«нет наградных листов»: школьник добивается награждения орденом мужества погибшего во время вов лётчика

«нет наградных листов»: школьник добивается награждения орденом мужества погибшего во время вов лётчика

Пропавший без вести

Ранее RT рассказывал, как дедушка и внук добиваются посмертного награждения орденом Мужества лётчика Александра Мочалова. 

Согласно архивным данным, представленным на интернет-портале «Память народа», лётчик Александр Борисович Мочалов родился в 1917 году в Кировской области. На военную службу Мочалов поступил в 1938 году.

Когда началась война, он был командиром звена в 55-м истребительном авиаполку (позднее стал 16-м гвардейским истребительным авиаполком) 20-й смешанной дивизии. В том же полку служил будущий лётчик-ас Александр Иванович Покрышкин, и Мочалов был его ведомым.

«Мы вместе ходили на штурмовку за Днестр. Над целью его самолёт подбили вражеские зенитки. Он развернулся на обратный курс», — писал Покрышкин.

Уже возвращаясь, лётчик увидел на земле самолёт Мочалова и его самого. Покрышкин хотел забрать его, но не смог найти место для посадки.  

«Как только я начал снижаться, он взмахами рук просигналил мне не садиться здесь и лететь на восток. Убедившись ещё раз, что в селе, к которому шёл лётчик, стоят наши, я полетел домой. Но Мочалов в часть не возвратился. Что с ним случилось, где он теперь — не знаю. До сих пор не могу простить себе, что не сел тогда и не вывез его», — отметил он.

Житель села Михаил Стрельчук со слов матери рассказал RT, что именно его бабушка и дедушка Анастасия и Георгий Грибенча нашли погибшего лётчика на своём поле, похоронили его и долгое время ухаживали за могилой.

В 1983 году местные жители добились перезахоронения Мочалова у школы, на его могиле школьников принимали в пионеры и в комсомол.

На могилу лётчика неоднократно приезжали его мать и жена. В 2005 году местные жители на собственные средства установили Мочалову памятник в центре села. При этом официально пилот продолжал числиться без вести пропавшим.

Подвиг пилота

Согласно архивным данным, Александр Борисович Мочалов родился в 1917 году. При этом существуют разные данные о его месте рождения — одни документы свидетельствуют, что он родился в Новосибирске, а в других утверждается, что в деревне Большие Одинцы Черновского района на территории современной Кировской области. Сейчас ни этой деревни, ни района уже не существует. На службу Мочалов поступил в 1938 году из Кировоградской области, где у него осталась жена. Когда началась война он был командиром звена в 55-ом истребительном авиаполку (позднее стал 16-м гвардейскии истребительным авиаполком) 20-ой смешанной авиадивизии. 

В этом же полку служил будущий лётчик ас Александр Иванович Покрышкин, и Мочалов был его ведомым.

Уже после войны, в своих мемуарах «Небо войны» Покрышкин вспоминал о подвиге Мочалова: 

«…Когда я смотрю на русоволосого крепкого Сашу Мочалова, мне вспоминается его однофамилец, пропавший без вести в начале войны. Я хорошо помню этот последний для него вылет на боевое задание. Мы вместе ходили на штурмовку за Днестр. Над целью его самолет подбили вражеские зенитки. Он развернулся на обратный курс. Но в нескольких километрах от реки, уже над расположением наших войск, мотор его машины сдал, и он совершил вынужденную посадку в поле. Я видел, как он, посматривая вверх, ходил вокруг своего самолета. Решил сесть где-нибудь рядом с ним, забрать его и улететь. Но где приземлиться? Прямо на пшеничном поле — опасно: колосья могут забить радиатор, мотор перегреется и выйдет из строя. Можно угодить и в яму. Я сделал несколько кругов, ища подходящую полянку. Мочалов тем временем выбрался на дорогу, которая вела к деревне. Как только я начал снижаться, он взмахами рук просигналил мне не садиться здесь и лететь на восток. Убедившись еще раз, что в селе, к которому шел летчик, стоят наши, я полетел домой. Но Мочалов в часть не возвратился. Что с ним случилось, где он теперь — не знаю. До сих пор не могу простить себе, что не сел тогда и не вывез его…»

На сайте Минобороны России «Память народа», где размещается архивная информация о солдатах ВОВ, есть сведения и о Мочалове.

Сейчас Бельцкого уезда нет. Кременчуг так же, как и село Окланда входят в Сорокский район в Молдавии. Расстояние между этими населёнными пунктами — чуть более трёх километров.  

Между тем в более поздних записях о безвозвратных потерях, размещённых на сайте «Память народа» лётчик Александр Мочалов значится не попавшим в плен, а пропавшим без вести. 

Руководитель Русско-славянской общины Сорокского района Молдавии Людмила Витковская рассказала RT, что сразу после войны жители села Окланда предоставляли другую версию гибели лётчика. Все их показания, по её словам, были задокументированы. 

«Покрышкин убедился, что Мочалов успешно посадил самолёт и не стал приземляться, думая, что лётчик сам доберётся до командования. Однако, он не знал, что в селе находились румынские солдаты, в бой с которыми Мочалову пришлось вступить в одиночку», — рассказывает собеседница RT.

Потом, по словам Витковской, лётчик покончил с собой, лишь бы не сдаться в плен. Уже потом местные жители тайно от румын похоронили его. 

Из воспоминаний однополчанина Е. М. Ширшова

В статье «Мгновение подвига», напечатано воспоминание о подвиге Александра Петровича Мамкина его однополчанина, парторга эскадрильи Е. М. Ширшова, который принимал личное участие в выполнении боевых заданий. В ходе одного получил тяжелое ранение, в результате которого ему была ампутирована рука. Из воспоминаний Е.М. Ширшова стало известно:

Так в 1936 году с путевкой комсомола переступил порог школы пилотов Александр Петрович Мамкин и стал одним из ее лучших курсантов. Этому подтверждение воспоминания однополчанина. Вновь читаю в статье:

Из воспоминаний также узнали, что:

Это тоже свидетельство отличной учебы, общественной деятельности. В то время немногие из курсантов, удостаивались такой высокой чести и доверия партийного коллектива. Доверие нужно было еще завоевывать отличной учебой, ударным трудом, активным участием в общественной жизни школы, высокой дисциплиной. Словом, нужно было быть примером во всем.

Также из воспоминаний Е. М. Ширшова стало известно, что Александр Петрович не искал в жизни легких путей. Несмотря на то, что ему, как отличнику предоставлялось право широкого выбора места работы. Вновь возвращаюсь к воспоминаниям однополчанина:

В этом сохранившемся до наших дней, предельно сжатом документе дана деловая и политическая характеристика Александра Петровича. Нет более высокой оценки для учлета, чем «может быть инструктором». Это была высшая оценка выпускника летной школы. Александр Петрович не воспользовался правом выбора места работы.

На вопрос комиссии по распределению летного состава, куда он просит направить его на работу, Мамкин, не задумываясь, ответил:

Так после окончания летной школы в 1939 году он назначается работать в Таджикское управление Гражданского Воздушного Флота. Мне кажется, что именно комсомольская путевка сделала поворот в его жизни, стала тем событием, которое круто повернуло жизнь, став как бы главной точкой отсчета его жизни.

После успешного окончания летной школы Александр Петрович три года летал в Таджикском, а затем в Узбекском управлениях гражданского воздушного флота. Несмотря на сложные условия полетов в республиках средней Азии, он быстро освоился, вошел в строй пилотов. Уже в первый год работы он заслужил положительный отзыв. За неполные три года работы он сумел налетать 1700 часов без летных нарушений и перевести свыше двухсот тонн почты и грузов. За этим стоял большой упорный труд. Александр Петрович вышел победителем соревнования. Его труд был оценен как ударный, а фотография помещена на стенде передовиков соревнования летного подразделения.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ (в ВКонтакте):

События, о которых пойдет речь, произошли зимой 1943–44 годов, когда фашисты приняли зверское решение: использовать воспитанников Полоцкого детского дома № 1 как доноров. Немецким раненным солдатам нужна была кровь.

Где её взять? У детей. Первым встал на защиту мальчишек и девчонок директор детского дома Михаил Степанович Форинко. Конечно, для оккупантов никакого значения не имели жалость, сострадание и вообще сам факт такого зверства, поэтому сразу было ясно: это не аргументы.

Зато весомым стало рассуждение: как могут больные и голодные дети дать хорошую кровь? Никак. У них в крови недостаточно витаминов или хотя бы того же железа. К тому же в детском доме нет дров, выбиты окна, очень холодно. Дети всё время простужаются, а больные – какие же это доноры?

Сначала детей следует вылечить и подкормить, а уже затем использовать. Немецкое командование согласилось с таким «логическим» решением. Михаил Степанович Форинко предложил перевести детей и сотрудников детского дома в деревню Бельчицы, где находился сильный немецкий гарнизон. И опять-таки железная бессердечная логика сработала.

Первый, замаскированный шаг к спасению детей был сделан… А дальше началась большая, тщательная подготовка. Детей предстояло перевести в партизанскую зону, а затем переправлять на самолёте.

И вот в ночь с 18 на 19 февраля 1944 года из села вышли 154 воспитанника детского дома, 38 их воспитателей, а также члены подпольной группы «Бесстрашные» со своими семьями и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева.

Ребятишкам было от трёх до четырнадцати лет. И все – все! – молчали, боялись даже дышать. Старшие несли младших. У кого не было тёплой одежды – завернули в платки и одеяла. Даже трёхлетние малыши понимали смертельную опасность – и молчали…

На случай, если фашисты всё поймут и отправятся в погоню, около деревни дежурили партизаны, готовые вступить в бой. А в лесу ребятишек ожидал санный поезд – тридцать подвод. Очень помогли лётчики

В роковую ночь они, зная об операции, закружили над Бельчицами, отвлекая внимание врагов

Детишки же были предупреждены: если вдруг в небе появятся осветительные ракеты, надо немедленно садиться и не шевелиться. За время пути колонна садилась несколько раз. До глубокого партизанского тыла добрались все.

Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы.

Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов – это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем.

Николай Гастелло: история огненного подвига

26.06.2023

10143

26 июня 1941 года советский летчик Николай Гастелло совершил подвиг, являющийся одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной.

«Огненный таран» — так назвали подвиг Гастелло, когда летчик, сидя за штурвалом подбитого немцами самолета, направил его прямо на колонну фашистской техники. Гастелло взорвал машины и цистерны врага, но сам он и весь его экипаж погибли.

Николай Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве. Николай начал работать с 16 лет, трудился в столярной мастерской. В Муроме, куда затем переехала семья Гастелло, он работал слесарем на Паровозостроительном заводе.

В 1932 году Николая призвали в Красную армию и отправили учиться в Луганскую авиашколу. После учебы Гастелло служил в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й авиабригады, летал на четырехмоторных самолетах ТБ-3. Гастелло нес службу в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку, в 1939 году участвовал в боях на Халхин-Голе, в Советско-финской войне. Через год ему было присвоено звание капитана авиации.

Накануне Великой Отечественной войны, в мае 1941 года, Николай Гастелло стал командиром эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка, оснащенного бомбардировщиками ДБ-ЗФ.

Советский летчик с самого начала войны проявил свое мужество и храбрость. Из пулемета стоящего на аэродроме самолета он сбил  немецкий «Юнкерс-88».

26 июня 1941 года экипаж под командованием Николая Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на дороге Молодечно — Радошковичи в Минской области (Белоруссия). В экипаж входили лейтенант Григорий Скоробогатый, лейтенант Анатолий Бурденок и младший сержант Алексей Калинин. Когда советский самолет сбили немцы, Гастелло направил горящую машину прямо на скопление военной техники противника. Десятки машин были уничтожены на месте от взрыва его самолета. Считается, что экипаж самолета мог бы спастись, но летчики не воспользовались парашютами — все они погибли.

Фамилия Гастелло стала нарицательной. «Гастелловцами» называли летчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено около 600 «классических» воздушных таранов (самолетом по самолету), 506 таранов самолетом по наземной цели, 16 морских таранов (в это число могут входить и тараны морскими летчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов.

26 июля 1941 года капитану воздушного судна Николаю Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

На открытой площадке Музея Победы посетители смогут увидеть бомбардировщик Ил-4, а в фондах музея хранится брошюра «Капитан Гастелло», написанная в 1941 году его родными, ноты и текст песни «Баллада о капитане Гастелло» (1941), а также одна из первых марок с изображением подвига летчика.

#мп

Воспоминания воспитательницы детского дома Валентины Степановны Латко.

План операции по спасению около двухсот детей и взрослых из детского дома был детально разработан в штабе Полоцко – Лепельского партизанского соединения. Операция получила название «Звездочка».

Операцию по спасению детей поручили отрядам имени Щорса и Чапаева партизанской бригады имени Чапаева. Операция проводилась в несколько этапов. Вначале детей предстояло переправить в партизанскую деревню, а затем на Большую землю. Эвакуировать нужно было срочно, так как немцы к осени 1943 года стали проявлять особый интерес к Полоцкому детскому дому.

Комендант города Демель интересовался количеством воспитанников, их возрастом, здоровьем, национальностью. Партизанская разведка узнала, что детей планируют использовать донорами для раненных немецких солдат и офицеров. В детском доме было много малышей. Нести их пришлось на руках.

По договоренности с Москвой в день эвакуации над Бельчицами несколько раз пролетали советские самолеты, отвлекая немецкий гарнизон. Операция была проведена под покровом темноты и прошла успешно. Детей привезли в партизанскую деревню Емельянники. Немного подкормили и перевезли в деревню Ушачу, а потом самолетами на Большую землю.

Доставить детей на Большую землю было поручено опытным летчикам Дмитрию Кузнецову и уроженцу хутора Крестьянский Репьевского района Мамкину Александру Петровичу.

За их «головы» гитлеровское командование обещало большое вознаграждение в размере 50 тысяч марок, поместье с большим наделом земли и крестьянами, а также боевой орден – «железный крест».

Валентина Степановна вспоминает, что прежде чем совершить полет Александр Петрович Мамкин пришел познакомиться с детьми, подбодрить. Обращаясь к Валентине Степановне, сказал:

Александр Петрович обучил старшего мальчика Володю Шишкова как открывать люки, производить высадку пассажиров. Затем поместил Володю в задней кабине, а Валентину Степановну и девять детей в фюзеляже, двух раненых партизан – в кассетах, похожих на торпедные аппараты. Володя Шишков, сидевший в задней кабине потом рассказал о том, что было в воздухе. Неожиданно впереди вспыхнуло пламя, и оборвало шум мотора. Видимо, снаряд перебил бензопровод, и двигатель начал гореть. Пламя все ближе к кабине. Огонь и едкий дым мешают ориентироваться.

Александр Петрович так же был еще и ранен в руку, Одежда на пилоте горит. Нечеловеческие усилия нужно было сделать, чтоб посадить самолет. Тишина и огонь. Это то, что увидела Валентина Степановна, когда вылезла из люка, который открыл Володя Шишков. Он сказал, что Александр Петрович Мамкин теряя сознание, успел крикнуть:

Когда нашли Александра Петровича Мамкина, он был без сознания, на нем еще в некоторых местах горела одежда. Он был отправлен в госпиталь.

В те скорбные дни командир писал:

Эти строки читаем в воспоминаниях однополчан. Спасти летчика не удалось. Его похоронили в селе Чухинино.

В 50 х прах летчика перенесли в город Вележ, Смоленской области. Перезахоронили на мемориальном воинском кладбище на Ледова горе в братской могиле воинов Советской Армии, павших смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. На озере Болныря, на месте где произвел посадку самолет Александра Петровича Мамкина скромный монумент на нем выведено.

Их расстреляли на рассвете…

Их расстреляли на рассвете,Когда еще белела мгла.Там были женщины и детиИ эта девочка была.

***

Сперва велели им раздетьсяИ встать затем ко рву спиной,Но прозвучал вдруг голос детскийНаивный, чистый и живой:Чулочки тоже снять мне, дядя?

***

Не осуждая, не браня,Смотрели прямо в душу глядяТрехлетней девочки глаза.«Чулочки тоже» —и смятеньем на миг эсесовец объятРука сама собой с волненьем вдруг опускает автомат.

***

Он словно скован взглядом синим, и кажется он в землю врос,Глаза, как у моей дочурки? — в смятенье сильном произнес.

***

Охвачен он невольно дрожью,Проснулась в ужасе душа.Нет, он убить ее не может,Но дал он очередь спеша.

***

Упала девочка в чулочках…Снять не успела, не смогла.Солдат, солдат, что если б дочкаВот здесь, вот так твоя легла…Ведь это маленькое сердцеПробито пулею твоей…

***

Ты Человек, не просто немецИли ты зверь среди людей…Шагал эсэсовец угрюмо,С земли не поднимая глаз,впервые может эта думаВ мозгу отравленном зажглась.

***

И всюду взгляд струится синий,И всюду слышится опять,И не забудется поныне:Чулочки, дядя, тоже снять?»Муса Джалиль

источник

Обращения к чиновникам

Серёжа Боженов рассказывает, что очень удивился, когда узнал, что о подвиге лётчика Мочалова фактически ничего не знают на родине, и решил помочь деду восстановить справедливость.  

В январе 2020 года школьник написал обращение в МИД РФ и прикрепил все документы, которые ему отправила молдавская сторона. Подростку пришёл ответ, что после его обращения была организована работа по паспортизации захоронения в селе Окланда и внесение биографических данных лейтенанта Мочалова в учётную карточку захоронения.

А вот добиться награждения героя мальчику пока не удалось. Он показывает стопку ответов от чиновников. 

«Меня благодарят за любовь к Родине и активную позицию, но в итоге сообщают, что «нереализованных за годы войны наградных листов нет и присвоить Мочалову Орден Мужества посмертно возможности нет. Однако других героев награждают. Например, Александру Печерскому — организатору восстания в лагере смерти Собибор — присвоили Орден Мужества в 2016 году. Считаю, что Мочалов тоже достоин награды», — говорит Боженов. 

Недавно школьник получил ответ на своё обращение в Совет Федерации. Как следует из письма, сенаторы попросили Национальный координационный комитет «Победа» Республики Молдова обратиться к президенту страны Игорю Додону, чтобы он в свою очередь ходатайствовал перед российским лидером Владимиром Путиным о награждении лётчика Мочалова. Почему следует действовать по такой длинной схеме, подросток  не понимает.

В Шабалинском районе Кировской области не стали ходатайствовать о награждении земляка, хотя и и решили увековечить память героя после обращения школьника. 

«Ходатайствовать о присвоении государственной награды мы не могли — это выходит за рамки наших полномочий, — рассказывает RT заместитель председателя Законодательного Собрания Кировской области Герман Гончаров. — Но, поскольку вопрос не рядовой, то председатель Заксобрания Владимир Бакин поручил проработать вопрос об увековечивании памяти Александра Мочалова на территории Кировской области. В настоящее время совместно с администрацией Шабалинского района прорабатывается вопрос о том, чтобы именем Мочалова была названа улица в районном центре или в одном из населенных пунктов Шабалинского района».

Дед школьника Александр Козырев не понимает, почему официальные власти не идут им со внуком на встречу.

«Я увидел с каким почтением к моему земляку относятся в Молдавии. А с российской стороны глухая непробиваемая стена, — вздыхает Козырев. — И на самом деле, Серёжа уже немного отчаялся, получая везде отказы. Но пока он не сдаётся и говорит, что будет писать до тех пор, пока не получит внятного ответа, почему одних героев награждают, а другие будто не достойны».

«Существует положение, в соответствии с которым за войну награждают только тех, на кого писались во время войны представления к награде. Это сделано для того, чтобы не было случаев, чтобы задним числом награждали того, кого в годы войны героями не считали. Награждают после войны только тех, у кого есть нереализованные наградные листы. Человека, к примеру, представили к награде, а в штабе кто-то написал, что недостоин. Это будет считаться нереализованным наградным листом. Соответственно, на Мочалова никто в годы войны представления к награде не писал», — рассказал RT Морозов.

RT направил запрос в Министерство Обороны РФ, однако ответа пока не получил. 

Воспоминания детей, участников «Огненного рейса»

В газете «Комсомольская правда» от 01.01.01 года нашли воспоминания участников «Огненного рейса». В статье «Слово – спасенным» читаем следующие строки.

«Я та самая воспитательница, что летела вместе с детьми на самолете Александра Мамкина.

Образ и подвиг Саши сохранятся навек не только в моем сердце. Его образ, будет жить всегда в сердце моего сына Анатолия, который летел вместе со мной. Сейчас он уже имеет свою семью и часто рассказывает сыну о своем спасителе.

Да, этот человек пожертвовал всем для спасения нас. В тот момент, когда загорелся самолет, он мог спрыгнуть с парашютом. Но довел самолет, горевший, как факел, до Большой земли.

О его подвиге я рассказываю своим школьникам. Стараюсь, чтобы они были такими же скромными, честными, чуткими к людям, каким был Саша Мамкин – настоящий герой войны».

В. Гировка. Деревня Ореховко, Витебской области:

Форин слесарь – ремонтник Минского завода тракторных запчастей:

Чем больше мы узнавали о летчике – герое, тем сильнее, было обидно за слова «какой же он герой». Да нужно было просто добавить «Он верный сын своей Отчизны».

А на днях пришло письмо от ветерана Великой Отечественной войны гвардии подполковника Авакумова Анатолия Ивановича. Он прислал тетради с копиями писем от детей летевших на самолете Александра Петровича Мамкина.

Дети писали своей воспитательнице летевшей с ними Валентине Степановне Латко. Во всех письмах дети благодарят Александра Петровича. Хочется привести строки из письма Владимира Шишкова, мальчика, которого учил летчик, как действовать на случай непредвиденных ситуаций. Именно это и помогло спастись малышам.

Это письмо Владимир писал уже взрослым, имея детей. Оно написано 31 марта 1965 года. Страна встречала 20-ый победный май. 20 лет срок не малый. Сколько любви мы видим в этих строках, а сколько боли? Много лет прошло с того «Огненного рейса», а спасенные дети передают глубокую любовь и чувство благодарности своим детям, внукам. Это дорогого стоит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
История России
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: