Збручский идол

Конкурсная работа по истории "збручский идол" | страна мастеров

Примечания

  1. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры / Издание 2-е, испр. и доп. — М.: ФОРУМ: Неолит, 2014. С. 359—362.
  2. Константин Заборовский (1809—1876) — помещик, участник Польского национального восстания в Российской империи 1830—1831 годов; младший брат поэта Тимона Заборовского.
  3. М. Потоцкий (1810—1878) — польский помещик, коллекционер древностей; после восстания 1830—31 годов купил имение в Коцюбинчиках.
  4. Мурашёва В. В. «Идол из Гнёздова» // Российская археология. 2005. № 1.
  5. Шер Я. А. Каменные изваяния Семиречья. М.-Л., 1966.
  6. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. // Археология СССР. М., 1982. С. 261—268.
  7. Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993. С. 11—15.
  8. , с. 388—390.
  9. Kozłowski R. Badania technologiczne posągu Światowida, 65—67.

Керносовский идол

Керносовский идол  — каменное изваяние эпохи энеолита , III тыс. до н. э., связанное с ямной археологической культурой .

Артефакт найден в 1973 году у села Керносовки Новомосковского района Днепропетровской области . Хранится в Днепропетровском национальном историческом музее имени Д. И. Яворницкого . Экспонат ДИМ-А-9039.

  • лицо: глубоко посаженные глаза, нос, подбородок; изображены усы с опущенными вниз концами.
  • оружие: лук со стрелой, булава ;
  • орудия: топоры, мотыга , ложка для разлива металла, литейная форма.
  • животные — бык, две лошади, черепахи.
  • другие: в центре стелы — человек с хвостом преследует двух животных, на боковой грани — фаллическая сцена — мужчина (с хвостом) и женщина в момент коитуса.
  • орнаментальные рисунки: ряды треугольников, зигзагообразные линии.

На гранях стелы, в отдельных рисунках и целых композициях изображены, по всей вероятности, сцены из мифов, посвященные временам сотворения и освоения мира. В облике Керносовского идола прослеживаются зооморфные черты: хвост на спине, часто встречающееся изображение быка на поверхности самой статуи.

Керносовский идол

Рисунки на идоле спереди

Рисунки на идоле сзади

Современная копия Керносовского идола в этнографическом музее

  • Размеры: 120×36х24 см
  • Вес: 238,5 кг
  • Материал: Песчаник

История находки

С 1815 года Збруч являлся пограничной рекой между Российской империей и Австрийской империей. Посты пограничников и таможенной стражи располагались вдоль реки, которая практически постоянно находилась под наблюдением.

Жарким августом 1848 года падение уровня Збруча обнажило у горы Соколихи шапку изваяния, наклонно выступающего из воды. Ударяясь в обращённую против течения шапку, волны реки создавали визуальный эффект «подскакивания», напоминая движение головы человека — вполне достаточно, чтобы у проходящих по дороге над берегом крестьян пошла молва об «утопленнике». Купающиеся в реке пастушки М. Бартошевский и И. Халаман поспешили уведомить о находке А. Брушкевича — мандатария (урядника), находившегося в 5 км от села Лычковцы, владельцем которого был польский шляхтич Константин Заборовский. Брушкевич сперва никак не отреагировал на известие об «утопленнике» (место, о котором шла речь, не входило в зону его юрисдикции, так как находилось на границах сёл Городинцы и Ракового Кута). Пограничники также не предприняли активных действий. Известием заинтересовались только таможенники. Что из воды торчит камень, разглядеть можно было и с берега, но один из таможенных стражников специально зашёл в реку и убедился, что это не просто камень, а изваяние. Начальник таможни надстражник Лашевский уведомил о находке К. Беньковского, управляющего находившимся неподалёку имением Заборовского, и уже упомянутого выше А. Брушкевича. Почему начальник таможни обратился именно к этим двум лицам — не совсем ясно. Возможно, дело в том, что Беньковский был инженером по образованию.

Прибыв к месту находки, Беньковский оценил размеры и вес изваяния, после чего послал в Лычковцы за тремя парами волов. Их доставил эконом имения В. Гавловский. К этому времени на берегу собралась целая толпа крестьян, а из Постоловки прибыл лесник Лазаревич. Под руководством Беньковского Гавловский вытащил изваяние на берег, зацепив верёвками за шапку. Только после этого приехал лычковецкий мандатарий Брушкевич. Беньковский велел погрузить изваяние на телегу и отвезти в Лычковцы, где с ним обошлись довольно непочтительно — бросили его под овином на дворе Брушкевича. Здесь изваяние валялось без присмотра до зимы, пока владелец имения К. Заборовский не подарил его коллекционеру М. Потоцкому.

Место, на котором стояла статуя, городище Бохит

В 1960-е годы было найдено место, где, предположительно, мог стоять идол, — «квадратный каменный фундамент на горе Богит». На этом месте расположено славянское городище Бохит XI—XIII веков В 1984 году специальной экспедицией под руководством археологов И. П. Русановой и Б. А. Тимощука были исследованы Бохит и другие городища на реке Збруч, интерпретированные в качестве языческих святилищ эпохи «двоеверия» XI—XIII веков. На городище Бохит исследована площадка диаметром 9 м, окружённая рвом. В её центре расположена квадратная яма, сечение которой близко к Збручскому идолу и, возможно, яма была местом установки изваяния. Во рву расположено восемь чашевидных ям с остатками жертвоприношений — костями зверей и птиц и фрагментами керамики конца X—XIII веков.

Описание

Збручский идол представляет собой четырехгранный столб из серого известняка высотой 2,67 м (8,8 фута), на каждой из четырех сторон которого выгравированы три яруса рельефов. Нижний ярус — 67 см (26 дюймов); средний ярус — 40 см (16 дюймов); и верхний ярус — 167 см (66 дюймов). Не исключено, что при раскопках памятника 1848 г. его нижний слой был отломан и утерян. Рельефы находятся в довольно плохом состоянии, хотя некоторые следы оригинальной полихромии были обнаружены еще в 60-е годы прошлого века. На рельефах изображены следующие персонажи:

  • С трех сторон нижнего яруса изображено стоящее на коленях бородатое существо, которое, кажется, поддерживает руками верхний ярус; четвертая сторона пустая.
  • На среднем ярусе изображена сущность меньшего размера с вытянутыми руками со всех четырех сторон. Только на одной из четырех сторон есть существо с крошечной «детской» фигуркой.
  • На четырех сторонах самого верхнего яруса изображены самые большие фигуры идола с четырьмя лицами, объединенными под высокой округлой шляпой. Каждая из сторон имеет отличительный атрибут: кольцо или браслет; рог для питья или рог изобилия; меч и конь; и размытый солнечный символ.

Атрибуция[править | править код]

Интерпретация памятника спорная. Учёные связывали скульптуру с тюркским, кельтским, античным, германским влияниями. Некоторые исследователи считали его фальсификатом.

Сабля не является характерной для древних славян, что может свидетельствовать о тюркском влиянии. Мотив, связывающий Збручского идола с другими антропоморфными древнерусскими изображениями, — положение рук «высших» персонажей, одна из которых прижата к груди — держит ритон или кольцо), другая протянута к поясу. Похожую позу имеет так называемый Гнёздовский идол, маленькая свинцовая фигурка, найденная в Гнёздове. Однако та же поза характерна для раннетюркских каменных статуй.

Шапку имеет также Белозёрский идол, гранитная стела около 0,75 м высотой, глаза, рот и подбородок которой тоже выполнены рельефом (хранится в Новгородском музее). Антропоморфные сидящая фигурка в шапке с опушкой венчает бронзовую литую рукоять ножа из Новгорода (Новгородский музей).

Параллели Збручской скульптуре в мелкой пластике встречаются у балтийских славян: жезлы с изображениями четырёхликих (Волин) и трёхликих (сопоставимых с Триглавом) персонажей и др., которые соотносятся с описаниями многоголовых идолов в западнославянских храмах и у латинских миссионеров.

Сабле на рельефе памятника имеются аналогии X—XI веков.

Открытие и противоречие

Статуя была обнаружена в августе 1848 года в селе Лычковцы (Liczkowce) в Галиции (тогда в Австрийской империи , теперь в Украине ) во время засухи, из-за которой дно реки стало видно. Владелец деревни Константин Заборовский , брат покойного поэта Тимона , подарил ее польскому графу Мечиславу Потоцкому , который в 1850 году сообщил об этом Краковскому научному обществу. Также Потоцкий первым задался вопросом, может ли статуя изображать Святовида . Первоначально хранившаяся в библиотеке Ягеллонского университета , в 1858 году она была перенесена на временную выставку древностей во дворце семьи Любомирских, а затем в штаб-квартиру Краковского научного общества. Однако только в 1950 году он был помещен в постоянную экспозицию. С 1968 года он хранится в Краковском археологическом музее.

С момента открытия памятника ведутся споры о том, что именно представляет собой идол.

Андрей Сергеевич Фаминцын в своей работе 1884 года «Древние славянские божества» возражал против теории Лелевеля и вместо этого утверждал, что столб Збруч представляет собой изображение одного божества и что все четыре стороны каждого яруса представляют собой одну сущность. Как было впервые предположено графом Потоцким, он идентифицировал божество как представление славянского четырехглавого бога Святовида, который до этого в основном ассоциировался с островом Рюген , но теперь считается панславянским. Причина заключалась в том, что исторические источники упоминают божество Рюгена, которое хранится в деревянном храме вместе со священным мечом, рогом для питья и лошадью. Фаминцын также был первым, кто признал трехуровневую структуру связанной с тремя уровнями мира, связав ее со славянским божеством Триглавом .

Отождествление божества со Святовидом было также поддержано Габриэлем Ленчиком , который также первым идентифицировал разрушенный солнечный символ на стороне, ранее считавшейся без атрибутов. Другая теория была представлена Генриком Ловминьским , который в своей монографии 1979 года о религии славян предположил, что идол был вообще неславянским, поскольку был сделан из камня, а не из дерева, которое было основным строительным материалом славян. но легенды о Святовиде тем не менее существуют среди всех славянских культур.

Борис Рыбаков в своей работе 1987 года « Язычество Древней Руси» утверждал, что четыре стороны верхнего яруса представляют четырех разных славянских богов, двух женских и двух мужских, с соответствующими им сущностями среднего уровня всегда противоположного пола. В гипотезе Рыбакова мужское божество с конем и мечом — бог Молнии Перун , женщина с рогом изобилия — Мокошь , женщина с кольцом — Лада , а мужское божество с солнечным символом — над пустым подземным миром, это Дажбог (бог солнечного света, для которого солнце было не объектом, а атрибутом, таким образом, положение символа на его одежде, а не в руке). Далее Рыбаков предлагает божество подземного мира как Велес .

Рыбаков также утверждал, что сторона с женской фигурой, держащей рог, является передней частью идола, основываясь на фигуре нижнего яруса, которая изображена с ногами, как если бы она была видна спереди, причем две смежные стороны показывают ноги сбоку. , а четвертая сторона оставлена ​​пустой. Наконец, Рыбаков считает, что общая фаллическая форма идола предназначена для объединения всех меньших фигур в единое, всеобъемлющее, все видящее большее божество, Род .

По словам Алексея Комара и Натальи Хамайко (2011), скульптура является подделкой, созданной Тимоном Заборовским , поместье которого находилось недалеко от того места, где была найдена статуя.

Культовый смысл[править | править код]

Исследователи считали изображения на идоле олицетворением различных славянских богов. Академик Б. А. Рыбаков считал, что идол изображает не четырехглавого Святовита, описания которого известны у балтийских славян в Арконе, а реконструированного им древнерусского бога Рода из «Слова Григория», связанного с судьбой новорождённого.

Многие исследователи связывают ярусы идола с трёхчастным делением мира, грани — со сторонами света или временами года. Историк В. Я. Петрухин предполагает, что на рельефах Збручского идола отражены славянский пантеон и славянская языческая пространственная модель мира. Предположительно, его изображения олицетворяют высших мужских и женских богов верхнего (небесного) мира, духов и людей среднего (земного) мира и поддерживающих землю хтонических существ преисподней. По мнению Петрухина, Збручское изваяние воплощает антропоцентричную модель мира раннесредневекового славянства, его предшественниками были «антские» зооантропоморфные фибулы с осевой антропоморфной фигурой, которая могла символизировать мировой столп или мировое древо. Личный убор, начиная с античной эпохи, воплощал «космический» порядок и отражал характерное для Средневековья представление о человеке как о «микрокосме».

Г. Леньчик вслед за Р. Козловским считал, что изначально идол стоял под крышей языческого храма или под кроной большого дерева, что предохраняло его от осадков и объясняет малое количество высолов. Затем изваяние было снято и зарыто в землю на берегу реки. Незадолго до 1848 года берег реки подмыло и изваяние оказалось в воде.

Святовит или Перун?

Изваяние назвали Збручским идолом — по реке, где его нашли. Но вот как оно там оказалось? И что собой представляет? Графа Потоцкого все это очень интересовало. Он предположил, что каменная скульптура изображает Святовита — языческого бога балтийских славян, поскольку именно у него было четыре головы. Об этом писал в XII — начале XIII века датский хронист Саксон Грамматик.

Однако в XX веке возникла другая версия того, что за божества изображены на Збручском идоле. Известный советский историк и археолог Борис Рыбаков идентифицировал женскую фигуру с рогом как богиню плодородия Макошь. А фигуру с кольцом — как Ладу, богиню весны, покровительницу любви и брака. Мужская фигура с мечом, по его мнению, — это изображение Перуна, бога грозы и войны. А божество с солярным символом может быть в равной мере как богом солнца Хорсом, так и покровителем плодородия и солнечного света Даждьбогом. Впрочем, существует теория о том, что Хорс — не имя отдельного божества, а просто эпитет Даждьбога.

Мужскую фигуру в нижнем ярусе ученый сопоставил с Велесом. В средней части идола, по его мнению, изображены не боги, а люди. И все фигуры вместе отражают представления древнеславянских язычников о Вселенной, которая делится на небо, принадлежащее богам, мир людей и таинственный подземный мир, обитатели которого держат на себе землю. В совокупности все изображения, обращенные к четырем сторонам света и объединенные одной шапкой, составляют облик всеобъемлющего и вездесущего бога Вселенной — Рода. Так что случайная находка украинских пастушков оказалась настоящей энциклопедией древнеславянского язычества.

Что же касается вопроса о том, как идол Рода попал в реку, то ответ на него нашла Прикарпатская экспедиция Института археологии АН СССР. В 1984 году ученые открыли на Збруче два больших городища-святилища. Одно из них находилось на самой высокой в округе горе Богит. Второе — на 5 километров выше по течению, на высоком мысу. Оба городища были устроены традиционно, но отличались грандиозными размерами. Ученые пришли к выводу, что здесь, в относительно глухой местности, довольно удаленной от крупных городов Киевской Руси, существовал большой языческий центр.

Збручский идол, по-видимому, был установлен в самой верхней части капища — на овальной площадке размером 50 на 70 метров, в центре которой возвышался круглый пьедестал из камней. Вокруг располагались восемь углублений для жертвоприношений. В двух из них были обнаружены погребения мужчин в возрасте около 60 лет, вероятно, жрецов. Еще в двух были найдены кости малолетних детей, возможно, принесенных в жертву. Судя по керамике, захоронения относятся к XII веку, а жертвоприношения совершались здесь с X века до начала XIII века. То есть славянские язычники сумели сберечь свою веру в течение нескольких столетий после повсеместного введения христианства. Ученые считают, что древнее славянское святилище прекратило существование в годы нашествия Батыя. Под угрозой надвигавшегося разгрома язычники и спрятали в реке Збруч изображение своего бога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: