Экипаж космического корабля «Восход-2»
На кого возложить эту ответственную миссию решили не сразу. Были проведены множественные тесты на психологическую совместимость. Ведь экипаж должен действовать как единый механизм. Беляев — выдержан и хладнокровен и мог быстро принимать решение в нестандартных ситуациях. Леонов, полная его противоположность, горяч и стремителен, но очень смел и отважен. Эти два таких разных человека составили отличный тандем для осуществления эксперимента. В течение 3-х месяцев космонавты знакомились с устройством нового корабля. Тренировки выхода в космос осуществлялись на борту самолета Ту-104, в котором был установлен макет космического корабля «Восход-2» в натуральную величину. Ежедневно советские космонавты бегали кроссы или совершали пробежки на лыжах, усиленно занимались тяжелой атлетикой и гимнастикой.
Космонавты Павел Беляев и Алексей Леонов
Из воспоминаний Алексея Леонова о подготовке к выходу в открытый космос: «На Земле мы проводили испытания в барокамере при вакууме, соответствующем высоте 60 км… В реальности, когда я вышел в открытый космос, получилось немного по-другому. Давление в скафандре — около 600 мм, а снаружи — 10 — 9; такие условия на Земле смоделировать было невозможно…»
Выход в открытый космос
В тот момент, когда Алексей Леонов 18 марта 1965 года выкарабкался наружу своего космического корабля и увидел себя на высоте в 500 километров над поверхностью нашей планеты, он совсем не почувствовал движения. Хотя на самом деле он несся вокруг Земли со скоростью, которая во много раз превышала скорость реактивного самолета. Перед Алексеем открылась невиданная ранее никем панорама нашей планеты — наподобие гигантского холста, который был насыщен контрастирующими текстурами и красками, живыми и яркими. Алексей Леонов навсегда останется первым человеком, который смог увидеть Землю во всем ее великолепии.
У советского космонавта в тот момент просто перехватило дух:
В открытом космосе Алексей Леонов начал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты. Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до -100°С. Павел БЕЛЯЕВ с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой второго пилота в космосе и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.
В тот момент, когда Алексей Леонов увидел Енисей и Иртыш, ему поступила команда от командира корабля Беляева возвращаться назад. Но сделать это у Леонова не получалось очень долго. Дело оказалось в том, что его скафандр в вакууме сильно раздулся. Настолько, что космонавт просто не мог втиснуться в люк шлюзовой камеры, а советоваться по поводу этой ситуации с Землей было некогда. Леонов делал попытку за попыткой, но все они заканчивались безрезультатно, а запаса кислорода в скафандре хватало всего на 20 минут, которые неумолимо таяли (космонавт провел в космосе 12 минут). В конце-концов Алексей Леонов решил просто сбросить давление в скафандре и вопреки выданным инструкциям, предписывающим заходить в шлюз ногами, решил «вплыть» в него лицом вперед. К счастью, это у него получилось. И хотя Леонов пробыл в открытом космосе всего 12 минут, за это время он успел взмокнуть так, как будто на него вылили целый ушат воды — настолько велика была физическая нагрузка.
Возвращение Леонова на корабль
После 12-ти минут и 9-ти секунд свободного полета космонавт начал возвращение на борт корабля. Алексей Архипович должен был войти в шлюзовую камеру «ногами вперед», однако по причине сильно раздутого скафандра и наличия видеокамеры в руке, космонавту пришлось войти «головой вперед». Спустя 23 минуты и 41 секунду пребывания в космосе Алексей Леонов вернулся в шлюзовую камеру и закрыл за собой люк. Несмотря на установленные правила, космонавт открыл шлем скафандра еще до того, как шлюз был заполнен воздухом, чтобы протереть глаза, залитые потом.
В шлюзовой камере, диаметром всего один метр, космонавту предстояло сделать кувырок, чтобы успешно возвратиться на корабль. Вскоре, согласно протоколу, шлюзовая камера была отстрелена. Но по причине температурных деформаций была образована щель в люке, которая вела к разгерметизации. В данный момент система автоматически повысила количество подаваемого кислорода. Исход ситуации мог быть плачевным, так как повышенное количество кислорода создавало угрозу взрыва. Однако, находясь в состоянии кислородного отравления, Алексей Леонов случайно изменил подачу кислорода. Спустя семь часов космонавты устранили утечку и процент кислорода на борту корабля стал понижаться.
***
П. Беляев и А. Леонов
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
Первый выход в открытый космос
Алексей Леонов – первый человек, находившийся в галактическом пространстве. Этим событием руководил Павел Беляев – именно от него зависела техническая часть операции: ориентация корабля, наблюдение за техникой безопасности, а также организация выхода космонавта
Случилось это весной 65-го на космическом корабле «Восход-2»: эта операция была важной для Советского Союза в космической гонке
Космический корабль «Восход-2»
Полет в космос на корабле «Восход-2» сопровождался нештатными ситуациями, например, автоматическая подача кислорода вышла из строя, что было крайне взрывоопасно. К тому же из-за кислородного отравления его напарник Алексей Леонов чувствовал себя плохо, но утечку газа удалось вовремя предотвратить.
Павел Беляев и Алексей Леонов
Ко всему прочему ломается и сам «Восход-2»: средство передвижения потеряло ориентацию на небесное светило, поэтому Павлу Ивановичу пришлось управлять космическим кораблем вручную, что в принципе из-за конструкции корабля было сделать сложно.
Торжественная встреча космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова
Официально Павел Иванович впервые в мире воспользовался не только ручным управлением, но и тормозной установкой. Из-за потери ориентации «Восход-2» успешно приземлился в снежной замерзшей тайге, где Леонов и Беляев двое суток ждали помощи спасателей.
Константин Хабенский в роли Павла Беляева
В 2017 году вышел фильм «Время первых», роли главных героев сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Фильм основан на реальных событиях, которые происходили во время космического полета Леонова и Беляева в 1965-ом. Сам Алексей Архипович принимал участие в написании сценария киноленты.
Также весной 2017 года вышел выпуск передачи «Сегодня вечером», посвященный премьере фильма, а также великим космонавтам.
Приказ Государственного комитета по оборонной технике СССР № 475 от 22.07.1964
Документ, подписанный председателем Государственного комитета по оборонной технике СССР С.А. Зверевым 22 июля 1964 года с решением Комиссии Высшего совета народного хозяйства по военно-промышленным вопросам об утверждении плана-графика доработки, изготовления и поставки комплектующих изделий для объекта «3КД» («Восход-2»). Среди прочих решений главному конструктору ОКБ-1 т.Королеву предписывается «… в месячный срок обеспечить окончание выпуска технической документации по объектам «3КД» и до 25 июля (то есть через три дня после выхода Приказа) представить в Госкомитет по оборонной технике СССР производственный график изготовления, сборки и испытаний объектов…» Сроки работ потрясают!
Шаг 6. Медкомиссия и тренировки
В то время никто точно не знал, с чем столкнется космонавт Леонов – даже находящийся внутри космического корабля, не говоря уже об открытом космосе. Поэтому кандидатов отбирали предельно – по словам самого Алексея Леонова, даже слишком – строго. Множество одаренных и талантливых летчиков «отсеялись» из-за требований, которые впоследствии были отменены. Когда Алексей Архипович принял на себя руководство Центром, медкомиссия и отбор были значительно упрощены. Есть мнение, что практически ни один из покорителей космоса не соответствует всем критериям, действовавшим в те времена.
Подготовка и тренировки будущих космонавтов были изнурительными, подчас даже жестокими. Многие космонавты тех лет отмечают, что некоторые доктора ставили своей целью не подготовить человека к космосу, а провести какие-то собственные эксперименты, используя летчиков как выносливых и здоровых «подопытных». Тренировки на центрифуге с перегрузками до 14g были привычными для летчиков. Самому Леонову однажды пришлось провести 13 суток в сурдобарокамере, обклеенному датчиками из цинка (последние на десятые сутки стали отваливаться… вместе с кожей) – раны на теле будущего космонавта заживали долгих 8 недель. Но Алексею Архиповичу еще повезло – далеко не все «ученики» школы летчиков-испытателей возвращались с тренировок живыми.
«Восход-2»
На возращении в корабль Леонова приключения для этого экипажа не закончились.
При подготовке к посадке не сработала система автоматической ориентации на
Солнце, и поэтому вовремя не включилась тормозная двигательная установка.
Космонавты вынуждены были садиться не в автоматическом, а в ручном режиме.
И тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено
шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв.
Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались. Сработал клапан
разгерметизации. И опять повезло — Леонов и Беляев были в скафандрах.
Эта была первая посадка в ручном режиме. Обнаружилось,
что с рабочего кресла космонавта нельзя заглянуть в иллюминатор, чтобы оценить
положение корабля. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в
пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая
при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от
расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее
Перми.
Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие
деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для
утепления парашюты и скафандры. Группа спасателей добралась до космонавтов на
лыжах только на следующие сутки. На месте посадки построили бревенчатую
избушку-шалаш для ночлега. Площадку для приема вертолета приготовили только 21
марта. В тот день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь.
- 20 октября 1965 года Международная авиационная федерация
(ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в
космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и
абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли
космического корабля «Восход-2» — 497,7 километра.
Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов
сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить
и работать можно».
Второй полет
15-го июля 1975-го года Алексей Архипович начал свой второй полет вместе с Валерием Кубасовым на борту корабля «Союз-19» в рамках программы ЭПАС – совместного экспериментального полета «Аполлон» (США) и «Союз» (СССР). Спустя двое суток корабль «Аполлон» начал сближение с кораблем «Союз» со скоростью около 0.25 м/с. Стыковка длилась три часа и по ее окончанию произошло рукопожатие двух командиров – советского космонавта Леонова и американского Стаффорда. Было выполнено четыре перехода космонавтов между кораблями, за время нахождения в состыкованном состоянии. Еще через двое суток, 19-го июля, корабли расстыковались, и 21-го июля 1975-го года Алексей Леонов вернулся на Землю.
На следующий день Алексей Архипович, генерал-майор авиации, во второй раз был награжден званием Героя СССР, за выдающиеся заслуги перед мировой космонавтикой. В марте 1976-го года Леонов стал командиром отряда космонавтов. В 1981-м году заканчивает адъюктуру ААИА Жуковского и становится кандидатом технических наук. Уволен из отряда был 1982-го года, по причине назначения 1-м замом начальника ЦПК по космической подготовке, проработал в ЦПК до 1991-го года.
Зачем?
Как и любая сложная техника, космические корабли и станции могут требовать обслуживания или просто ломаться. Космонавты выходят в открытый космос, чтобы проверить состояние различных систем или заменить неисправные детали. Без такого вот регулярного ухода за техникой гарантий в исправности техники никаких.
В обновлении нуждаются не только смартфоны, но и космические аппараты. Иногда необходимо прикрутить новенькие инструменты или дополнительную аппаратуру. Космонавты выходят в открытый космос, чтобы установить детали, приборы или оборудование, которое повышает эффективность работы космической техники.
От «Беркутов» до «Орланов»
Алексей Леонов привез на Землю бесценный опыт, с учетом которого впоследствии дорабатывались все модели скафандров. Те космические костюмы, которые используют современные космонавты, – намного легче и удобнее.
Они получили электронную «начинку», по объему сравнимую с автомобильной. Встроенный компьютер сообщает космонавту о состоянии систем скафандра, выдавая данные на дисплей. У модели «Орлан-МК» есть даже функция изменения длины рукавов и штанин. Кстати, космонавт может надеть его самостоятельно, без помощи других членов экипажа.
Скафандр «Орлан-МКС»
«Орлан-МК» способен находиться в строю до пяти лет, не требуя техобслуживания каждые полгода. Стоимость одного комплекта достигает 17 миллионов долларов. Причем 70 процентов цены приходится на системы жизнеобеспечения и управления. Зато теперь в таком скафандре можно находиться в открытом космосе до 10 часов кряду.
Однако конструкторы НПП «Звезда» не останавливаются и продолжают совершенствовать свои изделия. Одно из их последних достижений – скафандр «Орлан-МКС». В нем впервые применена система терморегулирования. Дело в том, что при работе в открытом космосе в процессе задействованы только руки. Ноги практически не двигаются и замерзают. Космонавтам приходится включать обогрев. Чтобы они не отвлекались на контроль своего теплового состояния, в новом скафандре использована автоматическая система терморегулирования, которая сама будет следить за температурой внутри космического костюма. Вместо резины в новых скафандрах применяется полиуретан, который увеличивает в полтора раза срок службы гермооболочек в космосе. Скафандры «Орлан-МКС» рассчитаны минимум на 20 выходов в открытый космос.
Двое в космосе
Судя по отчёту Королёва, большая часть систем корабля сработала нормально, в том числе система ручного управления, которая спасла экипаж. Однако несмотря на многочисленные испытания, всё отработать и предусмотреть невозможно, особенно если речь идёт о новой технике и космических условиях. В ходе полёта произошло несколько нештатных ситуаций, в том числе несущих смертельную опасность. К примеру, из-за увеличения давления внутри скафандра во время выхода Леонова в космос он с трудом смог вернуться и пройти через люк, стравив часть кислорода. Кроме того, у космонавта поднялись температура, давление, и началась тахикардия. Но в конечном итоге всё обошлось.
Другая серьёзная проблема возникла на заключительном этапе полёта. Когда пришло время возвращаться на Землю, по непонятной причине отказала автоматическая система солнечного ориентирования корабля. Пришлось включать ручное управление, самостоятельно ориентировать судно и включать тормозную двигательную установку. Снизив скорость, корабль спустился с орбиты. Всё это сделал Беляев, и тоже впервые в мире. До того посадкой космического корабля управляли автоматизированные системы. Почти чудом избежав риска улететь в космос, «Восход-2» вошёл в атмосферу Земли, а затем приземлился в глухой тайге в 180 км от Перми. Произошло это 19 марта в 12 часов 02 минуты по московскому времени. На следующий день до космонавтов добрались спасатели.
Конечно, по возвращении космонавты сдали Королёву бортовой журнал. В нём зафиксированы важные технические расчеты и все действия экипажа, даже «записи в б/журнал». Леонов и Беляев проводили технические и медицинские эксперименты (например, измеряли способность глаза воспринимать цвета в космосе и брали вестибулярные пробы), определяли местоположение корабля, фотографировали планету и космическое пространство Космонавты вели переговоры с Землёй (в том числе и с Юрием Гагариным), говорили с членами правительства, выходили на телевизионную связь, фотографировали планету и космическое пространство, а также передавали в эфир приветствия народам Африки, СССР, Кремлю, даже капиталистической Европе и США передали «дружеские приветствия» и пожелали «мира и благополучия».
Титульный лист бортового журнала. (roscosmos.ru)
Полётное задание: первые сутки. (roscosmos.ru)
Страница полётного задания. (roscosmos.ru)
Окончание полётного задания. (roscosmos.ru)
Материал исследовательской части. (roscosmos.ru)
Не забывали, конечно, и о естественных потребностях. Например, принимать пищу. Всё как полагается: завтрак, обед и ужин. Но и это не всё. Реже всего мы представляем космонавтов спящими, но именно так они должны были провести значительную часть времени в космосе. Для компенсации перегрузок и переутомления необходимы были ежечасные перерывы на 15−20-минутный сон. Большие разделы с надписями «СОН» то и дело появляются в полётном задании в бортовом журнале космических путешественников. Но в напряжённом и очень насыщенном событиями полёте «Восхода-2» космонавтам, по словам Леонова, поспать так и не удалось.
Шаг 5. Приглашение полковника Карпова
С полковником Карповым – Алексей Леонов познакомился в 1959 году. Впоследствии этот человек стал руководить подготовкой космонавтов. В тот период летчик служил в Украине. Его дивизию Карпов посетил августе. Полковник встретился с несколькими военнослужащими, в том числе с Алексеем. По их словам, Карпов никак не обозначал свои намерения и цели собеседований, только задавал вопросы и внимательно слушал. Алексей Архипович получил предложение поступить в школу, где готовили летчиков-испытателей. В начале октября того же года Леонов уже получил соответствующий вызов и прибыл в Сокольники для прохождения медкомиссии, где познакомился с будущим космонавтом №1 – Юрием Гагариным.
Экипировка
Самое важное средство для космонавта в открытом космосе, как нетрудно догадаться, — его скафандр. Это особый костюм, который защищает от вредного воздействия космического вакуума, солнечного излучения и метеороидов
В скафандр встроены системы поддержания жизнедеятельности, включая систему поставки кислорода и регулирования температуры.
На МКС используются два вида скафандров — российские «Орлан» и американские EMU (Extravehicular Mobility Unit). Ну и раз их производят разные страны, то есть у них и свои отличия.
«Орлан» намного легче надеть — вход в него располагается сзади, через ранец, в котором находятся системы скафандра. EMU состоит из двух частей, которые соединяются гермозамком на поясе. Отдельно надевается ранец с системой жизнеобеспечения PLSS. Также у него съёмные перчатки и шлем (у «Орлана» снимаются только перчатки). Без посторонней помощи залезть в этот скафандр довольно проблематично.
«Восход-2» – усовершенствованная ракета
Для того чтобы выйти в космос ученые ОКБ-1 переоборудовали изначально рассчитанный на три места корабль «Восход». Теперь ракета превратилась в двухместную. На это было две причины:
- нужно место для того чтобы надеть скафандр;
- необходимо организовать выход в шлюзовую камеру.
Вся основная работа велась в Томилино, там находился опытный завод №918. Именно здесь разработали скафандр «Беркут» и шлюзовую камеру «Волга». Руководил работой Гай Северин.
«Беркут» – вентиляционный костюм. Если в скафандрах, которые используются сейчас, можно восстанавливать воздух, то в тогда это было просто невозможно. Поэтому время нахождения в космосе ограничивалось получасом. Шлюзовая камера находилась снаружи корабля, имела цилиндрическую форму и была надувной. До того как выйти на орбиту, сложенная камера пряталась под обтекателем ракеты.
Кроме этого, инженеры предусмотрели ряд мер в случае возникновения незапланированных обстоятельств. Они разработали запасную кислородную систему, которая соединялась со скафандром особым семиметровым тросом. Таким образом, у космонавта за спиной находились резервные баллоны с кислородом.
Подготовка
Прошло почти четыре года со дня полета Юрия Гагарина, весь мир был увлечен космической гонкой двух сверхдержав — СССР и США. Они отправили уже по несколько пилотируемых кораблей; в 1964 впервые на советском «Восходе» нового типа в космос отправились сразу три человека, теперь предстоял следующий принципиальный шаг — выход в открытый космос.
Обе державы, усиленно занимавшиеся космической программой, одновременно приходили к очевидным проблемам, требующим решения. Рано или поздно при планируемых длительных полетах потребуются профилактические и ремонтные работы снаружи корабля, кроме самих космонавтов выполнять их будет некому, следовательно, нужно было разработать безопасную и действенную систему их осуществления. В СССР этой проблемой занимался Королев, а главным специалистом-исполнителем стал молодой космонавт из первого отряда — Алексей Леонов. По программе разработали усовершенствованный вариант новейшего космического аппарата «Восход», шлюзовую систему и специальный защитный скафандр. К февралю 1965 года все было готово, оставался последний бросок.
Уральские морозы
БЕЛЯЕВ И ЛЕОНОВ НА ПЕРВОЙ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ПЕРМИ, фото из архива РГАНТД
Приземление оказалось не очень удачным — «Восход-2» зажало между двух деревьев. Крышку выходного люка придавило стволом, который не позволял ей открыться до конца, а запасной люк оказался заклинен намертво. При этом открыть люки космонавты должны были сразу же после посадки, иначе за счет передачи тепла от нагревшегося корпуса внутрь температура в кабине за 10-15 минут поднялась бы до 200 градусов. Но после многократных усилий Леонову и Беляеву всё же удалось открыть люк и выбраться из корабля.
Как выяснилось позже, они приземлились в 180 километрах к северо-западу от Перми, а до ближайшей деревни было 15 километров. При этом место посадки окружал сплошной таежный лес высотой до 20 метров, а глубина снега достигала полутора метров. Вспотевшие космонавты быстро замерзли на уральском морозе. Они набили скафандры содранной со стен кабины обивкой и развели костер.
Сразу же после приземления для поисков корабля в воздух были подняты четыре самолёта «Ан-2» и военные вертолёты. С разных сторон в тайгу ринулись группы лыжников-добровольцев. Позднее даже пришлось создавать специальные отряды для розыска потерявшихся «поисковиков».
20 марта к двум часам дня к «Алмазам» на лыжах дошел глава отряда военных спасателей, которые тем временем вырубали площадку для приземления вертолетов в нескольких километрах от «Восхода». На следующий день все трое вышли к ней, и 21 марта Леонов с Белявым были доставлены в Пермь, где их наконец встретили как героев. Через два дня, выступая на митинге в Москве, Беляев скажет: «Большое впечатление произвели на нас просторы и богатства природы пермского края».
Позже, на государственной комиссии после полета, Леонов сделает самый короткий в истории космонавтики доклад: «В открытом космосе жить и работать можно».
Через десять лет дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов снова полетел в космос, на этот раз в качестве командира космического корабля «Союз-19». Его имя носит кратер на Луне, которую он чуть не облетел. Этому помешало свертывание советской лунной программы после того, как обратную сторону спутника Земли увидели американцы. Но это уже совсем другая история.
Возвращение
ЛЕОНОВ И БЕЛЯЕВ НА ПЕРРОНЕ МОСКОВСКОГО ВОКЗАЛА В ЛЕНИНГРАДЕ, фото Павла Маркина
Lenta.ru
После возвращения в кабину Леонов вместе с Беляевым продолжал выполнять эксперименты, запланированные программой полета. Но череда трагических случайностей только начиналась. На 13-м витке резко упало давление в баллонах наддува кабины корабля — с 75 до 25 атмосфер. Дальнейшее падение могло привести к полной разгерметизации, но этого удалось избежать.
Спуск корабля по плану должен был проходить в автоматическом режиме. Перед этим было необходимо отсоединить шлюзовую камеру. Экипаж пристегнулся и произвел необходимые действия. Однако при отстреле трубы произошел неожиданно сильный удар, который закрутил корабль в двух плоскостях. Это привело к нерасчетным угловым ускорениям, которые вывели из строя системы ориентации и автоматической стабилизации. В свою очередь, из-за этого не произошло автоматического включения тормозного двигателя.
Корабль было решено сажать вручную. Но тут оказалось, что содержание кислорода в кабине превышено шестикратно. Малейшая искра в контактах могла вызвать пожар и взрыв. Космонавтам повезло: ничего не искрило. Но аварии продолжались: сработал клапан разгерметизации. Повезло снова — Леонов и Беляев были в скафандрах.
19 марта в 11:19, в конце 18-го витка, Беляев вручную включил систему ориентации и ввел в действие тормозную двигательную установку. Он стал первым человеком в мире, которому пришлось сажать космический корабль без помощи автоматики. Беляев практически вслепую вывел «Восход-2» на нужную траекторию. Уточняя точность ориентации корабля, космонавты опоздали с включением двигателя на 45 секунд и еле вписались в посадочное окно. Сам спуск, хотя и проходил в ручном режиме, был практически неуправляемым. О том, чтобы приземлиться в заданном районе, то есть в казахской степи, не могло быть и речи.
При спуске произошло новое ЧП: при расстыковке кабины с двигателем не отсоединился один из тросов, и корабль стал вращаться, как гантель. В конце концов трос сгорел в плотных слоях атмосферы, и на высоте около 7 километров кабина стабилизировалась. В это время произошел отстрел парашюта.
В полутора метрах от земли на спускаемом аппарате сработала система мягкой посадки, выстрелив вниз реактивную струю. Скорость падения снизилась до 2-3 метров в секунду, и 19 марта 1965 года в 12:02 корабль с «Алмазами» на борту плавно приземлился в глухой прикамской тайге.
Шаг 9. 729 секунд в космосе
Три года изнурительной подготовки – и долгожданный старт с Байконура. 18.03.1965 – еще одна важная веха в истории освоения – точнее пока что знакомства – с космосом.
Выход из шлюзовой камеры был произведен в штатном режиме. Алексей Леонов подвигал конечностями, чтобы убедиться, что это возможно, и парил в невесомости. С «Восходом-2», на борту которого остался Павел Беляев, его связывал фал длиной 500 см. С помощью портативной камеры Леонов вел съемку. В снаряжении также присутствовал фотоаппарат, но из-за деформации скафандра воспользоваться им космонавт не смог.
За 12 минут и 9 секунд Леонов несколько раз приближался к кораблю и отдалялся от него. Но когда космонавт получил команду вернуться на борт, он не смог ее выполнить. При конструировании «Беркута» разработчики предусматривали вероятность того, что скафандр раздует. Но никто не мог предположить, что он увеличится в объеме настолько сильно. Влезть в люк в раздутом до такой степени скафандре Алексей Леонов не мог физически, Павел Беляев ничем не мог помочь ему изнутри корабля. Запрашивать помощь с Земли было бессмысленно – кислорода в скафандре оставалось меньше, чем на 8 минут.
Тогда и пригодилась решительность и смелость Леонова. Чтобы вернуться, ему пришлось нарушить все инструкции. Алексей Архипович самостоятельно осуществил частичный сброс давления в «Беркуте» и «вошел» в шлюз не ногами вперед (как было положено), а головой.
Мы вышли в космос
Дальше все пошло не по плану. Сразу после того как Леонов оказался в открытом пространстве, его скафандр увеличился. Причиной послужила разница давления. Проблема заключалась в том, что инженеры не предусмотрели такую ситуацию, и ширина шлюзовой камеры была слишком маленькой. Леонов принял решение стравливать в защитном костюме давление, хотя это было очень опасно. Кроме этого, вошел космонавт в шлюз с нарушением инструкции – головой вперед. Из-за этого ему пришлось переворачиваться в очень сжатом пространстве для того, чтобы закрыть люк.
Алексей Леонов провел в открытом космосе 23 мин.41 сек., вне корабля в свободном полете он был 12 мин. 9 сек. В общем полет продолжался – 26 ч. 2 мин.
С Земли за происходящим наблюдали с большим волнением. Благодаря двум установленным на корабль камерам, а также кинокамере у Леонова мир увидел выход человека в космос.
Документальный фильм телестудии Роскосмоса «Алексей Леонов. Прыжок в космос»
Фильм приурочен к 80-летию первого космонавта, который вышел в открытый космос.
Интересные факты о первом выходе человека в открытый космос
- Критическая ситуация при выходе с орбиты. Экипаж «Восхода-2» мог стать первым экипажем, погибшим при возвращении с орбиты. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в тайге (в 180 км севернее города Перми). В сообщении ТАСС это называлось «посадкой в „запасном районе“», который на самом деле являлся глухой пермской тайгой. После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. Космонавты ночевали в лесу. Вертолеты только и могли, что летать над ними и докладывать, что “один рубит дрова, другой подкладывает их в костер”. С вертолетов космонавтам сбрасывали теплые вещи и продукты, но вытащить Беляева и Леонова из тайги не удавалось. Из воспоминаний Леонова: «Когда мы приземлились, нас нашли не сразу… Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали — и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была»
- За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.
Опасности выхода в открытый космос
Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полёта пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется всё больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной. Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль.
20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (FAI) отметила рекорд пребывания человека в открытом космическом пространстве вне корабля — 12 минут и 9 секунд. Алексей Леонов получил высшую награду FAI — золотую медаль «Космос» за первый выход в открытое космическое пространство в истории человечества. Командир экипажа Павел Беляев также получил медаль и диплом.
Леонов стал пятнадцатым человеком в космосе, и первым человеком, совершившим следующий принципиальный шаг после Гагарина. Остаться один на один с бездной, самым враждебным пространством для человека, посмотреть на звезды лишь через тонкое стекло шлема, услышать стук своего сердца в абсолютной тишине и вернуться назад — это настоящий подвиг. Подвиг, за которым стояли тысячи ученых, инженеров, рабочих и миллионы простых людей, но совершил его один человек — Алексей Леонов.
- 5 интересных фактов из жизни Юрия Гагарина
«Беркут»
В состав экипажа «Восход-2» входили два космонавта — командир
Павел Беляев (позывной «Алмаз-1») и пилот Алексей Леонов (позывной «Алмаз-2»).
Оба офицеры — военные летчики. Отобрали их после жесточайших испытаний и подготовки.
Беляев был самым опытным летчиком в первом отряде космонавтов, Леонов отличался
уникальной выносливостью — он лучше всех переносил тренировки в барокамере и
центрифуге.
Фото: Роскосмос
Столь же тщательно подготовили и корабль. На нем была
установлена «мягкая» шлюзовая камера, которая имела цилиндрическую конструкцию
и состояла из 36 надувных секций. Камера располагалась вне жесткого корпуса
космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под
обтекателем корабля. В космосе камера надувалась. Перед спуском на 3емлю экипаж
должен был ее отстрелить.
Для выхода в космос был разработан скафандр «Беркут» с
многослойной герметичной оболочкой. Внутри его поддерживалось избыточное
давление. Снаружи скафандр имел специальное покрытие белого цвета для
предохранения космонавта от солнечных лучей и от возможных повреждений
герметичной части скафандра. Скафандрами были снабжены оба члена экипажа, чтобы
командир корабля мог при необходимости оказать помощь пилоту, вышедшему в
космос.