Рядом со Львом
Ге сблизился с Толстым после того, как в 1882 году Николай Николаевич прочитал в газете «Современные известия» статью Льва Николаевича «О переписи в Москве». Толстой писал о «любовном общении людей с людьми», о разрушении условных человеческих преград, которые разъединяют богача и нищего. «Как искра воспламеняет горючее, так это слово меня всего зажгло», — отозвался Ге на мысли Толстого. В великом писателе русской земли Ге нашел единомышленника, поддержку, нравственную опору. Со временем он, как и Толстой, отказался от имущества, старался не пользоваться наемным трудом. Ге собственноручно бесплатно клал печи беднякам, считая это делом «настоящим и радостным», охотно читал Евангелие нищим, а закончив картину, всегда созывал своих соседей-крестьян и показывал им свою работу, внимательно прислушиваясь к их мнению. Свою приятельницу, пейзажистку Екатерину Федоровну Юнге, Ге будет умолять: «Голубушка, дорогая, ну сделайте это хоть один раз, ну сделайте для меня — пойдите, вымойте бедному человеку пол». Многие воспринимали это как чудачества, но Ге сердцем разделял толстовские взгляды. Он и старшего сына, Николая, на какое-то время обратил в толстовство. Правда, после смерти отца Николай подведет итог своего «жития» по Толстому:
«Все, что я делал за эти десять лет, не было ни делом, ни любовью, это была мелочная, грязная и жестокая жизнь внутри и исполнение какого-то выдуманного долга снаружи». В другом письме он скажет, что «жил по заказу». Он будет долго метаться, неустроенный ни внешне, ни внутренне, будет возвращаться к учению Толстого и отрекаться от него, бесконечно пытаясь жить по-новому. Младший сын Петр и жена Ге, Анна Петровна, духовных взглядов художника не разделяли. «Моя барыня не хочет жить просто», — писал Ге Толстому 30-го июня 1890 года.
Портрет Льва Николаевича Толстого. 1884
Сам Николай Ге до конца своих дней оставался духовно и по-человечески близок с Толстым. Портрет Толстого, написанный Ге, в семье писателя ценили больше всего и считали наиболее удачным.
История жизни Николая Николаевича Ге
В 1867 году Ге создает не только наиболее значительное произведение итальянского периода, но и одно из лучших произведений русской портретной живописи вообще — «Портрет А. И. Герцена». Портрет был написан за пять сеансов. Большая личная симпатия к писателю позволила художнику создать образ необычайной теплоты и проникновенности. Ге сумел передать внутреннее благородство, глубокую одухотворенность натуры Герцена. Возвращаясь в Россию в 1869 году, Ге тайно перевез этот портрет через границу.
Голгофа, 1893
В Петербургский период (1869-1875) Ге принимает самое живое участие в организации Товарищества передвижных художественных выставок. Это время наибольшей близости его творчества к демократическому реализму передвижников. Появляется картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Две следующие картины Ге — «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в Михайловском» (1875) — значительно уступали «Петру I».
В семидесятые-восьмидесятые годы художник много работает над портретом. Он стремится запечатлеть для потомства выдающихся людей своего времени и создает портреты Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Костомарова, Пыпина, Антокольского, лепит бюст Белинского.
В середине семидесятых годов художник переживает глубокий душевный кризис:
«Все, что казалось мне хорошим и добрым, стало казаться ветхим и лживым. Я понял, что у меня нет идеала! Продолжать в том же роде не мог уже, а настоящей дороги не было видно. Все, что могло бы составить мое материальное благосостояние, шло вразрез с тем, что мною чувствовалось на душе».
Воспитание подраставших сыновей требовало денег. Появились первые долги.
Христос и Пилат, 1890
В 1876 году художник с семьей переселяется из столицы на Украину, в степной хутор Ивановский Черниговской губернии. До 1879 года художник почти не работает.
Любопытный случай из украинского периода жизни художника приводит в своей книге А.В. Лазарев: «Ге неохотно позировал для портретов. Особенно же не хотел позировать Репину, о котором шла нехорошая слава, что все написанные им люди вскоре после этого умирают. Репин же, напротив, очень хотел написать портрет Ге и даже специально приехал к нему на Украину.
-К чему это? — принялся увиливать тот от предложения Ильи Ефимовича. — Это, знаете ли, пренеприятно — будто примериваются тебя хоронить, подводят, так сказать, человеку итог. — Ну, вы, милый мой, совсем как дикарь! — возмутился Репин. — Дикарям тоже жить хочется, — проворчал поднос Ге».
В 1882 году живописцу попалась на глаза статья Толстого «О переписи в Москве». Ге понял, что нашел долго искомую нравственную опору, духовного единомышленника:
«Я понял, что я прав, что детский мир мой не поблекнул… Теперь я мог назвать то, что я любил целую жизнь».
Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе, 1871
Ге приехал к Толстому в Москву, в Хамовники. Вскоре он стал едва ли не членом семьи Толстого. В 1884 году он создает портрет Льва Николаевича, изображая великого писателя за работой.
Влияние Толстого на Ге нельзя сводить к моральному истолкованию евангельских сюжетов и проповеди нравственного самоусовершенствования. Оно сказалось в углубленном психологизме портретов художника этого периода. Написанные с большой живописной силой, они воплощают веру художника в человека, его огромные творческие возможности, таковы портреты П.А. Костычева (1892), Е.И. Лихачевой (1892), Н.И. Петрункевич (1893).
Последний период творчества художника в основном связан с евангельскими темами. Ге создает цикл картин о страданиях Христа, истолковывая их как страдания чисто человеческие: «Христос и Никодим», «Выход с тайной вечери», «Что есть истина?», «Суд Синедриона», «Голгофа», «Распятие».
Тайная вечеря1861 — 1863
«Картина «Что есть истина?» была запрещена царской цензурой, которая усмотрела в ней «неуважение к личности Христа и нарушение его канонического изображения», — пишет Т.Н. Горина. — Однако далеко не полностью была удовлетворена ею и демократическая общественность, так как в те годы ряд художников уже давал прямое решение социальных вопросов на материале современной действительности».
«Тайная вечеря» как выход из творческого тупика
Из биографии Николая Николаевича Ге известно, что «Тайная вечеря» появилась в начале 1860-х годов после довольно сложного периода молчания. «Более года Ге почти не берёт кисть в руки», – свидетельствует историк искусства Наталья Зограф. Если смотреть на этот факт с высот религиозной живописи, подобное «воздержание» Ге чем-то сродни длительным посту и молитве, без которых иконописцы не брались за ответственную работу. Но у кризиса Ге были более прозаические причины. В конце 1850-х – начале 1860-х годов он, почти фанатично поклоняющийся гению Карла Брюллова, жил в итальянской столице в среде художников, которых называли «русской колонией в Риме» (а Иван Тургенев в письме из Рима Льву Толстому называл куда резче: «…дурачки, заражённые брюлловщиной»). Там Ге постепенно начинает понимать, что вот эта брюлловская романтическая отрешённость, вот эта антикизирующая традиция – они не могут больше ничего ему в творческом плане дать. Но куда двигаться и как работать дальше – Ге не представлял. И поскольку человеком он был горячим и импульсивным, то решил, что пришла пора оставить искусство. Решил – и бросил. В подавленном состоянии духа Ге уехал из Рима во Флоренцию – жизнь там в это время была значительно дешевле (а Ге, который теперь почти не получал дохода от картин, нужно же как-то было кормить семью – жену и двоих маленьких сыновей). И во Флоренции в руки Ге, который в отсутствие работы запоем читал книги, попадает «Жизнь Иисуса» немецкого историка и теолога Давида Фридриха Штрауса, стремящегося показать достоверно-исторического Христа и ставящего под сомнение сверхъестественные моменты Его земной жизни – непорочное зачатие, преображение, воскресение, вознесение, наконец, саму Его божественную природу. На Николая Ге, и раньше увлечённого внимавшего материалистическим высказываниям Герцена и Белинского и по душевному складу вполне чуждого мистике, произвело впечатление, как Штраус «разбивает всю мифологическую сторону биографии Христа». «Приехав из Рима во Флоренцию, – пишет Ге, – я… читал сочинения Штрауса и стал понимать Св.Писание в современном смысле».
Что значит «в современном смысле»? Скорее всего, на языке Ге это значит понять Евангелие не отвлечённо, не мистически, а сугубо психологически – и приблизить, таким образом, события почти двухтысячелетней давности, сделать их эмоционально понятными.
Когда Ге добрался до главы о Тайной вечере в книге Штрауса, он внезапно сообразил, что видит её героев как живых и ясно понимает их чувства и их мотивы, а также, что у него, больше года ничего не писавшего, перед глазами теперь стоит готовая картина: «Образы Христа, Иоанна, Петра и Иуды стали для меня совершенно определительны – живые, – признавался Ге, – я увидел те сцены, когда Иуда уходит с Тайной вечери, и происходит полный разрыв между Иудой и Христом… Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика-человека. Близ Него лежал Иоанн: он всё понял, но не верит возможности такого разрыва; я увидал Петра, вскочившего, потому что тоже понял всё и пришёл в негодование – он горячий человек; увидел я, наконец, и Иуду: он непременно уйдёт… Вот она картина! Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза».
Одним словом, художника настиг весьма распространённый в истории искусства парадокс, когда, образно выражаясь, он гонит Откровение в дверь, а оно «летит в окно». Он хочет избавиться от всякой мистики – но получает вполне мистическое по своей сути рождение шедевра. Он нарочито избегает всего сверхъестественного – но сила его искусства такова, что поневоле убеждает в реальности Откровения.
Портрет Н. И. Петрункевич (1893)
Героиней портрета является соседка художника по «имению» Наталия Петрункевич. Девушка изображена за чтением книги у открытого окна. Ее голова слегка наклонена. На лице отражается тихая радость не столько от содержания книги, сколько от прекрасного летнего дня. Скромная прическа, стройная фигура, строгое платье, сдержанность манер подчеркивают цветущую женственность и достоинство.
Некую загадку задает художник, выбрав фоном картины окно в сад
Автор обращает внимание зрителя на тропинку, уходящую в глубь, в темноту сада. Книга в руках девушки как бы указывает на прожитые странички жизни, воспоминания автора о них. Зеленый сад дышит свежестью
Старое уходит, новое рождается. В этой непрерывности жизни скрыта печальная, но светлая правда
Зеленый сад дышит свежестью. Старое уходит, новое рождается. В этой непрерывности жизни скрыта печальная, но светлая правда.
Образ Н. Петрункевич напоминает давний портрет Анны Петровны Ге, написанный в 1858 году. А. П. Ге умерла в 1891 году. Хуторские годы совместной семейной жизни оказались непростыми. Конечно, до толстовского накала страстей дело не доходило, так как Н. Н. Ге обладал мягким характером, а А. П. Ге была достаточно терпеливой. Однако только после смерти жены разногласия забылись и остро ощущалось сожаление о прежнем недопонимании друг друга. В одном из писем другу Ге писал: «Человек, пораженный горем, узнает смысл своей жизни». Н. Н. Ге похоронил жену в саду, под пышными кронами деревьев. Можно только предполагать, что хотел сказать художник, вглядываясь в глубь сада и представляя на холсте черты другой женщины, читающей книгу у окна в сад.
Последние годы творчества
После знакомства с Л. Н. Толстым Ге нарисовал его образ. В дальнейшем (после 1884 года) он представил публике серию религиозных сюжетов. Последней картиной художника стала работа под названием «Автопортрет». Рисунок появился за год до его смерти, которая случилась в 1894.
Ге работал разными техниками. Он использовал масло, литографический и итальянский карандаш, уголь и другие средства. В браке с Анной у него родились два сына (Николай и Петр). Эксперты полагают, что успех пришел к художнику благодаря реалистичному изображению библейских сюжетов.
Ге создал 122 картины в разных стилях (академизм, реализм, романтизм). Картины живописца можно увидеть в Третьяковской галерее, Русском и Национальном музее. Финальная работа «Автопортрет» считается одним из самых лучших произведений Ге.
Художник ужаса или о чем скажет картина «Тайная вечеря»
Николай Крымов – природа вне времени
Биография и творчество Николая Копейкина
P.S. Николай Ге (1831 — 1894) «Тайная вечеря»
«Тайная вечеря». (1863 год). Художник: Николай Ге.
«Побившись довольно на эскизах «Тайной вечери», Ге, чтобы помочь себе, вылепил всю группу из глины, нашел прекрасную точку зрения, и работа выполнения пошла успешно. Но однажды он вошел с огнем, ночью, в свою мастерскую и поставил случайно масляную лампу перед своей глиняной моделью. В поисках чего–то он отошел подальше и взглянул нечаянно на свет. Его глиняная сцена освещалась с новой, случайной точки превосходно; он был поражен ее красивым новым эффектом. Нисколько не жалея труда, он перерисовал и переписал всю картину заново, быстро и необыкновенно удачно».увлекательные истории из жизни знаменитого живописца и удивительного человека Николая Ге
Убрать с выставки!
В 1889 году на XVII выставку передвижников Ге отправляет свою новую работу «Выход Христа с учениками в Гефсиманский сад». В картине ощущается безошибочное попадание в ритм, в цвет, но главное — здесь живая ткань реальных предметов, событий и одновременно это не «обыкновенная встреча обыкновенных людей». На древние, истертые камни нисходит мертвенный лунный свет и создает ощущение одиночества — и одновременно чего-то иррационального, вневременного. Художник Михаил Врубель как-то сказал о картине: «Здесь такой лунный свет, от которого болит голова».
Христос в Гефсиманском саду. 1869-1880
Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин 16:32) — кажется, эти евангельские слова озвучивают сцену, которую запечатлел Ге. Христос стоит на крыльце после Тайной Вечери, ученики спускаются, уходят в темень сада. В том, как они идут вереницей, «звучит» ритм похоронной процессии. Приближается время последних страданий Христа.
Вся Его фигура — собранная вертикаль, Он поднимает глаза к небу, к Тому, Кто пройдет с Ним весь путь со-страдая и со-чувствуя. Но Я не один, потому, что Отец со Мною (Ин 16:32). Именно здесь Ге удалось явить извечное горнее одиночество Христа на земле. Владимир Порудоминский, историк культуры, точно почувствовал в картине это состояние: «Кажется, вот так вечно будут они уходить от Учителя, страдать, мучительно думать и …. Уходить. И так вечно будет Он стоять, напряженно выпрямившись, сказавший им последнее слово и погруженный в себя — уже не с ними».
Все, что дальше Ге напишет на евангельскую тему, породит огромный конфликт — и внутренний, и внешний, вплоть до запрета на экспонирование. Картина «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890 год) была снята с ХVIII выставки передвижников по приказу санкт-петербургского градоначальника. Затем под запрет попадает «Суд синедриона. Повинен смерти» (1892 год), которая выставлялась в конференц-зале Академии наук не для широкой публики, а для друзей и знакомых художника.
Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев высказался об этих картинах как о профанации Евангелия. «Социалист в самом неприглядном костюме и с всклокоченными волосами» — так описал Христа в картине «Что есть истина» издатель и журналист того времени Александр Суворин. Обе работы так или иначе — перепевы мотива, уже прозвучавшего в «Тайной вечере» — темы противостояния Истины Христа и правды мира сего. Однако Ге в этих работах все дальше уходит и от церковного канона, и от устоявшейся художественной традиции в изображении Спасителя. Сам Ге гордился, что он «сломал тициановского и давинчевского Христа». Речь о влиянии западной (ренессансной) традиции изображать Иисуса Христа как человека, прекрасного духом и телом. Не телесное, «языческое», навязанное христианскому идеалу, стоит воспевать, считал Ге, красота Христа есть духовная красота. Но где в его картинах дверь в этот нездешний мир духовной красоты? Большинство зрителей ее не заметили.
Многие считали, что художник сводит евангельский конфликт к социальному и философскому спору.
Впрочем, нашелся человек, который назвал картину «Что есть истина» эпохой в христианском искусстве. И это был Лев Николаевич Толстой.
Детские и юношеские годы
Мальчик временно находился в деревне, его воспитывали бабушка и няня. Отец женился во второй раз и не проявлял большого интереса к своему ребенку. Дед Осип служил прапорщиком и подписал в принудительном порядке присягу по указанию Екатерины II. Родственники привезли детей на прежнее место жительства, когда эпидемия холеры прошла.
Николай рано начал рисовать. Первыми объектами, которые он изобразил, были лошадь и архимандрит. В 1840 году Ге проживал и обучался в частном пансионе под названием «Гедуэна». Затем он поступил в Первую киевскую гимназию. Юноша рассказывал, что надзиратель подвергал ребят настоящим пыткам и наносил им физические увечья в порыве гнева.
Интересные моменты, связанные с образованием:
- После первого года обучения Николай перевелся на аналогичную специальность (математик) в Санкт-Петербурге.
- Причиной переезда стала любовь юноши к искусству. Он вдохновлялся творчеством Брюллова и хотел жить в культурном городе, где можно рассматривать восхитительные картины.
- Спустя еще один год молодой человек перевелся в Академию художеств.
Когда юноше исполнился 21 год, его кумир умер. Студентов обучали натурщики, которые хорошо знали Брюллова и передавали его наставления. Воспоминания Николая об учебе сводятся к нескольким аспектам:
- Долгое время ему приходилось рисовать Всемирный потоп, потому что других тем не давали.
- Один преподаватель правил эскизы карандашом, который не стирался;
- Главным примером искусства для него стала картина Брюллова под названием «Помпея».
Николай настолько был погружен в мир прекрасного, что решил изрисовать все стены в квартире, где он обитал. Для того времени это считалось довольно смелым поступком.
Известные картины
Творчество художника отображает религиозные мотивы и представляет миру образы великих деятелей. В своих произведениях живописец использовал пейзажи и различные сцены:
- мифологические;
- исторические;
- литературные.
У Николая Ге, картины которого заслужили высокие оценки экспертов и признание общества, накопилось богатое культурное наследие. После семилетнего обучения в Академии художеств он получил золотую медаль за работу под названием «Саул у Аэндорской волшебницы».
Картины художника, созданные в период с 1857 по 1871 год:
- «Смерть Виргинии»;
- «Любовь Весталки»;
- «Разрушение Иерусалимского храма»;
- «Тайная вечеря»;
- «Братья Спасителя»;
- «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».
Последняя работа была куплена меценатом Павлом Третьяковым и попала в его коллекцию. Публика восхищалась оригинальными произведениями Ге. Он получил звание профессора и был членом Академии художеств. Творчество Николая Николаевича условно подразделяется на три периода:
- флорентийский;
- петербургский;
- черниговский.
До 1869 года Ге рисовал евангельские сюжеты и образы натурщиков. В петербургском периоде он создавал исторические работы и портреты писателей. В числе его фаворитов оказались самые известные деятели (Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин). С 1875 года живописец зарабатывал на жизнь, выполняя портреты на заказ.
Детство и юность
Николай Ге был сыном помещика. Ребенок родился 15 (27) февраля 1831 года в Воронеже. Прадед мальчика оказался французским эмигрантом, бежавшим в Россию в 1789-м от тягот революции. Мать скончалась от холеры, когда сын был младенцем. Детям Ге повезло: крепостные крестьяне перевезли их в город под опеку бабушки. Там болезнь была не так распространена, поэтому они смогли выжить. После завершения эпидемии семья воссоединилась.
Отец практически не занимался воспитанием наследников: эта участь легла на плечи бабушки и няни. Старшие ребята интересовались точными науками, в то время как Николай питал страсть к художественному творчеству. Детство он провел в деревне. Затем был отдан на воспитание в частный пансион Гедуэна, расположенный в Киеве, а спустя год стал учеником Первой киевской гимназии.
Автопортрет Николая Ге
Здесь творческие способности и приверженность юноши к живописи заметили педагоги. После выпуска из учебного заведения в 1847-м Николай прислушался к рекомендациям отца и поступил в Университет Святого Владимира, где приобщился к точным наукам.
Решив сменить ход биографии, Ге переехал в Петербург, где жил старший брат. Молодой человек боялся ослушаться отца и посвятить себя искусству, хотя втайне лелеял эту мечту. Ему пришлось продолжить обучение в Санкт-Петербургском императорском университете. Параллельно с получением образования Николай посещал Эрмитаж и занимался живописью. В 1850 году грезы начинающего мастера все же стали явью. Он стал студентом академии художеств и подопечным Петра Басина.
Будучи поклонником Карла Брюллова, Ге погружался в изучение азов, копируя художественные приемы, присущие произведениям кумира. В 1854-м он написал «Суд царя Соломона», а спустя год студента наградили Малой золотой медалью за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла». Выпускным проектом Ге стало полотно «Саул у Аэндорской волшебницы», принесшее Большую золотую медаль и привилегию поездки в Европу, финансируемой учебным заведением.
Молодость художника
Студент жил скромно и не мог позволить себе каких-то излишеств. Он продавал свои картины чиновникам и вел уроки рисования, получая небольшую оплату. Мужчина хотел попасть в Эрмитаж, но у него не было фрака (в обычной одежде тогда в музей не пускали).
Николай проживал в квартире вместе со студентами, которые тоже находились в затруднительном финансовом положении. Юноша часто помогал им, хотя ему самому не хватало средств на комфортную жизнь. Однажды Ге — художник, который мечтал об Эрмитаже, — смог накопить денег на фрак.
С тех пор он повышал свое мастерство в музее, но часто туда ходить не мог. Сердобольный студент разрешал товарищам носить приобретенный фрак. Парни надевали его по очереди и посещали Эрмитаж.
Факты, связанные с личной жизнью:
- Ге влюбился в сестру друга;
- венчание проходило в селе Монастырище;
- на свадьбе жених подарил невесте книгу.
Николай читал письма, которые приходили приятелю. Ему понравился стиль изложения Анны (так звали девушку). Они стали вести переписку. Спустя несколько месяцев художник решил, что им нужно пожениться. Когда состоялось венчание, Николаю исполнилось 25 лет. Возлюбленная была на год младше его.
Последние статьи
-
Как молодой российский актёр Илья Артамонов помог задержать преступника-стрелка из МФЦ: Настоящий герой боевика сегодня, 10:37 -
Из-за чего звезда «Comedy Woman» Екатерина Варнава подвергалась травле, и за что ее осуждали родители и поклонники сегодня, 09:13 -
Почему бисер называли слезами молодых красавиц, а изделия из него ценили на вес золота 8.12.2021, 23:34 -
Каким был казак-«налоговик» и первооткрыватель Сибири Семен Дежнев, которого жена-якутка ждала 20 лет 8.12.2021, 21:45 -
Как Николай I боролся с просвещением, почему преследовал интеллигенцию и кто такие петрашевцы 8.12.2021, 18:53 -
Кто придумал логотипы Олимпийских игр в Токио, бренда Nikon и заставил весь мир полюбить японский дизайн 8.12.2021, 17:40 -
Знаменосцы Рейхстага, о которых забыли, или Почему в историю вошли только Егоров и Кантария 8.12.2021, 15:50 -
Как русские цари с похмельем после пиров боролись и причем тут валенки 8.12.2021, 13:48 -
О чём мечтал актёр, ставший главной Бабой Ягой Советского Союза, и что так и не сбылось: Георгий Милляр 8.12.2021, 11:53 -
Как сложились судьбы 10 самых известных игроков в КВН, и чем они занимаются сейчас 8.12.2021, 10:22
Все статьи
Портреты художника
С портретами художника дети среднего и старшего школьного возраста знакомы из учебников литературы.
Н. Н. Ге писал портреты тех, кого хорошо знал. Все его портреты создавались для друзей и близких знакомых в подарок. В них отражены некие дружественные и личные отношения. В те годы, когда художник жил на Васильевском острове, к нему в гости захаживали знаменитые литературные деятели: Некрасов, Салтыков, Тургенев, Кавелин, Костомаров… Во время сеанса Ге непременно общался с моделью.
О портрете писателя Л.Н. Толстого Ге сказал:
В России этот портрет стал очень известен сразу же после написания. По нему «представляли» Толстого. Все, кто впервые посещал Ясную Поляну, говорили о писателе: «Передо мной был портрет Ге».
Лишь один из его портретов был заказным. Это портрет адмирала А. И. Панфилова, участника обороны Севастополя.
Для Ге семья и связь поколений была очень дорога.
Однако жизнь семьи редко встречается в работах художника. Анну Петровну он писал лишь в начале их брака. В 1889 году художник написал «Портрет Николая Ге, внука художника». Внуку Николаю дедушка однажды подарил дорогой ему стакан, из которого он ровно полстолетия пил чай и который достался художнику от его бабушки.
Мое отношение к художнику сформировано в процессе знакомства с его жизнью и творчеством. Перед таким редким человеком стоит снимать шляпу. У него особый взгляд на мир: он извинял людские грехи, искал и объяснял причины их возникновения, сеял в людях милосердие и всепрощение… С детства в нем родилось чувство благодарности за доброту, сочувствие к чужим страданиям и стремление к справедливости. По воле судьбы ребенком он получил материнскую любовь от совершенно чужого человека – няни. Художник испытывал огромную любовь к семье, друзьям и незнакомым людям.
Николай Николаевич Ге писал:
Уважаемый читатель! Как вы считаете, какое значение для художника имеет идея всепрощения?
Портрет писателя А. И. Герцена (1867)
Н. Н. Ге мечтал о встрече с писателем А. И. Герценом после знакомства с И. С. Аксаковым, которое состоялось на пароходе, следующим из Генуи в Ливорно в 1857 году. Аксаков возвращался после встречи с Герценом. Тогда в душе художника зародилась идея написать портрет А. И. Герцена.
Н. Н. Ге долго планировал и часто откладывал поездку в Лондон. В 1867 году писатель приехал во Флоренцию и без предупреждения явился в гости к Н. Н. Ге. Портрет был написан за пять сеансов.
Герцен нашел портрет «rembrandtisch» (близким к рембрандтовским работам).
Писатель изображен выступающим из темноты. Его одежда представлена темнее самого фона картины. Не расчёсанная борода почти полностью закрывает белый воротничок. Густые с проседью волосы небрежно, наспех зачесаны назад. Лицо героя освещено. На высоком лбу видны глубокие морщины
Внимание зрителя приковывает пронзительный многозначительный взгляд героя, полный боли и надежды. В нем как будто отражена жизнь России. Крупная цепочка от часов сходна с цепью, которую носят арестанты
Крупная цепочка от часов сходна с цепью, которую носят арестанты.
Позже критик Стасов сказал о портрете:
«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)
С выходом в свет шестого тома «Истории Петра» профессора Н. Г. Устрялова в 1859 году, Ге имел возможность обстоятельно подготовиться к своей работе. Позже художник признался:
Одного знакомства с историческими материалами было недостаточно. Увлеченный темой, Ге посетил «увеселительный дворец Петергоф», где полтора столетия назад шел тайный допрос царевича Алексея. Художник перенес весь дух петергофской комнаты на свое полотно.
Царь сидит в полуоборот и смотрит исподлобья на «непотребного» сына. На лице отца усталость и презрение. Для Петра I происходящее событие закономерно. Он сам сделал из родного сына врага, заточив его мать в монастырь.
Царевич Алексей смотрит себе под ноги. В этом взгляде читается страх и ненависть к отцу. Должно быть он не раз так стоял перед «батюшкой» в детстве, допустив очередную оплошность.
На столе и на полу лежат показания любовницы царевича, «девки Ефросиньи», разродившейся младенцем в Петропавловской крепости.
Формальный допрос окончен и уже сказаны жестокие слова, но стала еще сильнее отчуждённость между отцом и сыном.
Геометрический узор скатерти, спадающей со стола, «клетчатый» плиточный пол довершают ощущение скованности и непреодолимости рубежа между героями картины.
После представления полотна на Первой передвижной выставке газеты шумели восторженными и гневными рецензиями.
Семья Ге Николая Николаевича
Будущий художник появился на свет 27 февраля 1831 года в Воронеже. Семья помещиков находилась на тот момент в Черниговской губернии, расположенной около хутора Ивановского. Прадед мальчика (Матвей Ге) был французом, эмигрировавшим в Россию в конце XVIII века.
Известные факты об отце (Николае Осиповиче):
- Воевал против Наполеона в 1812 году;
- Он настоял на том, чтобы сын учился на математическом отделении;
- Мужчина периодически срывал злость на няне, которая воспитывала ребенка. Маленький мальчик замечал на теле женщины синяки.
Елена Садовская (мать) умерла от холеры, когда ребенку еще не исполнилось 4 месяца. Помимо Николая у нее было еще несколько сыновей. Крепостные увезли детей к бабушке (Дарье Коростовцевой), чтобы избежать заражения инфекцией, которая распространялась на местности.
Илья Репин (1844 — 1930)
Илья Ефимович Репин. Фото из архива художника.
Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в «Пенатах» в феврале-марте 1914 года. Из фотоархива художника.
«Царевна Софья Алексеевна». (1879 год). Холст, масло. Размеры: 204,5 х 147,7. Третьяковская галерея. Художник: Илья Репин. / Кухарка в позе царевны Софьи Алексеевны. Фотография И.Е.Репина. Конец 1870-х.
Валентина Серова, Мать художника В. Серова, послужившая прототипом образа на картине Репина «Царевна Софья Алексеевна». (1879 год).
«Я гляжу в эту минуту на Ваши две фотографические карточки и говорю точно с Вами, а потом припомните, не обещали ли Вы мне чего-то? А обещали посидеть для портрета…»
«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903 год). Государственный русский музей. Художник: Илья Репин.
Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник.