изделий: компасов, высотомеров, тахометров, привязных ремней для летчиков. Позже мастерская была преобразована в завод №33, который перепрофилировали на конкретную тематику – производство топливорегулирующей аппаратуры. В 1931 году здесь был создан первый авиационный карбюратор. До начала Великой Отечественной войны завод был единственным в стране предприятием, выпускавшим карбюраторы, которыми оснащались все отечественные авиационные моторы и, соответственно, все самолеты.

В начале войны завод был эвакуирован в Пермь. До конца войны предприятие обеспечивало карбюраторами все авиационные двигатели Микулина, которые устанавливались на знаменитые штурмовики Ил-2. Кроме того, серийно выпускались разработанные уникальные агрегаты, к примеру, регулятор постоянного давления РПД1М для управления двигателем на истребителе Ил-16.


Сборка штурмовика Ил-2

После эвакуации в Пермь производственная площадка в Москве также не пустовала. В запустевшие цехи оставшиеся работники привезли старое оборудование из Дмитрова и наладили производство мин. Многие работники Московского карбюраторного завода №33 ушли на фронт в качестве ополченцев. «Наше предприятие и его работники внесли свой, и немалый, вклад в разгром врага. В победах советских летчиков-асов была и частица труда нашего завода, продукция которого стояла на тысячах боевых самолетов. На заводе тогда трудились в основном женщины и подростки, многие из которых впервые встали к станку. Это была их линия фронта – у каждого рабочего места, у каждого станка. Настоящим трудовым подвигом было то, что они не только справлялись с производственными заданиями, но и перевыполняли их», – отметил нынешний генеральный директор предприятия Леонид Халфун.

После войны завод, получивший номер 315, начал освоение топливной аппаратуры для первых отечественных реактивных двигателей. Здесь налаживали производство первых плунжерных насосов, которые подают топливо в систему, управляющую реактивным соплом двигателей истребителей. В последующие годы завод осваивал все более сложную топливную аппаратуру для двигателей Климова, Люльки, Кузнецова, Ивченко, которые устанавливались на самолеты Микояна, Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева.

Деятельность

Предприятие производит тракторы и другие сельскохозяйственные машины, запасные части, металлопрокат, энергетические машины. Также предприятие выпускает оборудование для газовой и атомной отраслей, металлургическую, машиностроительную и прочую продукцию, некоторые виды энергии и др. Завод занимает 200 га практически в центре Санкт-Петербурга (есть разветвленная сеть подъездных дорог, выход к заливу — береговая линия 2 км), а также территорию в пос. Горелово, Красносельский район Санкт-Петербурга (Гореловская площадка — 300 га). По состоянию на 2010 года на предприятии работало около 6 тыс. человек.

Кировский завод (внешний вид, 2007)

ОАО «Кировский завод» — управляющая компания для около 30 дочерних обществ, в числе которых:

  • Сталелитейный завод «Петросталь»,
  • Производство тракторов «Кировец» (Петербургский тракторный завод),
  • Производство тоннельных эскалаторов, завод «Универсалмаш».
  • ЗАО «Турбомашины» (1993 год) — выпускает турбогенераторные и парогазовые установки в диапазоне мощности от 1100 до 2500 кВт.
  • «Шереметев» — Бизнес-центр класса «В», расположенный на проспекте Стачек

Оборот группы в 2010 году составил 11,321 млрд руб., чистый убыток 205 млн руб. (в 2009 году — чистый убыток 1,032 млн руб.) Тотальный износ оборудования, устаревшие технологии (мартеновские печи), а также отсутствие стабильного спроса на мощную сельскохозяйственную технику являются причиной относительно низкой рентабельности Кировского завода: в металлургии она составляет 8 %, в машиностроении — 6 %, с тенденцией к снижению[источник не указан 67 дней].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: