Власьев, афанасий иванович

Версии подлинного имени и происхождения

Итальянский или валашский монах

Версию выдвинул очевидец событий Смутного времени, придворный историограф короля шведского Карла IX Юхан Видекинд, автор книги воспоминаний, известной под именем «Истории десятилетней шведо-московитской войны».

По его словам, неизвестный, претендовавший на московский трон, был ставленником поляков, изначально пытавшихся с его помощью либо захватить, либо подчинить себе Московское царство.

https://youtube.com/watch?v=YS0NexB3HRI

305. Безрассудность Лжедмитрия. Шепот о расстриге.

Все видео

Также говоря о еврействе, Видекинд, по-видимому, путает Лжедмитрия I со вторым самозванцем, которого действительно часто именовали в документах того времени «крещёным евреем Богданкой».

В настоящее время версия последователей не имеет.

Незаконный сын Стефана Батория

Версию выдвинул Конрад Буссов, немецкий наёмник на русской службе, ещё один очевидец времени Смуты. По его словам, интрига начиналась в Москве, среди недовольной правлением Бориса знати. По её наущению некий Григорий Отрепьев, монах Чудова монастыря, бежал на Днепр с заданием найти и представить к польскому двору подходящего самозванца, который мог сыграть роль погибшего царевича.

Тот же Отрепьев, по словам Буссова, передал подученному им самозванцу нательный крест с именем Димитрия и в дальнейшем вербовал для него людей в Диком поле.

Современные последователи теории о польском происхождении самозванца обращают внимание на его «слишком легкое» вхождение в страну, где даже один из самых ловких царских дипломатов дьяк Афанасий Власьев казался неуклюжим и необразованным «московитом», его умение ловко танцевать и ездить верхом, стрелять и владеть саблей, а также на его якобы «немосковский» говор, при том что, по сохранившимся сведениям, он совершенно свободно говорил по-польски. Противники в свою очередь указывают на то, что Лжедмитрий I, кем бы он ни был, писал с ужасающими ошибками по-польски и по-латыни, бывшей в то время обязательным предметом для любого образованного поляка (в частности, слово «император» в его письме превращалось в «inparatur», а латинскую речь Рангони ему пришлось переводить), а также на видимую приверженность православию

Указывают также на недоверие к нему поляков и самого папы, прямо сравнившего «спасшегося царевича» с лже-Себастьяном португальским.

Григорий Отрепьев

Отождествление Лжедмитрия I с беглым монахом Чудова монастыря Григорием Отрепьевым было впервые выдвинуто как официальная версия правительством Бориса Годунова в его переписке с королём Сигизмундом. В настоящее время эта версия имеет больше всего сторонников.

← предыдущая  следующая →

Страницы:

2

Опала и гибель

Традиционная версия опалы братьев Адашевых (их отец Федор скончался в 1556 году, став за три года до смерти боярином) опирается на обличительные письма Курбского к царю. Согласно им, царь поверил злым клеветникам, что Алексей Адашев и другие лучшие люди государства хотели извести его, судил заочно и приговорил к смерти. Всему виной — болезненная подозрительность Ивана Грозного и желание править самовластно.

Падение Адашева источники, не расположенные к царю, связывают с падением другого близкого советника царя — протопопа Сильвестра — и возводят к событиям 1553 года. Тогда, во время тяжелой болезни Ивана IV, многие его приближенные якобы не хотели присягать его малолетнему сыну Дмитрию. Царь их не тронул, но затаил обиду, которая и выплеснулась после неожиданной смерти в 1560 году его любимой жены — Анастасии Романовой.

Но во время царской болезни Адашев, в отличие от Сильвестра, присягнул царевичу Дмитрию. Карамзин объяснял царскую опалу лично на Адашева тем, что тот потом уже встал в близкие отношения со сторонниками двоюродного царского брата — Владимира Андреевича.

Погиб же род Адашевых так. В 1560 году царь вынудил Алексея Адашева отправиться воеводой в Ливонию, хотя никогда раньше тот не командовал войском. В его отсутствие он устроил заочный суд над ним и Сильвестром по требованию неких неназванных злопыхателей. Те якобы обличили Сильвестра и Адашева в злодейских умыслах. После этого царь приказал взять Адашевых под стражу. Алексей заболел и умер в Дерпте (по другим сведениям — сам принял яд). Даниил же вскоре был казнен вместе с 12-летним сыном.

