Введение
Данное сообщение является продолжением статьи «Художник Елизавета Потехина«. В первой статье демонстрировались неизвестные работы первой жены Роберта Фалька, взятые из альбома, на обложке которого выведено слово «ПотЪхина». Альбом был найден в доме художницы Евгении Малешевской, в котором после войны поселилась семья Васильевых. Скорее всего, Е. Потехина при вступлении в «Бессарабское общество любителей искусства» передала свой альбом Малешевской — одному из основателей общества — для подтверждения своего профессионального уровня. Решение было принято, а альбом, как водится, не был возвращен автору.Можно с уверенностью заключить: альбом , о котором мы говорили в предыдущей статье, принадлежит Елизавете Сергеевне Потехиной — первой жене Фалька.
Портреты кисти Фалька
Однако особенно ярко Роберт Фальк проявил себя в искусстве портрета. Он всегда признавался, что любит писать людей. Очевидцы утверждают, что при создании портретов Фальк не ограничивался только сеансами для позирования. Он много и подолгу разговаривал с моделями, желая понять их внутренний мир. Обычно сеанс длился не более двух часов, при этом час Фальк работал, а час отдыхал, лежа на диване и беседуя с моделью.
Искусствоведы утверждают, что написанные им портреты — особый вид искусства. Мастер не стремился к фотографической точности, а всегда рассматривал портрет как психологический жанр.
Тут стоит вспомнить два портрета, которые особняком стоят в творчестве Фалька: «Женщина в красном лифе» (1922) и «Женщина в белой повязке» (1923), которые напоминают византийские мозаики Равенны, увиденные художником в Италии.
Моделью для этих портретов стала художница Раиса Идельсон, с которой Фальк познакомился в 1921 году во время рабочей командировки в Витебск, куда он был отправлен с целью вразумить Казимира Малевича и утихомирить «разгул супрематизма».
В Витебске он открыл свою мастерскую, и некоторые ученики Малевича «эмигрировали» в класс Фалька, а позже переехали с ним в Москву. Среди них была и Раиса Идельсон.
«Бубновый валет»
В училище Фальк сдружился с такими молодыми живописцами, как Илья Машков, Пётр Кончаловский, Александр Куприн, Аристарх Лентулов, Василий Рождественский. Все они представляли новые революционные течения в русском искусстве и в будущем организовали общество «Бубновый валет».
В 1910 году они организовали первую в России авангардную выставку. Экспозиция была представлена в сарае с разбросанными на полу опилками, а картины висели на стенах без рам сплошными рядами. Необычно, однако зрители её восприняли с восторгом. Критики же говорили, что организаторы «сделали всё, чтобы привести в неистовство глаз посетителя».
Интересно, что в выставках «Бубнового валета» участвовали и французские художники Пикассо, Брак, Дерен, Матисс, Руссо, Синьяк и другие.
Бесценное достояние страны
За все годы жизни ни один музей СССР не приобрёл ни единой картины «чуждого» советскому зрителю Фалька. За этим зорко следил президент Академии художеств Александр Герасимов. И лишь после его смерти директор Русского музея решился приобрести несколько произведений художника, причем украдкой по самым низким ценам протаскивал их через комиссию.
О художнике вспомнили только в канун его 80-летнего юбилея. В 1966 году в Москве открылась масштабная ретроспектива творчества Роберта Фалька. Узнав об этом, его жена сказала: «Выставка кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?»
Сегодня полотна живописца хранятся в музеях России и считаются бесценным достоянием страны. Те работы, которые 50-70 лет назад невозможно было продать, сейчас разлетаются по частным коллекциям с мировых аукционных торгов за большие деньги.
После Парижа
Многие друзья Фалька не переставали удивляться: зачем он вернулся в Россию из Парижа, где добился признания? Сам же Фальк утверждал, что главная причина заключалась в том, что этот город не стал для него родным и он всегда мечтал увидеть свои картины в русских музеях, потому и вернулся. Только думается главная причина скрывалась в другом: в Европе распространялся фашизм и ему, как еврею, грозила реальная опасность, вплоть до расстрела. А на родине и стены греют… Хотя, вероятно, понимал, что может попасть под репрессии. Тогда под этот маховик попадали многие, куда более известные люди.
По счастью, его не арестовали, но и выставляться не разрешали. Творчество Фалька стало чуждым стране, где первое место занял социалистический реализм. Впрочем, художник всё равно продолжал рисовать, пусть его работы особо и не раскупались.
Семья жила не богато. Основной доход — деньги за редкие переводы, которые получала Ангелина Васильевна. Её уволили с преподавательской должности в институте после замужества с Фальком, официально — за гонорары, полученные за оформление театральных спектаклей…
Женщина в жёлтой блузе
Портрет «Женщина в жёлтой блузе» можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее. На нём изображена четвёртая жена художника, переводчица Ангелина Щекин-Кротова, ставшая для него музой и героиней многих картин.
Портрет был написан весной 1944 года, после возвращения из эвакуации из Самарканда. Как потом вспоминала жена художника: «Меня жестоко трепала малярия, а после приступов Фальк уже тащил мольберт и усаживал меня. Здесь передан мой настоящий характер: я всю жизнь болею, но не сдаюсь! Фальк называл иногда эту вещь “Мой индус”». Позже он скажет жене, с которой соединил свою судьбу в 1939 году: «Когда я писал твой портрет в жёлтой блузке и в белой косыночке, я думал о “Женщине с Майорки» Пикассо — есть там и хрупкость, и какая-то гордость, достоинство»…
Этот брак продлился почти двадцать лет и на протяжении всего этого времени Ангелина была для Фалька самым близким человеком, другом, единомышленницей, помощницей.
После смерти супруга она осталась беззаветно верна его памяти. «Я точно не знаю, какое лицо было у Фалька — я всегда смотрела на него как на солнце, ослеплённая его светом, добротой и любовью. Может, задумчивость, сосредоточенность, иногда скорбь, чаще детское выражение доброты и удивления. <…> Как он умел радоваться жизни в самых простых её проявлениях: пейзажу, облаку на небе, картошке в мундире, красивому лицу женщины» — писала она на склоне лет.
Литература[править | править код]
- Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике (Составитель: Щекин-Кротова А. В.). М., Советский художник, 1981.
- Из жизни рядом с Фальком. В кн. Д. В. Сарабьянова «Robert Falk». На немецком языке. Дрезден, 1974.
- Щекин-Кротова А. В. Становление художника // Новый мир. 1983. № 10
- Щекин-Кротова А. В. Люди и образы. Биографии и легенды. Из цикла «Модели Фалька» // Панорама искусств. Выпуск 8. — М.: Советский художник, 1985.
- Истратова А. Свидание с юностью // М., Русское искусство, т. II, 2005.
- Диденко Ю. Пристань «тихих бубновых валетов» в Доме Перцова // М., Русское искусство, т. II, 2005.
- Успенский А. Роберт Фальк. Счастье живописца. М.: Искусство XXI век, 2020.
А. Васильев и Е. Потехина
Интересный вопрос: знал ли Алексей Васильев Елизавету Потехину? Если пути Васильева и Потехиной пересекались, то скорее всего причиной (и поводом) был альбом с работами последней.
Старая записная книжка на букву «Ф».
То, что в записной книжке есть данные Фалька (выделены верхней рамкой) — вполне естественно — они знали друг друга. Интерес вызывает полный адрес знаменитого художника: Москва 34, переулок Курсовой, дом 1, квартира 57. Нам кажется, наличие номера квартиры дает биографам дополнительный импульс к поиску новой информации.
—————-
Дом, в котором жил и творил Роберт Фальк. Дом №1 по Курсовому переулку — дом Перцова — прочно связан с искусством.
Петр Николаевич Перцов — инженер-путеец и страстный поклонник искусства. Дом был построен в 1906-1907 гг по рисункам художника Сергея Малютина — автора «русского чуда», покорившего мир — матрешки. Недалеко от участка, купленного Перцовым, стоял другой дом в русско-сказочном стиле, сотворенный Виктором Васнецовым. Владелец дома Иван Цветков, будучи другом и собратом Перцова по коллекционированию подал ему идею сделать нечто похожее. Дом должен был выражать национальное своеобразие русского искусства. Дом был задуман, как доходный. Постояльцами «Дома-сказки» были художники М. Нестеров, К. Юон, здесь снимали квартиры артисты МХТа. После революции и национализации дома хозяйские апартаменты занимал Лев Троцкий. В верхних этажах располагались квартиры и мастерские художников. Кроме Р. Фалька в разных квартирах жили и работали Александр Куприн, Павел Соколов-Скаля и др.
————-
Принципиально важным считаем наличие в записной книжке строки о Потехиной. Она внизу выделена рамкой. Адреса нет, но есть номер московского телефона. Наличие последнего отвечает на вопрос: знал ли Васильев Потехину? Знал!О Потехиной практически ничего неизвестно. Номер телефона Б3-16-22 дает хоть какую-то зацепку будущим исследователям творчества и жизни Е. П.
На этом можно было статью заканчивать, если бы не задался вопросом: почему отец, который не часто в своих адресных книгах пользовался карандашом, заполнил на странице «Ф» графитом пол листа? Здесь же мелькнула мысль, не единовременно ли были написаны адреса Фалька, Потехиной-Фальк и еще кого-то между ними?… Если бы не этот вопрос, и название статьи, и ее структура были бы другие.
Новое «музейное» искусство
В 1922 году Фальк обратился к классическому искусству и вдохновлялся Рембрандтом, Тицианом, Веласкесом, Вермеером и барбизонцами. В это время среди теоретиков искусства активно обсуждался вопрос о дальнейшем существовании станковой живописи. Фальк же видел в картинах выражение абсолютной гармонии и создавал в каждой из них отдельный мир, убежище человека от жестокого настоящего. Вернувшись к мастерам прошлого, классическим сюжетам Венеры, художник создает «Обнаженную (лежащую)». Параллельно с творческими поисками и попытками создать новое музейное искусство Фальк преподавал во ВХУТЕИНе, а в 1928 году отправился в командировку во Францию.
Эвакуация и возвращение в Москву
В эвакуации Фальк увлекся пейзажами колоритных восточных видов с мечетями и традиционной архитектурой. После возвращения в Москву Фальк получил мастерскую в доме Перцова на Пречистенской набережной и в позднем периоде творчества «писал только отрадное», как говорил его учитель В.А. Серов. Художник обратился к подмосковным пейзажам и видам Москвы, часто в его творчестве появляются натюрморты с цветами, и все они написаны звучными, яркими красками.
В советское время имя Роберта Фалька было незаслуженно забыто. Первая ретроспектива мастера, представленная в Третьяковской галерее на Крымском Валу до 23 мая 2021 года, показывает многогранность его художественного таланта, разнообразие творческий исканий. Роберт Фальк был важнейшим связующим звеном между европейской и русской живописью и повлиял на развитие неофициального советского искусства после 1950 года. Вот что говорит о творчестве Фалька генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова: «Когда рассматриваешь его исполненные глубокой мудрости и взвешенности поздние картины, портреты великих современников, понимаешь, что у Фалька — уникальный художественный путь, а его произведения отмечены высочайшим качеством живописной культуры. Ретроспектива художника в Третьяковской галерее выводит творчество Фалька на совершенно новый уровень известности и понимания, способствует тому, чтобы его имя заняло достойное место в своде великих имен русских художников».
Авторы: Александра Ерошенко.
Модернизм и «Бубновый валет»
Следующий яркий период творчества Фалька — 1910–1921 годы — связан с популярной художественной группой «Бубновый валет». Живопись Фалька стала более декоративной, и его художественные искания приобретают более смелый характер. В некоторых портретах чувствуется увлечение живописца новыми колористическими решениями и исследованиями формы, характерными для кубистического искусства.
Влияние кубизма у Фалька нашло выражение в качестве средства взаимопроникновения объемов и пространства, а не только в анализе структуры формы предмета, скрытой от глаз, как это было у французских художников, в том числе у Поля Сезанна. Наиболее ярко это выразилось в знаковой картине «Красная мебель».
Автопортрет в красной феске
Послевоенные годы прошли для Роберта Фалька в творческом забвении: на выставки не приглашали, картины не покупали. В 1954 году, например, он писал прошение о проведении персональной выставки, но получил отказ. Однако продолжал работать. Не известно, как бы выжил, если бы не дружба со Святославом Рихтером, который брал у него уроки живописи.
В 1957 году Роберт Фальк пишет «Автопортрет в красной феске», который становится, по сути, его завещанием. Вдова художника впоследствии расскажет, что в первом варианте автопортрета художник был без фески, но «первая попытка его не удовлетворила, а меня просто испугала — такой мукой был наполнен этот образ. Я запротестовала, заплакала: «Разве в твоей жизни не было счастья, достижений, свершений?» — спрашивала я с горечью. Фальк долго откладывал работу и вдруг нашёл среди привезённых из Парижа старых галстуков малиновую турецкую феску, купленную на блошином рынке. Так в портрете появилась эта яркая огненная феска, которую художник гордо несёт на голове, как корону, пусть одинокого, но короля.
Персональная выставка художника состоится лишь в 1958 году, накануне смерти, когда он был уже неизлечимо болен.
Реконструкция визита Фалька «с семьей» в Кишинев.
1937-1938гг — первое знакомство Фалька с Левидовой.
Через 12 лет (1949-1950) — возобновление знакомства.
1950-1952 — роман, близкие отношения.
Фальк пишет Васильеву — своему знакомому по ВХУТЕИНу — о своем желании приехать на отдых в Кишинев. Речь идет о нем лично и о его ученице Левидовой с ее 6-летним сыном Мишей. Отец отвечает согласием и просит, как требовалось в приграничных районах в послевоенное время, сообщить местожительство приезжающих. Заодно запрашивает данные Потехиной. Он не теряет надежду пообщаться с автором альбома. Васильев получает информацию и записывает ее в адресную книжку. Летом 1951-1952 гг. Фальк с Левидовой и ее сыном приезжают в Кишинев. (Для 12-летней Наташи Васильевой дядя Фальк приезжал с семьей). Пока выясняется место отдыха и оформляются документы Фальк с Левидовой и Мишей живут у Васильевых. Мужчины, как пишет НА, спорят, играют в шахматы, ходят на этюды… Через некоторое время после всех формальностей отъезжают на отдых. Незаконченный этюд Роберт Рафаилович, подписывая оставляет Алексею Александровичу.
Жены Роберта Фалька
Елизавета Сергеевна Потехина (1882—1963), художница; в браке с 1909 по 1920 гг. Кира Константиновна Алексеева (1891—1977), дочь К. С. Станиславского, художница; в браке с 1920 по 1922 гг. Раиса Вениаминовна Идельсон (1894—1972), поэтесса и художница, в браке с 1922 по 1931 год. Ангелина Васильевна Щекин-Кротова (1910—1992), в браке с 1939 года и до смерти Фалька.
Последняя любовь Фалька — Левидова Майя Михайловна, художница (1921—2012).
Жены Фалька в его творчестве.
Лиза в розовом. Портрет Е.С.Потехиной, 1909
Портрет Елизаветы Сергеевны Потехиной, 1910
Портрет К.К.Алексеевой, 1925. Графитный карандаш
При свете коптилки (Портрет жены, А.В.Щекин-Кротовой), 1943. Акварель, гуашь
Лиза в кресле. Портрет жены художника, 1910
В розовой шали (А.В.Щекин-Кротова), 1953
В черной шали (А.В.Щекин-Кротова), 1948
Автопортрет на синем фоне, 1909
Девушка у окна (Р.В. Идельсон), 1926
Женщина у пианино (Е.С.Потехина), 1917
Женщина в красном лифе (Р.В.Идельсон), 1922
Портрет М. Левидовой
Майя Левидова , 1952
Лиза на солнце, 1907
Портрет А. Щекин-Кротовой, 1940
Портрет дочери Кириллы 1946
Портрет Е. С. Потехиной, 1911
Дополнение 3 августа 2018 Сегодня на форуме «Старый Кишинев» увидел еще одну работу Фалька, написанную в Молдавии.«В саду. Молдавия.» 1952 г. Курская картинная галерея им. А.Дейнеки. Фото «zametilprosto»
Выше мы почти угадали год встречи Фалька и Васильева «Летом 1951-1952 гг. Фальк с Левидовой и ее сыном приезжают в Кишинев». Теперь знаем точно Фальк провел лето в Молдавии в 1952 году.
Творчество
Фалька можно назвать самым сдержанным авангардистом начала XX века. Во-первых, он не гнался за эпатажем, свойственным почти всем членам «Бубнового валета». Во-вторых, он продолжал исследовать в новаторском искусстве психологизм, погружаясь в суть изображаемых объектов. В третьих, Фальк активнее других обращался к национальному культурному наследию и экспериментировал с кубизмом.
В конце 1910 года Фальк отправился в путешествие по Италии
Его внимание привлекает монументальное творчество Джотто. А вернувшись в Россию, едет в Крым и влюбляется в природу полуострова
Там он создаёт довольно много интересных пейзажей. В этом списке значится «Пейзаж с парусом», «Церковь Ильи Обыденского», «Солнце. Крым. Козы», «Дворик в Крыму» и др.
Самое удивительно, что в созданных им картинах любовь к народному творчеству соединяется с французской живописью, особенно чувствует влияние Сезанна. Не случайно же художников из «Бубновых валетов» в кулуарах называли «Московские Сезаннисты».
Роберт Фальк и отец НА Алексей Васильев
Роберт Рафаилович Фальк (1886 — 1958)
Знакомство
Из биографии Фалька узнаем, что он преподавал во ВХУТЕИНе (Высший Художественно-технический институт, ранее ВХУТЕМАС (мастерские)) 10 лет с 1918 г. по 1928 г. Из биографии Васильева знаем о поступлении его во ВХУТЕИН в 1927 году. Два года одно учебное заведение связывало студента Алешу Васильева и педагога Роберта Рафаиловича Фалька — времени вполне достаточно, чтобы познакомиться, а то и подружиться. Тем более, что друзья-товарищи Алексея по институту Николай Ромадин и Семен Чуйков (будущие академики, народные художники СССР) фигурируют среди учеников Фалька.
Со слов отца дочь пишет (мы приводим цитату из книги «Две ипостаси Натальи Васильевой«): «Роберт Рафаилович Фальк жил в крайней нужде на чердаке института (ВХУТЕИН), в котором работал. К нему приходили сочувствующие. Они рассаживались на приготовленные скамейки. На мольберте стоял закрытый тряпкой холст. Художник просил зрителей своих впечатлений вслух не выражать. Его странные картины смотрели в полной тишине… Уходя, оставляли вдоль стен кулечки с едой. Сутулый и худой Фальк, держась за сердце, мучительно улыбался. «
Приглашение в гости
«В сороковых годах папа пригласил к нам бедствующую семью преподавателя ВХУТЕИНа, тоже опального Р.Р. Фалька, которого многие тогда сторонились. Он очень ценил этого высокообразованного художника за уникальные колористические гармонии, хотя в целом его искусства не принимал«. Так писала дочь в статье «Кисть — шпага, палитра — щит«, посвященной творчеству Алексея Александровича.
«Пригласил семью Фалька в гости»… В конце 40-х годов (позже тоже) художники, знавшие Алексея Васильева по учебе или по другим жизненным моментам, часто просили помощи в обустройстве отдыха в теплой, обильной и жизнерадостной Молдавии — в то время еще незнакомой. Приведу пару примеров. Письмо 1947 года одного из крупнейших советских художников Владимира Серова — в те годы председателя Ленинградского отделения Союза художников (будущего академика, народного художника, Президента АХ): PS Как в вашей благодатной Молдавии обстоит дело с осенней погодой? После страшной нагрузки к выставкам Всесоюзной и Ленинградской хочу отдохнуть и самым серьезным образом подумываю о Молдавии. Если не будет очень трудно, напишите.Ваш В. Серов 10 ноября 1947 года
Другое письмо от одного из крупнейших театральных художников Александра Васильева (мы о нем писали здесь) — отца знаменитого историка моды и популярного телеведущего передачи «Модный приговор» Александра Васильева:Леша, а нет ли под Кишиневом местечка, где можно летом снять жилье и отдохнуть? Но не курорт, а вроде села тихого. Напиши.Твой Саша
Как вариант, можно предположить, что не Васильев «пригласил семью, а Фальк обратился к Васильеву, знакомому по годам пребывания во ВХУТЕИНе, посоветовать что-нибудь на предмет отдыха в Молдавии. Отец его обнадежил и тем самым определил очную встречу на молдавской земле.
Приезд Фалька в Кишинев
Наталья Алексеевна в своей монографии об отце («А.А. Васильев«) вспоминает: «Запомнился мне приезд сутулого, худого, немного странного Р.Р. Фалька с семьей (выделено сайтом НА). Папа был с ним знаком по временам учебы во ВХУТЕИНе. Он рассказывал о необычных его работах, которые Роберт Рафаилович показывал ему в Москве. С Фальком Алексей Александрович много спорил. Они сражались и за шахматной доской. По вечерам ходили на этюды. В память об этом времени у нас много лет висит маленький этюд Фалька, подаренный папе.«. (Сайт НА: если дарить, то надо подписывать. Фальк на незаконченном этюде в левом нижнем углу вывел букву «Ф»). Р. Фальк, Пейзаж со стогом сена. 1951-1952 (Собственность …)
Семья
Наташа вспоминала: «пригласил семью», «приехала семья»… Хотя у сестры была великолепная память и она помнила себя с очень раннего возраста, на задворках сознания гуляло сомнение: ну, какая семья? Васильев не так хорошо знал Фалька, чтобы приглашать семью. Когда говорят семья, подразумевают родителей с детьми. Если без детей, говорят приехал тот-то с супругой. В конце 1940-х годов Фальк не мог приехать с семьей. Дочери было за 25; вряд ли бы составила компанию отцу с его 4-й женой Ангелиной Васильевной Щекин-Кротовой (брак зафиксирован в 1939 году). Детей в последнем браке не было.Вообще, «семейный» аспект приезда Фалька в Кишинев никогда нас не волновал, всегда был на периферии сознания. Более того, мы не планировали его касаться. (Ниже выяснится почему мы его задели и убедимся, что память Наташу не подвела).
Биография[править | править код]
Родился в семье юриста и шахматиста еврейского происхожденияРафаила Александровича Фалька (1856—1913) и его жены Марии Борисовны Фальк (урождённой Банк, 1866—1940).
С 1904 по 1905 годы учился изобразительному искусству в школе-студии Константина Юона и Ивана Дудина, в частной студии Ильи Машкова, а затем с 1905 по 1909 годы — в Училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на него оказали Валентин Серов и Константин Коровин. Жил в основном в Москве. В 1909 году, чтобы вступить в брак с Елизаветой Потехиной, крестился с именем Роман (после революции снова вернулся к прежнему имени).
В 1910 году стал одним из основателей художественного объединения «Бубновый валет», в деятельности которого он участвовал с 1910 по 1916 годы. С 1910 по 1911 годы осуществил поездку в Италию.
После революции 1917 года, с 1918 по 1928 годы преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (ныне МГАХИ им. Сурикова); был деканом факультета живописи; его учениками были С. А. Чуйков, М. П. Иванов-Радкевич, Г. Г. Нисский, Е. П. Левина-Розенгольц, Р. В. Идельсон, Н. М. Ромадин, В. Н. Остроумов, П. И. Фальбов.
С 1918 по 1921 годы работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Периодически с 1921 года преподавал в Витебском художественном училище. В 1921 году стал членом объединения «Култур-лиге», созданного для развития еврейского искусства, связанного с традиционной культурой на идише. Мастерская художника находилась во ВХУТЕМАСовском (ул. Мясницкая, д. 21 кв. 36).
В 1928 году художник выехал в командировку за границу и до 1937 года жил и работал в Париже. Затем вернулся в СССР, жил в так называемом Доме Перцовой, где по просьбе бывших соратников по Бубновому валету А. В. Куприна и В. В. Рождественского и при активнейшей помощи лётчика А. Б. Юмашева получил мастерскую, которую раньше занимал художник П. П. Соколов-Скаля. С Юмашевым Фальк познакомился в 1936 году в посольстве СССР во Франции, они сдружились. В 1937—1938 годах они совершили своеобразное «турне» по Крыму и Средней Азии, где знаменитый лётчик читал лекции о своём перелёте через Северный полюс, а на досуге ставил свой любительский мольберт рядом с мольбертом Фалька. Работал оформителем сцены Московского государственного еврейского театра (с которым сотрудничал и до своего отъезда за рубеж), а также еврейских театров других городов.
В 1939 году состоялась персональная выставка художника в Доме литераторов. В его творчестве преобладают пейзажи, натюрморты и портреты, написанные в обобщённой, приглушенной манере.
Во время Великой Отечественной войны с 1941 по 1943 г. художник был в эвакуации в Башкирии и в Средней Азии (Самарканд).
Во время проработочных кампаний 1940-х гг. подвергался критике как «формалист».
После 1953 года Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей эпохи живописи, мостом между искусством начала XX века и послесталинской оттепелью.
Скончался в Москве 1 октября 1958 года. Похоронен на Калитниковском кладбище, участок № 20.
Левидова Майя Михайловна
Еще один адрес, сделанный карандашом в записной книжке — Левидова Майя Михайловна, Арбат 20, кв. 70. Записи сделаны одновременно! Иначе фамилия на «Л» никак не могла попасть на страничку буквы «Ф». Кто такая Левидова? Википедия скупо проинформировала — российская художница (1921—2012). Зато в биографических записках близкого друга Левидовой Юрия Вениаминовича Геронимуса мы нашли определяющую информацию.«…отец Майи Михаил Левидов, знакомый с Фальком, как-то где-то на улице познакомил художника со своей пятнадцатилетней дочкой. Это было в середине тридцатых, вскоре после возвращения Фалька в Москву из Парижа. (Здесь и далее выделено сайтом НА)… В те времена знакомство Майи с Фальком той встречей и кончилось«. «в ноябре сорок четвёртого, Майя Левидова родила сына, названного Мишей«. « … лет через двенадцать после той случайной встречи, знакомство Майи с Фальком возобновилось. Майя мне об этом событии рассказала, но я подробности и обстоятельства забыл. Общение между Майей и Фальком на этот раз стало регулярным. Майя показала Фальку свои работы, они ему понравились, и — по его ли, по её ли инициативе — Фальк стал Майю в её работе направлять и консультировать. С какого-то момента я узнал от Майи, что её отношения с Фальком перешли границы отношений ученицы с учителем. Весь процесс от момента возобновления её знакомства с Фальком до превращения этого знакомства в роман занял не слишком большое время«…«Фальк был женат на своей третьей или четвёртой жене, Ангелине Васильевне Кротов-Щёкиной. Она страдала сильным сердечным заболеванием, и Фальк не решился разорвать с ней брак формально. Жизнь троих — Фалька, его фактической жены Майи и номинальной — Ангелины Васильевны нормальной назвать было нельзя».Здесь к месту будут слова Ангелины Васильевны о Фальке и его чертах: «Он очень увлекался, но никогда в нем не было, знаете, такого циничного отношения к женщинам. Он всегда очень страдал от всех своих сложных отношений. Он каялся так, как, знаете, самый христианский грешник, в своих грехах, но это не мешало ему… да, начинать снова. Но при том, что приходилось иногда, может быть, и запутываться в какой-то лжи, но, в общем, он был искренним человеком. И ужасно ему хотелось, чтобы все как-то было хорошо и чтобы все относились друг к другу по-доброму. В частности, он бы ничего не имел против, если бы у него был такой мирный гарем. В общем, наполовину так и получалось…» В другой записной книжке А. Васильева упоминается 4-я жена Фалька, правда без адреса.
Продолжаем цитировать Геронимуса.«Как правило, они (Фальк с Левидовой) вместе проводили летние месяцы — иногда под Москвой, а иногда уезжали подальше. Одно лето они, например, прожили в Молдавии«. Последняя фраза — ключевая. Именно она толкнула нас на обсуждение «семейного» аспекта визита Фалька в гости к Васильеву и вместе с другими фактами позволяет обобщить всю, сказанную выше, информацию.