Изучение новой истории запада в россии (вторая половина xix — начало xx в.)

Вопросы и задания

  1. Первую половину XIX в. характеризуют как время зарождения освободительного движения. Как вы понимаете значение этого термина? Почему возникло освободительное движение?
  2. Какое место идеи декабристов занимают в истории русской общественной мысли?
  3. Что общего во взглядах западников и славянофилов, в чём их различия?
  4. Почему возникает консервативное направление в русской общественной мысли? В чём вы видите ценность идей консерваторов?
  5. Обсудите в классе, какие идеи общественно-политической мысли России первой половины XIX в. сохраняют своё значение для современности.
  6. Напишите эссе на одну из тем: «Правительство, не согласное с желанием народа, всегда виновно; ибо в здравом смысле закон есть воля народная» (П.Г. Каховский); «…Только с каменным сердцем и духом зла, ослеплённым умом можно делать революции и смотреть хладнокровно на падающие невинные жертвы» (декабрист А.П. Беляев); «Декабристы всегда интересны и вызывают самые серьёзные мысли и чувства» (Л.Н. Толстой).

Консервативно-монархическое направление общественной мысли

Во время правления Николая I оформляются три направления общественной мысли:

  • официальное (консервативно-монархическое);
  • либеральное (взгляды славянофилов и западников);
  • революционно-демократическое.

Главная идея консервативно-монархического направления отразилась в знаменитой фразе С.С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Согласно высказыванию Россия является самобытной страной, в основе бытия которой лежат самодержавие, православие, народность. Консерваторы полагали, что необходимо укреплять сословную систему, в которой дворянство занимало главенствующее место. А крепостное право является благом для народа и государства.

«Консерваторы, западники и славянофилы»

Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Славянофилы и западники

В полемике о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество. Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829—1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.

Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник». По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.

Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм» впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими, потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Таблица «Консерваторы, западники и славянофилы»

Конспект урока по Истории России «Консерваторы, западники и славянофилы».

Следующая тема: «Начало промышленного переворота».

Давайте обсудим

В исторической литературе имеются различные взгляды на сущность движения декабристов. Какая из точек зрения на этот вопрос вам кажется наиболее обоснованной и почему?

Первая точка зрения была сформулирована в официальной историографии XIX в. Декабристское движение рассматривалось как мятеж небольшой группы молодых людей, совершённый под влиянием западных идей. При этом солдат вовлекли в него обманом (М.А. Корф).

Сторонники иной точки зрения видели в декабристах продолжателей начинаний императора Александра I. Целью декабристов было проведение либеральных реформ (они мечтали о конституции, представительном правлении, об отмене крепостного права). Революционерами декабристы стали поневоле — отказ власти от проведения преобразований не оставил им другого выхода (А.Н. Пыпин, С.Ф. Платонов, Я.А. Гордин).

В советской историографии декабристов считали первыми российскими революционерами, которые сознательно выступили против самодержавия. Декабристы разработали прогрессивную политическую программу установления буржуазного общественного устройства. Они первые взяли на вооружение революционные методы борьбы. Основная проблема движения декабристов заключалась в их оторванности от народа (В.И. Ленин, М.В. Нечкина).

«Основные начала финансовой политики»

Значение науки о финансах не столько в досужих спорах, а в том, что финансы в современном Янжулу обществе (в период бурной дореволюционной индустриализации!) оказываются важнейшим показателем состоятельности общей экономической политики. «Состоянием финансов в настоящее время измеряется самое могущество государств, — пишет Янжул, — не в солдатах их главная сила, а прежде всего в тех имущественных средствах, которыми они могут располагать в данную минуту; финансы являются мерилом благосостояния страны, мерилом цивилизации». Янжул подробно остановился на нуждах учета финансов, писал о значении статистики и подробнейшим образом изложил теорию и практику управления государственными имуществами и регалиями, описал сложности сбора и использования податей и налогов. Книга была снабжена темами и задачами для практических упражнений по финансовому праву. Систематическое изложение основ финансовой политики вызвало широкое признание труда Янжула, Академия наук наградила автора премией А. Грейга, избрав его в члены-корреспонденты.