Возвышение

С именем Алексея Адашева историки связывают важные государственные мероприятия первых лет самостоятельного царствования Ивана IV — созыв Земского и Церковного соборов, принятие нового Судебника и Стоглава (свода церковных правил), введение земского суда и самоуправления, стрелецкого войска и т. д. Однако изучение источников приводит к тому, что реальная личная роль Адашева во всех этих событиях была скромнее. Он занимал должность «ложничего царского», то есть стелил ему постель. В условиях дворцового управления эта должность обеспечивала Алексею Адашеву постоянную и доверительную близость к царю.

Еще боярин Берсень Беклемишев жаловался в 1512 году Максиму Греку на отца Ивана IV — Василия III: «Ныне великий государь, запершись у себя, сам-третей (т. е. с двумя лицами) у постели все дела решает». За такие разговоры Беклемишев, как известно, был казнен, а Максим Грек заточен в монастырь. Но Иван IV продолжал придерживаться отцовского порядка, вызывавшего недовольство многих знатных людей, келейно советуясь по важным делам не с родовитыми боярами, а с лично приближенными к нему людьми.

Конкретную роль Алексея Адашева в славных делах тех лет, таким образом, в точности установить уже невозможно. Известно лишь, что он не был профессиональным военачальником, в отличие от младшего брата. Во время войны с Казанью 1552 года, когда Даниил Адашев был одним из воевод, Алексей Адашев выполнял дипломатические поручения в той же Казани.

В дальнейшем Алексей Адашев получил в свои руки фактическое ведение внешних сношений, ведя переговоры с прибывавшими в Москву послами иных держав. Также он руководил составлением официальной Разрядной книги и «Государева летописца». Карамзин трактовал одно из сообщений летописи, что Иван IV поручил Алексею Адашеву еще в 1550 году разбор челобитных на царское имя. Даниил Адашев делал в это время успешную карьеру военачальника и в 1558 году был пожалован, как и брат, в сан окольничего царского.

Наиболее важные события периода правления Лжедмитрия 1

  1. Торжественное вступление в Москву 20 июня 1605 года. Это событие происходило под приветственные крики больших скоплений народа и торжественный звон колоколов. В Кремле его встречали представители духовенства.
  2. Раскрыт заговор, целью которого было свержение, а затем и убийство нового царя. Организаторами назван ряд знатных лиц, распространявших слухи о том, что царь является самозванцем. Князь Василий Шуйский был приговорён к смерти, но затем смертная казнь была заменена ссылкой. Двое других заговорщиков были казнены 25 июля.
  3. Официальное венчание на царство было проведено 30 июля. Корону ему передал патриарх Игнатий, а скипетр и державу он получил из рук бояр. Место венчания – Успенский собор Кремля.
  4. Помилование многих знатных дворян, попавших в опалу к Борису и Фёдору Годуновым. Их освободили от тюрем и ссылок и вернули ранее конфискованную собственность.
  5. На юге России на 10 лет был отменён сбор налогов, но для остальных регионов страны налоги были увеличены. Результатом стали волнения крестьян. Для послабления тягот новый царь запретил включать в класс холопов их детей. Холоп сам мог найти себе нового хозяина и мог уйти от него, если тот не обеспечивал его едой в случае начала голода. Для выправления сложной экономической ситуации были обложены натуральным налогом (пушнина и др.) сибирские татары и ханты.
  6. Изменение состава боярской думы. В её состав на правах постоянных членов вошли представители высшего духовенства.
  7. 8 января 1606 года группа заговорщиков, в числе которых был дьяк Андрей Шерефединов, проникла в Кремль и почти добралась до спальни царя. Из-за плохой организации она подняла преждевременный шум, чем выдала себя. Попытка убийства провалилась. Андрею Шерефетдинову удалось бежать, но 7 его подельников были схвачены стражей. Впоследствии они были выведены к народу и после речи царя убиты толпой.
  8. Находясь в Польше, дьяк Афанасий Власьев 12 декабря 1605 года, представляя интересы Лжедмитрия 1, совершил от его имени обряд обручения с невестой Лжедмитрия 1 Мариной Мнишек. На церемонии присутствовал король Сигизмунд.
  9. 24 апреля в Москву прибыла невеста Лжедмитрия 1 Марина Мнишек. Вместе с ней прибыл её отец и около 2000 поляков (многочисленные аристократы и их свита). Все они получили много дорогих подарков. Только ларец с драгоценностями, который подарил ей в честь свадьбы жених, стоил около 500000 рублей (гигантская по тем временам сумма).
  10. 4-5 мая решалось, какой ритуал должен быть проведён для создания видимости принятия невестой православия. По итогам обсуждения решили, что необходимо провести миропомазание вместо обряда, замещающего православное крещение.
  11. 8 мая прошла церемония бракосочетания Марины Мнишек и её коронация в качестве царицы.
  12. 9 мая начались свадебные торжества, длившиеся несколько дней. В этот же день перед гвардией иноземцев прочитал свою проповедь лютеранский священник, что тогда разрешалось только в Немецкой слободе (месте компактного проживания европейцев внутри Москвы). Это вызвало возмущение москвичей. Оно многократно усилилось в результате многочисленных преступлений (включая тяжкие), которые совершили польские гости и их охрана в дни пира. Эту ситуацию заговорщики использовали для своих целей.
  13. 14 мая князь Шуйский созвал доверенных людей, которые были верны ему, и предложил поднять народ на восстание. Поводом для восстания была названа необходимость защитить царя от находящихся в Москве поляков. Дома, где проживали гости из Польши, предлагалось заранее пометить. Сообщение о подготовке восстания своевременно была донесена царю, но тот счёл это не заслуживающей внимания недостоверной информацией.
  14. В ночь с 16 на 17 мая охрана царя, состоящая из немецких наёмников, была уменьшена почти в три с половиной раза (до 30 человек). Были открыты тюрьмы, а затем была проведена раздача оружия народу.
  15. Рано утром 17 мая 1606 года, по приказу Василия Шуйского ударили в колокол. Зачинщики бунта ворвались на Красную площадь во главе толпы из нескольких сотен вооружённых человек. Был брошен клич о том, что поляки собираются убить царя. Начались погромы домов, где они проживали, итогом которых стало убийство более 500 поляков. Зачинщики под прикрытием бунта ворвались во дворец и смели охрану. Лжедмитрий 1 попытался выбраться через окно, но не удержался и упал с высоты нескольких этажей. Получил при падении тяжёлые ранения, затем был ранен выстрелом из огнестрельного оружия, а затем добит мечами и алебардами.

Лжедмитрий 1 и Марина Мнишек

Сущность опричнины

Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка. 

Изначально так назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» (кроме) того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. В данном контексте «кромешники» — это люди, причастными к аду, то есть царству «кро­мешной тьмы».

Что же составляло суть опричнины? 

В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей. 

Происхождение и семья

Происходил из провинциального дворянского рода. Несмотря на то, что Афанасий Власьев был выходцем из служилого сословия, он представитель дьяческой династии. Выслужился из подьячих, до назначения на должность судьи (главы) Посольского приказа А. И. Власьев не менее 17 лет проработал в приказной системе.

Его отец Иван Власьев был рязанским помещиком и служил дьяком Ямского прихода приказа Большого дворца в конце XVI века. Не случайно Афанасий Власьев начал свою службу в одном из подразделений приказа Большого дворца — в Постельничем приказе (или Царской мастерской палате).

Его брат — дьяк Богдан Иванович Власьев, который также сделал успешную приказную карьеру. В 1594/95 г. — подьячий, получил поместье в Московском уезде. Подписался на утвержденной грамоте царя Бориса в 1599 г. В 1598 г. — дьяк на Земском дворе; в апреле 1600 г. — четвертной дьяк. В мае 1600 г. — дьяк в объездах в Москве. 7 июля 1601 г. — дьяк четвертного приказа, где ведается Тверской уезд (будущая Владимирская четь); там же до 1604 г. В 1604 г. — назначен в объезды в Москве, но затем послан в Ливнык войскам с жалованием. Его оклад в Галицкой чети в 1603/04 г. составлял 80 рублей. Имел в Москве двор на Коневье площадке. Постригся в монахи, его подмосковное поместье в августе 1606 г. было передано дьяку Н. Дмитриеву.

Начало деятельности и служба в правление Бориса Годунова

Первое упоминание в ноябре 1584 — марте 1585 гг. — подьячий Царской мастерской палаты.

В 1594 г. — первый подьячий Посольского приказа.

В феврале — ноябре 1595 года как подьячий «в дьячье имя» ездил в посольстве думного дворянина Дмитрия Ивановича Вельяминова-Зернова к императору Священной Римской империи Рудольфу II, хлопотавшему о привлечении московского царя к участию в войне против турок. Участие в этой миссии стало прорывом в карьере чиновника. По возвращении пожалован в дьяки, а родственник царя Вельяминов в окольничие (в 1596 г.).

С 1596 — по 20 октября 1603 г. — дьяк приказа Казанского дворца.

С 1598 г. — думный дьяк.

Был одним из доверенных людей царя Бориса. 28 июня 1599 — 29 июля 1600 гг. глава посольства в Священную Римскую империю, к австрийскому императору.

В 1600/01 г. назначен вторым дьяком Посольского приказа, а с мая 1601 по май 1606 гг. глава Посольского приказа. Сменил попавшего в опалу думного дьяка Василия Щелкалова.

В 1600 году в Москву прибыл посол польско-шведского короля Сигизмунда III — канцлер литовский Лев Сапега — для заключения с московским царём «Вечного мира». После обычных проволочек в Москве согласились на 20-летнее перемирие; но в мирной грамоте московские дипломаты с расчётом не назвали Сигизмунда королём Швеции. Хлопоты и просьбы Сапеги о прописании последнего титула не увенчались успехом, и грамота отправлена была Сигизмунду с боярином М. Г. Салтыковым и думным дьяком А. Власьевым в составе посольства в Речь Посполитую в августе 1601 — январе 1602 гг. Упрямые московские дипломаты заставили Сигизмунда приехать к ним в Вильну из Риги и дать присягу именно так, как требовало московское правительство.

В июне — августе 1602 г. с тем же М. Г. Салтыковым встречал и сопровождал от Ивангорода до Новгорода датского принца Иоганна (дат. Johan (Hans) af Slesvig-Holsten), жениха Ксении Годуновой.

В июле 1603 — апреле 1604 гг. был во главе посольства в Дании.

Временщик, злоупотребивший царским доверием и властью

Царская опала и смерть Адашевых вряд ли подлежат сомнению. При этом Карамзин признает, что Алексей Адашев скончался сам; иначе, добавляет он, царский неприятель Курбский не преминул бы упомянуть о его убийстве как о еще одном злодействе Грозного. Заслуживает доверия и заочный суд вельмож над Адашевым. Весьма вероятно, что давнего царского постельничего погубили клевета и зависть конкурентов.

Курбский превозносил Адашева как одного из вдохновителей и руководителей лучших дел царствования Ивана IV. Однако мы не находим Адашева ни на одной официальной должности, кроме заведующего царским архивом. Все прочие поручения он выполнял неофициально. Он не возглавлял Посольский приказ — им заведовал дьяк Иван Висковатов, — но вел переговоры с послами. Правда, глава приказа всегда был фигурой технической, канцелярской. Руководителем внешней политики обычно был один из членов Боярской думы. Но Алексей Адашев не входил в нее, так как не был боярином. Следовательно, де-факто министром иностранных дел он был в обход государственных учреждений.

Ведя Разрядную книгу (Разрядного приказа в ту пору формально тоже еще не было), Адашев получал в свои руки огромную власть над знатными фамилиями — он владел информацией о местнических счетах и мог их подделывать. А если он еще и разбирал челобитные (Челобитный приказ тоже появился позднее), то мог контролировать всю информацию о внутренних делах, поступавшую к царю.

Короче, Алексей Адашев, пользуясь царским доверием, забрал в свои руки огромную власть, какой до него не пользовался никто из подданных. Неудивительно, что это вызывало ненависть у многих, особенно учитывая, что Адашев возвысился над родовитой знатью.

« Коврик для намаза: зачем он нужен мусульманам

Интересные факты

Контактируя с иностранцами по долгу службы, А. Власьев держал иноземцев и у себя в услужении. Известно, что у него служил некий Бажен Иванов (француз по национальности), которого «вывез с собою из Цесарские земли диак Офонасей Власьев». Впоследствии, в 1609 г., Б. Иванов был определен переводчиком в Посольский приказ. Помимо Бажена Иванова, у Афанасия Власьева был в услужении и другой иностранец — голштинец Ганс Лакман (или Анца Матвеев). Афанасий Иванович привез его в Москву из Любека, возвращаясь в 1600 г. из посольства в Империю. По показаниям самого голштинца, «…жил он у Офонасья во дворе 6 лет, и на всякие посылки в поместья и в вотчины его Офонасей надзирать над прикащики своими для всяких дел посылал». Позднее Лакман уехал в Данию и служил переводчиком у датского короля, но в 1617 г. вновь вернулся на службу в Московское государство.

Таким образом, Афанасий Власьев стал одним из первых представителей московской верхушки, нанимавших на службу европейцев. В отношениях со слугами посольский дьяк порой бывал жесток. Так, вышеупомянутый Ганс Лакман был вынужден бежать от своего господина после того, как тот, в ответ на просьбу отпустить его на родину, распорядился посадить слугу в «железа» и пригрозил сослать в Сибирь.

Деятельность в Смутное время

После падения Годуновых Власьев ездил в Тулу засвидетельствовать свою преданность Лжедмитрию I. После водворения последнего в Москве (1605 год) Власьев получил от него чин окольничего и сделался «великим секретарём и надворным подскарбием» (казначеем). При Лжедмитрии I, помимо Посольского приказа, Афанасий Власьев руководил Казенным двором в чине казначея. В сентябре 1605 г. Лжедмитрий отправил Власьева великим послом в Краков к польскому двору просить руки Марины Мнишек. Там же происходило и обручение, причём Власьев как глава миссии представлял собой особу жениха и 2 ноября 1605 г. от лица Лжедмитрия официально обручился с Марией Мнишек. Потом сопровождал Марину и её отца в Москву, где во время брачных празднеств почти один ведал дела государственные. Вернувшись в Москву в апреле 1606 г., вновь возглавил Посольский и Казенный приказы.

Иностранцы в своих письмах именовали влиятельного посольского дьяка «канцлером», хотя в прежние времена подобным титулом наделялись печатники — хранители государственной печати. Власьев не был произведен в печатники, эта должность оставалась вакантной с 1601 до 1605 года. Титулование же А. И. Власьева «канцлером» иностранцами вполне обосновано, так как государственная печать, за отсутствием печатника, находилась в Посольском приказе и фактически была под контролем думного посольского дьяка.

Французский наемник капитан Яков Маржерет в своих записках дал высокую оценку дипломатическим способностям Власьева: «Афанасий приехал ко двору (Сигизмунда III) и провёл переговоры так хорошо, что в Кракове была отпразднована свадьба, на которой присутствовал сам польский король». В то же время следует учитывать, что Маржерет был нанят дьяков Афанасием Власьевым в империи Габсбургов и прибыл вместе с ним в 1600 г. в Россию.

Подлинный Дмитрий

Также существует версия, что человек, в исторических работах называемый «Лжедмитрием», был настоящим царевичем, спрятанным и переправленным в Польшу, хотя она и не пользуется популярностью. Среди современников версию о подлинности царевича озвучивал голландский торговец Исаак Масса в книге «Краткое известие о начале и происхождении современных войн и смут в Московии, случившихся до 1610 года». Сторонниками теории выступали такие историки XIX века А.С. Суворин, К.Н. Бестужев-Рюмин и др. Идею, что «было легче спасти, чем подделать Димитрия» высказывал Н. Костомаров. Сейчас также существуют исследователи, разделяющие эту гипотезу. Ее основой следует считать слухи, появившиеся сразу после смерти царевича, что убитым был мальчик Истомин, а спасенный подлинный сын Ивана Грозного скрывается. Ее сторонники считают важным сообщение англичанина Джерома Горсея, высланного тогда в Ярославль за ссору с дьяком Андреем Щелкаловым, о приезде к нему брата вдовствующей царицы, Афанасия Нагого.

Сторонники гипотезы считают важным утверждения современников, что Дмитрий не «играл» роль, но искренне полагал себя царевичем. Например, он не боялся разоблачения из Польши и после воцарения пошёл на обострение отношений с королем Сигизмундом, также он смело помиловал уличённого в заговоре Василия Шуйского, хотя имел возможность избавиться от свидетеля, имевшего сведения о произошедшем в Угличе из первых рук. Считается серьёзным аргументом то, что бывшая царица узнала в самозванце сына, и то, что мать не делала заупокойных вкладов о душе убитого сына.

Сторонники гипотезы полагают, что события могли выглядеть следующим образом: Дмитрия подменил и увез в Ярославль Афанасий Нагий. В дальнейшем под именем Леонида он постригся в монастырь Железный Борк или был увезён в Польшу. Приведённого на его место мальчика наспех научили изображать эпилептический припадок, а «мамка» Волохова довершила остальное.

Чтобы оспорить факт, что настоящий Дмитрий страдал «падучей болезнью», чего не наблюдалось у его заместителя, выдвигаются разные версии. Например, история об эпилепсии была заранее сочинена, чтобы замести следы — сведения о болезни содержатся только в материалах следственного дела.

Противники гипотезы отмечают, что она построена на догадках. Смелость самозванца объясняется тем, что он искренне верил в «царственное происхождение» будучи лишь орудием в боярских руках. В начале XX века найдены вклады его матери о душе «убиенного царевича Димитрия». Инокиня Марфа, признав сыном Лжедмитрия, позднее легко от него отреклась — объясняя тем, что самозванец угрожал ее жизни. Также ей могла руководить ненависть к Годуновым и желание вернуться во дворец. Что касается «эпилептического характера», то следственное дело велось открыто, причём свидетелей допрашивали принародно. Вряд ли при таких условиях выдумка могла остаться незамеченной. Отмечается, что в случае спасения был резон сразу направить ребёнка в Польшу, а не оставлять в опасности в монастырях.

Также К. Буссов свидетельствовал, что услышал от бывшего сторожа углицкого дворца следующие слова:

То же подтвердил и преданный самозванцу Пётр Басманов, убитый в ходе восстания:

Иллюстрации.

Лжедмитрий I. Копия с портрета неизвестного художника. 1605.

Царевич Димитрий. Икона. XVII в.

Нательный крестик царевича Дмитрия.

Частица мощей царевича Дмитрия и орешки, которыми он тешился в момент убийства.

Дворец царевича Дмитрия в Угличе.

Димитрий — царевич убиенный. М. В. Нестеров. 1899.

Убиение царевича Дмитрия. Миниатюра из рукописного Жития. XIX в.

Ссыльный набатный колокол Углича.

Слюдяной фонарь из Углича, Начало XVII в.

Горожане побивают убийц царевича Дмитрия камнями. Миниатюра из рукописного Жития.

Царь и великий князь Борис Федорович Годунов. Портрет из «Титулярника» 1672 г.

Патриарх Иов. Портрет из «Титулярника» 1672 г.

Чудов монастырь. Фото конца XIX в.

Благовещенский собор суздальского Спасо-Евфимиева монастыря.

Дмитрий-самозванец. Н. В. Неврев.

Спасо-Кукоцкий монастырь близ Суздаля.

На крестце в Китай-городе. А. М. Васнецов. 1902.

Запись на книге «О постничестве» святого Василия Великого. 14 августа 1602 г. Автограф самозванца (?).

Григорий Отрепьев читает царский указ в корчме. Гравюра М. Рашевского с рисунка А. Земцова.

Киевский Печерский монастырь в XVII веке, Гравюра Л. Тарасевича к изданию Киева-Печерского патерика, 1102.

Юрий Мнишек. Гравюра Л. Килиана.

Замковая башня в Заложцах. ХV в.

Канцлер Ян Замойский.

Князь Василий-Константин Острожский.

Замок князей Острожских в Остроге.

Король Сигизмунд III Ваза.

Дукат короля Сигизмунда III. Лицевая и оборотная стороны.

Краков. Гравюра. Около 1600 г.

Марина Мнишек.

Папа Климент VIII.

Папа Павел V.

Расписка Лжедмитрия на имя воеводы Юрия Мнишка о получении четырех тысяч злотых. 21 августа 1604 г. Ныне утеряна.

Король Сигизмунд признает Лжедмитрия царевичем. Гравюра с картины И. В. Неврева.

Лжедмитрий I. Портрет из Вишневецкаго замка. Неизвестный польский художник. 1604.

Подпись и печать на ассекурации царевича Дмитрия воеводе Юрию Мнишку. 21 мая 1604 г.

Царь Федор Борисович Годунов. Миниатюра из рукописи XVII в.

Григорий Отрепьев, Миниатюра из рукописи XVII в. Лицо самозванца кем-то тщательно стерто.

Русская боярская конница. Гравюра 40-х гг. XVI в.

Кресло Лжедмитрия I из Путивля.

Путивль. Изображение Христа, якобы оставшееся в городе со времен Лжедмитрия.

Польские гусары. 1605—1606 гг. Фрагмент.

Марина Мнишек. Портрет из Вишневецкого замка. Неизвестный польский художник. 1604.

Свадебная медаль Лжедмитрия I, выпущенная к церемонии венчания в Кракове. 1605.

Думный дьяк Афанасий Власьев.

Венчание per procura Марины Мнишек в Кракове. Картина из Вишневецкого замка.

Патриарх Игнатии. Портрет из «Титулярника» 1672 г.

Малая («кормленная») печать Лжедмитрия I.

Димитрий, великий князь Московский. Гравированный портрет 1606 г., сильно напоминающий портрет царя Федора Ивановича работы болонского мастера Франко, Дмитрий изображен с длинными усами, которых никогда не носил.

Дворец Лжедмитрия в Москве. Рисунок из книги Исаака Массы.

Прием Лжедмитрием I посольства польского короля Сигизмунда III в Грановитой палате Московского Кремля 13 мая 1606 года. Копия XIX в. с оригинала 1600-х гг.

Свадьба Лжедмитрия и Марины Мнишек и венчание Марины Мнишек в Кремле. Шествие из царского дворца в Успенский собор. Картина из Вишневецкого замка. Фрагмент.

Венчание Марины Мнишек в Успенском соборе, Картина из Вишневецкого замка. Фрагмент.

Медаль с изображением Лжедмитрия I. Москва, весна 1606 г.

Лжедмитрий I. Гравюра на меди. 1606.

Копейка царя и великого князя Дмитрия Ивановича. Лицевая и оборотная стороны.

Царь Дмитрий Иванович, Марина Мнишек с сыном Иваном (родившимся от второго самозванца) и Юрий Мнишек (своего внука никогда не видевший). Польская гравюра начала XIX в.

Царь и великий князь Василий Иванович Шуйский. Портрет из «Титулярника» 1672 г.

Убийство Лжедмитрия. Царица Марфа обличает самозванца. Литография по эскизам В. Бабушкина. Середина Х/Х в.

Ночной совет в доме Шуйского 17 мая 1606 года. Гравюра Флюгеля по рисунку А. Земцова. 1887.

Последние минуты Дмитрия Самозванца. К. Вениг. 1879.

Отмена опричнины

В начале правления Ивана Грозного Россия прочно утвердилась на территориях бывших осколков Золотой Орды — Казанского и Астраханского ханств, Ногайской орды. Удавалось поддерживать безопасность и на южных рубежах, где соседом России было Крымское ханство. 

Однако в 1560-е годы крымский хан выдвинул московскому царю ряд территориальных требований, касавшихся Казанских и Астраханских земель. Крым начал подготовку завоевательного похода, чему активно содействовала Османская империя. 

В 1569 году состоялся неудачный для крымчан Астраханский поход, в 1570 году крымские царевичи совершили нападения на пограничные с Москвой территории. 

В 1571 году крымский хан Девлет-Гирей выступил на Москву со всей ордой. Опричное войско, которое должно было держать оборону берегу реки Оки в районе Калуги, не оказало сопротивления, что обусловило беспрепятственное продвижение к Москве. Отказавшись от штурма, крымский хан принял решение сжечь городские посады. Огонь перекинулся на весь город, пострадали Кремль и Китай-город. Это событие стало ключевым фактором, который заставил Ивана пересмотреть существовавший политический режим.


‍В.М. Васнецов — «Царь Иван Васильевич Грозный»‍

Однако признать поражение собственной политики царь не решился и в очередной раз обвинил бояр (а конкретно князя И.Ф. Мстиславского) в измене и сговоре с татарами, что и привело к поражению и сожжению Москвы. Помимо этого, царь продолжал проводить расследования, выявляя значительные факты злоупотребления опричниками своей властью.

В 1572 году Москва ожидала повторения похода крымчан, так как путём дипломатии конфликт урегулировать не удалось. На этот раз русское войско возглавил командующий М.И. Воротынский, ранее часто оказывающийся в опале. Под его началом встали вместе как опричное войско, так и земские люди. В битве у деревни Молоди русскому войску удалось выстоять, крымский хан был разбит. 

Как писал историк В.Н. Кобрин: «Битва при Молодях стала победой не только над Девлет-Гиреем, но и над опричниной». Осенью 1572 года Иван отменил разделение страны на две части, и, более того, запретил любые упоминания об опричнине. 

Итоги правления

Ряд реформ, проводимых Лжедмитрием 1, были направлены на некоторое улучшение жизни низовых сословий. Была начата (но не завершена) работа по созданию единого свода законов. Стремление Лжедмитрия 1 найти баланс между интересами России и интересами поддерживавшей его Речи Посполитой постоянно смещалось в пользу последней. Это стало одной из ключевых причин неготовности высшего сословия России окончательно принять его в качестве царя.

В итоге борьба за верховную власть в России вылилась в многолетнее противостояние между различными группами знати и с активным участием ряда иностранных держав. Сама идея о якобы спасшемся Дмитрии в итоге породила череду новых авантюристов, явление которых ещё больше расшатывало целостность России.

Итоги опричнины и её значение

Ликвидация разделения страны, воссоздание единого государева двора, возвращение части конфискованных земель их бывшим владельцам, прекращение принудительных переселений и массовых казней — явные свидетельства изменения курса. Опричнина была отменена. 

Вот каковы были основные последствия опричнины.

  • Опричная политика привела к уничтожению последнего удельного княжества — Старицкого удела. Этот шаг поставил точку в длительной истории политической раздробленности Руси и поспособствовал централизации. 
  • Разорение Новгородской и Псковской земель, а также зверства, совершённые по отношению к местному населению, ударили по остаткам былой независимости этих княжеств, самобытности их политической культуры.
  • Расправы, совершённые опричниками над представителями духовенства, пока не подчинили церковь государству, но стали прецедентными в плане вопроса о низложении с кафедр неугодных власти иерархов и решения проблемы церковного землевладения.
  • В экономическом плане опричнина в истории России оставила тяжёлый отпечаток на хозяйственной жизни страны: в Новгородской и Псковских землях погибла часть крестьянского населения, появились большие пространства заброшенных и необрабатываемых земель.
  • Тень опричнины видна и на становлении системы крепостного права. Первые указы, ограничивающие крестьянские переходы, были вызваны опричными порядками.
  • Жёсткое подчинение всех сословий государственной власти лично монарху, инструментом политики которого является террор, также стоит считать одним из важнейших последствий опричнины. 

С отменой опричнины не были забыты методы проведения этой политики. Уже в 1573 году попал в опалу и был казнён герой битвы при Молоди князь М.И. Воротынский. 

Для большей части населения государства опричнина действительно закончилась, однако, отношения Ивана со знатью продолжали оставаться нестабильными. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: