Примечания
- ↑
- ↑ Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. — М.: ФОРУМ: Неолит, 2014. С. 359—362.
- Константин Заборовский (1809—1876) — помещик, участник Польского национального восстания в Российской империи 1830—1831 годов; младший брат поэта Тимона Заборовского.
- М. Потоцкий (1810—1878) — польский помещик, коллекционер древностей; после восстания 1830—31 годов купил имение в Коцюбинчиках.
- ↑
- Мурашёва В. В. «Идол из Гнёздова» // Российская археология. 2005. № 1.
- Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.-Л., 1966.
- Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. // Археология СССР. М., 1982. С. 261—268.
- Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993. С. 11—15.
- , с. 388—390.
- Kozłowski R. Badania technologiczne posągu Światowida, 65—67.
Керносовский идол
Керносовский идол — каменное изваяние эпохи энеолита , III тыс. до н. э., связанное с ямной археологической культурой .
Артефакт найден в 1973 году у села Керносовки Новомосковского района Днепропетровской области . Хранится в Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. И. Яворницкого . Экспонат ДИМ-А-9039.
- лицо: глубоко посаженные глаза, нос, подбородок; изображены усы с опущенными вниз концами.
- оружие: лук со стрелой, булава ;
- орудия: топоры, мотыга , ложка для разлива металла, литейная форма.
- животные — бык, две лошади, черепахи.
- другие: в центре стелы — человек с хвостом преследует двух животных, на боковой грани — фаллическая сцена — мужчина (с хвостом) и женщина в момент коитуса.
- орнаментальные рисунки: ряды треугольников, зигзагообразные линии.
На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.
Керносовский идол
Рисунки на идоле спереди
Рисунки на идоле сзади
Современная копия Керносовского идола в этнографическом музее
- Размеры: 120×36х24 см
- Вес: 238,5 кг
- Материал: Песчаник
История находки
С 1815 года Збруч являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей. Посты пограничников и таможенной стражи располагались вдоль реки, которая практически постоянно находилась под наблюдением.
Жарким августом 1848 года падение уровня Збруча обнажило у горы Соколихи шапку изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека — вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике». Купающиеся в реке пастушки М. Бартошевский и И. Халаман поспешили уведомить о находке А. Брушкевича — мандатария (урядника), находившегося в 5 км от села Лычковцы, владельцем которого был польский шляхтич Константин Заборовский. Брушкевич сперва никак не отреагировал на известие об «утопленнике» (место, о котором шла речь, не входило в зону его юрисдикции, так как находилось на границах сёл Городинцы и Ракового Кута). Пограничники также не предприняли активных действий. Известием заинтересовались только таможенники. Что из воды торчит камень, разглядеть можно было и с берега, но один из таможенных стражников специально зашёл в реку и убедился, что это не просто камень, а изваяние. Начальник таможни надстражник Лашевский уведомил о находке К. Беньковского, управляющего находившимся неподалёку имением Заборовского, и уже упомянутого выше А. Брушкевича. Почему начальник таможни обратился именно к этим двум лицам — не совсем ясно. Возможно, дело в том, что Беньковский был инженером по образованию.
Прибыв к месту находки, Беньковский оценил размеры и вес изваяния, после чего послал в Лычковцы за тремя парами волов. Их доставил эконом имения В. Гавловский. К этому времени на берегу собралась целая толпа крестьян, а из Постоловки прибыл лесник Лазаревич. Под руководством Беньковского Гавловский вытащил изваяние на берег, зацепив верёвками за шапку. Только после этого приехал лычковецкий мандатарий Брушкевич. Беньковский велел погрузить изваяние на телегу и отвезти в Лычковцы, где с ним обошлись довольно непочтительно — бросили его под овином на дворе Брушкевича. Здесь изваяние валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения К. Заборовский не подарил его коллекционеру М. Потоцкому.
В 1960-е годы было найдено место, где, предположительно, мог стоять идол, — «квадратный каменный фундамент на горе Богит». На этом месте расположено славянское городище Бохит XI—XIII веков В 1984 году специальной экспедицией под руководством археологов И. П. Русановой и Б. А. Тимощука были исследованы Бохит и другие городища на реке Збруч, интерпретированные в качестве языческих святилищ эпохи «двоеверия» XI—XIII веков. На городище Бохит исследована площадка диаметром 9 м, окружённая рвом. В её центре расположена квадратная яма, сечение которой близко к Збручскому идолу и, возможно, яма была местом установки изваяния. Во рву расположено восемь чашевидных ям с остатками жертвоприношений — костями зверей и птиц и фрагментами керамики конца X—XIII веков.
Описание
Збручский идол представляет собой четырехгранный столб из серого известняка высотой 2,67 м (8,8 фута), на каждой из четырех сторон которого выгравированы три яруса рельефов. Нижний ярус — 67 см (26 дюймов); средний ярус — 40 см (16 дюймов); и верхний ярус — 167 см (66 дюймов). Не исключено, что при раскопках памятника 1848 г. его нижний слой был отломан и утерян. Рельефы находятся в довольно плохом состоянии, хотя некоторые следы оригинальной полихромии были обнаружены еще в 60-е годы прошлого века. На рельефах изображены следующие персонажи:
- С трех сторон нижнего яруса изображено стоящее на коленях бородатое существо, которое, кажется, поддерживает руками верхний ярус; четвертая сторона пустая.
- На среднем ярусе изображена сущность меньшего размера с вытянутыми руками со всех четырех сторон. Только на одной из четырех сторон есть существо с крошечной «детской» фигуркой.
- На четырех сторонах самого верхнего яруса изображены самые большие фигуры идола с четырьмя лицами, объединенными под высокой округлой шляпой. Каждая из сторон имеет отличительный атрибут: кольцо или браслет; рог для питья или рог изобилия; меч и конь; и размытый солнечный символ.
Атрибуция[править | править код]
Интерпретация памятника спорная. Учёные связывали скульптуру с тюркским, кельтским, античным, германским влияниями. Некоторые исследователи считали его фальсификатом.
Сабля не является характерной для древних славян, что может свидетельствовать о тюркском влиянии. Мотив, связывающий Збручского идола с другими антропоморфными древнерусскими изображениями, — положение рук «высших» персонажей, одна из которых прижата к груди — держит ритон или кольцо), другая протянута к поясу. Похожую позу имеет так называемый Гнёздовский идол, маленькая свинцовая фигурка, найденная в Гнёздове. Однако та же поза характерна для раннетюркских каменных статуй.
Шапку имеет также Белозёрский идол, гранитная стела около 0,75 м высотой, глаза, рот и подбородок которой тоже выполнены рельефом (хранится в Новгородском музее). Антропоморфные сидящая фигурка в шапке с опушкой венчает бронзовую литую рукоять ножа из Новгорода (Новгородский музей).
Параллели Збручской скульптуре в мелкой пластике встречаются у балтийских славян: жезлы с изображениями четырёхликих (Волин) и трёхликих (сопоставимых с Триглавом) персонажей и др., которые соотносятся с описаниями многоголовых идолов в западнославянских храмах и у латинских миссионеров.
Сабле на рельефе памятника имеются аналогии X—XI веков.
Открытие и противоречие
Статуя была обнаружена в августе 1848 года в селе Лычковцы (Liczkowce) в Галиции (тогда в Австрийской империи , теперь в Украине ) во время засухи, из-за которой дно реки стало видно. Владелец деревни Константин Заборовский , брат покойного поэта Тимона , подарил ее польскому графу Мечиславу Потоцкому , который в 1850 году сообщил об этом Краковскому научному обществу. Также Потоцкий первым задался вопросом, может ли статуя изображать Святовида . Первоначально хранившаяся в библиотеке Ягеллонского университета , в 1858 году она была перенесена на временную выставку древностей во дворце семьи Любомирских, а затем в штаб-квартиру Краковского научного общества. Однако только в 1950 году он был помещен в постоянную экспозицию. С 1968 года он хранится в Краковском археологическом музее.
С момента открытия памятника ведутся споры о том, что именно представляет собой идол.
Андрей Сергеевич Фаминцын в своей работе 1884 года «Древние славянские божества» возражал против теории Лелевеля и вместо этого утверждал, что столб Збруч представляет собой изображение одного божества и что все четыре стороны каждого яруса представляют собой одну сущность. Как было впервые предположено графом Потоцким, он идентифицировал божество как представление славянского четырехглавого бога Святовида, который до этого в основном ассоциировался с островом Рюген , но теперь считается панславянским. Причина заключалась в том, что исторические источники упоминают божество Рюгена, которое хранится в деревянном храме вместе со священным мечом, рогом для питья и лошадью. Фаминцын также был первым, кто признал трехуровневую структуру связанной с тремя уровнями мира, связав ее со славянским божеством Триглавом .
Отождествление божества со Святовидом было также поддержано Габриэлем Ленчиком , который также первым идентифицировал разрушенный солнечный символ на стороне, ранее считавшейся без атрибутов. Другая теория была представлена Генриком Ловминьским , который в своей монографии 1979 года о религии славян предположил, что идол был вообще неславянским, поскольку был сделан из камня, а не из дерева, которое было основным строительным материалом славян. но легенды о Святовиде тем не менее существуют среди всех славянских культур.
Борис Рыбаков в своей работе 1987 года « Язычество Древней Руси» утверждал, что четыре стороны верхнего яруса представляют четырех разных славянских богов, двух женских и двух мужских, с соответствующими им сущностями среднего уровня всегда противоположного пола. В гипотезе Рыбакова мужское божество с конем и мечом — бог Молнии Перун , женщина с рогом изобилия — Мокошь , женщина с кольцом — Лада , а мужское божество с солнечным символом — над пустым подземным миром, это Дажбог (бог солнечного света, для которого солнце было не объектом, а атрибутом, таким образом, положение символа на его одежде, а не в руке). Далее Рыбаков предлагает божество подземного мира как Велес .
Рыбаков также утверждал, что сторона с женской фигурой, держащей рог, является передней частью идола, основываясь на фигуре нижнего яруса, которая изображена с ногами, как если бы она была видна спереди, причем две смежные стороны показывают ноги сбоку. , а четвертая сторона оставлена пустой. Наконец, Рыбаков считает, что общая фаллическая форма идола предназначена для объединения всех меньших фигур в единое, всеобъемлющее, все видящее большее божество, Род .
По словам Алексея Комара и Натальи Хамайко (2011), скульптура является подделкой, созданной Тимоном Заборовским , поместье которого находилось недалеко от того места, где была найдена статуя.
Культовый смысл[править | править код]
Исследователи считали изображения на идоле олицетворением различных славянских богов. Академик Б. А. Рыбаков считал, что идол изображает не четырехглавого Святовита, описания которого известны у балтийских славян в Арконе, а реконструированного им древнерусского бога Рода из «Слова Григория», связанного с судьбой новорождённого.
Многие исследователи связывают ярусы идола с трёхчастным делением мира, грани — со сторонами света или временами года. Историк В. Я. Петрухин предполагает, что на рельефах Збручского идола отражены славянский пантеон и славянская языческая пространственная модель мира. Предположительно, его изображения олицетворяют высших мужских и женских богов верхнего (небесного) мира, духов и людей среднего (земного) мира и поддерживающих землю хтонических существ преисподней. По мнению Петрухина, Збручское изваяние воплощает антропоцентричную модель мира раннесредневекового славянства, его предшественниками были «антские» зооантропоморфные фибулы с осевой антропоморфной фигурой, которая могла символизировать мировой столп или мировое древо. Личный убор, начиная с античной эпохи, воплощал «космический» порядок и отражал характерное для Средневековья представление о человеке как о «микрокосме».
Г. Леньчик вслед за Р. Козловским считал, что изначально идол стоял под крышей языческого храма или под кроной большого дерева, что предохраняло его от осадков и объясняет малое количество высолов. Затем изваяние было снято и зарыто в землю на берегу реки. Незадолго до 1848 года берег реки подмыло и изваяние оказалось в воде.
Святовит или Перун?
Изваяние назвали Збручским идолом — по реке, где его нашли. Но вот как оно там оказалось? И что собой представляет? Графа Потоцкого все это очень интересовало. Он предположил, что каменная скульптура изображает Святовита — языческого бога балтийских славян, поскольку именно у него было четыре головы. Об этом писал в XII — начале XIII века датский хронист Саксон Грамматик.
Однако в XX веке возникла другая версия того, что за божества изображены на Збручском идоле. Известный советский историк и археолог Борис Рыбаков идентифицировал женскую фигуру с рогом как богиню плодородия Макошь. А фигуру с кольцом — как Ладу, богиню весны, покровительницу любви и брака. Мужская фигура с мечом, по его мнению, — это изображение Перуна, бога грозы и войны. А божество с солярным символом может быть в равной мере как богом солнца Хорсом, так и покровителем плодородия и солнечного света Даждьбогом. Впрочем, существует теория о том, что Хорс — не имя отдельного божества, а просто эпитет Даждьбога.
Мужскую фигуру в нижнем ярусе ученый сопоставил с Велесом. В средней части идола, по его мнению, изображены не боги, а люди. И все фигуры вместе отражают представления древнеславянских язычников о Вселенной, которая делится на небо, принадлежащее богам, мир людей и таинственный подземный мир, обитатели которого держат на себе землю. В совокупности все изображения, обращенные к четырем сторонам света и объединенные одной шапкой, составляют облик всеобъемлющего и вездесущего бога Вселенной — Рода. Так что случайная находка украинских пастушков оказалась настоящей энциклопедией древнеславянского язычества.
Что же касается вопроса о том, как идол Рода попал в реку, то ответ на него нашла Прикарпатская экспедиция Института археологии АН СССР. В 1984 году ученые открыли на Збруче два больших городища-святилища. Одно из них находилось на самой высокой в округе горе Богит. Второе — на 5 километров выше по течению, на высоком мысу. Оба городища были устроены традиционно, но отличались грандиозными размерами. Ученые пришли к выводу, что здесь, в относительно глухой местности, довольно удаленной от крупных городов Киевской Руси, существовал большой языческий центр.
Збручский идол, по-видимому, был установлен в самой верхней части капища — на овальной площадке размером 50 на 70 метров, в центре которой возвышался круглый пьедестал из камней. Вокруг располагались восемь углублений для жертвоприношений. В двух из них были обнаружены погребения мужчин в возрасте около 60 лет, вероятно, жрецов. Еще в двух были найдены кости малолетних детей, возможно, принесенных в жертву. Судя по керамике, захоронения относятся к XII веку, а жертвоприношения совершались здесь с X века до начала XIII века. То есть славянские язычники сумели сберечь свою веру в течение нескольких столетий после повсеместного введения христианства. Ученые считают, что древнее славянское святилище прекратило существование в годы нашествия Батыя. Под угрозой надвигавшегося разгрома язычники и спрятали в реке Збруч изображение своего бога.