После выхода «Основных начал финансовой политики» Янжула стали причислять к сторонникам историко-этической школы, а иногда даже называли приверженцем государственного социализма. Вряд ли Янжула можно всерьез считать социалистом, но сторонником широкого вмешательства государства в экономическую жизнь он был. Если вспомнить о взглядах одного из лидеров историко-экономической школы Г. Шмоллера, полагавшего, что политическая экономия из «голого учения о рынке и обмене» должна превратиться в детальное описание фактического хозяйственного поведения, то Янжула можно видеть в числе сторонников такой точки зрения. Уместно вспомнить хотя бы статью Янжула «Экономическое значение честности (забытый фактор производства)».

Противостояние в литературе

Как отмечают современные исследователи, именно из-за этой веры в литературе 2 половины 19 века рождался гражданский пафос борьбы за какую-нибудь идею, которая могла сыграть важную роль в преобразовании страны, отправить всю страну по тому или иному пути. 19 век был веком максимального развития отечественной критической мысли. Поэтому выступления в печати критиков того времени вошли в анналы русской культуры.

Известное противостояние, которое наметилось в истории литературы в половине 19 века, обозначилось между западниками и славянофилами. Эти общественные течения возникли в России еще в 40-х годах XIX столетия. Западники выступали за то, что с реформ Петра I началось истинное развитие России, а в будущем необходимо следовать по этому историческому пути. При этом ко всей допетровской Руси они относились с пренебрежением, отмечая отсутствие достойной уважений культуры и истории. Славянофилы выступали за самостоятельное развитие России независимо от Запад.

Как раз в те времени среди западников популярным стало весьма радикальное движение, которое было основано на учении утопистов с социалистическим уклоном, в частности, Фурье и Сен-Симона. Самое радикальное крыло этого движения рассматривало революцию в качестве единственного способа что-то изменить в государстве.

Славянофилы, в свою очередь, настаивали, что история России не менее богата, чем западная. По их мнению, западная цивилизация страдала от индивидуализма и безверия, разочаровавшись в духовных ценностях.

Противостояние между западниками и славянофилами наблюдалось и в русской литературе 2 половины 19 века, а особенно в критике по отношению к Гоголю. Западники считали этого писателя основоположником социально-критического направления в отечественной литературе, а славянофилы настаивали на эпической полноте поэмы «Мертвые души» и ее пророческом пафосе. Помните, что критические статьи играли большую роль в отечественной литературе 2-ой половины 19 века.

Книги о книгах

Любовь Янжула к книгам выразилась в идее, что распространять книжные знания нужно не только через библиотеки, но и через специальные научные указатели, советующие широкой публике достойные внимания научные труды. Руководствуясь древним принципом non multa, sed multum («дело не в количестве, а в качестве»), Янжул стал составителем «Книги о книгах», то есть толкового указателя для выбора книг по важнейшим отраслям знаний для самостоятельного обучения. Но на этом он не остановился.

Одним из важных проектов Янжула, получивших всероссийскую известность, стал так называемый «Расширенный университет» (по аналогии с английским опытом в Кембридже — University Extension). Суть проекта состояла в попытке оторваться от исключительно переписки с желающими получить знания заочно, по так называемым силлабусам (программам чтения для освоения разных дисциплин) и перейти к широкой практике публичных лекций. Знаменитыми стали публичные лекции Янжула «Великаны промышленности» и «Миллионы и что с ними делать?». К этой идее присоединились многие общественные деятели рубежа XIX–XX вв. Стали организовывать выезды известных столичных профессоров в губернские города. И хотя для такой практики существовали очевидные препятствия как финансовые, так и административные — успех, тем не менее, был большой.

В 1895 г. Янжул был избран ординарным академиком по историко-филологическому отделению (политическая экономия и наука о финансах), вскоре после избрания переехал из Москвы в Санкт-Петербург, что предусматривалось правилами академии того времени. В Петербурге Янжул взялся за редактирование экономического и политического отделов в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», сам написал ряд статей по финансовым вопросам. И стал публиковать свое значительное мемуарное наследие.

Постепенно здоровье Янжула ухудшалось, прогрессировала глухота, и он сильно переменился — превратился из «души кружка» в нелюдимого старика. Весной 1914 г. Янжул с супругой отправился на лечение в Германию. Вскоре же после объявления войны от пережитых волнений скончался в Висбадене, где и похоронен.

Революционное направление общественной мысли

Под влиянием идей декабристов развивалось революционное направление. Однако уже к 1840-м годам характер революционной мысли претерпел существенные изменения. Тайные организации в основном имели просветительский характер. Складывались группы, изучавшие отечественные и зарубежные политические произведения. В начале 1850-х годов была разработана теория «русского социализма». Согласно Герцену, Россия имела перед европейскими странами ряд преимуществ. Он считал, что отмена крепостного права и наделение крестьян землей приведет к социализму.

В ранние годы Герцен полагал, что Россию необходимо «звать к топору». Однако впоследствии он сделал вывод, что стране нужен не «топор», а «метла». Он рассмотрел опасность «крестьянской революции», которая в России приняла бы форму все разрушающего бунта, и рассчитывал только на радикальные реформы, проводимые под давлением общества: ликвидация крепостничества, сохранение общины и раздача земли крестьянам без выкупа; введение гражданских свобод и демократического правления.

От идеологической работы участники революционно-демократического движения перешли к практике. В Лондоне Герцен издавал газету «Колокол», в которой обосновывал теорию «русского социализма» и критиковал русскую действительность. Бакунин принимал участие в европейских революциях 1848–1849 годов, стал членом Первого Интернационала, разработал теоретическую базу анархизма, создал ряд революционных организаций.

Славянофилы и западники

В 1840-х годах возникли два общественных течения — славянофилы (А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, братья И.В. и П.В. Киреевские) и западники (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, Н.А. Некрасов). Западники видели в реформах Петра I начало исторического развития России, а в следовании европейским традициям — её верный путь. К допетровской Руси они относились скептически, считая отсутствие богатой древней истории преимуществом России: залогом быстрого усвоения прогрессивных идей Западной Европы.

В эти годы в среде западников зарождается радикальное движение, основанное на учении французских социалистов-утопистов — Сен-Симона и Фурье. На квартире М.В. Буташевича-Петрашевского собирается политический кружок, в который входят молодые люди, увлечённые социалистическими идеями. Эти собрания посещают и писатели, многие из которых позднее пересмотрят своё отношение к петрашевцам, — Ф.М. Достоевский, А.Н. Майков, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.

Социалисты-утописты главное социальное зло видели в неравенстве, в искажённом общественном устройстве. Выход же, по их мнению, заключался в перевоспитании господствующего сословия. Наиболее радикально настроенная часть этого движения рассматривала в качестве единственно возможного пути социального преобразования — революцию.

В основу славянофильской программы реформирования России легли идеи самостоятельного, независимого от Запада пути развития страны с не менее богатой историей, чем европейская. «Унаследованный с православного Востока и укоренившийся в глубинных слоях национальной жизни особый, далеко не похожий на западный, цельный тип мышления славянофилы считали бесспорным достоинством русской культуры, требующим своего развития и совершенствования», — пишет современный учёный Ю.В. Лебедев. Усвоение достижений западной цивилизации славянофилы принимали лишь в той мере, в которой это не противоречит основам русской культуры. И если Запад заботу о человеческой жизни направляет к улучшению внешних обстоятельств, то православная Россия призывает прежде всего к нравственному совершенствованию человека. Европейская цивилизация, по мнению славянофилов, страдает духовной болезнью безверия, индивидуализма, обожествления человека и разочарования в духовных ценностях.

Расхождение во взглядах на судьбу России между западниками и славянофилами выразилось и в тех разных оценках, которые давали представители того и другого философского течения творчеству Н.В. Гоголя. Западники видели в этом писателе родоначальника социально-критического направления в русской литературе, славянофилы же подчёркивали особый элемент художественного миросозерцания автора «Мертвых душ» — эпическую полноту и высокий пророческий пафос. Однако и теми, и другими бесспорным признавалось плодотворное влияние Гоголя на развитие русской литературы.

Боткин в эстетической критике

Особое место среди создателей эстетической критики принадлежит Боткину. В 1850-е он пишет не только о русской литературе (статья «Стихотворения А.А.Фета» в первом номере «Современника» за 1857), но и о словесности европейских стран, а также о живописи и музыке (программная статья «Об эстетическом значении новой фортепианной школы» Отечественные записки. 1850. No I). На основании сравнительного анализа различных видов искусства Боткин приходит к выводу, что литературное произведение никак не связано с внешней реальностью, не отражает ее непосредственно, не может быть вписано в борьбу партий, идеологий. Наиболее совершенным воплощением фундаментальных особенностей искусства в рамках литературы, по Боткину, является лирическая поэзия. Так, Фет в своих стихотворениях стремится выразить мимолетные, ускользающие движения души и состояния природы, следовательно, аналитические разборы его текстов не могут быть построены согласно строгим законам логики: необходимо непременно учитывать момент безотчетного, интуитивного творчества, лежащий, впрочем, в основании всякого подлинного искусства. Выводы Боткина (как и других основателей эстетической критики) полемически заострены против построений Чернышевского, содержащихся в его магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности (1855). Опыт «исторического» и «эстетического» подхода к истолкованию и оценке литературного произведения был обобщен A.Григорьевым при создании им концепции «органической критики». По Григорьеву, оба подхода страдают известной ограниченностью, не дают возможности судить о литературе в ее природной целокупности и полноте.

Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный спор с точки зрения выбора не только будущего России, но и ее устоев и традиций. Это не просто выбор к какой части цивилизации относится то или иное общество, это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство». Однако корни противостояния этих взглядов и сам конфликт не удастся ограничить только XIX веком. Для понимания ситуации, а также влияния идей на сегодняшнее общество следует немного углубиться в историю и расширить временной контекст.

Нигилизм

Одной из особенности литературы 2 половины 19 века стал нигилизм. В нем почвенники видели одну из главных угроз для настоящей действительности. Нигилизм был очень популярен среди разных слоев русского общества. Он выражался в отрицании принятых норм поведения, культурных ценностей и признанных лидеров. Моральные принципы при этом подменялись понятиями собственного удовольствия и пользы.

Самое яркое произведение этого направления — роман Тургенева «Отцы и дети», написанный в 1861 году. Его главный герой Базаров отрицает любовь, искусство и сострадание. Им восторгался Писарев, который был одним из главных идеологов нигилизма.

Влияние зарубежной литературы

Зарубежная литература 2 половины 19 века оказывает заметное влияние на отечественных писателей и поэтов.

В это время в зарубежной литературе царят реалистические романы. В первую очередь это произведения Бальзака («Шагреневая кожа», «Пармская обитель», «Евгения Гранде»), Шарлотты Бронте («Джейн Эйр»), Теккерея («Ньюкомы», «Ярмарка тщеславия», «История Генри Эсмонда»), Флобера («Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», «Саламбо», «Простая душа»).

В Англии в то время главным писателем считается Чарльз Диккенс, его произведениями «Оливер Твист», «Записки Пикквикского клуба», Жизнь и приключения Никласа Никклби», «Рождественская песнь», «Домби и сын» зачитываются и в России.

В европейской поэзии настоящим откровением становится сборник стихов Шарля Бодлера «Цветы зла». Это произведения знаменитого европейского символиста, вызвавшие целую бурю недовольства и возмущения в Европе из-за большого количества непристойных строк, поэта даже оштрафовали за нарушение норм морали и нравственности, сделав сборник стихов одним из самых популярных в десятилетии.

В сознании людей — читателей и критиков — 19 века литература наделялась важной ролью в общественной жизни. Чтение было не развлечением, не формой проведения досуга, а способом познания действительности

Для писателя же творчество становилось актом духовного и гражданского служения обществу, он верил в действенную силу художественного слова, в возможность с его помощью возвышать человеческую душу, образовывать ум и влиять на общественно-политическую обстановку.

Из этой веры рождался пафос борьбы за ту или иную идею преобразования страны, тот или иной путь развития русской жизни и литературы. 19 век стал временем расцвета русской критической мысли. Печатные выступления лучших критиков вошли в золотой фонд русской культуры и подтвердили высокое звание критики как особого вида литературы.

Движение декабристов

Определение 1

Декабристы — это участники антиправительственного движения в России, члены тайных обществ 1810-х — начала 1820-х годов, организовавшие на Сенатской площади восстание 14 декабря 1825 года.

Основу общественного движения составляли дворяне. Они понимали, сохранение крепостничества и самодержавия могут привести страну к гибели. Положение Российской империи не давало экономике возможности развиваться

Еще одной важной причиной было разочарование Александра I в либерализме. В 1815—1825 годах император создал военно-политический режим

Мощным фактором была Отечественная война 1812 года и долгое пребывание русской армии в Западной Европе. Декабристы понимали, что народ, освободивший Россию от Наполеона, достоин лучшей жизни, и что крепостное состояние крестьянства необходимо отменить. История декабризма началась в 1810—1811 годах, когда в гвардейских полках стали появляться офицерские артели. Самым первым тайным обществом был «Союз спасения», состоявший из 30 человек. Общество наметило задачи движения: ликвидация абсолютистской формы правления и крепостного права.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

В 1818 году «Союз спасения» был реорганизован в «Союз благоденствия», который ставил целью воспитание общественного мнения, которое смогло бы принять преобразования. Эту идею изложили в уставе — «Зеленой книге». «Союз благоденствия» распустили в 1821 году, а вместо него появились Северное и Южное тайные общества, которые начали подготовку военного переворота. Программным документами обществ стали «Конституция» Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля. По «Русской правде» Россия должна была стать республикой по форме правления и унитарным государством по форме государственного устройства. Согласно «Конституции» Россия превратилась бы в конституционную монархию по форме правления и в федерацию по государственному устройству. Переворот был запланирован на лето 1826 года, однако в ноябре 1825 года умер Александр I. Престол занял его младший брат Николай. Члены Северного общества решили организовать выступление в момент присяги солдат Николаю. Событие произошло 14 декабря 1825 года. Днем ранее был принят «Манифест», провозгласивший ликвидацию сословного неравенства и отмену крепостного права. Восставшие не сумели реализовать план восстания, их разогнали картечью. Спустя две недели власти разгромили выступление Черниговского полка. Расследованием руководил сам Николай I. Пятерых организаторов и участников восстания приговорили к казни, остальных сослали в Сибирь.

Фабричный инспектор — взгляд извне

В министерстве финансов, курировавшем создание фабричного инспектората, Янжул был известен по деятельности «Саблинской» комиссии, инициированной московским губернатором князем В. А. Долгоруковым «для осмотра фабрик и заводов в Москве». В первом выпуске «Трудов комиссии» Янжул опубликовал перевод английских фабричных законов с пояснениями, исследование об инспекторате в Швейцарии и Англии и об ответственности хозяев за несчастия с рабочими. Также Янжул выступил в 1882 г. в «Отечественных записках» со статьей о труде малолетних и женщин. Печатными трудами он был известен многим, в том числе и министру финансов Н. Х. Бунге. Янжул с некоторым позерством вспоминал, что на первой личной встрече Бунге отметил: «Мне хорошо известны все ваши труды по рабочему вопросу, и мы должны просить вашего извинения, что, — как он выразился, — вас несколько обобрали по этому предмету». По мнению Бунге, всегда чрезвычайно важен «в каждом новом учреждении первый состав служащих, который, так сказать, служит прецедентом и образцом для будущего». Первый «призыв» фабричных инспекторов вышел поистине образцовым, но немногочисленным.

И в этом деле Янжулу помогли научный подход и публичность. Он не просто изучал научную проблему, а пытался донести до общества мнение о пользе конкретного знания. В 1884 г. Янжул представил на суд широкой публики первый опыт создания и публикации отчета о деятельности фабричной инспекции по надзору за малолетними — книгу «Фабричный быт Московской губернии». Отчет содержал сведения о малолетних, характеризовал общее положение рабочих и давал некоторые замечания о промышленности в целом. Особую ценность отчету придавали авторские отзывы и впечатления. Живость изложения, а часто и неприглядность картины фабричной жизни, изображенная Янжулом, впечатлила современников. «Фабричный быт» широко обсуждался в журнальной прессе. За свой труд Янжул был награжден золотой медалью Императорского географического общества. Впоследствии при создании программы отчетов на 1885 г. главный фабричный инспектор Я. Т. Михайловский указывал на «Фабричный быт» Янжула «как на образец отчета», заложивший основы программы сбора промышленной статистики в России.

С выходом нового закона «О найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» (3 июня 1886 г.) Янжул решил покинуть инспекторат и вернуться полностью к профессорским делам, так как посчитал, что добился максимума из возможного. Если для фабричной инспекции это было потерей, то для финансовой науки это было удачей.

«Натуральная школа»

В 1840-х годах выросла плеяда художников слова, творчески развивавших достижения старшего современника. Группа писателей, сплотившихся вокруг Белинского, получила название «натуральной школы». Главным объектом изображения в их творчестве стали «непривилегированные» сословия (дворники, мастеровые, ямщики, нищие, крестьяне и т.д.). Писатели стремились не только дать слово «униженным и оскорбленным», отразить их быт и нравы, но и под социальном углом зрения показать всю огромную Россию. В это время популярным становится жанр «физиологического очерка», в котором с научной строгостью, доскональностью и фактографической точностью описываются различные социальные слои российского общества (лучшие очерки были написаны Н.А. Некрасовым, В.И. Далем, И.И. Панаевым, Д.В. Григоровичем, И.С. Тургеневым, Г.И. Успенским, Ф.М. Решетниковым и др.).

Драматургия

Вторая половина XIX столетия — время развития национальной и самобытной драматургии

Авторы пьес активно используют фольклор, уделяют внимание крестьянскому и купеческому быту, отечественной истории, языку, на котором говорит народ. Часто можно встретить произведения, посвященные социально-нравственной проблематике, в них романтизм сочетается с реализмом

К таким драматургам относится Алексей Николаевич Толстой, Островский, Сухово-Кобылин.

Многообразие стилей и художественных форм в драматургии привело к возникновению в самом конце столетия ярких драматических произведения Чехова и Льва Николаевича Толстого.

Зарождение русского социализма

К 30-40-м гг. XIX в. относится зарождение и распространение идей социализма в российском обществе.

Возникновение социалистических идей связано с утверждением в Европе капитализма. На ранних стадиях развития для капитализма были характерны безудержная погоня за прибылью, жёсткие формы эксплуатации рабочих. Всё это подтолкнуло к поиску нового общественного идеала, предполагающего создание справедливого общества: без богатых и бедных, с новым типом отношений между людьми, основанных на принципах солидарности, взаимной помощи, раскрытия способностей личности.

Вспомните, в каком учении нашёл своё воплощение такой общественный идеал. Назовите имена основных представителей этого течения.

В России к социалистическим идеям одним из первых обратился А. И. Герцен.

По своим убеждениям А.И. Герцен был сторонником республиканского образа правления и демократического устройства общества. В 1847 г. Герцен уезжает в Европу и впоследствии переходит на положение политического эмигранта. Он стал свидетелем революции 1848 г. во Франции. Наблюдения за жизнью Европы породили у него разочарование в западном буржуазном строе. «Мещанство», так Герцен называл буржуазию, оказалось неспособным построить справедливое общество. Перспектива построения на Западе социалистического общества отодвигалась.

Возможность перехода России к социализму, минуя капитализм, Герцен видел в сохранении крестьянской общины с её коллективным трудом, уравнительным распределением земли, самоуправлением. Наличие в стране предпосылок для построения социализма не снимало, по мнению Герцена, задачи привнесения в Россию западных начал, например для создания условий развития личности и утверждения демократических форм правления. Идеи А. И. Герцена способствовали возникновению такого общественного течения, как народничество.

Либеральное направление общественной мысли

Главной формой распространения либеральных идей стали кружки, из которых сформировались основные течения — славянофильство и западничество.

Представители течений не признавали революционных методов переустройства страны. Упор они делали на общественное мнение и готовность государственной власти к проведению преобразований. Спорным вопросом являлся исторический путь России.

Определение 2

Западничество — сложившееся в 1830—1850-х годах направление философской и общественной мысли.

Западники полагали, что Россия и страны Европы развиваются по одним законам в одном направлении, но Россия отстает. Поэтому главной задачей государства является сокращение этого отставания до минимума. Для решения проблемы необходимо отменить крепостное право, ввести конституционную форму правления, провести военную и судебную реформы. Идеалом течения служил Петр I.

Определение 3

Славянофильство — это религиозно-философское и литературное течение общественной мысли России, оформившееся в 1830 — 1840-х годах и ориентированное на раскрытие самобытного пути России, её важнейших типовых отличий от Европы.

Славянофилы к личности Петра I относились негативно. Они полагали, что он переломил самобытность России. С их точки зрения, до Петра I в России не было классовой борьбы и социальных конфликтов. В программу славянофильства входило решение таких вопросов, как отмена крепостничества, восстановление связи самодержавной властью и народа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: