Его называли личным врагом гитлера: за что сослуживцы недолюбливали александра маринеско и как он попал в тюрьму

Судимость и приступы эпилепсии

Шестой рейд, который Маринеско совершил весной 1945 года, был признан неудачным. По свидетельству людей, знавших Маринеско, у него начались приступы эпилепсии, а конфликты с начальством и пьяные истории продолжились. Подводник якобы самостоятельно обращался к руководству с просьбой уволить его с флота, но в приказе наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова говорится об отстранении от должности «в связи с халатным отношением к своим обязанностям, пьянством и бытовой распущенностью». В конце сороковых Маринеско окончательно бросил море и стал заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови. Странный выбор! Вскоре Маринеско был обвинен в хищении и осужден на три года: малопонятный поступок и для тех лет довольно мягкий приговор. Впрочем, часть срока легендарный подводник отбывал на Колыме.

Алкоголизм

Автор советской апологетической книги посвященной Маринеско — «Капитан дальнего плавания», — Александр Крон вспоминает, что его первое знакомство с легендарным подводником состоялось в 1942 году: Маринеско пил спирт с сослуживцами. «Пьяные» истории происходили с Маринеско регулярно. В октябре 1941 года подводника исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за организацию азартных карточных игр и злоупотребление спиртным. Ровно через год, тогда еще командир лодки М-96, Маринеско успешно высадил в Нарвском заливе советский десант, охотившийся за немецкой шифровальной машиной «Энигма».

Операция закончилась неудачей — машину так и не нашли, — но действия подводника оценили высоко, Маринеско представили к награде и восстановили кандидатом в члены партии, однако в боевой характеристике опять упомянули о склонности к алкоголю. В апреле 1943 года Маринеско назначили командиром лодки С-13, той самой, на которой он совершит свои главные военные подвиги. А гражданские «подвиги» у него никогда не прекращались: «За лето и осень сорок третьего Маринеско дважды побывал на гауптвахте, а по партийной линии получил предупреждение, а затем и выговор. Причиной взысканий была не выпивка сама по себе, пил в то время Александр Иванович не больше других, а в одном случае самовольная отлучка, в другом — опоздание».

Атака века

30 января 1945 года лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско находилась в своём третьем походе. После безрезультатного дежурства на выходе из бухты Кольберга, когда не удалось приблизиться ни к одному конвою из-за грамотной противолодочной обороны, капитан решил попытать счастья северо-восточнее, и в соответствии с полученной радиограммой планировал выйти на пути движения транспортов, эвакуировавших войска Вермахта из Восточной Пруссии. Около 19:00 «С-13» всплыла на поверхность. В толще моря тишина и покой, а наверху лодку встретили сильное волнение, температура -18 С и ослепляющий снегопад. В 21:10 на горизонте были замечены яркие огни. Маринеско не поверил вахтенному и сам поднялся на мостик, чтобы убедиться, что это не мираж. На горизонте в ярком свете палубного освещения и ходовых огней медленно шёл огромный корабль, за ним чуть поодаль миноносец. В эту секунду «Вильгельм Густлов» был обречён, но никто из его экипажа и пассажиров этого еще не знал. Вскоре освещение выключили, но было уже поздно.

Александр Маринеско

15 января 1913 года в Одессе в семье румынского рабочего и украинки родился мальчик Александр. Его отец, служивший в румынском флоте, бежал из Констанцы в Одессу, спасаясь от наказания за участие в мятеже — видимо, буйный нрав папаши-моряка в полной мере передался сыну. Маринеско рос настоящим одесским пацаном. В составе интернациональной шпаны, промышлявшей на улицах, он впитал весь этот знаменитый залихватский полукриминальный одесский дух. Юный хулиган излазил все набережные портового города, и вместе с другими мальчишками любил охотиться за монетами, которые туристы бросали в море в надежде вернуться сюда. Первые собственные деньги паренёк получил, подрабатывая живым пугалом на огородах зажиточных горожан, но эта нелёгкая работёнка не могла понравиться Саше, и в 13 лет он записался учеником матроса в торговый флот. Маринеско окончил школу юнгу, а затем и мореходный техникум, ходил помощником капитана на разных судах по Чёрному морю.

Кульбиты памяти

Споры о личности Маринеско и легендарной «Атаке века» не утихают пятьдесят лет. Что это было? Сразу после Второй мировой войны в музее Королевских военно-морских сил Великобритании был установлен памятник Маринеско. В СССР команду лишили заслуженных наград, подвиг замалчивался, а в 1967 году в газете «Советский балтиец» вышла статья, где говорилось, что «Густлов» топил старпом Ефременков, а Маринеско находился «в нерабочем состоянии». В середине 80-х «Известия» затеяли двухлетнюю газетную войну с Министерством обороны СССР и руководством ВМФ, по версии издания Маринеско незаслуженно забытый герой, военные придерживались другой точки зрения. Даже дочери Маринеско от разных браков по-разному относились к личности отца: одна считала его негодяем, другая благодарила людей, пытавшихся восстановить доброе имя Александра Ивановича. За рубежом отношение к личности Маринеско тоже неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии по литературе Гюнтер Грасс опубликовал книгу «Траектория краба» — художественное исследование «Атаки века», — где в самых темных красках описал командира советской подлодки. Американский журналист Джон Миллер дважды приезжал в Советский Союз за сведениями о Маринеско, чтобы написать книгу о пьянице и бунтаре, за отчаянную смелость стяжавшего славу «подводного аса». Поздние военные аттестации Маринеско пестрят выговорами и прочим «служебным несоответствием», но в одной из ранних его морские учителя написали: «Может пренебрегать личными интересами ради службы», и даже, якобы, есть совсем короткая характеристика: «Способен на подвиг».

Агония

После первого взрыва на капитанском мостике «Вильгельма Густлова» решили, что корабль наскочил на мину, но опытный подводник Цан сразу понял: это торпедная атака. После трёх попаданий, корабль стал быстро крениться на левый борт. Часть матросов, свободная от вахты, погибла при первом же взрыве, что сильно осложнило спасение корабля. Оставшейся в живых команде удалось задраить водонепроницаемые переборки, но это уже не могло спасти судно — оно получило критические повреждения и вопрос был лишь во времени, которое оно проведёт на поверхности, прежде чем устремится на дно.

Теперь стояла лишь одна задача — спасти как можно больше людей. Началась паника, беженцы ринулись наверх, люди давили друг друга, матросы не могли сдержать толпу и организовать погрузку в спасательные шлюпки (которых все равно не хватало на всех), чтобы спустить их на воду приходилось рубить обледеневшие тали, шлюпки переворачивались, отправляя своих пассажиров в ледяную воду. Несмотря на наличие спасательных жилетов, продержаться в водах зимней Балтики можно не более 15 минут, немногим больше повезло оказавшимся в шлюпках — их одежда обледенела, волосы покрылись инеем, без срочной помощи они могли протянуть всего пару часов.

Система электроснабжения судна вышла из строя, сигнал SOS передавался с помощью аварийной радиостанции. 70 минут продолжалась агония судна — крен на левый борт увеличивался с каждой минутой, в конце концов герметичные переборки не выдержали давления воды и с грохотом лопнули, «Вильгельм Густлов» стремительно отправился на дно. Выжившие утверждали, что в последнюю минуту перед тем, как сгинуть в пучине, на лайнере зажглись палубные огни, заработали сирены. На фоне этой инфернальной картины среди обломков корабля, пятен мазута и льдин в воде плавали тысячи людей, погибающих от холода.

Подводная «Атака века» Александра Маринеско

В конце 1944 года, у командира очередные проблемы с дисциплиной: он самовольно оставил корабль на два дня в финском порту, будучи в нетрезвом состоянии. Командующий Балтийским флотом даже собирался отдать Маринеско под военный трибунал. Дав шанс оправдаться в боевой обстановке, адмирал В.Ф. Трибуц в начале 1945 года отправляет подлодку «С-13» в боевой поход. Во время этого, пятого по счету боевого похода Маринеско становится подводником №1 для всех советских людей, совершив затопление сразу двух крупных вражеских кораблей.

30 января 1945 года после атаки, руководимой А.И. Маринеско, пошёл ко дну «Вильгельм Густлов», огромный лайнер, на котором находилось более 2 тысяч немецких военных, в том числе 406 специалистов-подводников, множество гауляйтеров и нацистских руководителей, офицеров гестапо и СС и несколько тысяч гражданских лиц. По сути своей, этот когда-то бывший туристическим лайнер, стал базой для учёбы немецких подводников. Военные специалисты назвали операцию морской атакой века.

Через десять дней после этого подвига, экипаж «С-13» совершает второй. Немецкое судно «Генерал фон Штойбен» на борту которого находилось более 3 тысяч немецких офицеров и солдат, пытавшихся эвакуироваться через Данцигскую бухту, было потоплено атакой советской подлодки прорвавшейся сквозь сторожевое охранение. За этот поход Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, однако, возможно из-за прошлых прегрешений, вместо Золотой Звезды ему дали орден Красного Знамени.

Военный поход апреля-мая 1945 года Маринеско славы не добавил. Стали поступать жалобы на его пренебрежение служебными обязанностями и пьянство. После окончания войны были попытки разжаловать его в звании. На него неоднократно накладывали дисциплинарные взыскания.

Проработав на торговом флоте до 1949 года, Маринеско был списан на берег по состоянию здоровья. Работая замдиректора НИИ переливания крови в Ленинграде, получил срок 3 года за хищения и прогулы. В 1953 году судимость была снята по амнистии. Он продолжил работу в Ленинграде на заводе «Мезон» в должности руководителя группы снабженцев. Умер Маринеско в 1963 году от тяжёлого онкологического заболевания. Его имя долго стирали в советской истории, но справедливость восторжествовала – в 1990 году посмертно Александру Ивановичу Маринеско, лидеру среди подводников СССР по общему тоннажу потопленных вражеских судов, было присвоено звание героя Советского Союза.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Оценка

Сразу после войны некоторые исследователи и публицисты называли потопление «Густлова» самым страшным преступлением против мирного населения, совершённым советскими войсками, указывая на тысячи погибших беженцев, женщин и детей. Они сравнивают атаку на «Вильгельма Густлова» с беспощадной бомбардировкой Дрездена, которой его подвергли союзники в самом конце войны. Но потопление транспорта с беженцами — не единственный подобный случай во Второй Мировой войне. Немцы, в частности, потопили в 1941 году теплоход «Армения» в Чёрном море, когда из более чем 5000 беженцев, спаслись лишь восемь человек. «Армения» и «Густлов» на момент атаки не являлись гражданскими судами: имели на борту вооружение, сопровождались конвоем боевых судов, не несли опознавательных знаков и флагов гражданского флота.Однако и фактически, и юридически «Вильгельм Густлов» в январе 1945 года был абсолютно законной военной целью.

Таким образом, спекуляции на тему уничтожения лодкой Маринеско гражданского судна с беженцами неуместны, он не знал и не мог знать о наличии беженцев на борту, а если бы и знал, то имел полное право пускать торпеды. Такое заключение вынес западногерманский Институт морского права в Киле.

Военно-тактическая же сторона атаки была обеспечена множеством благоприятно совпавших для Маринеско условий, что несколько преуменьшает его личную заслугу в потоплении «Вильгельма Густлова». Командир подлодки не имел возможности проявить особенные таланты и умения, так как всё само собой складывалось наилучшим для него образом. Помимо невероятной удачи Маринеско, оказавшегося в районе скопления вражеских сил (кроме «Густлова» этим же путём в ту ночь двигались и другие немецкие транспорты: «Антонио Дельфино», «Вальтер Рау», «Адмирал Хиппер», «Готтенланд» и другие), к катастрофе привёл ряд совпадений, которые сложились в одной точке времени и пространства именно 30 января 1945 года.

Вдоль северного побережья Померании пролегали два чистых фарватера: мелководный с глубинами около 10 метров, и чуть севернее в море — глубоководный фарватер. Капитан Петерсен выбрал второй, так как считал его более безопасным, но при этом потерял возможность в аварийной ситуации выброситься на мелководье и спасти своих пассажиров.

Перегруженный «Вильгельм Густлов» не мог развить полную скорость из-за полученных годом ранее повреждений гребного вала и корпуса при бомбардировке гавани Готенхафена, что позволило Маринеско догнать его и выбрать наиболее удобную позицию для атаки.

Ограниченный запас топлива и опасность столкновения с минными заграждениями заставили капитана Петерсена двигаться прямым курсом, а не противолодочным зигзагом, который спасал множество судов от торпедирования.

Лайнер сопровождал один лишь лёгкий миноносец «Лев», тогда как вышедший вместе с ними из Готенхафена катер-торпедолов TF-19, вынужден был вернуться обратно из-за столкновения с рифами. Это позволило лодке подобраться к «Вильгельму Густлову» незамеченной.

Все эти факторы, слившись воедино, и позволили провести эту знаменитую торпедную атаку.

Балтиец из Одессы

Маринеско родился в Одессе, с детства любил и знал море, прекрасно нырять и плавать научился уже в 7 лет. По воспоминаниям самого Маринеско, каждое утро вместе с друзьями они уходили на море и проводили там время в купании и ловле бычков, скумбрии, чируса и камбалы. Биографы спорят о криминальной юности Маринеско. Одесса в те годы действительно была бандитским городом, в точности как описывал ее Бабель в своих знаменитых рассказах. По наследству от отца, моряка и румына по национальности, Маринеско достался буйный нрав и тяга к авантюрам. В 1893 году Маринеску-старший избил офицера, попал под суд, где ему грозила смертная казнь. Он бежал из карцера, переплыл Дунай, женился на украинке, долгое время скрывался. Казалось бы, все в характере и биографии Маринеско-младшего вело к тому, что стать ему капитаном советского торгового судна на Черном море, контрабандистом и весельчаком. Но судьба и Маринеско решили иначе: не южные, а северные моря, не торговый, а военный флот, не капитан морского корабля, а командир подводного хищника. Из 13 дизель-электрических торпедных подводных лодок балтийского флота класса «С» (средняя), за время войны уцелела только одна, под несчастливым номером 13. Та, которой командовал одессит Маринеско.

«Атака века»

Почти месяц С-13 безуспешно курсировала в заданном районе. Обнаружить цель подводникам не удавалось. Маринеско принимает решение нарушить приказ и сменить курс. Что им двигало? Азарт, чутье, необходимость отличиться или моряк махнул рукой, мол, «семь бед один ответ» — мы никогда не узнаем. 30 января в 21 час 15 минут С-13 обнаружил в балтийских водах шедший в сопровождении эскорта немецкий транспорт «Вильгельм Густлов», на борту которого находилось по современным оценкам свыше 10 тысяч человек, большинство из которых были беженцы из Восточной Пруссии: старики, дети, женщины. Но также на «Густлове» были немецкие курсанты-подводники, члены экипажа и другие военнослужащие. Маринеско начал охоту. Почти три часа советская субмарина следовала за транспортником-гигантом (водоизмещение «Густлова» свыше 25 тысяч тонн. Для сравнения: пароход «Титаник» и линкор «Бисмарк» имели водоизмещение порядка 50 тысяч тонн). Выбрав момент, Маринеско атаковал «Густлова» тремя торпедами, каждая из которых поразила цель. Четвертая торпеда с надписью «За Сталина» застряла. Морякам чудом удалось избежать взрыва на лодке. Уходя от преследования немецкого военного эскорта, С-13 подвергся бомбардировке свыше 200 глубинных бомб. Спустя десять дней С-13 затопила еще один немецкий гигант-лайнер «Генерал Штойбен», водоизмещением почти 15 тысяч тонн. Таким образом, зимний поход Маринеско стал самым выдающийся боевым рейдом в истории советского подводного флота, но командира и экипаж лишили заслуженных наград и славы. Возможно потому, что Маринеско и его команда меньше всего походили на хрестоматийных советских героев.

Женщины

Самое скандальное происшествие, после которого Маринеско едва не отдали под военный трибунал, случилось с ним в начале 1945 года. Дело происходило в Турку, на территории нейтральной Финляндии. В октябре 1944 года во время боевого рейда экипаж Маринеско уничтожил немецкий транспорт «Зигфрид»: торпедная атака советской подлодке не удалась и моряки вступили в артиллерийскую дуэль, в которой победил С-13, получив, однако, повреждения.

Поэтому с ноября по декабрь 1944 года С-13 находилась на ремонте в Финляндии. Команда и капитан томились от безделья, напала хандра. За всю свою жизнь Маринеско был женат трижды и на тот момент очередной его брак разваливался. В новогоднюю ночь Маринеско вместе с ещё одним советским офицером отправились в загул… и пропали. Как выяснилось впоследствии, Маринеско познакомился с хозяйкой одной из местных гостиниц, шведкой, и остался у нее переночевать. Командира советской подводной лодки разыскивали. Время — военное, Финляндии только что вышла из войны, в общем, опасения были разные. Но Маринеско просто развлекался — любовь к женщинам оказалась сильнее чувства долга.

Александр Маринеско: самый эффективный подводник

19.03.2023

1225

Открытие памятника Александру Маринеско в Санкт-Петербурге. Игорь Руссак / РИА Новости

Открытие памятника Александру Маринеско в Санкт-Петербурге. Игорь Руссак / РИА Новости

Советский моряк-подводник, Герой Советского Союза. Лидер по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей противника среди советских подводников в годы Великой Отечественной войны.

Александр Маринеско родился 15 января (2 января по старому стилю) 1913 года в Одессе. После окончания шести классов устроился учеником матроса на судно. После учился в школе юнг, а затем ходил на судах Черноморского пароходства матросом первого класса.

В 1930 году Александр поступил в Одесский мореходный техникум. Работал третьим, а затем вторым помощником капитана на гражданских пароходах.

В ноябре 1933 года был призван на военную службу и направлен на курсы комсостава Военно-морских сил Красной армии. После окончания курсов служил штурманом на подводной лодке Щ-306 Балтийского флота (БФ).

В 1938 году Александр Маринеско окончил курсы комсостава Учебного отряда подводного плавания.

В 1939–1942 годах – командир подводной лодки М-96 Балтийского флота. В начале Великой Отечественной войны подлодка под его командованием несла боевые дежурства в акватории Рижского залива.

В конце 1942 года Александру Маринеско присвоили звание капитана 3-го ранга.

С 1943 по 1945 год Александр Маринеско был командиром подводной лодки С-13, на которой совершил три боевых похода.

«Маринеско стал лучшим подводником Великой Отечественной войны. Несмотря на то что его лодка имела несчастливый номер, в морских боях она оставалась цела. 30 января 1945 года Александр Маринеско отличился тем, что потопил плавказарму военно-морского флота Германии «Вильгельм Густлофф», – отметил сотрудник Музея Победы доктор исторических наук Валерий Куличков.

Уже на обратном пути, уходя от преследования, подлодка Маринеско потопила еще один корабль – вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен», на борту которого помимо гитлеровцев находились беженцы. Всего на обоих судах, по разным данным, было от трех до восьми тысяч человек.

Позже события 30 января 1945 года советская печать назвала «атакой века», а Александра Маринеско – «подводником № 1».

Всего в Великую Отечественную войну подводная лодка под командованием Маринеско потопила четыре транспорта противника водоизмещением 42,6 тысячи тонн. Маринеско представили к званию «Герой Советского Союза», которое он получил только в 1990 году посмертно.

В сентябре 1945 года за нарушение воинской дисциплины Маринеско был понижен в звании до старшего лейтенанта и назначен командиром тральщика. В ноябре 1945 года был уволен в запас.

В 1946–1948 годах Александр Маринеско плавал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства.

В 1949 году работал заместителем директора Ленинградского научно-исследовательского института переливания крови. В том же году по обвинению в растрате социалистической собственности был осужден на три года лишения свободы. В 1953 году приговор был отменен.

В 1951 году, после досрочного освобождения, Александр Маринеско работал топографом Онежско-Ладожской экспедиции.

В 1960 году после многочисленных ходатайств адмиралов и генералов, участников Великой Отечественной войны, Маринеско был восстановлен в звании капитана 3-го ранга.

Героя-подводника не стало 25 ноября 1963 года. Он был похоронен в Ленинграде.

Имя Маринеско носит Одесское мореходное училище, Музей подводных сил России в Санкт-Петербурге, улицы и набережные в Калининграде, Санкт-Петербурге, Севастополе и Одессе. Памятники моряку-подводнику установлены в Калининграде и Кронштадте, мемориальные доски – на здании Одесского мореходного училища и в Кронштадте на доме, в котором жил Маринеско.

#мп

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: